Удивительные марийцы и чуваши. У Васильченко встретил картинку показывающую редчайшую примесь днк нарвских охотников и собирателей, предположительно, вымершей тысячи лет назад популяции, у марийцев и чувашей; в таблице выделена красным. Исследователи, бывает, отправляются на поиски загадочных народов за тридевять земель, тратят жизнь на изучение далёких сорбов, басков или айнов.
Но не видят удивительное прямо перед своим носом.
#мари #чуваши
Но не видят удивительное прямо перед своим носом.
#мари #чуваши
Пообщался с автором вчерашней ДНК-таблицы. Всё-таки он поторопился. Субстрат охотников и собирателей у марийцев и чувашей местный, поволжский, не скандинавско-нарвского типа. Просто чуть более своеобразный. Но я думаю, его моделирование в любом случае представляет интерес. Оно выполнено в ДНК-калькуляторе G25, а образцы автором взяты из базы данных G25. Он сам делал, это всё общедоступно. База данных наполняется образцами из статей генетиков, в которых анализирется древняя ДНК. Baltic EST BA - это балто-славяне, Baltic LVA MN - волосовцы, RUS Yakutia - сибирская примесь, TUR_Tepecik_Ciftlik_N - что-то восточно- средиземноморское.
Из 5 образцов балтского среднего неолита 3 принадлежат местным нарвским охотникам и собирателям, а 2 - пришельцам типа волосовцев. И именно с ними у марийцев и чувашей сходство! Вот такая это сложная штука - моделирование предковых примесей. Нужно быть очень внимательным.
#марийцы #чуваши #днкгенеалогия
Из 5 образцов балтского среднего неолита 3 принадлежат местным нарвским охотникам и собирателям, а 2 - пришельцам типа волосовцев. И именно с ними у марийцев и чувашей сходство! Вот такая это сложная штука - моделирование предковых примесей. Нужно быть очень внимательным.
#марийцы #чуваши #днкгенеалогия
Telegram
Андрей Мерянин. Меряфутуризм.
Удивительные марийцы и чуваши. У Васильченко встретил картинку показывающую редчайшую примесь днк нарвских охотников и собирателей, предположительно, вымершей тысячи лет назад популяции, у марийцев и чувашей; в таблице выделена красным. Исследователи, бывает…
Судайская роща.
Виталий Филатов сегодня прислал свежую фотку их священной рощи. Осенью она особенно красива. Находится неподалеку от Судая среди обширных лугов на берегах речки Шимпол.
Посредине этого круглого в плане сказочного уголка - большая яма, края которой с годами оплывают. История появления ее передается из поколения в поколение. По словам старожилов, некогда на месте рощи стояла церковь. Однажды, во время богослужения, в храм вошла группа вооруженных татар. Бряцая оружием и шумя, они мешали службе. Внезапно земля разверзлась, и церковь вместе с людьми мгновенно ушла под землю.
Другая легенда помещает там спрятанный обоз с ценностями марийского отряда атамана Ильи Пономарёва, старшины Миронко Мумарина и есаула Дмитрия Куварина, бивших вместе с местными галицкими людьми московских служилых людей по всему Галицкому уезду в 1670 году.
Культовая локация для всех неомерян.
#костромскаяобласть
Виталий Филатов сегодня прислал свежую фотку их священной рощи. Осенью она особенно красива. Находится неподалеку от Судая среди обширных лугов на берегах речки Шимпол.
Посредине этого круглого в плане сказочного уголка - большая яма, края которой с годами оплывают. История появления ее передается из поколения в поколение. По словам старожилов, некогда на месте рощи стояла церковь. Однажды, во время богослужения, в храм вошла группа вооруженных татар. Бряцая оружием и шумя, они мешали службе. Внезапно земля разверзлась, и церковь вместе с людьми мгновенно ушла под землю.
Другая легенда помещает там спрятанный обоз с ценностями марийского отряда атамана Ильи Пономарёва, старшины Миронко Мумарина и есаула Дмитрия Куварина, бивших вместе с местными галицкими людьми московских служилых людей по всему Галицкому уезду в 1670 году.
Культовая локация для всех неомерян.
#костромскаяобласть
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СЕРДЦЕ ПЕРМИ
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
Так, Стефан Пермский (XIV в.) проповедовать у пермян, начиная с устья Вычегды, где в районе современного Котласа находилось селение Пырас. Интересно отметить, что согласно коми преданию, на Вычегде жил могучий колдун-оборотень Ошлапей, имевший медвежьи лапы (это, собственно, и означает его имя). По легенде, он был побежден Стефаном Пермским и местным жителями. А на месте его могилы возникло село Ошлапье (Ленский район Архангельской области)
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Нашел новый интересный термин на просторах интернета. То самое, русское: "где родился, там и пригодился". ))
#жизнь
#жизнь
Восприятие цветов в древности.
Намедни думал как мог бы по-мерянски называться гриб опенок, изучал его названия в разных ф-у языках и наткнулся на эрзянскую форму pizemepango, дословно "желтый гриб".
Эрзянская лексема piže происходит от древнеуральской лексемы piša - "зеленый", "желтый", "желчь". Забавно, это совмещение зеленого и желтого, напоминает лексему шем - совмещающую в себе понятия "черный", "темный", "темноватый", "вороной", видимо у древних финнов эти цвета были близки до степени смешения.
Мне это напомнило статью Дарьи Варламовой в "Теории и практике", где утверждается, что слов для обозначения синего цвета нет ни в одном из древних текстов: ни в Библии, ни в Торе, ни в исландских сагах, ни в индийских поэмах. На основании этого делается вывод, что раньше люди попросту не видели синий цвет, а за последние века цветовосприятие стало совершеннее.
В "Илиаде" море — фиолетовое, а мед — зеленый. Британский политик Уильям Гладстон считал, что современники Гомера видели мир в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались ими как неопределенные полутона между белым и черным. Или, если быть более точным, они видели мир в черно-белых тонах с вкраплением красного, так как Гладстон заключил, что чувство цвета начало развиваться во времена Гомера и прежде всего включало в себя красные тона.
Похоже что "цветовая слепота" древних греков была характерна и для древних финно-угров.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки
Намедни думал как мог бы по-мерянски называться гриб опенок, изучал его названия в разных ф-у языках и наткнулся на эрзянскую форму pizemepango, дословно "желтый гриб".
Эрзянская лексема piže происходит от древнеуральской лексемы piša - "зеленый", "желтый", "желчь". Забавно, это совмещение зеленого и желтого, напоминает лексему шем - совмещающую в себе понятия "черный", "темный", "темноватый", "вороной", видимо у древних финнов эти цвета были близки до степени смешения.
Мне это напомнило статью Дарьи Варламовой в "Теории и практике", где утверждается, что слов для обозначения синего цвета нет ни в одном из древних текстов: ни в Библии, ни в Торе, ни в исландских сагах, ни в индийских поэмах. На основании этого делается вывод, что раньше люди попросту не видели синий цвет, а за последние века цветовосприятие стало совершеннее.
В "Илиаде" море — фиолетовое, а мед — зеленый. Британский политик Уильям Гладстон считал, что современники Гомера видели мир в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались ими как неопределенные полутона между белым и черным. Или, если быть более точным, они видели мир в черно-белых тонах с вкраплением красного, так как Гладстон заключил, что чувство цвета начало развиваться во времена Гомера и прежде всего включало в себя красные тона.
Похоже что "цветовая слепота" древних греков была характерна и для древних финно-угров.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки
Гнилинг и социальная мобильность.
Вдогонку к утренней теме. Меряне и постмеряне всегда отличались особенной соц.мобильностью, начиная с X века и по век XX, легко снимались с обжитых мест, шли на север вслед за весью в Прикубенье и Белозерье, уходили волнами от насильственной христианизации за Волгу, на Унжу, в нижегородскую Меровию, а кто вообще на Вятку. В XIX-XX веках была волна отходничества в Питер, Москву, Ебург, Пермь, наши валенки катали (жгоны), шаповалили (шачебольские), плотничали (кусские) и тд.
Образ жизни Москвы и Санкт-Петербурга значительно отличался от других городов. Именно крестьянин, прибывавший из деревни, подмечал особенности столичного образа жизни. На него производили впечатление масштабы и темп жизни столицы, социальные и этнические контрасты, многообразие видов деятельности и перспектив испробовать себя в новом деловом качестве. Поскольку тайной мечтой каждого крестьянина, отправлявшегося в столицу, было желание "выбиться в люди", а, возможно, и разбогатеть, то город привлекал и особыми социальными возможностями.
Мой прадед Семён был отходником-шаповалом. Его предки шаповалили ходя до Питера, прадед жил в Екатеринбурге, а на изломе НЭПа успел подался в Москву. Я, его правнук, тоже отходник, сейчас нас называют экспатами.
#жизнь
Вдогонку к утренней теме. Меряне и постмеряне всегда отличались особенной соц.мобильностью, начиная с X века и по век XX, легко снимались с обжитых мест, шли на север вслед за весью в Прикубенье и Белозерье, уходили волнами от насильственной христианизации за Волгу, на Унжу, в нижегородскую Меровию, а кто вообще на Вятку. В XIX-XX веках была волна отходничества в Питер, Москву, Ебург, Пермь, наши валенки катали (жгоны), шаповалили (шачебольские), плотничали (кусские) и тд.
Образ жизни Москвы и Санкт-Петербурга значительно отличался от других городов. Именно крестьянин, прибывавший из деревни, подмечал особенности столичного образа жизни. На него производили впечатление масштабы и темп жизни столицы, социальные и этнические контрасты, многообразие видов деятельности и перспектив испробовать себя в новом деловом качестве. Поскольку тайной мечтой каждого крестьянина, отправлявшегося в столицу, было желание "выбиться в люди", а, возможно, и разбогатеть, то город привлекал и особыми социальными возможностями.
Мой прадед Семён был отходником-шаповалом. Его предки шаповалили ходя до Питера, прадед жил в Екатеринбурге, а на изломе НЭПа успел подался в Москву. Я, его правнук, тоже отходник, сейчас нас называют экспатами.
#жизнь
Премьера документального фильма "Онаеҥ" состоялась в Йошкар-Оле
В культурно-деловом центре "Репаблик" в Йошкар-Оле прошла премьера документального фильма режиссера Андрея Огородникова "ОнаеН". Это кино о традиционной марийской религии, обрядах и ритуалах. Почему автор решил использовать в работе и цветные, и черно-белые кадры?
#мариййула #марийцы
В культурно-деловом центре "Репаблик" в Йошкар-Оле прошла премьера документального фильма режиссера Андрея Огородникова "ОнаеН". Это кино о традиционной марийской религии, обрядах и ритуалах. Почему автор решил использовать в работе и цветные, и черно-белые кадры?
#мариййула #марийцы
YouTube
Премьера документального фильма "Онаеҥ" состоялась в Йошкар-Оле
Это кино о традиционной марийской религии, обрядах и ритуалах.
Будьте в курсе самых актуальных новостей Республики Марий Эл! Подписывайтесь на официальный канал ГТРК Марий Эл: http://www.youtube.com/user/GTRKMariEl?sub_confirmation=1
Официальный сайт …
Будьте в курсе самых актуальных новостей Республики Марий Эл! Подписывайтесь на официальный канал ГТРК Марий Эл: http://www.youtube.com/user/GTRKMariEl?sub_confirmation=1
Официальный сайт …
«Город Галивон, озеро Мирон, а люди Кривизна».
В контактике в очередной раз встретил интерпретацию старой галичской поговорки упомянутой у Миронова в его книге «Галивонские Алеманы»: «город Галивон, озеро Мирон, а люди Кривизна».
Новомодное прочтение кривизна = кривичи. (Абы чо только бы не чудь).
Сам Миронов в своем тексте доходчиво разъясняет, что выражение — люди «кривизна» означит не кривичей (племенной ареал которых ограничен Витебском, Смоленском, Псковом и Тверью, ниже Твери по Волге они массово не мигрировали, тем более в Костромское Заволжье), а хитрых и оборотливых людей.
Никаких вам кривичей.
Меря мы, меря, хитрая меря, запомните. И чудские домерянские популяции, например на Куси и под Буем. Даже само название Шемякиной горы (раннесредневековое городище Галича-Мерьского) — Балчуг, по мнению Владимира Владимировича Напольских — мерянское, в котором бал (деревня) идет как апеллятив, а -чуг это прафинно-угорское слово обозначающее вершину горы.
#меря #кривичи
В контактике в очередной раз встретил интерпретацию старой галичской поговорки упомянутой у Миронова в его книге «Галивонские Алеманы»: «город Галивон, озеро Мирон, а люди Кривизна».
Новомодное прочтение кривизна = кривичи. (Абы чо только бы не чудь).
Сам Миронов в своем тексте доходчиво разъясняет, что выражение — люди «кривизна» означит не кривичей (племенной ареал которых ограничен Витебском, Смоленском, Псковом и Тверью, ниже Твери по Волге они массово не мигрировали, тем более в Костромское Заволжье), а хитрых и оборотливых людей.
Никаких вам кривичей.
Меря мы, меря, хитрая меря, запомните. И чудские домерянские популяции, например на Куси и под Буем. Даже само название Шемякиной горы (раннесредневековое городище Галича-Мерьского) — Балчуг, по мнению Владимира Владимировича Напольских — мерянское, в котором бал (деревня) идет как апеллятив, а -чуг это прафинно-угорское слово обозначающее вершину горы.
#меря #кривичи
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Что известно о мерянском языке.
"Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских языков в древности в ареале Восточной Европы.
Ему принадлежат первые основательные попытки реконструкции карты ареалов распространения древних языков в первом тысячелетии нашей эры. Одна из карт середины 1930-ых годов, у него их несколько в разных вариантах, самая показательная. На ней можно видеть вполне понятные макробалтский ареал, который мы стали гораздо лучше себе представлять после работ Трубачева и Топорова, и других исследователей балтской гидронимии, рядом с ним славянскую прародину, иранскую степь, прибалтийских финнов, предков финнов, карел и эстонцев, живущих на южном берегу Финского залива, в то время когда финны только начинают переселяться на север, а страна которая нам известна сегодня как Финляндия заселена еще предками саамов. Само название финнов, к которому мы привыкли, их страны, в скандинавских языках означает страну саамов. Вытеснение саамов финнами произошло на протяжении последних двух тысяч лет. Еще мы видим марийцев, пермян, то есть удмуртов и коми, мордву и интересный ареал под названием неиндогерманцы. Фасмер видел, что Русский Север, бассейн Вычегды, Сухоны, Северной Двины, современная Архангельская область, наполнены дорусскими гидронимами, прежде всего названиями рек, безусловно, не индоевропейскими, скорее всего финно-угорскими, но более точного определения Фасмер им не дал, понимая, что это предмет будущего исследования."
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=0qOCasB3GyQ
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #балтскиеязыки #фасмер #меря
"Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских языков в древности в ареале Восточной Европы.
Ему принадлежат первые основательные попытки реконструкции карты ареалов распространения древних языков в первом тысячелетии нашей эры. Одна из карт середины 1930-ых годов, у него их несколько в разных вариантах, самая показательная. На ней можно видеть вполне понятные макробалтский ареал, который мы стали гораздо лучше себе представлять после работ Трубачева и Топорова, и других исследователей балтской гидронимии, рядом с ним славянскую прародину, иранскую степь, прибалтийских финнов, предков финнов, карел и эстонцев, живущих на южном берегу Финского залива, в то время когда финны только начинают переселяться на север, а страна которая нам известна сегодня как Финляндия заселена еще предками саамов. Само название финнов, к которому мы привыкли, их страны, в скандинавских языках означает страну саамов. Вытеснение саамов финнами произошло на протяжении последних двух тысяч лет. Еще мы видим марийцев, пермян, то есть удмуртов и коми, мордву и интересный ареал под названием неиндогерманцы. Фасмер видел, что Русский Север, бассейн Вычегды, Сухоны, Северной Двины, современная Архангельская область, наполнены дорусскими гидронимами, прежде всего названиями рек, безусловно, не индоевропейскими, скорее всего финно-угорскими, но более точного определения Фасмер им не дал, понимая, что это предмет будущего исследования."
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=0qOCasB3GyQ
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #балтскиеязыки #фасмер #меря
YouTube
Что известно о мерянском языке.
Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских…
Ex fundamenta
Как-то раз, бродя по честняковским залам "Романовского музея" в Костроме поймал себя на мысли, что имперская живопись XVIII - первой половины XIX века мне омерзительна. Сам ее дух. Вся эта череда дворянских семейств, гравюры царей, вельмож. Это история и культура не моего закрепощенного народа. Любое национальное искусство начинается с портретов простых пейзан. Сейчас, что бы обрести субъектность на уровне личностном, этническом, общностном и шире, на социетальном, нам надо во всем ассоциировать себя с нашими мерянскими, крестьянскими, рабочими, предками. Солидаризироваться с ними. Так что, да здравствует Кустодиев! Да здравствует Честняков! Да здравствует Попков!
Арт: "Слушают гусли". Честняков Е.В.
#мерянское
Как-то раз, бродя по честняковским залам "Романовского музея" в Костроме поймал себя на мысли, что имперская живопись XVIII - первой половины XIX века мне омерзительна. Сам ее дух. Вся эта череда дворянских семейств, гравюры царей, вельмож. Это история и культура не моего закрепощенного народа. Любое национальное искусство начинается с портретов простых пейзан. Сейчас, что бы обрести субъектность на уровне личностном, этническом, общностном и шире, на социетальном, нам надо во всем ассоциировать себя с нашими мерянскими, крестьянскими, рабочими, предками. Солидаризироваться с ними. Так что, да здравствует Кустодиев! Да здравствует Честняков! Да здравствует Попков!
Арт: "Слушают гусли". Честняков Е.В.
#мерянское
Понравилось из коментов: Русское время конвертируется в пространство. Именно поэтому нам кажется, что Грозный где-то рядом, за тем углом, а Пётр Первый вообще - лишь отошёл неподалёку. Это выражается и в языке: «где-то в десятом веке», «где-то через два денька».
#жизнь
#жизнь
Кундан Кутанга / Родительская Суббота
От хладных вод Ботнического залива до Южного Урала, от чернозёмов мерянского Ополья до ижемской тундры простирается земля единой финно-угорской культуры, родственных народов, даже если большую часть из них теперь называют "северными русскими". Матрица финно-угорского сознания никуда не делась. Религиозные представления финского коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалто-финнов вся традиционная религия построена на почитании предков.
О дедушках и бабушках в сегодняшнюю поминальную (родительскую) субботу молятся на городищах, урочищах и погостах не только меряне, но и наши соседи финны. На выходе с кладбищ в суперсовременной и технологичной Финляндии и сегодня есть специальные места для памяти всех предков вообще. Да, прямо как на чудских городищах Коми-Пармы, где поминают чудь, или урочищах "забудущих (забытых) родителей" у валдайских и новгородских карел. Единство. На том стоит и стоять будет наша Земля!
Помяните сегодня своих предков, зажгите огонь дома или на кладбище.
Написал к этому дню мерянскую молитву по аналогу поминальной молитвы записанной этнографом Светланой Адоньевой у жительницы села Пелым (Кочёвский муниципальный округ, Пермский край).
Юмала па Ёлс атяк-авак ашташ йоныт.
Тудай, ойтудай, кадашай, кучызай, ямай, ваяшай, ульшай, иктай.
Кё минын йолаш тудо, кё минын йола тудо.
Толашак цила па нелеш.
Помяните Юмала и Ёлс всех родителей.
Знающих, незнающих, забывающих, нищих, заведящих, утопающих, погибших, одиноких.
Всех кого я знаю, кто меня знает.
Все приходите и кушайте с нами.
#предки #магия
От хладных вод Ботнического залива до Южного Урала, от чернозёмов мерянского Ополья до ижемской тундры простирается земля единой финно-угорской культуры, родственных народов, даже если большую часть из них теперь называют "северными русскими". Матрица финно-угорского сознания никуда не делась. Религиозные представления финского коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалто-финнов вся традиционная религия построена на почитании предков.
О дедушках и бабушках в сегодняшнюю поминальную (родительскую) субботу молятся на городищах, урочищах и погостах не только меряне, но и наши соседи финны. На выходе с кладбищ в суперсовременной и технологичной Финляндии и сегодня есть специальные места для памяти всех предков вообще. Да, прямо как на чудских городищах Коми-Пармы, где поминают чудь, или урочищах "забудущих (забытых) родителей" у валдайских и новгородских карел. Единство. На том стоит и стоять будет наша Земля!
Помяните сегодня своих предков, зажгите огонь дома или на кладбище.
Написал к этому дню мерянскую молитву по аналогу поминальной молитвы записанной этнографом Светланой Адоньевой у жительницы села Пелым (Кочёвский муниципальный округ, Пермский край).
Юмала па Ёлс атяк-авак ашташ йоныт.
Тудай, ойтудай, кадашай, кучызай, ямай, ваяшай, ульшай, иктай.
Кё минын йолаш тудо, кё минын йола тудо.
Толашак цила па нелеш.
Помяните Юмала и Ёлс всех родителей.
Знающих, незнающих, забывающих, нищих, заведящих, утопающих, погибших, одиноких.
Всех кого я знаю, кто меня знает.
Все приходите и кушайте с нами.
#предки #магия
Меря между западом и востоком.
Интересная заметка елташа Васки Шемтолгая: "С первого взгляда, на этой карте всё логично и очевидно. Именно к такой интерпретации генетического наследия народа Меря мы и привыкли.
Однако, количество исследованных популяций Верхневолжья по прежнему остаётся крайне мизерным. Окрестности Ярославля, Костромы, Иванова и Владимира как будто нарочно обойдены вниманием генетиков. Ну нельзя же, на самом-то деле, делать выводы о генотипе ярославцев по исследованиям в Вышнем Волочке! С тем же успехом можно экстраполировать на Владимир и Иваново данные из Мордовии...
На каком основании они, и так же Кострома и Ярославль оказались в полосе генетической неопределённости / в зоне этнического "перехода"?! Наверное, кому-то выгодно как можно дольше оставлять население этих областей в неведении относительно их действительных генетических и, равно с этим, этнических корней. Однако, дальнейшее замалчивание мерянской темы сколь бессмысленно, столь и вредно. Сила не может зиждиться на рыхлой зыби неопределённости.
2-я карта. Мордва-шокша и родственные ей группы. Наследники КРОМ. Которые и развитию суздальских Меря дали мощный импульс."
Полностью согласен.
#меря
Интересная заметка елташа Васки Шемтолгая: "С первого взгляда, на этой карте всё логично и очевидно. Именно к такой интерпретации генетического наследия народа Меря мы и привыкли.
Однако, количество исследованных популяций Верхневолжья по прежнему остаётся крайне мизерным. Окрестности Ярославля, Костромы, Иванова и Владимира как будто нарочно обойдены вниманием генетиков. Ну нельзя же, на самом-то деле, делать выводы о генотипе ярославцев по исследованиям в Вышнем Волочке! С тем же успехом можно экстраполировать на Владимир и Иваново данные из Мордовии...
На каком основании они, и так же Кострома и Ярославль оказались в полосе генетической неопределённости / в зоне этнического "перехода"?! Наверное, кому-то выгодно как можно дольше оставлять население этих областей в неведении относительно их действительных генетических и, равно с этим, этнических корней. Однако, дальнейшее замалчивание мерянской темы сколь бессмысленно, столь и вредно. Сила не может зиждиться на рыхлой зыби неопределённости.
2-я карта. Мордва-шокша и родственные ей группы. Наследники КРОМ. Которые и развитию суздальских Меря дали мощный импульс."
Полностью согласен.
#меря
Ангелы Революции.
Моя старая работа в качестве иллюстрации к мыслям Вадима Сидорова которые я немного "мерянизировал": Никакого "русского бунта" не существует, и поэтому на поверку, все, что считается таковым, оказывается восстаниями явных инородцев, либо при их активном участии, казаков и религиозных сектантов корнями из постинородческой среды Верхневолжья и Волго-Камья, которые являются носителями других этнопсихических стереотипов. Достаточно вспомнить меряно-марийское движение на Унже и Ветлуге в XV-XVII веках, Разинскую и Пугачевскую войну, роль старообрядцев в сопротивлении московскому царизму.
"Русская революция" 1917 года - хрестоматийный пример того же рода. И ее успех был невозможен без активного участия евреев и целого сонма инородцев включая старообрядцев, почему и является притчей во языцех у "русских патриотов".
Всех причастных с праздником!
Революциён Воймак / Ангелы Революции. 2016-2021.
#1917
Моя старая работа в качестве иллюстрации к мыслям Вадима Сидорова которые я немного "мерянизировал": Никакого "русского бунта" не существует, и поэтому на поверку, все, что считается таковым, оказывается восстаниями явных инородцев, либо при их активном участии, казаков и религиозных сектантов корнями из постинородческой среды Верхневолжья и Волго-Камья, которые являются носителями других этнопсихических стереотипов. Достаточно вспомнить меряно-марийское движение на Унже и Ветлуге в XV-XVII веках, Разинскую и Пугачевскую войну, роль старообрядцев в сопротивлении московскому царизму.
"Русская революция" 1917 года - хрестоматийный пример того же рода. И ее успех был невозможен без активного участия евреев и целого сонма инородцев включая старообрядцев, почему и является притчей во языцех у "русских патриотов".
Всех причастных с праздником!
Революциён Воймак / Ангелы Революции. 2016-2021.
#1917
Сижу любуюсь миниатюрами Радзивиловской летописи конца XV века. Вот к примеру, чем не чудо? Видение старцу Матфею Прозорливому нечистой силы — толпы бесов во главе с восседающим на свинье предводителем. Какие экспрессия, драматизм, внутренняя целостность, в каждом штрихе древнерусского художника.
"Бе же и другий старець именем Матфей... и виде се, аки толпа поиде от ворот, и возведе очи свои, и виде единого седяща на свиньи беса, а другыя текуща около его... Старець же знаменася крестным знаменьем".
И подумалось: а мы с вами, краеведы и этнофутуристы, меряне и чудь, вроде как Матфей. В сегодняшней непростой внешне и внутриполитической обстановке ))))
#жизнь
"Бе же и другий старець именем Матфей... и виде се, аки толпа поиде от ворот, и возведе очи свои, и виде единого седяща на свиньи беса, а другыя текуща около его... Старець же знаменася крестным знаменьем".
И подумалось: а мы с вами, краеведы и этнофутуристы, меряне и чудь, вроде как Матфей. В сегодняшней непростой внешне и внутриполитической обстановке ))))
#жизнь
Классика жанра.
В XVIII-XIX - первой трети XX в. они русскими себя не называли. А называли ростовскими, кологривскими, чудцкими, кокшарскими, мещерскими, вятскими и тд..
Про это хорошо у Бранденбергера в его книге "Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956 гг.)", описано.
https://vk.com/doc222949898_474245106
#антропныевсячинки
В XVIII-XIX - первой трети XX в. они русскими себя не называли. А называли ростовскими, кологривскими, чудцкими, кокшарскими, мещерскими, вятскими и тд..
Про это хорошо у Бранденбергера в его книге "Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956 гг.)", описано.
https://vk.com/doc222949898_474245106
#антропныевсячинки