Меряфутурист
3.83K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Владимир-на-Клязьме. Этюд в средневековых тонах.

"Владимирский вариант" мерянского женского костюма.
Автор реконструкции: Катерина Ломтева, КИР "Рарог". Владимир.

Фотограф - Yulia Maizlish.

#меря #владимир
Христос шочема: иневам! Христос минэошто: ляктемо па кохтемо! Христос кундолна: кузамам! Мурета Христослан, кундола цила, па ихал мурета мерек: сын иневан!

Йоло теда!

Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите в сретение! Христос на земле: возноситесь! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!

Аминь!

#мерянскийязык #рождество
Прямо сейчас, в эту рождественскую ночь, сквозь снега и леса Костромской области, пересекая русла и долины Мезы, Томы, Меры, Корбы, Медозы, Вотгати, Немды, Неи, из Костры в Макарьев, катит съемочная группа телеканала "Культура". Катит снимать последних стариков жгонов - носителей "елманского" языка. Символично. Старый мир уходит, а мы записывая стариков помогаем взойти новому Солнцу над нашей Кундолой.

Христос Шочес! Пожелаем елташам хорошего пути!

#костромскаяобласть #жгоны
Она помнит мерянский язык. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм, Галичского района. Деревянная церковь на подклете, стояла на кладбище в версте от села Холм. Срублена в 1552, обновлена в 1654 на средства кн. Ф. Ф. Волконского. Восьмигранный основной объём храма завершается малым восьмериком, несущим пятиглавие на крестчатой бочке. С востока к церкви примыкает апсида, с запада притвор, обнесенный галереей. В сер. 1940-х обрушился верхний восьмерик, в 1960 церковь вывезена в Кострому, где отреставрирована и включена в состав музея деревянного зодчества.

#ипатьевскаяслобода #богородица #рождество #галич
Рождественский рыбник с стерлядью и картофелем.

#рыбник #стерлядь #мерянскаякухня
Красное-на-Волге. Мерянские места.

Церковь Богоявления — шатровая церковь, построенная в 1592 году в годуновском имении Красное-на-Волге под Костромой. Является единственным каменным шатровым храмом, сохранившимся в Костромской области.

Парные уточки на наличниках. Столь же распространенный в Костромском Заволжье мотив как и драконы.

Мерӓн клуб! Прекрасный советский монументал-арт — лодьи, трудолюбивые мерянские искустники и светлое советское будущее, которое не наступило. Без черносотенства.

Заснеженные пойменные луга и солнце над Волгой.

Мерянский Ленин как изваяние индейского бога.

#меря #костромскаяобласть
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
«РАЗНОЦЕНТРЕННОЕ» ОСВОЕНИЕ ЗАВОЛОЧЬЯ:
НЕ НОВГОРОДОМ ЕДИНЫМ!

Пинежане – жители одной из самобытных частей Архангельской области нередко обсуждают вопрос о том, много ли в них новгородского или «чудского» (хотя такую постановку вопроса я бы отнес к ложной дихотомии)

Это побудило к написанию ряда материалов по данной тематике

Однако, вопрос о составляющих пинежской локальной культуры (как части севернорусской) далек от завершения. В ее формировании несомненны вклады: восточнославянский (например, былины киевского цикла, некалендарные древнерусские имена, фиксируемые в массовых письменных источниках XVII в.), ранний вепсский и более поздний карельский (вепсская мелострофа в причетной традиции, наличие лексики вепсско-карельского происхождения в удорском диалекте коми языка), коми (взять хотя бы схожие представления о так называемой пинежской «икоте» и коми «шеве»). Однако, возведение всей совокупности культуры пинежан исключительно к новгородским словенам (что характерно для публицистики), либо представление пинежан как обрусевших удорских коми / ушедших на восток вепсов упрощает сложную картину, которая и ценна своим многоцветием

Схожая картина отмечается и в других частях Архангельской области. При этом подлинные научные исследования, выявляя элементы языка и культуры различного происхождения не нацелены на противопоставление или разделение на языковой или этнической основе единых территориальных сообществ, конструирование или абсолютизацию культурных границ между ними. Наоборот, результаты подобных исследований свидетельствует о длительном и продуктивном этническом, языковом и культурном взаимодействии на данной территории

Прекрасно понимая современное единство всех элементов севернорусской культуры, при ее исследовании в историческом развитии нельзя не обратить внимание на мозаичность синхронных топонимических и археологических слоев Заволочья

Вместе с тем, даже беглый взгляд на карту Ростово-Суздальской земли и распространения вепсской топонимии в Новгородской земле хорошо показывает причины такой мозаичности: как Новгород, так Ростов тянулись к волокам на Онегу и Двину

Так, Ростово-Суздальская земля протягивает «лучи» в ключевые точки освоения – к Каргополю (верховье Онеги) и к Устюгу (верховье Двины и выход на Вычегду)

В свою очередь перед входом в Заволочье с новгородской стороны концентрируется вепсское население

Перейдя волоки, различные новгородские и ростовские потоки будут распространятся по огромной территории Заволочья, смешиваясь и накладываясь друг на друга

При этом новгородское («верховское») освоении Заволочья на слуху, в то время как миграции из Ростово-Суздальской («низовской») земли остаются как будто в тени

И вот что бросается в глаза – белокаменное зодчество юга Архангельской области (Каргополь и Сольвычегодск), Вологды и Устюга напоминает традиции Центральной России. Решил поискать информацию по данному вопросу. Действительно, появившиеся в конце XV века на Русском Севере каменные храмы (соборы Ферапонтова, Кирилло-Белозерского, Спасо-Каменного монастырей на Кубенском озере) близки каменным храмам Москвы

Московская архитектурная традиция продолжилась здесь в XVI веке и стала преобладающей, а кремлевский Успенский собор стал ориентиром при строительстве многих соборов (Кирилло-Белозерский и Горицкий монастырь, соборы Каргополя, Вологды, Великого Устюга, Антониево-Сийского и Соловецкого монастыря). Архитекторы отмечают, что Благовещенский собор Сольвычегодска также тяготеет к «низовским землям» – ростовской архитектурной школе
Костромские наличники елташа Валентина Константинова.

2023.

#кострома #этнофутуризм
Мерянизмы-кальки.

Читаю с младшим ребенком купленную в Костроме книжку "Русские сказки". Читаю, а про себя считаю встреченные в ней постмерянские формы - кальки с мерянского, отмеченные ещё академиком Орестом Ткаченко: "живало-бывало", "поила-кормила", "злато-серебро", "спи-усни", "рос-подрастал", шел-ковылял", "иду-бреду", "далёко-далёко", "есть-пить", "покатайся-поваляйся", "гуси-лебеди".

Идентичные формы есть в других финно-угорских языках, в частности в удмуртском: сиыны- юыны (есть -пить), улэм-вылэм (житьё-бытьё), сюдыны-вордыны (родить-кормить) и др.

Они попали в современный русский в процессе взаимодействия с верхневолжскими (постмерянскими) говорами. Это калькированные формы мерянских выражений, попавшие в великорусскую фольклорную традицию из поздней мерянской. Мерянский язык, полностью влившись в своих сохранившихся элементах в русский язык, язык-преемник, стал тем самым его неотъемлемой частью.

#сказки #мерянскийязык
Окно на Молочной горе. Появится ли когда-нибудь наш, "русский Майринк", который напишет "Ангел розового окна"?...

#кострома #переулки #зима #русьмерянская