Nateli Tbilisi
7.52K subscribers
3.99K photos
196 videos
25 files
2.05K links
Канал о светлой стороне Тбилиси и Грузии от инсайдеров 💕

www.natelitbilisi.com

Пишите нам @nateli_magicbureau_bot

Instagram https://www.instagram.com/nateli_tbilisi
加入频道
Грузинское кино о событиях в стране покажут на 75-м Берлинском международном кинофестивале.

Для программы Forum Special на Берлинале-2025 от Грузии отобрали короткометражное документальное кино «Цветущие внутри источники» (или "Источники расцвели изнутри"?) ("Inner blooming springs").

Фильм посвящён масштабным протестам после того, как был анонсирован так называемый закон об иноагентах.

Грузинские режиссеры уже получали награды на Берлинале - Александр Коберидзе с кинокартиной «Что мы видим, когда смотрим на небо» в 2021-м году и Леван Акин в 2024-м с фильмом «Перекресток».

Документальный фильм «Цветущие внутри источники» сняла Тинатин Кобиашвили, студентка Грузинского института общественных дел (GIPA), дебютантка фестиваля, участница протестных демонстраций, показавшая изнутри всю боль и любовь, с которыми выходили и выходят демонстранты.

Работа Тинатин вошла в программу документального короткого метра вместе с двумя другими студенческими работами - «Фруктовая ферма» Наны Сюй из Китая и «Нагота» Сабины Бакаевой из Узбекистана.

Все три фильма посвящены политическим кризисам в ставших "горячими точками" странах, где молодому поколению режиссеров удалось создать кино, подобное "страстному допросу о прошлом и враждебном демократии настоящем" (Berlinale's Press Office).

Показы фильмов будут традиционно сопровождаться дискуссиями о творческих задачах с участием съёмочных команд и экспертов — Саломе Джаши, члена Ассоциации документального кино в Грузии, и Юлии Шагинуровой, представителя Ташкентской киношколы.

Помимо общей социальной трагедии фильмы объединяет тот факт, что они созданы женщинами-режиссерами, впервые участвующими в конкурсе.

Как утверждает сценарист и режиссер Дарико Цулая, до равноправия между мужчинами и женщинами в режиссуре ещё далеко, однако история знает много случаев, когда женское кино вставало в один ряд с шедеврами, созданными мужчинами. Например, фильм Наны Джорджадзе, в котором переплелись любовная и социальная драмы - «Робинзониада, или Мой английский дедушка», получивший приз «Золотая камера» на Каннском кинофестивале.

Стоит добавить, что в сюжетах, подтверждающих, что у войны совсем не женское лицо, женский кинематографический взгляд зачастую превосходит мужской.

75-й Международный кинофестиваль Берлинале проходит с 13 по 23 февраля в Берлине. Информация о фильме здесь

Для
@nateli_tbilisi подготовила Валерия Моисеева
Новый очаровательный мюрал на новой дороге (развязка возле полиции у парка Мзиури)

#natelitbilisi
Дочь грузинского полковника Захарии Мдавани Изабель Русудан Мдивани (1906–1938), или просто Русси, была женщиной, которая жила так, будто весь мир — это богато декорированная сцена, а она — главная героиня.

Как скульптор Русси увековечила в своих работах президента США Калвина Кулиджа, принца Генриха Нидерландского, хореографа и танцора Сержа, грузинского политика Ноя Жордания и многих других. Уже в 17 лет её работы были приняты в Весенний салон Академии изящных искусств в Париже.

Как светская дама и муза Русси не просто жила, а царила в Париже. Ман Рэй, Сесил Битон и Хорст П. Хорст запечатлели её красоту, а Коко Шанель считала её своей идеальной моделью — высокой, элегантной и умеющей носить одежду так, будто она родилась в этих нарядах.

Её обожали писательница Колетт, художник Сальвадор Дали и весь французский бомонд. Дали однажды написал:

"Чтобы объяснить, как сильно я был ею восхищен, достаточно сказать, что я считаю Русси воплощением Вермееровской «Девушки с жемчужной серьгой»."

В 1928 году Русси вышла замуж за испанского художника Хосе-Марию Серта. К моменту их встречи он уже был женат на пианистке Мисе Серт, той самой музе и светской даме, у которой в друзьях числились все великие умы того времени. Решение? Просто жить втроём. Париж был в восторге от этого скандала, Жан Кокто даже написал по мотивам их романа пьесу Les Monstres sacrés («Священные чудовища»).

Мися описала свои первые впечатления о Русси так:

"Когда через три-четыре дня я поняла, что визиты продолжаются, я решила встретиться с этой молодой княжной, о которой Серт говорил с таким восторгом. По прибытии в студию, выходя из машины, я увидела, как молодая девушка перебегает дорогу, словно стараясь спрятать лицо за своей сумочкой. Я пригласила Русси и её сестру на обед и долго настаивала, прежде чем она, словно с сожалением, согласилась. Я сразу поняла, что так очаровало Серта. Он был прав во всём, что говорил о ней. Она была именно такой, какой он её видел. Она была восхитительна."

В мемуарах Миси встречается и другой, более драматичный эпизод, в котором Мися плачет, страдая от того, что муж полюбил другую, но Русси утешает ее и благодарит за возможность быть счастливой и обещает, что ни она, ни Хосе никогда не оставят Мисю.

Позже дом Chanel посвятил этому тройственному союзу украшения Trio в коллекции Coco Crush.

После смерти братьев Сержа и Алексиса Русси так и не оправилась, последние годы проводила, скользя по Средиземному морю на своей яхте St. Alexis. Ушла Русси рано, в 32 года.

Собственно, в честь Русси Chanel и назвали оттенок губной помады — 426 Roussy.

На фото Русси с Сержем Лифарем, Коко Шанель и (если не путаю) своим братом Алексисом.

#GeorgianInfusion
Каждый раз испытываю невероятное чувство уважения к тем, кто спасает животных в Грузии.

На этот раз обращаю ваше внимание на историю курцхаара Барри в Кутаиси.

Истощенный пес, которого просто выкинули на дорогу, уже получает необходимое лечение, но нужны, конечно, деньги.

Детали для перевода:

GE51BG0000000605596403

Andrii Lavdanskyi

Bank of Georgia 🇬🇪 (BOG)

С пометкой для Барри

Российские на карту по номеру телефона +79069202929 Наталья Ивановна К.

Счет в Банке Грузии продублирую в комментарии
Досмотрела наконец интервью Зураба Читая «Сове». И должна сказать, что Зура очень точно передал всё, что я думаю о происходящем в стране. И про протесты, и про оппозицию, и про «Мечту», и про экономическую ситуацию. Простым и понятным языком разложил по полочкам все, что происходит.
Все, кто у меня спрашивает, а что думаю я, вот, прошу посмотреть. Лучше, чем Зура, я все равно не сформулирую.

Посмотрели? Есть комментарии?
«Жить здесь — всё равно что бродить среди останков чего-то давно исчезнувшего, словно внутри скелета динозавра. Советского Союза уже не существовало, когда мы с друзьями появились на свет, но его призраки повсюду — в супермаркетах, в автобусах… Мы выросли вместе с этим новым, диким, хаотичным миром, возникшим из его пепла, и он до сих пор меняется, до сих пор ищет свою идентичность. Это странный, шумный, непокорный город, который не вписывается ни в какие рамки», — Максимэ Мачаидзе, один из участников рэп-дуэта KayaKata, рассказывает о своем родном городе — Тбилиси.

Дело в том, что в связи с протестами в Тбилиси издание Dazed вспомнило свой материал 2018 года о молодых артистах в Тбилиси.

«Сегодня, выходя из тени советского прошлого, гражданской войны и экономического кризиса, Тбилиси открывает новую главу — её пишет поколение смелых и дальновидных творцов. Их вдохновляет сам изменчивый ландшафт города, и это отражается во всем — в музыке, искусстве и стремительно развивающейся модной индустрии», — пишет Dazed в 2018 году, а мне хочется обнять журналиста и вместе поплакать. Читаю материал и понимаю, иных уж нет, а те далече, KayaKata давно не объявляли больших релизов, Макс больше сосредоточился на создании ювелирных украшений, а про других героев статьи я и вовсе почти ничего не слышу — почти все бренды закрылись или переформатировались, а герои или уехали в Европу или остались в Тбилиси, но живут как-то тихо, что ли. Сейчас, конечно, многие из них на протестах.

Но, как говорится, времена не выбирают, а ставить собственную жизнь на "стоп" нельзя — ну, во всяком случае, я не могу себе этого позволить. Поэтому и верю, что завтра будет солнце, а весна все равно придет. И вас прошу эту веру не терять.

#natelitbilisi
Собрала для вас свои любимые книги, эпосы, рассказы, прочитав которые, вы сможете лучше понять Грузию и грузин.

Как и другие нации, грузины меняются под влиянием исторических обстоятельств — меняются их взгляды, ценности и стремления. Например, в подборке есть два произведения — «Дата Туташхия» и «Поколение джинс». Написаны они в разное время и о разных эпохах, но именно эти книги стали для меня самым точным эхом своего времени. Эти два романа — словно мост между прошлым и будущим, показывающий, как из романтического одиночки-бунтаря родилось поколение, которое хотело вырваться из системы, но столкнулось с трагическими последствиями своей борьбы.

Также, например, «Алуда Кетелаури» и «Я, бабушка, Илико и Илларион» можно назвать лучшей иллюстрацией сознания и культуры хевсуров и гурийцев соответственно. Хевсуры, гордые воины, жили в суровых горах, следовали строгому кодексу чести, и конфликт между личными убеждениями и жесткими традициями, который описан в «Алуда Кетелаури», остаётся актуальным и сегодня. А вот Гурия — это уже совершенно другой мир: здесь правят тонкий юмор, простая, но глубокая житейская мудрость и любовь к жизни даже в самых сложных обстоятельствах.

Прочитаете все — будете лучше понимать Грузию и грузин.

Александр Дюма-отец – «Кавказ»
Дюма путешествует по Кавказу, восхищаясь природой, людьми и обычаями. Одна из самых запоминающихся историй из Грузии — о тиграх, бравших “пошлину” за проезд, чем вызвали недовольство таможенников.

Чабуа Амиреджиби – «Дата Туташхия»
Дата — благородный одиночка, идущий против системы. Он не мстит, не грабит, но живёт по своим законам, оставаясь честным в мире, где власть давно забыла о чести. Это роман о справедливости вне закона. После прочтения хочется найти своего Дату. По книге снят фильм «Берега».

Важа Пшавела – «Алуда Кетелаури»
Алуда осмелился уважать врага — и стал чужим среди своих. Поэма о выборе между традицией и совестью, о том, как жесткие законы общества ломают личность. Глубокий, трагичный текст, актуальный для всех, кто хоть раз сталкивался с конфликтом долга и внутренней правды.

Иосиф Гришашвили – «Литературная богема старого Тбилиси»
Тбилиси рубежа веков — город, где стихи читают в кабаках, художники живут в долг, а ночные споры о прекрасном меняют культуру. Книга переносит в эпоху, где вдохновение важнее денег, а талант и харизма — главные ценности.

Курбан Саид – «Али и Нино»
Любовь азербайджанского юноши и грузинской девушки между Востоком и Западом, традицией и чувствами. Исторические потрясения ставят под угрозу их судьбу. С годами роман читается иначе: история любви уходит на второй план, уступая место живописным описаниям Азербайджана и Грузии тех времён.

Нодар Думбадзе – «Я, бабушка, Илико и Илларион»
Тёплая история о детстве в грузинском селе, полном юмора, доброты и любви. Илико и Илларион могут спорить часами, но всегда находят время научить мальчика главному — любить жизнь во всех её проявлениях.

Резо Габриадзе и Георгий Данелия – автобиографии
Два великих мастера рассказывают о жизни с теплотой и юмором. Габриадзе — создатель легендарного театра, Данелия — режиссёр, вместе они создали «Мимино» и «Кин-дза-дза» (и не только). Их мемуары — это взгляд на искусство, советское прошлое и грузинский характер через призму личных историй с ноткой светлой грусти.

Дато Турашвили – «Поколение джинс»
В 1983 году группа молодых людей попыталась угнать самолёт, чтобы сбежать из СССР. Их стремление к свободе обернулось трагедией. Это история о смелости, безрассудстве и цене, которую приходится платить за мечту.

Анна Бердичевская – «Масхара. Частные грузинские хроники»
Сборник о живой, многослойной Грузии, где в каждом тосте — драма, за улыбками — истории, а судьба любит неожиданные повороты. Семейные тайны, любовь, абсурд и непоколебимый грузинский дух, помогающий пройти через всё.

Что уже читали? Что пометили себе?

Еще больше книг по тэгу #natelibooks
Лионское Кружево из архивов Музея Шелка в Тбилиси

📌 laces & graces, XIX Tbilisi State Silk Museum
📍G. Tsabadze st. 6