Меряфутурист
3.83K subscribers
2.27K photos
15 videos
2 files
1.14K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Костромские меря. Ареалы этнографических груп.

Интересная карта этногрупп потомков костромских меря из блога ивановского историка Василия Малышева. На ней обозначены этнотерриториальные ареалы чудцы, чухломских, буевлян, костромских, вичуган, кержаков, галивонских, неян, унжаков, межаков, кокшаров, ветлугаев, шабаленских.

Несколько групп в полосе от Буя до Унжи, а так же в Нерехтском районе представляются прямыми потомками костромских меря. Группы Чухломы и Солигалича этнически не менее мерянские, но в подоснове частью имеют "чудское" население. Группы Костромы, Кинешмы, Вичуги и Иванова имеют в основе мерянское население, но с некоторой славянской примесью, особенно вдоль Волги. Жгоны имеют галивонско-кинешемское происхождение и культурно-историческую связь с Ветлужским регионом. Ветлугаи имеют галивонское происхождение и некоторое культурное влияние и примесь от ветлужских марийцев. Шабаленские имеют галивонско-марийско-вятское происхождение и компоненты в культуре. Кокшары имеют чудское, близкое к пермяцкому, происхождение и мерянскую, на севере новгородско-вологодскую, а на юго-востоке и марийскую примесь. Кержаки имеют отчасти костромско-кинешемское, отчасти суздальско-городецкое происхождение.

Костромские пост-мерянские этногруппы этнографически сохранились лучше ростовских и суздальских. У последних в 19 веке ещё бытовал офенский язык. Теперь же наблюдаются лишь отдельные этномаркирующие словечки, обычаи и традиции. У костромских же пост-мерянская диалектная лексика ещё жива. А у жгонов до сих пор бытует свой "тайный" язык "жгонска зетка".
Пунктиром обведён пост-мерянский этно-ареал, где мерянские традиции присутствуют дисперсно, наряду с традициями других этногрупп.

Василий Малышев. Кохма.

#меря #великороссы #костромскаяобласть
«Одя». 2003.

Один из наиболее любимых мной фильмов в стиле арт-хаус. Возможно кому-то из городских покажется слишком крипово, но это реальная фактура традиционной северной деревни, с её колдунством, верой в леших и водяных, культурно-социальной архаикой, где все почти как 1000 лет назад.

Фильм снят по сценарию казанского писателя Дениса Осокина рассказывает о представителях коми-народа живущих в деревне Коптюга на реке Вашка в Республике Коми.

Сюжет вращается вокруг истории коми-девушки по имени Одя, которую в детстве похитили «ворсы» — демоны леса. Жители деревни долго оставляли подношения лесным духам, чтобы те её отпустили.

Три года спустя она вернулась. После возвращения ходили слухи, что она родила еловое полено, которое её отец сразу же сжёг, а вся деревня стала относиться к ней подозрительно и втихую обвинять в скорой смерти родителей.

#финноугры #артхаус #коми
Ефимкино колдунство.

Больно хорошо помню Ефима Васильевича (Честнякова). В одной деревне жили (Шаболово).
С ребятишками занимался. Он увлекал, заставлял думать о каком-то другом, красивом мире.
Мало кто его понимал, что правда, то правда!

Предугадывал Ефим, что будет впереди.

14 января 1943 года я пошла на беседку (беседу, которую дед Ефим проводил у Тихомировых). Ефим послал меня за мамой:
- Пусть придет к Тихомировым.
Мама пришла. Он говорит.
- Павлина, повой, ты хорошо воешь...

Она на похоронах выла, на просватках, на свадьбе. Ну, мама повыла.

А что в этот день случилось! Вернее, поздно вечером, ночью: из Шаболова видно было, что в Кологриве пожар большой. Мы с беседки шли и видели: пламя стояло, как пламя большой свечи.
А Соколова Устинья (женщина, эвакуированная из Ленинграда) и говорит: "Никак, девки, христианская кровь горит?"

Прихожу домой:
- Мам, в Кологриве пожар большой.
Всю ночь мы не уснули. Тревожно было. Пытаемся заснуть и не можем.
- Мань, ты спишь?
- Мам, ты спишь? - спрашиваем мы друг друга и не засыпаем.

А тревожились не зря. Моя сестра сгорела, двое ее детей, и третьим была беременна. Сгорела почти вся семья. Она техничкой работала и жила в школе в одном из бывших туалетов. Муж её в Ленинграде был. Сгорела также наша золовка шестнадцатилетняя.
Вoт сколько горя-то! Повыла мама, долго выла... И все вспоминали мы, как Ефим абажур на лампу надевал да маму выть заставлял...

Воспоминания Марии Смирновой. Шаболово-Кологрив.
Источник: Дом Ефима Честнякова

#постмеря #ефимчестняков #шаманизм
Кув-ава / Мать Луны. 2011-2021.

Луна у финно-угров почиталась как ночное светило, как планета, определяющая ритмику времени в жизни людей. Наши ближайшие соседи удмурты и марийцы пользовались лунным времяисчислением при ведении сельского хозяйства, животноводства, в охотничьем промысле, в личной жизни. Считали, что от луны зависят способность к деторождению, здоровье детей, приплод скота, урожаи хлебов и овощных культур.

Семантика ночного небесного светила довольно противоречива и варьируется в культурах разных народов. В большинстве случаев Луна является религиозным символом, означающим власть ночных сил. «Символ постоянных трансформаций и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе».

Лунное время оказывается более органично включенным в общую систему традиционного мировоззрения. Это связано с такими свойствами Луны, как изменчивость и сравнительно короткий наблюдаемый цикл. Благодаря этому Луна стала в народных поверьях символом биологического жизненного цикла от рождения до смерти. Вся повседневная хозяйственная деятельность, а также бытовое поведение, семейные обряды и ритуалы определяются фазами Луны, хотя предписания на этот счет нередко противоречивы: одна и та же фаза может оцениваться то как благоприятная, то как неблагоприятная (опасная) для того или иного предприятия. Новолуние, молодой растущий Месяц, растущая Луна, Луна в прибыли, полнолуние, Луна на убыль, Луна на ущербе, безлуние.

Серп нарождающейся Луны обозначает и лунный день, и лунный элемент - серебро. Новолунию приписывались магические свойства, например, способность исцелять болезни, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления.

Цитируется по Н.И. Шутова История происхождения и семантика лунного знака толезе.

PS. У марийцев богиня Луны называется Тылзе-Ава. В священной роще ей посвящают отдельное дерево, перед которым жертвуют корову или овцу.

Арт: Андрей Мерянин 2011-2021.

#мерянскийэтнофутуризм #богинялуны #язычество
Защититься от того, что разрушает всю твою систему ценностей (как оказалось такую хлипкую), опрокидывает весь старый мир наничь, можно только снова став - меря. Слепое и фанатичное отрицание фактов, агрессивная риторика, озлобленность или депрессия здесь не помогут. Только пестование в себе меря, только хардкор. Наш путь - путь сильных.

Арт: Рождение нового Мира. 2011 год.

#антропныевсячинки #меря #футуризм
Немного синкретизма.

Женщину с терновым венцом и забинтованным лицом сопровождает мужчина, который держит её за руку и ведет, можно увидеть кактус нопал с шипами, вонзенными в ее грудь, в ее правой руке видна оловянная тарелка, создающая впечатление, что она предназначена для сбора крови, которая вытекает во время бичевания. Аутентичная вера и религиозный синкретизм мексиканских индейцев, смесь католицизма и язычества.

Фотография Энрике Диаса Ярмарка в Сан-Хуан-де-лос-Лагос, Халиско, Мексика 1940 год.

Источник: Sociedad Cosmica

#язычество #идентичность #индейцы
«Substrata Meryanica»

Историческое ядро нашей страны полностью совпадает с топонимическим ареалом «исторической мерянской земли» (ИМЗ), что хорошо заметно на карте созданной в рамках проекта «Substrata Meryanica». В начале апреля закончен сбор и анализ топонимики мерянского типа (без учета гидронимов) Костромской, Ярославской, Ивановской, Московской, Тверской, Вологодской областей, а также сопредельных с ними территорий Рязанской, Нижегородской и Кировской областей.

В ареал ИМЗ входит основное этническое ядро в пределах исторической Ростово-Суздальской земли (включая Пошехонье, Белозерье, Прикубенье), Галичского и Костромского княжеств (Заволжья), а также периферийные зоны мерянской колонизации – образованные миграциями IX-XVI веков, в которые входят земли Тверского Великого княжества, Нижегородского княжества, Меровии (Поветлужье), Великого Устюга и Закубенья. На карте отмечены только названия населенных пунктов, которых на сегодняшний день выявлено более полутора тысяч, значительную их часть составляют антропотопонимы образованные от мерянских дохристианских и позднемерянских (с христианской и тюркской основой) имен. В результате исторический мерянский именослов пополнился почти на две сотни имен.
Анализ основан на материалах ак. Ткаченко, Матвеева, Веселовского, марийских и карельских академических топонимистов и ономастов.

Согласитесь, говорить о мере отвлеченно это одно, другое дело увидеть её «из космоса» воочию.

Мерянин.

#топонимика #ономастика #великороссы
Ровно 8 лет назад. Съемки документального фильма Андрея Шляхова (ВГТРК "Культура") "Среднерусская Атлантида".

Кинешма, Заволжск, Кинино, Мерешка, камень-крестовик святого Тихона Костромского, Кинешемский мост описанный в финале "Овсянок" Дениса Осокина. Тайны мерянского язычества и грусть "тарковщины". Великое время, великие свершения, и надежды на будущее...

#этнофутуризм #меря
Какой винтаж! Магазин назывался "Рок у Жириновского" и находился в одном из сретенских переулков, рядом с старым зданием Училища им 1905 года. Периодически заглядывал туда в поисках Marc Almond, Einstürzende Neubauten, Death in June, Revolting Cocks, Throbbing Gristle, Psychic TV, и других идолов дарк, ньювэйв, индастриал и эсид-хаус сцены. Это был, наверное год 95. А потом, начиная с 1996 , с появлением "Станции" я окончательно с головой ушел в техномузыку. Прекрасное время. Такого уже никогда не будет.

#всячинки #1990ые
Регионализм. Хтонизм и селестиальность.

Из дискуссии с уважаемым Максимом в его чате. Что бы не потерялась мысль, переношу сюда.

Имхо, регион и макрорегион рулит не сам по себе как чистая территория. Что такое Балканы? Начнем с того, что Балканы, и близкие к ним Карпаты, как к слову и Кельтский, Балтский и Финно-Уральский миры – это заповедник реликтовой Европы. Помнится, про это хорошо написал Мишель де Будьон в одном из своих эссе.

На Балканах и в Карпатах до сих пор рулит древний субстрат иллиро-фракийской цивилизации, а славянское, греко-христианское, романское, оттоманско-исламское, это лишь позднейшее селестиальное напыление на более глубоком слое древней мужицкой хтони.

Отсюда все эти переклички в орнаментике, архетипах фольклора, танцах, песнях и тд. связывающие, например гуцулов с сербами и одновременно с румынами и албанцами, и наоборот. Вся эта хтонь приправлена селестиальным напылением новых, чужих по отношению к изначальным, языков, религий и государственностей.

На Залесье как-то была заметка про иллиро-фракийский субстрат у хорват, с картой показывающей процент схожести ДНК хорватов с народами Европы. Ближе всех к ним боснийцы и сербы, а также, не смотря на другую языковую группу, румыны. Украинцы тоже имеют схожий ген, скорее всего, за счет западных карпатских и юго-западных популяций. Наглядный пример теории иллиро-фракийского субстрата легшего в основу всех современных народов Балкан, Карпат и Дунайской низменности. Вышиваночки и всякие другие красоты - культурное продолжение этого субстрата. Культурный язык субстрата тотален, тут не только стиль, но и невербалика: обряды, ритуалы, жесты.

Все тоже самое мы можем видеть в ареале великорусского ядра существующего в рамках «цивилизации северного леса» на изначально балто-финно-угорской этнической основе с славянским культурно-языковым суперстратом в обрамлении «небесного» измерения «третьеримского» христианского государства.

Из него мы, в рамках наших изысканий, вычленяем и исследуем мерянские (шире финно-угорские) основы нашей лесной хтони.

Балканы я очень люблю, живи я в Румынии или Болгарии (где к слову много раз бывал), клянусь Залмоксисом, занимался бы реконструкцией дако-фракийцев)

#антропныевсячинки #хтонь #регионализм
Юмал и Ёлс. Палеолитический миф из вятской деревни.

В 1990 году местный житель деревни Андреёнки, Афанасьевского района Кировской области Вихорев Алексей Васильевич рассказал этнографам следующий миф о сотворении Мира:

«Всё вода была, везде. Только на лодках ездили Бог и чёрт. На лодках. Ну, надоело Богу ездить, Бог говорит чёрту:

– Как бы, – говорит, – достать, землю надо найти. Надоело на лодке ездить уже.

Вот говорит чёрт:
– Давай, я нырну. Счас нырну.

Обратно землю-то в рот и взял в руки. Вынырнул, выплыл. Ничего сказать-то не может. Бог-от подошёл да шлёпнул его по этому месту. Так это выскочило, да всё кусками. И вот горы-то получились, горы-то. А из рук-то, небось, ровненько свистнуло, и получилась земля. Вот мы на этой земле и живём теперь.

Семантика.

В этом рассказе мы имеем дело с одним из вариантов мифа о нырянии за землёй, получившего распространение в Северной Евразии уже в глубокой древности.

Про его семантику, в одной из своих работ, писал удмуртский этнограф Напольских. В ней он показал, что данный мотив имеет весьма древнее (как минимум –верхнепалеолитическое) северноазиатское происхождение. В ней Напольских обосновал предположение о том, что в наиболее древнем его прототипе сам образ ныряльщика (птица, млекопитающее, черепаха) не имел принципиального значения, а важнейшую смысловую нагрузку нёс успех последнего из нескольких ныряльщиков, который обеспечивался не физической, а особой сверхъестественной силой.

Согласно предложенной гипотезе, в Северной Евразии уже в глубокой древности получили распространение специализированные варианты мифа о нырянии за землёй с птицами в основной роли, в которых старая идея об успехе последнего и более слабого ныряльщика была со временем реализована в противостоянии птиц типа гагары, нырявшей первой и неуспешно, и утки (разные виды уток, распространённый вариант – поганка, очень редко – гусь или лебедь), принесшей землю. Такое распределение ролей «утки» (в кавычках, поскольку в реальных мифах могут выступать очень разные птицы) и гагары объясняется той ролью, которую эти птицы играли в космологических представлениях, складывавшихся, как предполагается более 6 тысяч лет назад, у племён Средней и Западной Сибири, прежде всего – у предков уральских (финно-угорских) народов.

Эволюция сюжета мифа о нырянии на карте Европы обнаруживает очевидное нарастание с северо-востока на юго-запад: наиболее близкие сибирским «архаичные» мифы фиксируются у северных русских и у финно-пермских народов, а наиболее «антропо- /теоморфизированные», практически не содержащие следа участия птиц в творении – на Балканах. В связи с этим Напольских была предложена гипотеза о том, что проникновение этого мифа в Европу обязано, прежде всего, народам уральской языковой семьи, от которых данный сюжет был заимствован славянами и другими их соседями, и вошёл в раннее славянское народное христианство (прежде всего в древнерусское, и уже через него распространился у южных славян) и претерпел соответствующие изменения.

При этом, поскольку большинство имеющихся у финно-угорских народов Европы вариантов мифа о нырянии, да и многие сибирские его варианты, несомненно, представляет собой народно-христианские сказания, не обнаруживающие особых черт, отличающих их от подобных сказаний болгар, румын, южных русских и др., предполагается, что миф о нырянии повторно вернулся к финно-уграм и народам Сибири через русское посредство и получил у них вторую жизнь уже в виде антропоморфных народно-христианских дуалистических легенд.

Источники:

Напольских В. В. (Ижевск) Миф о нырянии за землёй (А812) в Северной Евразии и Северной Америке: двадцать лет спустя.

Арт: Юмал и Ёлс. Сотворение Земли. Андрей Мерянин , 2022.

#меря #мифология #финноугры #этнофутуризм
Гимн на "исчезнувшем" языке.

Гимн Пруссии на балтском прусском языке. Эта песня была впервые написана на одном из восточнопрусских диалектов немецкого языка Ерихом Ханигхофером (её знают как "Land der dunklen Wälder") и была неофициальным Восточнопрусским гимном до 1945 года. Мелодия Херберта Бруста.

Перевод на прусский с немецкого Mikkels Klussis (языковед Letas Palmaitis, родившийся в Санкт-Петербурге: http://www.geocities.ws/palmaitis/). Исполняет хор "Saluto" из Каунаса.

#пруссы #музыка
«Рыбная слобода Галича-Мерьского». 2020 год.

Галич это бриллиант нашего меряно-словенского, да чудского Севера. Поднимались ли вы когда-нибудь на Шемякину гору / Балчуг? Будете в Галиче, поднимитесь обязательно. Шемякина гора или Балчуг это старый детинец средневекового города XIII - XV веков, видимо, устроенный уже при первый династии галичских князей, ставший при князе Шемяке его ставкой.

С горы открываются потрясающие виды на город, старинную Рыбную слободу и озеро Нерон (как его называли местные рыбаки). Сравнить с ними могу разве что вид на Белое Озеро с валов средневекового Белозерска.

Использованы фотографии:

Женщина в наряде Галичского уезда Костромской губ. Фотограф В.Н. Кларк 1859-1921. 1907 г. ГИМ
Рыбная с Балчуга 1932 год. Фотограф Михаил Смодор. Фотограф в Галиче в 1910-1930-е годы.

#галич