Сергиево-Посадский музей-заповедник
1.54K subscribers
3.37K photos
188 videos
1 file
1.2K links
Официальная группа музея-заповедника в Сергиевом Посаде.

Филиалы: Ризница, Конный двор, Художественный, Краеведческий.

Для связи @Nat1311

Правила общения в телеграмм-канале https://clck.ru/33agGd
加入频道
Выходные с Сергиево-Посадским музеем-заповедником:

🔸 20 АВГУСТА, СУББОТА:

13.00 Авторская экскурсия «Русский праздничный календарь. Три Спаса» 6+

📍Музейный комплекс «Конный двор» (ул. 1-ой Ударной Армии, д.2)

Стоимость: взрослый - 220 руб./чел., 150 руб./чел. - льготный

16.00 Экскурсия «Пётр I и Троице-Сергиев монастырь» 10+

📍Экспозиционно-выставочный комплекс «Ризница Троице-Сергиевой лавры». Территория Свято Троицкой-Сергиевой Лавры

Стоимость: взрослый - 260 руб./чел., льготный - 180 руб./чел.

Данная экскурсия участвует в проекте «Пушкинская карта»

🔸 21 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ:

10.15 Экскурсия «Реликвия и сокровища Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.» 12+

📍Экспозиционно-выставочный комплекс «Ризница Троице-Сергиевой лавры». Территория Свято Троицкой-Сергиевой Лавры

Стоимость: взрослый - 520 руб./чел., льготный - 360 руб./чел.

Данная экскурсия участвует в проекте «Пушкинская карта».

Предварительная запись и дополнительная информация по :
8 (496) 540-53-56; 8 (985) 040-45-17

#спмузейзаповедник #СПМЗанонс
Эксклюзивно для наших сувенирных киосков к началу учебного года мастерами «Золотошвейной мастерской Романовых» были изготовлены линейки, закладки для книг и брелоки для ключей.

А в киоске экспозиционно-выставочного комплекса «Ризница Троице-Сергиевой лавры» можно собрать серию сувениров по мотивам сказки английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».

Как персонажи известной сказки связаны с нашим музеем? Все просто.

В августе 1867 году Льюис Кэрролл приехал в Россию. Это была его первая и единственная заграничная поездка. Писатель был приглашен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), наместником Троице-Сергиевой лавры.

Путешествие в Россию включало посещение Санкт – Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и, конечно, Троице-Сергиевой Лавры.

О посещении монастырской Ризницы писатель оставил запись в дневнике: «Ризница представляла собой настоящую сокровищницу — драгоценности, вышивка, кресты, потиры и прочее..».
Приятно 😊.

Сувенирные киоски музея расположены:

📍Музейный комплекс «Конный двор» (ул.1-ой Ударной Армии, 2)

📍Главный корпус музея (пр-кт Красной армии, 144)

📍Экспозиционно-выставочный комплекс «Ризница Троице-Сергиевой лавры» (территория Свято-Троицкой Сергиевой лавры)

#спмузейзаповедник #сувениры_для_музея
А какой из героев «Алисы в Стране чудес» вам более симпатичен?
Anonymous Poll
36%
Алиса
50%
Чеширский кот
27%
Шляпник
14%
Синяя Гусеница
9%
Красная королева
Первая встреча нового видеопроекта «Хроники Отечественной войны 1812 года» знакомит с важнейшими событиями августа 1812 года, одно из которых - назначение графа Михаила Илларионовича Кутузова главнокомандующим русской армией.

#спмузейзаповедник #культураподмосковья #музеиподмосковья #лето_в_подмосковье
Троица Ветхозаветная
-
Первая треть XVII века. Москва
-
Дерево, темпера, левкас, ковчег
-
110 х 83.8
-
Собрание музея Христианского искусства Московской духовной академии ЦАК
Изображение на иконе восходит к событию, описанному в тексте 18-й главы Книги Бытия. В ней повествуется о приходе в дом к столетнему старцу Аврааму трех ангелов в виде юношей, которые предсказали праотцу, что он станет родоначальником избранного народа.

В христианской культуре явление трех ангелов стало образом триипостасного божества, зримым воплощением догмата о Боге, едином в трех лицах, Боге Отце, Боге Сыне и Боге Св. Духе. Ангелы сидят вокруг стола, на котором стоят три чаши: в центральной — голова тельца, в двух других лежат по три свитка. Святая трапеза символизирует установление искупительной жертвы, является прообразом евхаристии.

«Троица» — один из древнейших сюжетов в христианском искусстве, первое известное упоминание о нем относится к 314 году. На протяжении столетий сложились два наиболее распространенных иконографических типа изображения. Первый, более повествовательный, имеет дополнительное наименование «Гостеприимство Авраама». В нем присутствуют фигуры прародителей Авраама и Сарры, часто в композицию вводится сцена заклания тельца на переднем плане. Второй, в котором представляют трех ангелов за трапезой, восходит к прославленной иконе прп. Андрея Рублева, написанной в 1425-1427 годы.

В ней наиболее полно и совершенно раскрывается догматический смысл образа, нераздельность и неслиянность трех ипостасей Бога, пребывающих в единстве и любви. Публикуемый памятник принадлежит к рублевскому изводу. Интерес к этой иконографии возрастает в русском и особенно московском искусстве со второй половины XVI века в связи с постановлением Стоглавого собора (1551 год), обязавшим художников писать «Троицу» так же, как на иконе Андрея Рублева.

Образ из собрания ЦАК МДА отличает великолепное мастерство исполнения, тонкая многослойная живопись ликов, сложная красочная гамма, уверенность рисунка. Особенно характерными для московских памятников этого времени являются плотная блестящая живописная поверхность иконы и обильное использование золота в орнаментике, отличающие произведения строгановских писем, оказавших влияние на сложение стиля живописи царских мастеров первой трети XVII века. Наиболее близкую аналогию представляет «Троица Ветхозаветная» Назария Истомина 1627 года из иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля.

Икона, вероятно, была храмовым образом или предназначалась для помещения в местном ряду иконостаса.
___________
По материалам статьи Т.Н.Нечаевой «Русская икона»

Друзья!

Близко, детально, буквально на расстоянии вытянутой руки бесценный экспонат из собрания музея Церковно-археологического кабинета МДА ТОЛЬКО ДО 11 СЕНТЯБРЯ 2022 года можно увидеть на выставке «Дом Живоначальной Троицы». К 600-летию главного храма Троице-Сергиевой лавры.

Подробно о совместном выставочном проекте читайте на нашем сайте

Выставка находится в первом зале экспозиции «Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль. Страницы истории», расположенной в музейном комплексе «Конный двор» (Южный корпус, 1 этаж).

#спмузейзаповедник #музеи_дружат #музеиподмосковья
С началом трудовой недели 🤗

Плакат в парке культуры и отдыха имени Хрущева.
#историческоефото фотографа и краеведа Исаака Марона.

#спмузейзаповедник
Открываем новую неделю с #СПМЗанонс

🔸23 АВГУСТА, ВТОРНИК:

19.00 Видеоэкскурсия «Дом Живоначальной Троицы»

📍(Одноклассники, ВК, Telegram-канал)

🔸 25 АВГУСТА, ЧЕТВЕРГ:

16.00 Игра-квест с использованием приложения WhatsApp «Город древний, город чудный»

📍Музейный комплекс «Конный двор» (ул. 1-ой Ударной Армии, д.2)

💰взрослые - 280 руб./чел., школьники, студенты - 210 руб./чел.

Игра-квест участвует в проекте Пушкинская карта

Приобрести билет можно на сайте музея

🔸27 АВГУСТА, СУББОТА:

14.00 Экскурсия по исторической части города «Сергиев Посад. Летняя прогулка» 6+

📍Сбор группы в 13.45 у кассы музейного комплекса «Конный двор» (ул. 1-ой Ударной Армии, д.2)

💰 взрослый - 260 руб./чел., льготный - 130 руб./чел.

🔸28 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ:

19.00 Новый выпуск проекта «Что же это значит?» : «Что лучше: заварить кашу или ее расхлебывать?».

📍(Одноклассники, ВК, Telegram-канал)
__
На
поминаем, что этим летом в музее проходят ЕЖЕДНЕВНЫЕ АВТОРСКИЕ ЭКСКУРСИИ, с полным расписанием которых можно ознакомиться здесь 👈🏻

Дополнительная информация и предварительная запись по :
8 (496) 540-53-56;
8 (985) 040-45-17,
8(496) 540-53-50

#спмузейзаповедник
Сергиево-Посадский музей-заповедник pinned «Открываем новую неделю с #СПМЗанонс 🔸23 АВГУСТА, ВТОРНИК: 19.00 Видеоэкскурсия «Дом Живоначальной Троицы» 📍(Одноклассники, ВК, Telegram-канал) 🔸 25 АВГУСТА, ЧЕТВЕРГ: 16.00 Игра-квест с использованием приложения WhatsApp «Город древний, город…»
Жогова В.А. "Октябрь" ( из серии "Оттенки женской природы") 2019г. Бумага, акварель. Архив выставки "Осенний салон-2019".

Дорогие сергиевопосадцы! Уважаемые художники!

Учредители традиционной выставки-конкурса «Осенний салон» – Администрация Сергиево-Посадского городского округа, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Сергиево-Посадская организация Союза художников России – объявляют о начале отбора работ для участия в выставке-конкурсе "Осенний салон-2022. Живопись, графика, скульптура".

Каждый автор может представить до трех работ, выполненных за последние три года.
Открытие выставки состоится 16 сентября 2022 года.

Режим работы отборочной комиссии на сайте музея

Справки по телефону: 8(496)546-03-39 (Жданова Ирина Феликсовна)
Столешник «Посадный». Кирсановский уезд, село. 1-е Пересыпкино. Фонды СПМЗ

Дорогие друзья! Приглашаем на наш сайт в раздел "Интересно об экспонатах". Сегодня мы предлагаем статью В.М.Жигулевой, вед. сотрудника отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-ХХIвв.»
«Скатерть шита - бранная».
Скатерти - столешники Тамбовской губернии начала XX века.

Русские крестьяне при каждой трапезе старались накрывать стол тканью (скатертью, настольником , столешником), орнаментированной
узорами вышивки и ткачества. Сесть обедать или ужинать за непокрытый ("голый") стол считалось проявлением неуважения к еде, которое могло навлечь неурожай или голод. В Тамбовской губернии столешники шились из двух полотнищ домотканого холста, соединенных прошвой – полосой кружева, тесьмы, вышивки. Иногда для этих целей использовали три или четыре полотнища. Праздничные столешники изготавливались из тонкого льна или поскони, будничные - из грубых конопляных нитей...
Полный текст читайте здесь 😊
В дни празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в музее открылась выставка «Дом Живоначальной Троицы».

На протяжении 600 лет храм Живоначальной Троицы менялся, обретая
новые архитектурные объемы и декоративные решения, вызванные представлениями о благолепии собора. Проведенная в XX веке реставрация вернула памятник к его архитектурным истокам. Лишь черно-белые фотографии конца XIX – начала XX века дают редкую возможность увидеть Троицкий собор таким, каким он был на рубеже веков...

Приглашаем вас на видеоэкскурсию «Дом Живоначальной Троицы». Рассказывает Татьяна Токарева, заведующий отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV—начала XX в.», куратор выставки.
youtu.be/_DtNZcD7tb0
Выставка работает в составе экспозиции "Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв." в музейном комплексе "Конный двор".

#спмузейзаповедник
КО ДНЮ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ🧸

22 августа исполнилось 95 лет со дня рождения Максима Ивановича Смирнова – одного из ведущих мастеров Богородской фабрики художественной резьбы по дереву, заслуженного художника РСФСР (1967), члена Союза художников СССР (1975), народного художника РСФСР (1991).

В Сергиево-Посадском музее хранится до полусотни произведений этого известного богородского мастера, определившего «лицо» промысла в 1960 – 1980-е годы. Он создал более 250 произведений резной деревянной игрушки и скульптуры, около пятидесяти из них были приняты в серийное производство. А это в советское время было непросто: образец должен был пройти серьёзный конкурс, получить одобрение высокого художественного совета и, наконец, утверждён в Москве. Максим Иванович Смирнов — участник более 150 отечественных и зарубежных выставок, в том числе пяти персональных. Его работы экспонировались в Канаде, Великобритании, Японии, Румынии, Польше, Великобритании, Турции и ГДР. В профессиональном сообществе он был уважаем, многие известные резчики – его ученики.

В 1988 году в Загорском (ныне Сергиево-Посадском) музее состоялась большая персональная выставка мастера, где были представлены не только экспонаты музея, но и произведения, находящиеся в собственности автора, в том числе, выполненные специально к выставке.

У Максима Ивановича был свой творческий почерк, даже самая простая игрушка получалась у него с характером. Неуклюжий, никогда не унывающий, очень добрый и улыбчивый медвежонок стал любимым героем Смирнова. В игрушках мастера очеловеченный лесной житель работает на стройке («Кирпичики», 1959-60; «Штабелеукладчик», 1965), ловит рыбу («Медведь-рыболов», 1964), занимается спортом («Штангист», 1964: «Медведь с мячом», 1965), даже осваивает космические просторы («Путь открыт», 1962;. «Геолог на луне», 1962, «Автоматическая стыковка», 1967).

Одного из медведей Максим Иванович «привёл» к ресторану «Золотое кольцо», накануне Олимпиады-80. Мишка получился настоящим красавцем: стоял с расшитым полотенцем через лапу, с поднятым подносом, на котором - самовар с чашками, одет был в рубаху с пояском с кисточками. Кто-то видел его официантом, другие называли мишку «хозяином заведения». Не хочешь, да зайдёшь. Фотоснимки с Медведем миллионными тиражами разлетались во все стороны света, его изображение печатали на открытках.

70-80-е годы прошлого века стали временем творческой активности и поры зрелости таланта М.И. Смирнова. Его работы становились всё содержательнее, интереснее. Появились оригинальные композиции, в которых скульптуры были решены занимательно, в плане «игрушечном». Вещи, выполненные Смирновым в этой традиции, – всегда удачны. К ним относятся «Декораторы» (1970), «Ход конём» (1979), «Бильярд» (1969). По своим формам это лаконичные, выразительные, мастерски отточенные в исполнении произведения. Их мягкие контуры фигур, лирические образы создают спокойное, доброе настроение. А чувство юмора сообщает особую теплоту, занимательность и удивительную индивидуальность каждому образу.

Максим Иванович в своём творчестве старался выразить своё понимание жизни, отношение к людям. Мы помним замечательного мастера и доброго, отзывчивого человека, он остался и в нашей памяти, и в своих произведениях.
________
Г.В. Соколова, ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-ХХI вв.».

#спмузейзаповедник #день_игрушки
Смирнов М.И. Игрушка «Геолог на луне», с движением. 1962 г.
Смирнов М.И. Скульптурная группа «Демьянова уха». 1970 г.
Смирнов М.И. Скульптура «Напроказничал». 1974 г.
Смирнов М.И. Скульптура «С удачей». 1980 г.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Дорогие посетители!

В музейных киосках вы можете приобрести сувениры Богородской фабрики художественной резьбы по дереву.

Подарите себе радость! 😊

Сувенирные киоски музея расположены:

📍Музейный комплекс "Конный двор" (ул.1-ой Ударной Армии, 2)

📍Главный корпус музея (пр-кт Красной армии, 144)

📍Экспозиционно-выставочный комплекс "Ризница Троице-Сергиевой лавры" (территория Свято-Троицкой Сергиевой лавры)

#музейныйсувенир
Forwarded from Минкульт МО
Исполнительным директором Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника назначена Алина Сапрыкина

Алина Сапрыкина руководила крупнейшим музейным объединением столицы, Музеем Москвы, с 2013 по 2019 год, возглавляла Секцию городских музеев в Союзе музеев России. Прежде в течение восьми лет работала арт-директором «Artplay», первого кластера креативных индустрий, открывшегося в Москве и в России.

До назначения на новую должность была главным куратором Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. По совместительству являлась советником министра Правительства Московской области по туризму на общественных началах. Окончила философский факультет и аспирантуру МГУ имени Ломоносова.
Forwarded from Минкульт МО
В настоящий момент Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник готовится представить новую концепцию развития, призванную усилить туристический потенциал комплекса, являющегося частью уникального «города-музея» Сергиева Посада.

«Сергиев Посад – особенное во всех отношениях место, здесь находится Троице-Сергиева Лавра, наша историческая и духовная святыня. Ризница Лавры относится к Сергиево-Посадскому музею-заповеднику, недавно в ней проведена реэкспозиция. Вместе с тем необходимо развивать другие пространства и направления музея: художественное с упором на выставки, краеведческое, традиционное народное искусство. Приоритетные задачи нового исполнительного директора музея – предельно бережная модернизация музейных пространств и их современное осмысление, событийное наполнение – по всем этим направлениям мы ждем предложений», – отметил министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов.