Forwarded from Покалякаем по Меряжски!
Слова жгонского языка записанные этнографом В.А. Акцориным в Островском, Мантуровском, Макарьевском районах Костромской области в 1974 и 1975 годах.
Материалы МарНИИ.
#жгонскийязык #костромскаяобласть
Материалы МарНИИ.
#жгонскийязык #костромскаяобласть
Моя любимая литовская песня "Zalio vario" в исполнении замечательного дуэта Donis (Donatas Bielkauskas) и Rasa Serra.
Kas tave šaukia, žalio vario?
Ponai broliai, didi draugė.
Ko jūs, ponai, norit, žalio vario?
Ponai broliai, didi draugė.
Vyrelio norim, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Ai, kas atvers vartus, žalio vario?
Ponai broliai, didi draugė.
Mes atversim vartus, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Atverkit vartus, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Važiuokit sveiki, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Это старинная народная песня, причем под эту песню есть особая народная игра записанная этнографами в Швянтойе в 1984 году. "Играли" в нее на похоронах. "Жалё Варё" (žalio vario) - это "зеленомедные ворота", во время игры все выходят через эти ворота, а кто останется последний на выходе, по поверьям - умрет следующим... Поэтому эту песню литовские фольклористы поют, а в игру не играют.
https://www.youtube.com/watch?v=GdrWPFMoksY&t=3s
#балты #музыка
Kas tave šaukia, žalio vario?
Ponai broliai, didi draugė.
Ko jūs, ponai, norit, žalio vario?
Ponai broliai, didi draugė.
Vyrelio norim, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Ai, kas atvers vartus, žalio vario?
Ponai broliai, didi draugė.
Mes atversim vartus, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Atverkit vartus, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Važiuokit sveiki, žalio vario,
Ponai broliai, didi draugė.
Это старинная народная песня, причем под эту песню есть особая народная игра записанная этнографами в Швянтойе в 1984 году. "Играли" в нее на похоронах. "Жалё Варё" (žalio vario) - это "зеленомедные ворота", во время игры все выходят через эти ворота, а кто останется последний на выходе, по поверьям - умрет следующим... Поэтому эту песню литовские фольклористы поют, а в игру не играют.
https://www.youtube.com/watch?v=GdrWPFMoksY&t=3s
#балты #музыка
YouTube
Lithuanian music Donis ir Rasa SERRA Zalio vario
Прислали цитату с форума молекулярной биологии: "Я кстати согласен с Седовым. Но этот вопрос бесполезно поднимать в нашей стране сегодня. Слишком большое лобби у мерянства и сибирства особенно в официальной науке."
Речь идет об гипотезе Седова согласно которой меряне были балто-славянами, по крайней мере племенем с существенным балто-славянским влиянием, под которым, конечно же, надо понимать обычных восточных балтов. А некое мерянское научное лобби, по-видимому, подвергает седовскую концепцию необоснованной критике).
Типичное конспирологогическое мышление свойственное в той или иной степени всем "национал-патриотам". Если меря ну ни как не вписывается в их балтославянскую концепцию (слишком много данных говорящих против), то виновата в этом исключительно "мировая закулиса" и её щупальца - "лобби".
#юмор
Речь идет об гипотезе Седова согласно которой меряне были балто-славянами, по крайней мере племенем с существенным балто-славянским влиянием, под которым, конечно же, надо понимать обычных восточных балтов. А некое мерянское научное лобби, по-видимому, подвергает седовскую концепцию необоснованной критике).
Типичное конспирологогическое мышление свойственное в той или иной степени всем "национал-патриотам". Если меря ну ни как не вписывается в их балтославянскую концепцию (слишком много данных говорящих против), то виновата в этом исключительно "мировая закулиса" и её щупальца - "лобби".
#юмор
Прибалтийско-финская и саамская этнонимия как источник по этнической истории.
Свежая лекция ижевского финно-угроведа Владимира Владимировича Напольских посвященная древнейшей финно-угорской истории. https://www.youtube.com/watch?v=jsz15VATPss
#финноугры #напольских
Свежая лекция ижевского финно-угроведа Владимира Владимировича Напольских посвященная древнейшей финно-угорской истории. https://www.youtube.com/watch?v=jsz15VATPss
#финноугры #напольских
YouTube
Прибалтийско-финская и саамская этнонимия как источник по этнической истории.
Запись лекции В.В. Напольских "Финно-пермская этнонимия в историко-филологической перспективе". (часть 2), которая состоялась 31 октября в Уральском университете.
Меря и Орда.
Мерянский историк Васка Шемтолгай размышляет над тезисами озвученными в недавнем посте канала «ОРДА: фактыVSмнения».
Тут рассуждать надо в контексте рассеяния мерянского этноса. Одни постепенно обрусели, сначала в Ростово-Суздальской стороне, затем в Пошехонье, Заволжье, другие слились с мари. Наиболее непримиримые сконцентрировались на Унже и Керженце. Они были сами по себе, вне московской или казанской гос.структур, так же как ветлужские мари. Условная граница по Ветлуге между русскими княжествами и Ордой - по началу лишь заявка о намерениях. Конкретно касалась небольшого участка в верховьях возле Шарьи. По факту, русские князья лишь периодически пытались установить свой контроль над местностью, населённой меря - выходцами из Ростово-Суздальской земли. В остальное время местные меря жили себе вполне вольно, взаимодействие больше было с Новгородом, здесь появлялись его торговые фактории. Татары же практически не вмешивались в дела ветлужских мари, лишь гоняли весной-летом свои стада по Ветлуге до уренских пастбищ. Такое невмешательство сделало марийцев союзниками Казани.
Часть последних меря под давлением притеснений со стороны Москвы влилась в марийскую среду и участвовала в их набегах на укрепления русских в мерянской земле (Заволжские войны XV - XVI вв.). большая же часть, хотя и оставалась оппозиционной власти Москвы, всё же признавала её как силу. В целом, можно сказать, что мерянская Унжа и марийская Ветлуга были в XIII - XVI вв. вольными окраинами двух держав, вступая иногда в те или иные союзы и участвуя в их конфликтах, но по большей части - живя по старине, родо-племенным строем, возделывая поля, ловя рыбу, гоняя скотинку, качая мёд, торгуя с соседями. А за проход купцов с Вятки на Галич-Мерьский беря традиционный откуп. Казань старалась эти вольные общества использовать в своих целях, а Москва смотрела на них как на источник угрозы и помеху.
Можно добавить ещё про союзнические отношения галич-мерьских князей с унженскими меря, формально они были подданными Галича-Мерьского и их земля числилась в составе княжества, но с падением династии Шемяки и захватом Галича-Мерьского Москвой Унжа ушла из сферы русского влияния. В результате - сто лет конфронтации.
Что касается обрусевших меря с Костромской и Ростово-Суздальской земли - политически они становились русскими. и участвовали в походах на Казань, и так же против своих же унженских собратьев, не желавших подчинения узурпаторам.
Какая-то политическая связь была у меря в древности с булгарами, но это всё в истории полунамёками звучит. Тема же Меря и Орда не вполне понятна и разрешима. поскольку в ордынское время мерянский народ расслоился, и приходится говорить о его неравнозначных и разнокультурных частях. Потомки меря среди русской аристократии - тут чисто государственнический подход официальной истории. Общая масса обрусевших меря - их в истории почти нет, тут языкознание и археология через бытовые вещи даёт больше представления, ну да, постепенно встроились в новые реалии, что-то сохранили, что-то творчески развили под новыми веяниями, но что тут с Ордой у них может быть? Только торговые связи.
Вот унженские меря - да, через марийцев связь с Ордой и с Казанью они имели. Также наиболее тесное общение с Ордой было у нижегородских и городецких князей. Поскольку мерянское присутствие здесь имело место, особенно в Городце, можно предположить и участие здешних меря в местной политической жизни, включая действия в союзе с татарами.
Ещё возможно отметить момент на излёте ордынской истории, когда татары целыми родами заселялись на Верхневолжье, переходя в московское подданство. Наиболее яркая страница - феномен Касимовского царства. Этнографически в нем всё смешалось - ордынцы, татары-мишари, мещёра, эрзяне, нечто типологически близкое можно углядеть в примере с выходцами из Орды Сабуровыми, получившими в управление Мерьский стан под Костромой, представляется, что подобные сочетания не случайны, но их подоплёка пока что не совсем для нас понятна...
Васка Шемтолгай.
#меря #орда #татары
Мерянский историк Васка Шемтолгай размышляет над тезисами озвученными в недавнем посте канала «ОРДА: фактыVSмнения».
Тут рассуждать надо в контексте рассеяния мерянского этноса. Одни постепенно обрусели, сначала в Ростово-Суздальской стороне, затем в Пошехонье, Заволжье, другие слились с мари. Наиболее непримиримые сконцентрировались на Унже и Керженце. Они были сами по себе, вне московской или казанской гос.структур, так же как ветлужские мари. Условная граница по Ветлуге между русскими княжествами и Ордой - по началу лишь заявка о намерениях. Конкретно касалась небольшого участка в верховьях возле Шарьи. По факту, русские князья лишь периодически пытались установить свой контроль над местностью, населённой меря - выходцами из Ростово-Суздальской земли. В остальное время местные меря жили себе вполне вольно, взаимодействие больше было с Новгородом, здесь появлялись его торговые фактории. Татары же практически не вмешивались в дела ветлужских мари, лишь гоняли весной-летом свои стада по Ветлуге до уренских пастбищ. Такое невмешательство сделало марийцев союзниками Казани.
Часть последних меря под давлением притеснений со стороны Москвы влилась в марийскую среду и участвовала в их набегах на укрепления русских в мерянской земле (Заволжские войны XV - XVI вв.). большая же часть, хотя и оставалась оппозиционной власти Москвы, всё же признавала её как силу. В целом, можно сказать, что мерянская Унжа и марийская Ветлуга были в XIII - XVI вв. вольными окраинами двух держав, вступая иногда в те или иные союзы и участвуя в их конфликтах, но по большей части - живя по старине, родо-племенным строем, возделывая поля, ловя рыбу, гоняя скотинку, качая мёд, торгуя с соседями. А за проход купцов с Вятки на Галич-Мерьский беря традиционный откуп. Казань старалась эти вольные общества использовать в своих целях, а Москва смотрела на них как на источник угрозы и помеху.
Можно добавить ещё про союзнические отношения галич-мерьских князей с унженскими меря, формально они были подданными Галича-Мерьского и их земля числилась в составе княжества, но с падением династии Шемяки и захватом Галича-Мерьского Москвой Унжа ушла из сферы русского влияния. В результате - сто лет конфронтации.
Что касается обрусевших меря с Костромской и Ростово-Суздальской земли - политически они становились русскими. и участвовали в походах на Казань, и так же против своих же унженских собратьев, не желавших подчинения узурпаторам.
Какая-то политическая связь была у меря в древности с булгарами, но это всё в истории полунамёками звучит. Тема же Меря и Орда не вполне понятна и разрешима. поскольку в ордынское время мерянский народ расслоился, и приходится говорить о его неравнозначных и разнокультурных частях. Потомки меря среди русской аристократии - тут чисто государственнический подход официальной истории. Общая масса обрусевших меря - их в истории почти нет, тут языкознание и археология через бытовые вещи даёт больше представления, ну да, постепенно встроились в новые реалии, что-то сохранили, что-то творчески развили под новыми веяниями, но что тут с Ордой у них может быть? Только торговые связи.
Вот унженские меря - да, через марийцев связь с Ордой и с Казанью они имели. Также наиболее тесное общение с Ордой было у нижегородских и городецких князей. Поскольку мерянское присутствие здесь имело место, особенно в Городце, можно предположить и участие здешних меря в местной политической жизни, включая действия в союзе с татарами.
Ещё возможно отметить момент на излёте ордынской истории, когда татары целыми родами заселялись на Верхневолжье, переходя в московское подданство. Наиболее яркая страница - феномен Касимовского царства. Этнографически в нем всё смешалось - ордынцы, татары-мишари, мещёра, эрзяне, нечто типологически близкое можно углядеть в примере с выходцами из Орды Сабуровыми, получившими в управление Мерьский стан под Костромой, представляется, что подобные сочетания не случайны, но их подоплёка пока что не совсем для нас понятна...
Васка Шемтолгай.
#меря #орда #татары
Telegram
ОРДА: фактыVSмнения
История так именуемого пространства Мерянии концептуально ещё не полностью раскрыта, критически осмыслена.
https://yangx.top/merjanin/953
По крайней мере, недостаточно публичных источников с общедоступной информацией.
Здесь наверное скорее всего о взаимодействии…
https://yangx.top/merjanin/953
По крайней мере, недостаточно публичных источников с общедоступной информацией.
Здесь наверное скорее всего о взаимодействии…
Водка и колдовское дъло въ Чухломе 1866 г.
Въ 1866 в г. Чухломскимъ судебныеъ следователем» было возбуждено преследование крестьянина дер. Федосова Филиппа Ананьева по обвинешю его въ колдовстве. Оффициально о федосовскомъ колдуне следователю стало известно отъ сельскаго старосты, заявившаго, что помянутый крестьянинь «занимается колдовствомъ и къ нему для этой надобности стекается значительное количество народу изъ соседнихъ даже уЬздовъ и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествiя».
Очевидно за федосовскимъ крестьяниномъ сельский староста предиоложилъ и знакомство съ нечистыми силами, и посещенie его сатаною и пр., чемъ настояние колдуны импонировали на невежественную народную массу. Встревожился и судебный следователь, немедленно далъ знать о новоявленномъ колдуне Чухломской полицiи и въ результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине дер. Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовствомъ и леченiемъ разныхъ лицъ, приходящихъ къ нему».
Однако, кого же украсили титуломъ колдуна? И зъ полiцейскаго разследованiя, данныхъ обыска и показанiй обвиняемаго и окольныхъ людей съ достаточною ясностью определилось, что это былъ самый смирный мужичекъ богобоязненный и трезвый.
Это последнее обстоятельство пожалуй и сослужило злополучному Ананьину худую службу, ибо известно, что если неумеренное употребленiе спиртного зелья доводить до близкаго знакомства съ чертомъ, то и совершенное непитiе - признакъ недобрый....
С.П.А.—Колдовское дело. „Костром. Старина", ВЫП. VII. К. 1912, стр. 29—34
Да, про водку конечно смешно, но это смех сквозь слезы, 7 мая 1866 года 72-летний старец за свою несокрушимую веру в апокрифы, силу молитвы и трезвость, пошел в полицейскую кутузку на 4 недели с предупреждением. В окончательном приговоре Чухломского полицейского управления деяние Ананьина было именовано ворожбой.
Кстати в контексте этого случая вспомнилась старая заметка про колдовство, пол и этничность.
Оказывается, до второй половине XIX века колдовство в коренной центральной и северной Мерямы (Великороссии) было преимущественно мужским занятием. По разным данным, среди привлечённых к суду в XVIII-XIX веках за колдовство было от 113 до 168 мужчин и от 16 до 36 женщин.
Феминизация колдовского дела произошла у нас только в XX веке, при советской власти, когда в основном женщины оказались хранительницами уходящей в небытие традиционных культур.
Занятно, что если у нас мерян, и постмерян колдовство изначально было мужским уделом, как у финно-угров, то на славянской Украине — уже, как минимум, с XVII в. — в нём безоговорочно лидируют женщины, причём далеко не из низов. В одном документе 1735 г. среди обвиняемых в колдовстве есть и полковница, и старостиха, и шинкарка, но даже среди свидетелей не упомянут ни один мужчина.
См.: Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700 — 1740. М., 2000.
Не славянское наше верхневолжское колдовство, не славянское))))
#колдовство #магия #меря
Въ 1866 в г. Чухломскимъ судебныеъ следователем» было возбуждено преследование крестьянина дер. Федосова Филиппа Ананьева по обвинешю его въ колдовстве. Оффициально о федосовскомъ колдуне следователю стало известно отъ сельскаго старосты, заявившаго, что помянутый крестьянинь «занимается колдовствомъ и къ нему для этой надобности стекается значительное количество народу изъ соседнихъ даже уЬздовъ и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествiя».
Очевидно за федосовскимъ крестьяниномъ сельский староста предиоложилъ и знакомство съ нечистыми силами, и посещенie его сатаною и пр., чемъ настояние колдуны импонировали на невежественную народную массу. Встревожился и судебный следователь, немедленно далъ знать о новоявленномъ колдуне Чухломской полицiи и въ результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине дер. Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовствомъ и леченiемъ разныхъ лицъ, приходящихъ къ нему».
Однако, кого же украсили титуломъ колдуна? И зъ полiцейскаго разследованiя, данныхъ обыска и показанiй обвиняемаго и окольныхъ людей съ достаточною ясностью определилось, что это былъ самый смирный мужичекъ богобоязненный и трезвый.
Это последнее обстоятельство пожалуй и сослужило злополучному Ананьину худую службу, ибо известно, что если неумеренное употребленiе спиртного зелья доводить до близкаго знакомства съ чертомъ, то и совершенное непитiе - признакъ недобрый....
С.П.А.—Колдовское дело. „Костром. Старина", ВЫП. VII. К. 1912, стр. 29—34
Да, про водку конечно смешно, но это смех сквозь слезы, 7 мая 1866 года 72-летний старец за свою несокрушимую веру в апокрифы, силу молитвы и трезвость, пошел в полицейскую кутузку на 4 недели с предупреждением. В окончательном приговоре Чухломского полицейского управления деяние Ананьина было именовано ворожбой.
Кстати в контексте этого случая вспомнилась старая заметка про колдовство, пол и этничность.
Оказывается, до второй половине XIX века колдовство в коренной центральной и северной Мерямы (Великороссии) было преимущественно мужским занятием. По разным данным, среди привлечённых к суду в XVIII-XIX веках за колдовство было от 113 до 168 мужчин и от 16 до 36 женщин.
Феминизация колдовского дела произошла у нас только в XX веке, при советской власти, когда в основном женщины оказались хранительницами уходящей в небытие традиционных культур.
Занятно, что если у нас мерян, и постмерян колдовство изначально было мужским уделом, как у финно-угров, то на славянской Украине — уже, как минимум, с XVII в. — в нём безоговорочно лидируют женщины, причём далеко не из низов. В одном документе 1735 г. среди обвиняемых в колдовстве есть и полковница, и старостиха, и шинкарка, но даже среди свидетелей не упомянут ни один мужчина.
См.: Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700 — 1740. М., 2000.
Не славянское наше верхневолжское колдовство, не славянское))))
#колдовство #магия #меря
«Юмалан крестымаш» (Крещение Христа-Юма).
Если в этот день ясная и холодная погода - к засушливому лету, если пасмурная и снежная - к обильному урожаю.
В моей новой картине использованы крестьянские образы художника Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892) из серии гравюр «Народы Российского государства».
Родился Федор Григорьевич в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа И. А. Мусина-Пушкина. Граф обнаружил одаренность Федора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году. При окончании академического курса, в 1824 году, за картину «Крестьянское семейство», получил малую золотую медаль, а в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» — большую золотую медаль.
В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За все время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.
Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществленного после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров.
#андреймерянин #народноеправославие #этнофутуризм #арт
Если в этот день ясная и холодная погода - к засушливому лету, если пасмурная и снежная - к обильному урожаю.
В моей новой картине использованы крестьянские образы художника Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892) из серии гравюр «Народы Российского государства».
Родился Федор Григорьевич в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа И. А. Мусина-Пушкина. Граф обнаружил одаренность Федора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году. При окончании академического курса, в 1824 году, за картину «Крестьянское семейство», получил малую золотую медаль, а в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» — большую золотую медаль.
В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За все время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.
Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществленного после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров.
#андреймерянин #народноеправославие #этнофутуризм #арт
Мерянские шаньги и костромские колобашки признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.
"Галивон-онлайн" 2035
#братьястругацкие
"Галивон-онлайн" 2035
#братьястругацкие
Монастырская колонизация и русские.
Вдогонку вчерашней темы "Монастырская колонизация и мерянский язык" канала "Покалякаем по Меряжски". Много раз приходилось слышать один и тот же вопрос- почему весь, меря, мурома, мещёра исчезли, а мари, эрзя, мокша, удмурты, карелы, коми, чуваши, татары, и иные нерусские народы и их языки, нет. Я всегда вспоминаю крылатое выражение Достоевского: "русский - значит православный".
Взгляните на карту православных церквей и монастырей России. Ареал их наибольшего распространения коррелирует с территориями обрусевших древних народов: мери, муромы, мещеры, веси. Да, и вятичей, кривичей, словен, это касается тоже, но отлично прослеживается ядро изначальных мерянских земель Московии (Ростово-Суздальская земля).
Я выделил на карте 4 ядра:
красный: ростовско-переславская меря
зеленый: суздальская меря
синий: шуйско-кинешемская меря
фиолетовый: заволжская меря
В Заволжье хорошо прослеживается линия границы между колонизируемой Москвой заволжской мерей и марийцами, она проходит по реке Унже. В треугольнике Унжа - Волга - Вятка очень мало церквей и монастырей, только анклавами по Ветлуге и ее притокам, именно в этом регионе сохранился марийский язык и марийский этнос.
И наоборот, наименьшее их количество находится в землях еще сохранившихся (или в целом сохранявшихся до первой половины XX века) нерусских народов.
Итак, христианство в империи – это не просто культурообразующая религия, это система русификации. Именно она за 500-600 лет создала базис "великорусского" этноса, который к 1917 все еще оставался очень рыхлым образованием. На этой базе Сталин из великороссов создал русский (советский) народ, процессу способствовала урбанизация и культурно-языковая политика в РСФСР, в частности борьба с диалектами. Последовавшее за ними угасание старой традиционной деревни, с одной стороны, завершили этногенез "русских" на территориях Верхневолжья и Поветлужья, с другой стороны, создание национальных автономий, в дальнейшем автономных республик в составе РСФСР, не дало его завершить окончательно. Если бы марийцы не получили национальную автономию в рамках Марий Эл, их ждала бы судьба их сородичей на Ветлуге и в Кировской области (Вятке), которые почти совершенно обрусели за последние 100 лет.
#колонизация #христианство #мерянскийязык #марийцы
Вдогонку вчерашней темы "Монастырская колонизация и мерянский язык" канала "Покалякаем по Меряжски". Много раз приходилось слышать один и тот же вопрос- почему весь, меря, мурома, мещёра исчезли, а мари, эрзя, мокша, удмурты, карелы, коми, чуваши, татары, и иные нерусские народы и их языки, нет. Я всегда вспоминаю крылатое выражение Достоевского: "русский - значит православный".
Взгляните на карту православных церквей и монастырей России. Ареал их наибольшего распространения коррелирует с территориями обрусевших древних народов: мери, муромы, мещеры, веси. Да, и вятичей, кривичей, словен, это касается тоже, но отлично прослеживается ядро изначальных мерянских земель Московии (Ростово-Суздальская земля).
Я выделил на карте 4 ядра:
красный: ростовско-переславская меря
зеленый: суздальская меря
синий: шуйско-кинешемская меря
фиолетовый: заволжская меря
В Заволжье хорошо прослеживается линия границы между колонизируемой Москвой заволжской мерей и марийцами, она проходит по реке Унже. В треугольнике Унжа - Волга - Вятка очень мало церквей и монастырей, только анклавами по Ветлуге и ее притокам, именно в этом регионе сохранился марийский язык и марийский этнос.
И наоборот, наименьшее их количество находится в землях еще сохранившихся (или в целом сохранявшихся до первой половины XX века) нерусских народов.
Итак, христианство в империи – это не просто культурообразующая религия, это система русификации. Именно она за 500-600 лет создала базис "великорусского" этноса, который к 1917 все еще оставался очень рыхлым образованием. На этой базе Сталин из великороссов создал русский (советский) народ, процессу способствовала урбанизация и культурно-языковая политика в РСФСР, в частности борьба с диалектами. Последовавшее за ними угасание старой традиционной деревни, с одной стороны, завершили этногенез "русских" на территориях Верхневолжья и Поветлужья, с другой стороны, создание национальных автономий, в дальнейшем автономных республик в составе РСФСР, не дало его завершить окончательно. Если бы марийцы не получили национальную автономию в рамках Марий Эл, их ждала бы судьба их сородичей на Ветлуге и в Кировской области (Вятке), которые почти совершенно обрусели за последние 100 лет.
#колонизация #христианство #мерянскийязык #марийцы
Что было не из дерева, но стало деревянным?
Ребята из московской мастерской "Из леса вестимо", Даша и Владислав, сделали деревянные реплики мерянских подвесок X-XII века (подвеска петушок, подвеска курочка, коньковая подвеска, подвеска из Левашихи, более сложного зооморфного характера, возможно конек). Старались сохранить оригинальные размеры, что в целом получилось.
Наши предки верили, что шум от привесок (как цепочки с бубенцами на первом фото) отпугивает злых духов и защищает. При ходьбе подвеска издавала гремящий звук или мелодичный звон. Вся эта красота была украшена орнаментом. Изготавливались в одно - или двусторонних жестких формах, путем оттиска в глине или отливки из восковой модели. Сейчас их используют как обереги или необычные броши-украшения.
Подвески из дерева почти закончены, но их количество ограничено. Кому интересно загляните к ним в группу в ВК. https://vk.com/les.vestimo
#меря
Ребята из московской мастерской "Из леса вестимо", Даша и Владислав, сделали деревянные реплики мерянских подвесок X-XII века (подвеска петушок, подвеска курочка, коньковая подвеска, подвеска из Левашихи, более сложного зооморфного характера, возможно конек). Старались сохранить оригинальные размеры, что в целом получилось.
Наши предки верили, что шум от привесок (как цепочки с бубенцами на первом фото) отпугивает злых духов и защищает. При ходьбе подвеска издавала гремящий звук или мелодичный звон. Вся эта красота была украшена орнаментом. Изготавливались в одно - или двусторонних жестких формах, путем оттиска в глине или отливки из восковой модели. Сейчас их используют как обереги или необычные броши-украшения.
Подвески из дерева почти закончены, но их количество ограничено. Кому интересно загляните к ним в группу в ВК. https://vk.com/les.vestimo
#меря
Марийский историк Акцорин о зоне древних контактов финно-угорских племен.
Этот вопрос помогают решить археологические находки, сделанные по Вычегде, Сухоне, Югу, Костроме, верховьям Ветлуги, устью Вычегды: они сочетают элементы, принадлежащие вепсам, марийцам, мере, пермским народам (Савельева, 1971, с.180). О непосредственном контакте костромской мери с ветлужскими марийцами пишет и Е.И. Горюнова (Горюнова, 1961, с.244). Родственная связь мерянских племен с марийцами прослеживается в лексических параллелях, относящихся к материальной и духовной культуре марийцев и вепсов.
Самый примитивный вид жилища - конусообразный шалаш из жердей с открытым очагом посередине у эстонцев называется "коа". Такое название жилища у остальных прибалтийских и волжских финнов неизвестен. Однако название "кудо" известно у мордвы (современная изба) и марийцев (летняя кухня). Срубное жилище по-марийски - "пёрт". Этот термин не встречается у соседних финно-угорских и тюркских народов, но известен у венгров - pert, карелов - perti, ижоры - pertti, саамов - pyrt, латышей - pirts (баня). Это сходство могло возникнуть только в результате непосредственного контакта носителей балтийских языков с древними финнами. Срубные сооружения, называемые "пёрт", аналогичны жилым постройкам дьяковской культуры - предков мери - на Верхней Волге. В горномарийском языке скотный двор называется "левичы", в других наречиях - "вольык пече", "сарай". Слово в горном языке, вероятно, восходит к основам "воот" - "скот" в прибалтийско-финских языках и "пичы" -"изгородь" в марийском.
#финноугры
Этот вопрос помогают решить археологические находки, сделанные по Вычегде, Сухоне, Югу, Костроме, верховьям Ветлуги, устью Вычегды: они сочетают элементы, принадлежащие вепсам, марийцам, мере, пермским народам (Савельева, 1971, с.180). О непосредственном контакте костромской мери с ветлужскими марийцами пишет и Е.И. Горюнова (Горюнова, 1961, с.244). Родственная связь мерянских племен с марийцами прослеживается в лексических параллелях, относящихся к материальной и духовной культуре марийцев и вепсов.
Самый примитивный вид жилища - конусообразный шалаш из жердей с открытым очагом посередине у эстонцев называется "коа". Такое название жилища у остальных прибалтийских и волжских финнов неизвестен. Однако название "кудо" известно у мордвы (современная изба) и марийцев (летняя кухня). Срубное жилище по-марийски - "пёрт". Этот термин не встречается у соседних финно-угорских и тюркских народов, но известен у венгров - pert, карелов - perti, ижоры - pertti, саамов - pyrt, латышей - pirts (баня). Это сходство могло возникнуть только в результате непосредственного контакта носителей балтийских языков с древними финнами. Срубные сооружения, называемые "пёрт", аналогичны жилым постройкам дьяковской культуры - предков мери - на Верхней Волге. В горномарийском языке скотный двор называется "левичы", в других наречиях - "вольык пече", "сарай". Слово в горном языке, вероятно, восходит к основам "воот" - "скот" в прибалтийско-финских языках и "пичы" -"изгородь" в марийском.
#финноугры
Forwarded from Покалякаем по Меряжски!
Испей-развыкушай, да край невыкуси!
Тута, читая перед сном "Костромскую народную кухню" нашел замечательный пример постмерянского глагола* (по Ткаченко) в повелительном наклонении - "испей-развыкушай". Эвон!
В копилочку.
* Автор термина советский лингвист О.Ткаченко, автор монографии по реконструкции мерянского языка. Концепт означает то, что в русский глагол вшита мерянская матрица, которая этим русским глаголом и командует.
#костромскойдиалект
Тута, читая перед сном "Костромскую народную кухню" нашел замечательный пример постмерянского глагола* (по Ткаченко) в повелительном наклонении - "испей-развыкушай". Эвон!
В копилочку.
* Автор термина советский лингвист О.Ткаченко, автор монографии по реконструкции мерянского языка. Концепт означает то, что в русский глагол вшита мерянская матрица, которая этим русским глаголом и командует.
#костромскойдиалект
Меря в ярославской поэзии.
Везде мерещилась она.
Мерянским мороком зелёным
Она одна. И ты до дна
Дурман глотал вином креплёным.
Рекой бесовские огни,
Ручьи искрились и горели.
Ее волос из сотен звёзд
Моря волной укрыли ели.
Души последний оберег.
Уйти от страсти приворота
Весенних глаз. Который раз
Сказать "прощай", и за ворота.
И ты бродил среди полей.
Ведомый сумраком креплёным.
А в нём мерещилась она
Мерянским мороком зелёным.
Рыбинский поэт Игорь Шишкин.
#меря #поэзия
Везде мерещилась она.
Мерянским мороком зелёным
Она одна. И ты до дна
Дурман глотал вином креплёным.
Рекой бесовские огни,
Ручьи искрились и горели.
Ее волос из сотен звёзд
Моря волной укрыли ели.
Души последний оберег.
Уйти от страсти приворота
Весенних глаз. Который раз
Сказать "прощай", и за ворота.
И ты бродил среди полей.
Ведомый сумраком креплёным.
А в нём мерещилась она
Мерянским мороком зелёным.
Рыбинский поэт Игорь Шишкин.
#меря #поэзия
Forwarded from Иван Сусанин
В контексте истории ИПО и проектов укрупнения регионов ЦФО. Как бы это парадоксально не звучало, но путинские технократы - Хуснуллин и Ко, являются естественными союзниками мерянских этнофутуристов. Проект единого Верхневолжского региона самым естественным образом ложится на конструируемый нами мерянский культурный фундамент.
"У ЕҤ" документальный фильм (Марий Эл, 2022, У ЕН)
Мари в основе более патриархальны, чем русские православные. Для многих даже невинная марийская эстрада это уже отход от традиций. Хотя, большинству нравится, и она поддерживает культуру повседневного использования родного языка. Панкующий пост-модерн выбивается из общей атмосферы. Впрочем, своим задором они подкупают. Чем-то напоминая подобный задор марийских гармонистов - частушечников. Постепенно их начинают позитивно воспринимать не только студенты, но и большинство слушателей.
Васка Шёмтолгай
#мари #уен
https://m.youtube.com/watch?v=_wgLQ0bPiW4&feature=youtu.be
Мари в основе более патриархальны, чем русские православные. Для многих даже невинная марийская эстрада это уже отход от традиций. Хотя, большинству нравится, и она поддерживает культуру повседневного использования родного языка. Панкующий пост-модерн выбивается из общей атмосферы. Впрочем, своим задором они подкупают. Чем-то напоминая подобный задор марийских гармонистов - частушечников. Постепенно их начинают позитивно воспринимать не только студенты, но и большинство слушателей.
Васка Шёмтолгай
#мари #уен
https://m.youtube.com/watch?v=_wgLQ0bPiW4&feature=youtu.be
YouTube
"У ЕҤ" документальный фильм (Марий Эл, 2022, У ЕН)
"У ЕҤ" – марийский ансамбль из 8 молодых музыкантов, играющих колоритный этно-панк в Йошкар-Оле и за её пределами. Особенность группы – в поиске нового звучания путём совмещения традиционных народных инструментов (шӱвыр, ия-ковыж, кӱсле, коҥ-коҥ, шиялтыш)…
"Финно-угорская матрица" Димы Ермакова.
Залез в профайл к старому елташу, московскому фотографу Диме Ермакову и наткнулся на кадры со съемок фильма "Финно-угорская матрица" у Киндяковского камня в которых мы с кимрскими реконструкторами из КИР "Меря" участвовали в 2014 году. Вернее Дима нас снимал во время зажжения Осеннего Огня. Атмосферно.
#меря #киндяковскийкамень
Залез в профайл к старому елташу, московскому фотографу Диме Ермакову и наткнулся на кадры со съемок фильма "Финно-угорская матрица" у Киндяковского камня в которых мы с кимрскими реконструкторами из КИР "Меря" участвовали в 2014 году. Вернее Дима нас снимал во время зажжения Осеннего Огня. Атмосферно.
#меря #киндяковскийкамень