Nateli Tbilisi
7.53K subscribers
3.94K photos
196 videos
25 files
2.04K links
Канал о светлой стороне Тбилиси и Грузии от инсайдеров 💕

www.natelitbilisi.com

Пишите нам @nateli_magicbureau_bot

Instagram https://www.instagram.com/nateli_tbilisi
加入频道
Грузинская душа Монпарнаса

Ладо Гудиашвили прибыл в Париж в 24 года и прожил там пять лет (1920-1925). Пять лет работы над стилем и манерой, которая окончательно сформируется именно в Париже; пять лет становления в кругу единомышленников.

Во Франции в это время начался период расцвета джаза, немого кино и радио, в Париже в 1920-м году Коко Шанель впервые представила двух- и трехпредметный женский костюм, Сергей Дягилев проводил "Русские сезоны". В Грузии уже почти 20 лет как через реку Цемискали был воздвигнут мост по проекту архитектора Эйфеля, а в 1918 году было положено начало дипломатическим отношениям Франции и Грузии.

Уже известного и признанного в Грузии художника Ладо Гудиашвили в конце 1919 года Общество грузинских художников решило отправить на стажировку в Париж, где почти сразу в круг ближайших друзей Ладо вошел Амедео Модильяни. Художников связывал всего месяц дружбы - Модильяни не стало в конце января 1920-го, однако ее итогом стал портрет Амедео, выполненный Ладо Гудиашвили.

Каждый год с 1920 по 1925 поздней весной в Париже Национальной школой изящных искусств устраивался Bal des Quat'z Arts - "Бал четырех искусств" - благотворительный костюмированный бал художников и натурщиц. Впервые он состоялся еще в 1892 году, вдохновленный языческой культурой. Для проведения бала арендовались залы Елисейского дворца, Мулен Руж, Порт-де-Версаль. Во время проведения второй вечеринки во французском обществе случился скандал - от имени Лиги защиты нравственности на организаторов бала в суд поступила жалоба на слишком обнаженных участников в костюмах Клеопатры и ее слуг. В объяснении судье художники рассказали, что Клеопатра со слугами - живая картина, после чего суд выписал им символический штраф и отпустил.

Ладо Гудиашвили участвовал во всех "Балах четырех искусств", пока жил в Париже. Он наряжался в костюмы египтянина и обитателя Гималаев и танцевал больше, чем кто-либо, всегда оказываясь в центре внимания. Специально для бала студентами Школы создавались бронзовые медали, приглашения и билеты, плакаты. Неотъемлемыми составляющими сценария бала были мастер-классы, живая картина, парад, конкурс, ужин и танцы. Бальная вакханалия символически завершалась под утро фарандолой (хороводом) у Лувра.

После отъезда Ладо Гудиашвили из Парижа — внезапного порыва истосковавшегося по Грузии художника — во Франции остались его некоторые работы, которые Ладо надеялся увезти в свой так и не осуществившийся следующий приезд в Париж. Во время парижской стажировки Гудиашвили часто выставлялся на Осеннем салоне и в частных галереях. Его полотна, в которых явно прослеживался грузинский колорит, привлекали коллекционеров. Так три рисунка купил для музея Прадо испанец Игнасио Сулоага. Часть французских работ Ладо Гудиашвили привез в Тифлис, оставшиеся в Париже проданы в частные коллекции и музеи, шесть рисунков были привезены в Россию и переданы Третьяковской галерее.

Для @nateli_tbilisi подготовила Валерия Моисеева

Альбом "Ладо Гудиашвили, Париж и "Бал четырех искусств"

1. Приглашение на бал
2. Плакат Рикардо Флореса
3. Клеопатра (Сара Браун)
4. Ладо Гудиашвили (слева) и Серж Фотинский (в центре), 1921.
5. Ладо Гудиашвили танцует на "Балу четырех искусств" перед кафе "Ротонда", 1924.
6. "Московская улица с кучерами" ("Московские лихачи"), 1928 (Третьяковская галерея).
7. "Купальщицы", 1921.
8. "Юноша с пятнистой ланью", 1924.
9. "Дом в деревне Брюникель", 1924.

По материалам Третьяковской галереи
Вспомнился отрывок из книги «Али и Нино»:

Итак, мы отправились в Тифлис. Город напоминал густой лес, где каждое дерево имело свое имя: дяди, племянники, тети, племянницы. В этой чаще мудрено было не заблудиться. Имена звучали звонко, как удары топором по старому дубу: Орбелиани, Чавчавадзе, Церетели, Амилахвари, Абашидзе!

...

— Один из Церетели защищал Тифлис от Чингиз хана.
— Вы знаете, без сомнения, род Чавчавадзе гораздо древнее царского рода Багратиони.
— Откуда пошел род Орбелиани? Как это откуда? Первый Орбелиани пришел три тысячи лет назад из Китая. Он был сыном китайского императора. До сих пор в роду Орбелиани рождаются люди с раскосыми глазами.

Я осторожно взглянул на них. Что значили всего несколько поколений Ширванширов, появившихся на свет до меня, в сравнении с этими древними родами?»...

А у вас есть князья в роду?

#БогемныйГлоссарийТбилиси
Forwarded from Tbilisi still loves me
Вторая часть поездки Джейми Оливера по Грузии.

В этот раз он рассказывает про грузинское застолье - супру.
Готовят еду все вместе (традиционный чакапули - мясо тушеное с зеленью и специями) и в целом восхваляют изобилие грузинских трав.

Первую часть можно посмотреть тут
Сезон гриба «никви» (он же Цезарский гриб, он же мухомор Цезаря, он же царский гриб) — лучше всего (на мой вкус) его готовят в ресторане «Malkhaz» на Рикотском перевале, в районе деревни Убиса.
Встречается гриб в Западной Грузии.
Впрочем, в тбилисских ресторанах в сезон его тоже подают.

Жирный, мясистый, очень вкусный!

Кстати, в ресторане «Malkhaz» вкусно готовят не только грибы, но и мясо, хачапури и другие блюда. Оплата наличными или переводом. И пусть расположение прямо на трассе вас не смущает. Это место знают все местные. У нашей семьи это обязательная остановка на пути к морю и обратно.

#nateligastrotips
Сегодня хочу подробнее рассказать про один из моих любимейших музеев Тбилиси (и про главную площадку будущего проекта Georgian Infusion) — Национальная Галерея имени Дмитрия Шеварднадзе, в народе известная как Голубая галерея.

Все художественные произведения искусства, созданные в Грузии или привезенные в страну с 1920 года, хранятся в Национальной галерее Грузии, на проспекте Шота Руставели, 11.

В основании галереи участвовал художник Дмитрий Шеварднадзе, имя которого теперь она носит. Вместе с Ладо Гудиашвили, Михаилом Чиаурели (киноактер, режиссер, папа Софико Чиаурели) и Ильей Зданевичем (теоретик футуризма и дадаизма, поэт, дизайнер, историк) Дмитрий Шеварднадзе перед открытием галереи отправился в фольклорную экспедицию в южные районы Грузии (сейчас это территория Турции), где группа исследовала церкви - Ишхан, Ошки и Хахули.

К слову, участие в судьбе одной из церквей — уже тбилисского храма Метехи XIII века во имя Успения Пресвятой Богородицы — стоило Дмитрию Шеварднадзе жизни. Когда в 1937 году Берия подписал приказ о сносе церкви, художник публично осудил его и отказался сотрудничать с властями, после чего был арестован и расстрелян, а церковь чудесным образом так и не подверглась разрушению.

Шеварднадзе работал в комитете по охране культурного наследия и его усилиями была собрана основная экспозиция той самой галереи, фасад которой до недавнего времени сохранял свой исторический облик аквамаринового цвета.
Архитектором здания выступил родившийся в Тифлисе Альберт Зальцман - немец по происхождению, выпускник Императорской Академии художеств, создавший множество архитектурных проектов для Тифлиса и Боржоми и участвовавший в работе общества по возрождению христианства в Грузии.

Голубая галерея в 1888 году стала одним из последних творений Зальцмана. До 1920 года галерея именовалась "Храм Славы".

Небольшая историческая справка.
За пять лет до открытия тифлисской галереи в Риме появился на свет Выставочный дворец (Palazzo delle Esposizioni) в стиле бозар по проекту Пио Пьячентини — он-то и послужил источником вдохновения для Альберта Зальцмана.

До 1920 года Голубая галерея хранила военные и исторические предметы в память о победах Российской империи на Кавказе, до недавнего времени, помимо собранной Ильей Зданевичем крупнейшей коллекции картин Нико Пиросмани, - работы Кирилла Зданевича, полотна Ладо Гудиашвили, Шалвы Кикодзе, Давида Какабадзе (оба жили и работали вместе с Гудиашвили в Париже в 1920-е годы), Елены Ахвледиани, которые сейчас можно увидеть уже в Музее искусств Грузии, открытом в 1923 году как дополнительное музейное пространство для экспозиций, составившее вместе с Голубой галереей музейный комплекс.

В самой галерее проходят временные экспозиции и постоянная выставка Нико Пиросмани.

Для @nateli_tbilisi подготовила Валерия Моисеева


1. Голубая галерея Тбилиси в наши дни
2. Palazzo delle Esposizioni
3. Дмитрий Шеварднадзе
4. Храм Метехи
5. Нико Пиросмани "Девочка и гусыня с гусятами"
6. Кирилл Зданевич "Мы из джаза"
7. Ладо Гудиашвили "Соблазн"
8. Давид Какабадзе "Автопортрет"
9. Елена Ахвледиани "Старый Тифлис. Майдан"