Дух озера Неро / Неро-ер водыш. 2011-2021.
10 лет назад я нарисовал картину посвященную загадочному и мрачноватому мерянскому Неро-озеру. На его берегу располагается город Ростов, один из древнейших городов Северной Руси, некогда столица Ростовского княжества (Низовской земли). Ныне это тихий провинциальный городок, как и тысячи других таких мест, с лужами в полгорода, с кривыми и местами горизонтально растущими заборами, с деревянными домиками в стиле модерн и избами с драконьими наличниками, с курносыми, коренастыми жителями с глазами чуть в раскос, говорящими «Ой пОшла я в ОгОрОд», «кОрОва», «пОдвесьте», «пЯятнадцать», «дрЯягаться» и «пОлнО-те» и, конечно, с велосипедистами, которые до сих пор цепляют прищепки на брюки…
Выходишь на берег древнего мерянского озера, а напротив старые развалины в которых бродит дух неприкаянного подозёрского цыгана, заросший крепостной вал куда при Петре собрали весь культурный слой старого города и тяжелые облака отражающиеся в темной воде.
А ночью надо всем этим царит холодная луна, ледяной свет которой отражается в таком же ледяном ледниковом озере. Луна светит посреди тёмного неба, по которому идёт рябь, словно оно хмурится, и Ростов оказывается между двумя ледяными вечностями — небом и водой.
Люди жили у этих пучин издревле, безымянные неолитические селяне, дьяковцы, меря, средневековые ростовцы. Приходили сюда киевские князья и славянские попы, татары, литва, советские человеки. Когда-то великие и могучие — все они исчезли поглощенные вечными топями, остались лишь добродушные и родные автохтоны, живущие ныне в полусне…
В этой картине я постарался облечь мое видение и ощущение атмосферы и духа этого Пространства.
PS: А комары кстати на Неро-озере такого размера, что вот сидишь у костра, а сзади подходит комар, вежливо хлопает по плечу и мрачно кивает в сторону леса: «Ёлусь па ёлусь, собирайся, мол брат мерянский краевед, пойдём», — «К-к-куда пойдём?! Я вас не знаю, я никуда не пойду!!!» — «Да здесь недалеко, воздухом подышим…»
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #озеронеро #язычество #финноугры #merjamaa
10 лет назад я нарисовал картину посвященную загадочному и мрачноватому мерянскому Неро-озеру. На его берегу располагается город Ростов, один из древнейших городов Северной Руси, некогда столица Ростовского княжества (Низовской земли). Ныне это тихий провинциальный городок, как и тысячи других таких мест, с лужами в полгорода, с кривыми и местами горизонтально растущими заборами, с деревянными домиками в стиле модерн и избами с драконьими наличниками, с курносыми, коренастыми жителями с глазами чуть в раскос, говорящими «Ой пОшла я в ОгОрОд», «кОрОва», «пОдвесьте», «пЯятнадцать», «дрЯягаться» и «пОлнО-те» и, конечно, с велосипедистами, которые до сих пор цепляют прищепки на брюки…
Выходишь на берег древнего мерянского озера, а напротив старые развалины в которых бродит дух неприкаянного подозёрского цыгана, заросший крепостной вал куда при Петре собрали весь культурный слой старого города и тяжелые облака отражающиеся в темной воде.
А ночью надо всем этим царит холодная луна, ледяной свет которой отражается в таком же ледяном ледниковом озере. Луна светит посреди тёмного неба, по которому идёт рябь, словно оно хмурится, и Ростов оказывается между двумя ледяными вечностями — небом и водой.
Люди жили у этих пучин издревле, безымянные неолитические селяне, дьяковцы, меря, средневековые ростовцы. Приходили сюда киевские князья и славянские попы, татары, литва, советские человеки. Когда-то великие и могучие — все они исчезли поглощенные вечными топями, остались лишь добродушные и родные автохтоны, живущие ныне в полусне…
В этой картине я постарался облечь мое видение и ощущение атмосферы и духа этого Пространства.
PS: А комары кстати на Неро-озере такого размера, что вот сидишь у костра, а сзади подходит комар, вежливо хлопает по плечу и мрачно кивает в сторону леса: «Ёлусь па ёлусь, собирайся, мол брат мерянский краевед, пойдём», — «К-к-куда пойдём?! Я вас не знаю, я никуда не пойду!!!» — «Да здесь недалеко, воздухом подышим…»
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #озеронеро #язычество #финноугры #merjamaa
Неудержимо влечет на Север.
В столичном регионе Финляндии, в Эспоо, соседнем с Хельсинки городом, существует национальный парк Нууксио. Название Нууксио саамского происхождения от njukča — "лебедь". А Нюхча — деревня в Пинежском районе Архангельской области вообще полностью повторяет эту саамскую лексему. Названия с таким корнем есть в Поморье, на Беломорском береге Карелии (Нюхча) и в Вологодской области (Нюксеница. Окончание -ница уже из русского языка). Рядом с пинежской Нюхчей — Занюхча, Чухча и Кучкас. Чухча от čukčá — "глухарь", а Кучкас — вариант финно-угорского "орёл". Московский лингвист А.Л.Шилов считал, что имя московского первонасельника боярина Кучко — финно-угорское, обращая внимание на то, что историк В.Н. Топоров, который как известно "всех славян разбалтал", сравнивая его с прусским топонимами Kuczke, Kuczithen, именем Kutcze, лит. Kucaitis, не смог привести соответствующих апеллятивов. Алексей Львович сближал это имя с марийскими словам kučkys — "орел", kutšyk — "короткий", семантика которых типична для личных финно-угорских имен.
Коллаж: Андрей Мерянин 2016.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #чудь #топонимия #merjamaa
В столичном регионе Финляндии, в Эспоо, соседнем с Хельсинки городом, существует национальный парк Нууксио. Название Нууксио саамского происхождения от njukča — "лебедь". А Нюхча — деревня в Пинежском районе Архангельской области вообще полностью повторяет эту саамскую лексему. Названия с таким корнем есть в Поморье, на Беломорском береге Карелии (Нюхча) и в Вологодской области (Нюксеница. Окончание -ница уже из русского языка). Рядом с пинежской Нюхчей — Занюхча, Чухча и Кучкас. Чухча от čukčá — "глухарь", а Кучкас — вариант финно-угорского "орёл". Московский лингвист А.Л.Шилов считал, что имя московского первонасельника боярина Кучко — финно-угорское, обращая внимание на то, что историк В.Н. Топоров, который как известно "всех славян разбалтал", сравнивая его с прусским топонимами Kuczke, Kuczithen, именем Kutcze, лит. Kucaitis, не смог привести соответствующих апеллятивов. Алексей Львович сближал это имя с марийскими словам kučkys — "орел", kutšyk — "короткий", семантика которых типична для личных финно-угорских имен.
Коллаж: Андрей Мерянин 2016.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #чудь #топонимия #merjamaa
В Центре мерянского Циклона.
Перефразируя Джона Лилли: Центр Циклона есть то восходящее спокойное место с низким давлением в центре, где можно научиться быть меря, подсоединиться к вечно живой памяти мерянских предков, пробудить ее в себе. И жить вечно.
Сразу вне этого центра кружится вихрь Матрицы в которой мы живем целые столетия, в бешеном круговом танце, борющейся с другими Матрицами, подобными Ей. Если оставляешь центр, рев наружного вихря глушит нас более и более по мере того, как мы присоединяемся к этому танцу.
Наша концентрированная мыслящая и чувствующая Сущность, наше собственное мерянское "Я" только в центре, никак не снаружи. Все наши противоречивые действия, состояние субпассионарности, уныния, неверия, направленные против пробуждения родовой памяти, наши многочисленные проявления инферно, нами самими сотворенные, лежат вне Центра Циклона.
В центре Циклона мы вне перемалывающего души и сознания колеса Матрицы. В нем мы поднимаемся ввысь, к Небесам, чтобы соединиться с Предками, Творцом Вселенной, Юмалой, Поро Ош Кугу Юмо, и самими стать Творцами.
В Центре Циклона мы узнаем, что мы творим Тех, которые есть мы сами.
Арт: Андрей Мерянин 2019.
Посвящается моему кугу елташу Сергу Мерянг
#мерямаа #меря #шаманизм #этнофутуризм #merjamaa
Перефразируя Джона Лилли: Центр Циклона есть то восходящее спокойное место с низким давлением в центре, где можно научиться быть меря, подсоединиться к вечно живой памяти мерянских предков, пробудить ее в себе. И жить вечно.
Сразу вне этого центра кружится вихрь Матрицы в которой мы живем целые столетия, в бешеном круговом танце, борющейся с другими Матрицами, подобными Ей. Если оставляешь центр, рев наружного вихря глушит нас более и более по мере того, как мы присоединяемся к этому танцу.
Наша концентрированная мыслящая и чувствующая Сущность, наше собственное мерянское "Я" только в центре, никак не снаружи. Все наши противоречивые действия, состояние субпассионарности, уныния, неверия, направленные против пробуждения родовой памяти, наши многочисленные проявления инферно, нами самими сотворенные, лежат вне Центра Циклона.
В центре Циклона мы вне перемалывающего души и сознания колеса Матрицы. В нем мы поднимаемся ввысь, к Небесам, чтобы соединиться с Предками, Творцом Вселенной, Юмалой, Поро Ош Кугу Юмо, и самими стать Творцами.
В Центре Циклона мы узнаем, что мы творим Тех, которые есть мы сами.
Арт: Андрей Мерянин 2019.
Посвящается моему кугу елташу Сергу Мерянг
#мерямаа #меря #шаманизм #этнофутуризм #merjamaa
Номен меря в древнемарийских именах.
Читаю у Черных про номен «мере» (меря) в древнемарийских именах: Вумер, Падамер, Паймер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамер, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чӧмер и др.
Как и номен «мари», будучи его вариантом, лексема «мере» воплощает значения: 1. «человек»; «муж», «мужчина» 2. «отпрыск одноименного родо-племенного объединения» (в процессе его формирования) — мере, меря.
Подобные конструкции есть в верхневолжских топонимах.
#меря #марийцы #ономастика
Читаю у Черных про номен «мере» (меря) в древнемарийских именах: Вумер, Падамер, Паймер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамер, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чӧмер и др.
Как и номен «мари», будучи его вариантом, лексема «мере» воплощает значения: 1. «человек»; «муж», «мужчина» 2. «отпрыск одноименного родо-племенного объединения» (в процессе его формирования) — мере, меря.
Подобные конструкции есть в верхневолжских топонимах.
#меря #марийцы #ономастика
По северным рекам.
Смотрел на ютуб канале "Реки Севера" атмосферное видео про путешествие по реке Ухта к урочищу Переволок. В том месте с глубокой древности был волок с Ухты на Шомвукву по которому можно попасть с Северной Двины на Печору и обратно.
Место очень древнее. В 1924 году известный коми ученый, лингвист, этнограф и археолог А. С. Сидоров обнаружил в Переволоке древнюю стоянку.
Само название реки - Ухта происходит от лексемы ухт- которая в древних финно-пермских, северо-финских языках означает "волок". В XIX-XX веках в этом месте жил род Рочевых, они обслуживали волок перевозя лодки на специальных длинных телегах по сухопутной дороге. Фамилия тоже интересная, происходящая от коми слова роч - "чужой", "приезжий". В Коми крае были и есть целые деревни жители которых носят такую фамилию. Трудно сказать откуда родом эти Рочевы, может с Сольвычегодска или Устюга, а может еще откуда-то, но судя по лапоноидной антропологии хорошо заметной на фото карточках с лесного кладбища они тоже из автохтонных северян.
В общем рекомендую всем любителям таежных красот.
Мерянин.
https://youtu.be/OgC8mlK8ZDI
#север #коми #древниеволоки
Смотрел на ютуб канале "Реки Севера" атмосферное видео про путешествие по реке Ухта к урочищу Переволок. В том месте с глубокой древности был волок с Ухты на Шомвукву по которому можно попасть с Северной Двины на Печору и обратно.
Место очень древнее. В 1924 году известный коми ученый, лингвист, этнограф и археолог А. С. Сидоров обнаружил в Переволоке древнюю стоянку.
Само название реки - Ухта происходит от лексемы ухт- которая в древних финно-пермских, северо-финских языках означает "волок". В XIX-XX веках в этом месте жил род Рочевых, они обслуживали волок перевозя лодки на специальных длинных телегах по сухопутной дороге. Фамилия тоже интересная, происходящая от коми слова роч - "чужой", "приезжий". В Коми крае были и есть целые деревни жители которых носят такую фамилию. Трудно сказать откуда родом эти Рочевы, может с Сольвычегодска или Устюга, а может еще откуда-то, но судя по лапоноидной антропологии хорошо заметной на фото карточках с лесного кладбища они тоже из автохтонных северян.
В общем рекомендую всем любителям таежных красот.
Мерянин.
https://youtu.be/OgC8mlK8ZDI
#север #коми #древниеволоки
YouTube
По рекам Тимана ч2. Река Ухта. Заброшенная в глухой тайге деревня. Ухтинский волок. Лесная изба
В этот раз мы отправились в путешествие по рекам, протекающим по Тиманскому кряжу - Тобысь и Ухта. В этой части мы поднялись по реке Ухта до места, где была деревня Переволок. Она находилась в диких, малонаселенных местах Республики Коми. Переночевав в избушке…
Патриотизм бревенчатых изб.
Наш выбор - патриотизм бревенчатых изб. Это не медийный лощеный патриотизм с олимпиадами и небоскрёбами, не имперский патриотизм с его милитаристским угаром. Это первородное, архаичное и бессознательное. Это гармония с природой и родной землёй, это полное физическое погружение в малую Родину. Это настоящее, искреннее и чистое как первый снег, укрывающий поля, как чистый родник в лесу, как запах хвои в сосновом бору. Это не политика, а скорее "антиполитика". Это голос родной земли, зов предков и чувство гармонии и единения. Это потаённый и сокровенный Китеж-град, скрытый в кривых отражениях бетонных джунглей мегаполиса.
Текст: Алексей Дмитриевич. VK
Арт: Андрей Мерянин. "Возвращение к Корням". 2013.
#мерянскийэтнофутуризм #этнофутуризм #андреймерянин #merjamaa
Наш выбор - патриотизм бревенчатых изб. Это не медийный лощеный патриотизм с олимпиадами и небоскрёбами, не имперский патриотизм с его милитаристским угаром. Это первородное, архаичное и бессознательное. Это гармония с природой и родной землёй, это полное физическое погружение в малую Родину. Это настоящее, искреннее и чистое как первый снег, укрывающий поля, как чистый родник в лесу, как запах хвои в сосновом бору. Это не политика, а скорее "антиполитика". Это голос родной земли, зов предков и чувство гармонии и единения. Это потаённый и сокровенный Китеж-град, скрытый в кривых отражениях бетонных джунглей мегаполиса.
Текст: Алексей Дмитриевич. VK
Арт: Андрей Мерянин. "Возвращение к Корням". 2013.
#мерянскийэтнофутуризм #этнофутуризм #андреймерянин #merjamaa
Культ медведя.
У финно-угров почитание медведя восходит к прауральской эпохе, а следы этого культа известны археологам по крайней мере со 2 тыс. до н. э. Многочисленные пластины-амулеты в пермском зверином стиле обнаружены на жертвенных местах и в поселениях Прикамья: они изображают голову и передние лапы, медведя так, как принято было их укладывать во время «медвежьего праздника», завершавшего удачную охоту на этого зверя.
Можно считать эти изображения первой «геральдической» композицией, предшественницей герба Ярославля. Одна из таких привесок, найденная в могильнике финского племени мурома на Оке, по соседству с верхневолжской мерей, имела также специальные «шумящие» привески на цепочках с утиными лапками на концах.
Можно считать, что эта привеска воплощала финно-угорский миф о Мироздании: ведь согласно мифам финно-угров медведь был спущен с неба на землю (таков Консыг-Ойка, или «Когтистый старик», у обских угров), сама же Земля была поднята со дна первичного океана водоплавающей птицей.
Звериная композиция из Пермской земли включает медведя, который терзает голову лося или ящера, и хищную птицу, которая когтит самого медведя. Звериные образы воплощают отношения между тремя мирами финно-угорской Вселенной — Небом, Землей и Преисподней: в карельской песне-руне рассказывается, как орел должен был распотрошить брюхо щуки, которая проглотила яйцо, снесенное птицей-демиургом.
В одной из могил средневековых марийцев (Нармонский могильник) найдена привеска, где на туловище медведя изображен солярный знак — свидетельство его небесного происхождения; в мифе саамов солнце Пейве разъезжало по небу на медведе. Там, где начиналось знаменитое восстание волхвов — в Верхнем (Ярославском) Поволжье — и где обитателями были люди народа меря, археологами был изучен уникальный погребальный обряд.
В больших группах ярославских курганов IX–XI вв. наряду с оружием, украшениями, жертвенной пищей, посудой найдены глиняные амулеты — кольца и имитации медвежьих лап.
Помимо Верхнего Поволжья такие амулеты найдены только в курганах Аландских островов на Балтике, где жили как скандинавы, так и наши финны: куда группа переселенцев и перенесла этот обычай из Верхнего Поволжья.
Обряд был мало понятен археологам, хотя почитание медведя — и медвежьих лап — было распространено повсюду, где водился этот зверь. Остатки настоящих медвежьих лап и подвески из медвежьих клыков — обычная находка в раннесредневековых могилах Северной и Восточной Европы. Широко распространены также представления о том, зачем человеку после смерти могут понадобиться медвежьи лапы, особенно — когти: согласно этим представлениям, умершему (как и упомянутому выше шаману у коми) нужно было взобраться на Мировое древо или ледяную гору, чтобы достичь загробной обители. Охотник коми, которому удавалось в одиночку убить медведя, отрубал животному лапы и хранил их, чтобы удача не оставляла его.
Однако сравнительно недавно, в 1970 г., археологи нашли в погребении одного из ярославских курганов не глиняный или бронзовый амулет, а остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень с сердоликовой вставкой. В могиле были погребены две женщины, рядом с одной из них — девочкой 11–13 лет — и обнаружена эта уникальная находка.
Исследователи предположили, что перед нами — древнейшее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного у финнов мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода.
Арт: Андрей Мерянин Камлание Медведю. 2010.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #медведь #мифология #merjamaa
У финно-угров почитание медведя восходит к прауральской эпохе, а следы этого культа известны археологам по крайней мере со 2 тыс. до н. э. Многочисленные пластины-амулеты в пермском зверином стиле обнаружены на жертвенных местах и в поселениях Прикамья: они изображают голову и передние лапы, медведя так, как принято было их укладывать во время «медвежьего праздника», завершавшего удачную охоту на этого зверя.
Можно считать эти изображения первой «геральдической» композицией, предшественницей герба Ярославля. Одна из таких привесок, найденная в могильнике финского племени мурома на Оке, по соседству с верхневолжской мерей, имела также специальные «шумящие» привески на цепочках с утиными лапками на концах.
Можно считать, что эта привеска воплощала финно-угорский миф о Мироздании: ведь согласно мифам финно-угров медведь был спущен с неба на землю (таков Консыг-Ойка, или «Когтистый старик», у обских угров), сама же Земля была поднята со дна первичного океана водоплавающей птицей.
Звериная композиция из Пермской земли включает медведя, который терзает голову лося или ящера, и хищную птицу, которая когтит самого медведя. Звериные образы воплощают отношения между тремя мирами финно-угорской Вселенной — Небом, Землей и Преисподней: в карельской песне-руне рассказывается, как орел должен был распотрошить брюхо щуки, которая проглотила яйцо, снесенное птицей-демиургом.
В одной из могил средневековых марийцев (Нармонский могильник) найдена привеска, где на туловище медведя изображен солярный знак — свидетельство его небесного происхождения; в мифе саамов солнце Пейве разъезжало по небу на медведе. Там, где начиналось знаменитое восстание волхвов — в Верхнем (Ярославском) Поволжье — и где обитателями были люди народа меря, археологами был изучен уникальный погребальный обряд.
В больших группах ярославских курганов IX–XI вв. наряду с оружием, украшениями, жертвенной пищей, посудой найдены глиняные амулеты — кольца и имитации медвежьих лап.
Помимо Верхнего Поволжья такие амулеты найдены только в курганах Аландских островов на Балтике, где жили как скандинавы, так и наши финны: куда группа переселенцев и перенесла этот обычай из Верхнего Поволжья.
Обряд был мало понятен археологам, хотя почитание медведя — и медвежьих лап — было распространено повсюду, где водился этот зверь. Остатки настоящих медвежьих лап и подвески из медвежьих клыков — обычная находка в раннесредневековых могилах Северной и Восточной Европы. Широко распространены также представления о том, зачем человеку после смерти могут понадобиться медвежьи лапы, особенно — когти: согласно этим представлениям, умершему (как и упомянутому выше шаману у коми) нужно было взобраться на Мировое древо или ледяную гору, чтобы достичь загробной обители. Охотник коми, которому удавалось в одиночку убить медведя, отрубал животному лапы и хранил их, чтобы удача не оставляла его.
Однако сравнительно недавно, в 1970 г., археологи нашли в погребении одного из ярославских курганов не глиняный или бронзовый амулет, а остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень с сердоликовой вставкой. В могиле были погребены две женщины, рядом с одной из них — девочкой 11–13 лет — и обнаружена эта уникальная находка.
Исследователи предположили, что перед нами — древнейшее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного у финнов мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода.
Арт: Андрей Мерянин Камлание Медведю. 2010.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #медведь #мифология #merjamaa
Наличник из деревни Копьево на реке Понге, Кологривского района. Копьево самый дальний, ныне покинутый, населенный пункт Костромской области, в верховьях Унжи. На самом истоке Унжи стоит село Кунож, но это уже Вологодская область.
Наличник хорош, в нашем буйском стиле, но без "сосулек". И на вид более архаичный. Прекрасный пример дизайна исчезнувшей цивилизации лесных хуторов северной Великороссии.
Фото: Наталья Завьялова (Дом Ефима Честнякова д.Шаблово)
#наличник #костромскаяобласть #унжа
Наличник хорош, в нашем буйском стиле, но без "сосулек". И на вид более архаичный. Прекрасный пример дизайна исчезнувшей цивилизации лесных хуторов северной Великороссии.
Фото: Наталья Завьялова (Дом Ефима Честнякова д.Шаблово)
#наличник #костромскаяобласть #унжа
Финно-угорский миф о нырянии за землёй (миф о создании Земли) и близкие ему космогонические мифы.
#мифология
#мифология
«Два Николы у нас — один с травой, другой с зимой»
Сегодня Никола-зимний. Миклай-юмо телен. В Московии Никола очень почитаемый святой — Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. Даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Никола покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. Он стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносимого в средневековых летописях с славянским "Велесом", и, соответственно, воспринял его функции.
Пусть Никола-бог направляет вас по ладной тропке. Миклай-юмо, Юмалал мись кумалат! Никола, моли Бога за нас!
Дизайн: Андрей Мерянин. 2019.
#мерянскийэтнофутуризм #николазимний
Сегодня Никола-зимний. Миклай-юмо телен. В Московии Никола очень почитаемый святой — Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. Даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Никола покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. Он стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносимого в средневековых летописях с славянским "Велесом", и, соответственно, воспринял его функции.
Пусть Никола-бог направляет вас по ладной тропке. Миклай-юмо, Юмалал мись кумалат! Никола, моли Бога за нас!
Дизайн: Андрей Мерянин. 2019.
#мерянскийэтнофутуризм #николазимний
Усь Кецен Шочема (Рождение Нового Солнца). 2021.
Ёляк пель, кун кек-ава муно-тунам паныш, тунма пюнчте толыш.
Кайк си тунашна пюнчте тола. Па юмбале тул колышта си тунмален. Тошто пюнч патарыш, Тошто Юмбале Тул кола, но шебален колыштема, шача усьне. Кужу Юмбал андыш арбуяклен умылмо си тунмам.
Тошто меряк толышть тулмо аше изи тулакам. Умылман тунма тештесе па Юмбале Тул Шачман кирдема.
Перема шергунам па пурам пыштема Усь Тулак вокшене, мё тунман пач ой ёлэ!
***
С тех времен, когда Птица-Мать снесла Яйцо-Мир,
началось движение по Кругу.
Всё в этом Мире движется по Кругу. И Небесный Огонь подчиняется этому движению. Старый круг закончился, Старый Небесный Огонь умирает, но, подчиняясь Закону, рождается вновь. Высокое Небо дало Арбуям понять это Движение.
И Старые Люди начали зажигать свои, маленькие Огни
в знак понимания Движения и поддержки Рождения Небесного Огня.
Так ударим в бубны и нальем пива у Новых Огней,
что бы Движение не прекращалось!
Текст: Волег Владимирович
Мерянский текст: Кирилл Матвеев
Арт: Андрей Мерянин Усь Кецен Шочема (Рождение Нового Солнца). 2021.
Использовано фото найденное Екатериной Соловьевой в Совеге в 2021 году. Печать и сканирование Екатерина Соловьева.
#солнцестояние #рождество #мерянскийязык #язычество #merjamaa
Ёляк пель, кун кек-ава муно-тунам паныш, тунма пюнчте толыш.
Кайк си тунашна пюнчте тола. Па юмбале тул колышта си тунмален. Тошто пюнч патарыш, Тошто Юмбале Тул кола, но шебален колыштема, шача усьне. Кужу Юмбал андыш арбуяклен умылмо си тунмам.
Тошто меряк толышть тулмо аше изи тулакам. Умылман тунма тештесе па Юмбале Тул Шачман кирдема.
Перема шергунам па пурам пыштема Усь Тулак вокшене, мё тунман пач ой ёлэ!
***
С тех времен, когда Птица-Мать снесла Яйцо-Мир,
началось движение по Кругу.
Всё в этом Мире движется по Кругу. И Небесный Огонь подчиняется этому движению. Старый круг закончился, Старый Небесный Огонь умирает, но, подчиняясь Закону, рождается вновь. Высокое Небо дало Арбуям понять это Движение.
И Старые Люди начали зажигать свои, маленькие Огни
в знак понимания Движения и поддержки Рождения Небесного Огня.
Так ударим в бубны и нальем пива у Новых Огней,
что бы Движение не прекращалось!
Текст: Волег Владимирович
Мерянский текст: Кирилл Матвеев
Арт: Андрей Мерянин Усь Кецен Шочема (Рождение Нового Солнца). 2021.
Использовано фото найденное Екатериной Соловьевой в Совеге в 2021 году. Печать и сканирование Екатерина Соловьева.
#солнцестояние #рождество #мерянскийязык #язычество #merjamaa
Populus et Futurum. Меряния. XXII век.
Намедни в чате Славянский Политеизм прочел интересную дискуссию с участием уважаемого коллеги, славянского художника Максима Сухарева, посвященную нашему художественному движению. Речь шла о том, что в этнофутуризме в итоге оказалось слишком много "этно" и слишком мало "футуризма". Я тоже много думал про это, действительно, за изучением субстратной этнографии, истории, реконструкцией языка и мифологии мы задвинули свой футуризм далеко на полку. Как справедливо заметил один из участников дискуссии под ником Mel футуризм - это философия, манифестация искусства и конструирование образа будущего. Если уж речь идёт об этнике, то её нужно полностью пережевать, отбросить (на мой взгляд переосмыслить и интегрировать в современность и использовать этот конструкт), а потом строить на её основе futurum.
Что же, помечтаем о том, какая она, Меряния XXII века, с небоскребами, виртуалом, реконструированным языком, анбуром и технотронным шаманизмом)
Арт: Андрей Мерянин
#футуризм
Намедни в чате Славянский Политеизм прочел интересную дискуссию с участием уважаемого коллеги, славянского художника Максима Сухарева, посвященную нашему художественному движению. Речь шла о том, что в этнофутуризме в итоге оказалось слишком много "этно" и слишком мало "футуризма". Я тоже много думал про это, действительно, за изучением субстратной этнографии, истории, реконструкцией языка и мифологии мы задвинули свой футуризм далеко на полку. Как справедливо заметил один из участников дискуссии под ником Mel футуризм - это философия, манифестация искусства и конструирование образа будущего. Если уж речь идёт об этнике, то её нужно полностью пережевать, отбросить (на мой взгляд переосмыслить и интегрировать в современность и использовать этот конструкт), а потом строить на её основе futurum.
Что же, помечтаем о том, какая она, Меряния XXII века, с небоскребами, виртуалом, реконструированным языком, анбуром и технотронным шаманизмом)
Арт: Андрей Мерянин
#футуризм
Футуризм и артланг
Остался недоволен картиной Меряния. XXI век, получился скорее набросок. Доработал. В контексте темы этновиртуала, возрождения древних систем письма и сакральных языков, затронутой тут, вспомнился термин - "артланг" ("арт-язык"). Об этом пару лет назад на Уралистике, описывая развитие проекта государственного иврита в Израиле и параллельного с ним угасания традиционных для ашкеназов и сефардов идиша и ладино, писал Даниил Зайцев:
"из финно-угорских языков, ближайший кандидат на вырождение в арт-язык, - удмуртский. Удмурты в последнюю пятилетку создали очень много музыкальных арт-продуктов, и Бурановские Бабушки скорее сыграли здесь отрицательную роль. но все они характеризующийся одной чертой - хипстерством. Внешняя сценическая и клипмейкерский аспект ставится во главе угла. В этом плане интересен аспект другого языка - мерянского, который изначально возник как арт-язык. Я специально подчеркиваю слово возник, потому, что возрождением это можно назвать лишь условно. Но тем не менее как лингвистическое атр-явление - меряне заявили о себе довольно серьезно."
Да, мы составляем уже третью редакцию словаря, именослова и ономастического справочника, продолжаем работу над грамматикой, ведем и развиваем группу по языку, реконструированный мерянский проник не только в медиа и арт, но и в музыку.
Арт: Меряния. XXII век. Андрей Мерянин
#футуризм #шаманизм #будущее
Остался недоволен картиной Меряния. XXI век, получился скорее набросок. Доработал. В контексте темы этновиртуала, возрождения древних систем письма и сакральных языков, затронутой тут, вспомнился термин - "артланг" ("арт-язык"). Об этом пару лет назад на Уралистике, описывая развитие проекта государственного иврита в Израиле и параллельного с ним угасания традиционных для ашкеназов и сефардов идиша и ладино, писал Даниил Зайцев:
"из финно-угорских языков, ближайший кандидат на вырождение в арт-язык, - удмуртский. Удмурты в последнюю пятилетку создали очень много музыкальных арт-продуктов, и Бурановские Бабушки скорее сыграли здесь отрицательную роль. но все они характеризующийся одной чертой - хипстерством. Внешняя сценическая и клипмейкерский аспект ставится во главе угла. В этом плане интересен аспект другого языка - мерянского, который изначально возник как арт-язык. Я специально подчеркиваю слово возник, потому, что возрождением это можно назвать лишь условно. Но тем не менее как лингвистическое атр-явление - меряне заявили о себе довольно серьезно."
Да, мы составляем уже третью редакцию словаря, именослова и ономастического справочника, продолжаем работу над грамматикой, ведем и развиваем группу по языку, реконструированный мерянский проник не только в медиа и арт, но и в музыку.
Арт: Меряния. XXII век. Андрей Мерянин
#футуризм #шаманизм #будущее
Гусли яровчатые.
Помните гусляра Садко, героя былин новгородского цикла, из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии у обрусевших карел?
Всеволод Миллер находил объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: приравнивая морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки, а Садко-гусляра к музыканту и певцу Вейнемейнену. Что в принципе логично, учитывая факт записи цикла именно в Олонецкой губернии.
Садко играл точь-в-точь на таких же гуслях что принадлежали Нине Алексеевне Илюшкиной, в девичестве Ильзоркиной (1929 - 2004 г.г.), уроженке д. Малиновка Вторая, Горномарийского р-на республики Марий Эл. Нина Алексеевна играла на гуслях в ансамбле известного марийского музыканта П. С. Тойдемара, с которым ездила в 1948 г. выступать в Москву на конкурс "Песни колхозных полей".
Фото: нижегородские этнографы Маша Штиллер и Оксана Ольшанская с гуслями Нины Алексеевны.
#гусли #новгородцы #карелы #марийцы #мифология
Помните гусляра Садко, героя былин новгородского цикла, из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии у обрусевших карел?
Всеволод Миллер находил объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: приравнивая морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки, а Садко-гусляра к музыканту и певцу Вейнемейнену. Что в принципе логично, учитывая факт записи цикла именно в Олонецкой губернии.
Садко играл точь-в-точь на таких же гуслях что принадлежали Нине Алексеевне Илюшкиной, в девичестве Ильзоркиной (1929 - 2004 г.г.), уроженке д. Малиновка Вторая, Горномарийского р-на республики Марий Эл. Нина Алексеевна играла на гуслях в ансамбле известного марийского музыканта П. С. Тойдемара, с которым ездила в 1948 г. выступать в Москву на конкурс "Песни колхозных полей".
Фото: нижегородские этнографы Маша Штиллер и Оксана Ольшанская с гуслями Нины Алексеевны.
#гусли #новгородцы #карелы #марийцы #мифология
Forwarded from Славянская мифология от Максима Сухарева
Если задуматься, то это - проблема не мерянского этнофутуризма, и даже вообще не этнофутуризма как такового. Проблема - в смутном представлении нами образа будущего, поэтому оно и выходит у нас таким... лубочным. Те же небоскребы и "технотронность", о которых пишет ув. @merjanin имеют отношение не к будущему, и даже не к настоящему, а к прошлому конца XX века... То есть массовая культура до сих пор по инерции вызывает у нас те образы "будущего", которые были сформированы в прошлом веке, и которые вряд ли уже актуальны
В продолжении дискуссии о футуризме с уважаемым Максимом
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)? Мы видим, что у России есть внятная концепция развития в рамках цифрового будущего. Она состоит в том, чтобы войти в число 600 крупнейших городов мира, которые производят основной ВВП. Возможно, уже в 2022 году после вступления в силу закона о публичной власти в стране может начаться масштабное объединение городов и районов. Один из предлагаемых правительством вариантов — раздел страны по «хуснуллинской модели» с 15–30 опорными центрами-конурбациями. То есть надо провести урбанизацию, сгустить людей в городах, чтобы класс прекариата (класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости) рабочих магазинов, торговых центров, сезонных предприятий обеспечивал рост ВВП. Периферия, которая окажется вне этого сектора, будет деградировать.»
Всё те же небоскребы и «технотронность», хоть и корнями из XX века. По факту вся русская традиционность исчезла вместе с этнографическими великороссами в ходе сталинско-хрущёвской урбанизации. В будущем все население будет стянуто в огромные агломерации/конурбации и вопрос стоит только в том будет ли востребованы культурно-мифологические образы той, умершей, Традиции (славянской, финно-угорской, скандинавской, тюркской и тд) в этих гигантских урбанистических зонах, и если да, то в каком виде?…
Ну а картина «единственной адекватной формы хоть какого-то футуризма», из вашего недавнего перепоста Svarte Aske, вполне может существовать в серых пограничных зонах бывших моногородов, и сельских северных территорий ЦФО и Сибири где не будет агрохолдингов с роботами убирающими урожай. Все по американской модели деиндустриализации (см. Средний Запад США, Детройт, Ржавый пояс - Rust belt).
#футуризм
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)? Мы видим, что у России есть внятная концепция развития в рамках цифрового будущего. Она состоит в том, чтобы войти в число 600 крупнейших городов мира, которые производят основной ВВП. Возможно, уже в 2022 году после вступления в силу закона о публичной власти в стране может начаться масштабное объединение городов и районов. Один из предлагаемых правительством вариантов — раздел страны по «хуснуллинской модели» с 15–30 опорными центрами-конурбациями. То есть надо провести урбанизацию, сгустить людей в городах, чтобы класс прекариата (класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости) рабочих магазинов, торговых центров, сезонных предприятий обеспечивал рост ВВП. Периферия, которая окажется вне этого сектора, будет деградировать.»
Всё те же небоскребы и «технотронность», хоть и корнями из XX века. По факту вся русская традиционность исчезла вместе с этнографическими великороссами в ходе сталинско-хрущёвской урбанизации. В будущем все население будет стянуто в огромные агломерации/конурбации и вопрос стоит только в том будет ли востребованы культурно-мифологические образы той, умершей, Традиции (славянской, финно-угорской, скандинавской, тюркской и тд) в этих гигантских урбанистических зонах, и если да, то в каком виде?…
Ну а картина «единственной адекватной формы хоть какого-то футуризма», из вашего недавнего перепоста Svarte Aske, вполне может существовать в серых пограничных зонах бывших моногородов, и сельских северных территорий ЦФО и Сибири где не будет агрохолдингов с роботами убирающими урожай. Все по американской модели деиндустриализации (см. Средний Запад США, Детройт, Ржавый пояс - Rust belt).
#футуризм
Мерянская Голубиная книга. Неомерянские народные духовные стихи.
Неро-озеро озерам мати:
Не то Неро, которо под Галичем-Мерьским,
А то Неро, которо в Ростовской земле.
Под начальным градом Сарским.
Почему ж Неро-озеро озерам мати?
Выпадала с его матушка Которосль-река.
Которосль-река всем рекам мати.
Почему Которосль-река всем рекам мати?
Окрестился в ней сам мерянский род.
Со силою со небесною,
Со духами со хранителями,
Со двунадесятыми силами,
Со Леонтием, светом, со Крестителем,-
Потому Которосль-река всем рекам мати.
Марья-гора всем горам мати.
Преобразился на ней сам мерянский род,
Христос, Царь Небесный, свет,
С Матушкой Богородицей,
Со двунадесятыми силами,
Показали славу мерянам ростовским,-
Потому Марья-гора горам мати.
Белый следочкин-камень всем камням мати.
На белом следочкине на камени
Беседовала да опочив держала
Сама Матушка, Царица Небесная,
Со двунадесятыми силами
С двунадесяти со мерянами.
Утвердила она веру на камени,
Распущала она книгу Голубиную
По всей земле мерянская, по ростовская вселенныя,-
Потому следочкин-камень всем камням мати.
Арт: Андрей Мерянин. 2011.
Неро-озеро озерам мати:
Не то Неро, которо под Галичем-Мерьским,
А то Неро, которо в Ростовской земле.
Под начальным градом Сарским.
Почему ж Неро-озеро озерам мати?
Выпадала с его матушка Которосль-река.
Которосль-река всем рекам мати.
Почему Которосль-река всем рекам мати?
Окрестился в ней сам мерянский род.
Со силою со небесною,
Со духами со хранителями,
Со двунадесятыми силами,
Со Леонтием, светом, со Крестителем,-
Потому Которосль-река всем рекам мати.
Марья-гора всем горам мати.
Преобразился на ней сам мерянский род,
Христос, Царь Небесный, свет,
С Матушкой Богородицей,
Со двунадесятыми силами,
Показали славу мерянам ростовским,-
Потому Марья-гора горам мати.
Белый следочкин-камень всем камням мати.
На белом следочкине на камени
Беседовала да опочив держала
Сама Матушка, Царица Небесная,
Со двунадесятыми силами
С двунадесяти со мерянами.
Утвердила она веру на камени,
Распущала она книгу Голубиную
По всей земле мерянская, по ростовская вселенныя,-
Потому следочкин-камень всем камням мати.
Арт: Андрей Мерянин. 2011.
Forwarded from Славянская мифология от Максима Сухарева
В продолжении дискуссии об этнофутуризме, начатой при участии уважаемых @lotophag и @merjanin. Все очень верно замечено - в условиях развивающегося системного кризиса современной цивилизации, тот образ будущего, что у нас есть, сводится к знаменитому киберпансковскому "high tech low life" - и это явно не то, к чему хочется стремиться. Будущее сейчас стремительно разделяется на непримиримые между собой области: вполне себе киберпанковский "футуризм" - в гигантских городских агломерациях, и новую архаику "этно" - в серых пограничных зонах сельских территорий. О такой модели развития нас неоднократно предупреждали фантасты, и в ее рамках я вообще не вижу потенциала для синтеза "футуризма" и "этно". Нас же с вами сейчас просто вводит в заблуждение сам термин "этнофутуризм", который представляет из себя классического вида оксюморон. Ведь исторический футуризм был построен на полном разрыве с традиционными ценностями прошлого, на полном отказе от "этно-". То, что провозглашали в Эстонии основоположники этнофутуризма, точнее было бы назвать "этномодернизмом" (или даже "этнопостмодернизмом", потому что этнофутуризм не чурается и его приемов). Однако никакого "футуризма" в нем не было и нет. В общем, я не вижу смысла в мыслях о том, как совместить нашу традицию с будущим. Мы с настоящим-то её толком совместить не можем, хотя пытаться несомненно стоит... Адаптация традиции не к призрачному "будущему", а к настоящему - это наверное вообще всё, что нам сейчас доступно. Единственный реальный вектор для приложения усилий.
Telegram
Андрей Мерянин. Этнофутуризм.
В продолжении дискуссии о футуризме с уважаемым Максимом
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)?…
Сегодня прочел размышления генерального директора Центра развития региональной политики, политолога Ильи Гращенкова: «Для чего еще продвигается закон о публичной власти (закон Клишаса-Крашенинникова)?…
Мать Сети / Вапш-ава. Или Они среди Нас.
Вообще использование образов Старых богов, полубогов, духов и тд, которые живут среди нас нашей жизнью весьма сильный как художественный так и идеологический ход, поскольку:
1. с одной стороны это приближает сакральное на вытянутую руку
2. освящает это измерение, как в системе координат, так и в схемах отношений.
Наиболее наглядные примеры, пожалуй, это творчество Нила Геймана, что "Американские боги", что "Дети Ананси". По сути это и есть истый этно/археофутуризм. С одной стороны технологии настоящего/будущего, с другой - еще живое (или реконструируемое) этническое прошлое, доступное, если сказать/написать правильные слова на позабытом языке.
Автор концепта: Мирослав Чайковський
Арт: "Мать Сети". Андрей Мерянин. 2021.
Вообще использование образов Старых богов, полубогов, духов и тд, которые живут среди нас нашей жизнью весьма сильный как художественный так и идеологический ход, поскольку:
1. с одной стороны это приближает сакральное на вытянутую руку
2. освящает это измерение, как в системе координат, так и в схемах отношений.
Наиболее наглядные примеры, пожалуй, это творчество Нила Геймана, что "Американские боги", что "Дети Ананси". По сути это и есть истый этно/археофутуризм. С одной стороны технологии настоящего/будущего, с другой - еще живое (или реконструируемое) этническое прошлое, доступное, если сказать/написать правильные слова на позабытом языке.
Автор концепта: Мирослав Чайковський
Арт: "Мать Сети". Андрей Мерянин. 2021.
Переживание присутствия Старых Богов здесь и сейчас.
В контексте темы об использовании образов Старых богов. Пара мыслей Хазарского Мерянина:
"В японских аниме и в южнокорейских дорамах ("Невеста речного бога", "История девятихвостого лиса") такие сюжеты распространены. Только дорама - это мелодрама, а у Нила Геймана другие жанры, но живущих среди людей Богов там хватает. Вообще, в Восточной Азии переживание присутствия Богов в мире людей никуда и не исчезало в отличие от западного мира, это часть их в том числе и современной культуры.
При этом в восточноазиатской культуре это "ощущение присутствия" прекрасно сочетается с технической развитостью и урбанизированностью японского и южнокорейского обществ.
Мы же, люди Запада в широком смысле, т.е. включая Ближний Восток, это ощущение утеряли в результате христианизации/исламизации/иудаизации, и теперь Нил Гейман и подобные ему энтузиасты пытаются доавраамическую традицию восстанавливать, фактически изобретая заново.
Даже в современном исламском мире есть попытки обращения в искусстве к старым природным Богам, хотя и более робкие, чем у Геймана. И тому свидетельство - недавний иорданский сериал "Джинн" 2019 г."
Арт: "Древо Мира". Андрей Мерянин. 2011.
#традиция #этнофутуризм #мифология
В контексте темы об использовании образов Старых богов. Пара мыслей Хазарского Мерянина:
"В японских аниме и в южнокорейских дорамах ("Невеста речного бога", "История девятихвостого лиса") такие сюжеты распространены. Только дорама - это мелодрама, а у Нила Геймана другие жанры, но живущих среди людей Богов там хватает. Вообще, в Восточной Азии переживание присутствия Богов в мире людей никуда и не исчезало в отличие от западного мира, это часть их в том числе и современной культуры.
При этом в восточноазиатской культуре это "ощущение присутствия" прекрасно сочетается с технической развитостью и урбанизированностью японского и южнокорейского обществ.
Мы же, люди Запада в широком смысле, т.е. включая Ближний Восток, это ощущение утеряли в результате христианизации/исламизации/иудаизации, и теперь Нил Гейман и подобные ему энтузиасты пытаются доавраамическую традицию восстанавливать, фактически изобретая заново.
Даже в современном исламском мире есть попытки обращения в искусстве к старым природным Богам, хотя и более робкие, чем у Геймана. И тому свидетельство - недавний иорданский сериал "Джинн" 2019 г."
Арт: "Древо Мира". Андрей Мерянин. 2011.
#традиция #этнофутуризм #мифология