«Миклай-юмал телешан» (Зимняя Никольщина)
Миклай-юмал — Никола-Бог, покровительствует нашей мерянской родовой земле, совместив в себе многие новые, старые и по настоящему древние, доисторические, Архетипы, вобрав в себя многие Силы.
С сопровождающий этот пост картиной, которую я нарисовал в 2014 году, связана одна история. В 2015 году, на открытие нашей с Бальшта выставки "Мифы малой Родины" в Любиме Ярославской области, пришла делегация городских священников, посмотреть, что "за мифы такие", не родноверщина-ли бесовская? Директор музея водил их по залам, увидев полотно "Никола-бог", попы долго смотрели на него, и один после раздумий изрек: "Не канонично конечно, но с другой стороны святитель наш Николай Чудотворец, великий помощник людской, и многорукость может означать помощь людям..." А другой священник вспомнил про многорукость святых на примере сюжета иконы Божией Матери "Троеручицы", в северных списках которой существует традиция выписывать третью руку как принадлежащую самой Богоматери, а не приложенную отдельно. После этого священники выставку благословили на открытие. Не смотря на то, что остальные сюжеты были в общем-то языческие.
Миклай-юмал, Юмалал мись кумалат! Святой Николай, моли Бога о нас!
Арт: Никола-Бог / Миклай-юмо. 2013 год.
#меря #традиция #этнофутуризм
Миклай-юмал — Никола-Бог, покровительствует нашей мерянской родовой земле, совместив в себе многие новые, старые и по настоящему древние, доисторические, Архетипы, вобрав в себя многие Силы.
С сопровождающий этот пост картиной, которую я нарисовал в 2014 году, связана одна история. В 2015 году, на открытие нашей с Бальшта выставки "Мифы малой Родины" в Любиме Ярославской области, пришла делегация городских священников, посмотреть, что "за мифы такие", не родноверщина-ли бесовская? Директор музея водил их по залам, увидев полотно "Никола-бог", попы долго смотрели на него, и один после раздумий изрек: "Не канонично конечно, но с другой стороны святитель наш Николай Чудотворец, великий помощник людской, и многорукость может означать помощь людям..." А другой священник вспомнил про многорукость святых на примере сюжета иконы Божией Матери "Троеручицы", в северных списках которой существует традиция выписывать третью руку как принадлежащую самой Богоматери, а не приложенную отдельно. После этого священники выставку благословили на открытие. Не смотря на то, что остальные сюжеты были в общем-то языческие.
Миклай-юмал, Юмалал мись кумалат! Святой Николай, моли Бога о нас!
Арт: Никола-Бог / Миклай-юмо. 2013 год.
#меря #традиция #этнофутуризм
1. Мерянский Язык: перепрограммирует твое мышление.
2. Мерянский Словарь: определеяет то, как ты видишь события.
3. Мерянское Имя: является одним из важнейших компонентов твоей самоидентичности. !!! Можно выбрать несколько вариантов ответов
2. Мерянский Словарь: определеяет то, как ты видишь события.
3. Мерянское Имя: является одним из важнейших компонентов твоей самоидентичности. !!! Можно выбрать несколько вариантов ответов
Anonymous Poll
33%
Готов взять себе мерянский псевдоним
15%
Готов изменить свое имя в паспорте на мерянское
13%
Готов назвать своих будущих детей по-мерянски
11%
Уже использую мерянский псевдоним
2%
Уже изменил свое имя на мерянское
3%
Уже назвал своего ребенка мерянским именем
9%
Не готов, боюсь, что окружающие не поймут
45%
Я любитель Пушкина
Maket_-_Meryanskiy_yazyk(1).pdf
3.1 MB
Мерянские имена.
Как-то в одной из тем нашей группы в Вконтакте обсуждали удмуртские имена: "Почему удмурты (сейчас) не называют своих детей удмуртскими именами? Я понимаю,что основная причина того, что детей-удмуртов не называют удмуртскими именами-это принцип "А что люди скажут?" Причина - как ребёнок будет жить с этим именем?" И тд. и т.п.
Я сам не побоялся назвать своих детей не по-русски. Один ребенок носит древнемерянско-марийское имя, другой древнелатгальское. Я не стесняюсь того, что мои дети не Саша и Света, не Коля и Таня, я этим горжусь. Наши дети уникальны. Все в ваших руках.
Уважаемая @Sunshine23, задала в чате вопрос: "А как найти свое мерянское имя или псевдоним?" Публикую Мерянский именослов, кому интересна эта тема, вы можете посмотреть его в книге "Мерянский язык" 2019 года.
#меря #мерянскиеимена
Как-то в одной из тем нашей группы в Вконтакте обсуждали удмуртские имена: "Почему удмурты (сейчас) не называют своих детей удмуртскими именами? Я понимаю,что основная причина того, что детей-удмуртов не называют удмуртскими именами-это принцип "А что люди скажут?" Причина - как ребёнок будет жить с этим именем?" И тд. и т.п.
Я сам не побоялся назвать своих детей не по-русски. Один ребенок носит древнемерянско-марийское имя, другой древнелатгальское. Я не стесняюсь того, что мои дети не Саша и Света, не Коля и Таня, я этим горжусь. Наши дети уникальны. Все в ваших руках.
Уважаемая @Sunshine23, задала в чате вопрос: "А как найти свое мерянское имя или псевдоним?" Публикую Мерянский именослов, кому интересна эта тема, вы можете посмотреть его в книге "Мерянский язык" 2019 года.
#меря #мерянскиеимена
Мерянская самоидентичность - важнейший пункт нашего возрождения. Кем вы себя считаете?
Anonymous Poll
11%
Я идентифицирую себя как Меря
4%
Я идентифицирую себя как Верхневолжца с Мерянскими корнями
16%
Я идентифицирую себя как Русского с Мерянскими корнями
23%
Я идентифицирую себя как Русского с Славянскими корнями
6%
Ещё не определился/не определилась
40%
Я отношусь к другой национальности
Усь Кецен Шочема — Рождение Нового Солнца
Ёляк пель, кун кек-ава муно-тунам паныш, тунма пюнчте толыш.
Кайк си тунашна пюнчте тола. Па юмбале тул колышта си тунмален. Тошто пюнч патарыш, Тошто Юмбале Тул кола, но шебален колыштема, шача усьне. Кужу Юмбал андыш арбуяклен умылмо си тунмам.
Тошто меряк толышть тулмо аше изи тулакам. Умылман тунма тештесе па Юмбале Тул Шачман кирдема. Перема шергунам па пурам пыштема Усь Тулак вокшене, мё тунман пач ой ёлэ!
С тех времен, когда Птица-Мать снесла Яйцо-Мир, началось движение по Кругу.
Всё в этом Мире движется по Кругу. И Небесный Огонь подчиняется этому движению. Старый круг закончился, Старый Небесный Огонь умирает, но, подчиняясь Закону, рождается вновь. Высокое Небо дало Арбуям понять это Движение. И Старые Люди начали зажигать свои, маленькие Огни в знак понимания Движения и поддержки Рождения Небесного Огня.
Так ударим в бубны и нальем пива у Новых Огней, что бы Движение не прекращалось!
Арт: Андрей Мерянин. Рождение Нового Солнца. 2022.
#меря #магия
Ёляк пель, кун кек-ава муно-тунам паныш, тунма пюнчте толыш.
Кайк си тунашна пюнчте тола. Па юмбале тул колышта си тунмален. Тошто пюнч патарыш, Тошто Юмбале Тул кола, но шебален колыштема, шача усьне. Кужу Юмбал андыш арбуяклен умылмо си тунмам.
Тошто меряк толышть тулмо аше изи тулакам. Умылман тунма тештесе па Юмбале Тул Шачман кирдема. Перема шергунам па пурам пыштема Усь Тулак вокшене, мё тунман пач ой ёлэ!
С тех времен, когда Птица-Мать снесла Яйцо-Мир, началось движение по Кругу.
Всё в этом Мире движется по Кругу. И Небесный Огонь подчиняется этому движению. Старый круг закончился, Старый Небесный Огонь умирает, но, подчиняясь Закону, рождается вновь. Высокое Небо дало Арбуям понять это Движение. И Старые Люди начали зажигать свои, маленькие Огни в знак понимания Движения и поддержки Рождения Небесного Огня.
Так ударим в бубны и нальем пива у Новых Огней, что бы Движение не прекращалось!
Арт: Андрей Мерянин. Рождение Нового Солнца. 2022.
#меря #магия
Прозвище Меряда.
Изучая Ономастикон Веселовского нашел - Мерядинов Иван, послух, 1454 г., Московский уезд. Мерядин прозвище, почти фамилия в нашем понимании, образованное, по-видимому, от мирского имени Меряда. Думаю оно сродни верхневолжским именам Мерль, Мерлей, Меренча, Мерека, а также марийским именам Мерей, Мерес, Мереш, Мережка, Мерлукей, Мерсала, Мерсеит. В основе всех этих имен лежит др.-мер/мар. этнонимный антропоним Мере, связанный с названием ф.-у. племени меря.
Имена с компонентом мер/мере были широко распространены не только на мерянской территории Верхневолжья, но и среди древних мари. В качестве второго компонента, они также встречаются во многих марийских антропонимах: Вумер, Падамер, Памер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамыр, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чемер и др.
#меря #мари #мерянскийязык
Изучая Ономастикон Веселовского нашел - Мерядинов Иван, послух, 1454 г., Московский уезд. Мерядин прозвище, почти фамилия в нашем понимании, образованное, по-видимому, от мирского имени Меряда. Думаю оно сродни верхневолжским именам Мерль, Мерлей, Меренча, Мерека, а также марийским именам Мерей, Мерес, Мереш, Мережка, Мерлукей, Мерсала, Мерсеит. В основе всех этих имен лежит др.-мер/мар. этнонимный антропоним Мере, связанный с названием ф.-у. племени меря.
Имена с компонентом мер/мере были широко распространены не только на мерянской территории Верхневолжья, но и среди древних мари. В качестве второго компонента, они также встречаются во многих марийских антропонимах: Вумер, Падамер, Памер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамыр, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чемер и др.
#меря #мари #мерянскийязык
Мерянский образ жизни - какой он?
Ничего чрезмерного. Неспешно начинаем - неотвратимо доводим до конца. Доброжелательность к окружающим без лишней эмоциональности, агрессивных шизоидов игнорируем. Экологизм - мы ж на своей земле. Внимание к мелочам в том, что делаешь сам и в том, что происходит вокруг - без лишней величественной дури, шири и обобщений. Спокойное обустройство родных земли и дома. Коворкинг с природой. Мерянство неспешно и неотвратимо, как течение Волги-матушки. Как лесов стояние, как листвой шуршание...
#меря #меряконцепт
Ничего чрезмерного. Неспешно начинаем - неотвратимо доводим до конца. Доброжелательность к окружающим без лишней эмоциональности, агрессивных шизоидов игнорируем. Экологизм - мы ж на своей земле. Внимание к мелочам в том, что делаешь сам и в том, что происходит вокруг - без лишней величественной дури, шири и обобщений. Спокойное обустройство родных земли и дома. Коворкинг с природой. Мерянство неспешно и неотвратимо, как течение Волги-матушки. Как лесов стояние, как листвой шуршание...
#меря #меряконцепт
«Синие камни».
На карте представлено распространение топонимической модели «Синий камень», согласно данным финского этнолога Арьи Альквист. Видно, что данный топоним встречается не только на землях Исторической Мерянской земли (ИМЗ), но и около Вологды, Новгорода, Перми, в Заонежье, а также в Финляндии и Эстонии.
Изучением феномена Синих камней в течение длительного времени занимается множество ученых. Но, пожалуй, наиболее глубоко их проблему смогла осветить финская исследовательница Арья Альквист, которая ведет сбор лингвистических и фольклорных свидетельств в Центральной России уже в течение 30 лет. Имея доступ к данным о мифологии и языке финно-угорских народов, она смогла представить максимально широкий взгляд на происхождение и особенности культа Синих камней. Ее работу можно сравнить с исследованиями Марии Гимбутас, которая вела аналогичные исследования балтских народов.
Подробнее: http://www.merjamaa.ru/news/otkuda_est_poshel_sinij_kamen/2020-12-28-1514
#меря #синийкамень #язычество
На карте представлено распространение топонимической модели «Синий камень», согласно данным финского этнолога Арьи Альквист. Видно, что данный топоним встречается не только на землях Исторической Мерянской земли (ИМЗ), но и около Вологды, Новгорода, Перми, в Заонежье, а также в Финляндии и Эстонии.
Изучением феномена Синих камней в течение длительного времени занимается множество ученых. Но, пожалуй, наиболее глубоко их проблему смогла осветить финская исследовательница Арья Альквист, которая ведет сбор лингвистических и фольклорных свидетельств в Центральной России уже в течение 30 лет. Имея доступ к данным о мифологии и языке финно-угорских народов, она смогла представить максимально широкий взгляд на происхождение и особенности культа Синих камней. Ее работу можно сравнить с исследованиями Марии Гимбутас, которая вела аналогичные исследования балтских народов.
Подробнее: http://www.merjamaa.ru/news/otkuda_est_poshel_sinij_kamen/2020-12-28-1514
#меря #синийкамень #язычество
Постмерянский след в диалектах Верхневолжья.
Если внимательно посмотреть на современную карту, представляющую ареалы основных диалектов русского языка, и сравнить её с картой с обозначением исторического расселения племён (Кривичей, Вятичей, Мери, Словен и др), то нельзя не обратить внимание на сходство границ современных диалектов, и границ расселения этих племён. И это не случайно, ведь все диалекты русского языка происходят напрямую от тех говоров и языков, на которых говорили древние племена.
Как видно на карте, территорию исторического расселения Мерян сегодня занимают группы диалектов, обозначенные как «Костромская группа говоров» (3) и «Владимиро-Поволжская группа говоров» (20), с небольшими подгруппами в Твери и Нижнем Новгороде. Далее для упрощения буду употреблять конструкции: «Костромской диалект», «Владимиро-Поволжский диалект».
Костромской диалект занимает все центральные области заселения Мери, включая те территории, где она сохранялась дольше всего. Также в область этого диалекта попали территории, исторически принадлежавшие Северо-Западным Марийцам, что объяснимо близким родством поздних Заволжских Мерян, говоривших на Заволжском (Костромском) диалекте Мерянского языка, и языка Северо-Западных Марийцев.
Сегодняшний Костромской диалект является прямым потомком древних Мерянских наречий и ещё более древнего Мерянского языка. На эту территорию, как говорят нам последние данные археологии, не происходила массовая миграция славян, а население постепенно ассимилировалось в основном посредством замещения Мерянского языка Русским на бытовом уровене (языковой переход).
В грамматике, фонетике и лексике современного Костромского диалекта сохранилось не мало мерянских реликтов. Вот примеры:
Лексические примеры: «Калякать» - Говорить (От Мерянского «Каля» - речь). «Тохториться» - Стараться, Хотеть, Пробовать (От Мерянского «Тошта», «Тохта» - Хотеть), «Воймовать» - Понимать, Вникать (От Мерянского «Войма» - мочь). Также к постмерянским словам можно отнести: «Кандёхать» (работать), «Приотудобеть» (прийти в себя), «Рахтиться» (петушиться, браться за дело не по своим силам) и многие другие.
Грамматические примеры. В костромских говорах отсутствует четкая форма глагольного инфинитива в безличной конструкции: «У меня корову подоено».
В некоторых формах третьего лица отличается спряжение глагола: «Деревня вымират, затихат».
Отсутствуют спрягаемые формы прошедшего времени: «Ты вышедши, она пришедша».
В области фонетики в первую очередь обильно чёткое произношение «О» - КОстрОма, бОрдюр, мОлОкО, ОгОрОд. Как и в Мерянском, в Костромском диалекте отсутствуют дифтонги, а гласные «О», «Е» делятся на закрытые и открытые.
Вот таков наш Постмерянский Костромской диалект, являющийся современным потомком наречий Мерянского языка. Стоит ещё сказать о Владимиро-Поволжском диалекте, как так вышло, что на территории Меря возникло два диалекта Русского языка, а не один?
Территории Владимиро-Поволжского диалекта (Без Тверской и Нижегородской подгрупп) включают в себя не только земли южных Мерян, но и фактически целиком земли Муромы, что, конечно же, повлияло на формирование диалекта. Также эти территории подверглись более интенсивному влиянию Московского диалекта, из-за чего Владимиро-Поволжский диалект относят к Среднерусским, а не Северным наречиям. В нем также присутствует оканье, пусть и не массово как в Костромском диалекте, а также Постмерянские и Постмуромские формы, просто в не таких больших количествах как в Заволжье.
Илка Вокшай.
#мерянскийязык #костромскойдиалект #меря #лингвистика #merjamaa
Если внимательно посмотреть на современную карту, представляющую ареалы основных диалектов русского языка, и сравнить её с картой с обозначением исторического расселения племён (Кривичей, Вятичей, Мери, Словен и др), то нельзя не обратить внимание на сходство границ современных диалектов, и границ расселения этих племён. И это не случайно, ведь все диалекты русского языка происходят напрямую от тех говоров и языков, на которых говорили древние племена.
Как видно на карте, территорию исторического расселения Мерян сегодня занимают группы диалектов, обозначенные как «Костромская группа говоров» (3) и «Владимиро-Поволжская группа говоров» (20), с небольшими подгруппами в Твери и Нижнем Новгороде. Далее для упрощения буду употреблять конструкции: «Костромской диалект», «Владимиро-Поволжский диалект».
Костромской диалект занимает все центральные области заселения Мери, включая те территории, где она сохранялась дольше всего. Также в область этого диалекта попали территории, исторически принадлежавшие Северо-Западным Марийцам, что объяснимо близким родством поздних Заволжских Мерян, говоривших на Заволжском (Костромском) диалекте Мерянского языка, и языка Северо-Западных Марийцев.
Сегодняшний Костромской диалект является прямым потомком древних Мерянских наречий и ещё более древнего Мерянского языка. На эту территорию, как говорят нам последние данные археологии, не происходила массовая миграция славян, а население постепенно ассимилировалось в основном посредством замещения Мерянского языка Русским на бытовом уровене (языковой переход).
В грамматике, фонетике и лексике современного Костромского диалекта сохранилось не мало мерянских реликтов. Вот примеры:
Лексические примеры: «Калякать» - Говорить (От Мерянского «Каля» - речь). «Тохториться» - Стараться, Хотеть, Пробовать (От Мерянского «Тошта», «Тохта» - Хотеть), «Воймовать» - Понимать, Вникать (От Мерянского «Войма» - мочь). Также к постмерянским словам можно отнести: «Кандёхать» (работать), «Приотудобеть» (прийти в себя), «Рахтиться» (петушиться, браться за дело не по своим силам) и многие другие.
Грамматические примеры. В костромских говорах отсутствует четкая форма глагольного инфинитива в безличной конструкции: «У меня корову подоено».
В некоторых формах третьего лица отличается спряжение глагола: «Деревня вымират, затихат».
Отсутствуют спрягаемые формы прошедшего времени: «Ты вышедши, она пришедша».
В области фонетики в первую очередь обильно чёткое произношение «О» - КОстрОма, бОрдюр, мОлОкО, ОгОрОд. Как и в Мерянском, в Костромском диалекте отсутствуют дифтонги, а гласные «О», «Е» делятся на закрытые и открытые.
Вот таков наш Постмерянский Костромской диалект, являющийся современным потомком наречий Мерянского языка. Стоит ещё сказать о Владимиро-Поволжском диалекте, как так вышло, что на территории Меря возникло два диалекта Русского языка, а не один?
Территории Владимиро-Поволжского диалекта (Без Тверской и Нижегородской подгрупп) включают в себя не только земли южных Мерян, но и фактически целиком земли Муромы, что, конечно же, повлияло на формирование диалекта. Также эти территории подверглись более интенсивному влиянию Московского диалекта, из-за чего Владимиро-Поволжский диалект относят к Среднерусским, а не Северным наречиям. В нем также присутствует оканье, пусть и не массово как в Костромском диалекте, а также Постмерянские и Постмуромские формы, просто в не таких больших количествах как в Заволжье.
Илка Вокшай.
#мерянскийязык #костромскойдиалект #меря #лингвистика #merjamaa
Христос Шочес! Христос Родился!
Всех мерян христиан поздравляем с Рождеством.
Сиёнь пигакеце шап Юмалам саяшташ!
Майан Атям, па Икан Сынь Пойга - Исус Христос!
Марйам Ёнпиган Юдоршо шачесошто,
Юмал йонь тесе миянпель ёткаште!
Йоло теда!
В это торжественное время восхвалим Бога!
Нашего Отца, и Единородного Сына Его - Иисуса Христа!
Который родился от Пресвятой Девы Марии,
Чтобы быть Богом среди нас!
Аминь!
#меря #мерянскийязык #магия #merjamaa
Всех мерян христиан поздравляем с Рождеством.
Сиёнь пигакеце шап Юмалам саяшташ!
Майан Атям, па Икан Сынь Пойга - Исус Христос!
Марйам Ёнпиган Юдоршо шачесошто,
Юмал йонь тесе миянпель ёткаште!
Йоло теда!
В это торжественное время восхвалим Бога!
Нашего Отца, и Единородного Сына Его - Иисуса Христа!
Который родился от Пресвятой Девы Марии,
Чтобы быть Богом среди нас!
Аминь!
#меря #мерянскийязык #магия #merjamaa
На AnthropoLOGS прочел рецензию на "Сердце Пармы". Хорошее сравнение с осокинскими "Овсянками". Москва и через нас прошла "как нож через масло" и где-то очень глубоко внутри нас также не смогла затронуть за живое, главное вспомнить себя прежних. И дождаться своего мерянского Алексея Иванова, с мерянской художественной литературой процесс вспоминания у верхневолжцев пойдет быстрее.
#сердцепармы #меря #будущее
#сердцепармы #меря #будущее
31 декабря празднуем 148 лет со дня рождения костромского гения Ефима Честнякова. Ефим Васильевич запечатлевал свой унженский меряжский народ, воспевал любовь к родной земле в искусстве, а мы это делаем в настоящем с прицелом на будущее, руководствуясь его словами: «в грядущем все помышления воплотятся».
Йоло теда! Да будет так!
Арт: "Слушают гусли". Честняков Е.В.
#меря #ефимчестняков
Йоло теда! Да будет так!
Арт: "Слушают гусли". Честняков Е.В.
#меря #ефимчестняков
Верхневолжский языковой конструктивизм.
Елташ Илка предложил проект отдельного мерянского канала "Покалякаем по-меряжски" на верхневолжском диалекте / говоре / языке.
На нем мы будем публиковать поговорки, стишки, сказочки в переводе на ярославско-костромской диалект (верхневолжскую говорю) и меряжский каляк (мерянский язык на основе русской грамматики, а-ля "жгонский" и "елманский"). Также на этот канал, но на меряжском будут дублироваться посты с основного канала, и будут выходить посты с Меряжскими словами в переводе на Русский, чтобы читатели могли накапливать словарный запас.
Пример верхневолжской речи XIX века:
Перво, перебаим по-нашему, сторонски. Раздолы, лефтеи, раздополья, лединки, пелесины да раздиры наши, залесские, разе не лепесны? Матка не пенда, делиха, матка вперед нас делает едево, пучить пырку, пекит пекиши, леваши, левашники, пеклеванники. Дельно печит, да не перенудится.
Пример меряжской речи XXI века:
Ёлусь па ёлусь коча да папа, ваган да вата, па у ный шанг тетят — ербезят и юдорочек. Помоташ коча в шурго пулык руишить, ньявит, шогаш тоштая-тоштая олмапа, а на олмапе ённое елманное олмачко.
У нас возникла мысль, что Мерянский язык можно и нужно изначально продвигать посредством ярославско-костромского диалекта, подчеркивающего уникальность верхневолжских русских в ареале исторических Мерянских земель. На его основе мы создадим меряжский каляк, меряно-русский верхневолжский суржик в котором будет максимум архаичной верхневолжской лексики и мерянские реконструкции на основе русской грамматики.
Елташ Илка предложил проект отдельного мерянского канала "Покалякаем по-меряжски" на верхневолжском диалекте / говоре / языке.
На нем мы будем публиковать поговорки, стишки, сказочки в переводе на ярославско-костромской диалект (верхневолжскую говорю) и меряжский каляк (мерянский язык на основе русской грамматики, а-ля "жгонский" и "елманский"). Также на этот канал, но на меряжском будут дублироваться посты с основного канала, и будут выходить посты с Меряжскими словами в переводе на Русский, чтобы читатели могли накапливать словарный запас.
Пример верхневолжской речи XIX века:
Перво, перебаим по-нашему, сторонски. Раздолы, лефтеи, раздополья, лединки, пелесины да раздиры наши, залесские, разе не лепесны? Матка не пенда, делиха, матка вперед нас делает едево, пучить пырку, пекит пекиши, леваши, левашники, пеклеванники. Дельно печит, да не перенудится.
Пример меряжской речи XXI века:
Ёлусь па ёлусь коча да папа, ваган да вата, па у ный шанг тетят — ербезят и юдорочек. Помоташ коча в шурго пулык руишить, ньявит, шогаш тоштая-тоштая олмапа, а на олмапе ённое елманное олмачко.
У нас возникла мысль, что Мерянский язык можно и нужно изначально продвигать посредством ярославско-костромского диалекта, подчеркивающего уникальность верхневолжских русских в ареале исторических Мерянских земель. На его основе мы создадим меряжский каляк, меряно-русский верхневолжский суржик в котором будет максимум архаичной верхневолжской лексики и мерянские реконструкции на основе русской грамматики.
Вакансия редактора тг-канала "Покалякаем по-меряжски".
Требования: плохое знание русских языка и литературы, умение работать в команде, вы не слишком тормознутый, уверенное владение Adobe Photoshop, Figma. Adobe Premiere будет плюсом.
Приветствуются мерянские скилы: вы родились в заволжской деревне, ваш дед и отец катали валенки и знали жгонский, этот язык знаком вам на слух, вы называли свою бабушку "папой" и певуче тянете О в разговоре, желаете профессионально освоить меряжский.
Мы предлагаем работу в молодой команде, профессиональный рост, удобный современный офис в переоборудованной избе в Ипатьевской слободе, шанежки, колобашки, квас/кисель, оплачиваемый больничный и отпуск, веселые корпоративы на Ёл и Кукуй, -50% от стоимости размещения в "Тереме Асташово" для вас и вашей семьи.
Оформление по ГПХ, далее возможен штат. ЗП обсуждается на собеседовании.
Наш контактный телефон: +7 4942 00-14-88
Наш адрес: Кострома, ул. Писателя Осетрова, 6 к2, Редакция портала "Мерянский Север".
#мерянскийязык #юмор
Требования: плохое знание русских языка и литературы, умение работать в команде, вы не слишком тормознутый, уверенное владение Adobe Photoshop, Figma. Adobe Premiere будет плюсом.
Приветствуются мерянские скилы: вы родились в заволжской деревне, ваш дед и отец катали валенки и знали жгонский, этот язык знаком вам на слух, вы называли свою бабушку "папой" и певуче тянете О в разговоре, желаете профессионально освоить меряжский.
Мы предлагаем работу в молодой команде, профессиональный рост, удобный современный офис в переоборудованной избе в Ипатьевской слободе, шанежки, колобашки, квас/кисель, оплачиваемый больничный и отпуск, веселые корпоративы на Ёл и Кукуй, -50% от стоимости размещения в "Тереме Асташово" для вас и вашей семьи.
Оформление по ГПХ, далее возможен штат. ЗП обсуждается на собеседовании.
Наш контактный телефон: +7 4942 00-14-88
Наш адрес: Кострома, ул. Писателя Осетрова, 6 к2, Редакция портала "Мерянский Север".
#мерянскийязык #юмор
Молитва огню (когда разжигаешь печь или костёр).
Тул-Юмалан па Тул-Авалан кумал
Тул-Юмал па Тул-Ава милен толета, камакамолан / туламамолан толета , Тый па куломзаканто толета. Шокшан андета, калан андета, ихалан андета па поган кудамолан андета. Ёлусь па ёлусь!
****
Тул Юмал да Тул Ава приходите к нам, к нашей печи /костру приходите, сами и с детками приходите. Дайте тепла, дайте здоровья, дайте счастья и богатства нашему дому дайте. Да будет!
Елташ Ошко Кудай написал мерянскую молитву огню, а я решил к нему нарисовать арт: "Заклинание огня".
#арт #магия #мерянскийязык
Тул-Юмалан па Тул-Авалан кумал
Тул-Юмал па Тул-Ава милен толета, камакамолан / туламамолан толета , Тый па куломзаканто толета. Шокшан андета, калан андета, ихалан андета па поган кудамолан андета. Ёлусь па ёлусь!
****
Тул Юмал да Тул Ава приходите к нам, к нашей печи /костру приходите, сами и с детками приходите. Дайте тепла, дайте здоровья, дайте счастья и богатства нашему дому дайте. Да будет!
Елташ Ошко Кудай написал мерянскую молитву огню, а я решил к нему нарисовать арт: "Заклинание огня".
#арт #магия #мерянскийязык
Деконструкция тотальности.
Тараторин у себя в канале задается вопросом как демонтировать механизм тотальности в котором мы существуем, а не живем: "Как демонтировать то, существования чего не осознаешь?"
Как? Стать идентичным мерянином. Стать мерей значит выйти за зашкаливающую степень тотальности, за периметр воззрения на человека, как на существо чисто служебное, имеющее смысл Только, как элемент, винтик "великого механизма", имеющего цель и смысл в самом себе. Стать мерей - это беспрецедентно живительно.
Меря это абсолютная манифестация человечности.
#меря #антропныевсячинки
Тараторин у себя в канале задается вопросом как демонтировать механизм тотальности в котором мы существуем, а не живем: "Как демонтировать то, существования чего не осознаешь?"
Как? Стать идентичным мерянином. Стать мерей значит выйти за зашкаливающую степень тотальности, за периметр воззрения на человека, как на существо чисто служебное, имеющее смысл Только, как элемент, винтик "великого механизма", имеющего цель и смысл в самом себе. Стать мерей - это беспрецедентно живительно.
Меря это абсолютная манифестация человечности.
#меря #антропныевсячинки
В одной из своих рукописей Ефим Васильевич Честняков написал:
«Всю жизнь я положил на свое искусство, занимался день и ночь до изнеможения... И вот дилемма: или бросай деревню живи в городах, или искусство. Искусство или деревня... Мне жаль деревни, и искусство оставить не могу в вопросе совести и чувств... В лесорабочие или служащие не поступаю – потому что летом ломизм на земле, а зимой удосуживаюсь для искусств. И так идет в муках вся моя жизнь... А творений куча: словесности, живопись, скульптура <...> Творения моих искусств я считаю важными для страны и вообще... Разве бы я стал наобум тратить всю мою жизнь»...
#арт #ефимчестняков
«Всю жизнь я положил на свое искусство, занимался день и ночь до изнеможения... И вот дилемма: или бросай деревню живи в городах, или искусство. Искусство или деревня... Мне жаль деревни, и искусство оставить не могу в вопросе совести и чувств... В лесорабочие или служащие не поступаю – потому что летом ломизм на земле, а зимой удосуживаюсь для искусств. И так идет в муках вся моя жизнь... А творений куча: словесности, живопись, скульптура <...> Творения моих искусств я считаю важными для страны и вообще... Разве бы я стал наобум тратить всю мою жизнь»...
#арт #ефимчестняков
Сидел последнюю неделю с селами и пгт Большесельского и Угличского районов Ярославской области. Субстратных фамилий очень мало, по сравнению с Ярославским и Костромским Заволжьем (Ивановскую и Владимирскую обл. еще не смотрел). В топонимии много мерянских антропонимов, в современной ономастике очень мало. В целом эта картина лежит в логике более раннего обрусения переславско-ростовской мери по сравнению с заволжской. XIV-XV вв. (думаю край первая половина XVI в. для Ростовской округи) против XVII-XVIII вв. в Заволжье, особенно в Поунжье. Еще интересный момент, абсолютный максимум распространения самой "мерянской" фамилии Смирнов приходится на Костромское Заволжье, где Смирновы занимают примерно 10% от общей популяции пгт и малых городов, в округе Ростова, Углича и Переславля-Залесского доля Смирновых падает до 1%.
#меря #ономастика
#меря #ономастика