Минкультуры России
3.98K subscribers
192 photos
32 videos
12.2K links
Неофициальный канал с новостями Министерства культуры Российской Федерации.

По всем вопросам: @GovInfoBot

Купить рекламу: https://telega.in/c/minkultrf
加入频道
Русский музей открыл в Когалыме выставку «Под крышей дома своего»
Новости (RSS)
В Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме состоялось торжественное открытие выставки «Под крышей дома своего», на которой представлено более 30 произведений отечественной живописи, объединенных темой дома и домашнего очага.

Среди авторов представленных картин прославленные мастера Федор Толстой, Алексей Венецианов, Филипп Малявин, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин. В торжественной церемонии открытия приняли участие глава города Когалыма Николай Пальчиков, генеральный директор Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» Игорь Бекетов, начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, а также учащиеся Школы искусств. Экскурсию по выставке провел ведущий научный сотрудник Русского музея, доктор искусствоведения Сергей Кривонденченков.

Тема дома, домашнего очага всегда имела особое значение для отечественных художников. Каждый дом – это частица Родины, а чувство любви к Родине питало русское искусство во все века.

Осо­бую популярность «семейный портрет» получил в первой половине XIX века. В картинах той эпохи скрупулезно выписаны детали интерьера с анфиладой комнат. Центральное место в изображениях «залов» отводилось фигурам мужчин, женщин и детей, как правило, расположившимся вокруг большого стола (Федор Толстой «Семейный портрет», 1830; Алексей Волосков «Семейный портрет. За чайным столом», 1851).

В период утверждения реалистических принципов изображе­ния действительности художники также подробно описы­вали интерьеры крестьянских домов. В избе каждый бытовой предмет представлял собой необходимую вещь повседневного обихода. Детали убранства избы составляли правдивый рассказ о деревенском доме (Владимир Маковский «Внутренний вид избы», 1872; Илларион Прянишников «Изба (внутренний вид)», 1882).

Но главная роль всё же отводилась людям, жителям дома. Работы, представляющие семью в камерной обстановке, передают особый уют семейного быта (Иван Пелевин «В крестьянской избе», 1889). Рядом – изображения людей в одиночестве, погруженных в сокровенные мысли и переживания (Александр Красносель­ский «У окна», 1864; Михаил Клодт «Швея», 1875).

Тема деревенской жизни предстает на экспозиции и в произведениях художников ХХ века. Мастера уделяли особое внимание печи – неизменной части русского дома (Юрий Матушевский «Русская печь», 1960; Татьяна Яблонская «Старая теплая печь», 1976).

В произведениях ХХ века на выставке находит отражение все, что связано с домашним очагом. Это, например, чтение как основной вид досуга дома (Константин Зефиров «Девочка с книгой», вторая половина 1920-х). Тему трапезы и чаепития раскрывают знаменитый «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина (1918) и «Чай с калачами» (1972) Владимира Стожарова. Душевностью и светом дышит «Вечерний разговор» (1982) Игоря Пчельникова; непосредственность и радушие простой жизни воплощает «Первое утро (Гостеприимство)» (1959) Дмитрия Мочальского.

С течением времени изменялись обстановка и мода, но стремление к обретению счастья в кругу семьи, рядом с близкими людьми в стенах родного дома объединяло людей всегда.

[SLIDER]
📃 125-летие Московского Художественного театра отметят премьерой спектакля о любви.

Постановку Дениса Азарова «9 ряд. 10, 11 место» покажут 27 октября на Основной сцене МХТ имени Чехова. Драматург Юлия Поспелова написала пьесу специально к юбилею театра.

Сюжет расскажет о двух зрителях, которые из года в год приходят на спектакль «Три сестры». Герои влюблены друг в друга, но никогда не признаются в чувствах Одну из пар сыграли Наталья Тенякова и Станислав Любшин.

А в эпизодах создатели выводят на сцену основателей театра – Станиславского и Немировича-Данченко. Не обойдется в постановке и без театрального закулисья. В дальнейшем спектакль войдет в репертуар МХТ.

Делимся кадрами с репетиции постановки.

#МинкультурыРоссии #МинистерствоКультурыРФ
Масштабные экспонаты пополнили открытую территорию Музея Мирового океана
Новости (RSS)
Экспозиция «Парка науки» на территории музея-заповедника «Музея Мирового океана» пополнилась новыми «гигантами». Пространство музейного Военно-морского центра и территорию напротив НИС «Космонавт Виктор Пацаев» дополнили сразу несколько предметов. Это шлюзово-наблюдательная камера (ШНК-100), которая выполнена из высокопрочных материалов и вмещает двух водолазов. Ее рабочая глубина – до 120 метров. ШКН-100 заметна издалека: корпус выкрашен в ярко-рыжий цвет. В комплекс, кроме самой камеры, входит спускоподъемное устройство, две катушки ВЭС-22 и две лебедки с тросом. Также теперь на музейной набережной можно увидеть морской якорный гидрометеорологический буй и буй осевой. 

«С помощью новых экспонатов открытой территории мы сможем еще подробнее рассказывать нашим посетителям о водолазном деле: как устроена шлюзово-наблюдательная камера, на каких глубинах и в каком режиме трудятся там люди. Также новые предметы коллекции оборудования помогут гостям больше узнать о навигации и гидрометеорологии. Конструкции и аппараты очень необычны, фактурны и, безусловно, достойны пристального внимания. Приглашаем всех в музей», - отметила заведующая отделом природы музея-заповедника «Музей Мирового океана» Василина Медведева.  

Предметы передал Фонд содействия изучению, сохранению и популяризации истории морской деятельности человека «Люди моря» в рамках подписанного ранее соглашения о сотрудничестве. Оборудование доставлено в Калининград из Санкт-Петербурга морским путем. Оно подготовлено к экспонированию: разработаны крепления для его установки на территории набережной, а самое главное - предметы приведены в экспозиционный вид.  Габариты груза впечатляющие. Например, буй осевой в длину – 7 метров, а в диаметре - полметра.

[SLIDER]
Ольга Любимова ознакомилась с результатами первого этапа реставрации Вологодского кремля
Новости (RSS)
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова посетила Вологодскую область. В 2027 году столице региона – Вологде – исполняется 880 лет, и к этой дате предстоит закончить реставрационные работы на нескольких знаковых культурно-исторических объектах.

Так, одним из главных событий юбилея Вологодчины должно стать завершение реставрации Вологодского кремля. С результатами выполненных работ и планами по следующему этапу реставрации Ольга Любимова ознакомилась вместе с Губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым. Осмотр начался с Софийского собора. Осмотр Воскресенского кафедрального собора сопроводил митрополит Вологодский и Кирилловский Савва.

У Северной стены кремля и Пятницкой башни реставрационные работы за счет региональных средств ведутся с лета этого года. Как рассказал Олег Кувшинников в ходе экскурсии, после завершения этих работ в ходе второго этапа реставрации будут восстановлены двухэтажный и трехэтажный корпуса кремля, Юго-Западная башня, Западная стена, а также одноэтажный корпус архитектурного ансамбля.

«Очень важно, что проект реставрации предполагает не только приведение в порядок памятников, но и расширение возможностей Вологодского музея-заповедника: техническое переоснащение, создание новых экспозиционных и туристических пространств. Такой комплексный подход важен с точки зрения работы с самой разной аудиторией», – отметила Ольга Любимова.

В рамках рабочей встречи Ольга Любимова и Олег Кувшинников обсудили реализацию нацпроекта «Культура» на территории региона. Так, за неполные пять лет 14 детских школ искусств получили новые музыкальные инструменты, 25 домов культуры были отремонтированы, четыре музея области получили необходимую поддержку. По словам Ольги Любимовой, в 2024 году продуктивная совместная работа Минкультуры и правительства Вологодской области будет продолжена.

Также глава ведомства посетила Музей кружева, филиал Вологодского музея-заповедника. Экспозиция одного из самых популярных у туристов Вологды культурных пространств посвящена истории традиционного художественного ремесла Вологодчины, современным тенденциям развития кружевоплетения, и насчитывает более 800 экспонатов.

[SLIDER]
Ольга Любимова проинспектировала ход реставрационных работ в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике
Новости (RSS)
В рамках рабочей поездки в Вологодскую область Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова посетила Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

Ансамбль одного из центров духовной жизни Русского Севера – Кирилло-Белозерского монастыря – активно восстанавливается. На реставрационные работы, которые ведутся уже пять лет, Министерством культуры Российской Федерации было выделено 1,37 миллиарда рублей.

В ходе экскурсии гости осмотрели восстановленные крепостные стены XVII века, открытое фондохранилище памятников древнерусской живописи, разместившееся на пяти ярусах Вологодской башни, первую каменную постройку ансамбля монастыря – Успенский собор, церковь Кирилла Белозерского и Архимандричьи кельи.

Как отметил генеральный директор музея Михаил Шаромазов, объем проделанной с 2018 года работы колоссальный: из шести башен XVII века отреставрированы четыре (Вологодская, Казанская, Косая, Белозерская), три прясла крепостных стен уже открыты с мая этого года, еще два будут завершены в декабре. С начала сезона отреставрированные стены и башни уже посетили 11,5 тысяч человек.

До декабря этого года также планируется завершить реставрацию церкви Преображения, Больших больничных палат и церкви Евфимия. В 2024 году в палатах планируется строительство экспозиции, посвященной 100-летнему юбилею периода проведения реставрационных работ в музее, а в церкви Преображения будет установлен подлинный иконостас 1595 года.

«Для нас очень важно, когда в федеральных музеях есть центр компетенции, команда, которая способна быть заказчиком и доводить всю реставрацию до того уровня, которого достоин федеральный музей, – отметила Ольга Любимова. – Каждый новый открывающийся объект – это объект, на который у музея есть свои планы – научные, экскурсионные, просветительские, культурные. И все они продумываются на этапе реставрации объекта. Сегодня мы посмотрели памятники, которые вводились в эксплуатацию во время пандемии. Сотрудники музея проделали огромную работу. Благодаря их усилиям, тысячи экспонатов, которые ранее хранились в закрытых фондах и реставрационных мастерских, теперь можно увидеть в открытых фондохранилищах. Это уникальные предметы из коллекций дерева, тканей и темперной живописи», – рассказала Ольга Любимова.

Увеличению турпотока на территорию исторического ансамбля будет способствовать и развитие сопутствующей инфраструктуры: скоро здесь откроется гостиница.

Во время знакомства с объектами культурного наследия Министра сопровождал владыка Савва. Ольга Любимова отметила важность взаимодействия Русской Православной Церкви и музея на территории обители.

Также Ольга Любимова посетила собор Рождества Богородицы, расположенный в селе Ферапонтово. Здесь находятся чудом сохранившиеся фрески Дионисия, датируемые 1502 годом и внесенные в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

[SLIDER]
📃 Диалог России и Сербии выходит на новый уровень на IV Российско-Сербском культурном форуме.

Деятели культуры из России и Сербии встретились на площадке Русского дома в Белграде. Они поговорили о развитии музейного дела и сохранении культурного наследия.

«Нашим странам выпала большая честь обладать внушительным числом памятников истории и культуры, что обязывает нас сохранять это наследие для будущих поколений», – отметила статс-секретарь – замминистра культуры России Надежда Преподобная.

Участие в форуме приняли руководители ведущих музейных учреждений обеих стран. А Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря провел на форуме мастер-класс по современным методикам реставрации‍

Завершилось масштабное событие сольным концертом знаменитого молодого российского пианиста Ивана Бессонова: его выступление приурочили к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.

#МинкультурыРоссии #МинистерствоКультурыРФ
Эксперты из России и Сербии обменялись опытом по сохранению и реставрации объектов культурного наследия
Новости (RSS)
Инновационные подходы в вопросах сохранения и популяризации культурного наследия обсудили на IV Российско-Сербском культурном форуме, организованного Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Сербии.

С приветственными словами к участникам форума обратились статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Надежда Преподобная, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Сербии Александр Боцан-Харченко и Государственный секретарь Министерства культуры Республики Сербии Миодраг Иванович.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Сербии Александр Боцан-Харченко подчеркнул, что наши страны объединяют история и глубокие духовные связи.

«Сотрудничество в сфере сохранения культурного наследия, безусловно, будет способствовать укреплению этих связей. Убежден, что Форум, который стал уже одним из главных ежегодных событий культурного диалога между Россией и Сербией, традиционно даст задел на реализацию будущих совместных проектов, прославляющих богатое наследие наших стран», – сказал Александр Боцан-Харченко.

Надежда Преподобная в выступлении отметила важность сохранения культурного наследия и передачу опыта и знаний о нем потомкам.

«Россию и Сербию всегда объединяло бережное отношение к культурному наследию, которое является достоянием и предметом гордости каждого народа. Нашим странам выпала большая честь обладать внушительным числом памятников истории и культуры, что обязывает нас сохранять это наследие для будущих поколений», – отметила она.

Миодраг Иванович подчеркнул, что культурное наследие имеет большое значение для развития различных сфер, не только культуры, но и образования, и туризма.

«Это богатство каждого народа, которое передается из поколения в поколение. Его можно использовать в разных направлениях. В сфере образования, культурного туризма. Такие мероприятия, как наш совместный Форум, позволяют расширить знания об истории и культуре наших стран, а также создают дополнительные возможности для сближения наших народов», – добавил Госсекретарь Министерства культуры Республики Сербии.

Стороны выразили уверенность, что по итогам Форума обязательно будут подписаны соглашения о взаимодействии и реализации совместных проектов. Диалог между специалистами и учреждениями культуры стран выходит на новый уровень.

В рамках Российско-Сербского культурного форума состоялось пленарное заседание «Сохранение национального культурного наследия – лучшие практики и инновационные подходы» и две диалоговые площадки «Музей как современное культурное пространство» и «Сохранение объектов культурного наследия – памятников истории и культуры в России и Сербии». В мероприятиях приняли участие руководители ведущих федеральных музеев России (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского и др).

С сербской стороны участниками Форума стали: директор Национального музея Сербии Бояна Борич Брешкович, директор Музея прикладного искусства в Белграде Биляна Йотич, директор Музея театрального искусства Сербии Весна Буроевич, директор Музея под открытым небом «Старое село» - Сирогойно Светлана Чалдович Шиякович, директор Музея Югославии Неда Кнежевич, программный директор Галереи Матицы Сербской Елена Огнянович, ведущие специалисты музейного дела и кинопроизводства.

Эксперты обсудили вопросы сохранения и продвижения культурного наследия России и Сербии, а также использов...

View original post
Русский музей провел первую лекцию для студентов Луганской Академии Матусовского в рамках проекта «Публичный лекторий»
Новости (RSS)
В онлайн-формате прошла первая лекция в рамках совместного проекта «Публичный лекторий» Русского музея и Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского, посвященная выдающимся живописцам, мастерам портрета Дмитрию Левицкому и Владимиру Боровиковскому. Ее для студентов Академии провел заслуженный работник культуры РФ, заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.

Продолжением сотрудничества станет открытие в ближайшее время выставки цифровых копий произведений художников из собрания Русского музея. На печатных холстах, выставленных в галерее Академии, посетители увидят написанные Левицким портреты императрицы Екатерины II, Екатерины Нелидовой и исполненные кистью Боровиковского портреты Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, Муртазы Кули-хана, картину «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» и многие другие работы этих мастеров.

Студенты-искусствоведы Академии смогут применить полученные в ходе лекции знания на практике: попробовав себя в роли экскурсоводов на будущей выставке, они расскажут о картинах Левицкого и Боровиковского школьникам Луганской Народной Республики.

В сентябре 2023 года Русский музей и Академия Матусовского подписали соглашение о сотрудничестве. Среди будущих совместных мероприятий – онлайн-лекции, арт-медиации, экскурсии, а также организация социокультурных, просветительских, образовательных программ и проектов с ведущими специалистами музея и преподавателями Академии.

Академия Матусовского – культурно-образовательный комплекс с учебно-методическими и научными функциями, в котором реализуют программы среднего и высшего профессионального образования, подготовки кадров в аспирантуре, а также дополнительного профессионального образования.

[SLIDER]
В Музей Победы собрались представители школьных музеев со всей страны
Новости (RSS)
В Музее Победы прошла торжественная церемония открытия Всероссийского съезда «Школьный музей Победы».

«Сегодняшний съезд объединил на одной площадке активистов лучших школьных музеев из 42 субъектов Российской Федерации. Музей Победы собирает ребят, наставников, педагогов, которые бережно хранят историю даже в самых отдаленных уголках нашей страны. Участниками съезда стали более 400 человек. Очень важно, что после двух дней работы съезда ребята уедут в свои регионы уже с новыми идеями по развитию школьных музеев и той важнейшей работы, которая им всем предстоит в преддверии празднования 80-летия Победы», — рассказала руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко.

В мероприятии приняли участие руководители и активисты школьных музеев — победителей Всероссийского конкурса «Школьный музей — взгляд в будущее». Среди участников – и гости из новых регионов России: представители МБОУ СШ № 108 из Макеевки (ДНР) и гимназии № 60 им. 200-летия г. Луганска (ЛНР).

На открытии съезда присутствовали директор Музея Победы, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Школьник, сенатор Екатерина Алтабаева, депутаты Госдумы Ольга Казакова и Ольга Занко.

«Школьные музеи — это машины времени. Ты можешь подержать в руках вещи солдат и перенестись во время войны, почувствовать, может быть, ту боль, ту рану, которая была в тот момент у бойца», — отметила депутат Госдумы Ольга Казакова.

Почетными гостями мероприятия стали ветераны Великой Отечественной войны. «Музей — это храм знаний. Продолжайте и дальше сохранять историю о нашей Победе», — обратились к активистам школьных музеев 98-летняя советская летчица, последняя из ныне живущих женщин-штурманов пикирующего бомбардировщика Пе-2 Галина Брок-Бельцова.

Также на открытии съезда выступили победители проекта «Главные детские песни». Так, Кирилл Томилин исполнил песню «Письмо солдату».

В рамках съезда в течение двух дней участники посетят мастер-классы, встретятся с известными общественными деятелями. Кроме того, они побывают на экскурсиях по экспозициям Музея Победы — «Подвиг Народа» и «Битва за Москву. Первая Победа!».

По итогам съезда будет принята резолюция и определены основные направления развития музейной педагогики. Завершением станет церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Школьный музей — взгляд в будущее».

Всероссийский съезд «Школьный музей Победы» проводится Музеем Победы при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и организован в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Съезд приурочен к Году педагога и наставника и также станет началом подготовки к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

[SLIDER]
Дни Эрмитажа проходят в Белграде, Якутске и Калининграде
Новости (RSS)
В последнюю неделю октября Дни Эрмитажа проходят в Сербии, Республике Саха (Якутии) и Калининграде. Все эти события – часть программы «Большой Эрмитаж», в рамках которой создаются новые выставочные пространства и представительства музея в России и за рубежом.

«Важно рассказывать об Эрмитаже как о живом организме, у которого много аспектов. Музей – это не просто склад экспонатов, а постоянно меняющаяся сущность, которая порождает множество сложных смыслов, – говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа. – Мы не просто показываем красивые вещи. Мы рассказываем об Эрмитаже, как о научном и просветительном центре, хранилище памятников искусства. И о роли этих памятников в деле взаимодействия культур, превращения войн памяти в диалоги культур».

С 24 по 29 октября Дни Эрмитажа впервые принимает Белград. В сотрудничестве с Национальным музеем Сербии Государственный Эрмитаж подготовил сразу две выставки: «Незримое искусство» и «Царский фарфор».

Инклюзивный проект «Незримое искусство» дает посетителям возможность прикоснуться к истории в буквальном смысле этого слова: «посмотреть руками» тактильные копии древних фресок, старинных ковров и других произведений из эрмитажной коллекции. Экспозиция «Царский фарфор» соединяет реплики дворцовых сервизов российских монархов с историей династии Романовых.

Программа Дней Эрмитажа в Сербии также включает в себя концерты и кинопоказы, мастер-классы и круглые столы, научную археологическую конференцию и даже театральные спектакли.

Так, к 100-летию сербского балета, которое отмечается в этом году, в Днях Эрмитажа принял участие петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона. Его труппа уже представила две свои постановки в Национальном театре Белграда. Там же 28 октября состоится концерт знаменитого российского баритона, народного артиста России Василия Герелло.

В Республике Саха (Якутия) с 25 по 28 октября Дни Эрмитажа тоже проходят впервые. Как считает Влада Тимофеева, директор Национального художественного музея Республики Саха, «это событие, безусловно, будет способствовать развитию музейного дела в республике».

В Якутске в рамках Дней Эрмитажа организованы разнообразные культурно-просветительные мероприятия, профессиональная и детская программы. Для сотрудников якутских музеев коллеги из Петербурга проводят семинар по реставрационно-хранительской деятельности и безопасности музейных коллекций. Для всех желающих три дня открыт эрмитажный лекторий. Те, кто придет сюда, узнают о зданиях и залах петербургского музея, шедеврах старых мастеров и западноевропейском искусстве XIX–XX веков.

Центральное событие Дней Эрмитажа в Якутии – выставка «Часы и эпоха». На ней можно увидеть сферические солнечные часы работы Исаака Брукнера, мастера Инструментальной Палаты Санкт-Петербургской Академии наук и его ученика Петра Осиповича Голынина. Это замечательный памятник науки и эпохи великих преобразований, происходивших в России в XVIII веке.

26 октября в Калининградском музее изобразительных искусств стартуют пятые в этом городе Дни Эрмитажа. На этот раз, горожанам и гостям Калининграда будет представлен недавно отреставрированный шедевр – картина «Сборщики податей» кисти Маринуса ван Роймерсвале, а также выставка работ художника-фотографа Государственного Эрмитажа Юрия Молодковца «Солнце в музее».

Традиционно программа включает в себя тематические мастер-классы, музейные занятия, экскурсии и обширную лекционную программу от сотрудников Эрмитажа.

«Дни Эрмитажа – это фестиваль, который рассказывает об Эрмитаже, а Эрмитаж – это не только великие коллекции, это еще опытнейшие реставраторы, новейшие технологии, рассказы об искусстве для взрослых и детей», – подчеркивает Михаил Пиотровский.

[SLIDER]
Выставка «Переметный мир пьес А.Н. Островского» открылась в Карабихе
Новости (RSS)
В Музее-заповеднике Н.А. Некрасова «Карабиха» открылась выставка «Предметный мир пьес А.Н. Островского» из собрания Музея-заповедника «Щелыково».

При жизни двух писателей связывали не только деловые, как автора и издателя, но и дружеские взаимоотношения. Продолжая эту традицию, «Карабиха» принимает уже вторую за этот год выставку из фондов «Щелыкова», посвященную 200-летнему юбилею драматурга.

Некрасов был горячим поклонником таланта Островского. У великого драматурга все «работает» на образ героя, объясняет его характер и поступки, каждый предмет из реплики персонажа или авторской ремарки не случаен.

На выставке основное место отведено предметам XIX века. Среди них – кресла из партера Малого театра, монетница «скряга», гримировальные принадлежности, детали костюма. Также в экспозиции представлены театральные афиши, эскизы декораций и костюмов, книжная графика.

Особый экспонат – деревянная полочка, вырезанная самим драматургом. Александр Николаевич увлекался резьбой по дереву и многим дарил свои изделия. В 1873 году вместе с рукописью новой пьесы «Снегурочка» Островский передал Некрасову деревянный нож для разрезания бумаги, который тот счел «милым и дорогим подарком».

Открытие театральной выставки дополнил этюд по мотивам произведений А.Н. Островского в исполнении студентов Ярославского колледжа культуры.

Выставка «Предметный мир пьес А.Н. Островского» будет открыта до 23 ноября. Вход свободный.

[SLIDER]
Определены финалисты Всероссийского конкурса авторской песни «Голоса Родины»
Новости (RSS)
Завершился отборочный этап Всероссийского творческого конкурса композиторов и поэтов на создание патриотической песни «Голоса Родины», который проводит Российский музыкальный союз при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В финал прошли 12 композиций, выбранных по итогам голосования жюри и зрителей.

В общей сложности на конкурс было подано более 500 заявок, из которых более 250 прошли технический отбор. География проекта охватила более 50 субъектов Российской Федерации: свои произведения прислали авторы из Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Брянской, Воронежской, Рязанской, Мурманской, Нижегородской и Сахалинской областей, из Ставропольского, Приморского и Пермского края, Донецкой Народной Республики, Республик Татарстан, Тыва и Башкортостан, Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов страны.

Заявки рассматривали члены жюри – известные деятели культуры и искусства: композиторы Алексей Рыбников, Александр Клевицкий и Владимир Пресняков, джазовый пианист Даниил Крамер, поэты Александр Шаганов, Александр Вулых и Сергей Сашин, актер Владимир Шевельков, начальник отдела музыкального искусства и народного творчества Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России Людмила Сироткина, генеральный директор Благотворительного фонда актеров Лариса Назарова.

Жюри выбрало девять песен, которые прозвучат на открытом гала-концерте проекта «Голоса Родины» и будут претендовать на победу в трех основных номинациях – «Лучшая песня», «Лучший текст песни» и «Лучшая музыка для песни».

1)      «Я не предам тебя, Донбасс!», автор музыки и текста – Елена Шкуратова (Елена Караванская);

2)      «Zа Россию! За мир! За жизнь! За нас!», автор музыки – Александр Батаев, автор текста – Елена Батаева;

3)      «Мы с тобой, Россия!», автор музыки – Владимир Беляев, автор текста – Екатерина Ильина;

4)      «Покорители холода», автор музыки и текста – Степан Корольков;

5)      «Россия, моя ты Россия», автор музыки и текста – Александр Бредихин;

6)      «Родина», автор музыки и текста – Анатолий Кузнецов;

7)      «Родилась Великая Победа», автор музыки – Владимир Синенко, автор текста – Светлана Плахутина;

8)      «Гимн Победы», авторы музыки – Михаил Вавилин и Альберт Шарафутдинов, автор текста – Михаил Вавилин;

9)      «Что же такое Родина?», автор музыки и текста – Артем Изотов.

В зрительском голосовании в специальной номинации «Лучшее исполнение песни» приняли участие более 4 000 человек. Финалистами в этой номинации стали:

1)      «Zа Победу», автор музыки и текста – Леон Ягубов;

2)      «Как прекрасна по весне Россия!», автор музыки – Ольга Криндач, авторы текста – Марина и Дарья Дороховы;

3)      «Говорит Ленинград», автор музыки и текста – Сергей Гроссман. 

Гала-концерт конкурса, приуроченный ко Дню народного единства, состоится 8 ноября.

Онлайн-трансляцию концерта можно будет посмотреть на портале «Культура.РФ»
и на сайте Российского музыкального союза.

Во время прямой трансляции зрители смогут проголосовать за одного из трех финалистов в номинации «Лучшее исполнение песни»: победитель будет определен путем подсчета голосов. Победителей в остальных номинациях выберет жюри.

Все финалисты получат дипломы лауреатов конкурса, награды и памятные подарки. Победителям во всех номинациях будут вручены денежные призы.

[SLIDER]
В Якутске состоялся концерт «От сердца к сердцу» при участии саксофонистки Вероники Кожухаровой и органистки Хироко Иноуэ
Новости (RSS)
В Якутске в Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко состоялся концерт «От сердца к сердцу» при участии саксофонистки Вероники Кожухаровой и органистки Хироко Иноуэ (Япония).

Мероприятие прошло при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ в рамках проекта «Концертные программы с участием женщин-дирижеров, хореографов, музыкантов, солистов».  

Лауреат международных конкурсов Вероника Кожухарова окончила в 2005 г. Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу «академический саксофон». Участвовала в мастер-классах Европейского института саксофонистов (Франция), Международного конгресса саксофонистов (Словения), а также в мастер-классе французского профессора Клода Делянгла. Сотрудничала с такими дирижерами и музыкантами, как Юрий Башмет, Ван Клиберн, Владимир Зива, Константин Орбелян, Артур Арнольд, Себастьян Биллар, Борис Андрианов, Дмитрий Илларионов и др. Одновременно с концертной деятельностью Вероника Кожухарова проводит мастер-классы, участвует в благотворительных концертах.

Хироко Иноуэ родилась в г. Осака (Япония). Училась в университете искусств в Киото. Окончила с отличием Московскую государственную консерваторию им.П.Чайковского по классу фортепиано (проф. Н. Штаркман) и по классу органа (проф. А. Паршин), а также аспирантуру как пианистка. Хироко Иноуэ – лауреат первых премий японских национальных фортепианных конкурсов в г.Саккаи, лауреат III Международного конкурса пианистов имени М. Юдиной (I премия, 2003). Участница мастер-классов и московских международных органных фестивалей.

Хироко Иноуэ уже более двадцати лет живет и работает в России. В репертуаре органистки – имена композиторов разных эпох и стран.

В концерте «От сердца к сердцу» 23 октября прозвучала музыка японского композитора Такаши Йошимацу: I часть сонаты «Пушистая птица» под названием «Пой, птица», а также барочная, романтическая и современная органная музыка – Иоганна Себастьяна Баха, Франца Шуберта, Астора Пьяццоллы, Джон Раттера и других.

Проект «Концертные программы с участием женщин-дирижеров, хореографов, музыкантов, солистов» проводится в течение года, концерты уже состоялись в Йошкар-Оле, Сочи, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Следующий концерт пройдет в ноябре, в Стерлитамаке. Всего концертов в рамках проекта посетило около 2000 человек.

[SLIDER]
Региональный центр консервации и реставрации открылся в Ижевске
Новости (RSS)
В Ижевске на базе Национальной библиотеки Удмуртской Республики 26 октября открылся региональный центр консервации и реставрации. Он станет третьим в России. Первые пилотные центры были открыты в Нижнем Новгороде и Рязани.

Гостями церемонии стали вице-премьер Удмуртии Наталья Тойкина, министр культуры Удмуртской Республики Владимир Соловьев и генеральный директор РГБ Вадим Дуда.

Статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Надежда Преподобная в своем обращении подчеркнула важность создания таких центров для сохранности фондов региональных библиотек.

«Исследования показали, что 26 процентов библиотечных фондов нуждается в срочном консервационном вмешательстве. К сожалению, немногие библиотеки обладают необходимым оборудованием и квалифицированными специалистами. Открытие центра консервации и реставрации в вашем регионе станет решением многих из этих проблем», – подчеркнула Надежда Преподобная.

В центре созданы реставрационная и переплетная мастерские, лаборатория и учебный класс.

«Суверенитет, независимость, наша национальная и историческая идентичность складываются из того, что мы оставляем будущим поколениям. Мы просто обязаны сохранить каждую запятую, каждую букву в документах, которые хранятся в библиотечных и архивных фондах, это передача следующим поколениям достоверного документального среза нашей истории. Кто бы что не переписывал, это невозможно, это должно остаться в газетах, в книгах, в листовых документах. То, что мы делаем в региональных реставрационных центрах – мы сохраняем историю», – отметил генеральный директор РГБ Вадим Дуда.

В рамках проекта до конца года будет открыто еще три центра консервации и реставрации: в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С Никитина, Кировской областной библиотеке имени А. И. Герцена.

Основная цель проекта — создание в регионах сети специализированных центров, в каждом из которых квалифицированные реставраторы с помощью профессионального современного оборудования и материалов смогут обеспечить сохранение книг и документов, в том числе представляющих исключительную ценность для истории и культуры нашей страны.

[SLIDER]
📃 ‎Неделю назад мы отметили 80-летие Школы-студии МХАТ, а #ВЭтотДень с датой основания поздравляем Художественно-общедоступный театр, вернее, его прямых наследников – МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького! ‎

‎Но это еще не все… Ведь завтра у нас есть еще один юбиляр – Музей МХАТ, который празднует 100-летие! ‎
‎Погрузитесь в историю этих знаковых мест в нашем видеоролике‎

#МинкультурыРоссии #МинистерствоКультурыРФ
Открыта выставка к 100-летию со дня рождения Михаила Курилко-Рюмина в МВК РАХ
Новости (RSS)
Российская академия художеств представила выставку произведений выдающегося сценографа, народного художника РФ, действительного члена РАХ, профессора Михаила Михайловича Курилко-Рюмина (1923-2012). В экспозицию, приуроченную к 100-летию со дня рождения мастера, вошло более 150 работ: макеты и эскизы театральных декораций, рисунки костюмов, а также живописные полотна из собрания семьи автора.

М.М. Курилко-Рюмин принадлежал к известной творческой династии: его отец, знаменитый художник театра и педагог Михаил Иванович Курилко, оказал значительное влияние на становление сына, привив уважение к основам профессиональной и художественной культуры. Эрудиция, тонкое знание всех аспектов театрального дела, умение органично влиться в коллектив быстро выдвинули его в ряд наиболее востребованных авторов. С ним работали замечательные режиссеры: М. Кнебель, А. Эфрос, А. Попов, А. Шатрин, Б. Равенских, В. Андреев и другие.

Развивая исторические традиции оформления театральных постановок, он с интересом искал новые способы выразительности для создания сценического пространства. Его мастерству были доступны и глубокий драматизм, и музыкальный лиризм, и фарсовость, и лубочность. Курилко-Рюмин всегда был верен стилю изображаемой исторической эпохи, не впадая в этнографический бытовизм.

За долгие годы своего служения искусству он стал автором художественно-сценических решений почти двухсот спектаклей в театрах Москвы, других городов страны и за рубежом.

Эскизы М.М. Курилко-Рюмина, по мнению искусствоведов, представляют собой завершенное пространство, которое способно принять драматургические коллизии, и где для каждого персонажа найдутся условия развернуть свою тему и построить свой характер.  Автор мыслил образ спектакля не только воплощенным на сцене, но и предполагал существование эскиза как самостоятельного произведения.

В последние годы жизни особенно явственно раскрылся его талант станковиста. В числе живописных работ, представленных на выставке – портреты, образы среднерусской природы, пейзажи Крыма, Франции, Греции. Натурным работам присущ мягкий лиризм, сдержанный и в то же время изысканный колорит, где главенствует холодная гамма многочисленных оттенков зеленых, голубых и сиреневых красок.

Оставаясь верным традициям отечественной школы, создавая разнообразные по тематике, стилистике и технике произведения, М.М. Курилко-Рюмин внес значительный вклад в развитие сценографии. Юбилейная экспозиция продемонстрирует широкую палитру исканий мастера, определивших место и роль его творчества в сохранении удивительного богатства классических основ искусства.

Выставка открыта до 19 ноября.

[SLIDER]
Во Всероссийском музее декоративного искусства открыта выставка – исследование «Во имя промысла»
Новости (RSS)
Проектом «Во имя промысла» Всероссийский музей декоративного искусства открывает пространство диалога, ставя вопросы – каким быть художественным промыслам сегодня и что еще необходимо сделать «во имя Промысла»?

На выставке впервые художественные промыслы презентуются как собрание драгоценностей. Каждый из отобранных предметов – легенда, они никогда не показывались вместе. Это соперничество сильнейших, красота и великолепие равных. По словам директора Музея Елены Титовой, выставка призвана показать, что художественные промыслы в 20-м веке – это глубокая традиция, претворенная в работе индивидуальных мастеров и ученых-исследователей, поднимавших художественный промысел до уровня национального искусства.

Выставка удивляет. С новой стороны открываются узнаваемые и давно любимые Хохлома, Гжель, вологодское кружево, ростовская финифть и жостовская роспись. Впервые стали доступны малоизвестные, но не менее яркие шемогодская береста, нижнетагильская роспись подносов, борнуковский камень и михайловское кружево.

Подчеркнута удивительная сочетаемость, казалось бы, удаленных друг от друга традиций и регионов. Вся Россия предстает перед посетителями как цельная композиция. Выставка «Во имя промысла» – это монтаж современных идей, новый взгляд на художественные промыслы, которые могут способствовать их развитию сегодня.

На выставке представлены лучшие образцы 1920-1980-х годов, отобранные из коллекции нашего музея, который является правопреемником Московского кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности.

«Эта выставка дала мне возможность по-новому взглянуть на привычные для нас предметы. Меня поразило, насколько вещи связаны с природой, ее запахами, с густотой глины, плотностью дерева. Отсюда родилось и решение – разделить промыслы по материалам. Кажется, что эти формы придумал не один человек, а сразу все люди, которые жили вместе и были частью какого-то единого цикла природы, породившего и их искусство», – поделилась куратор выставки Нина Гомиашвили.

Также к выставке подготовлена обширная программа: цикл лекций «Говорит хранитель», тематические экскурсии, цикл интерактивных программ, мастер-классы и паблик-токи с искусствоведами, исследователями и художниками, в том числе с Андреем Сарабьяновым, советским и российским историком искусства, Андреем Боровским, искусствоведом, художником и этнокультурологом о переходе ремесла в промысел, русском национальном коде в авангарде и о том, как советские промыслы сделали тренд в мировой моде.

[SLIDER]
В Музее-заповеднике «Родина В.И. Ленина» состоялось открытие выставки «Бисерная миниатюра XIX века»
Новости (RSS)
Новый выставочный проект посвящен одному из самых удивительных материалов для рукоделия – бисеру. Полые стеклянные трубочки разных цветов, раздробленные на мелкие бусины, когда-то были дорогим товаром и желанным подарком для любой рукодельницы.

Выставка представляет собой исключительное собрание не только исторически ценных экспонатов, но и рукодельных работ современных мастериц, в красоте и изяществу не уступающих предметам прошлого.

Посетителям экспозиции предстоит узнать о том, почему бисерное искусство в России было таким популярным, с помощью каких техник и приемов мастерицы раньше создавали свои работы и как они используют их теперь, в XXI веке. Им представится редкая возможность ознакомиться с вышивальными схемами XIX и XX вв., поражающими красотой и живостью.

На выставке показаны подлинные предметы, выполненные с тонким мастерством: это и дамские кошельки разных форм, и вещи, полезные в быту: столовая щетка, салфетка, дорожка последней трети XIX в. Интересны предметы мужского кабинета, украшенные бисером, такие как: бумажник, карандашница, бювар – настольный портфель, созданный в первой половине XIX века в Германии. Бисерное искусство не обошло стороной и народное творчество: на выставке представлен пулай - женский мордовский пояс, созданный в начале XX века и сохранивший свою красочность и нарядность. Женские сумочки, ключницы, панно позволяют не только полюбоваться тонкостью работы и яркостью красок, но и познакомиться с такими старинными рукодельными техниками, как сажение по бели, низание, вышивка по канве, полная зашивка.

Выставка продлится до 7 февраля 2024 года, ее посещение доступно по Пушкинской карте.

[SLIDER]
📃 Новые масштабные экспонаты появились на территории Музея Мирового океана.

🤿Экспозиция «Парка науки» пополнилась сразу несколькими «гигантами». Благодаря этим предметам посетители подробнее узнают о водолазном деле: как устроена шлюзово-наблюдательная камера и в каком режиме там работают люди. А еще музей откроет некоторые секреты навигации и гидрометеорологии.

Гости музея-заповедника смогут поближе рассмотреть морской якорный гидрометеорологический буй, шлюзово-наблюдательную камеру, которая вмещает двух водолазов и опускается на глубину до 120 метров, и другие интересные предметы.

Экспонаты передал музею-заповеднику фонд содействия изучению, сохранению и популяризации истории морской деятельности человека «Люди моря» Оборудование привезли из Санкт-Петербурга по воде.

#МинкультурыРоссии #МинистерствоКультурыРФ