Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Зажгли сегодня в лесу поминальные свечи, помянули пра-прадедушек - пра-прабабушек улетевших на небеса.

#днипредков #магия
Подсел смотреть на Ютубе документальные фильмы ЦСДФ про "русскую" деревню 1970 - 80-ых годов. Один из них: Вологодская область, деревня Исаево, семья Кукановых. Как в свое время говорил незабвенный Тулаев, живописуя испанскую Фалангу: "раса!". Да, наша, уральская, добавлю я.

В коментах пишут: "Какие тогда были фильмы и передачи, успокаивающие, размеренные. А сейчас сплошной поток хаоса и разрушения льётся потоками - убили, ограбили, изнасиловали, Сирия, коронавирус, Украина, дурдом!!!".

Да, мой дедушка всегда засыпал перед телевизором, когда смотрел новости в 80 -х. Это они верно заметили. 😆😆😆

#меря #вологда
Мерянский "Алфавит" - буквы буква А (Аa) и Б (Bb).

Тут елташи с Иваново и Ярославля начали проект посвященный мерянскому "алфавиту" (каким он мог бы быть).

Буквицы созданы под впечатлением от мерянских "черт и рез" на сосудах. Анонсируется, что половина букв будет абсолютно оригинальны, а другая половина - близка знакам кириллицы, скандинавским либо тюркским рунам и пермскому письму. "А" здесь смахивает на перевёрнутую А. "Б" - одновременно на соответствующие латинс., кириллич. и пермс. знаки.

#меря #письменность
Богослов и богословцы
Прошлым летом я побывал в селе Богослов. Знаменитая Богословская деревянная церковь была построена архимандритом Богоявленского Авраамиевского монастыря Герасимом на том самом месте, где, по преданию, св. апостол Иоанн Богослов явился преподобному Авраамию Ростовскому и вручил жезл для сокрушения идола Велеса, которому еще в XI веке поклонялись ростовцы.


По мимо самой церкви мое внимание привлекло маленькое сельское кладбище. Оно очень интересно, поскольку может дать представление о этническом происхождении жителей села. С керамических фото на нас глядят типично марийские лица... Да и на первый взгляд русские фамилии - Колмыковы, Коныжонковы, Шамаевы , Вагановы  в особых комментариях не нуждаются. Перед нами с высокой вероятностью потомки той самой летописной ростовской мери…

http://rostland.blogspot.com/2012/07/blog-post_6126.html?m=0#more
Друг Карельский мерянин зажег огонек в память предков

https://yangx.top/vagabondrus/50
День Битвы на Куси.

28 сентября 1433 г. в битве старших сыновей Юрия Дмитриевича с великокняжескими московскими войсками на р. Куси, притоке р. Немды (примерно там где Чудца и Шаслов стан) объединенное мерянское и марийское ополчение Галич-Мерьской и Ветлужской земель (Ветля-Шангонского кугызства) во главе с Василием Косым и Дмитрием Шемякой разгромило служилых людей московского князя, чью сторону представлял воевода Юрий Патрикеевич, «ас ним двор свои и многие люди». Это можно считать несчастливым последствием насмешек московского митрополита Фотия над галичанами и недооценки им их военных сил. Поражение московитов на р. Куси показало независимое значение Галич-Мерьского княжества.

Мои заволжские предки аккурат с галичско-костромского пограничья: с Шачебольского стана и Яхнобольской волости, не нашел, входил ли Шачебол в XV веке в Галич-Мерьское княжество, но Яхноболь на Тебзе, по-видимому - да. Помним - гордимся!

#меря #марийцы #галичмерьский
Сегодня отличный день почитать книгу нашего знаменитого краеведа XIX века, протоиерея Михаила Яковлевича Диева "Старинные волости и станы в Костромской стороне". Названия-то какие, нашенски, просто песня:

Стан Андомский
Волость Иледам
Волость Илейдома
Стан Кобордам
Волость Кодоварна
Волость Комела
Волость Колдомская
Волость Корега
Стан Коркодама
Волость Куекша
Волость Кусь
Стан Кушка
Волость Ликурга
Стан Мерский
Стан Нерехотский
Волость Парская
Волость Пемская
Стан Сорохотский
Стан Чутца и Шаолово

#родина
Жри водку, костромской мерянин.

Друг чудин сейчас гулял по Костроме и зашел в продуктовый. Накатим?!

#брендинг
К вопросу о этногенезе ярославских кацкарей. Старая кацкарская частушка - загадка из группы "Кацкая летопись":

«Огорóды городила –
Переты́ки ставила;
Семь потов я не любила,
Да нужда заставила!»
«Огорóды городила –
Переты́ки ставила:
Ой, какого боёвóго
Горевать заставила!»

«Семь потов» никто не любит, но что же такое… «огорóды»? Не улыбайтесь: «огорóд» в речи кацкарей вовсе не то место, где растут капуста с картошкой, а «забор, изгородь». Стало быть, «переты́ки» – это такой вид изгороди.

Это когда вместо столбов вбиваются попарно колья. «Если сухо, – подсказывали бывалые, – дак ты землю-то пролей!» Затем в ход идут «брядóвые ви́цы» – ивовые прутья, которые накручиваются между кольями восьмёрками. «Если ви́цы толсты, – ещё один совет, – дак ты на них приступи да повёрти́ хорошéнькё!»

Накрутил восьмёрку – положил на неё «жерздь». И снова восьмёрка, и снова «жерздь» – гвоздей не надо! Обычно «переты́ки» ставили в шесть-семь «жорздéй».

А городили ими поля, сенокосы, «вы́гоны» (пастбища), загоны, с чистою водою пруды – всё то, что необходимо защитить от скотины и дикого зверя. Ставить и починять «переты́ки» было общественной работой, которую выполняли весной до начала посевной. Трудов много, но всем миром-то и спорей, и веселее:

Кацкарские «переты́ки» сильно напоминает вепсские косые изгороди «aid» или «kurgesine» встречающиеся на бескрайних просторах - от Скандинавии, Финляндии и Карелии, до новгородских, тверских, вологодских, и двинских земель.
Такая конструкция - не очень трудоемкая в изготовлении и не требующая серьезных стройматериалов - ни хороших бревен, ни досок, ни гвоздей. Защищает поле, луг или огород от скотины и лосей с кабанами.

Подобные «переты́кам» заборы обнаружены Л.А. Голубевой между усадьбами возле древнейшей мостовой в напластованиях конца X - начала XI вв. в Белоозере. Исследовательница заслуженно определяет их как «традиционные для финнов».

На фото:

1 - Кацкий стан: как видно, загон для скота горожен «переты́кам». д. Нефино, снимок 1939 года.
2 - Косая изгородь из музея Кижи.
3 - Кацкарские парни на фоне «переты́к». д. Кобелёво (Крайново), снимок 21 ноября 1961 или 62 года.

#кацкари #этногенез
В канале наших ростовских музейщиков «Ростовская земля. История и культура» (который всячески вам рекомендую!) встретил пост посвящённый сборнику V Тверской археологической конференции. Он озаглавлен: «Дневник неолитизации».

Подумалось, пожалуй так можно было бы назвать медийный ресурс обозревающий все что сейчас происходит. Ну или просто дневничок наблюдательного интеллигента. ))

#археология #жизнь
Футуристическая архитектура Севера.

Лента напомнила старую запись 2014 года. Молодые архитекторы в рамках конкурса “Современное архитектурное решение образа русского православного храма” предлагали тогда взглянуть на культовые каноны зодчества с точки зрения XXI века.

Среди представленных эскизов была деревянная церковь для Севера. Смотрим

В таком храме главную роль должен играть свет. Войдя в храм, посетитель попадает сначала в темное помещение, а затем переходит в более просторное и светлое. Таким образом, прихожанин как будто движется от тьмы к свету.

И правильно, Север это не завитушки с бахромой да золотом. Он в деревянной строгости, к небу-свету устремленности. Украшательства нам ни к чему.

PS/ Обратите внимание на косые изгороди «перетыки» или «aid», «kurgesine» встречающиеся на бескрайних просторах - от Скандинавии, Финляндии и Карелии, до новгородских, тверских, вологодских, и двинских земель про которые намедни писала «Ростовская земля». Все по канону)

#север #архитектура
Кугу Юмо, Кава Юмо, Мер Юмо, Волгенче Юмо! Шӱшмӱй кузе шула, тугак осалже шулыжо! Вӱд шоҥ кузе шула, тугак осалже шулыжо! Шонанпыл кузе шула, тугак осалже шулыжо! Алал лийже!

Великий Бог, Бог Неба, Бог Вселенной, Бог Молнии. Как тает сливочное масло, так же пусть и зло растает! Как тает водяная пена, так же пусть и зло растает! Как исчезает радуга, так же пусть и зло исчезнет! Да будет так!

Арт: Чудья воймак / Чудской ангел
Использована маска проекта "Чердынские Богини"

Санда воймак. 2022.

#арт #магия
Немного поволжско-финской хтони на сон грядущий. Юмо деч ю кугу. Заклинание сильнее бога.

Тул Ава, Тул Ача, Тылзе Ава, Тылзе Ача, Шўдыр Ава, Шўдыр Ача, шкендан писылыкта дене (имярек) кондыза мый декем ик минутышто, ик секундышто шинчен-шинчашыже, шогал-шогашыже ерыкым ида пу!

Перед нами типичный шӱвалме или шӱведымаш - нашёптывание, наговор. Это обращение к тёмным силам, ночным светилам, звёздам, огню ночному, ночным духам, что бы (имярек) достали духи тёмных сил и не давали ему покоя ни сидеть ни стоять ни лежать, чтоб земля из под ног уходила.

Эта магия весьма действенная, надо сказать...

#язычество #магия
Тиуновская сосна.

Писал заметку к одному фильму ЦСДФ посвященному глухим деревням по реке Юг, и нагуглил фотку Тиуновской сосны возраст которой ученые определили в ~400 лет. Растет эта старушка в Тарногском районе на территории заповедного святилища - Тиуновской рощи. состоящей из сосен и берез. Жители этих мест принадлежащие к постфинно-угорскому субэтносу кокшаров называют подобные священные локации "кустами". Всего известно о 16 таких "кустах", большинство из которых сохранились до наших дней почти в первозданном виде. В части из них вологодский археолог Никитинский обнаружил средневековые чудские могильники.

#язычество #кокшары