Меряфутурист
3.83K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Постмодерн и Меренизм.

На днях прошла новость: в Венгрии якобы предотвратили попытку госпереворота со стороны неких неоскифов. Да, да, именно так — движения за возрождение скифской идентичности, самосознания и т.п. (на всякий случай, неоскифы существуют далеко не только в Венгрии, но, возможно, именно там они больше всего на слуху).

Это прозвучало как сюр, и я задумалась: а в чём же отличие мерянства (а оно, отличие, довольно ощутимое) от практически всех этнореконструкторских движений с приставкой нео-?

В первую очередь, пожалуй, — в отсутствии политического наполнения. Ведь все эти неоскифы, нео/пан славяне или скандинавы, неодаки, необулгары (в Болгарии) и т.п. — в основном крайне правые неотрадиционалисты и консерваторы. А вот меря, и это показывает сама практика и статистика мерянства, идеологически может быть кем угодно — как, в принципе, и представитель любого реального, живого народа.

Например, современный немец может быть как крайне правым, так и крайним левым или же совсем аполитичным «гражданином мира», и из собственно немецкого в нём будет разве что родословная и владение немецким языком как родным. И между этими крайностями — огромный спектр, и все эти люди принадлежат к одному немецкому народу. У нас, меря, точно такая же картина, разве только, по объективным причинам, вместо свободного владения мерянским нас всех объединяет пост/мерянское самосознание, любовь к малой родине и изучение своих родовых корней.

И этот факт — как раз признак живого, органично функционирующего этноса/субэтноса. А это значит, что те, кто сводят мерянство к чистой этнической реконструкции и приравнивают мерян к всевозможным «эльфам», ошибаются. Данные антропологии, как физической, так и культурной, свидетельствуют, что меря никуда и не пропадали и уж тем более не «вымирали», просто наш язык забылся и имя подзатерялось немного — произошла всего лишь поверхностная ассимиляция.

Ещё одна параллель: к примеру, когда я смотрю на тех, кто сегодня называет себя мерянами, наблюдаю за их жизнью, при этом читаю историю, вспоминаю свою костромскую бабушку и её рассказы и сопоставляю все эти данные — у меня в голове вырисовывается определённая картинка. А когда вижу неоскифов, нео(пан)славян, необулгар, неодаков и прочих, в странных а-ля исторических костюмах со странными ритуалами и ещё более странными речами — то как-то никак не удаётся ни вписать их в современность, ни выстроить цепочку преемственности поколений от тех времён до сегодняшнего дня. И здесь, конечно, ещё очень важно учитывать лучшую сохранность субстратного генофонда и аутентичности культуры коренного населения в лесах севера (не говоря уже о тундре), чем на степном условном юге.

Отмечу ещё, что в современном постмодерном и диверсифицированном мире твоя принадлежность к какому-либо народу тебя уже ни к чему не обязывает, она просто есть как данность. А реконструкторы правого толка как раз любят навязывать жесткие рамки и связанные с ними обязанности, якобы проистекающие из этничности — этот дискурс родом из позапрошлого века. Мы же, меря, считаем, что сила не только в единстве, но и в разнообразии, поэтому никаких жёстких правил и условий «входа в мерянство», как и практики «выписывания из меря» не существует, более того — для нас подобные вещи звучат абсурдно. Мы за свободу выбора и вообще свободу во всём — до тех пор, пока это не посягает на свободу других.

Оли Шепиш. 2024.

#меря #меренизм #идентичность #XXIвек
Мещёрского не хватает?

#книги #финноунорскиеязыки
Ёлс — бог подземного мира в мерянском пантеоне.

Рисовал сегодня вместе с нейронкой обложку к новому сплиту Kirpiklass и "Полночь Зимы" — "Снежный голем" (релиз 1 февраля), а мой старый товарищ писал в личку про Ёлса, цитирую, а картинка в качестве иллюстрации:

"Почему я так думаю (что Ёлс — бог подземного мира в мерянском пантеоне), если коротко. С учетом того, что меря, как и многие поволжские финны, это такой микс из индоевропейского субстрата, вероятно балтского, но лучше будет назвать их индоевропейцами лесной зоны восточной Европы, и финского суперстрата (думаю, что в данном случае угры в виде хантов, манси и мадьяров не при чем). И имея ввиду, что мы знаем про заимствование (или субстратный реликт) в лице Пургине-паза у эрзя, вполне логично предположить, что и другие божества дофинского пантеона могли сохраниться, в данном случае в мерянском.

С другой стороны, я сильно сомневаюсь, что меря могли заимствовать Ёлса именно уже как чёрта и лешего. Потому, что для этого надо, чтобы они жили рядом с балтами, которые уже приняли христианство, где образ Велса/Вельняса начал деградировать до персонажа низкой мифологии. А таких не находится.

У славян же, тем более восточных, образа Велеса/Волоса как черта/лешего мне неизвестно. Тем более, что лингвистически цепочка выглядит логичнее без славян: ПИЕ *Welunos > *Welnias > Vels > Jols".

#мифология #финны #балты #меря
Намедни с старшим ребенком пересматривали первый сезон амазоновского "The Lord of the Rings". А сегодня любовался фотографиями Владимира Варновского у Кати Соловьевой ("Цирк, пельменная и синагога") и рассматривая эту замечательную девушку из Парфеньево поймал себя на мысли: "Это же девушка-мохноног Нори Брэндифут, преданный друг волшебника прилетевшего со звезд (Гендальфа)!" Только желудей в волосах не хватает. Вернее вместо желудей должны быть шишки — дубы в естественной среде это не наше, это южнее.

Да, меря это мохноноги, а наше Костромское Заволжье — эдакий Шир. Значит, меря и мiръ (мер) спасет.

#толкин #хоббиты #меря
Дубы, кочевники и почвенники.

Уважаемый Павел справедливо заметил про дубы и кочевничество. Решил вынести из комментов. Сейчас встречаются отдельные деревья, во всяком случае в Заволжье, а дубравы я видел значительно западнее и южнее нашей земли, в Тверской (остатки реликтового "Оковского леса", и Калужской области (правый берег Оки от Калуги до Белёва, вот там их действительно много. Быть может раньше, в средневековье, до "Малого ледникового периода", было иначе.

Ранние финны Севера и Урала тоже кочевники — охота на пушного зверя, рыбный промысел, речная торговля в рамках которой путь по рекам занимал от нескольких месяцев до полугода. Великорусские крестьяне Верхневолжья, особенно Заволжской его части, тоже были полукочевниками — офени, жгоны, кусские плотники, шаповалы и др., уходившие каждый год в "отход" в Питер, Москву по причине того что земля не могла их в достаточной степени прокормить. Но были и полные домоседы, например чудца никольская, никогда не ходившие в отход и жившие лесом. Да и советский быт постоянством не назовешь — сегодня здесь, а завтра там, как в песне Снусмумрика из "Муми-тролль и Комета":

Сегодня здесь, а завтра там
Иду один, пою холмам,
Пою реке, пою ветрам,
Сегодня здесь, а завтра там.

Иное дело, что лично моя душа стремится скорее к постоянству "почвенности", образу потомков "мохноногов" — хоббитов, оседлых земледельцев (но готовых если надо — прогуляться )) ), любящих землю, свой дом, традицию, которая в сущности есть — передача в первую очередь материальных ценностей (движимое и недвижимое имущество, ценности и активы, бизнес) новым поколениям в течении длительного времени, и уже во-вторых — ценностей духовных, объединённых вместе — непрерывностью памяти. С точки зрения "традиции" мы тоже все ещё кочевники. Один мой знакомый, давно уже живущий в Оксфорде, рассказывал, что на "блошинках" в Англии запросто можно встретить всякое средневековое старьё, оно накапливается поколениями семей живущих в домах которым по 600 лет, имеющих многосотлетние бизнесы, а у нас икона XVIII века или прялка конца XIX уже целое событие. Вся русская "передача", т.е. traditio многократно обрезана, каждое третье поколение теряет всё (активы, имущество, ценности материальные и духовные, и главное — память) и начинает все с нуля, чаще всего на новом, чужом месте, а вместо идеи передачи своего "внутреннего" мы руководствуемся спущенными нам сверху химерами "внешнего".

#экология #традиция
kirpiklass_i_polnoch_zimy_rozhdyonnyy_v_meteli
<unknown>
Рождённый в метели. Kirpiklass / Полночь Зимы - Снежный Голем (Collaboration) (2024)

Дело было в 1380 году когда Стефан Пермский обосновался в Усть-Выми с намерениями уничтожить идолов и обратить пермян в веру свою.
От птиц и зверей великий кудесник Пам-сотник узнал об этом и во сне. задал небесам вопрос, как ему бороться со злым врагом. И небеса ответили ему:
«Во время метели, при полной луне сотвори Голема из льда и снега и уничтожь пришлых людей, ставящих свои остроги в Парме и пожирающих сынов Торума».

👇

#Ritual_Ambient #Atmospheric #Ambient #Dark_Ambient #Spiritual #Ritual
kirpiklass_i_polnoch_zimy_osada_ostroga
<unknown>
Осада острога. Kirpiklass / Полночь Зимы - Снежный Голем (Collaboration) (2024)

👆

Пам-сотник послал за своими учениками, могущественными шаманами и поведал им тайну, как может быть создан Голем.

«Мне нужна ваша помощь, — сказал Пам, — потому что для его сотворения нужны четыре стихии: вы будете стихиями огня и земли, я сам — воздух, и вместе мы создадим из четвертой стихии – воды – Голема».
В назначенный день все трое отправились на берег Вычегды. Там они нарубили льда и принялись камлать. При свете факелов, под монотонный рокот бубнов они вылепили из снега и льда фигуру такого размера, что рядом с ним лось казался не больше собаки.

👇

#Ritual_Ambient #Atmospheric #Ambient #Dark_Ambient #Spiritual #Ritual
kirpiklass_i_polnoch_zimy_gibel_vesnoy
<unknown>
Гибель весной. Kirpiklass / Полночь Зимы - Снежный Голем (Collaboration) (2024)

👆

Голем лежал лицом вверх. Мужчины встали так, чтобы смотреть ему прямо в лицо. Он лежал без движения, словно гора. Тогда Пам-сотник приказал одному из своих учеников семь раз обойти вокруг ледяного тела посолонь и произнести заклинание — ледяное тело Голема затрещало, становясь плотнее камня и твёрже железа. Тогда Пам-сотник велел второму своему ученику обойти тело против солнца то же число раз и произнести заклинание. Когда это действо завершилось, от Голема повалил холодный пар, а в его ледяном теле забилось сердце. Пам-сотник сам обошел могучее тело, вложил ему в рот кусок бересты с написанным на нем именем. Затем все трое поклонились во все стороны света и открыл Голем ледяные очи…

Музыка - Александр Лесов, Антон Кирпиклас
Дизайн/оформление обложки - Андрей Малышев-Мерянин
Сведение/мастеринг - Александр Лесов

#Ritual_Ambient #Atmospheric #Ambient #Dark_Ambient #Spiritual #Ritual
Андрей Шляхов скинул 10 гигов аудио и видео записей экспедиций Костромского краеведческого музея в Макарьевском районе 1977-1997 годов. Сообщил, что: "Пока мы у них эти материалы не запросили, они не знали, что это у них есть".

Представляю себе сколько всего там пылится, наверняка весь архив магнитофонных записей еще не оцифрован, а ведь есть еще карточный лингвистический архив на кафедре русского языка КГУ им. Н.А. Некрасова...

#кострома #этнография
Племена в женских образах вятского художника Вячеслава Пленкова.

Мерянка, мурома, девушка из Кимр (мерянско-кривичское пограничье), окская финка КРОМ, кривичанка, словенка.

#племена #меря #мурома #кром #кривичи #словене
Пространство мерянских снов.

Изучаю нейросеть Bing, мне нравится её творчество по колориту и проработке образов. Конечно сами по себе её картинки бездушные, но, по уникальным запросам можно генерировать себе оригинальный клипарт для картин. Если их соединять одну с другой они образуют иллюзорное пространство снов о мере, красивых, нереальных, божественных и инфернальных. Словом, нейросети инструмент для познания коллективного мерянского бессознательного, снов о чем-то важном, как говорит Максим Сухарев.

Работой "В мерянском сне" начинаю новую серию основанную на союзе человека и иск.интеллекта — футуристической суперпозиции, экзистенциальной инклюзии.

Вся финно-угорская Россия сегодня пространство снов. Меря, чудь, весь недостаточно серьёзны для верхневолжцев наяву, но слишком серьёзны в их бессознательном. Ибо из всех снов для нас важнейшими являются те в которых приходят предки, волшебные птицы и животные, вещие старики, в которых мы соприкасаемся с предвечными Светом и Тьмой...

#этнофутуризм #сны
В продолжение снов.

Нижегородский елташ пишет: "Хорошо, когда снятся красивые девочки, а мог бы присниться Ёлс".

Ёлс в сновидении молодой девы будет в следующей, уже задуманной работе)

#сны #меря
Lunvecit. Меч с Сарского городища. Рассказывает хранитель археологической коллекции Ростовского кремля Иван Купцов.

Обнаружен на городище во время раскопок 1930 г. Впервые А.Н. Кирпичников опубликовал его как найденный в кургане в окрестностях Ростова и датировал Х-ХI вв. Меч относится к типу Е, по классификации Я. Петерсена, но имеет ряд особенностей, отличающих его от большинства других образцов этого типа. Распространенная орнаментация навершия и перекрестия с помощью пропущенной в ячейки серебряной проволоки на сарском мече отсутствует. Нет и традиционного трехчастного деления навершия: в этом он сходен с мечом, найденным в Киеве. Отмечая простоту отделки, А.Н. Кирпичников был склонен предполагать местное происхождение меча. Однако при расчистке клинка на долу была обнаружена надпись "+LVNVECIT+", т.е. "Лун сделал", а на другой его стороне - клеймо в виде косого креста в обрамлении парных вертикальных черт. Датирован меч концом Х в. Надпись уникальна - на других расчищенных европейских клинках подобные ни разу не встречены.

https://www.youtube.com/watch?v=JQ6DNDJV3mE

#сарскоегородище #ростов #археология
Подборка "мерянистых" работ художницы Яны Антоновой.

#арт