«Скандинавский след» в Суздальском Ополье в археологических материалах и письменной традиции.
Присутствие скандинавов на территории Восточной Европы в период формирования Древнерусского государства — общепризнанный и установленный факт. Несмотря на то, что в последние два десятилетия возобновилась дискуссия т.н. «норманистов» и «антинорманистов», археологическое присутствие скандинавов прослеживается во всех крупнейших центрах формирующегося Древнерусского государства.
Более всего известны центры Северо-Запада: Старая Ладога, Рюриково Городице, Новгород Великий, в котором обнаружен большой пласт скандинавских древностей в древнейших слоях, а также Гнездово в Поднепровье.
В Верхневолжье таким центром был протогород, предшественник Ярославля, Тимерево.
Все эти пункты, безусловно, являются частями трансконтинентальных путей, известных как «Путь из варяг в греки», и Великого волжского пути. Проникновение скандинавов в Восточную Европу иногда начинается чуть ли не раньше славянской колонизации (нижние горизонты Старой Ладоги). Однако ожидать ли подобную военную, торговую и колонизационную активность в Суздальском Ополье, достаточно далеком от основных водных путей, пожалуй, не приходилось.
Само позднее (как считалось) проникновение сюда славян, автономная политическая система (мерянские вожди, лишь номинально подчиненные Ладоге, Новгороду) и уклад жизни местных финно-угорских племен, казалось бы, не давали возможности предполагать интерес скандинавов к данной территории.
В общем-то, так считалось до сравнительно недавнего времени. Работы археологов в Суздальском Ополье последних 20 лет выделили сложную систему расселения, новые сухопутные торговые пути и достаточно сложную картину торговых и этно-религиозных отношений на данных территориях.
Читать подробнее http://www.merjamaa.ru/news/skandinavskij_sled_v_suzdalskom_opole/2022-01-22-1553
Иллюстрация: Пункты находок вещей скандинавского происхождения на памятниках Суздальского Ополья.
1 – Сунгирь, 2 – Васильково (селище), 3 – Васильково (могильник), 4 – Тарбаево, 5 – Гнездилово (селище и могильник), 6 – Вышеславское, 7 – Семеновское-Советское, 8 – Суздаль, 9 – Весь (селище и могильник), 10 – Большое Давыдовское, 11 – 12 – Шекшово (селище и могильник).
#археология #скандинавы #меря #ростовскаяземля
Присутствие скандинавов на территории Восточной Европы в период формирования Древнерусского государства — общепризнанный и установленный факт. Несмотря на то, что в последние два десятилетия возобновилась дискуссия т.н. «норманистов» и «антинорманистов», археологическое присутствие скандинавов прослеживается во всех крупнейших центрах формирующегося Древнерусского государства.
Более всего известны центры Северо-Запада: Старая Ладога, Рюриково Городице, Новгород Великий, в котором обнаружен большой пласт скандинавских древностей в древнейших слоях, а также Гнездово в Поднепровье.
В Верхневолжье таким центром был протогород, предшественник Ярославля, Тимерево.
Все эти пункты, безусловно, являются частями трансконтинентальных путей, известных как «Путь из варяг в греки», и Великого волжского пути. Проникновение скандинавов в Восточную Европу иногда начинается чуть ли не раньше славянской колонизации (нижние горизонты Старой Ладоги). Однако ожидать ли подобную военную, торговую и колонизационную активность в Суздальском Ополье, достаточно далеком от основных водных путей, пожалуй, не приходилось.
Само позднее (как считалось) проникновение сюда славян, автономная политическая система (мерянские вожди, лишь номинально подчиненные Ладоге, Новгороду) и уклад жизни местных финно-угорских племен, казалось бы, не давали возможности предполагать интерес скандинавов к данной территории.
В общем-то, так считалось до сравнительно недавнего времени. Работы археологов в Суздальском Ополье последних 20 лет выделили сложную систему расселения, новые сухопутные торговые пути и достаточно сложную картину торговых и этно-религиозных отношений на данных территориях.
Читать подробнее http://www.merjamaa.ru/news/skandinavskij_sled_v_suzdalskom_opole/2022-01-22-1553
Иллюстрация: Пункты находок вещей скандинавского происхождения на памятниках Суздальского Ополья.
1 – Сунгирь, 2 – Васильково (селище), 3 – Васильково (могильник), 4 – Тарбаево, 5 – Гнездилово (селище и могильник), 6 – Вышеславское, 7 – Семеновское-Советское, 8 – Суздаль, 9 – Весь (селище и могильник), 10 – Большое Давыдовское, 11 – 12 – Шекшово (селище и могильник).
#археология #скандинавы #меря #ростовскаяземля
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ремесленная ярмарка с участием мерянских кундов в это воскресенье.
Коллектив «Мещёрская Меряния» и Юксан кунд приглашают на «Компостницу» — осеннюю ремесленную ярмарку, собравшую под одной крышей независимые производства, мастеров и мастериц, творческие проекты, кооперативы и многих других представителей низовой экономики.
Подходите к нашему столику! Там вы найдёте авторские бусы и другие украшения, книги карельско-мерянской писательницы и поэтессы Ольги Ракитянской в жанре магического реализма с этнорегиональной подоплёкой, авторские чаи из загадочной Мещёры. О других же участниках и участницах ярмарки можно прочитать по ссылке.
Ждём вас в воскресенье, 15:00 — 21:00. Адрес: Москва, «Только сами», ул. Ибрагимова 31к7
> как пройти от метро Семёновская [КПП под номером один на карте] смотрите по ссылке
#кооперативноедвижение #мещера #меря #ярмарка
Коллектив «Мещёрская Меряния» и Юксан кунд приглашают на «Компостницу» — осеннюю ремесленную ярмарку, собравшую под одной крышей независимые производства, мастеров и мастериц, творческие проекты, кооперативы и многих других представителей низовой экономики.
Подходите к нашему столику! Там вы найдёте авторские бусы и другие украшения, книги карельско-мерянской писательницы и поэтессы Ольги Ракитянской в жанре магического реализма с этнорегиональной подоплёкой, авторские чаи из загадочной Мещёры. О других же участниках и участницах ярмарки можно прочитать по ссылке.
Ждём вас в воскресенье, 15:00 — 21:00. Адрес: Москва, «Только сами», ул. Ибрагимова 31к7
> как пройти от метро Семёновская [КПП под номером один на карте] смотрите по ссылке
#кооперативноедвижение #мещера #меря #ярмарка
Telegram
Кооператив КОМПОСТ
Осенняя ремесленная ярмарка «Компостница» пройдёт 13 октября!
Приглашаем вас в это воскресенье на вторую ярмарку кооператива. Мы объединим ремесленных мастеров и мастериц, семейные производства и нишевые проекты. Совсем скоро расскажем о них в нашем канале.…
Приглашаем вас в это воскресенье на вторую ярмарку кооператива. Мы объединим ремесленных мастеров и мастериц, семейные производства и нишевые проекты. Совсем скоро расскажем о них в нашем канале.…
Мерянский словарь на камне Никола-угодник.
Искал в ФБ одну публикацию и наткнулся на записи за май 2013 года. 7 мая мы с костромскими шаманами ездили на Пасху в Ростов и окрестности, пробуждать мерянских духов на трясловском Синь-камне, и берегах Годен-озера, а на следующий день, 8 мая, отправились в переславское Заозёрье.
Там посетили часовню св. Варвары с целебным источником и двумя камнями. Первый называется Варвариным (следовик), второй Николой-угодником (камень по поверьям — растет).
Никола-угодник считался потерянным, несмотря на то, что лежит в болоте всего в 50 метрах от часовни. Пока я не нашел его вместе с Александром Трифоновым в 2011 году, излазив на карачках все болото из которого вытекает ручей Нерюха. Камень покрывал толстый слой дерна толщиной в 10 см.
Проект ревитализации мерянского языка (словарь был презентован в апреле 2013 года на меря-выставке «Новая мифология Малой Родины» в московском Куркино) был благословлен самим Николой-богом на ручье Нёрюха.
#мерянскийязык #меря #синькамень
Искал в ФБ одну публикацию и наткнулся на записи за май 2013 года. 7 мая мы с костромскими шаманами ездили на Пасху в Ростов и окрестности, пробуждать мерянских духов на трясловском Синь-камне, и берегах Годен-озера, а на следующий день, 8 мая, отправились в переславское Заозёрье.
Там посетили часовню св. Варвары с целебным источником и двумя камнями. Первый называется Варвариным (следовик), второй Николой-угодником (камень по поверьям — растет).
Никола-угодник считался потерянным, несмотря на то, что лежит в болоте всего в 50 метрах от часовни. Пока я не нашел его вместе с Александром Трифоновым в 2011 году, излазив на карачках все болото из которого вытекает ручей Нерюха. Камень покрывал толстый слой дерна толщиной в 10 см.
Проект ревитализации мерянского языка (словарь был презентован в апреле 2013 года на меря-выставке «Новая мифология Малой Родины» в московском Куркино) был благословлен самим Николой-богом на ручье Нёрюха.
#мерянскийязык #меря #синькамень
В Верхневолжье до половины сделок на рынке жилой недвижимости проходит с участием арбуя, рассказала «Северной Правде — Недвижимость» гендиректор костромской риэлтерской компании «Этажи» Вёкса Смирнова. По её словам, около половины населения Мерьского стана и Костромской волости обращаются к арбуям по самым разным вопросам, включая составление персональных карт сновидений и смену места жительства.
#кострома #юмор
#кострома #юмор
Telegram
Банкста
В Бурятии до половины сделок на рынке жилой недвижимости проходит с участием шамана, рассказал РИА Недвижимость гендиректор риелторской компании «Этажи» Ильдар Хусаинов. По его словам, около половины населения Бурятии обращаются к шаманам по самым разным…
У колыбели Северо-Восточной земли.
Суздальское Ополье можно считать наиболее обследованной сельской территорией Северной Руси, а выявленные здесь поселения образуют наиболее крупный массив.
Между Клязьмой и Селекшей известно 340 поселений с культурным слоем мерянского раннего средневековья и древнерусского периода.
Внушительные коллекции украшений мерянского и обще-древнерусского типов, бытовых вещей, орудий труда, оружия, лепной и круговой керамики — надежная основа для их датировки.
Выход Северо-Восточной земли на историческую арену в IX–X вв. сопровождался становлением особого типа поселений со сложной комплексной экономикой и, неоднородным этническим составом их обитателей (преимущественно меряне, скандинавы и словене). Эти поселения сложились в тот период, когда Суздаль еще только формировался как будущий городской центр, и выступали как места сосредоточения значительной части населения, в том числе скандинавской социальной верхушки и мерянской родо-племенной элиты.
👇
#археология #суздаль #меря
Суздальское Ополье можно считать наиболее обследованной сельской территорией Северной Руси, а выявленные здесь поселения образуют наиболее крупный массив.
Между Клязьмой и Селекшей известно 340 поселений с культурным слоем мерянского раннего средневековья и древнерусского периода.
Внушительные коллекции украшений мерянского и обще-древнерусского типов, бытовых вещей, орудий труда, оружия, лепной и круговой керамики — надежная основа для их датировки.
Выход Северо-Восточной земли на историческую арену в IX–X вв. сопровождался становлением особого типа поселений со сложной комплексной экономикой и, неоднородным этническим составом их обитателей (преимущественно меряне, скандинавы и словене). Эти поселения сложились в тот период, когда Суздаль еще только формировался как будущий городской центр, и выступали как места сосредоточения значительной части населения, в том числе скандинавской социальной верхушки и мерянской родо-племенной элиты.
👇
#археология #суздаль #меря
Для понимания особого характера этих объектов существенны размеры участков с культурным слоем X–XI вв.: площади их составляют от 4 до 15 га. Суздальские «большие поселения», таким образом, — это крупные образования, соразмерные тем памятникам, за которыми закрепился статус важнейших центров транзитной торговли и политической организации X в.: Сарское городище — 3 га, Ростов — 7 га, Рюриково городище — 7 га, Ладога — 8 га, Гнездово — 30 га.
Эти характеристики в полной мере соответствуют исторической картине Северо-Восточной Руси той эпохи как богатой и бурно развивавшейся территории с влиятельными мерянскими и словенскими общинами и их варяжскими князьями, строителями городов и белокаменных соборов, стремившимися к доминированию на общедревнерусской политической сцене. Амбициозная политика Андрея Боголюбского проводилась с опорой на мощные экономические и демографические ресурсы.
Использовано: У колыбели Северо-Восточной земли. Ак. Н.Макаров. Инст. археологии РАН.
#археология #суздаль #меря
Эти характеристики в полной мере соответствуют исторической картине Северо-Восточной Руси той эпохи как богатой и бурно развивавшейся территории с влиятельными мерянскими и словенскими общинами и их варяжскими князьями, строителями городов и белокаменных соборов, стремившимися к доминированию на общедревнерусской политической сцене. Амбициозная политика Андрея Боголюбского проводилась с опорой на мощные экономические и демографические ресурсы.
Использовано: У колыбели Северо-Восточной земли. Ак. Н.Макаров. Инст. археологии РАН.
#археология #суздаль #меря
Как вы узнали о своём пост/мерянском происхождении?
На рыбалке рыба намекнула, а потом сохатый подтвердил. Бабка с печки, подмигнув, шепнула. Дядька, поминая предков, ненароком о меря обронил... #меря #идентичность
На рыбалке рыба намекнула, а потом сохатый подтвердил. Бабка с печки, подмигнув, шепнула. Дядька, поминая предков, ненароком о меря обронил... #меря #идентичность
Anonymous Poll
4%
узнал(-а) по шёпоту бабушки, по фене дедушки (от родственников);
0%
узнал(-а) от кого-то из учителей, преподавателей, работников культуры;
6%
узнал(-а) с ресурсов Merjamaa;
3%
узнал(-а) из других открытых источников;
20%
предположил(-а) самостоятельно по сумме факторов;
8%
по зову сердца и леса;
3%
другой вариант (поделитесь в коментах);
56%
нет мерянских корней / посмотреть результаты.
У Нечаева непередаваемый меряно-русский вайб ❤️☀️
Все свое детство лазил по крышам дровяных сараев в Александрове.
#арт #кинешма #меря
Все свое детство лазил по крышам дровяных сараев в Александрове.
#арт #кинешма #меря
Telegram
так говорил gusev37
Покро кеце / Покро шуматкече / Покров день.
У наших соседей и родственников чимари Покро шуматкече у нас Покров день или по-мерянски Покро кеце. А позавчера была осенняя Родительская суббота. Все наши старики переселились под ёлки. А мы перед Покровом ходим к ним в гости с пирогами и стопкой. Это было до них и будет после нас. Аминь.
В 2012 году родился вот такой мерянский образ Богородицы Ростовской, парящей над озером Неро и незримо оберегающей святую Ростовскую землю (ИМЗ). С праздником! Пресвятая Юм-ава пусть бережёт Вас и Ваших близких.
#покров #праздники
У наших соседей и родственников чимари Покро шуматкече у нас Покров день или по-мерянски Покро кеце. А позавчера была осенняя Родительская суббота. Все наши старики переселились под ёлки. А мы перед Покровом ходим к ним в гости с пирогами и стопкой. Это было до них и будет после нас. Аминь.
В 2012 году родился вот такой мерянский образ Богородицы Ростовской, парящей над озером Неро и незримо оберегающей святую Ростовскую землю (ИМЗ). С праздником! Пресвятая Юм-ава пусть бережёт Вас и Ваших близких.
#покров #праздники
Захряпы с Шачи-реки.
У елташки Мӓрнӓ (Марины), в августе ездившей на Кусь-реку — свою малую мерянскую родину, нашел фото мерянских "захряп". Вот такие весёлые ребята стоят у Шачи!
"Захряпы" (наряжухи) — куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества, которые до сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской и Вологодской областей, Карелии и Республики Коми. Не думал что они характерны и для наших мест, а вона что!
У поморов слово "захрепиха" означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что "захряпы", при этом часто парные — "мужик и баба", могут выступать в качестве образов "первопредков" или "хозяев" той или иной территории. Признаков, что возле "захряп" осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет. Приношений, как к обетным крестам, тоже нет. На Севере местные рыбаки их ставят "на удачу". За ними следят (одежда периодически меняется на новую).
#захряпы #предки #кусьрека #север #чудь #мифология
У елташки Мӓрнӓ (Марины), в августе ездившей на Кусь-реку — свою малую мерянскую родину, нашел фото мерянских "захряп". Вот такие весёлые ребята стоят у Шачи!
"Захряпы" (наряжухи) — куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества, которые до сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской и Вологодской областей, Карелии и Республики Коми. Не думал что они характерны и для наших мест, а вона что!
У поморов слово "захрепиха" означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что "захряпы", при этом часто парные — "мужик и баба", могут выступать в качестве образов "первопредков" или "хозяев" той или иной территории. Признаков, что возле "захряп" осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет. Приношений, как к обетным крестам, тоже нет. На Севере местные рыбаки их ставят "на удачу". За ними следят (одежда периодически меняется на новую).
#захряпы #предки #кусьрека #север #чудь #мифология