Lunvecit. Меч с Сарского городища. Рассказывает хранитель археологической коллекции Ростовского кремля Иван Купцов.
Обнаружен на городище во время раскопок 1930 г. Впервые А.Н. Кирпичников опубликовал его как найденный в кургане в окрестностях Ростова и датировал Х-ХI вв. Меч относится к типу Е, по классификации Я. Петерсена, но имеет ряд особенностей, отличающих его от большинства других образцов этого типа. Распространенная орнаментация навершия и перекрестия с помощью пропущенной в ячейки серебряной проволоки на сарском мече отсутствует. Нет и традиционного трехчастного деления навершия: в этом он сходен с мечом, найденным в Киеве. Отмечая простоту отделки, А.Н. Кирпичников был склонен предполагать местное происхождение меча. Однако при расчистке клинка на долу была обнаружена надпись "+LVNVECIT+", т.е. "Лун сделал", а на другой его стороне - клеймо в виде косого креста в обрамлении парных вертикальных черт. Датирован меч концом Х в. Надпись уникальна - на других расчищенных европейских клинках подобные ни разу не встречены.
https://www.youtube.com/watch?v=JQ6DNDJV3mE
#сарскоегородище #ростов #археология
Обнаружен на городище во время раскопок 1930 г. Впервые А.Н. Кирпичников опубликовал его как найденный в кургане в окрестностях Ростова и датировал Х-ХI вв. Меч относится к типу Е, по классификации Я. Петерсена, но имеет ряд особенностей, отличающих его от большинства других образцов этого типа. Распространенная орнаментация навершия и перекрестия с помощью пропущенной в ячейки серебряной проволоки на сарском мече отсутствует. Нет и традиционного трехчастного деления навершия: в этом он сходен с мечом, найденным в Киеве. Отмечая простоту отделки, А.Н. Кирпичников был склонен предполагать местное происхождение меча. Однако при расчистке клинка на долу была обнаружена надпись "+LVNVECIT+", т.е. "Лун сделал", а на другой его стороне - клеймо в виде косого креста в обрамлении парных вертикальных черт. Датирован меч концом Х в. Надпись уникальна - на других расчищенных европейских клинках подобные ни разу не встречены.
https://www.youtube.com/watch?v=JQ6DNDJV3mE
#сарскоегородище #ростов #археология
YouTube
Lunvecit. Меч с мерянского городища.
Меч с Сарского городища. Рассказывает хранитель археологической коллекции Ростовского кремля Иван Купцов.
Обнаружен на городище во время раскопок 1930 г. Впервые А.Н. Кирпичников опубликовал его как найденный в кургане в окрестностях Ростова и датировал…
Обнаружен на городище во время раскопок 1930 г. Впервые А.Н. Кирпичников опубликовал его как найденный в кургане в окрестностях Ростова и датировал…
Вселенная – огромное животное и громадный человек. Предыстория аниматизма.
В современном обществе все более остро встает вопрос постижения истоков народной культуры, осмысления эволюции традиционного миропонимания, являющегося стержнем духовной культуры народа. В этом плане коренное население финского Поволжья – не исключение. В последние десятилетия значительно возрос интерес к народной природной вере, все более широко проводятся моления в священных рощах Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской и Кировской областей.
Вслед за старшим поколением к этому активно приобщается и молодежь. Национальная интеллигенция нашего региона также проявляет все больший интерес к традиционной вере своих предков, на Верхневолжье появляется все больше идентичных мерян изучающих духовное наследие своего региона.
Размышления марийского этнографа Аркадия Федоровича Степанова будут полезны всем, интересующимся традиционной духовной культурой финно-угров, и в особенности мари, в начале XXI столетия.
Степанов не ставил своей задачей углубляться в религиозные рассуждения. Его взгляд имеет более широкий диапазон рассмотрения традиционного миропонимания, поскольку он считает, что возникновение, эволюция и конец определенного религиозного миропонимания непосредственно связаны с существованием определенного этапа земной цивилизации.
1 Часть: Вселенная – огромное животное и громадный человек. Предыстория аниматизма.
https://boosty.to/merjamaa/posts/c6857625-d21b-43dc-ae3d-89c9951bee72
#финноугры #историярелигии #аниматизм #мифология
В современном обществе все более остро встает вопрос постижения истоков народной культуры, осмысления эволюции традиционного миропонимания, являющегося стержнем духовной культуры народа. В этом плане коренное население финского Поволжья – не исключение. В последние десятилетия значительно возрос интерес к народной природной вере, все более широко проводятся моления в священных рощах Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской и Кировской областей.
Вслед за старшим поколением к этому активно приобщается и молодежь. Национальная интеллигенция нашего региона также проявляет все больший интерес к традиционной вере своих предков, на Верхневолжье появляется все больше идентичных мерян изучающих духовное наследие своего региона.
Размышления марийского этнографа Аркадия Федоровича Степанова будут полезны всем, интересующимся традиционной духовной культурой финно-угров, и в особенности мари, в начале XXI столетия.
Степанов не ставил своей задачей углубляться в религиозные рассуждения. Его взгляд имеет более широкий диапазон рассмотрения традиционного миропонимания, поскольку он считает, что возникновение, эволюция и конец определенного религиозного миропонимания непосредственно связаны с существованием определенного этапа земной цивилизации.
1 Часть: Вселенная – огромное животное и громадный человек. Предыстория аниматизма.
https://boosty.to/merjamaa/posts/c6857625-d21b-43dc-ae3d-89c9951bee72
#финноугры #историярелигии #аниматизм #мифология
Boosty.to
Вселенная – огромное животное и громадный человек. Предыстория аниматизма. - Merjamaa Ru. Меря, история и футуризм.
Ранние предлюди пришли к воззрению, что весь окружающий мир - Вселенная - это огромное животное.
Forwarded from Миловидные девы мерянской наружности
Черная береза.
Где-то у Макарьева
В чудовых лесах,
Есть берёза тайная
Чёрная, как прах.
Ночью она светится
В звёздном серебре,
И рога от месяца
На её челе.
И несут ей пряники
Все - и стар и млад,
И на кажный праздник-от
На неё глядят.
Кто-то перекрестится
Прямо на неё,
Кто-то и копеечку
Кинет под неё.
Знают все в Макарьеве -
Будет помогать
Та береза тайная.
Им она, как мать...
Стихи: Ваня Мокрый (С) Кострома.
Фото: Ольма (С) Кострома
#макарьев #мифология #меря #костромскаяобласть
Где-то у Макарьева
В чудовых лесах,
Есть берёза тайная
Чёрная, как прах.
Ночью она светится
В звёздном серебре,
И рога от месяца
На её челе.
И несут ей пряники
Все - и стар и млад,
И на кажный праздник-от
На неё глядят.
Кто-то перекрестится
Прямо на неё,
Кто-то и копеечку
Кинет под неё.
Знают все в Макарьеве -
Будет помогать
Та береза тайная.
Им она, как мать...
Стихи: Ваня Мокрый (С) Кострома.
Фото: Ольма (С) Кострома
#макарьев #мифология #меря #костромскаяобласть
Двоеверие в Древней Руси.
По формулировке доктора филологических наук Бориса Успенского, для конфессиональной ситуации в Древней Руси было свойственно двоеверие, особым способом организованное «сосуществование христианского и нехристианского поведения».
«Нечистое» поведение не осознавалось как грех, если только оно совершалось в соответствующем «нечистом» месте, как, например, баня. Выбор той или иной из этих форм поведения (и, очевидно, верований) происходил, по модели Успенского, ситуационно: в церкви кощунством было вести себя не по-христиански; в других же, «нечистых’ или «грешных» местах, наоборот, кощунственным было поступать и говорить так, как это пристало в церкви.
Уклад жизни формировался как предсказуемое чередование нецельности «правильного» и «неправильного» поведения, которое закономерно следовало за сменой локальных ситуаций.
Интересно было бы подумать над тем как эти черты чередуемой нецельности могли трансформироваться в XX веке, в условиях модернизации и появления массовых СМИ. Кажется, этим начали манипулировать, сужая опции одних ситуаций и расширяя другие. Такая нецельность могла определенным образом отразиться на характере модерного советского русского. Это по сути гибридность, произросшая из исторической финно-угорской тактики «несопротивления, но сосуществования».
#двоеверие #русские #модерн
По формулировке доктора филологических наук Бориса Успенского, для конфессиональной ситуации в Древней Руси было свойственно двоеверие, особым способом организованное «сосуществование христианского и нехристианского поведения».
«Нечистое» поведение не осознавалось как грех, если только оно совершалось в соответствующем «нечистом» месте, как, например, баня. Выбор той или иной из этих форм поведения (и, очевидно, верований) происходил, по модели Успенского, ситуационно: в церкви кощунством было вести себя не по-христиански; в других же, «нечистых’ или «грешных» местах, наоборот, кощунственным было поступать и говорить так, как это пристало в церкви.
Уклад жизни формировался как предсказуемое чередование нецельности «правильного» и «неправильного» поведения, которое закономерно следовало за сменой локальных ситуаций.
Интересно было бы подумать над тем как эти черты чередуемой нецельности могли трансформироваться в XX веке, в условиях модернизации и появления массовых СМИ. Кажется, этим начали манипулировать, сужая опции одних ситуаций и расширяя другие. Такая нецельность могла определенным образом отразиться на характере модерного советского русского. Это по сути гибридность, произросшая из исторической финно-угорской тактики «несопротивления, но сосуществования».
#двоеверие #русские #модерн