Forwarded from Марселизация
#о_прочитанном
(редкий пока тег, который попытаюсь сделать регулярным)
"Берег мёртвых незабудок" дорогой Кати Звонцовой оказался очень красивым и очень подходящим "Компас-гиду", который его издал. Не в том смысле подходящим, что это книга для подростков, а в смысле – подросткам такое тоже можно. С оказией передам бумажную книгу своим младшим, пусть их обольются слезами.
В общем, "Незабудки" по вызванным эмоциям для меня где-то рядом с "Левой рукой тьмы" (туда же добавим "Взросление в Кархайде" и "Короля планеты Зима") Урсулы Ле Гуин. Смешно, наверное, сравнивать фэнтези с социально-фантастической космооперой, но что я сделаю, если круг проблем действительно похожий!
Патриотизм (что это вообще?), страх инаковости и чужих, мучительный поиск баланса между долгом и совестью, подлинные чувства поверх предрассудков – всё есть, всё обсуждается.
Что по сюжету?
По сюжету есть Общий Берег и населяющие его три расы. Упрощённо – охотники, мыслители и законники. Пантеон тёмных и светлых богов и целый букет политических, сословных и расовых распрей.
На фоне угасания династии развязывается абсурдная и жестокая война между людьми одного языка и одной веры, мыслители, подхватив свои инновации, сваливают из пламени войны в горный монастырь, а молодые вожди противоборствующих сторон пытаются найти способ погасить пожар, который не зажигали.
Общему Берегу конец, двумя новыми землями правят два бывших жреца. (Свет и Тьма, хехе)
Один – младший, нелюбимый и болезненный сын блистательного аристократа, другой – племянник коварного дяди, последний неуничтоженный член своей семьи. Обоим вообще не хотелось воевать, тем более лично друг с другом, поэтому они упорно пытаются выжать перемирие из мелких баронов, пытающихся перегрызть друг другу глотки. И параллельно тот вождь, который поздоровее, пытается не дать помереть своему драгоценному врагу, страдающему мерзкой врождённой хронью.
А ещё там есть великий художник и его ученик. Художник думает, что ученик его превзошёл, а ученик думает совсем наоборот и яростно завидует своему великому мастеру.
Война начинается с постройки первого, с позволения сказать, экуменического храма, где светлые и тёмные боги соседствуют, а заканчивается (да, война закончится!) – строительством двух новых таких в разделённых землях.
Хэппиэнд с такими вводными невозможен и нелеп, поэтому его и не будет. Но книга – не горестный вопль о том, как всё погибает. Она вся о надежде. И о самом ценном виде человечности – милосердии и честности на дне ада. Когда ты имеешь полное и законное право ненавидеть и мстить, но вопреки всем рациональным доводам этого не делаешь. Когда ты упускаешь явную выгоду, если она означает страдание другого, даже врага. И более того – не поддаёшься соблазну всё быстренько отнять, сотворив малое (?) зло в честь великого добра, и на отнятом построить царство собственной справедливости.
Короче, очень гармоничная книга о действенном противостоянии злу, все читайте:)
(редкий пока тег, который попытаюсь сделать регулярным)
"Берег мёртвых незабудок" дорогой Кати Звонцовой оказался очень красивым и очень подходящим "Компас-гиду", который его издал. Не в том смысле подходящим, что это книга для подростков, а в смысле – подросткам такое тоже можно. С оказией передам бумажную книгу своим младшим, пусть их обольются слезами.
В общем, "Незабудки" по вызванным эмоциям для меня где-то рядом с "Левой рукой тьмы" (туда же добавим "Взросление в Кархайде" и "Короля планеты Зима") Урсулы Ле Гуин. Смешно, наверное, сравнивать фэнтези с социально-фантастической космооперой, но что я сделаю, если круг проблем действительно похожий!
Патриотизм (что это вообще?), страх инаковости и чужих, мучительный поиск баланса между долгом и совестью, подлинные чувства поверх предрассудков – всё есть, всё обсуждается.
Что по сюжету?
По сюжету есть Общий Берег и населяющие его три расы. Упрощённо – охотники, мыслители и законники. Пантеон тёмных и светлых богов и целый букет политических, сословных и расовых распрей.
На фоне угасания династии развязывается абсурдная и жестокая война между людьми одного языка и одной веры, мыслители, подхватив свои инновации, сваливают из пламени войны в горный монастырь, а молодые вожди противоборствующих сторон пытаются найти способ погасить пожар, который не зажигали.
Общему Берегу конец, двумя новыми землями правят два бывших жреца. (Свет и Тьма, хехе)
Один – младший, нелюбимый и болезненный сын блистательного аристократа, другой – племянник коварного дяди, последний неуничтоженный член своей семьи. Обоим вообще не хотелось воевать, тем более лично друг с другом, поэтому они упорно пытаются выжать перемирие из мелких баронов, пытающихся перегрызть друг другу глотки. И параллельно тот вождь, который поздоровее, пытается не дать помереть своему драгоценному врагу, страдающему мерзкой врождённой хронью.
А ещё там есть великий художник и его ученик. Художник думает, что ученик его превзошёл, а ученик думает совсем наоборот и яростно завидует своему великому мастеру.
Война начинается с постройки первого, с позволения сказать, экуменического храма, где светлые и тёмные боги соседствуют, а заканчивается (да, война закончится!) – строительством двух новых таких в разделённых землях.
Хэппиэнд с такими вводными невозможен и нелеп, поэтому его и не будет. Но книга – не горестный вопль о том, как всё погибает. Она вся о надежде. И о самом ценном виде человечности – милосердии и честности на дне ада. Когда ты имеешь полное и законное право ненавидеть и мстить, но вопреки всем рациональным доводам этого не делаешь. Когда ты упускаешь явную выгоду, если она означает страдание другого, даже врага. И более того – не поддаёшься соблазну всё быстренько отнять, сотворив малое (?) зло в честь великого добра, и на отнятом построить царство собственной справедливости.
Короче, очень гармоничная книга о действенном противостоянии злу, все читайте:)
Telegram
Misery Inc |18+| Екатерина Звонцова
🕊Звонцова, которая Эл. Редактирую, пишу, издаюсь, преподаю литмастерство⚜️
Меня часто спрашивают, как я все успеваю (правда часто, и нет, правда, я НЕ успеваю примерно половину из того, что хорошо бы успевать). Я много думала, а действительно, как я еще жива-то? чем могу поделиться с вами, чтобы это было хоть сколь-нибудь полезно и универсально, и все-таки вывела несколько принципов, на которых стараюсь строить работу. Наверное, подчеркну еще раз, что они помогают мне, не знаю, помогут ли вам, а может, это все вообще очевидная фигня, которую все знают. Ну так или иначе, даже об очевидной фигне иногда стоит напомнить! Напоминаю. А вы смотрите сами и делитесь своими мыслями и опытом! Итак:
⚖️Постоянно и при этом не уставая от процесса мы делаем только одно ― дышим. Работа и спорт, хобби, творчество, чтение новостей и общение ― все эти штуки требуют перерывов. И графика. Либо рутинного, либо скользящего, хорошо, если у всех вещей графики разные: так я меньше чувствую себя мельничным осликом. Мой рабочий день, хотя я и фрилансер, подчинен жесткому 8-9 часов 5/2. Работа в выходные, работа ночью и даже рабочие переписки после 20 часов – нет. А вот все нерабочие дела, включая написать главу, нарисовать арт, сделать пост на канал, я делаю наскоками. Так мне удобно. Например, я знаю, что 1-3 будних вечера в неделю я точно посвящу тексту, артам и маркетингу зато сразу напишу, нарисую и нагенерирую много, от авторского листа до двух, если брать именно текст. А вот какие это будут вечера и какой контент, я решу, когда моя левая нога захочет. Как говорится, будь плохим парнем.Вот, например, этот пост не планировался вообще. Никогда. Ха-ха.
⚖️Графики лучше выстраивать (и менять), исходя из двух вещей: вашей средней продуктивности и дедлайнов. Опять же, принцип «наскоков» в нерабочих делах я могу себе позволить, потому что продуктивность и скорость у меня высокие. Я успеваю со своими прыжками бешеной белки примерно столько же, сколько многие успевают, работая последовательно, каждый день, по чуть-чуть. В романе «Это я тебя убила» 30 авторских листов. Они написаны примерно за 4,5 месяцев: я работала над книгой с июня по середину июля (написаны 15 алок) и потом с середины января по март (написано еще 15 алок). С августа по середину января я к книге не подходила. Вот так.
Это к вопросу о том, насколько плохи принципы «Если можешь не писать ― не пиши» и «Пиши, только когда очень прет». У моих коллег к этим установкам максимально разное отношение, я скажу только одно: эти принципы подходят не всем (это не про контакт с музами, это про умение мозга быстро и активно выстраивать новенькие нейронные связи или давать ток старым, и на некоторую часть это генетическая плюшка, хотя тренировать тоже можно).
А еще во многом они зависят от вашего стартового состояния (Вы выспались? Вы сыты? Вы сегодня погуляли? Насколько вы тревожитесь?) и стартового состояния вашей книжки/картинки (Насколько ясно вы видите сцену или идею арта? Насколько вы запаслись вдохновляшками вроде тематической музыки? Насколько вы в принципе эмоционально вовлечены в жизнь ваших персонажей?).
Высокая продуктивность ― никогда не про агонию. Она всегда про амбары с зерном. Один для вас, один для вашего творчества. Нет амбаров ― с продуктивностью либо намного тяжелее, либо после всплесков могут быть очень суровые отходняки, от которых я зову вас беречься.
⚖️Если ваши амбары не получается наполнять или их постиг какой-нибудь катаклизм, лучше выбрать принцип маленьких шагов: каждый день делать по чуть-чуть. Но даже тут надо заботиться о себе ― высыпаться, есть, гулять ― и разрешать себе выходные. Важно: разрешать себе выходные надо, не впиваясь потом зубами в свой зад за то, что вы протупили вечер в сериальчик. Укоризна убивает весь эффект даже от очень хорошего отдыха. Получается, что вы не получаете взамен ресурс, ради которого и бездельничали, ну то есть не копите зерно, а едва собрав его с поля, сжигаете.
⚖️Постоянно и при этом не уставая от процесса мы делаем только одно ― дышим. Работа и спорт, хобби, творчество, чтение новостей и общение ― все эти штуки требуют перерывов. И графика. Либо рутинного, либо скользящего, хорошо, если у всех вещей графики разные: так я меньше чувствую себя мельничным осликом. Мой рабочий день, хотя я и фрилансер, подчинен жесткому 8-9 часов 5/2. Работа в выходные, работа ночью и даже рабочие переписки после 20 часов – нет. А вот все нерабочие дела, включая написать главу, нарисовать арт, сделать пост на канал, я делаю наскоками. Так мне удобно. Например, я знаю, что 1-3 будних вечера в неделю я точно посвящу тексту, артам и маркетингу зато сразу напишу, нарисую и нагенерирую много, от авторского листа до двух, если брать именно текст. А вот какие это будут вечера и какой контент, я решу, когда моя левая нога захочет. Как говорится, будь плохим парнем.
⚖️Графики лучше выстраивать (и менять), исходя из двух вещей: вашей средней продуктивности и дедлайнов. Опять же, принцип «наскоков» в нерабочих делах я могу себе позволить, потому что продуктивность и скорость у меня высокие. Я успеваю со своими прыжками бешеной белки примерно столько же, сколько многие успевают, работая последовательно, каждый день, по чуть-чуть. В романе «Это я тебя убила» 30 авторских листов. Они написаны примерно за 4,5 месяцев: я работала над книгой с июня по середину июля (написаны 15 алок) и потом с середины января по март (написано еще 15 алок). С августа по середину января я к книге не подходила. Вот так.
Это к вопросу о том, насколько плохи принципы «Если можешь не писать ― не пиши» и «Пиши, только когда очень прет». У моих коллег к этим установкам максимально разное отношение, я скажу только одно: эти принципы подходят не всем (это не про контакт с музами, это про умение мозга быстро и активно выстраивать новенькие нейронные связи или давать ток старым, и на некоторую часть это генетическая плюшка, хотя тренировать тоже можно).
А еще во многом они зависят от вашего стартового состояния (Вы выспались? Вы сыты? Вы сегодня погуляли? Насколько вы тревожитесь?) и стартового состояния вашей книжки/картинки (Насколько ясно вы видите сцену или идею арта? Насколько вы запаслись вдохновляшками вроде тематической музыки? Насколько вы в принципе эмоционально вовлечены в жизнь ваших персонажей?).
Высокая продуктивность ― никогда не про агонию. Она всегда про амбары с зерном. Один для вас, один для вашего творчества. Нет амбаров ― с продуктивностью либо намного тяжелее, либо после всплесков могут быть очень суровые отходняки, от которых я зову вас беречься.
⚖️Если ваши амбары не получается наполнять или их постиг какой-нибудь катаклизм, лучше выбрать принцип маленьких шагов: каждый день делать по чуть-чуть. Но даже тут надо заботиться о себе ― высыпаться, есть, гулять ― и разрешать себе выходные. Важно: разрешать себе выходные надо, не впиваясь потом зубами в свой зад за то, что вы протупили вечер в сериальчик. Укоризна убивает весь эффект даже от очень хорошего отдыха. Получается, что вы не получаете взамен ресурс, ради которого и бездельничали, ну то есть не копите зерно, а едва собрав его с поля, сжигаете.
Примерно так ― став жертвой катаклизмов! ― я именно дописывала последние главы «Это я тебя убила». В феврале-марте у меня было очень много фоновых маркетинговых задач и четкий дедлайн сдачи рукописи. Позволить себе наскоки я временно не могла, потому что у наскоков нет фиксированного объема, на то они и наскоки. В итоге я действительно садилась за текст каждый вечер и писала объем от 12 до 25К знаков, не больше. Параллельно ― счастливая случайность! ― временно смягчился мой рабочий редакторский график, стал более рваным и потому я не чувствовала, что увязла в рутине.
Но в целом, эта схема ― «писать по чуть-чуть, но каждый день» ― нравится лично мне меньше. У этого есть простое объяснение: во мне сидит четкая установка офисного сотрудника, что «регулярность и фиксированные трудозатраты ― это про работу». Писательство мне не работа. Пытается ею стать, но я брыкаюсь, спасибо, не надо. Опять же, у вас может быть свой подход, а еще вы можете два подхода комбинировать в разные периоды.
⚖️Если в целом, то принцип маленьких шагов, все вот эти «каждый день по чуть-чуть» ― штука очень хорошая, даже спасительная. Но никогда не стоит забывать: он весь строится на поговорке «Аппетит приходит во время еды». Здесь есть небольшая когнитивная ловушка: некое обещание, что «вот ты только загони себя за рукопись, приятель, немножко потужься, а дальше текст КААК ПОЛЕТИТ». Часто именно так и бывает, мой пример с «Это я тебя убила» тоже именно такой. Но думаю, все мы, особенно те, кто сталкивался с определенного рода РПП, прекрасно знаем, что с аппетитом все не так просто. Да, бывает, что мы садимся за стол, окидываем взглядом все эти классные блюда и тянемся к ним сами. А бывает, что мы вскакиваем и убегаем к ближайшему туалету, зажимая рот рукой.
Этот порог входа ― первые минут 15, когда вы только сели и текст идет со скрипом ― действительно нужно пережить и он может смениться самым настоящим потоком. Но дни, когда этого не происходит, тоже естественны! Если вы сталкиваетесь с этим регулярно, можно поискать причины (амбары, например? Или, может, вы усомнились в тексте? В себе? Вас демотивируют другие люди своими замечаниями?), но прежде всего нужно решить, что с этим делать. И здесь лично я всегда вспоминаю главное правило борьбы с совершенно другой бедой ― бессонницей.
Если кто не знает: главное, что здесь советуют НЕ делать ― лежать и пытаться уснуть, если вы мучаетесь уже больше 15-20 минут. Почему? Потому что фоново у вас возникает жуткое чувство пустой траты времени, бессилия, обиды, паники, у каждого свое. Вы можете даже не осознавать его, а просто возиться, сердито ворча, но ваше подсознание все запишет и даже СЕСТЬ, не то что расписаться второй раз будет тяжелее. Что советуют сделать? Например, включить мягкий свет и почитать. Или выйти на балкон подышать. Дальше сон довольно часто ― хотя, конечно, не всегда ― приходит сам. В творчестве это тоже часто работает.
⚖️ Еще немного про амбары. Сон, спорт/прогулки и информационная гигиена ― это правда важно. К сожалению или к счастью, я, например, довольно давно вывалилась из того возраста, в котором ради большого крутого дела ― главы, рисунка и даже ОЧЕНЬ горящего дедлайна ― можно пожертвовать сном. Чтобы функционировать хорошо, мне нужно спать 8,5-9 часов; чтобы функционировать в принципе ― хотя бы 7. Последствия нехватки сна, которые могут меня настигнуть: супернизкое давление, пониженная продуктивность, повышенная тревожность и повышенная же агрессия. Плохо ровно настолько, чтобы наделать штук, которые потом я буду разгребать долго. Поэтому мне лучше выспаться и отложить дело, зато потом за один раз сделать хорошо, чем не выспаться, лихорадочно делая, и потом переделывать несколько раз. Других штук касается то же: если вы закостенели и хотите побегать, идите и побегайте, работу потом вы, скорее всего, сделаете быстрее. Выберите время, когда вы готовы почитать новости (не читать их советовать не могу, потому что рано или поздно они все равно вас найдут и будет только хуже; да, иммунитет к ядам на 85% мифологизирован, но с иммунитетом к информации все чуть иначе).
Но в целом, эта схема ― «писать по чуть-чуть, но каждый день» ― нравится лично мне меньше. У этого есть простое объяснение: во мне сидит четкая установка офисного сотрудника, что «регулярность и фиксированные трудозатраты ― это про работу». Писательство мне не работа. Пытается ею стать, но я брыкаюсь, спасибо, не надо. Опять же, у вас может быть свой подход, а еще вы можете два подхода комбинировать в разные периоды.
⚖️Если в целом, то принцип маленьких шагов, все вот эти «каждый день по чуть-чуть» ― штука очень хорошая, даже спасительная. Но никогда не стоит забывать: он весь строится на поговорке «Аппетит приходит во время еды». Здесь есть небольшая когнитивная ловушка: некое обещание, что «вот ты только загони себя за рукопись, приятель, немножко потужься, а дальше текст КААК ПОЛЕТИТ». Часто именно так и бывает, мой пример с «Это я тебя убила» тоже именно такой. Но думаю, все мы, особенно те, кто сталкивался с определенного рода РПП, прекрасно знаем, что с аппетитом все не так просто. Да, бывает, что мы садимся за стол, окидываем взглядом все эти классные блюда и тянемся к ним сами. А бывает, что мы вскакиваем и убегаем к ближайшему туалету, зажимая рот рукой.
Этот порог входа ― первые минут 15, когда вы только сели и текст идет со скрипом ― действительно нужно пережить и он может смениться самым настоящим потоком. Но дни, когда этого не происходит, тоже естественны! Если вы сталкиваетесь с этим регулярно, можно поискать причины (амбары, например? Или, может, вы усомнились в тексте? В себе? Вас демотивируют другие люди своими замечаниями?), но прежде всего нужно решить, что с этим делать. И здесь лично я всегда вспоминаю главное правило борьбы с совершенно другой бедой ― бессонницей.
Если кто не знает: главное, что здесь советуют НЕ делать ― лежать и пытаться уснуть, если вы мучаетесь уже больше 15-20 минут. Почему? Потому что фоново у вас возникает жуткое чувство пустой траты времени, бессилия, обиды, паники, у каждого свое. Вы можете даже не осознавать его, а просто возиться, сердито ворча, но ваше подсознание все запишет и даже СЕСТЬ, не то что расписаться второй раз будет тяжелее. Что советуют сделать? Например, включить мягкий свет и почитать. Или выйти на балкон подышать. Дальше сон довольно часто ― хотя, конечно, не всегда ― приходит сам. В творчестве это тоже часто работает.
⚖️ Еще немного про амбары. Сон, спорт/прогулки и информационная гигиена ― это правда важно. К сожалению или к счастью, я, например, довольно давно вывалилась из того возраста, в котором ради большого крутого дела ― главы, рисунка и даже ОЧЕНЬ горящего дедлайна ― можно пожертвовать сном. Чтобы функционировать хорошо, мне нужно спать 8,5-9 часов; чтобы функционировать в принципе ― хотя бы 7. Последствия нехватки сна, которые могут меня настигнуть: супернизкое давление, пониженная продуктивность, повышенная тревожность и повышенная же агрессия. Плохо ровно настолько, чтобы наделать штук, которые потом я буду разгребать долго. Поэтому мне лучше выспаться и отложить дело, зато потом за один раз сделать хорошо, чем не выспаться, лихорадочно делая, и потом переделывать несколько раз. Других штук касается то же: если вы закостенели и хотите побегать, идите и побегайте, работу потом вы, скорее всего, сделаете быстрее. Выберите время, когда вы готовы почитать новости (не читать их советовать не могу, потому что рано или поздно они все равно вас найдут и будет только хуже; да, иммунитет к ядам на 85% мифологизирован, но с иммунитетом к информации все чуть иначе).
⚖️И дополнительно про занозы. Творчество ― штука довольно настырная, и бывает, например, так, что вам нужно работать, а в вашей голове крутится ТАКАЯ СЦЕНА! Если ТАКАЯ СЦЕНА крутится в голове лично у меня, я уже привыкла сдаваться: она все равно не даст мне делать нормально… ничего? Лучше я пойду и напишу ее минут за десять. А потом спокойно отработаю на десять минут больше.
Надеюсь, что-нибудь вам пригодилось! ❤️Берегите себя и свои амбары!
Надеюсь, что-нибудь вам пригодилось! ❤️Берегите себя и свои амбары!
Доброй ночи, неспящие! Новые главы романа #Это_я_тебя_убила ждут вас, а я отправляюсь рисовать!
Forwarded from АРХИВ ✨ Что там у Фрэнсис? 18+
Покажу красоту💙
Атмосферный бокс по книге Екатерины Звонцовой "Берег мёртвых незабудок"
Я в восторге💙
Спасибо Саше и Кате!
Атмосферный бокс по книге Екатерины Звонцовой "Берег мёртвых незабудок"
Я в восторге💙
Спасибо Саше и Кате!
Раз уж вчера у нас был вечер разговора за жизнь (и ресурс), то и сегодня можем продолжить. В этот раз про них, родимые, про книжные боксы.
Немного бэкграунда и контекста: как тут многие знают, издавалась я под разными псевдонимами и первые контракты с издателями подписала еще в конце 2014-2015 гг. Это время не очень развитых книжных соцсетей, книжного маркетинга, тычущегося куда ни попадя слепым грустным котенком, и в целом зачаточной, так скажем, продвиженческой среды. Я даже не помню, делались ли тогда боксы; если делались, то очень ограниченным кругом ребят. Да что боксы, раздавать открытки и наклейки, если память мне не изменяет, авторы начали только в 2016 году, а массово ― в 2017.
Закономерно, даже позже, когда стало понятно, что без продвижения никуда, у меня был довольно затяжной период отрицания (а также гнева, торга и т.д.): нет, не хочу, не буду, вот вам картиночка, которую я нарисовала, вот фанарт, который нарисовала не я, окей, вот с ней открыточки, да, берите, это бесплатно, всё. Но книжный маркетинг, как и все прочее книжное, конечно же, не стоял на месте, и вот мы здесь.
Даже когда открытки стали для меня привычным делом (ну все равно ж рисую и читатели рисуют), в сторону боксов я посматривала все еще с сомнением. У этого довольно простое объяснение: я пишу книги, которые хотела бы читать сама, и закономерно транслирую эту позицию на все околокнижное. Большая часть контента первых книжных боксов (да и боксов, которые авторы и издатели в среднем собирают сейчас) ― далеко не то, что я хотела бы не то что купить, но даже получить бесплатно и держать в доме. Не потому, что там что-то сделано плохо ― наоборот, хорошо, с большой душой и креативом. Дело не в них. Во мне. Просто:
Я ценитель объемных фигурок в лучших традициях DND, коллекционок и европейских киндер-сюрпризов, поэтому не понимаю плоские акриловые стенды. Я не пользуюсь брелоками и ничего не вешаю на свои сумки и рюкзаки. Не ношу значки. Я почти не различаю (ПРОСТИТЕ) запахи баночных свечей, и духи для меня почти все тоже пахнут одинаково, моя чуйка просыпается только в контексте винишка, там я вам все нотки различу и назову. У меня специфичные предпочтения в еде, поэтому большая часть чаев и конфет тоже мимо. Ряд можно продолжать почти бесконечно.
В общем, с такими капризами оптику пришлось перекраивать, а именно задавать себе два вопроса: «Окей, принцесса, если ты все это не любишь, то что бы ты ХОТЕЛА получить, чтобы при этом и дух книги воплотить, и не разориться?» и «Ну чо, слабо решить такую маркетинговую задачку?». На удивление, дело сразу сдвинулось с мертвой точки, и в середине 2022 года я собрала первые боксы, по «Отравленным землям». Предметов было не слишком много, но было красиво.
Сейчас я остаюсь при тех же принципах: каждый раз, когда встает вопрос боксов, я спрашиваю, а чего хотела бы сама. Скажу сразу: у меня есть хотелки, которые я никогда не воплощу по финансовым причинам, и есть хотелки, условно запрещенные законом (не пугайтесь, я сейчас про законы, по которым живет почта)). Это печалит, но варианты найти всегда можно! Дальше поделюсь принципами, по которым собираю боксы (в моей статье о продвижении многое, кажется, уже было, но вроде бы в последнее время я наинсайтила новое) и которые могу посоветовать вам как сравнительно рабочие:
1. Наверное, главное. Начинаем с себя, но выключаем скепсис и снобизм, если вдруг они и вас одолевали, и думаем максимально широко. Моей изначальной мыслью было «Да что бокс? Книга + открытки = идеал». Но внимательно осмотрев… да хотя бы свою комнату и хорошенько увязав ее содержимое с сюжетом тех же «Отравленных земель» я поняла, что еще люблю (и мне могут подойти!): необычно стилизованные мини-фонарики (с которыми можно загадошно ходить по кладбищам, а у меня и ходят, вау!), фигурные ручки (гусиное перо? Эй, у меня как раз действие в эпоху, когда ими писали!), шоколад с марципаном (ха-ха, мой герой австриец и живет в Вене, шикарно же!)… Так получился вполне себе концепт. Да, это не изображения моих героев, но вот эту задачу уже выполнят открытки. И иллюстрация в книге.
Немного бэкграунда и контекста: как тут многие знают, издавалась я под разными псевдонимами и первые контракты с издателями подписала еще в конце 2014-2015 гг. Это время не очень развитых книжных соцсетей, книжного маркетинга, тычущегося куда ни попадя слепым грустным котенком, и в целом зачаточной, так скажем, продвиженческой среды. Я даже не помню, делались ли тогда боксы; если делались, то очень ограниченным кругом ребят. Да что боксы, раздавать открытки и наклейки, если память мне не изменяет, авторы начали только в 2016 году, а массово ― в 2017.
Закономерно, даже позже, когда стало понятно, что без продвижения никуда, у меня был довольно затяжной период отрицания (а также гнева, торга и т.д.): нет, не хочу, не буду, вот вам картиночка, которую я нарисовала, вот фанарт, который нарисовала не я, окей, вот с ней открыточки, да, берите, это бесплатно, всё. Но книжный маркетинг, как и все прочее книжное, конечно же, не стоял на месте, и вот мы здесь.
Даже когда открытки стали для меня привычным делом (ну все равно ж рисую и читатели рисуют), в сторону боксов я посматривала все еще с сомнением. У этого довольно простое объяснение: я пишу книги, которые хотела бы читать сама, и закономерно транслирую эту позицию на все околокнижное. Большая часть контента первых книжных боксов (да и боксов, которые авторы и издатели в среднем собирают сейчас) ― далеко не то, что я хотела бы не то что купить, но даже получить бесплатно и держать в доме. Не потому, что там что-то сделано плохо ― наоборот, хорошо, с большой душой и креативом. Дело не в них. Во мне. Просто:
Я ценитель объемных фигурок в лучших традициях DND, коллекционок и европейских киндер-сюрпризов, поэтому не понимаю плоские акриловые стенды. Я не пользуюсь брелоками и ничего не вешаю на свои сумки и рюкзаки. Не ношу значки. Я почти не различаю (ПРОСТИТЕ) запахи баночных свечей, и духи для меня почти все тоже пахнут одинаково, моя чуйка просыпается только в контексте винишка, там я вам все нотки различу и назову. У меня специфичные предпочтения в еде, поэтому большая часть чаев и конфет тоже мимо. Ряд можно продолжать почти бесконечно.
В общем, с такими капризами оптику пришлось перекраивать, а именно задавать себе два вопроса: «Окей, принцесса, если ты все это не любишь, то что бы ты ХОТЕЛА получить, чтобы при этом и дух книги воплотить, и не разориться?» и «Ну чо, слабо решить такую маркетинговую задачку?». На удивление, дело сразу сдвинулось с мертвой точки, и в середине 2022 года я собрала первые боксы, по «Отравленным землям». Предметов было не слишком много, но было красиво.
Сейчас я остаюсь при тех же принципах: каждый раз, когда встает вопрос боксов, я спрашиваю, а чего хотела бы сама. Скажу сразу: у меня есть хотелки, которые я никогда не воплощу по финансовым причинам, и есть хотелки, условно запрещенные законом (не пугайтесь, я сейчас про законы, по которым живет почта)). Это печалит, но варианты найти всегда можно! Дальше поделюсь принципами, по которым собираю боксы (в моей статье о продвижении многое, кажется, уже было, но вроде бы в последнее время я наинсайтила новое) и которые могу посоветовать вам как сравнительно рабочие:
1. Наверное, главное. Начинаем с себя, но выключаем скепсис и снобизм, если вдруг они и вас одолевали, и думаем максимально широко. Моей изначальной мыслью было «Да что бокс? Книга + открытки = идеал». Но внимательно осмотрев… да хотя бы свою комнату и хорошенько увязав ее содержимое с сюжетом тех же «Отравленных земель» я поняла, что еще люблю (и мне могут подойти!): необычно стилизованные мини-фонарики (с которыми можно загадошно ходить по кладбищам, а у меня и ходят, вау!), фигурные ручки (гусиное перо? Эй, у меня как раз действие в эпоху, когда ими писали!), шоколад с марципаном (ха-ха, мой герой австриец и живет в Вене, шикарно же!)… Так получился вполне себе концепт. Да, это не изображения моих героев, но вот эту задачу уже выполнят открытки. И иллюстрация в книге.
2. Если речь о боксе для человека, который книгу еще не прочел (например, блогера), всегда стоит учесть вариант, что она может ему не понравиться. А значит, не забивать коробку только персонажными штуками. Открытки, стенд, кружка, да еще сумка с героем, и пластиковая закладка тоже с героем, да, здорово, конечно… но вот номер, если человека этот герой будет бесить. Все эти вещи хороши сами по себе, но лично мне всегда важно, чтобы даже если с книгой не сложится, у человека осталось что-то красивое-полезное-нейтральное. Ведь тот же блогер потратил время на то, чтобы красиво распаковать ваш бокс и попробовать почитать вашу книжку. Именно с этой точки зрения свечи, еда и атмосферные, а не персонажные значки/закладки/украшения чудо, как хороши. Поэтому я обычно собираю боксы 50 на 50% персонажное+обычное-приятное. Я не знаю, сколько блогеров, заполучивших боксы по Берегу, реально его полюбят, но я уверена: фонарик и металлическая закладка (русалочка или меч) пригодятся им дальше в работе: для красивых фоток и тик-токов.
3. Если вам скучно, пора придумать что-то новое. По «Берегу мертвых незабудок» есть два вида боксов: первый, блогерский, представлен выше, а второй, с другими уникальными плюшками ― витражными закладками и медальонами ручной работы ― недавно покупали. Скажу честно: по затратам эти боксы, несмотря на то, что во втором меньше предметов, вышли примерно одинаковыми: картон, на котором делаются эти сияющие закладки, очень прилично стоит, сравнимо со всей той фурнитурой, которую я заказала для блогерских закладок-русалок и кулонов-флаконов. Так что «второе поколение» боксов ― не попытка сэкономить, а желание попробовать что-то новое. Маркетинг, и работа с боксами в частности, лично для меня ― бесконечный челлендж. Экспертность в нем я еще не наработала, может, именно поэтому раз за разом делаю что-то новенькое. С каждым разом чувствую, что получается круче.
4. А еще это хороший способ научиться оптимизировать затраты и разбудить свои старые скиллы. Дизайном и рисованием чего-либо, кроме персонажей, я не занималась уже довольно много лет. А сколько лет я не крафтила украшения! Но как оказалось, все это во-первых, придает боксам уникальности, а во-вторых, существенно снижает траты. Помните: заказать готовую вещь, ту же подвеску, всегда дороже, чем заказать для нее фурнитуру и сделать все самостоятельно. Да, это иногда сложно, но результат того стоит. Вяжете вы куколок, вышиваете платки, лепите из полимерной глины, готовите вкусняшки, которые не портятся ― все это может вам пригодиться.
5. Исходя из вышесказанного, помните о еще одном серьезном и важном ресурсе ― времени. Фурнитуру и инструменты дешевле всего покупать в Китае, думаю, никого не удивлю. Поэтому старайтесь заказывать нужные вам подвески, цепочки, молды, болванки, ткани, веревки и прочее как можно раньше. Лично мне китайцы ничего еще не привезли быстрее, чем за месяц. И помните, что кроме этого месяца на логистику вам нужно будет заложить в процесс работы еще и время на ваш труд.
6. Стремитесь к индивидуальности. Это просто далеко не всегда, но если возможно, ― стремитесь. Например, для своих боксов по «Серебряной клятве» я сделала 25 абсолютно разных кулонов и разложила их наудачу: кому что достанется. Лично меня такие штуки очень интригуют. Ну и здесь же, наверное, напомню, что индивидуальность ― понятие широкое, весьма и весьма. Поэтому никто, абсолютно никто не обязывает вас класть в боксы то, что кладут все. Читаем первый принцип. Начинаем с себя. Насколько это возможно.
7. Если вам нужна помощь, старайтесь вовлекать в работу людей, которые так или иначе эмоционально привязаны к вам или вашим историям. Лично для меня это важно, потому что делает сам процесс более душевным и похожим на командный вызов. Например, я работаю только с художниками, которые мои тексты читают/готовы почитать, чтобы сделать иллюстрацию. В том числе с радостью увековечиваю в мерче работы читателей!
3. Если вам скучно, пора придумать что-то новое. По «Берегу мертвых незабудок» есть два вида боксов: первый, блогерский, представлен выше, а второй, с другими уникальными плюшками ― витражными закладками и медальонами ручной работы ― недавно покупали. Скажу честно: по затратам эти боксы, несмотря на то, что во втором меньше предметов, вышли примерно одинаковыми: картон, на котором делаются эти сияющие закладки, очень прилично стоит, сравнимо со всей той фурнитурой, которую я заказала для блогерских закладок-русалок и кулонов-флаконов. Так что «второе поколение» боксов ― не попытка сэкономить, а желание попробовать что-то новое. Маркетинг, и работа с боксами в частности, лично для меня ― бесконечный челлендж. Экспертность в нем я еще не наработала, может, именно поэтому раз за разом делаю что-то новенькое. С каждым разом чувствую, что получается круче.
4. А еще это хороший способ научиться оптимизировать затраты и разбудить свои старые скиллы. Дизайном и рисованием чего-либо, кроме персонажей, я не занималась уже довольно много лет. А сколько лет я не крафтила украшения! Но как оказалось, все это во-первых, придает боксам уникальности, а во-вторых, существенно снижает траты. Помните: заказать готовую вещь, ту же подвеску, всегда дороже, чем заказать для нее фурнитуру и сделать все самостоятельно. Да, это иногда сложно, но результат того стоит. Вяжете вы куколок, вышиваете платки, лепите из полимерной глины, готовите вкусняшки, которые не портятся ― все это может вам пригодиться.
5. Исходя из вышесказанного, помните о еще одном серьезном и важном ресурсе ― времени. Фурнитуру и инструменты дешевле всего покупать в Китае, думаю, никого не удивлю. Поэтому старайтесь заказывать нужные вам подвески, цепочки, молды, болванки, ткани, веревки и прочее как можно раньше. Лично мне китайцы ничего еще не привезли быстрее, чем за месяц. И помните, что кроме этого месяца на логистику вам нужно будет заложить в процесс работы еще и время на ваш труд.
6. Стремитесь к индивидуальности. Это просто далеко не всегда, но если возможно, ― стремитесь. Например, для своих боксов по «Серебряной клятве» я сделала 25 абсолютно разных кулонов и разложила их наудачу: кому что достанется. Лично меня такие штуки очень интригуют. Ну и здесь же, наверное, напомню, что индивидуальность ― понятие широкое, весьма и весьма. Поэтому никто, абсолютно никто не обязывает вас класть в боксы то, что кладут все. Читаем первый принцип. Начинаем с себя. Насколько это возможно.
7. Если вам нужна помощь, старайтесь вовлекать в работу людей, которые так или иначе эмоционально привязаны к вам или вашим историям. Лично для меня это важно, потому что делает сам процесс более душевным и похожим на командный вызов. Например, я работаю только с художниками, которые мои тексты читают/готовы почитать, чтобы сделать иллюстрацию. В том числе с радостью увековечиваю в мерче работы читателей!
Уточню: разумеется, и сторонний талантливый исполнитель, например, художник или крафтер, которому вы просто даете ТЗ, сможет сделать вам все красиво и хорошо, но к сожалению, мне такое сотрудничество эмоциональной отдачи не дает. Возможно, потому, что мой фандомчик достаточно творческий и с 2012 года я привыкла к контенту, который люди генерируют сами.
Напоследок думаю порассуждать на животрепещущую тему: «А боксы точно нужны? Они что, прям продают текст? А если мой текст СУПЕРОГОНЬПОЖАР, зачем мне еще и боксы? А говорят, что они умирают, потому что у всех все одинаковое в этих коробках…» Такой вот поток сознания довольно распространен в последнее время, и конечно же, всем нам самим решать, что об этом думать. Скажу за себя. С позиции и автора, и читателя.
1. Есть ниши, в которых боксов нет. Например, это большая (интеллектуальная) литература. С одной стороны, это закономерно на этапе продвижения: боллитра в принципе часто живет (и в том числе продается!) по чуть другим законам. Ей важны номинации на премии, а в идеале и сами премии, рецензии в весомых изданиях, встречи с автором, желательно тоже там, где погромче и публика собирается соответствующая. С другой стороны… на мой взгляд, такой подход как бы вакуумизирует ее и не дает аудитории расти в сторону нас, простых смертных, которых боксы могли бы привлечь, и вдобавок это... ну грустно? Я ― читатель большой литературы. В той же редакции Елены Шубиной вышла не одна книга, которую я очень люблю, эмоционально вовлечена в сюжет и героев и вот это все. И знали бы вы, как мне не хватает для счастья открытки с Гоффманом из «Детей моих» или с Авельянедой из «Жизни А.Г.». Это лишь моя эмоциональная реакция, и я ни в коей мере не утверждаю, что она универсальна, но все же подумайте вот о чем: человек, который вашу книгу очень полюбит, может захотеть по ней хоть какую-то вещицу, от открытки до кружки с цитатой. Поэтому даже если боксы и мерч как таковой вы на этапе продвижения не делаете, его можно сделать и чуть позже. Ведь ваш текст… что? СУПЕРОГОНЬПОЖАР!
2. На этапе продаж мерч и боксы хороши потому, что позволяют ярче подсветить книжку и потратить на это подсвечивание больше времени ― раз. Настроить на определенную атмосферу, если бокс грамотно собран, ― два. А еще они здорово к себе располагают, потому что… да черт, потому что все мы любим те же киндер-сюрпризы, это медленное распаковывание непонятного сокровища (окей, я загнула, современные киндеры не очень, а вот киндеры 90-х и нулевых, все эти бегемотики, солдатики из металла и львята…), подарка и так далее. И смотреть видосики с такими распаковками мы тоже любим, они снимают стресс. Как я вижу, распаковочные видео часто залетают. А значит, привлекают больше аудитории к вашей книге.
3. И нет, из-за этой киндерсюрпризной черты человеческой психики боксы вряд ли умрут, по крайней мере, в ближайшее время. Это уже вполне самостоятельная область маркетинга, в ней есть свои векторы развития, свои негласные «хорошо» и «не очень», свои предпочтения у разных групп получателей и своя индустрия мерчевых магазинчиков, которые авторам помогают (например, чудесные kraz, которые просто смерть, какую красоту творят). А еще все больше авторов делают такие штуки не «потому что надо», а с любовью и желанием расширить вселенную своей истории. И это еще один принцип, который лично мне здорово помогает. Конечно, классно иметь большой фандом, где все за тебя и арты нарисуют, и все прочее сделают... но к такому фандому надо еще прийти!
Такие вот дела. Расскажите о вашем отношении к боксам! Что любите, что нет, что мечтаете сделать для своих историй?
Напоследок думаю порассуждать на животрепещущую тему: «А боксы точно нужны? Они что, прям продают текст? А если мой текст СУПЕРОГОНЬПОЖАР, зачем мне еще и боксы? А говорят, что они умирают, потому что у всех все одинаковое в этих коробках…» Такой вот поток сознания довольно распространен в последнее время, и конечно же, всем нам самим решать, что об этом думать. Скажу за себя. С позиции и автора, и читателя.
1. Есть ниши, в которых боксов нет. Например, это большая (интеллектуальная) литература. С одной стороны, это закономерно на этапе продвижения: боллитра в принципе часто живет (и в том числе продается!) по чуть другим законам. Ей важны номинации на премии, а в идеале и сами премии, рецензии в весомых изданиях, встречи с автором, желательно тоже там, где погромче и публика собирается соответствующая. С другой стороны… на мой взгляд, такой подход как бы вакуумизирует ее и не дает аудитории расти в сторону нас, простых смертных, которых боксы могли бы привлечь, и вдобавок это... ну грустно? Я ― читатель большой литературы. В той же редакции Елены Шубиной вышла не одна книга, которую я очень люблю, эмоционально вовлечена в сюжет и героев и вот это все. И знали бы вы, как мне не хватает для счастья открытки с Гоффманом из «Детей моих» или с Авельянедой из «Жизни А.Г.». Это лишь моя эмоциональная реакция, и я ни в коей мере не утверждаю, что она универсальна, но все же подумайте вот о чем: человек, который вашу книгу очень полюбит, может захотеть по ней хоть какую-то вещицу, от открытки до кружки с цитатой. Поэтому даже если боксы и мерч как таковой вы на этапе продвижения не делаете, его можно сделать и чуть позже. Ведь ваш текст… что? СУПЕРОГОНЬПОЖАР!
2. На этапе продаж мерч и боксы хороши потому, что позволяют ярче подсветить книжку и потратить на это подсвечивание больше времени ― раз. Настроить на определенную атмосферу, если бокс грамотно собран, ― два. А еще они здорово к себе располагают, потому что… да черт, потому что все мы любим те же киндер-сюрпризы, это медленное распаковывание непонятного сокровища (окей, я загнула, современные киндеры не очень, а вот киндеры 90-х и нулевых, все эти бегемотики, солдатики из металла и львята…), подарка и так далее. И смотреть видосики с такими распаковками мы тоже любим, они снимают стресс. Как я вижу, распаковочные видео часто залетают. А значит, привлекают больше аудитории к вашей книге.
3. И нет, из-за этой киндерсюрпризной черты человеческой психики боксы вряд ли умрут, по крайней мере, в ближайшее время. Это уже вполне самостоятельная область маркетинга, в ней есть свои векторы развития, свои негласные «хорошо» и «не очень», свои предпочтения у разных групп получателей и своя индустрия мерчевых магазинчиков, которые авторам помогают (например, чудесные kraz, которые просто смерть, какую красоту творят). А еще все больше авторов делают такие штуки не «потому что надо», а с любовью и желанием расширить вселенную своей истории. И это еще один принцип, который лично мне здорово помогает. Конечно, классно иметь большой фандом, где все за тебя и арты нарисуют, и все прочее сделают... но к такому фандому надо еще прийти!
Такие вот дела. Расскажите о вашем отношении к боксам! Что любите, что нет, что мечтаете сделать для своих историй?
Forwarded from fasci_no о книгах (Анастасия)
— Только от вас ещё не хватало! – возмутился командующий. – Я отомщу.
— Как? – полюбопытствовал Хельмо и, не удержавшись, прибавил: – Ваше… Огнейшество?
Три дня, а уже говорят о сложном. О нужном ли? Мёртвый воевода. Живая жена. Мёртвые родители. Живые друзья. Янгред усмехнулся.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Доброе утро, коты! Зову вас послушать подкаст про нейросети от Даши Буданцевой, в нем настоящие живые специалисты по обучению машин расскажут вам, как эти штуки качают скилл, как можно этим пользоваться и какие тут перспективы <3 ну и пару пугающих заблуждений развеют!
Forwarded from Изнанка Дарьи Буданцевой ✨
Нейросети в продвижении писателя: да или нет
Гостями выпуска №12 стали:
— Галина Калугина, дизайнерка человеко-машинного взаимодействия в лаборатории робототехники, по образованию художница книги;
— Мария Головина, инженерка машинного обучения;
— и все вы, кто присылал голосовые сообщения.
Меня зовут Дарья Буданцева, моё городское фэнтези «Медиаторы» выходит в издательстве осенью 2023 года. Я запустила этот подкаст, чтобы вместе с писателями и редакторами разобраться в том, как работает продвижение в книжном мире.
⏰Тайм-коды:
08:26 Что такое нейросети?
19:13 Правда, что нейросеть учится на чужих работах и использует кусочки из них?
1:06:34 Этично ли использовать нейросеть для коммерции?
1:12:12 Нейросеть лишает работы художников?
1:32:26 Иллюстраторы обслуживают текст писателя.
1:38:21 Когда рациональнее идти за артом к нейросети, а когда — к художнику?
Яндекс.Музыка
VK
Google Podcasts
Castbox
Spotify
YouTube
Звук
Mave
Pocket Casts
Вы можете проспонсировать монтаж следующего выпуска ❤️
Гостями выпуска №12 стали:
— Галина Калугина, дизайнерка человеко-машинного взаимодействия в лаборатории робототехники, по образованию художница книги;
— Мария Головина, инженерка машинного обучения;
— и все вы, кто присылал голосовые сообщения.
Меня зовут Дарья Буданцева, моё городское фэнтези «Медиаторы» выходит в издательстве осенью 2023 года. Я запустила этот подкаст, чтобы вместе с писателями и редакторами разобраться в том, как работает продвижение в книжном мире.
⏰Тайм-коды:
08:26 Что такое нейросети?
19:13 Правда, что нейросеть учится на чужих работах и использует кусочки из них?
1:06:34 Этично ли использовать нейросеть для коммерции?
1:12:12 Нейросеть лишает работы художников?
1:32:26 Иллюстраторы обслуживают текст писателя.
1:38:21 Когда рациональнее идти за артом к нейросети, а когда — к художнику?
Яндекс.Музыка
VK
Google Podcasts
Castbox
Spotify
YouTube
Звук
Mave
Pocket Casts
Вы можете проспонсировать монтаж следующего выпуска ❤️
А в рамках рубрики #обложечный_понедельник предлагаю сегодня поговорить про издание классики! Как мы видим, сейчас оно переживает большой бум: старые романы и повести получают красивую одежку, интересное новое позиционирование и вот это все! Лично я в восторге, например, от новой серии МИФа, а сейчас покажу те западные издания разных штук, которые мне нравятся.
Покажите, какие обложки к классике, новые или старые, нравятся вам!
Покажите, какие обложки к классике, новые или старые, нравятся вам!