Драгоценное облачение было вышито в середине XVIII века в Венской мастерской известного сербского мастера Христофора Жефаровича. Саккос сшит из холста, подкладка из малинового шелка с крупным растительным рисунком. Шитье выполнено шелковыми, золотными волоченными, прядеными и скаными нитями. На передней стороне саккоса изображено древо с отходящими от него в стороны вьющимися виноградными побегами, крест с орудиями страстей, изображение Господа Вседержителя. Каждый побег лозы завершен овальным медальоном в золотом картуше с поясными изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи и апостолов. На спинке саккоса изображена композиция «Древо Иессеево». Именно эта композиция особенно интересна для нас в контексте праздника Рождества Христова.
Согласно дошедшим до нас свидетельствам, изображение «Древа Иессеева» существовало уже в базилике Рождества Христова в Вифлееме 1169 года. Основой для подобной иконографии послужили не только библейские сюжеты, но и литургические тексты: праздничная служба Рождества Христова, а также службы в неделю святых отец (за неделю до Рождества) и святых праотец (за две недели до Рождества).
Вслед за богослужебными песнопениями, связанными с праздником Рождества, композиция Древа излагает историю Боговоплощения – Рождества Бога на земле, и трактует ее как часть предвечного замысла о человеке. При этом само древо Иессеево воспринимается также как прообраз крестного древа - напоминание о грядущей жертве Христа.
Шелк, атлас, золотные и шелковые нити, эмаль.
#РизницаТСЛ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Январские закаты в Сергиевом Посаде ✨
Приезжайте любоваться! И обязательно заглядывайте в @museumsp. Всегда рады Вам!
#музейсергиевапосада #ТСЛ
Приезжайте любоваться! И обязательно заглядывайте в @museumsp. Всегда рады Вам!
#музейсергиевапосада #ТСЛ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ещё морозной 🌈 в ленту
Благодаря фотографу музея @need_to_fly увидели интересное природное явление - Гало.
Знали, что по народным приметам, ложные солнца - признак сохранения морозной погоды?
Встречаем зиму вместе с @museumsp. У нас интересно и тепло:)
📅 Программа новогодних гало-мероприятий
#музейсергиевапосада
Благодаря фотографу музея @need_to_fly увидели интересное природное явление - Гало.
Знали, что по народным приметам, ложные солнца - признак сохранения морозной погоды?
Встречаем зиму вместе с @museumsp. У нас интересно и тепло:)
📅 Программа новогодних гало-мероприятий
#музейсергиевапосада
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вероника Ермичёва - директор галереи «Арс Лонга» (Москва – Санкт-Петербург) и соучредитель выставки «Николай Блохин. Живописные сюиты», - о совместном с @museumsp проекте, петербургском художнике Николае Блохине и его работах.
#музейсергиевапосада
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В праздничные дни продолжаем рассказ о новогодних экспонатах из собрания музея. Сегодня это будут ёлочки из коллекции дымковских игрушек.
Подлинные произведения народного искусства - ёлки замечательной дымковской мастерицы Елизаветы Ивановны Пенкиной (1879-1947), выполнены в 1930-е годы. Из отличает лаконизм и обобщённость лепки, слияние живых наблюдений с поэтической фантазией.
С одной стороны, ёлка – хорошо знакомое всем лесное дерево. С другой – это Мировое Древо, древнейший языческий символ мира. В славянской мифологии мировое древо стоит у Лукоморья, упираясь вершиной в небеса. В христианской традиции этот образ соотнесён ещё и с райским Древом, деревом познания Добра и Зла.
Ёлка – дерево особенное. Неувядающая хвоя, символизирующая вечную жизнь, превратила ель в символ духовной мудрости. В стародавние времена не случайно еловые ветви украшали яблоками или гранатами: обилие плодов сулило благосостояние дому, освящённому этим обрядом. Так смыкаются древнейшие мифы с историей о запретном плоде…
Хотя наша дымковская ёлочка вполне относится к сюжетам, почерпнутым из реальной жизни, тема эта до сих пор не освободилась от остатков древнего содержания, она по-прежнему овеяна народной фантазией.
Поэтому нас и сегодня продолжают волновать дымковские игрушки. Мы ищем в них не достоверности, а неповторимости, того особого поэтичного мира образов, который обогащает нашу жизнь. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.
#музейсергиевпосад #фонды_музея
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
#музейсергиевапосада #Новый_год
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Картина «Поклонение волхвов» из фондов @museumsp отвечает традициям западно - европейской иконографии. Легенды, восходящие к VI веку, превратили волхвов из мудрецов и звездочётов в восточных царей, которых на Западе стало принято называть «святыми королями». Об их происхождении, количестве, национальности и времени появления в Вифлееме библейская история умалчивает. Но бытует мнение, что, согласно количеству даров, преподнесенных Богомладенцу, дарителей было …
Правильный ответ опубликуем завтра в 10.30!
#субботний_вопрос
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Согласно количеству даров, преподнесенных Богомладенцу, дарителей было трое. Имена их впервые упоминаются в VI веке: Каспар- молод, Мельхиор- старец с бородой, а Вальтасар- темнокож.
Представители трёх рас пришли поклониться Христу и Богоматери. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну, преклонили колени и сняли короны, земные цари перед Царём Небесным. Вместо пещеры - руины античных зданий, вместо яслей со Христом - подросший Богомладенец на руках у Матери, благословляющий волхвов. Вдали виднеется Иерусалим, а с небес на картину торжества Жизни взирают ангелы.
Мощи волхвов впервые были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). Имеются свидетельства, что мощи волхвов были подарены Кёльнскому архиепископу и канцлеру Райнальду фон Дассель императором Фридрихом I Барбароссой. В 1164 году из Милана останки прославленных волхвов были сначала перенесены по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кёльн. Чтобы мощи трех святых королей обрели в городе достойное пристанище, в Кёльне решено было изготовить золотой реликварий и воздвигнуть величественный собор в стиле «высокой готики». Строительство собора было начато в 1248 году, а завершено лишь спустя несколько столетий.
Согласно давней традиции, 6 января жители Кёльна пишут мелом на двери первые буквы имён волхвов К+ М+ В и указывают год. В это день жители Кёльна славят «трёх королей», которые приняли мученичество, закончили земную жизнь приблизительно в одно время и похоронены вместе.
#воскресный_ответ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM