«Мерянская Троица» на Шемякиной горе.
Всем известна «Зырянская Троица» — икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом. Ныне она экспонируется в Вологодском музее, в 2015 году я лицезрел ее собственными глазами.
Вот решил нарисовать «Мерянскую Троицу». Образ далекий от православного канона, но тем не менее, лично для меня он выражает нашу мерянскую духовность. Посередине ангел в образе крестьянина Атя-Юмала (Бог Отец), слева от него ангел в образе молодого монаха Арва-Юмала (Бог Сын), справа ангел в образе нищего Водыш-Юмала (Святой Дух) над которым парит небесная Белая птица. Ангелы находится на средневековом городище Галича-Мерьского, на дальнем конце которого над озером Нерон возвышается Шемякина гора на которой растет священная сосна с подрубленными ветвями — аналог карельского карсикко (вечнозеленый зеленый Мамврийский дуб). Сосна символизирует древо Предков и Вечной Духовной Жизни.
Лужайка с жертвенной чашей — центр композиции - символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:
« Небо – престол Мой, а земля — подножие ног Моих».
Отсюда следует, что «Мерянскую Троицу» изображает два плана бытия — Небеса и землю. Ангелы находятся на Небесах. Подножие ног Ангелов символизирует землю.
Центральный Ангел взирает на левого (от себя) ангела. Левый Ангел смотрит на правого, а правый на зрителя. На центрального Ангела не смотрит никто.
Почему так? Потому что, согласно покаянного канона:
"Бога человек невозможно видеть, на Негоже не смеют чины ангельские взирать".
Аминь!
Вместе с Васка Шёмтолгай придумали мерянскую молитву Триединому богу. В качестве основы использована молитва толстовских старцев —
ТЕНАН КОЛМАТ! МЕНАН КОЛМАТ! МЕНАН ЖАЛЯСТА!
ТРОЕ ВАС! ТРОЕ НАС! ПОМИЛУЙ НАС!
На мой взгляд она лучше всего передает дух минималистичной и аутичной северной мерянской веры.
Арт: Андрей Мерянин. 2021.
#меря #этнофутуризм
Всем известна «Зырянская Троица» — икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом. Ныне она экспонируется в Вологодском музее, в 2015 году я лицезрел ее собственными глазами.
Вот решил нарисовать «Мерянскую Троицу». Образ далекий от православного канона, но тем не менее, лично для меня он выражает нашу мерянскую духовность. Посередине ангел в образе крестьянина Атя-Юмала (Бог Отец), слева от него ангел в образе молодого монаха Арва-Юмала (Бог Сын), справа ангел в образе нищего Водыш-Юмала (Святой Дух) над которым парит небесная Белая птица. Ангелы находится на средневековом городище Галича-Мерьского, на дальнем конце которого над озером Нерон возвышается Шемякина гора на которой растет священная сосна с подрубленными ветвями — аналог карельского карсикко (вечнозеленый зеленый Мамврийский дуб). Сосна символизирует древо Предков и Вечной Духовной Жизни.
Лужайка с жертвенной чашей — центр композиции - символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:
« Небо – престол Мой, а земля — подножие ног Моих».
Отсюда следует, что «Мерянскую Троицу» изображает два плана бытия — Небеса и землю. Ангелы находятся на Небесах. Подножие ног Ангелов символизирует землю.
Центральный Ангел взирает на левого (от себя) ангела. Левый Ангел смотрит на правого, а правый на зрителя. На центрального Ангела не смотрит никто.
Почему так? Потому что, согласно покаянного канона:
"Бога человек невозможно видеть, на Негоже не смеют чины ангельские взирать".
Аминь!
Вместе с Васка Шёмтолгай придумали мерянскую молитву Триединому богу. В качестве основы использована молитва толстовских старцев —
ТЕНАН КОЛМАТ! МЕНАН КОЛМАТ! МЕНАН ЖАЛЯСТА!
ТРОЕ ВАС! ТРОЕ НАС! ПОМИЛУЙ НАС!
На мой взгляд она лучше всего передает дух минималистичной и аутичной северной мерянской веры.
Арт: Андрей Мерянин. 2021.
#меря #этнофутуризм
Кто сказал что чудь не носила вышиванки? Вот, пожалте, жители Николо-Чудцы, 1940-ые.
Нынешние жители куста деревень Николо-Чудцы помнят о том, что раньше "все это место", вплоть до самого Чухломского озера, было "наше", всюду жила чудца, а само озеро называлось Чудским.
Браки с чужими иногда отмечались, но считались непрестижными. Склонность к эндогамии может быть связана с вышеупомянутой демографической пропорцией (достаточное количество женщин), а также с характерным для чудцы "автохтонным" самосознанием, покоящемся на безусловной ценности и поощрении оседлой жизни на одном месте.
По мнению академика Матвеева по отношению к мере в топонимике русскими часто использовался широко распространенный внешний этноним «чудь». Наподобие часто упоминаемого в работах о мере Чудского Конца в Ростове обычно связываемого с мерянами. Этнонимы этого типа многократно зафиксированы на территории ИМЗ (исторической мерянской земли), ср. Чудинка, н. п. (Моск), Чудинки, местн. (Яр), Чудская, н. п. (Влад), Чудской Закоулок, пуст. (Яр), Чудь, н. п. (Иван, дважды), Чудь, н. п. (Нижег) и др.; в Костромском крае – Чудская волость, Чудь, н. п. (трижды), Чудцы, н. п. (дважды) и др. Поэтому Матвеев считал естественным связывать названия такого рода с летописной мерей.
#кострома #чудь
Нынешние жители куста деревень Николо-Чудцы помнят о том, что раньше "все это место", вплоть до самого Чухломского озера, было "наше", всюду жила чудца, а само озеро называлось Чудским.
Браки с чужими иногда отмечались, но считались непрестижными. Склонность к эндогамии может быть связана с вышеупомянутой демографической пропорцией (достаточное количество женщин), а также с характерным для чудцы "автохтонным" самосознанием, покоящемся на безусловной ценности и поощрении оседлой жизни на одном месте.
По мнению академика Матвеева по отношению к мере в топонимике русскими часто использовался широко распространенный внешний этноним «чудь». Наподобие часто упоминаемого в работах о мере Чудского Конца в Ростове обычно связываемого с мерянами. Этнонимы этого типа многократно зафиксированы на территории ИМЗ (исторической мерянской земли), ср. Чудинка, н. п. (Моск), Чудинки, местн. (Яр), Чудская, н. п. (Влад), Чудской Закоулок, пуст. (Яр), Чудь, н. п. (Иван, дважды), Чудь, н. п. (Нижег) и др.; в Костромском крае – Чудская волость, Чудь, н. п. (трижды), Чудцы, н. п. (дважды) и др. Поэтому Матвеев считал естественным связывать названия такого рода с летописной мерей.
#кострома #чудь
Арбуй / Волхв. 2021.
Арбуи – языческие жрецы древнерусской истории, они же волхвы. Этническая принадлежность арбуев традиционно карельская и вепсская. Название арвуй засвидетельствовано у северо-западных и горных марийцев. По-видимому раньше так называли картов (тюркизм). Те самые суздальские и ярославские мерянские волхвы XI века вполне могли носить такое же название.
Касательно слова «Арбуй» Кузнецов приводит сравнение с финским arpa – «жребий», «орудие для ворожбы или гадания», но одновременно и с татарским глаголом Арбан – «ворожить», «волхвовать», подчёркивая теснейшую связь угорских и тюркских языков.
Не обошёл стороной слово «Арбуй» полвека спустя и Макс Фасмер. Судя по дате (1534 г.), Фасмер опирается на тот же источник – послание архиепископа новгородского Макария: «Арбу́й» «жрец», с 1534 г. в Новгороде, сюда же др.-русск. арбую, арбовати «отправлять языческое богослужение» (там же, 1548 г.). Заимств. из фин. arpoja «прорицатель, предсказатель»; см. Калима. Из-за географического распространения менее вероятным является возведение этого слова к мар. arbuj «Жрец, колдун» от AR «разум» и ßuj "голова».
Попробуем, разобрать данное слово подробнее. Вот что находим в угро-финских (УФ) словарях, вкл. эстонский:
aru [ару] (эст.), ōra [ыра] (ливск.), ar [ар] (марийск.), arva [арва] (водск., фин., ижорск., карельск.) - разум, понимание, ясность, объяснение (напр., ma saan aru [ма саан ару] - я понимаю (досл., «я получаю разум, ясность»), ma ei saa aru [ма эй саа ару] - я не понимаю (досл., «я не получаю разум, ясность»); ere [эре] (эст.) - яркий;
arva, arvama [арва, арвама] (эст.), arrõ [арры] (ливск.), arvata [арвата] (водск.), artavni̮ [артавны] (коми), arśems [арьсе(мс)] (эрзянск.), arśə(ms) [арьсэ(мс)] (мокшанск.), ar’s’e(ms), арьсе(мс) (муромск.) - понимать, разуметь, думать, полагать, считать, решать, мыслить, размышлять (напр., sa arvad [са арвад] (эст.) - ты думаешь); arvata [арвата] (фин., карельск.), arvada [арвада] (ижорск.) - оценивать;
aru pida(ma) [ару пида(ма)] (эст.) - обдумывать, взвешивать, размышлять, обсуждать, совещаться, досл., "держать разум, разумение"; arupidamine, arupidamise [арупидамине, арупидамизе] (эст.), aru pidämine [ару пидямине] (диал. фин.) - обдумывание, взвешивание, размышление, обсуждение, совещание; arupidaja [арупидая] (эст.), arupidäri [арупидяри] (диал. фин.) - тот, кто обдумывает, взвешивает, размышляет, обсуждает, совещается, досл. "тот, кто держит разум, разумение".
С учетом образования субъекта действия в настоящем с помощью суффиксов -ja, -nik, -r(-ri).
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #арбуй #язычество #мифология #merjamaa
Арбуи – языческие жрецы древнерусской истории, они же волхвы. Этническая принадлежность арбуев традиционно карельская и вепсская. Название арвуй засвидетельствовано у северо-западных и горных марийцев. По-видимому раньше так называли картов (тюркизм). Те самые суздальские и ярославские мерянские волхвы XI века вполне могли носить такое же название.
Касательно слова «Арбуй» Кузнецов приводит сравнение с финским arpa – «жребий», «орудие для ворожбы или гадания», но одновременно и с татарским глаголом Арбан – «ворожить», «волхвовать», подчёркивая теснейшую связь угорских и тюркских языков.
Не обошёл стороной слово «Арбуй» полвека спустя и Макс Фасмер. Судя по дате (1534 г.), Фасмер опирается на тот же источник – послание архиепископа новгородского Макария: «Арбу́й» «жрец», с 1534 г. в Новгороде, сюда же др.-русск. арбую, арбовати «отправлять языческое богослужение» (там же, 1548 г.). Заимств. из фин. arpoja «прорицатель, предсказатель»; см. Калима. Из-за географического распространения менее вероятным является возведение этого слова к мар. arbuj «Жрец, колдун» от AR «разум» и ßuj "голова».
Попробуем, разобрать данное слово подробнее. Вот что находим в угро-финских (УФ) словарях, вкл. эстонский:
aru [ару] (эст.), ōra [ыра] (ливск.), ar [ар] (марийск.), arva [арва] (водск., фин., ижорск., карельск.) - разум, понимание, ясность, объяснение (напр., ma saan aru [ма саан ару] - я понимаю (досл., «я получаю разум, ясность»), ma ei saa aru [ма эй саа ару] - я не понимаю (досл., «я не получаю разум, ясность»); ere [эре] (эст.) - яркий;
arva, arvama [арва, арвама] (эст.), arrõ [арры] (ливск.), arvata [арвата] (водск.), artavni̮ [артавны] (коми), arśems [арьсе(мс)] (эрзянск.), arśə(ms) [арьсэ(мс)] (мокшанск.), ar’s’e(ms), арьсе(мс) (муромск.) - понимать, разуметь, думать, полагать, считать, решать, мыслить, размышлять (напр., sa arvad [са арвад] (эст.) - ты думаешь); arvata [арвата] (фин., карельск.), arvada [арвада] (ижорск.) - оценивать;
aru pida(ma) [ару пида(ма)] (эст.) - обдумывать, взвешивать, размышлять, обсуждать, совещаться, досл., "держать разум, разумение"; arupidamine, arupidamise [арупидамине, арупидамизе] (эст.), aru pidämine [ару пидямине] (диал. фин.) - обдумывание, взвешивание, размышление, обсуждение, совещание; arupidaja [арупидая] (эст.), arupidäri [арупидяри] (диал. фин.) - тот, кто обдумывает, взвешивает, размышляет, обсуждает, совещается, досл. "тот, кто держит разум, разумение".
С учетом образования субъекта действия в настоящем с помощью суффиксов -ja, -nik, -r(-ri).
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #арбуй #язычество #мифология #merjamaa
Пинежская чудь и Алексей человек Божий.
Прекрасная пинежская запись сделанная у Фофановой Паладьи Филипповны, 1905 г.р. Архангельская обл., Пинежский р-н, Карпогорский с/с, Ваймуша. Рассказала она это М. Н. Виролайнен и Н. Конюховой в 1985 году, в самом начале власти М. С. Горбачева, в начале "перестройки".
Жил-был князь Ефимий,
У них не было ни сына, ни дочки.
Стали они у бога просити
Либо сына, либо дочки.
И им дал бог сына.
Стали сына крестити.
Нарекли Алексеем.
Стали Алексея ростить.
Стал Алексей лет семи-шести.
Стали Алексея грамоте учить.
Грамота Алексею далась хорошо очень.
Стали его женити,
Прибрали княгиню Катерину.
Стали столы столовати,
Столы отстоловали, пиры отпировали.
Не пора ли тебе, Алексей, в особую спальню.
Шелков пояс отпоясыват.
Княгине Катерине отдават да приговариват:
"Когда этот шелков пояс порвется,
Я к тебе и буду".
С руки золотой перстень снимае
И княгине Катерине подавае.
- Когда он у тебя распаяца,
Я к тебе и буду.
Ушел в дальнюю пустыню
И там прожил век.
На старость приходит
Домой стариком.
Не предъявился ни отцу, ни матери.
- Пустите меня где-нибудь пожить.
У них пожить места нету.
Только под крыльцом место.
- Пустите меня где-нибудь под крыльцом.
Хороши слуги хорошей пищи принесут.
А худы - худой пищи принесут.
Он стал просить хороших слуг.
- Принесите мне чернильнцу с
Ручкой и бумагой.
Написал: "Я вам сын".
Он всё своё выписал и умер.
Узнали, прочитали,
Много было слёз.
И народ на похороны шёл
Три дня и три ночи.
Подобные истории происходили в каждом медвежьем углу. Тем они и ценны.
#север #мифология #пинега
Прекрасная пинежская запись сделанная у Фофановой Паладьи Филипповны, 1905 г.р. Архангельская обл., Пинежский р-н, Карпогорский с/с, Ваймуша. Рассказала она это М. Н. Виролайнен и Н. Конюховой в 1985 году, в самом начале власти М. С. Горбачева, в начале "перестройки".
Жил-был князь Ефимий,
У них не было ни сына, ни дочки.
Стали они у бога просити
Либо сына, либо дочки.
И им дал бог сына.
Стали сына крестити.
Нарекли Алексеем.
Стали Алексея ростить.
Стал Алексей лет семи-шести.
Стали Алексея грамоте учить.
Грамота Алексею далась хорошо очень.
Стали его женити,
Прибрали княгиню Катерину.
Стали столы столовати,
Столы отстоловали, пиры отпировали.
Не пора ли тебе, Алексей, в особую спальню.
Шелков пояс отпоясыват.
Княгине Катерине отдават да приговариват:
"Когда этот шелков пояс порвется,
Я к тебе и буду".
С руки золотой перстень снимае
И княгине Катерине подавае.
- Когда он у тебя распаяца,
Я к тебе и буду.
Ушел в дальнюю пустыню
И там прожил век.
На старость приходит
Домой стариком.
Не предъявился ни отцу, ни матери.
- Пустите меня где-нибудь пожить.
У них пожить места нету.
Только под крыльцом место.
- Пустите меня где-нибудь под крыльцом.
Хороши слуги хорошей пищи принесут.
А худы - худой пищи принесут.
Он стал просить хороших слуг.
- Принесите мне чернильнцу с
Ручкой и бумагой.
Написал: "Я вам сын".
Он всё своё выписал и умер.
Узнали, прочитали,
Много было слёз.
И народ на похороны шёл
Три дня и три ночи.
Подобные истории происходили в каждом медвежьем углу. Тем они и ценны.
#север #мифология #пинега
Чудья-Ава / Чудская Мать
Нас так и не крестили. Мы до сих пор живём по законам своих таёжных видений. Так-то мы и заставили Христа родиться в Ростове Великом, Николу на Комельском озере, а Богородицу в Нюхче на Пинеге-реке.
Перефразируя «Манифест каннибала» бразильского поэта-модерниста Освальда де Андраде, (1928).
Арт: Андрей Мерянин
Посвящается: исследователю пинежской чуди Сергею Григорьеву
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #merjamaa
Нас так и не крестили. Мы до сих пор живём по законам своих таёжных видений. Так-то мы и заставили Христа родиться в Ростове Великом, Николу на Комельском озере, а Богородицу в Нюхче на Пинеге-реке.
Перефразируя «Манифест каннибала» бразильского поэта-модерниста Освальда де Андраде, (1928).
Арт: Андрей Мерянин
Посвящается: исследователю пинежской чуди Сергею Григорьеву
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #merjamaa
Новая коллекция одежды Ольги Стахеевой «Мезень» представленная на Фестивале "Во Поморской стороне живём".
Модели: Театр Детской Моды Ольги Стахеевой
Фотограф Грибанов Артём
Радостно видеть такое вдумчивое переложение северных народных костюмов. Штрихи, нотки, комбинация цветов, пропорции. Блеск! И главное не арт в сферическом вакууме, все вполне носибельно в современной жизни. Что и демонстрируют эти милые северодвинские девочки, так отличающиеся от "моделек" их возраста. Дочка подрастет пожалуй куплю ей чего-нибудь в таком стиле.
Интересно, почему ничего подобного нет в нашему Верхневолжье? У нас же есть своя дизайнерская школа в ивановских текстилях...
#дизайн #костюм #русскийсевер
Модели: Театр Детской Моды Ольги Стахеевой
Фотограф Грибанов Артём
Радостно видеть такое вдумчивое переложение северных народных костюмов. Штрихи, нотки, комбинация цветов, пропорции. Блеск! И главное не арт в сферическом вакууме, все вполне носибельно в современной жизни. Что и демонстрируют эти милые северодвинские девочки, так отличающиеся от "моделек" их возраста. Дочка подрастет пожалуй куплю ей чего-нибудь в таком стиле.
Интересно, почему ничего подобного нет в нашему Верхневолжье? У нас же есть своя дизайнерская школа в ивановских текстилях...
#дизайн #костюм #русскийсевер
Вещая жонка. 2012.
Намедни, работая над топонимческой картой Мерянской земли, изучал этимологию названия костромской деревни Пензино (ныне урочище). Разумеется нет никакой связи с городом Пенза появившемся на 103 года позже первого упоминания этой костромской деревни. Возможно это антропотопоним от имени Пенза/Пенса. Сродни марийскому имени Пенаси ж. др.-мар. пена+си-суф. Л (1834). Пена-компонент фин.-п. имён от: мар. пена – «ныть, тужить»; «жаловаться», «кряхтеть»; фин. pena/ta 1. «твердить что», «настаивать на чём» 2. «упорно требовать чего»; коми пеня «досада, неудовольствие»; «претензия»; морд. эрз. пен/замс корить, упрекать, пеня/циця «жалобщик»; мокш. пеня/ндамс «жаловаться», «роптать». Отсюда русское пенять «жаловаться». (Черных).
С этой деревней, впервые упомянутой в источниках в 1560 г., когда она принадлежала московскому Симонову монастырю, свазяна одна колдовская история. В XVII веке в Пензине родилась и жила некая вещая «жонка Федоска», которую как еретичку и колдунью сожгли на костре. Это было в царствование Алексея Михайловича Тишайшего, как его называли. Царь был мнителен, боялся икоты, порчи, заговоров, и при нем действовал Приказ тайных дел, оберегавший жизнь царя от «воровства против государя» и шпионивший за населением Московского царства.
Итак, жонка Федоска «посажена в тюрьму за ее воровство и что она испортила Тотемского уезду Тесненской волости Борискову невестку Линкова, жонку Татьянку и в том воровстве при воеводе Федоре Квашнине с пыток винилась и потому ее казнить смертию, сжечь в срубе при многих людях, чтоб на то смотря иным людям впредь неповадно было, как воровать и людей портить, а допросить подлинно ли она Солигаличской осады, деревни Пензино. И в 1675 г. сентября 29 дня жонка Федоска на Тотьме казнена смертию сожжена в срубе при многих людях».
Дело о сожженной сохранилось в архиве Оружейной палаты. Когда на престол взошел сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич, он велел Тайный приказ отца распустить, а дела его уничтожить, но предусмотрительные дьяки дела Тайного приказа не уничтожили, а рассовали по другим приказам, вот так дело о «жонке Федоске» и оказалось в делах Оружейной палаты.
Вот такая хтоническая история, одна из многих.
Арт: Андрей Мерянин Вещая жонка. 2012.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #колдовство #язычество #мифология #merjamaa
Намедни, работая над топонимческой картой Мерянской земли, изучал этимологию названия костромской деревни Пензино (ныне урочище). Разумеется нет никакой связи с городом Пенза появившемся на 103 года позже первого упоминания этой костромской деревни. Возможно это антропотопоним от имени Пенза/Пенса. Сродни марийскому имени Пенаси ж. др.-мар. пена+си-суф. Л (1834). Пена-компонент фин.-п. имён от: мар. пена – «ныть, тужить»; «жаловаться», «кряхтеть»; фин. pena/ta 1. «твердить что», «настаивать на чём» 2. «упорно требовать чего»; коми пеня «досада, неудовольствие»; «претензия»; морд. эрз. пен/замс корить, упрекать, пеня/циця «жалобщик»; мокш. пеня/ндамс «жаловаться», «роптать». Отсюда русское пенять «жаловаться». (Черных).
С этой деревней, впервые упомянутой в источниках в 1560 г., когда она принадлежала московскому Симонову монастырю, свазяна одна колдовская история. В XVII веке в Пензине родилась и жила некая вещая «жонка Федоска», которую как еретичку и колдунью сожгли на костре. Это было в царствование Алексея Михайловича Тишайшего, как его называли. Царь был мнителен, боялся икоты, порчи, заговоров, и при нем действовал Приказ тайных дел, оберегавший жизнь царя от «воровства против государя» и шпионивший за населением Московского царства.
Итак, жонка Федоска «посажена в тюрьму за ее воровство и что она испортила Тотемского уезду Тесненской волости Борискову невестку Линкова, жонку Татьянку и в том воровстве при воеводе Федоре Квашнине с пыток винилась и потому ее казнить смертию, сжечь в срубе при многих людях, чтоб на то смотря иным людям впредь неповадно было, как воровать и людей портить, а допросить подлинно ли она Солигаличской осады, деревни Пензино. И в 1675 г. сентября 29 дня жонка Федоска на Тотьме казнена смертию сожжена в срубе при многих людях».
Дело о сожженной сохранилось в архиве Оружейной палаты. Когда на престол взошел сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич, он велел Тайный приказ отца распустить, а дела его уничтожить, но предусмотрительные дьяки дела Тайного приказа не уничтожили, а рассовали по другим приказам, вот так дело о «жонке Федоске» и оказалось в делах Оружейной палаты.
Вот такая хтоническая история, одна из многих.
Арт: Андрей Мерянин Вещая жонка. 2012.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #колдовство #язычество #мифология #merjamaa
«Третьим будешь?»
Один израильский дизайнер, к сожалению не нашел в сети как его зовут, пару лет назад сделал дизайн посвященный самому универсальному еврейскому жесту «рэга» (רגע) в переводе обозначающем «мгновение», «секундочку погоди», «прояви терпение» является самым популярным жестом в Израиле.
Подумал, а чем я хуже. Ловите.
К слову, жест «рэга», как многое «израильское», арабский. Поэтому тема вообще очень интересная, скажем насколько палестинские арабы прямые арабизированные потомки доарабского еврейского населения Палестины и, соответственно, насколько они носители древней еврейской аутентики... Ну и тд.
Мой FB френд недавно увидел «рэга» в Йемене, причём показан этот жест был аж двумя руками. Так что, речь может идти о совсем реликтовой протосемитской пальцовке.
Андрей Мерянин. 2021.
#юмор
Один израильский дизайнер, к сожалению не нашел в сети как его зовут, пару лет назад сделал дизайн посвященный самому универсальному еврейскому жесту «рэга» (רגע) в переводе обозначающем «мгновение», «секундочку погоди», «прояви терпение» является самым популярным жестом в Израиле.
Подумал, а чем я хуже. Ловите.
К слову, жест «рэга», как многое «израильское», арабский. Поэтому тема вообще очень интересная, скажем насколько палестинские арабы прямые арабизированные потомки доарабского еврейского населения Палестины и, соответственно, насколько они носители древней еврейской аутентики... Ну и тд.
Мой FB френд недавно увидел «рэга» в Йемене, причём показан этот жест был аж двумя руками. Так что, речь может идти о совсем реликтовой протосемитской пальцовке.
Андрей Мерянин. 2021.
#юмор
Еще раз про архетипы.
У телеге у Уткина увидел дивную фотографию, присланную ему шиловским археологом Гавриловым (Шиловский районный музей, Рязанская область), тем самым что рязано-окскую финно-угорскую «Артанию» возрождает.
Эта достаточно старая дверь (как уточняет Гаврилов - из «древлеправославного села») с крестом и подковой, образующими единый сакральный объект, вполне коррелирует с нынешними мировоззренческими представлениями наших соотечественников.
Полуязыческие, лесные архетипы у русских неискоренимы. Советский модерн пролетел как мгновение (а дверь эта и вовсе не заметила этого мгновения), как Гагарин на своем корабле «Восток – 1» вокруг Земли, и вот снова повалили люди к исцеляющим водам рек, источников, целебным камням и корням волшебных сосен. Вера народа в исцеляющую силу дерева, воды и разнообразных оберегов живет тысячелетия. В ней воплощён жизненный опыт цепи поколений наших предков — сперва язычников, а потом и русских православных.
Любопытно, что по форме этот дверной оберег полностью повторяет древнерусские «лунницы», которые также часто содержали крест.
На Русской равнине «лунницы» имели распространение ещё до расселения здесь славян, например они есть в древностях рязано-окцев. В древнерусский период были широко распространены у славянских племен, а также у волго-окских финно-угров, например часто встречаются в культуре «костромских курганов» у мери. Семантика этих украшений, по-видимому, отражает почитание луны, связанное с культом плодородия. В рамках христианской культуры Древней Руси они были связаны с почитанием Богородицы.
Известны древнерусские «лунницы» в одном ожерелье с крестами и подвески, объединяющие в себе «лунницу» и крест, которые принято интерпретировать в качестве свидетельств религиозного синкретизма, «двоеверия». «Лунницы» соседствуют с крестами уже в погребениях второй половины Х века (например, погребение Ц-198 из Гнёздова 970-х годов). В ХІ веке эта тенденция в погребальных уборах сохраняется. В наборах второй половины ХІІ века из погребений Каторска и Раглицы обнаружены остророгие «лунницы», соседствующие с нательными иконками Успения Богородицы и Спаса. Появление этих икон А. Е. Мусин связывает с распространением почитания Владимирской иконы Божьей Матери.
Согласно Б. А. Успенскому, сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Христа.
#язычество #древлеправославие #мифология #великороссы
У телеге у Уткина увидел дивную фотографию, присланную ему шиловским археологом Гавриловым (Шиловский районный музей, Рязанская область), тем самым что рязано-окскую финно-угорскую «Артанию» возрождает.
Эта достаточно старая дверь (как уточняет Гаврилов - из «древлеправославного села») с крестом и подковой, образующими единый сакральный объект, вполне коррелирует с нынешними мировоззренческими представлениями наших соотечественников.
Полуязыческие, лесные архетипы у русских неискоренимы. Советский модерн пролетел как мгновение (а дверь эта и вовсе не заметила этого мгновения), как Гагарин на своем корабле «Восток – 1» вокруг Земли, и вот снова повалили люди к исцеляющим водам рек, источников, целебным камням и корням волшебных сосен. Вера народа в исцеляющую силу дерева, воды и разнообразных оберегов живет тысячелетия. В ней воплощён жизненный опыт цепи поколений наших предков — сперва язычников, а потом и русских православных.
Любопытно, что по форме этот дверной оберег полностью повторяет древнерусские «лунницы», которые также часто содержали крест.
На Русской равнине «лунницы» имели распространение ещё до расселения здесь славян, например они есть в древностях рязано-окцев. В древнерусский период были широко распространены у славянских племен, а также у волго-окских финно-угров, например часто встречаются в культуре «костромских курганов» у мери. Семантика этих украшений, по-видимому, отражает почитание луны, связанное с культом плодородия. В рамках христианской культуры Древней Руси они были связаны с почитанием Богородицы.
Известны древнерусские «лунницы» в одном ожерелье с крестами и подвески, объединяющие в себе «лунницу» и крест, которые принято интерпретировать в качестве свидетельств религиозного синкретизма, «двоеверия». «Лунницы» соседствуют с крестами уже в погребениях второй половины Х века (например, погребение Ц-198 из Гнёздова 970-х годов). В ХІ веке эта тенденция в погребальных уборах сохраняется. В наборах второй половины ХІІ века из погребений Каторска и Раглицы обнаружены остророгие «лунницы», соседствующие с нательными иконками Успения Богородицы и Спаса. Появление этих икон А. Е. Мусин связывает с распространением почитания Владимирской иконы Божьей Матери.
Согласно Б. А. Успенскому, сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Христа.
#язычество #древлеправославие #мифология #великороссы
Какой ты, мерянский Ёлс?
Тут друг карельский мерянин занимаясь библиографией по ИМЗ нашел интересное: Запорожец, В. В. "Из Пошехонской демонологии" / В. В. Запорожец // Живая старина. - 2013. - № 1
Занятно. Возникает вопрос, какой ты, мерянский Ёлс?
На эту тему можно снять мерянский хорор. Сюжет вкратце таков: магистрант ВШЭ, убежденный либераст и филолог Петр Вокшерин пьет горькую, находясь в летней этнографической экспедиции в заштатном поселке Пошехонского района Ярославской области. По классике у него небинарная девка-неформалка с фиолетовыми волосами и татуировками на спине, которой он позволяет общаться с другими и она скачет по впискам из Ясенево в Люблино, и обратно. А Петр для неё важен только из-за бабок его богатого отца, бывшего первого зама Ярославского облисполкома.
Во время одного из опросов информантов он встречает бабушку Агафью, у которой по рассказам соседей есть некая волшебная тетрадь с то ли крестами и то ли пентаклями, которая раскрывает ему тайны туземной мерянской демонологии и в последующие ночи самый настоящий мерянский Ёлс вторгается в сны Петра... Только в разговорах с ним он по-настоящему глядит в глаза своим проблемам. Не в силах всего этого вынести, Петр пьет все больше.
В итоге в его телефоне и мессенджерах тоже появляется контакт Ёлса. Переписка и встречи заканчиваются осознанием всей глубины своего морального падения и своих реальных мерянских корней (дедушка главного героя уроженец села Яхробол, а бабушка деревни Цицерма). Петр прозревает, посылает свою девку с фиолетовыми волосами, продает квартиру на Малой Филевской и уезжает в Яхробол что бы заняться там пчеловодством, реконструкцией мерянского языка и мифологии. Хэппи энд.
Экстракт
Критически настроенный читатель обязательно скажет - а могло бы и психушкой закончиться! Но нет, мерянский Ёлс это обаятельный, вызывающий доверие и ласковый автохтонный леший. Полузлой-полудобрый. Здесь все зависит из какой местности родом ваши бабушки и дедушки. Абсолютно злого мерянского Ёлса не бывает.
Концепт: Арсений Погодин
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #ёлс #язычество #мифология #merjamaa
Тут друг карельский мерянин занимаясь библиографией по ИМЗ нашел интересное: Запорожец, В. В. "Из Пошехонской демонологии" / В. В. Запорожец // Живая старина. - 2013. - № 1
Занятно. Возникает вопрос, какой ты, мерянский Ёлс?
На эту тему можно снять мерянский хорор. Сюжет вкратце таков: магистрант ВШЭ, убежденный либераст и филолог Петр Вокшерин пьет горькую, находясь в летней этнографической экспедиции в заштатном поселке Пошехонского района Ярославской области. По классике у него небинарная девка-неформалка с фиолетовыми волосами и татуировками на спине, которой он позволяет общаться с другими и она скачет по впискам из Ясенево в Люблино, и обратно. А Петр для неё важен только из-за бабок его богатого отца, бывшего первого зама Ярославского облисполкома.
Во время одного из опросов информантов он встречает бабушку Агафью, у которой по рассказам соседей есть некая волшебная тетрадь с то ли крестами и то ли пентаклями, которая раскрывает ему тайны туземной мерянской демонологии и в последующие ночи самый настоящий мерянский Ёлс вторгается в сны Петра... Только в разговорах с ним он по-настоящему глядит в глаза своим проблемам. Не в силах всего этого вынести, Петр пьет все больше.
В итоге в его телефоне и мессенджерах тоже появляется контакт Ёлса. Переписка и встречи заканчиваются осознанием всей глубины своего морального падения и своих реальных мерянских корней (дедушка главного героя уроженец села Яхробол, а бабушка деревни Цицерма). Петр прозревает, посылает свою девку с фиолетовыми волосами, продает квартиру на Малой Филевской и уезжает в Яхробол что бы заняться там пчеловодством, реконструкцией мерянского языка и мифологии. Хэппи энд.
Экстракт
Критически настроенный читатель обязательно скажет - а могло бы и психушкой закончиться! Но нет, мерянский Ёлс это обаятельный, вызывающий доверие и ласковый автохтонный леший. Полузлой-полудобрый. Здесь все зависит из какой местности родом ваши бабушки и дедушки. Абсолютно злого мерянского Ёлса не бывает.
Концепт: Арсений Погодин
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #ёлс #язычество #мифология #merjamaa
Цифровая экосистема.
Читал тут в телеге на Уралистике про то, что у удмуртов и мари свои развитые цифровые экосистемы в сети, а у «мордвы», эрзи и мокши, нет.
И подумал, это именно то что мы и создаем все эти годы. На данном этапе онлайн важнее офлайна.
Помните, старик Гейтс как-то сказал: «Если Вас нет в Интернете, значит, Вы не существуете?»
Цифровая экосистема позволяет нам быть мерянами здесь и сейчас, быть мобильными и проживать нашу этническую и духовную общность находясь друг от друга за сотни и тысячи километров.
#этнофутуризм
Читал тут в телеге на Уралистике про то, что у удмуртов и мари свои развитые цифровые экосистемы в сети, а у «мордвы», эрзи и мокши, нет.
И подумал, это именно то что мы и создаем все эти годы. На данном этапе онлайн важнее офлайна.
Помните, старик Гейтс как-то сказал: «Если Вас нет в Интернете, значит, Вы не существуете?»
Цифровая экосистема позволяет нам быть мерянами здесь и сейчас, быть мобильными и проживать нашу этническую и духовную общность находясь друг от друга за сотни и тысячи километров.
#этнофутуризм
Колдовство, пол и этничность.
До второй половины XIX века, включительно, колдовство в коренной северной Великороссии было преимущественно мужским занятием. По разным данным, среди привлечённых к суду в XVIII-XIX веках за колдовство было от 113 до 168 мужчин и от 16 до 36 женщин. Феменизация произошла у нас только в XX веке, при советской власти, когда в основном женщины оказались хранительницами традиционной культуры.
Занятно, что если в Великороссии изначально было преимущественно мужским уделом, исторически как и у всех финно-угров, то в Украине — уже, как минимум, с XVII в. — в нём безоговорочно лидируют женщины, причём далеко не из низов. В одном документе 1735 г. среди обвиняемых в колдовстве есть и полковница, и старостиха, и шинкарка, но даже среди свидетелей не упомянут ни один мужчина.
См.: Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700 — 1740. М., 2000.
Арт: Андрей Мерянин "Городской шаман". 2014.
#колдовство #север #этнофутуризм
До второй половины XIX века, включительно, колдовство в коренной северной Великороссии было преимущественно мужским занятием. По разным данным, среди привлечённых к суду в XVIII-XIX веках за колдовство было от 113 до 168 мужчин и от 16 до 36 женщин. Феменизация произошла у нас только в XX веке, при советской власти, когда в основном женщины оказались хранительницами традиционной культуры.
Занятно, что если в Великороссии изначально было преимущественно мужским уделом, исторически как и у всех финно-угров, то в Украине — уже, как минимум, с XVII в. — в нём безоговорочно лидируют женщины, причём далеко не из низов. В одном документе 1735 г. среди обвиняемых в колдовстве есть и полковница, и старостиха, и шинкарка, но даже среди свидетелей не упомянут ни один мужчина.
См.: Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700 — 1740. М., 2000.
Арт: Андрей Мерянин "Городской шаман". 2014.
#колдовство #север #этнофутуризм
Духи Севера. Наряжуха Оксинья.
"Наряжухи наряжались смешно всяко, заливают ходят, шутят, чтобы смешно было; сарафаны наденут, пояс накинут, ру баху длинную, стариком опояшутся и запляшут" (В-Уст, Верхняя Кичугя).
Ряженье - это традиционное ритуальное изменение облика и особая форма игрового поведения людей во время праздников (на Святках, Масленицу, Кузьминки и Сергиев день; во время свадьбы и тд.).
Были распространены две формы ряженья - обходная, когда ряженые ходили по всем домам в деревне, и посиделочная, связанная с молодежными вечорками. За свою игру, пение и пляски ряженые получали от хозяев угощение и деньги.
Ряженые надевали костюмы, в которых главным принципом было противопоставление "свой-чужой". Например, человек надевал образ животного или мифологического существа; мужчины рядились в женские одежды и т.п. Облик ряженых отличался в "святые вечера" (красивые и нарядные костюмы) и "страшные вечера", когда переодевались в соответствующие костюмы.
Арт: Андрей Мерянин. 2020.
На основе фото М.А. Лобанова из книги Л. Ивлевой “Ряженье в русской традиционной культуре”. С. Кулой Пинежского района Архангельской области.
#язычество #север #чудь #меря #мерянскийэтнофутуризм
"Наряжухи наряжались смешно всяко, заливают ходят, шутят, чтобы смешно было; сарафаны наденут, пояс накинут, ру баху длинную, стариком опояшутся и запляшут" (В-Уст, Верхняя Кичугя).
Ряженье - это традиционное ритуальное изменение облика и особая форма игрового поведения людей во время праздников (на Святках, Масленицу, Кузьминки и Сергиев день; во время свадьбы и тд.).
Были распространены две формы ряженья - обходная, когда ряженые ходили по всем домам в деревне, и посиделочная, связанная с молодежными вечорками. За свою игру, пение и пляски ряженые получали от хозяев угощение и деньги.
Ряженые надевали костюмы, в которых главным принципом было противопоставление "свой-чужой". Например, человек надевал образ животного или мифологического существа; мужчины рядились в женские одежды и т.п. Облик ряженых отличался в "святые вечера" (красивые и нарядные костюмы) и "страшные вечера", когда переодевались в соответствующие костюмы.
Арт: Андрей Мерянин. 2020.
На основе фото М.А. Лобанова из книги Л. Ивлевой “Ряженье в русской традиционной культуре”. С. Кулой Пинежского района Архангельской области.
#язычество #север #чудь #меря #мерянскийэтнофутуризм
В контексте темы генофонда новгородцев, есть интересный момент. В XVI веке, после окончательного московского погрома Новгорода и последствий Ливонской войны, Новгород и его пригороды так обезлюдели, что московские власти принудительно заселяли эти территории выходцами с Верхневолжья, т.е. ярославцами, ростовцами, костромичами. Возможно это не древний след собственно словен-новгородцев, а след переселения постмерянского населения Верхневолжья. Тогда становится понятным нижегородский и коми -след на карте. Меря и постмеря с Верхневолжья традиционно мигрировали не только на земли Нижегородскго Заволжья (Ветлуга) но и на север по направлению к Великому Устюгу и дальше к Сыктывкару. К слову, направление карельского переселения в Московию после Столбовского мира с Швецией в начале XVII века было также продиктовано тем, что за XVI век (эпоха Грозного) Бежецкий верх, Боровичи (т.е. земли бывших Деревской и Бежецкой пятин Великого Новгорода) почти полностью обезлюдели. Так на них появились популяции тверских и боровичских карел. Тверских карел по переписи 1926 года было 140 тысяч человек.
Странно, что авторы статьи этого не отметили.
#этногенез #новгородцы #ростовцы
Странно, что авторы статьи этого не отметили.
#этногенез #новгородцы #ростовцы
Telegram
Залесская Земля
Ярославцы, костромичи и генофонд новгородцев.
Интересная новость с Генофонд.ру. Специалисты из Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН изучили генофонд населения Новгородской области в сопоставлении с широким кругом популяций…
Интересная новость с Генофонд.ру. Специалисты из Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН изучили генофонд населения Новгородской области в сопоставлении с широким кругом популяций…
Богоматерь Юмбальская скорбящая. Юмалан-ава Юмбалан.
Над угрюмой Русью угрофинской
Повиснуть если на шаре воздушном,
Полетят внизу елево-мглистом,
Чудских деревень трупы обездушенные!
Пустоглазые черепа крыш проломленных,
Истощалой домовихи возрыдание:
Мя́нда ки́бокса и́гмас во́гнема!
Ва́лга у́ртомаж пу́ртас а́ндома!
На печи – перебитой хребтине
Два картёжника: лешак да баенник.
Во́лташ по́лдарса стри́га пи́нега,
Со́йга ко́нокса то́пса а́ндога!
Из гагарьих болотин камлание,
То ли Клюев там, то ли кикимора:
То́йма ко́дима ки́уй я́ренга,
Ви́рма ю́мборга ве́йга во́йманга!
Истомелые татка с матенкой -
Избянной конёк да утка - жалятся:
Кя́нда ве́ркола со́лза ма́ега,
Ве́ртус хе́малда у́йта а́нданга!
***
Фактически это иллюстрация к стихотворению брата моего вологодского друга, Влада Цезаря . Оно писалось исходя из идеи - возможности через топонимию родных меряно-чудских мест услышать нечто похожее на речь предков. В дизайне использована фотография старой избы из урочища Юмбалово Междуреченского района Вологодской области.
***
Арт: Андрей Мерянин. 2019.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #вологда #мифология #merjamaa
Над угрюмой Русью угрофинской
Повиснуть если на шаре воздушном,
Полетят внизу елево-мглистом,
Чудских деревень трупы обездушенные!
Пустоглазые черепа крыш проломленных,
Истощалой домовихи возрыдание:
Мя́нда ки́бокса и́гмас во́гнема!
Ва́лга у́ртомаж пу́ртас а́ндома!
На печи – перебитой хребтине
Два картёжника: лешак да баенник.
Во́лташ по́лдарса стри́га пи́нега,
Со́йга ко́нокса то́пса а́ндога!
Из гагарьих болотин камлание,
То ли Клюев там, то ли кикимора:
То́йма ко́дима ки́уй я́ренга,
Ви́рма ю́мборга ве́йга во́йманга!
Истомелые татка с матенкой -
Избянной конёк да утка - жалятся:
Кя́нда ве́ркола со́лза ма́ега,
Ве́ртус хе́малда у́йта а́нданга!
***
Фактически это иллюстрация к стихотворению брата моего вологодского друга, Влада Цезаря . Оно писалось исходя из идеи - возможности через топонимию родных меряно-чудских мест услышать нечто похожее на речь предков. В дизайне использована фотография старой избы из урочища Юмбалово Междуреченского района Вологодской области.
***
Арт: Андрей Мерянин. 2019.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #вологда #мифология #merjamaa
Матрешка мерянского этнофутуризма.
Немного неомерянской фантастики. Гибрид домика на "курьих ножках" и пузатой барышни с сюрпризом. Наше мерянство концептуально тоже построено по образу матрешки, снаружи всем привычная оболочка, но внутри множество сущностей.
Арт: Андрей Мерянин. 2021.
Здесь будет уместно вспомнить наш манифест 2018 года "Матрешка мерянского этнофутуризма":
Этнофутуризм первая финно-угорская франшиза. Разные народы берущие эту технологию на вооружение привносят в этнофутуризм что-то свое, делая его не похожим на соседский. Так и наш "мерянский этнофутуризм" — явление неоднозначное, вернее таковым оно кажется многим сторонним наблюдателям, и нестандартное. То-ли это искусство, то-ли идентконструирование, хочется, как в фильме "Чапаев", задать вопрос: "вы за красных или за белых?" Мы за этнофутуристический интернационал!
М. Э. во всех своих формах это инверсия краеугольных смыслов вложенных когда-то в головы наших предков политтехнологами из Могилянки и их последователями: древнерусское (для нашего региона) — это мерянское+балто-славянское, великорусское — это мерянское+балто-славянское+православное, народное православное — это в корне субстратное языческое, и т.д.
Структура М.Э. похожа на матрешку — символ единства и многопроявленности Мира. Матрешка как бы одна, но вместе с тем состоит из множества структурных тел — своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Матрешка, как и этнофутуризм, несет идею отражения малого в большом, макрокосмоса — в микрокосме, и наоборот.
*
1 структурное тело М.Э. — это в своей массе православные или агностики, которые в той или иной степени интересуются своей историей и признают своими предками меря.
Поэтому М.Э. не избегает православных тем в творчестве. Безусловно крещение финно-угров и тюрок в Московском царстве начиная с конца XVII века было насильственным, особенно в первой половине XVIII века когда в Империи существовала Свияжская Новокрещенская контора. Но для древнерусской истории Северо-Восточной Руси мы имеем другие реалии, реалии мульти культурного финно-скандинавско-славянского общества. Про это, в частности писал академик-мерянист Орест Ткаченко: "Христианизация проводится в основном с максимальной опорой на культурно-этнические традиции мери и с использованием мерянского языка, — в связи с этим должны были, по-видимому, появиться и первые мерянские языковые письменные памятники (возможно, не сохранившиеся), — и поэтому, за исключением первого периода неудач, в общем христианство довольно быстро распространяется среди мерянского населения."
*
2 структурное тело М.Э. — люди интересующиеся северным шаманизмом и этнографическими формами язычества. Т.е. смесью шаманства, и народных языческо-православных верований. Именно в пласте "народного православия" сохранилось в наших землях наибольшее количество собственно мерянской архаики.
*
3 структурное тело М.Э. — его центр, сердцевина, это основные идеологи движения. Часть из них включены в марийский религиозный эгрегор Юмынйӱла, другие, являясь христианами, признают за Юмынйӱла право быть одной из религий Единого Бога: Tÿҥ Ош Кугу Юмо, и глубоко уважают сохранившуюся марийскую Традицию донесшую до нас частичку мировоззрения наших мерянских предков. Все они в своих проектах культурной археологии используют коды христианской и финно-угорской Традиций в сочетании с соцмедиа технологиями.
*
Таким образом, М.Э. явление сложное, многомерное, существующее под солнцами разных Традиций, объединяющее части этих традиций в свой особый Мир, вызывающий интерес как у великороссов, так и у представителей финно-угорских народов нашей страны, формирующий у них обоюдную эмпатию.
Зачем она нужна? Как минимум, для великорусской само рефлексии, а также для мира и доверия между древними соседями, для творческого сосуществования, развития потенциала наших народов в рамках континента под именем Россия.
Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #матрешка #мифология #merjamaa
Немного неомерянской фантастики. Гибрид домика на "курьих ножках" и пузатой барышни с сюрпризом. Наше мерянство концептуально тоже построено по образу матрешки, снаружи всем привычная оболочка, но внутри множество сущностей.
Арт: Андрей Мерянин. 2021.
Здесь будет уместно вспомнить наш манифест 2018 года "Матрешка мерянского этнофутуризма":
Этнофутуризм первая финно-угорская франшиза. Разные народы берущие эту технологию на вооружение привносят в этнофутуризм что-то свое, делая его не похожим на соседский. Так и наш "мерянский этнофутуризм" — явление неоднозначное, вернее таковым оно кажется многим сторонним наблюдателям, и нестандартное. То-ли это искусство, то-ли идентконструирование, хочется, как в фильме "Чапаев", задать вопрос: "вы за красных или за белых?" Мы за этнофутуристический интернационал!
М. Э. во всех своих формах это инверсия краеугольных смыслов вложенных когда-то в головы наших предков политтехнологами из Могилянки и их последователями: древнерусское (для нашего региона) — это мерянское+балто-славянское, великорусское — это мерянское+балто-славянское+православное, народное православное — это в корне субстратное языческое, и т.д.
Структура М.Э. похожа на матрешку — символ единства и многопроявленности Мира. Матрешка как бы одна, но вместе с тем состоит из множества структурных тел — своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Матрешка, как и этнофутуризм, несет идею отражения малого в большом, макрокосмоса — в микрокосме, и наоборот.
*
1 структурное тело М.Э. — это в своей массе православные или агностики, которые в той или иной степени интересуются своей историей и признают своими предками меря.
Поэтому М.Э. не избегает православных тем в творчестве. Безусловно крещение финно-угров и тюрок в Московском царстве начиная с конца XVII века было насильственным, особенно в первой половине XVIII века когда в Империи существовала Свияжская Новокрещенская контора. Но для древнерусской истории Северо-Восточной Руси мы имеем другие реалии, реалии мульти культурного финно-скандинавско-славянского общества. Про это, в частности писал академик-мерянист Орест Ткаченко: "Христианизация проводится в основном с максимальной опорой на культурно-этнические традиции мери и с использованием мерянского языка, — в связи с этим должны были, по-видимому, появиться и первые мерянские языковые письменные памятники (возможно, не сохранившиеся), — и поэтому, за исключением первого периода неудач, в общем христианство довольно быстро распространяется среди мерянского населения."
*
2 структурное тело М.Э. — люди интересующиеся северным шаманизмом и этнографическими формами язычества. Т.е. смесью шаманства, и народных языческо-православных верований. Именно в пласте "народного православия" сохранилось в наших землях наибольшее количество собственно мерянской архаики.
*
3 структурное тело М.Э. — его центр, сердцевина, это основные идеологи движения. Часть из них включены в марийский религиозный эгрегор Юмынйӱла, другие, являясь христианами, признают за Юмынйӱла право быть одной из религий Единого Бога: Tÿҥ Ош Кугу Юмо, и глубоко уважают сохранившуюся марийскую Традицию донесшую до нас частичку мировоззрения наших мерянских предков. Все они в своих проектах культурной археологии используют коды христианской и финно-угорской Традиций в сочетании с соцмедиа технологиями.
*
Таким образом, М.Э. явление сложное, многомерное, существующее под солнцами разных Традиций, объединяющее части этих традиций в свой особый Мир, вызывающий интерес как у великороссов, так и у представителей финно-угорских народов нашей страны, формирующий у них обоюдную эмпатию.
Зачем она нужна? Как минимум, для великорусской само рефлексии, а также для мира и доверия между древними соседями, для творческого сосуществования, развития потенциала наших народов в рамках континента под именем Россия.
Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #матрешка #мифология #merjamaa
Дух озера Неро / Неро-ер водыш. 2011-2021.
10 лет назад я нарисовал картину посвященную загадочному и мрачноватому мерянскому Неро-озеру. На его берегу располагается город Ростов, один из древнейших городов Северной Руси, некогда столица Ростовского княжества (Низовской земли). Ныне это тихий провинциальный городок, как и тысячи других таких мест, с лужами в полгорода, с кривыми и местами горизонтально растущими заборами, с деревянными домиками в стиле модерн и избами с драконьими наличниками, с курносыми, коренастыми жителями с глазами чуть в раскос, говорящими «Ой пОшла я в ОгОрОд», «кОрОва», «пОдвесьте», «пЯятнадцать», «дрЯягаться» и «пОлнО-те» и, конечно, с велосипедистами, которые до сих пор цепляют прищепки на брюки…
Выходишь на берег древнего мерянского озера, а напротив старые развалины в которых бродит дух неприкаянного подозёрского цыгана, заросший крепостной вал куда при Петре собрали весь культурный слой старого города и тяжелые облака отражающиеся в темной воде.
А ночью надо всем этим царит холодная луна, ледяной свет которой отражается в таком же ледяном ледниковом озере. Луна светит посреди тёмного неба, по которому идёт рябь, словно оно хмурится, и Ростов оказывается между двумя ледяными вечностями — небом и водой.
Люди жили у этих пучин издревле, безымянные неолитические селяне, дьяковцы, меря, средневековые ростовцы. Приходили сюда киевские князья и славянские попы, татары, литва, советские человеки. Когда-то великие и могучие — все они исчезли поглощенные вечными топями, остались лишь добродушные и родные автохтоны, живущие ныне в полусне…
В этой картине я постарался облечь мое видение и ощущение атмосферы и духа этого Пространства.
PS: А комары кстати на Неро-озере такого размера, что вот сидишь у костра, а сзади подходит комар, вежливо хлопает по плечу и мрачно кивает в сторону леса: «Ёлусь па ёлусь, собирайся, мол брат мерянский краевед, пойдём», — «К-к-куда пойдём?! Я вас не знаю, я никуда не пойду!!!» — «Да здесь недалеко, воздухом подышим…»
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #озеронеро #язычество #финноугры #merjamaa
10 лет назад я нарисовал картину посвященную загадочному и мрачноватому мерянскому Неро-озеру. На его берегу располагается город Ростов, один из древнейших городов Северной Руси, некогда столица Ростовского княжества (Низовской земли). Ныне это тихий провинциальный городок, как и тысячи других таких мест, с лужами в полгорода, с кривыми и местами горизонтально растущими заборами, с деревянными домиками в стиле модерн и избами с драконьими наличниками, с курносыми, коренастыми жителями с глазами чуть в раскос, говорящими «Ой пОшла я в ОгОрОд», «кОрОва», «пОдвесьте», «пЯятнадцать», «дрЯягаться» и «пОлнО-те» и, конечно, с велосипедистами, которые до сих пор цепляют прищепки на брюки…
Выходишь на берег древнего мерянского озера, а напротив старые развалины в которых бродит дух неприкаянного подозёрского цыгана, заросший крепостной вал куда при Петре собрали весь культурный слой старого города и тяжелые облака отражающиеся в темной воде.
А ночью надо всем этим царит холодная луна, ледяной свет которой отражается в таком же ледяном ледниковом озере. Луна светит посреди тёмного неба, по которому идёт рябь, словно оно хмурится, и Ростов оказывается между двумя ледяными вечностями — небом и водой.
Люди жили у этих пучин издревле, безымянные неолитические селяне, дьяковцы, меря, средневековые ростовцы. Приходили сюда киевские князья и славянские попы, татары, литва, советские человеки. Когда-то великие и могучие — все они исчезли поглощенные вечными топями, остались лишь добродушные и родные автохтоны, живущие ныне в полусне…
В этой картине я постарался облечь мое видение и ощущение атмосферы и духа этого Пространства.
PS: А комары кстати на Неро-озере такого размера, что вот сидишь у костра, а сзади подходит комар, вежливо хлопает по плечу и мрачно кивает в сторону леса: «Ёлусь па ёлусь, собирайся, мол брат мерянский краевед, пойдём», — «К-к-куда пойдём?! Я вас не знаю, я никуда не пойду!!!» — «Да здесь недалеко, воздухом подышим…»
Арт: Андрей Мерянин
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #озеронеро #язычество #финноугры #merjamaa
Неудержимо влечет на Север.
В столичном регионе Финляндии, в Эспоо, соседнем с Хельсинки городом, существует национальный парк Нууксио. Название Нууксио саамского происхождения от njukča — "лебедь". А Нюхча — деревня в Пинежском районе Архангельской области вообще полностью повторяет эту саамскую лексему. Названия с таким корнем есть в Поморье, на Беломорском береге Карелии (Нюхча) и в Вологодской области (Нюксеница. Окончание -ница уже из русского языка). Рядом с пинежской Нюхчей — Занюхча, Чухча и Кучкас. Чухча от čukčá — "глухарь", а Кучкас — вариант финно-угорского "орёл". Московский лингвист А.Л.Шилов считал, что имя московского первонасельника боярина Кучко — финно-угорское, обращая внимание на то, что историк В.Н. Топоров, который как известно "всех славян разбалтал", сравнивая его с прусским топонимами Kuczke, Kuczithen, именем Kutcze, лит. Kucaitis, не смог привести соответствующих апеллятивов. Алексей Львович сближал это имя с марийскими словам kučkys — "орел", kutšyk — "короткий", семантика которых типична для личных финно-угорских имен.
Коллаж: Андрей Мерянин 2016.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #чудь #топонимия #merjamaa
В столичном регионе Финляндии, в Эспоо, соседнем с Хельсинки городом, существует национальный парк Нууксио. Название Нууксио саамского происхождения от njukča — "лебедь". А Нюхча — деревня в Пинежском районе Архангельской области вообще полностью повторяет эту саамскую лексему. Названия с таким корнем есть в Поморье, на Беломорском береге Карелии (Нюхча) и в Вологодской области (Нюксеница. Окончание -ница уже из русского языка). Рядом с пинежской Нюхчей — Занюхча, Чухча и Кучкас. Чухча от čukčá — "глухарь", а Кучкас — вариант финно-угорского "орёл". Московский лингвист А.Л.Шилов считал, что имя московского первонасельника боярина Кучко — финно-угорское, обращая внимание на то, что историк В.Н. Топоров, который как известно "всех славян разбалтал", сравнивая его с прусским топонимами Kuczke, Kuczithen, именем Kutcze, лит. Kucaitis, не смог привести соответствующих апеллятивов. Алексей Львович сближал это имя с марийскими словам kučkys — "орел", kutšyk — "короткий", семантика которых типична для личных финно-угорских имен.
Коллаж: Андрей Мерянин 2016.
#андреймерянин #мерянскийэтнофутуризм #чудь #топонимия #merjamaa
В Центре мерянского Циклона.
Перефразируя Джона Лилли: Центр Циклона есть то восходящее спокойное место с низким давлением в центре, где можно научиться быть меря, подсоединиться к вечно живой памяти мерянских предков, пробудить ее в себе. И жить вечно.
Сразу вне этого центра кружится вихрь Матрицы в которой мы живем целые столетия, в бешеном круговом танце, борющейся с другими Матрицами, подобными Ей. Если оставляешь центр, рев наружного вихря глушит нас более и более по мере того, как мы присоединяемся к этому танцу.
Наша концентрированная мыслящая и чувствующая Сущность, наше собственное мерянское "Я" только в центре, никак не снаружи. Все наши противоречивые действия, состояние субпассионарности, уныния, неверия, направленные против пробуждения родовой памяти, наши многочисленные проявления инферно, нами самими сотворенные, лежат вне Центра Циклона.
В центре Циклона мы вне перемалывающего души и сознания колеса Матрицы. В нем мы поднимаемся ввысь, к Небесам, чтобы соединиться с Предками, Творцом Вселенной, Юмалой, Поро Ош Кугу Юмо, и самими стать Творцами.
В Центре Циклона мы узнаем, что мы творим Тех, которые есть мы сами.
Арт: Андрей Мерянин 2019.
Посвящается моему кугу елташу Сергу Мерянг
#мерямаа #меря #шаманизм #этнофутуризм #merjamaa
Перефразируя Джона Лилли: Центр Циклона есть то восходящее спокойное место с низким давлением в центре, где можно научиться быть меря, подсоединиться к вечно живой памяти мерянских предков, пробудить ее в себе. И жить вечно.
Сразу вне этого центра кружится вихрь Матрицы в которой мы живем целые столетия, в бешеном круговом танце, борющейся с другими Матрицами, подобными Ей. Если оставляешь центр, рев наружного вихря глушит нас более и более по мере того, как мы присоединяемся к этому танцу.
Наша концентрированная мыслящая и чувствующая Сущность, наше собственное мерянское "Я" только в центре, никак не снаружи. Все наши противоречивые действия, состояние субпассионарности, уныния, неверия, направленные против пробуждения родовой памяти, наши многочисленные проявления инферно, нами самими сотворенные, лежат вне Центра Циклона.
В центре Циклона мы вне перемалывающего души и сознания колеса Матрицы. В нем мы поднимаемся ввысь, к Небесам, чтобы соединиться с Предками, Творцом Вселенной, Юмалой, Поро Ош Кугу Юмо, и самими стать Творцами.
В Центре Циклона мы узнаем, что мы творим Тех, которые есть мы сами.
Арт: Андрей Мерянин 2019.
Посвящается моему кугу елташу Сергу Мерянг
#мерямаа #меря #шаманизм #этнофутуризм #merjamaa
Номен меря в древнемарийских именах.
Читаю у Черных про номен «мере» (меря) в древнемарийских именах: Вумер, Падамер, Паймер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамер, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чӧмер и др.
Как и номен «мари», будучи его вариантом, лексема «мере» воплощает значения: 1. «человек»; «муж», «мужчина» 2. «отпрыск одноименного родо-племенного объединения» (в процессе его формирования) — мере, меря.
Подобные конструкции есть в верхневолжских топонимах.
#меря #марийцы #ономастика
Читаю у Черных про номен «мере» (меря) в древнемарийских именах: Вумер, Падамер, Паймер, Пахмер, Педымер, Поймер, Помераш, Салдимер, Сандамер, Сидемер, Сидимер, Сокмер, Утемер, Цендимер, Цендемер, Цындемер, Чендемер, Чӧмер и др.
Как и номен «мари», будучи его вариантом, лексема «мере» воплощает значения: 1. «человек»; «муж», «мужчина» 2. «отпрыск одноименного родо-племенного объединения» (в процессе его формирования) — мере, меря.
Подобные конструкции есть в верхневолжских топонимах.
#меря #марийцы #ономастика