Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Мужичок-лесовичок

Андрей Бородулин как-то прислал видос рэйва в Томпкинс-сквер-парке в Нью-Йорке там на 1:23 минуте появляется совершенно честняковский дед с белой бородой и отжигает.

#музыка #ефимчестняков
Баба Янда.

Ономастический поиск иногда вторгается в семейные воспоминания. Мама в детстве ездила на лето к своей бабушке по матери, бабе Анне Тарбеевой в деревню Дрягинцы Кумёнского района Кировской области. Помнит бабушкину соседку которую все звали Янда. Ну Янда и Янда, никогда не придавал значения этому имени. И вот сейчас листая Ономастикон Черных увидел, что имя-то скорее всего марийское: Янда ж. м. д.-ф.-у.<урал. *jänte тетива лука:туго натянутая веревка, бечева; первонач. в древности употр. жилы, сухожилие; хант. janta шить, шитье; мар. йӓнат: ~пи Г вертун, непоседа; ненец. янэ(д) свойственник, сват; яндо назв. одной из род. групп тундровых ненцев. В знал.-связка, узы родства; родовой, родной; сородич, соплеменник. Коз. у. дц. Юлял, Ямолина, 1717.; «М. кал.» 1918: Янда - комп, др.-мар. имен.

Да и вообще в Кумёнах много марийского. Вот еще пример, соседний с Дрягинцами починок назывался Чикулаево. Это тоже антропотопоним от марийского имени Чикулай м. мар.чек "граница", "черта", "межа". В Чикулаево наши за земляникой ходили.

На фото прабабушка Анна (в белом платке) из киносъемок моего двоюродного дедушки Александра Тарбеева. Деревня Дрягинцы 1960ые годы.

#вятка #предки
Как раньше путешествовали.

Решил вынести из чата, может кому будет интересно как раньше наши предки путешествовали по рекам.

Царевококшайск назван по реке - Кокшаге, вологодские "кокшары" по реке Кокшеньге, а первоначально марийский Кокшаров на Вятке не знаю, скорее всего тоже от гидронима. Если прямо от Кокшарова с Вятки свернуть на Молому и подняться к водоразделу, по волокам прямой путь на., на Юг!, А с Юга можно попасть либо в верховья Унжи и Ветлуги к мере и мари, или прямиком на Великий Устюг, тамо налево по Сухоне и будет Нюксеница, а далее, скорее всего по Уфтюге, волоками через водораздел где-то в районе Тарноги, в Кокшеньгу, к кокшарам. На Уфтюге есть деревня Кокшенская, кстати. Кокшеньга впадает в Вагу, Вага впадает в Северную Двину, так из марийско-удмуртской Вятки можно попасть к чуди заволочской и на Белое море. А ежели от Устюга свернуть вправо, доплыть до Вычегды и пойти по ней, то мы с Вятки попадем к коми, в Сыктывкар и далее волоками в Пермь на Каму, и дальше за Камень в Сибирь. Ну а если двинуть по Сухоне дальше к ее истоку можно попасть в Кубенское озеро, и через волоки к заволжской мере в Солигалич, Чухлому, Галич-Мерьский и Кострому, либо через Белое озеро в Онежское и далее на Балтику к кореле, псковской чуди и словенам. А можно сделать крюк и махнуть на Шексну и далее к мере и кривичам в Верхневолжье, там по Нерли в Переславль-Залесский и далее волоком в Суздаль и Владимир-на-Клязьме, от которого по Клязьме в Оку и к мордве, вятичам и далее в Москву.

Вот так еще лет 400-500 назад путешествовали на лодках. Так новгородцы пришли на Вятку и в 1147 году захватили у марийцев Кокшаров, так меря колонизировали Пошехонье, Белозерье, Закубенье и часть бассейна Сухоны чьи территории в результате оказались в составе Ростово-Суздальского княжества, так новгородцы колонизировали пространства современных Вологодской и Архангельской областей и попали через Камень в Сибирь. По этой причине первоначальный колониальный импульс московитов был направлен на северо-восток, они стремились запереть своими крепостями на Шексне, Сухоне, Костроме и Унже новгородцев, что бы отсечь их от Волжского торгового пути.

Кстати. апеллятив Кокша (Какшей) от которого происходят гидронимы Кокшеньги, Кокшага, и множество других сходных с ними, сопоставляется с кетским словом кокс "речка" ))

#этногеография
А вот и мерянское пенное-ячменное с ярким вкусом хмеля) На Кукуй у костра раскупорим большую 0.7 и отметим)

#мерянскаякухня
Что такое Меряния / Верхневолжье / Залесье

Друг карельский мерянин как-то спросил: "А мог бы ты назвать кого-нибудь из пророков Мерянии? Кто они были?"

Вот, пожалуйста, навскидку:

Алексей Сергеевич Уваров — русский археолог XIX века, вернувший мерян великорусской истории,
Андрей Александрович Титов — археолог XIX века крупнейший специалист по древностям Ростова,
Михаил Яковлевич Диев — протоиерей, костромской археолог, историк и этнограф,
Арне Михаэль Тальгрен — в первой половине XX века первый среди археологов обобщивший материалы ананьинской культуры и ряда других групп памятников эпохи бронзы и железного века на территории от Финляндии до Минусинской котловины,

Плеяда художников первой половины XX века:
Иван Яковлевич Билибин,
Виктор Михайлович Васнецов,
Исаак Ильич Левитан,
Борис Михайлович Кустодиев,
Борис Дмитриевич Григорьев,
Ефим Васильевич Честняков,

Советские художники запечатлевшие нерв нашего Севера:
Владимир Фёдорович Стожаров,
Виктор Ефимович Попков,
Джанна Таджатовна Тутунджан.

Писатели:
Александр Николаевич Островский — русский писатель и драматург, основоположник современного русского театра,
Василий Васильевич Розанов — религиозный философ и писатель-импрессионист.,
Алексей Павлович Чапыгин — прозаик.

Поэты:
Николай Алексеевич Клюев,
Алексей Николаевич Соловьев-Нелюдим,
Николай Михайлович Рубцов,
Сергей Александрович Потехин.

Лингвисты:
Стефан Кирович Кузнецов — русский историк и топонимист XIX века, вернувший "язык" мерянской топонимике Волго-Окского междуречья,
Орест Борисович Ткаченко — академик, реконструктор мерянского языка,
Александр Константинович Матвеев — академик, исследователь топонимики мерянского типа,
Василий Данилович Бондалетов — лингвист, знаток профессиональных арго Поволжья,
Семён Яковлевич Черных — марийский языковед, ономаст,
Алексей Львович Шилов — топонимист,
Григорий Григорьевич Мельниченко — филолог, собиратель словаря ярославско-костромского диалекта,
Александр Вячеславович Громов — знаток жгонского языка, этнограф.

Мифологи, этнологи и этнографы обрисовавшие мерянскую Вселенную Залесья:
Александр Яковлевич Артынов — ростовский этнограф, краевед XIX века,
Екатерина Ивановна Горюнова — крупнейший специалист по финно-угорской археологии и этнографии,
Павел Николаевич Травкин — археолог-мерянист, этнограф,
Арья Альквист — этнограф-мерянист, языковед,
Светлана Борисовна Чернецова-Рогалева — этнограф,
Александр Васильевич Кузнецов — топонимист, этнограф,
Виталий Александрович Акцорин — марийский этнограф, историк.

Мэтры советской академической археологи:
Андрей Евгеньевич Леонтьев,
Николай Андреевич Макаров,
Евгений Александрович Рябинин,
Игорь Васильевич Дубов,
Леонилла Анатольевна Голубева.

Пророки-вдохновители:
Элиэзер Бен-Йехуда — основатель гебраизма, создатель современного иврита,
Карл Мартин Синиярв — поэт и журналист, автор концепции этнофутуризма,
Авардень Сандра — костромской футуролог,
КАЭ — команда талантливых костромских археологов,
Николай Васильевич Сотников — галичский краевед, историк,
Аким Трефилов — московский историк,
Александр Трифонов — журналист и этнограф, первый ревитализатор меря в российских федеральных медиа,
Андрей Шляхов — режиссер "Писем из Провинции" ТВ "Культура",
Денис Сергеевич Осокин — писатель, автор книги "Овсянки",
Алексей Станиславович Федорченко — кино режиссер, режиссер первого мерянского кино-мифа "Овсянки".

Все эти, и многие другие люди и есть Меряния. Без них не было бы нас, мерянских этнофутуристов, художников, этнографов, языковедов, религиоведов, философов, историософов, футурологов — реконструкторов Мерянии XXI века.

#этнофутуризм
"Золотой век" империи и этнофутуризм.

Автор канала "Смерть на рэйве" рассуждает об современных постсоветских культурах стран Ех-СССР и о том, что же русские дизайнеры должны нести миру. Читая, поймал себя на мысли, что основа любого национального искусства и в частности дизайна — этнические архетипы и мыслеобразы традиционной культуры.

Знаю, что несу лично я, визуально, используя реконструкцию языка — конструирую мир мери, той древней и современной, сегодняшней.

Есть ли в мерянском этнофутуризме место для Пушкина и Достоевского, по-видимому, нет. Встраиваема ли высокая культура Золотого века империи Готторпов в мерянское, т.е. в верхневолжское региональное? Навряд ли. И дело даже не в том, что их никто не читает. Дело в том, как я и мы это осмысляем.

Как я должен все это осмыслить, если все мои предки, все мои бабушки и дедушки, благодаря большевистской урбанизации и социальным лифтам, шагнули из избы и хаты сразу в цех завода, армию, училище и в комнату городской коммуналки? Поменяли махом фон домодерной деревни на фон легендарного забора с ромбиками?

Чем я кардинально отличаюсь от эстонца или азербайджанца? Ничем.

Является ли высокая имперская культура дворян Жадовских, владевших моими предками в XVII-XIX веках - моей? Очевидно, что не является. Моя культура это рожечная трубля, гусельные переливы, протяжные песни, задорные частушки, побасенки и сказки, палехская народная живопись, искусство традиционных ремесел, деревянная архитектура, косоворотка, трепак, галицкий "наклон", народная духовность, философия старца Евфимия, молельное окно в старой избе, и сам наш язык.

В своем мерянском этнофутуризме, в своем осмыслении субстрата и реактуализации крестьянской этнографии, я конструирую постимперскую верхневолжскую культуру. Отчасти это продолжение дела художников "Серебряного века". И если ко мне подойдут и спросят — читал ты Пушкина? Я, не моргнув глазом, отвечу — нет, не знаю такого. На столе у меня лежат томики Клюева и Соловьева-Нелюдима, альбомы Честнякова и Кустодиева, и Ярославский областной словарь.

Ёлусь па ёлусь!

#искусство #историософия
«Мерянская Троица» на Шемякиной горе.

Всем известна «Зырянская Троица» — икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом. Ныне она экспонируется в Вологодском музее, в 2015 году я лицезрел ее собственными глазами.

В прошлом году нарисовал «Мерянскую Троицу». Образ далекий от православного канона, но тем не менее, лично для меня он выражает нашу мерянскую духовность. Посередине ангел в образе крестьянина Атя-Юмала (Бог Отец), слева от него ангел в образе молодого монаха Арва-Юмала (Бог Сын), справа ангел в образе нищего Водыш-Юмала (Святой Дух) над которым парит небесная Белая птица. Ангелы находится на средневековом городище Галича-Мерьского, на дальнем конце которого над озером Нерон возвышается Шемякина гора на которой растет священная сосна с подрубленными ветвями — аналог карельского карсикко (вечнозеленый зеленый Мамврийский дуб). Сосна символизирует древо Предков и Вечной Духовной Жизни.
Лужайка с жертвенной чашей — центр композиции - символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:

« Небо – престол Мой, а земля — подножие ног Моих».

Отсюда следует, что «Мерянскую Троицу» изображает два плана бытия — Небеса и землю. Ангелы находятся на Небесах. Подножие ног Ангелов символизирует землю.

Центральный Ангел взирает на левого (от себя) ангела. Левый Ангел смотрит на правого, а правый на зрителя. На центрального Ангела не смотрит никто.

Почему так? Потому что, согласно покаянного канона:
"Бога человек невозможно видеть, на Негоже не смеют чины ангельские взирать".

Аминь!

Вместе с Васка Шёмтолгай придумали мерянскую молитву Триединому богу. В качестве основы использована молитва толстовских старцев —

Тенан колмат! Менан колмат! Менан жаляста!
Трое вас! Трое нас! Помилуй нас!

На мой взгляд она лучше всего передает дух минималистичной и аутичной северной мерянской веры.

#троица
Мерян кеце / Мерянское солнце

Пошла клубника на рынке. Испекли на Троицу шаньги из полбяной муки с вареньем из клубники.

#мерянскаякухня
Существует принятый большинством Мерянистов флаг современных Мерян, с национальной подвеской-символом в середине. Однако, Михаил Ярошевский из ВК решил поэкспериментировать, и сделал вариант мерянского флага со "скандинавским крестом". Сделал больше для разнообразия, но в целом этот дизайн отображает исторические связи Мери с севером, с скандинавами (с которыми меряне познакомились значительно раньше чем со славянами), а также сближает с прибалтийско-финскими народами (Финнами, Карелами, Вепсами, Инграми).

#символика #меря #флаг
Мерьский андреевский флаг.

Принимаю эстафету от Михайла Ярошевского. Рассматривая его проект мерянского флага с "скандинавским крестом" подумал, а почему бы не сделать крест "андреевским"?

Есть старая галичская легенда рассказанная мне нашим галичским краеведом Николаем Васильевичем Сотниковым согласно которой христианскую веру в Мерянию принесли ученики Андрея Первозванного, а не Авраамий Галичский и Чухломский, Паисий Галичский, Варнава Ветлужский, Макарий Унженский, со второй волной христианизации связанной с экспансией Москвы.
Согласно апокрифам святой апостол Андрей, крестил Скифию (Полночную сторону) раньше, чем святой Петр — Рим, а первыми учениками Андрея были русские святые мученики Инна, Пинна и Римма.

Таким образом символ "андреевского креста" для Мерянии глубоко мифоисторичен, такой флаг можно считать гипотетическим флагом Галич-Мерьского княжества — удельного княжества во Владимиро-Суздальской Земле.

#символика #меря #флаг
Как можно быть мерянином в 21 веке

Московский либеральный блогер, создатель группы vjesmerjamuroma и историк академист Аким Трефилов рассказывает о том, как можно быть мерянином в 21 веке. История Акима и его семьи лишь один пример того, как корневые русские история и традиция происходят из древних мерянских. А есть еще много удивительного о живых мерянских истоках русского, но об этом позже:

Здесь здорово смотрелось бы что-нибудь этакое лихо закрученное, вроде случая со скучным законником Савлом, который на ровном месте по пути в Дамаск упал с коня и сразу же ощутил себя Павлом, апостолом новой веры и – в перспективе – мучеником. Или, к примеру, рассказ про купленную у какого-нибудь парижского антиквара с улочки рядом с Сеной загадочную книгу, прочтя которую, любой человек начинает вдруг понимать язык исчезнувшего народа и вспоминает его историю как свою собственную. Или быличка о старом лесном колдуне, - случайно встретив тебя незадолго до собственной смерти, он передает свой дар, свои знания и память. Но нет, все проще, хотя, как кажется мне, интереснее.

Мне повезло - я жил в деревне, живой и настоящей.

Читать на Merjamaa http://merjamaa.ru/news/akim_trefilov_pochemu_vdrug_merja/2016-06-14-1141

#меря
Читаю "Русь уходящая в небо", дневниковые думы Ефима Честнякова: "Прости родной мир дивно прекрасный.. Суждено ли тебе не умереть возродиться, воскреснуть и остаться навсегда в новой жизни святой.. Или ты безвозвратно останешься позади как чистый невинный лепет дитяти.. как чистый аромат полевого цветка как первая песня любви молодого создания.. как первые лучи утреннего солнца.. И что будет на смену тебе – умрет ли твоя прекрасная песня и заменится рассудочностью старого возраста или на смену твоего целомудрия придут чувственныя песни городской культуры..."

До слез. Глядя на его картины и рисунки, читая его литературные труды, невольно задаешь вопрос: о чем же он пишет, о нашем прошлом или о нашем будущем?...

#честняков #кологрив
Генеалогия русского патриотизма.

Прочел у Золотарева размышления навеянные видеокурсом "Арзамаса" посвященным генеалогии русского патриотизма. В сухом остатке:

1. До XVII века любые термины типа "отечество" означали конкретный город. Что в общем доказывает, что единого этноса в Руси не было. Они могут в своих текстах писать о "русской земле", ну это примерно как "и весь наш Советский Союз". Они имеют в виду, что все эти княжества имеют некое культурное и политическое единство и можно о них говорить как о целом. Это не означает наличия этноса, так как различия между городами для них важнее. Ну есть некая Русь вообще, они могут про нее тоже написать.

2. Реально весь комплекс "русского патриотизма" это XVIII век, когда это становится уже хорошо отрефлексированным понятием, кодифицируется общеимперский язык, авторы начинают взывать к общегосударственному патриотизму. Но ведь это экспорт - вот формировался национализм в Германии и Франции уже давно, ну в XVIII веке начали это неумело экспортировать.
А реальный патриотизм как был, так и остался региональным, ну или относится к собственному малому этносу, если тот есть.

Добавлю, вся эта имперская кодификация языка, культуры и идента, наиболее бурно проходившая во второй половине XVIII - первой половине XIX века (привет Пушкину), затрагивала исключительно высший слой имперского общества. В фактически иноэтничные низы (включая "великороссов") все это массово начало проникать только к концу XIX века. И даже во времена I Мировой войны огромные массы крестьянства оставались в рамках своих этносов, субэтносов, микрорегиональных идентичностей. "Мы Кумзёры", "Мы Чудца", "Мы Сицкие", "Мы Жгоны", Мы Тамбовские, до нас немец не дойдет, и тд. И только во времена сталинской урбанизации, повсеместного внедрения средней школы, и борьбы с миноритарными языками и региональными диалектами, наступает кульминация русского этногенеза. Этносы и субэтносы сплавляются в глыбе советского народа. Очевидный факт, что "русской нации" (как единой народной общности) не было ни в XI веке (о чем так любит болтать Холмогоров) ни в XVII, ни даже в XIX.

#антропныевсячинки
В очередном сёрфе по ютубу нашел совершенно потрясающий synthwave проект DEADLIFE с треком "Before The Rain Falls".

DEADLIFE принадлежит манчестерскому продюсеру Эду Хоуксу. Хоукс — "свежая кровь" жанра, его дебютный альбом вышел совсем недавно, в 2017 году. Музыка Эда ближе к дарквейву и зависла где-то между классическими треками Carpenter Brut и киберпанком Perturbator. Проект DEADLIFE, по словам самого создателя, вдохновлен, помимо прочего, саундтреками из видеоигр, музыкой Justice, Deadmau5, Refused и Deftones.

Потрясная своей симфоничностью музыка, такая спокойная и ненавязчивая, как раз для космических путешествий, в которых можно часами учить забытые мерянские слова созерцая болотную черноту иллюминатора. Можно бесконечно слушать этот трек, отсылающий к мотивам фантастических звуковых полотен Ханса Циммера и Бенджамина Уоллфиша ("Бегущий по лезвию 2049"), гениального Вангелиса ("Бегущий по лезвию"), M83, Энтони Гонсалеса, Джозефа Трапанезе ("Обливион").

#музыка
Боги северных морей
Kirpiklass
Kirpiklass "Боги северных морей" (Single) 2022

Мой чудской друг Антон Кирпиклас вчера выпустил новый сингл посвященный поморам. Делюсь.

Суровые, выжженные северным солнцем, обветренные лица полны решимости. Соленые брызги Белого моря застывают на одежде слезами женщин, ждущих на берегу мужей, сыновей, братьев и отцов. Ведут поморы свой карбас в сердце Белого моря на промысел, чтобы бить морского зверя и вернуться победителями или сгинуть навсегда в морской пучине. Они лишь люди, а противостоят им боги северных морей..

Музыка и звуки природы - Kirpiklass
Оформление обложки - Андрей Мерянин.

#музыка #чудь
В одной из своих рукописей Ефим Васильевич Честняков писал:

«Всю жизнь я положил на свое искусство, занимался день и ночь до изнеможения... И вот дилемма: или бросай деревню живи в городах, или искусство. Искусство или деревня... Мне жаль деревни, и искусство оставить не могу в вопросе совести и чувств... В лесорабочие или служащие не поступаю – потому что летом ломизм на земле, а зимой удосуживаюсь для искусств. И так идет в муках вся моя жизнь... А творений куча: словесности, живопись, скульптура <...> Творения моих искусств я считаю важными для страны и вообще... Разве бы я стал наобум тратить всю мою жизнь»...

Вокруг революция, гражданская война, коллективизация, войны, военный и послевоенный голод, колхозное царство, а Ефим Васильевич размышляет о том, что не может уйти в город, ибо не может там творить, а живя на земле творить получается только зимой. И разве стал бы он так мучиться, если искусство его не было так важно для страны (под которой он, по-видимому, понимал в первую очередь свой деревенский мир)...

Вот главный нерв бытия Честнякова.

#ефимчестняков #кологрив
Феминный Север.

При всей кажущейся патриархальности архетипические Северные пространства очень феминные. Про то, что корень северных архетипов - женский писал проницательный Дугин.

Пара цитат:

"Влиятельные женские персонажи в славянском (главным образом в великорусском) фольклоре доминируют. Это является одним из ярких признаков феминоидности культуры. Доминанта русской культуры - феминоидная так же, как и у кельтской (в отличии от германской)... При этом здесь добавляется важный момент смешения древних славянах с фино-угорскими племенами, которые жили на территории России задолго до прихода славян. Сами древние славяне, возможно, в рамках всей индоевропейской культуры, все-таки были несколько ближе к феминоидам, чем к мускулуноидам. А те, кто жили на территориях Средне-русской возвышенности до прихода славян, то есть преимущественно финно-угорские племена, представляли собой чисто феминоидный тип."

"По сути, в русской культуре дело мы имеем дело с феминоидным знаменателем. Если говорить о двухэтажной формуле культуры – логос/мифос, то в знаменателе у нас чисто феминоидный тип. Многие русские философы и поэты говорили о «вечной женственности русской души». Александр Блок и Владимир Соловьев учили о России как о Софии, Премудрости божьей, «женской ипостаси Божества». Но в любом случае не было ни одного внимательного и серьезного исследователя России, который бы прошел мимо вот этой особенности русской культуры, русского настроя."

И так, великорусское - глубинно-народное: в знаменателе "женственность". Вспомним народный культ Богородицы (и других женщин-святых) превалирующий начиная с средневековья над культом Христа в "народном православии, архетип "твердой отеческой руки" русской власти и соцально-политическую индифферентность "феминного" большинства, мистерию зерна/земли земледельческой "русской общины". Это Номос Земли. А в базисе еще более древний номос Леса, с его этнографическими флэшбэками матриархата, культом Золотой Бабы, Небесных лосих/олениц, и тд. Носителями этих архетипов являются и все сохранившиеся волго-финские народы.

От этого отклоняются только периферийные группы - казаки и тюркские народы (номос Степи), поморы, заонежане, прибалтийские финны (номос Моря/Озера), кавказские народы (номос Гор).

Жаль, мало кто воспринимает всерьез его "Ноомахию". Стоит пробежаться хотя бы по русским томам.

Арт: Вечность. 2011.

#мифология #традиция #женщины #север