Спасибо всем, кто в эти выходные был с нами. Ждем вас снова в Сергиево-Посадском музее-заповеднике!
#спмз #ночьискусств #музей #сергиевпосад
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Яхонтовские чтения - межрегиональная научно-практическая конференция, которая освещает результаты исследований в области музейного и архивного дела. Первые чтения состоялись в декабре 2000 года, с тех пор они традиционно проводятся раз в два года. Местом проведения форума неизменно является музей-заповедник «Рязанский кремль».
Конференция получила своё название в честь Степана Дмитриевича Яхонтова (1853–1942) - выдающегося учёного-историка, который известен не только как активный участник работы Рязанской учёной архивной комиссии, но и как основатель музея в Рязанском кремле.
Неотъемлемой частью Яхонтовских чтений стала организация круглых столов по самым актуальным проблемам сохранения памятников культуры, а также регулярная публикация материалов и итоговых документов конференции в научных сборниках.
Сергиево-Посадский музей-заповедник является постоянным участником Яхонтовских чтений. В этом году в работе конференции принимала участие ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное искусство XVII - начала XXI вв.» Галина Виталиевна Соколова. Она выступила с докладом
«Кичка рогатая Рязанской губернии в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника: к проблеме атрибуции» в секции «Музейные коллекции: вопросы формирования, изучения и сохранения».
Руководитель секции - Ирина Гасановна Кусова, к.и.н., руководитель Центра научных исследований РИАМЗ. Доклад Г.В. Соколовой посвящён уникальному рязанскому головному убору, представленному в экспозиции «Мир русской деревни». Сделан вывод: сотрудничество между коллегами из разных музеев всегда плодотворно, так как помогает избегать ошибок при аннотировании экспонатов.
#сотрудничество
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
АНОНС МЕРОПРИЯТИЙ НОВОЙ НЕДЕЛИ
📍 ФИЛИАЛ РИЗНИЦА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ (территория ТСЛ)
10 ноября, вск.:
10.00
Экскурсия по экспозиции
📍 МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС КОННЫЙ ДВОР (ул.1-й Ударной Армии, 2)
8 ноября, пт.:
16.00
Авторская экскурсия. Проводит экскурсовод музея Ирина Останина
10 ноября, вск.:
16.00
Экскурсия по экспозиции «Мир русской деревни»
📍 КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ОТДЕЛ (Овражный пер.,9а)
9 ноября, сб.:
15.00
Авторская экскурсия
10 ноября, вск.:
📚 11.00
Лекция археологического клуба «Юный археолог»
⏲ Для учащихся 5 -10 классов по воскресеньям с 11.00
🪙 Работает бесплатно!
👉 Оформить абонемент > Краеведческий корпус музея (Овражный пер., д. 9а)
📍 ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА
10 ноября, вск.:
14.00
Пешеходная экскурсия
✅ Акции музея
✅ Бесплатный вход по воскресеньям для жителей города и района
✅ Посетить с аудиогидом
✅ «Пушкинская карта» - бесплатный билет в мир искусства
✅ Экскурсионный отдел: 8(496)540-53-56, 8(985)040-45-17
#спмз #сергиевпосад #Ризница #Конныйдвор #анонс
10 ноября, вск.:
10.00
«Реликвии и сокровища ТСМ XI –XVII вв.»
Экскурсия по экспозиции
8 ноября, пт.:
16.00
«Тепло всегда от дерева исходит»
Авторская экскурсия. Проводит экскурсовод музея Ирина Останина
10 ноября, вск.:
16.00
«Что деревня, то обычай»
Экскурсия по экспозиции «Мир русской деревни»
9 ноября, сб.:
15.00
«Шел по городу фотограф»
Авторская экскурсия
10 ноября, вск.:
«Индская цивилизация (Хараппская культура)»
Лекция археологического клуба «Юный археолог»
10 ноября, вск.:
14.00
«Град Сергия на Маковце»
Пешеходная экскурсия
#спмз #сергиевпосад #Ризница #Конныйдвор #анонс
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Швейка - приспособление для шитья вручную. Конструктивно состоит из донца, в который вставлен столбик-башенка с мягкой подушечкой. На неё накалывался один конец ткани, а другой держался в руке и слегка натягивался. В музейной экспозиции «Мир русской деревни» представлена швейка из районов Верхнего Поволжья, которая датируется концом 19 века.
По форме она напоминает резную прялку в виде северной деревянной колоколенки. В основании башенки - кубической формы ящичек для ниток и иголок. Над ним возвышаются колонки со стилизованными головами коней. В самом верху указан год изготовления - 1893-й.
Донец и ящичек украшены резным узором из розеток, квадратов и треугольников. Швейки постепенно вышли из употребления с появлением на русском рынке швейных машинок немецкой фирмы
Singer.
#музейный_словарь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня встречаем экспонаты из Государственного Русского музея - картины
Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский» (1899)
и Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой лавры» (1894 г. )
#Любовью_и_единением_спасемся #Преподобный_Сергий_Радонежский
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Кружок бот
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Кружок бот
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Гравюра и литография как вид искусства и как составные издательской продукции приобрели достаточно устойчивое положение в русской церковной культуре 19 века. Литография - новый способ гравирования, изобретенный в 1799 году в Германии, - стала известна в России с 1810-х годов и очень быстро заняла ведущее место среди графических техник.
Появление литографии способствовало росту численности печатных заведений, выпускавших разнообразную по тематике продукцию. Но о деятельности большинства из них мало что известно. В Троице-Сергиевой лавре с 1843 по 1910 год действовала литографская мастерская — самостоятельное заведение со своим штатом сотрудников, своей системой производственных и финансовых отчетов, руководствовавшееся целостной издательской и творческой позицией. Из почти 70 лет ее деятельности самыми плодотворными были 1850—1870-е годы. Тиражи и разнообразие изданий были столь значительны, что доход от продажи «картин и образов» в лавках, часовнях самой Лавры и от выполнения монастырских заказов вырастал до 5000 рублей серебром, что ощутимо дополняло монастырский бюджет. Необходимо отметить, что наследие этой литографии - интересное явление в художественной жизни обители наряду с работой живописной и иконописной мастерской, успехами серебряников в XIX веке.
Творчество тех, кто трудился в мастерской, было связано с определенными событиями и художественными поисками в русской культуре середины и второй половины того столетия, что и нашло отражение в собственной издательской программе. Она включала несколько тем: образ преподобного Сергия Радонежского, историко-археологическая и историко-христологическая темы, образ Лавры и монастырская ведута, иконный образ.
Первоначально литографская мастерская была задумана как подсобное подразделение живописного цеха для издания средневековых иконографических образцов. Но вскоре планы изменились. В деятельности мастерской можно обозначить несколько периодов. Первый, организационный, 1840-х годов, связан с ее открытием и определением ее статуса — не столько подчиненного звена иконописной мастерской, сколько самостоятельного учреждения, то есть это был период самоутверждения, который должен был доказать, что при Лавре могла работать собственная печатня — она не только не обременяла монастырь расходами, а, напротив, существенно пополняла его бюджет.
Основной в изданиях того времени стала тема, связанная с личностью основателя Троицкой обители, которая никогда не прерывалась в монастыре и была наиболее зримым выражением почитания Радонежского чудотворца. Сначала десять лет ее разрабатывали в историко-мемориальном аспекте, входившем в более обширную историко-археологическую тему. Первые литографии связаны с публикацией личных вещей двух основателей монастыря — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Мемориальные предметы несколько веков хранили в ризнице. В середине XIX века некоторые вещи преподобного Сергия перенесли в Троицкий собор и поместили в специальный шкаф-витрину у раки святого.
Эта серия из двадцати двух литографий имеет цензорскую подпись профессора Ф.А.Голубинского и дату — 1843 год. В нее вошли изображения двух фелоней, епитрахили, поручей, посоха, ножа и ложки, аналава от схимы, сандалий, деревянных потира, дискоса и тарелей, принадлежавших преподобному Сергию, а также евангелие, служебник, кадило, шелковая риза, деревянные потир, дискос и тарели преподобного Никона. К концу 1840-х годов было подготовлено альбомное издание этой серии, позже ставшее частью альбома «Древности Троице-Сергиевой Лавры».
Неизвестный литограф. Литография. Риза Преподобного Сергия Радонежского, из серии «Мемориальные памятники Преподобных Сергия И Никона Радонежских». 1843 год. Сергиевский Посад
#спмз. #фонды_музея #ТСЛ #Преподобный_Сергий
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вчера встречали первые экспонаты. Открываемся через
#Преподобный_Сергий #спмз
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4 ноября в Сергиево-Посадский музей-заповедник представил гостям новую выставку «Русский подвиг», приуроченную ко Дню народного единства.
Главный экспонат проекта – монументальное жанровое полотно кисти художника Андрея Алёхина, на котором изображён момент захвата крестьянами Никоном Шиловым и Петром Слотой подкопа, прорытого интервентами под Пятницкую башню Троице-Сергиева монастыря во время польско-литовской осады 1608 - 1610 гг. Ценой жизни героев 11 ноября 1608 года подкоп был уничтожен, а крепость спасена.
Данный проект Сергиево-Посадского музея-заповедника и Культурно-просветительской фирмы «Тонус» осуществлён в рамках видеосимпозиума «Русский подвиг».
Он является частью программы XXVIII Международного фестиваля медийного творчества «БРАТИНА».
6 ноября на выставке прошла музейная игра для команд старшеклассников «Спасители Отечества».
🥇 Выставка осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и будет принимать посетителей до 11 ноября (включительно), по адресу:
📍 ул. 1-ой Ударной Армии, д.2. Музейный комплекс «Конный двор»
#спмз #новая_выставка
Главный экспонат проекта – монументальное жанровое полотно кисти художника Андрея Алёхина, на котором изображён момент захвата крестьянами Никоном Шиловым и Петром Слотой подкопа, прорытого интервентами под Пятницкую башню Троице-Сергиева монастыря во время польско-литовской осады 1608 - 1610 гг. Ценой жизни героев 11 ноября 1608 года подкоп был уничтожен, а крепость спасена.
Данный проект Сергиево-Посадского музея-заповедника и Культурно-просветительской фирмы «Тонус» осуществлён в рамках видеосимпозиума «Русский подвиг».
Он является частью программы XXVIII Международного фестиваля медийного творчества «БРАТИНА».
6 ноября на выставке прошла музейная игра для команд старшеклассников «Спасители Отечества».
#спмз #новая_выставка
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM