Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
ČAPLE KALÖK TUKÖM / ЧАПЛЕ КАЛЫК ТУКЫМ / ПОТОМОК СЛАВНОГО НАРОДА

Марийцы использовали различные музыкальные инструменты в жизни и обрядовой практике. В традиционной культуре они схранили барабан, гусли, свирель, музыкально-сигнальную трубу и волынку — шувыр.

Шувыр является одним из уникальных инструментов мари народа. Звукоряд у волынки диатонический. Резкий, жужжащий звук. На шувыре исполняют мелодии обрядовых, свадебных и трудовых песен. Из-за того, что обе музыкальные трубки шувыра звучат одновременно, становится возможным исполнение двух наигрышей. Играют на шувыре на свадьбах и гулянках в основном мужчины.

Арт: Андрей Мерянин. Чепле калык тукым. Потомок славного народа. 2013.

#марийцы #мифология
"Деревни вымирают, сутки стали короче и век короче; скоро конец света."

Иванова Евдокия Николаевна, 1924, 5 кл., местная.
Костромская обл., Буйский р-н, Дьяконовское СП (Николо-Чудца), д. Анциферово

#мифология
Алексеюшка из деревни Натальино (Николо-Чудца).

В д. Натальино жил «убогий» Алексеюшка – Алексей Егорович Озерцов (1876(?)-1936(?)). С 21 года (по другой версии - с рождения) Алексеюшка был парализован, у него действовала только правая рука. А.Е. жил со своей двоюродной сестрой, семья которой и ухаживала за ним. А.А. Шипова, живущая в д. Шелыково, - дочь этой сестры, хорошо помнит Алексеюшку, у нее хранятся псалтирь и другие книги, принадлежавшие убогому. К Алексеюшке ходили за предсказаниями (“гадать”); по рассказу А.А.Шиповой, он гадал только по псалтири. Говорил, кому какой псалом читать, если болен. По рассказам, ходили издалека, даже из Буя и Солигалича.

Рассказы о случаях предсказаний и исцелений:

- отец рассказчицы сидел в тюрьме, и от него перестали приходить письма; мать пошла к Алексеюшке, и тот предсказал ей, что муж жив и вернется;

- про советскую власть, колхозы и т.п. Алексеюшка сказал только, что это все кончится, - вот теперь и кончилось;

- одна женщина заспала ребенка и вспомнила, что Алексеюшка недавно говорил ей: у ребенка нет рубашечки, нужно бы купить; после смерти младенца пришлось раздавать его одежду;

- когда Алексеюшку увозили, местные мальчишки кричали вслед: "Алексеюшку на мыло повезли!" Алексеюшка вернулся невредимым, а парней вскоре забрали на войну, где они и погибли - по комментарию рассказчика, из них мыло и сделали;

- один из племянников Алексеюшки (брат А.А.Шиповой) старательно учился в школе, а убогий говорил ему: "Не страмись, все равно начальником не будешь"; мальчик на это огрызался: "Лежи, куричий бог!" Пытался устроится в сельсовет избачом, но его не взяли, в чем он склонен был винить Алексеюшку как компрометирующего его родственника и домочадца. Затем племянник отправился на фронт, где был контужен, после чего у него началось "тихое помешательство" - так сбылось предсказание;

- матери А.А.Шиповой убогий говорил: не надейся на своих сыновей, они тебе не поильцы, не кормильцы, вон тебя Шурка с Наталькой похоронят - предсказание сбылось, сыновей не было на похоронах матери;

- одна женщина с утра не умывалась, сразу взялась за работу; когда она пришла к Алексеюшке, тот потребовал: принесите мне воды, я умоюся, - и женщина устыдилась;

- женщина незадолго до смерти Алексеюшки спросила: к кому же нам теперь обращаться? Он ответил: приходите на могилку, я и оттуда откликнусь; вскоре у этой женщины сильно заболели ноги, она с огромным трудом добралась издалека до могилы Алексеюшки, нарвала там травы, приложила к ногам и вылечилась.

- одна женщина не пошла к Алексею на похороны, а пошла за ягодами - потом долго болела;

- когда Алексей лежал в больнице, он спросил у пришедшей к нему женщины: Марья Ивановна, у тебя крыша-то хорошая? - Да хорошая. Пришла домой из больницы - крышу испортило погодой.

***

На кладбище у церкви Никола-Чудца находится могила Алексеюшки. Раньше под праздник там зажигали лампаду. До сих пор после службы в церкви женщины приходят на могилу и поют небольшую панихиду (зафиксировано на видеозаписи). Алексея Божьего человека просят молить Бога за нас. К нему взывают о исцелении болезни, держатся за могильный крест, из могилы, в которой образовалась неглубокая нора, берут землю и прикладывают к больному месту с просьбой: “Алексей, божий человек, помоги мне”. В углу оградки стоит перевернутое ведро без дна, а в нем лежит металлическая лопатка - по-видимому, чтобы удобнее было брать землю.

ЗЫ. Как это выглядит можно понять на примере могилы другого местночтимого не канонизированного святого Костромской земли Ефима Васильевича Честнякова. См. фото

Информант: Потехина Галина Ивановна 1933, не училась (грамотная), местная. Костромская обл., Буйский р-н, Дьяконовское СП, д. Анциферово

#мифология #магия
Готовил на завтрак толкан с брусникой и поймал себя на мысли - если бы наша, скажем так, общность была реальным целостным этносом, нацией со своей неразмытой корневой культурой, навроде финнов, эстонцев, латышей, а не тяглом государевым, то обязательно придумала выпускать кулагу (аналог знаменитого финского лакомства mämmi из ржи) в банках, наподобие ореховой пасты Nutella. Так что в мире нашего коллективного воображаемого лишь одна надежда, на мерянскую кухню)

#мерянскаякухня
Ilinsk из цикла работ посвященных книге "Nord Finno-Ougrien" финского этнографа J.R. Aspelin.

#этнофутуризм
Осеннее Равноденствие. Карелия, Заонежье.

Небольшое экспериментальное видео об огнях, посвящённых Осеннему Равноденствию и Дням финно-угорских предков.
Музыка: Fjara - Hillo (feat. Darina D.)

Желающие участвовать в зажжение огней в этом году, вам сюда https://vk.com/club57337046

#равноденствие #днипредков #финноугры
Шавыш водыш.

От озера Неро
до озера Нево
небо,
небо.
Закину я невод
от озера Неро
до Нерли,
до Неи,
до Нары,
до Нарвы,
до Нево...
За реки, за горы -
от мери,
мещоры,
до чуди,
корелы,
до жмуди,
дремелы,
дреговичей,
веси,
до кривичей,
древних...
Закину я невод,
шелковые сети
до неба,
до недра,
до дна и до выси,
до самой до сути -
до Боговой мысли.

#этнофутуризм #магия
Но дело студента живёт....
┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈┈
[марийский писатель Эрыкан А.Н. (1912 ― 1957) ; отрывок]

#меря #мари
Симулякры и познание.

Из переписки с моим другом Хазарским Мерянином: "Как сказал мой знакомый, в настоящее время лучше непосредственно приобщаться к тому или иному эгрегору, чем пытаться сделать это через людей, объявляющих себя носителями традиции, ибо среди последних очень много симулякров."

Нельзя не согласиться.

#антропныевсячинки
Флаг Биармии (страны Вису), реконструкция.

Это чисто гипотетическая реконструкция флага Биармии, если таковой вообще существовал, созданный ЖЖ юзером senat_perm.

Реконструкция сделана по бронзовым артефактам. Изображение на флаге состоит из двух священных для бьярмов символов (бьярмы здесь - условное название жителей Верхнего Прикамья времен Звериного стиля, можно называть их людьми Ломоватовской культуры, но это еще более условное именование) . Косой крест часто встречается на изображениях зверей, на навершиях кинжалов и т.д. Косым крестом всегда заштрихованы хвосты бобров (магических животных). Косой крест, возможно, имеет такое же значение, как в современных пиктограммах: это зачеркивание, знак "стоп" для злых духов. В любом случае это священный знак для создателей Звериного стиля.

Две полоски - это двойное кольцо, ошейник. Часто встречается на изображениях гибридов-помощников, монстров, прирученных человеком. На древней бронзе встречается реальный ошейник в виде серебряной фольги или ниток цветной ткани, повязанных прямо на изображении животного. Красный ошейник означает зверя из Среднего человеческого мира, черный - опасного зверя из Нижнего мира, хтоническое животное. Кольцо из серебряной фольги обозначает солнечного небесного зверя.

#бьярмия #флаг
Зажгли сегодня в лесу поминальные свечи, помянули пра-прадедушек - пра-прабабушек улетевших на небеса.

#днипредков #магия
Подсел смотреть на Ютубе документальные фильмы ЦСДФ про "русскую" деревню 1970 - 80-ых годов. Один из них: Вологодская область, деревня Исаево, семья Кукановых. Как в свое время говорил незабвенный Тулаев, живописуя испанскую Фалангу: "раса!". Да, наша, уральская, добавлю я.

В коментах пишут: "Какие тогда были фильмы и передачи, успокаивающие, размеренные. А сейчас сплошной поток хаоса и разрушения льётся потоками - убили, ограбили, изнасиловали, Сирия, коронавирус, Украина, дурдом!!!".

Да, мой дедушка всегда засыпал перед телевизором, когда смотрел новости в 80 -х. Это они верно заметили. 😆😆😆

#меря #вологда
Мерянский "Алфавит" - буквы буква А (Аa) и Б (Bb).

Тут елташи с Иваново и Ярославля начали проект посвященный мерянскому "алфавиту" (каким он мог бы быть).

Буквицы созданы под впечатлением от мерянских "черт и рез" на сосудах. Анонсируется, что половина букв будет абсолютно оригинальны, а другая половина - близка знакам кириллицы, скандинавским либо тюркским рунам и пермскому письму. "А" здесь смахивает на перевёрнутую А. "Б" - одновременно на соответствующие латинс., кириллич. и пермс. знаки.

#меря #письменность
Богослов и богословцы
Прошлым летом я побывал в селе Богослов. Знаменитая Богословская деревянная церковь была построена архимандритом Богоявленского Авраамиевского монастыря Герасимом на том самом месте, где, по преданию, св. апостол Иоанн Богослов явился преподобному Авраамию Ростовскому и вручил жезл для сокрушения идола Велеса, которому еще в XI веке поклонялись ростовцы.


По мимо самой церкви мое внимание привлекло маленькое сельское кладбище. Оно очень интересно, поскольку может дать представление о этническом происхождении жителей села. С керамических фото на нас глядят типично марийские лица... Да и на первый взгляд русские фамилии - Колмыковы, Коныжонковы, Шамаевы , Вагановы  в особых комментариях не нуждаются. Перед нами с высокой вероятностью потомки той самой летописной ростовской мери…

http://rostland.blogspot.com/2012/07/blog-post_6126.html?m=0#more