Меряфутурист
3.86K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Эффектные крупные поясные пряжки с шумящими привесками - утиными лапками хорошо известны по статусным муромским женским захоронениям IX-XI вв. Подвески-"лошадки" с такими же привесками распространены еще шире - по всем землям среднерусских и волжских финнов того времени от Белоозера до низовий Оки.

А вот такой гибрид, сочиненный тогда каким-то мастером или мастерицей из мордовских земель, я вижу впервые. Подражаний вроде бы не возникло, хотя вышло впечатляюще. Не знаю, с каким зверем и сравнить.

Аким Трефилов.

#археология #финноугры
Наша ф-у звезда на домовой резьбе города Ковров, Владимирская область.

#меря #символика #владимирскаяобласть
День всех влюблённых, он же День св. Валентина, и рекламные сообщения в очередной раз настойчиво предлагают "порадовать свою половинку", "сделать своей половинке приятное".

Но ты не тру-финно-угр, если в этом контексте тут же не вспомнишь народные предания о мерянских "панах" (не путать с польскими) и древней чуди. А там вон что: во 2 пол. ХIX в. в д. Гусарниково Ростовского уезда, например, было записано сказание о "панах" — несомненное мерянское наследие: "одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами, ... бегали, взявшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты".

Как пишет исследователь А. Киселёв, "затрагивая вопрос о слепоте, отсутствии второй половины тела у «панов», отметим широкое бытование аналогичных реалий в различных по этнической принадлежности верованиях. Некоторые уральские предания сохранили память об «одноногой чуди» (финно-угорском населении), которая передвигалась тем же способом («схватятся за руку двое и пошли…»), что и «паны» в «гусарниковском» сказании. Исследователи констатировали связь «аcимметричных» образов (как и слепоту) мифологических персонажей с потусторонним миром и обладанием сверхъестественными способностями."

И дурацкое выражение "твоя половинка" сразу заиграло новыми красками, не правда ли? Мерянин/мерянка, ихаламаш масан палашзе! Порадуй свою половинку!

Оли Шепиш.

Подробнее в материале Йогай Весе Князья-великаны и каменный топор. Наши легендарные первопредки

#деньсвятоговалентина #меря #паны #юмор
Весь, меря, эрзя и мокша по данным «Гетики» Иордана.

Три первых названия из «Списка народов Германариха» интерпретируются следующим образом.

In Aunxis Vas – предки вепсов, жившие в юго-восточном Приладожье, говорившие, вероятно, на исчезнувшем южном саамском диалекте.

In Abroncas Merens – самые северные группы мери, жившие по северной излучине Волги (территория, покрытая сегодня Рыбинским морем).

Mordens in Miscaris были скорее не прямыми предками мокшан и эрзян, а представляли собой ираноязычную группу зауральского происхождения, которая во II–III вв. н. э. принесла в Среднее Поволжье иранский этноним *mordi ‘убийцы’. В IV в. эта группа либо еще говорила на иранском языке, либо, будучи уже ассимилированной местным населением, сохраняла по крайней мере это свое имя.

Область Miscar можно идентифицировать с русским названием Мещера, которое, однако, обозначало не территорию позднейшей Мещерской низменности на левобережье Оки, а район в правобережье Волги, между низовьем Оки и Сурой. В статье также обсуждаются некоторые проблемы субстратной топонимии Верхнего и Среднего Поволжья, включая этимологии названных выше имен.

Подробнее в бесплатном лонгриде в нашем блоге Boosty. Merjamaa https://boosty.to/merjamaa/posts/a8de06ca-0278-488d-96f2-c08847002363

#меря #весь #мордва #мещера #историяготов
"Изгнание варягов."

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. В год 862 изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов) 2018. В частной коллекции.

#меря #этнофутуризм
Камыши на Кусь реке. Целомудренная мерянская эротика.

Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов) 2017.

#меря #этнофутуризм
18 февраля мерянский бард-неофолк проект "Пойма" (Унорож) выступит совместно с "Желудями ветра" (Кабаново-Галич).

Россоловский Дом Культуры. Начало в 13.00. Шоссейная улица, 1, село Россолово, Галичский район, Костромская область.

Меряне, вперед!

#галич #меря #унорож #музыка
По духу очень верхневолжские, мерянско-карельские луки. Сумеречный лес, спокойная вода, хмурые небеса, одинокий человек растворенный в природе.

Автор Наталия Пономарёва, Тферъ.

#тверь #арт #меря #карелы
Голоса заброшенных миров.

Онлайн журнал ужасов и мистики Darker опубликовал рецензию на творчество чудского ритуального проекта Kirpiklass.

Почему людей привлекают заброшенные места? Почему их тянет отправиться к чёрту на кулички, чтобы посетить руины покинутых людьми городов или почти поглощённые лесом деревеньки? Жажда приключений? Магия этих мест? Kirpiklass попытались ответить на эти вопросы и вполне успешно.

Московский музыкальный нью-эйдж проект существует уже более десяти лет и за это время выпустили немало альбомов и синглов, вдохновлённых чудскими легендами коми, суровым фольклором народов Севера, слегка приправленным тюркскими легендами. Музыка Kirpiklass – это отголоски давнего прошлого, магия умолкнувших голосов, песни исчезнувших народов. Дарк-амбиент, черпающий энергию из заброшенных мест и дремучих лесов, где ещё жива волшба чуди и мери. Звуки природы органично накладываются на звучание музыкальных инструментов, перекликаются с голосами исполнителей.

Подробнее https://darkermagazine.ru/page/golosa-zabroshennyh-mirov

#чудь #меря #музыка
Древний мир забрался ему под кожу.

На Eesti Rahvusringhääling наткнулся на материал посвященный Оскару Каллису одному из ярчайших представителей национального романтизма в эстонском изобразительном искусстве XX века.

Оскар Каллис родился 23 ноября 1892 года. Художник Антса Лайкмаа, заинтересовался талантливым юношей и взялся его обучать. Именно он увлек молодого человека этнографией и фольклором, они ездили собирать предметы народного быта и рисовать узоры в Эстонском народном музее. Под руководством Лайкмаа юный Оскар нарисовал целую галерею народных типов.

Если на многих эстонских художников того периода модерн оказал сильное влияние, то творчество Оскара Каллиса уже родилось в нём. Увлёкшись народными сюжетами и историей "Калевипоэга", Оскару Каллису в какой-то момент удалось так плотно к приблизиться к Мифу, что его работы просто завибрировали древностью. Про него писали: "Древний мир забрался ему под кожу".

#арт #эстония #модерн