Британский философ Джон Стюарт Милль был известным борцом за права женщин, но его жена Гарриет Тейлор-Милль по иронии судьбы оказалась забыта.
Сам он писал, что жена «частично была автором всего лучшего, что есть в моих работах».
Гарриет родилась в 1807 году, в 19 лет она в первый раз вышла замуж. Спустя четыре года после замужества, в 1830-м, она была представлена Стюарту Миллю. У новых знакомых оказалось много общих интересов: оба они в разной степени размышляли над нетривиальной для тех времен проблемой прав женщин.
В 1833-м они вместе написали эссе «О браке», в котором рассуждали в том числе о праве на развод. Но в викторианской Англии подобное было невозможно, и Гарриет смогла выйти замуж за Джона Стюарта Милля только после смерти первого мужа. Их отношения шокировали консервативное общество XIX века.
Заслуги Гарриет Тейлор-Милль в разработке теоретических основ женских прав, возможно, еще предстоит оценить, так как она предпочитала публиковать свои работы под именем мужа или анонимно. Вместе с тем степень ее участия в работе над знаменитым эссе «О подчинении женщины» Джона Стюарта Милля до сих пор вызывает споры.
Одни ученые полагают, что Гарриет была соавтором мужа в этой работе, другие — что эссе было полностью написано ею и лишь опубликовано под именем мужа.
Она помогала создавать и другие работы Джона Сюарта Милля, например, эссе «О свободе», которое посвящено индивидуальной свободе личности и ограничениям со стороны государства, а также труд «Принципы политической экономии», в котором анализировались различные политические системы. Для этой работы Гарриет написала главу «О возможном будущем трудящихся классов».
Источник: Forbes
#НемолчиУз #невидимыеженщины
Сам он писал, что жена «частично была автором всего лучшего, что есть в моих работах».
Гарриет родилась в 1807 году, в 19 лет она в первый раз вышла замуж. Спустя четыре года после замужества, в 1830-м, она была представлена Стюарту Миллю. У новых знакомых оказалось много общих интересов: оба они в разной степени размышляли над нетривиальной для тех времен проблемой прав женщин.
В 1833-м они вместе написали эссе «О браке», в котором рассуждали в том числе о праве на развод. Но в викторианской Англии подобное было невозможно, и Гарриет смогла выйти замуж за Джона Стюарта Милля только после смерти первого мужа. Их отношения шокировали консервативное общество XIX века.
Заслуги Гарриет Тейлор-Милль в разработке теоретических основ женских прав, возможно, еще предстоит оценить, так как она предпочитала публиковать свои работы под именем мужа или анонимно. Вместе с тем степень ее участия в работе над знаменитым эссе «О подчинении женщины» Джона Стюарта Милля до сих пор вызывает споры.
Одни ученые полагают, что Гарриет была соавтором мужа в этой работе, другие — что эссе было полностью написано ею и лишь опубликовано под именем мужа.
Она помогала создавать и другие работы Джона Сюарта Милля, например, эссе «О свободе», которое посвящено индивидуальной свободе личности и ограничениям со стороны государства, а также труд «Принципы политической экономии», в котором анализировались различные политические системы. Для этой работы Гарриет написала главу «О возможном будущем трудящихся классов».
Источник: Forbes
#НемолчиУз #невидимыеженщины
В Сурхандарьинской области задержали мужчину, развращавшего 10-летнюю девочку.
В Сурхандарьинской области правоохранительные органы задержали 32-летнего мужчину по подозрению в развращении 10-летней девочки. Об этом сообщил официальный канал уполномоченной по правам ребёнка.
Инцидент произошел 3 июня 2024 года. Сосед девочки, воспользовавшись отсутствием взрослых, совершил развратные действия сексуального характера против малолетней.
Мужчина угрожал девочке убить её, если она кому-нибудь расскажет о случившемся. Но девочка всё же сумела записать на телефон доказательства домогательств.
Несмотря на предоставленную видеозапись, следственные органы сразу не предприняли соответствующих мер в отношении подозреваемого.
После обращения родителей к детской омбудсменке и её обращения в МВД, 7 июля было возбуждено уголовное дело по пункту "в" части 2 статьи 129 УКРУз ("Развратные действия в отношении лица, не достигшего четырнадцати лет"). Мужчине может грозить до 5 лет лишения свободы.
Важно отметить, что преступления по данной статье не подлежат условно-досрочному освобождению.
#немолчиуз #дети #УзбекистанБезНасилия
В Сурхандарьинской области правоохранительные органы задержали 32-летнего мужчину по подозрению в развращении 10-летней девочки. Об этом сообщил официальный канал уполномоченной по правам ребёнка.
Инцидент произошел 3 июня 2024 года. Сосед девочки, воспользовавшись отсутствием взрослых, совершил развратные действия сексуального характера против малолетней.
Мужчина угрожал девочке убить её, если она кому-нибудь расскажет о случившемся. Но девочка всё же сумела записать на телефон доказательства домогательств.
Несмотря на предоставленную видеозапись, следственные органы сразу не предприняли соответствующих мер в отношении подозреваемого.
После обращения родителей к детской омбудсменке и её обращения в МВД, 7 июля было возбуждено уголовное дело по пункту "в" части 2 статьи 129 УКРУз ("Развратные действия в отношении лица, не достигшего четырнадцати лет"). Мужчине может грозить до 5 лет лишения свободы.
Важно отметить, что преступления по данной статье не подлежат условно-досрочному освобождению.
#немолчиуз #дети #УзбекистанБезНасилия
12 августа в соцсетях распространилась информация о том, что в Хорезмской области 13-летнюю девочку изнасиловали пятеро парней.
В пресс-службе детского Омбудсмана сообщили NOVA24, что дело взято под контроль.
Инцидент произошел в Шаватском районе, 13-летняя школьница забеременела и родила девочку. Сообщалось, что девочку изнасиловали пятеро ее одноклассников из школы №23 15-16 лет.
Однако позже стало известно, что виновны пятеро парней, двое из которых совершеннолетние (2005 годарождения). Остальные трое — учащиеся 9,10 и 11 классов. В отношении всех пятерых возбуждено уголовное дело, следствие ведёт ОВД Шаватского района.
Источник: nova24
#НемолчиУз #Дети
В пресс-службе детского Омбудсмана сообщили NOVA24, что дело взято под контроль.
Инцидент произошел в Шаватском районе, 13-летняя школьница забеременела и родила девочку. Сообщалось, что девочку изнасиловали пятеро ее одноклассников из школы №23 15-16 лет.
Однако позже стало известно, что виновны пятеро парней, двое из которых совершеннолетние (2005 годарождения). Остальные трое — учащиеся 9,10 и 11 классов. В отношении всех пятерых возбуждено уголовное дело, следствие ведёт ОВД Шаватского района.
Источник: nova24
#НемолчиУз #Дети
Узбекистанские велосипедистки впервые покоряют "Tour de France Femmes"
Впервые в истории, узбекская команда "Tashkent City Women Professional Cycling Team" примет участие в престижном "Tour de France Femmes". Это знаменательное событие для узбекского велоспорта!
"Tour de France Femmes", стартовавший 12 августа в Нидерландах, является самым престижным соревнованием в женском шоссейном велоспорте.
В гонке, состоящей из 8 этапов на дистанции 947,9 км, выступят 7 представительниц Узбекистана:
Янина Кускова
Маргарита Мисюрина
Нафосат Козиева
Мадина Каххорова
Анна Кускова
Мохинабону Эльмуродова
Асаль Ризаева
Желаем нашим спортсменкам удачи и гордимся их участием в этом престижном турнире! Их участие - это большая победа для узбекского велоспорта!
#НемолчиУз #ЖенщиныСпорт
Впервые в истории, узбекская команда "Tashkent City Women Professional Cycling Team" примет участие в престижном "Tour de France Femmes". Это знаменательное событие для узбекского велоспорта!
"Tour de France Femmes", стартовавший 12 августа в Нидерландах, является самым престижным соревнованием в женском шоссейном велоспорте.
В гонке, состоящей из 8 этапов на дистанции 947,9 км, выступят 7 представительниц Узбекистана:
Янина Кускова
Маргарита Мисюрина
Нафосат Козиева
Мадина Каххорова
Анна Кускова
Мохинабону Эльмуродова
Асаль Ризаева
Желаем нашим спортсменкам удачи и гордимся их участием в этом престижном турнире! Их участие - это большая победа для узбекского велоспорта!
#НемолчиУз #ЖенщиныСпорт
Родилась она 13 февраля 1905 года в Хиве. Её отец, Джуманияз Султанмурадов, был муллой и земледельцем в селе Чандыр (Киятский район). В 1916 году он участвовал в народном восстании, за что был преследуем Хивинским ханом. В результате семья покинула ханство и до 1919 года жила в Торткуле. Джуманияз был прогрессивным человеком, близким к движению просвещения и реформизма, и стремился дать дочерям современное образование. В 1911 году он отправил Марям в татарскую «новометодную» школу в Ургенче, где она училась пять лет. Затем она продолжила обучение в школе «Джадид» в Торткуле.
В 1919 году Марям отправилась в Ташкент, где поступила на педагогическое отделение Татарского педагогического института. Позже она продолжила обучение в Оренбурге. Во время летних каникул 1921 года Марям работала в Хорезме, где была назначена заведующей литературным отделом, а затем женским отделом Центрального совета Хорезмской компартии. В 1922 году она вернулась в Ташкент и поступила на рабфак Среднеазиатского государственного университета.
В октябре 1922 года Марям была включена в список студентов, которых правительство Бухары решило отправить на обучение в Германию. Вначале Марям жила в немецкой семье в Берлине, где прошла 6-месячный курс немецкого языка в Берлинском университете с 1922 по 1923 год. В 1924 году она поступила в высшую семинарию в Дармштадте с намерением внести вклад в развитие образования и культуры своей страны вместе с молодежью из разных стран.
Во время летних каникул 1927 года она вместе с подругой посетила Париж, где случайная встреча с Ахмедом Наимом и Мустафой Чокайларом привела к последующим репрессиям против них.
⠀
Подготовила Росина Ангалышева
⠀
Использованы статьи Бахрома Ирзаева и Юлдуз Рахмоновой, и
Шерали Турдиева.
⠀
#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
В 1919 году Марям отправилась в Ташкент, где поступила на педагогическое отделение Татарского педагогического института. Позже она продолжила обучение в Оренбурге. Во время летних каникул 1921 года Марям работала в Хорезме, где была назначена заведующей литературным отделом, а затем женским отделом Центрального совета Хорезмской компартии. В 1922 году она вернулась в Ташкент и поступила на рабфак Среднеазиатского государственного университета.
В октябре 1922 года Марям была включена в список студентов, которых правительство Бухары решило отправить на обучение в Германию. Вначале Марям жила в немецкой семье в Берлине, где прошла 6-месячный курс немецкого языка в Берлинском университете с 1922 по 1923 год. В 1924 году она поступила в высшую семинарию в Дармштадте с намерением внести вклад в развитие образования и культуры своей страны вместе с молодежью из разных стран.
Во время летних каникул 1927 года она вместе с подругой посетила Париж, где случайная встреча с Ахмедом Наимом и Мустафой Чокайларом привела к последующим репрессиям против них.
⠀
Подготовила Росина Ангалышева
⠀
Использованы статьи Бахрома Ирзаева и Юлдуз Рахмоновой, и
Шерали Турдиева.
⠀
#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
Муж, доведший женщину до самоубийства в Бекабадском районе, получил 9 лет тюрьмы.
В конце марта этого года, в проект Немолчи.уз обратился брат погибшей, который рассказал, что при жизни муж его сестры постоянно избивал её. За 9 лет брака они прожили вместе только три года, но и за это время молодая девушка получила три охранных ордера.
За некоторое время до смерти, мужчина вновь забрал жену с двумя дочерьми из дома её родителей. На переживания матери, женщина ответила, чтобы мать не переживала, "ведь у неё есть охранный ордер".
28 марта девушка выпрыгнула из окна 5 этажа. Был задержан муж погибшей, прокуратура начала своё расследование.
По сообщению пресс-секретаря Верховного Суда Азиза Абидова, 13 августа было вынесено решение по этому делу. Мужа погибшей Д.Х 1989 года рождения признали виновным по пункту "а" части 2 статьи 103 УК РУз (Доведение до самоубийства находившегося) и приговорили к 9 годам лишения свободы.
Отмечается, что виновный может обжаловать решение в установленные сроки.
Виновному было назначено строгое наказание, исходя из статьи, однако не может не возникнуть вопрос, почему же при трех охранных ордерах не проводилась профилактическая работа? Почему мужчина до трагедии неоднократно избивавших свою жену не понёс наказание? Почему государство не предприняло действий, чтобы двое девочек не остались без матери?
#НеМолчиУз #немолчи_итоги #Справедливость
В конце марта этого года, в проект Немолчи.уз обратился брат погибшей, который рассказал, что при жизни муж его сестры постоянно избивал её. За 9 лет брака они прожили вместе только три года, но и за это время молодая девушка получила три охранных ордера.
За некоторое время до смерти, мужчина вновь забрал жену с двумя дочерьми из дома её родителей. На переживания матери, женщина ответила, чтобы мать не переживала, "ведь у неё есть охранный ордер".
28 марта девушка выпрыгнула из окна 5 этажа. Был задержан муж погибшей, прокуратура начала своё расследование.
По сообщению пресс-секретаря Верховного Суда Азиза Абидова, 13 августа было вынесено решение по этому делу. Мужа погибшей Д.Х 1989 года рождения признали виновным по пункту "а" части 2 статьи 103 УК РУз (Доведение до самоубийства находившегося) и приговорили к 9 годам лишения свободы.
Отмечается, что виновный может обжаловать решение в установленные сроки.
Виновному было назначено строгое наказание, исходя из статьи, однако не может не возникнуть вопрос, почему же при трех охранных ордерах не проводилась профилактическая работа? Почему мужчина до трагедии неоднократно избивавших свою жену не понёс наказание? Почему государство не предприняло действий, чтобы двое девочек не остались без матери?
#НеМолчиУз #немолчи_итоги #Справедливость
В Сурхандарье подросток убил сестру из-за общения с мальчиками.
Сообщается, что в Сурхандарьинской области 16-летний парень забил свою 18-летнюю сестру до смерти, "проучив" ее за отношения с мальчиками.
Трагедия произошла 11 августа. В дежурную часть ОВД Музрабатского района поступило сообщение о том, что юноша 2008 года рождения избил свою сестру 2006 года рождения палкой и металлическим предметом. Причиной нападения, по словам подростка, стали отношения его сестры с мальчиками.
От полученных травм девушка скончалась на месте.
Районная прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 97 (Умышленное убийство) Уголовного кодекса, подозреваемый арестован.
Такое ужасное можно отнести к так называемым "убийствам чести", когда мужчины мотивируют свои поступки контролем над женщинами во имя мифических норм и ценностей. Необходимо бороться с подобными проявлениями жестокости и насилия, прививать ценность человеческой жизни и недопустимость к насилию.
#НеМолчиУз #УзбекистанБезНасилия #Дети
Сообщается, что в Сурхандарьинской области 16-летний парень забил свою 18-летнюю сестру до смерти, "проучив" ее за отношения с мальчиками.
Трагедия произошла 11 августа. В дежурную часть ОВД Музрабатского района поступило сообщение о том, что юноша 2008 года рождения избил свою сестру 2006 года рождения палкой и металлическим предметом. Причиной нападения, по словам подростка, стали отношения его сестры с мальчиками.
От полученных травм девушка скончалась на месте.
Районная прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 97 (Умышленное убийство) Уголовного кодекса, подозреваемый арестован.
Такое ужасное можно отнести к так называемым "убийствам чести", когда мужчины мотивируют свои поступки контролем над женщинами во имя мифических норм и ценностей. Необходимо бороться с подобными проявлениями жестокости и насилия, прививать ценность человеческой жизни и недопустимость к насилию.
#НеМолчиУз #УзбекистанБезНасилия #Дети
"Женские" восстания в Туркестане.
Предпосылки: Восстание 1916 года в Туркестане началось в ответ на царский указ от 25 июня 1916 года, который предусматривал принудительное привлечение мужского «инородческого» населения к тыловым работам. Это событие стало важной вехой в истории Туркестана.
Последствия: В ходе восстания произошли значительные изменения в социальной роли женщин. Возникли новые формы политического активизма, что привело к изменению восприятия женщин в обществе.
Социальные последствия восстания включали усиление феодального угнетения и ухудшение экономического положения местного населения.
Для более подробной информации о развитии событий и изменения роли женщин в это время, ознакомьтесь с хронологией событий в инфографике.
#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
Предпосылки: Восстание 1916 года в Туркестане началось в ответ на царский указ от 25 июня 1916 года, который предусматривал принудительное привлечение мужского «инородческого» населения к тыловым работам. Это событие стало важной вехой в истории Туркестана.
Последствия: В ходе восстания произошли значительные изменения в социальной роли женщин. Возникли новые формы политического активизма, что привело к изменению восприятия женщин в обществе.
Социальные последствия восстания включали усиление феодального угнетения и ухудшение экономического положения местного населения.
Для более подробной информации о развитии событий и изменения роли женщин в это время, ознакомьтесь с хронологией событий в инфографике.
#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
Парламент Ирака в первом чтении принял закон, который снизит брачный возраст для девушек до 9 лет, а для юношей до 15 лет. Активисты уверены, что это грозит сексуализированным насилием над девочками.
Правозащитники вышли на улицы Багдада и других городов с протестами. Активисты считают, что нововведение фактически легализует изнасилование девочек.
⠀
«Это катастрофа для женщин. Мой супруг и моя семья против детских браков. Но представьте, если наша дочь выйдет замуж, а муж дочери захочет выдать замуж нашу внучку, когда она будет ещё ребёнком. Новый закон позволит ему это сделать», заявила Рая Фаик —активистка, координаторка групп протестующих против нового снижения брачного возраста, передает The Guardian.
⠀
Сторонники закона обвиняют протестующих в «моральном упадке» и «следовании западной повестке». Уже несколько лет в Ираке большинство мест в парламенте занимают религиозные группы. Они приняли несколько законов, основанных на шариате. В их числе — введение в стране обязательных религиозных праздников, криминализация негетеросексуальных людей, а также закон, позволяющий насильнику уйти от наказания, если он женится на жертве.
⠀
«Мужчины-депутаты, которые поддерживают закон, спрашивают: а что плохого в браке с несовершеннолетней? Но они мыслят узколобо. Не принимают во внимание, что они являются законодателями, которые определяют судьбу людей», говорит Алия Нассиф —
активистка, иракская депутатка, протестующая против снижения брачного возраста.
⠀
Активисты за женские права также считают, что парламент принимает консервативные законы, потому что боится тех, кто выступает за права и свободы граждан. В 2019 году в стране разгорелись антиправительственные протесты молодёжи, и власти надеются избежать повторения.
⠀
По действующему закону, принятому в 1959 году, брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. Однако, по данным ЮНИСЕФ, около трети браков заключаются с девушками младше этого возраста. В результате они страдают от сексуализированного абьюза со стороны взрослых мужей и проблем со здоровьем из-за ранних беременностей.
⠀
Источник: burning hut
⠀
#НеМолчиУз #насилиевмире
Правозащитники вышли на улицы Багдада и других городов с протестами. Активисты считают, что нововведение фактически легализует изнасилование девочек.
⠀
«Это катастрофа для женщин. Мой супруг и моя семья против детских браков. Но представьте, если наша дочь выйдет замуж, а муж дочери захочет выдать замуж нашу внучку, когда она будет ещё ребёнком. Новый закон позволит ему это сделать», заявила Рая Фаик —активистка, координаторка групп протестующих против нового снижения брачного возраста, передает The Guardian.
⠀
Сторонники закона обвиняют протестующих в «моральном упадке» и «следовании западной повестке». Уже несколько лет в Ираке большинство мест в парламенте занимают религиозные группы. Они приняли несколько законов, основанных на шариате. В их числе — введение в стране обязательных религиозных праздников, криминализация негетеросексуальных людей, а также закон, позволяющий насильнику уйти от наказания, если он женится на жертве.
⠀
«Мужчины-депутаты, которые поддерживают закон, спрашивают: а что плохого в браке с несовершеннолетней? Но они мыслят узколобо. Не принимают во внимание, что они являются законодателями, которые определяют судьбу людей», говорит Алия Нассиф —
активистка, иракская депутатка, протестующая против снижения брачного возраста.
⠀
Активисты за женские права также считают, что парламент принимает консервативные законы, потому что боится тех, кто выступает за права и свободы граждан. В 2019 году в стране разгорелись антиправительственные протесты молодёжи, и власти надеются избежать повторения.
⠀
По действующему закону, принятому в 1959 году, брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. Однако, по данным ЮНИСЕФ, около трети браков заключаются с девушками младше этого возраста. В результате они страдают от сексуализированного абьюза со стороны взрослых мужей и проблем со здоровьем из-за ранних беременностей.
⠀
Источник: burning hut
⠀
#НеМолчиУз #насилиевмире
Ищут респонденток!
Докторант кафедры политологии Университета Висконсин-Мэдисон, Хасан Реджабоев, проводит социальное исследование, посвященное сельскохозяйственному труду в Советском Союзе. Для этого мы ищем респонденток, соответствующих следующим критериям:
- Женщина 68 лет и старше
- Участие в аграрном или сельском хозяйстве в советское время, в том числе участие в госпланах по сбору урожая (хлопок, фрукты, зерно, пшеница, картофель и т.д.), где задействовались непрофильные сотрудники, студенты или школьники.
- Родом из Узбекистана (особенно приветствуются респонденты из Ташкентской области, Ферганской долины, Хорезмской области, Республики Каракалпакстан)
- Готовность поделиться своим личным опытом.
Формат интервью:
- Полностью анонимное (без Вашего имени и фото)
- Лично, по телефону или через Zoom
- Длительность: от 1 до 3 часов
- Язык: Русский или Узбекский (на выбор респондентки)
- Разговор будет записан только на аудио запись
За ваше участие вы получите денежное вознаграждение в размере 65,000 сум.
Если вы знаете кого-то, кто подходит под указанные критерии и готов принять участие, пожалуйста, свяжитесь с нами:
📞 Телефон/Telegram: @shohruh_sdlv (+998770056838)
Докторант кафедры политологии Университета Висконсин-Мэдисон, Хасан Реджабоев, проводит социальное исследование, посвященное сельскохозяйственному труду в Советском Союзе. Для этого мы ищем респонденток, соответствующих следующим критериям:
- Женщина 68 лет и старше
- Участие в аграрном или сельском хозяйстве в советское время, в том числе участие в госпланах по сбору урожая (хлопок, фрукты, зерно, пшеница, картофель и т.д.), где задействовались непрофильные сотрудники, студенты или школьники.
- Родом из Узбекистана (особенно приветствуются респонденты из Ташкентской области, Ферганской долины, Хорезмской области, Республики Каракалпакстан)
- Готовность поделиться своим личным опытом.
Формат интервью:
- Полностью анонимное (без Вашего имени и фото)
- Лично, по телефону или через Zoom
- Длительность: от 1 до 3 часов
- Язык: Русский или Узбекский (на выбор респондентки)
- Разговор будет записан только на аудио запись
За ваше участие вы получите денежное вознаграждение в размере 65,000 сум.
Если вы знаете кого-то, кто подходит под указанные критерии и готов принять участие, пожалуйста, свяжитесь с нами:
📞 Телефон/Telegram: @shohruh_sdlv (+998770056838)
История жизни Собиры Холдоровой — это не только трагедия, вызванная политическими репрессиями, но и вдохновляющий пример того, как сильный характер, преданность семье и стремление к знаниям помогают преодолеть самые тяжелые испытания. Её путь от простой девочки из дехканской семьи до влиятельной деятельницы оставил яркий след в истории Узбекистана.
Ранние годы и образование
Собира Холдарова родилась в 1907 году в городе Чуст в небогатой дехканской семье. В возрасте пяти лет она потеряла отца, который погиб в борьбе за воду с мирабами (контролировавшими распределение воды). Её дядя, Умар Кузибоев, взял на себя ответственность за воспитание племянницы, и перевез её в свою семью в Коканд. В 1918 году её дядя погиб в ходе смуты, начавшейся в Туркестане, из-за чего они с матерью были вынуждены перебраться к другим родственникам.
В 1919 году 13-летнюю Собиру выдали замуж за мужчину значительно старше её. Собира не признала этот брак, и её супруг решил заморить её голодом, закрыв в сарае. Однако она сумела сбежать, а милиция, найдя еёплачущей на обочине, направила в школу-интернат № 5. Когда её мать узнала, что Собира находится в интернате, она устроилась туда работать, что позволило Собрие продолжить образование. Благодаря поддержке матери, Собира окончила шестимесячные курсы на педагога и начала преподавать в махаллях Коканда.
Общественная и профессиональная деятельность
С юных лет Собира проявляла активную жизненную позицию и увлеклась общественной деятельностью. В 1923 году Собира продолжила обучение вместе с подругами из школы- интернат, такими как Халима Насирова и Хосият Комилова, в «Хотин кизлар Билим Юрти» в Ташкенте. 3 ноября 1924 года на митинге женщин против неравенства в старом городе Ташкента Собира демонстративно сняла паранджу.
Во время учёбы в Билим Юрт она активно участвовала в комсомольской жизни, став секретарём комсомольской ячейки. Затем начала работать редакторкой различных молодёжных изданий, таких как газета «Кызыл кунгирок» и журнал «Янги йул», уже в 17 лет. Она также участвовала в еженедельном бюллетене женотдела, где познакомилась с лидерами борьбы за свободу женщин, включая Серафиму Любимову.
В 1925 году, после окончания учебы с отличием, Собира начала преподавать в женской школе в Кашкарской махалле и продолжила работать редактором в журнале «Янги йул». Она писала об образовании девочек, отказе от паранджи, выходе на работу и борьбе против консервативных взглядов .Её журналистская карьера началась именно в этот период.
В 1926 году она поступила в Государственный институт журналистики в Москве, где познакомилась с лидерами борьбы за права женщин и представителями прессы, а также встретилась с Надеждой Крупской.
В 1927 году Собира вступила в ряды КПСС. Проживая в Москве, она встретила своего первого супруга Саидахмада Назарова, и вскоре они поженились. Через год у них родился сын. В 1929 году, окончив институт с отличием, она стала первой женщиной-журналисткой из УзССР. Вернувшись в Узбекистан, она работала редактором в газете «Янги йул» и второй редактором в «Ишчи» в Самарканде, активно участвуя в общественной жизни.
Однако её супруг был обвинён в убийстве и после длительного расследования был расстрелян.
В 1930 году она была избрана членом ЦК по общественной агитации и председательницей сектора по работе с женщинами и девушками. В дальнейшем стала первой секретаркой Кировского района Ташкента.
⠀
Продолжение в карточках
⠀
Подготовила Росина Ангалышева
⠀
Использованы материалы с сайтов qalampir.uz, gazeta.uz, «Макола журнал» и материалы Р-2854, опись 1, дело 37. Личный фонд Саодат Шамсиевой.
⠀
#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
Ранние годы и образование
Собира Холдарова родилась в 1907 году в городе Чуст в небогатой дехканской семье. В возрасте пяти лет она потеряла отца, который погиб в борьбе за воду с мирабами (контролировавшими распределение воды). Её дядя, Умар Кузибоев, взял на себя ответственность за воспитание племянницы, и перевез её в свою семью в Коканд. В 1918 году её дядя погиб в ходе смуты, начавшейся в Туркестане, из-за чего они с матерью были вынуждены перебраться к другим родственникам.
В 1919 году 13-летнюю Собиру выдали замуж за мужчину значительно старше её. Собира не признала этот брак, и её супруг решил заморить её голодом, закрыв в сарае. Однако она сумела сбежать, а милиция, найдя еёплачущей на обочине, направила в школу-интернат № 5. Когда её мать узнала, что Собира находится в интернате, она устроилась туда работать, что позволило Собрие продолжить образование. Благодаря поддержке матери, Собира окончила шестимесячные курсы на педагога и начала преподавать в махаллях Коканда.
Общественная и профессиональная деятельность
С юных лет Собира проявляла активную жизненную позицию и увлеклась общественной деятельностью. В 1923 году Собира продолжила обучение вместе с подругами из школы- интернат, такими как Халима Насирова и Хосият Комилова, в «Хотин кизлар Билим Юрти» в Ташкенте. 3 ноября 1924 года на митинге женщин против неравенства в старом городе Ташкента Собира демонстративно сняла паранджу.
Во время учёбы в Билим Юрт она активно участвовала в комсомольской жизни, став секретарём комсомольской ячейки. Затем начала работать редакторкой различных молодёжных изданий, таких как газета «Кызыл кунгирок» и журнал «Янги йул», уже в 17 лет. Она также участвовала в еженедельном бюллетене женотдела, где познакомилась с лидерами борьбы за свободу женщин, включая Серафиму Любимову.
В 1925 году, после окончания учебы с отличием, Собира начала преподавать в женской школе в Кашкарской махалле и продолжила работать редактором в журнале «Янги йул». Она писала об образовании девочек, отказе от паранджи, выходе на работу и борьбе против консервативных взглядов .Её журналистская карьера началась именно в этот период.
В 1926 году она поступила в Государственный институт журналистики в Москве, где познакомилась с лидерами борьбы за права женщин и представителями прессы, а также встретилась с Надеждой Крупской.
В 1927 году Собира вступила в ряды КПСС. Проживая в Москве, она встретила своего первого супруга Саидахмада Назарова, и вскоре они поженились. Через год у них родился сын. В 1929 году, окончив институт с отличием, она стала первой женщиной-журналисткой из УзССР. Вернувшись в Узбекистан, она работала редактором в газете «Янги йул» и второй редактором в «Ишчи» в Самарканде, активно участвуя в общественной жизни.
Однако её супруг был обвинён в убийстве и после длительного расследования был расстрелян.
В 1930 году она была избрана членом ЦК по общественной агитации и председательницей сектора по работе с женщинами и девушками. В дальнейшем стала первой секретаркой Кировского района Ташкента.
⠀
Продолжение в карточках
⠀
Подготовила Росина Ангалышева
⠀
Использованы материалы с сайтов qalampir.uz, gazeta.uz, «Макола журнал» и материалы Р-2854, опись 1, дело 37. Личный фонд Саодат Шамсиевой.
⠀
#НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект