ВОСКРЕСНЫЙ ОТВЕТ
Пядь — мера длины, определяемая размером кисти руки: от большого пальца до вытянутого указательного или среднего.
Пядницы упоминаются разные: большие, средние, малые, продолговатые. Встречаются также названия «осмилистовые», «шестилистовые», «пятилистовые», «четырехлистовые», «двулистовые» образа. Наиболее часто на такого рода небольших иконах встречаются изображения Христа и Богоматери в различных иконографических вариантах, реже — праздников и местных святых.
Миниатюрная пядница «Богоматерь Боголюбская» (19 см) в басменном золоченом окладе относится к 1430 — 1440 годам.
Ростовое изображение Богоматери, предстоящей Христу, передает иконографические детали одной из древнейших несохранившихся русских чудотворных икон, написанной для князя Андрея Боголюбского в XII веке. По преданию, древний чудотворный образ был создан около 1158 года, после знаменательного явления князю Владимирскому Андрею Боголюбскому самой Богородицы, что стало знаком божественного покровительства и преемственности власти князей Владимирских. В XV столетии иконографический тип «Боголюбской» стал моленной иконой московских князей.
Икона из монастырской ризницы - одно из достоверных и ранних свидетельств почитания «Богоматери Боголюбской» в московском великокняжеском доме. Другие ранние списки этой Богородичной иконы неизвестны. Икона украшена серебряным золоченым окладом с басменным орнаментом в виде имитирующего скань тонкого вьющегося стебля со спиралевидными завитками.
📍 Увидеть икону можно в экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков»
#музейсергиевапосада #РизницаТСЛ
Пядь — мера длины, определяемая размером кисти руки: от большого пальца до вытянутого указательного или среднего.
Пядницы упоминаются разные: большие, средние, малые, продолговатые. Встречаются также названия «осмилистовые», «шестилистовые», «пятилистовые», «четырехлистовые», «двулистовые» образа. Наиболее часто на такого рода небольших иконах встречаются изображения Христа и Богоматери в различных иконографических вариантах, реже — праздников и местных святых.
Миниатюрная пядница «Богоматерь Боголюбская» (19 см) в басменном золоченом окладе относится к 1430 — 1440 годам.
Ростовое изображение Богоматери, предстоящей Христу, передает иконографические детали одной из древнейших несохранившихся русских чудотворных икон, написанной для князя Андрея Боголюбского в XII веке. По преданию, древний чудотворный образ был создан около 1158 года, после знаменательного явления князю Владимирскому Андрею Боголюбскому самой Богородицы, что стало знаком божественного покровительства и преемственности власти князей Владимирских. В XV столетии иконографический тип «Боголюбской» стал моленной иконой московских князей.
Икона из монастырской ризницы - одно из достоверных и ранних свидетельств почитания «Богоматери Боголюбской» в московском великокняжеском доме. Другие ранние списки этой Богородичной иконы неизвестны. Икона украшена серебряным золоченым окладом с басменным орнаментом в виде имитирующего скань тонкого вьющегося стебля со спиралевидными завитками.
📍 Увидеть икону можно в экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков»
#музейсергиевапосада #РизницаТСЛ
Telegram
Сергиево-Посадский музей-заповедник
✨СУББОТНИЙ ВОПРОС от науч.сотрудника музея Любови Шитовой
В средневековой Руси небольшие по размерам иконы-пядницы в драгоценных окладах занимали значительное место в княжеских монастырских и городских храмах.
Судя по сохранившимся описаниям, немало таких…
В средневековой Руси небольшие по размерам иконы-пядницы в драгоценных окладах занимали значительное место в княжеских монастырских и городских храмах.
Судя по сохранившимся описаниям, немало таких…
Вместе с фондами музея встречаем зелёного Дракона 🔥
В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получили китайские ткани. Из тканей с изображениями драконов, играющих огненной жемчужиной, сшиты фелонь и стихарь, которые хранятся в фондах музея.
Драконы на обеих тканях имеют на лапах по четыре когтя, что свидетельствует об их предназначении для чиновников высокого ранга.
Пусть новорожденный Дракон принесёт всем удачу и многочисленные победы! С Новым годом!
#музейсергиевпосад #фонды #Ризница #разбирая_фонды
В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получили китайские ткани. Из тканей с изображениями драконов, играющих огненной жемчужиной, сшиты фелонь и стихарь, которые хранятся в фондах музея.
Драконы на обеих тканях имеют на лапах по четыре когтя, что свидетельствует об их предназначении для чиновников высокого ранга.
Пусть новорожденный Дракон принесёт всем удачу и многочисленные победы! С Новым годом!
#музейсергиевпосад #фонды #Ризница #разбирая_фонды
3,4,5 января:
12.00«Зашифрованные символы» 7+
Квест-экскурсия
3 января, среда:
11.00 и 13.00 «Самая необычная история о похищенных варежках Деда Мороза»
Игровая программа для самых юных гостей с элементами театрализации и встречей с Дедом Морозом
3 ,6 января в 13.00, 4 января в 12.00
«Что за прелесть эти сказки»
Интерактивная экскурсия с мастер-классом
4, 6 января:
15.00 «Рождество да Святки»
Экскурсия
5 января, пт.:
12.00 и 14.00 «День накануне Рождества»
Игра-квест с театрализацией и волшебством
7 января, вск.:
12.00 «Рождественское путешествие по Музею»
Интерактивная программа
Ежедневно со 2 по 7 января
«Как на Руси Рождество встречали»
Экскурсия с мастер-классом для организованных групп
2, 3, 4, 5, 6, 7 января
11.00 «Новогодние чудеса в Сергиевом Посаде»
Интерактивная программа с мастер-классом
2, 3, 4, 5, 6, 7 января
15.00 «Традиции празднования Рождества и Нового года в Сергиевом Посаде»
Экскурсия
3 января, ср.:
15.00 «Секрет Старого города»
Веб-квест
Запись обязательна
8 (496) 540-53-56; 8 (985) 040-45-17
#музейсергиевпосада
#зимавподмосковье
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Доброе утро☀️
У нас в городе сегодня -20:) Бодро начинаем первую в новом году трудовую неделю
Друзья! Напоминанием об изменениях в графике работы музея
#музейсергиевапосада
У нас в городе сегодня -20:) Бодро начинаем первую в новом году трудовую неделю
Друзья! Напоминанием об изменениях в графике работы музея
#музейсергиевапосада
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❄ ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА
В 1960-е годы XX века в большинстве домов под новогодней елкой стояла фигурка подставочного Деда Мороза.
Благо этой традиции, в середине прошлого века производство игрушек достигло огромных масштабов на всей территории СССР.
Первых Дедов Морозов начали производить на Воронежской фабрике игрушки, где в 1968 году был изготовлен и наш музейный Дед Мороз.
История фабрики началась во времена НЭПа. Артель «Универтруд» была основана в 1927 году. Организатором производства стал бывший хозяин одного из стекольных заводов города Клин. Ранее артель специализировалась на производстве ампул, лабораторной посуды, пуговиц, товаров кожгалантереи. После возвращения новогоднего праздника в стране возрастет спрос на новогодние игрушки. И в 1960 году артель экстренно реорганизовывают в фабрику игрушки.
Под производство Дедов Морозов отвели 3 отдельных помещения: цех по изготовлению игрушки, ее сушке и окраске. При создании фигурок использовали производственные отходы - фанеру и опилки. Применялось два вида ваты: серая - для внутренней подмотки, и белая - для внешней отделки. Иногда Дедов обрабатывали огнестойким составом.
Каждая фабрика разрабатывала свой рецепт изготовления масок-лиц для главного новогоднего персонажа. Работа по росписи лица считалась крайне важной!
Игрушки были разные: московские чаще в ушанках, ленинградские - в красных шапочках с белой оторочкой с одной елочкой в руках.
В 1970-х годах ватный Дед Мороз был снят с производства. Игрушки стали проще: их делали цельной фигурой из папье-маше, уже без валенок, мешков и варежек, а затем и вовсе из пластмассы и пенопласта. Дедов Морозов производили до начала 1990-х годов. После этого бОльшая часть фабрик закрылась, и производство игрушек прекратилось.
Деда Мороза подарила музею на Новый 2019 год жительница города, заведующая отделом реставрации музея Ольга Куцель.
В 1960-е годы XX века в большинстве домов под новогодней елкой стояла фигурка подставочного Деда Мороза.
Благо этой традиции, в середине прошлого века производство игрушек достигло огромных масштабов на всей территории СССР.
Первых Дедов Морозов начали производить на Воронежской фабрике игрушки, где в 1968 году был изготовлен и наш музейный Дед Мороз.
История фабрики началась во времена НЭПа. Артель «Универтруд» была основана в 1927 году. Организатором производства стал бывший хозяин одного из стекольных заводов города Клин. Ранее артель специализировалась на производстве ампул, лабораторной посуды, пуговиц, товаров кожгалантереи. После возвращения новогоднего праздника в стране возрастет спрос на новогодние игрушки. И в 1960 году артель экстренно реорганизовывают в фабрику игрушки.
Под производство Дедов Морозов отвели 3 отдельных помещения: цех по изготовлению игрушки, ее сушке и окраске. При создании фигурок использовали производственные отходы - фанеру и опилки. Применялось два вида ваты: серая - для внутренней подмотки, и белая - для внешней отделки. Иногда Дедов обрабатывали огнестойким составом.
Каждая фабрика разрабатывала свой рецепт изготовления масок-лиц для главного новогоднего персонажа. Работа по росписи лица считалась крайне важной!
Игрушки были разные: московские чаще в ушанках, ленинградские - в красных шапочках с белой оторочкой с одной елочкой в руках.
В 1970-х годах ватный Дед Мороз был снят с производства. Игрушки стали проще: их делали цельной фигурой из папье-маше, уже без валенок, мешков и варежек, а затем и вовсе из пластмассы и пенопласта. Дедов Морозов производили до начала 1990-х годов. После этого бОльшая часть фабрик закрылась, и производство игрушек прекратилось.
Деда Мороза подарила музею на Новый 2019 год жительница города, заведующая отделом реставрации музея Ольга Куцель.
игровую программу с элементами театрализации «Самая необычная история о похищенных варежках Деда Мороза»
Нам предстоит:
Гости познакомятся с музейным Домовёнком, преодолеют козни Бабы-Яги, встретятся с Марьей-искусницей, волшебником Кузнецом и, в итоге , помогут Деду Морозу.
#музейсергиевапосада
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Драгоценное облачение было вышито в середине XVIII века в Венской мастерской известного сербского мастера Христофора Жефаровича. Саккос сшит из холста, подкладка из малинового шелка с крупным растительным рисунком. Шитье выполнено шелковыми, золотными волоченными, прядеными и скаными нитями. На передней стороне саккоса изображено древо с отходящими от него в стороны вьющимися виноградными побегами, крест с орудиями страстей, изображение Господа Вседержителя. Каждый побег лозы завершен овальным медальоном в золотом картуше с поясными изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи и апостолов. На спинке саккоса изображена композиция «Древо Иессеево». Именно эта композиция особенно интересна для нас в контексте праздника Рождества Христова.
Согласно дошедшим до нас свидетельствам, изображение «Древа Иессеева» существовало уже в базилике Рождества Христова в Вифлееме 1169 года. Основой для подобной иконографии послужили не только библейские сюжеты, но и литургические тексты: праздничная служба Рождества Христова, а также службы в неделю святых отец (за неделю до Рождества) и святых праотец (за две недели до Рождества).
Вслед за богослужебными песнопениями, связанными с праздником Рождества, композиция Древа излагает историю Боговоплощения – Рождества Бога на земле, и трактует ее как часть предвечного замысла о человеке. При этом само древо Иессеево воспринимается также как прообраз крестного древа - напоминание о грядущей жертве Христа.
Шелк, атлас, золотные и шелковые нити, эмаль.
#РизницаТСЛ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Январские закаты в Сергиевом Посаде ✨
Приезжайте любоваться! И обязательно заглядывайте в @museumsp. Всегда рады Вам!
#музейсергиевапосада #ТСЛ
Приезжайте любоваться! И обязательно заглядывайте в @museumsp. Всегда рады Вам!
#музейсергиевапосада #ТСЛ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ещё морозной 🌈 в ленту
Благодаря фотографу музея @need_to_fly увидели интересное природное явление - Гало.
Знали, что по народным приметам, ложные солнца - признак сохранения морозной погоды?
Встречаем зиму вместе с @museumsp. У нас интересно и тепло:)
📅 Программа новогодних гало-мероприятий
#музейсергиевапосада
Благодаря фотографу музея @need_to_fly увидели интересное природное явление - Гало.
Знали, что по народным приметам, ложные солнца - признак сохранения морозной погоды?
Встречаем зиму вместе с @museumsp. У нас интересно и тепло:)
📅 Программа новогодних гало-мероприятий
#музейсергиевапосада
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вероника Ермичёва - директор галереи «Арс Лонга» (Москва – Санкт-Петербург) и соучредитель выставки «Николай Блохин. Живописные сюиты», - о совместном с @museumsp проекте, петербургском художнике Николае Блохине и его работах.
#музейсергиевапосада
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В праздничные дни продолжаем рассказ о новогодних экспонатах из собрания музея. Сегодня это будут ёлочки из коллекции дымковских игрушек.
Подлинные произведения народного искусства - ёлки замечательной дымковской мастерицы Елизаветы Ивановны Пенкиной (1879-1947), выполнены в 1930-е годы. Из отличает лаконизм и обобщённость лепки, слияние живых наблюдений с поэтической фантазией.
С одной стороны, ёлка – хорошо знакомое всем лесное дерево. С другой – это Мировое Древо, древнейший языческий символ мира. В славянской мифологии мировое древо стоит у Лукоморья, упираясь вершиной в небеса. В христианской традиции этот образ соотнесён ещё и с райским Древом, деревом познания Добра и Зла.
Ёлка – дерево особенное. Неувядающая хвоя, символизирующая вечную жизнь, превратила ель в символ духовной мудрости. В стародавние времена не случайно еловые ветви украшали яблоками или гранатами: обилие плодов сулило благосостояние дому, освящённому этим обрядом. Так смыкаются древнейшие мифы с историей о запретном плоде…
Хотя наша дымковская ёлочка вполне относится к сюжетам, почерпнутым из реальной жизни, тема эта до сих пор не освободилась от остатков древнего содержания, она по-прежнему овеяна народной фантазией.
Поэтому нас и сегодня продолжают волновать дымковские игрушки. Мы ищем в них не достоверности, а неповторимости, того особого поэтичного мира образов, который обогащает нашу жизнь. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.
#музейсергиевпосад #фонды_музея
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM