Сергиево-Посадский музей-заповедник
1.54K subscribers
3.37K photos
188 videos
1 file
1.2K links
Официальная группа музея-заповедника в Сергиевом Посаде.

Филиалы: Ризница, Конный двор, Художественный, Краеведческий.

Для связи @Nat1311

Правила общения в телеграмм-канале https://clck.ru/33agGd
加入频道
Экспонат под инвентарным номером 3211. Икона «Троица» кисти Андрея Рублёва 🕊

Летом 1929 года выставка не состоялась, ее открытие отложили на полгода, а затем сроки неоднократно переносились. К этому времени в Государственной Третьяковской галерее была разработана концепция выставки - на ней предполагалось показать исключительно первоклассные и безукоризненные произведения, как по исполнению, так и по сохранности.

Конец 14 - начало 15 веков должны бы ли представлять в основном иконы из бывшей Троице-Сергиевой лавры - «Троица», «Апостол Павел», «Благовещение». Для устройства выставки ГТГ так же настойчиво требовала лучшие памятники иконописи из ГИМа, Центральных государственных реставрационных мастерских, Ярославского и многих других музеев.

С сентября 1929 года ГТГ неоднократно просит Главнауку, «имея в виду реорганизацию Историко-художественного Антирелигиозного Сергиевского музея в Краеведческий музей», передать из его ризницы 87 памятников иконописи, шитья, мелкой пластики и ювелирного искусства. Напротив каждого предмета в списке стояла пометка «уникальный».

Их отсутствие, по мнению организаторов выставки, «ничем не может быть заменено и явится громадным пробелом», тем более учитывая, что «отобранные памятники не нарушают экспозиции /Сергиевского/ Музея, имея в виду его установку, как Музея Антирелигиозного». Только благодаря четкой позиции директора музея Д.П. Дунина и коллектива музея потери удалось минимизировать.

На протяжении 1930 года из музея в Третьяковскую галерею было передано 26 предметов древнерусского искусства. Выставка открылась только в 1934 году. А уже в начале 1930 года иконы, взятые из Сергиевского музея, ГТГ решила поставить на свой инвентарь, причем « Троице» сразу был присвоен постоянный инвентарный номер. Так икона Андрея Рублева «Троица» окончательно перестала быть экспонатом Сергиевского музея.

#экспонат_дня
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В эту субботу, 13 июля, в нашем городе пройдет традиционный полумарафон «Сергиевым путём»*.

*Полумарафон «Сергиевым путём» - третий масштабный забег легкоатлетической серии Суперлиги Подмосковья, социального спортивного сообщества Московской области. Два первых старта серии собрали более 1500 участников каждый.

Старт полумарафона «Сергиевым путём» в 10.00 на Красногорской площади. После забега мы приглашаем всех спортсменов в Сергиево-Посадский музей-заповедник. Для марафонцев постоянные экспозиции (кроме филиала «Ризница ТСЛ») и временные выставки музея работают абсолютно бесплатно!

☑️ Главный корпус музея (проспект Красной Армии, 144)
☑️ Музейный комплекс «Конный двор». (ул.1-й Ударной Армии, 2)
☑️ Краеведческий корпус (Овражный пер., 9а)

Получить бесплатный билет просто: покажите на кассе музея электронное подтверждение регистрации участника или свой регистрационный номер.

Всем спортсменам - легкого старта и удачного финиша!
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Этим летом Сергиево-Посадский музей-заповедник предлагает гостям цикл экскурсий с необычной тематикой.

Первая экскурсия «Русский традиционный костюм» пройдет уже завтра, 12 июля, в 15.00

Откуда к нам пришло выражение «По одёжке встречают» и действительно ли это так?

Какие особенности помогали определить по одежде место проживания, возраст, семейное положение, род деятельности, социальный статус человека?

О чём рассказывают характерные особенности одежды?

Об этом и другом вы узнаете на нашей экскурсии.

🗺. Музейный комплекс «Конный двор» (ул.1-ой Ударной Армии, 2)

🔔 Стоимость: взрослый - 500 руб./чел., льготный - 400 руб./чел. 

☎️ Подробности и запись: 8 (496) 540-53-56; 8 (985) 040-45-17

#анонс
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ко Дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

Память о праздновании в 1807 году юбилея митрополита Платона (Левшина), который родился 29 июня (по новому стилю 12 июля) в 1737 году, доносит золотая панагия с огромным резным желтым кварцем. На камне в среднике панагии вырезаны фигуры первоверховных апостолов Петра и Павла (при крещении митрополит был наречен Петром; во имя апостолов Петра и Павла была освящена его домовая церковь).

Появление панагии в 1797 году связано, с одной стороны, с шестидесятилетием святителя, а с другой – с восшествием на престол его августейшего ученика, императора Павла Петровича.

Форма данной панагии напоминает орденский знак с огромным, отшлифованным до сияния желтым кварцем в центре, на котором с внутренней стороны вырезаны фигуры первоверховных апостолов Петра и Павла. Подобный художественный прием резьбы имел византийские и русские средневековые прототипы. В 1807 году митрополит Платон, к тому времени болезненный семидесятилетний старец, неофициально передал управление епархией своему ученику епископу Августину (Виноградскому). По-видимому, тогда митрополит и преподнес викарию (1804-1812) этот драгоценный наперсный знак. Надпись же на панагии: «ОТ МИТРОПОЛИТА ПЛАТОНА МОСКОВСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ АВГУСТИНУ 1807 ГОДА» была сделана значительно позднее, возможно, при жертвовании панагии в ризницу в 1858 году племянницей Августина (Виноградского) А.М. Соловьевой.

Подробно о бесценных панагиях из собрания музея можно почитать в каталоге научного сотрудника музея Любови Александровны Шитовой «Драгоценные панагии XVIII-XIX веков из ризницы Троице-Сергиевой лавры в собрании Сергиево-Посадского музея».

📖 Каталог можно приобрести в сувенирном киоске Ризницы Троице-Сергиевой Лавры.

#православные_праздники
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Напевы русские в Парадном зале Ризницы.

Благодарим вокалистов Московской духовной академии за чудесный вечер 🧡, и планируем следующую встречу.

🎵 23 августа в 18.00 в исполнении музыкантов трио ADM-Baroque прозвучит музыка итальянского барокко.

Парадный зал Ризницы Троице-Сергиевой лавры

#анонс
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Кружок бот
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
СУББОТНИЙ ВОПРОС от Галины Соколовой, вед.науч. сотрудника отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII - XXI вв.»

По рассказу каргопольских стариков, прежде, накануне Петрова дня (12 июля), прибегал каждый год к церкви олень. Здесь его закалывали, разнимали на части и варили. А в день праздника после молебна мясо и принесённое пиво освящали, резали оленятину на мелкие кусочки и раздавали приходящему люду. (В ряде мест – в Ильин день, также связанный в народном представлении с праздником солнца).

Но как-то, точно в такой же день, не дождавшись из леса оленя, убили мужики быка. Вдруг прибежал олень, увидел, что вместо него в жертву принесён бык, осердился. Когда хотели его поймать, он не дался, как прежде, в руки, а исчез в лесной чаще. С тех пор олень больше не выходил к людям, и пришлось теперь колоть к Петрову дню купленного на мирские деньги быка.

Воспоминания о нём жили в играх: девушки и парни вставали в круг, один из них – «олень» - оставался в центре. Вокруг него водили хоровод и пели.
Близок оленю и образ сохатого, которого тоже лепят в своих игрушках каргопольские гончары. Как и олень, он был олицетворением неба. Ещё в конце 19 века Лосем в архангельской земле называли созвездие ...

Какое?

Правильный ответ опубликуем завтра, в 12.00!

#субботний_вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Какое созвездие в архангельской земле называли Лосем?
Anonymous Quiz
42%
Большая Медведица
9%
Малая Медведица
19%
Близнецы
30%
Орион
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ВОСКРЕСНЫЙ ОТВЕТ

В архангельской земле Лосем называли созвездие Большой Медведицы. Так звали его и четыре столетия назад, когда тверской купец Афанасий Никитин писал, будучи в Индии: «Лось стоит головой на восход».

Сохранилось древнее письменное свидетельство, связывающее рождение оленей с небом: так летописный рассказ 1114 года содержит повествование о малых оленцах, спадающих с неба. Культ лося-оленя был значительно древнее, чем коня, о чём свидетельствуют находки в Пазырыкском кургане на Алтае, где погребальная колесница была запряжена двумя конями с золотыми масками и ветвистыми рогами. Древний погребальный обряд требовал, чтобы колесницу влекли именно «солнечные олени».
В ряде мест Каргопольского уезда оленя в обрядах заменил баран. Так, в Луговском, к первому воскресенью после Петрова дня, всем миром собирались к условленной часовне, служили молебен, варили приведённых по обету баранов и тут же, на ближайшей поляне, их ели. Этот праздник назывался «баранье воскресенье».

У жертвенного оленя, тесно связанного с Петровым днём, была шерсть бурого цвета (коричнево-красного), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги либо огненные кресты – знаки солнца. Баранам же навивали большие рога (в иных местах их даже золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ним было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то и сложенный в снопы урожай овса – одной из самых плодородных в Каргополье культур – называли «бараном».

Изображение оленя пекли северяне в своих «козулях», писали на прялках, вышивали, ткали на полотенцах и одежде, лепили из глины. Оленье рога украшали князевое бревно в доме. Об олене сложены были песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога – «красна золота», и освещал он ими всё вокруг.

🪶Ваша Галина Соколова, вед.науч. сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII - XXI вв.»

📷 Игрушки из собрания СПМЗ. 1936-37 гг. Иван Васильевич Дружинин. Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Гринёво

#воскресный_ответ #фонды_музея
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15 июля 1941 года - знаковая дата, положившая начало формирования коллекции национального искусства @museumsp

Начальный период сложения коллекций связан с Выставкой кустарных изделий, открытой в музее в 1922 году. На ней впервые были представлены изделия традиционных художественных промыслов Сергиевского уезда, которые по окончанию выставки вошли в состав музея (322 экспоната).

Знаковой датой в формировании коллекций стало 15 июля 1941 года. В начале Великой Отечественной войны в тогда Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник поступило собрание Музея народных художественных ремесел (МНХР), созданного на основе масштабной Выставки народного творчества, состоявшейся в 1937 г. в залах Государственной Третьяковской галереи. Коллекции МНХР, влившиеся в Загорский музей на правах Отдела народного художественного ремесла, насчитывали более 40 000 экспонатов художественного дерева, керамики, кости, лаков, текстиля, камня и металла. Этот музей складывался усилиями многих крупных исследователей народного искусства: А.В. Бакушинского, В.С. Воронова, Г.С. Масловой, М.П. Званцева, а также директора музея З.Я. Швагер.

Системное комплектование коллекций русского традиционного искусства в Загорском музее началось с 1953 г. путем организации научных экспедиций, выездных командировок на народные художественные промыслы, проводимых сотрудниками отдела О.В. Кругловой и Л.Э. Калмыковой.

Впоследствии эта, во многом подвижническая работа, была успешно продолжена следующими поколениями музейных работников: В.М. Жигулевой, Л.М. Зайцевой, С.В. Горожаниной, Н.В. Толстухиной, Г.В. Соколовой, В.А. Демкиной, Т.А. Полосиновой и многими другими. В результате музей стал обладателем одного крупнейших собраний, включающего около 65000 экспонатов, которые широко представляют народную художественную культуру России XVIII–XXI вв.

Насущной заботой научных сотрудников всех поколений были и остаются вопросы хранения экспонатов, их изучения и популяризации, методическая работа с художниками традиционных центров, создание новых экспозиций и выставок.

Проводимая 8-9 июня 2016 года в стенах Сергиево-Посадского музея-заповедника научная конференция «Любовью и единением спасемся» (проблемы изучения и комплектования народного и декоративно-прикладного искусства) посвящена 75-летию отдела и памяти известного искусствоведа Людмилы Эльмаровны Калмыковой, проработавшей в отделе более полувека.

#история_в_лицах
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
⚠️ Собрали в один пост все мероприятия новой недели.

💳 Цикл тематических и мини-экскурсий, приуроченных ко Дню памяти преподобного Сергия Радонежского

📝 Экскурсии по экспозициям, временным выставкам

🏛 знакомство с исторической частью города и архитектурным ансамблем Троице-Сергиевой Лавры в сопровождении экскурсовода

🎨мастер-класс по росписи объёмной матрёшки

… и многое другое.

Всегда рады видеть вас в Сергиево-Посадском музее-заповеднике ❤️

#анонс
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM