Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Kuurinmaa из цикла работ посвященных книге "Nord Finno-Ougrien" финского этнографа J.R. Aspelin

#этнофутуризм
Осень пришла на Мерянскую землю.

#меря
Ровно 10 лет назад открылась моя мерянская выставка в рамках этнофутуристического фестиваля КАМВА в Перми Великой. Классное время было.

#этнофутуризм
Семь лет, как ушел к предкам коми-йолташ Юра Попов - коллега журналист, выдающийся специалист по финно-угорской культуре и истории. Его Лов-душа придет к нам на Костер предков в конце сентября, вспомните его вместе с нами когда зажжете свои огни...

#коми #юрийпопов
Vironmaa из цикла посвященного книге "Nord Finno-Ougrien" финского этнографа J.R. Aspelin.

#этнофутуризм
Удряс па Конда (Анка-линд).

Шордо-солнечный уж в небе,
Бег творит он свой неспешный.
Вышли девки с кузовами,
В глухомань пошли лесную.
Удряс девица отстала,
Заблудилася в лесочке.
Исколола больно ноги,
Платье новое порвала.

Вопрошает горько дева,
Карга, помоги кукушка!
Выведи меня из леса,
Покажи скорей дорогу.
Отвечает карга-птица,
Не помощница я Удряс,
За версту уже хозяин,
Всяк его в лесу боится.

Помоги мне урма-белка,
Девица тогда взмолилась!
Выведи меня к деревне,
Не бросай меня ты в чаще.
Урма-белка отвечает,
Уж за сто шагов хозяин.
Хвост мой рыжий весь трясется,
Не помощница я Удряс.

Девку бедную колотит,
Вот уж сумерки спустились.
Слышит шорох за кустами,
И тяжелое дыханье.
Томана-сова лесная,
Что в ночи летает тихо!
Выведи меня отсюда,
Не оставь на растерзанье.

С ветки томана сказала,
За спиной твоей хозяин.
Не могу ничем помочь я,
Ты с судьбой своей смирися.
Увидала девка-Удряс,
За спиной во тьме кромешной.
Конду –бурого медведя,
Ростом будто холм огромный.

Удряс тут же чувств лишилась,
А очнулася в берлоге.
Там у конды, во жилище,
Грязной темной яме.
Конда страшный из потемок,
Человечьим молвит гласом.
Не пугайся Удряс-дева,
Будешь мне теперь невестой!

#меря #мифология #анкалинд
Vepsämaa из цикла посвященного книге "Nord Finno-Ougrien" финского этнографа J.R. Aspelin.

#этнофутуризм
Нашел интересный проект Ancestral Whispers занимающийся генетической антропологией. На их сайте представлены реконструкции примерного внешнего вида древних людей выполненные с помощью нейросетей.

Одна из реконструкций посвящена человеку (по-видимому это женщина) Эльшанской культуры относящейся к эпохе Субнеолита (~7000 лет до н.э.) - одной из древнейших неолитических культур в Европе ареал которой охватывает Среднее Поволжье. Хотя люди этой культуры вели типичный образ жизни охотников-собирателей, её уникальность заключается в том, что это самая древняя керамическая культура Европы. Антропологически люди эльшанской культуры принадлежали к представителям древнеуральской расы, к такому выводу пришел А. А. Хохлов при изучении их костяков. Большинство людей демонстрировали смесь европеоидных и монголоидных черт (в основном более плоский профиль лица). Восстановленный череп из стоянки Чекалино IVb показал соответствующие морфологические признаки, такие как широкая, но уплощенная носовая кость и выраженный прогнатизм.

Мерянин.

#антропология
Мерян мю пуре. Мерянская медовуха.

Решил к "Дням предков" сделать медовое пуре (медовуху).

Один из самых важных этапов, от которого во многом зависит качество готового напитка. Старайтесь подбирать самые ароматные сорта. Отлично подходит липовый мед, но можно взять другой, например гречишный.

Налить воду в эмалированную кастрюлю, довести до кипения.
Добавить хмель в мешочке и проварить его 20 минут помешивая. Удалить из кастрюли хмель и добавить в варево, постоянно перемешивая ложкой. После 4-5 минут кипячения медовой смеси на поверхности начнет появляться белая пенка, которую нужно аккуратно собрать ложкой.

Смесь охладить до 25-30°C (очень важно) и добавить разведенные дрожжи. Если сделать это при более высокой температуре, дрожжи погибнут, и брожение не начнется.

Как правило, брожение медовухи длится 7 - 10 дней. Об окончании процесса свидетельствует длительное отсутствие пузырей, выходящих через гидрозатвор.

Заключительный этап приготовления - фильтрация. Медовуху осторожно перелить в другую емкость, оставляя осадок на дне, затем процедить через несколько слоев марли.

Готовый напиток разлить в бутылки (лучше стеклянные), плотно закупорить и перенести в холодильник или подвал на 7-10 дней.

Ингредиенты:

Липовый мёд 400 гр
Вода 5 литров
Хмель 15 гр
Сухие дрожжи BVG 08 Mead 5 гр

Андрей Мерянин

#пуре #медовуха #мерянскаякухня
"Витперт-атя" (Банник). Костромские мифологические этюды.

Нет нет возвращаюсь к фотографиям из своих костромских экспедиций по заброшенным деревням и лесным погостам. И тогда рождаются такие образы.

Арт: Банник. 2015.

#меря #мифология
День памяти Альберта Разина.

В этот день, 3 года назад, удмуртский ученый, общественный деятель и религиозный традиционалист совершил самосожжение в знак протеста против политики языковой, а значит этнической, ассимиляции удмуртов.

10 сентября 2019 года с 8 часов 30 минут в Ижевске Альберт Разин стоял в одиночном пикете перед зданием Государственного Совета Удмуртской Республики, протестуя против исчезновения удмуртского языка. Разин держал в руках два плаката на русском языке. Один из плакатов был с цитатой дагестанского поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!». На втором было написано: «Есть ли у меня Отечество?».

Вечная память!

#финноугры #удмурты #альбертразин
Sacrum Merjanica. "Белый камень" в Неёлово.

По информации местного жителя, родившегося в деревне, к Неёловскому камню издревле ходили жители окрестных деревень просить благополучия в семье. Приносили нехитрые дары: куриные яйца, курочек и т.п. В данный момент камень местными жителями не почитаем, поскольку коренное население деревень по большей части разъехалось кто куда, большую часть жителей составляют московские дачники которые ничего не знают о культе камней, и вообще глухи к вере предков.

#меря #язычество
Среднерусская топонимика и обрусение.

Лента напомнила старый пост посвященный причудам среднерусской топонимики и этно идентичностям: Изучая топонимы Сергачского и соседних с ним районов Нижегородской области встретил более 2 десятков татарских сел. В преданиях татар об их основании почти везде говорится, что там жила мокша (это рубеж XVI - XVII веков). Рядом с Сергачом есть 2 села - татарское Кочко Пожарки и Русские Пожарки, (соответственно русское). Первая часть названия - Кочко это имя основателя села Кучкая. Татары утверждают, что это мурза, основавший их село. А вот Русские Пожарки в официальных документах до XVIII века звались Мордовские Пожарки. Кстати, и само наименование Пожарки непростое. В легендах говорят о неких пожарищах. Но версия, что это искаженное название "Можар" (имя народа и местности) по-видимому более верная. Так и князь Пожарский родом с Нижегородчины по-настоящему князь Можарский. Ну а можары, можеряне - это суть оригинальное именование народа мещера.

В этом смысле мордовское (мокшанское и эрзянское) = местное русское и местное русское = мокшанское и эрзянское, это давно уже ясно как 2Х2=4. И Можар-Пожар на 100% этно-топоним.

В этом свете показательна история последнего эря-терюханского пророка Кузьмы "Бога" Алексеева (начало XIX века) -проповедовавшего в Терюшской волости. В контексте его "подрывной деятельности" упоминается, что на его моления в керемети приходили не только терюхане, но и русские. Какие русские могли ходить на терюханские моления?...

Переселенцы из под Городца или Мурома?

Конечно нет, это были терюханские новокрещены. Собственно и сам Кузьма Алексеев был новокрещеном, чем, я уверен, и были вызваны столь жесткие карательные меры царских властей по отношение к нему и его сподвижникам. Ибо нельзя, вот так дерзко, из "мордвы" перекинуться в "русского" и потом обратно в эрзянина. Это всегда жестко наказывалось в империи.

Мусульманам - татарам, можарам, мишарям было проще сохранить свою этническую идентичность нежели эрзя и мокше - язычникам, поэтому устойчивые татарские кусты деревень на Нижегородчине есть до сих пор, а эрзянских и мокшанских не осталось, все давно русскими стали.

В заключении - именно по этой причине финно-угорский этнофутуризм так сильно не нравится некоторым попам, и "профессиональным русским", ибо по их мнению посягает на самое святое, высеченное в граните за сотни лет - обрусение, пропагандируя обращение к старым племенным идентичностям.

Примечания к иллюстрациям:

1 - Костюмы сергачской мордвы (мокши)
2 - Узорное ткачество мишарей: а) – закладная техника (карсунские мишари); 2 – браная техника (кулаткинские мишари) - тут опять присутствуют типичные волго-финнские орнаментальные мотивы.
3 - Женский костюм мишарей: а) – сергачская группа (середина 19 в.): рубаха зюле кулмяк с лоскутным узором, тастар с серебряной застёжкой; б) – темниковская группа (18 в.): белая полотняная рубаха с типично финнской вышивкой. Это говорит о вероятности перехода в ислам темниковской мордвы с сохранением традиционной мордовской вышивки в костюме.
Пример реконструкции мерянского женского головного убора из Алабужского клада. VII в. н.э. Автор рисунка - Павел Алёшин. Реконструкция на основе археологических находок на Алабужском городище 7 века. (Ивановская область)

#меря #реконструкция
Оказывается в Пошехонье есть Творческое объединение «Цолонда», название которого образовано от узкорегионального, пошехонского выражения «цолонда» («цолонда — в доме: здравствуй, хозяин», — Яр. губ. — Пош. у., с. Давшино, 1849 г.). Это выражение Орест Борисович Ткаченко считал аутентичной мерянской приветственной формой образованной из двух частей — субстратного индоевропейского (фатьяновского, возможно, протославянского) включения в мерянский — cӧlӛ «здоровый» и мерянской финно-угорской лексемы — аnD- «давать».

Вот местные мастерицы демонстрируют свой визуальный образ пошехонца созданный в рамках проекта «Как пошехонца в Пошехонье поселить».

#меря #пошехонье
Дорогие друзья! Начинаем готовится к «Дням финно-угорских предков».

С 23 по 30 сентября, в любой удобный день Вы можете пойти на могилы ваших предков, в какое либо историческое место (городище, курган, к священному камню или роднику), или просто в красивое место на природе и зажечь огонь Памяти и Единства. Наконец Вы можете зажечь у себя дома свечу если пойти на природу не позволяют обстоятельства.

Вставайте в общий Круг!

Пожалуйста сфотографируйте Ваш огонь и место где вы его зажгли. Добавляйте Ваш фото в группу или присылайте из в личку мне. Мы разместим фотографию Вашего огня в нашей группе.

«Дни Предков» проходят на землях Финно-Угрии уже десятый год.

23 по 30 сентября это дни приуроченные к дню Осеннего Равноденствия (23 сентября) и ближайшему к нему Новолунию (в ночь с 25 на 26 сентября), к одним из сильнейших по энергетике дней Годового Круга. Это дни Земли и Небесных огней, когда люди подводят итоги прошедшего лета, готовятся к наступлению зимы и вспоминают своих Предков.

Мы, юные, молодые и пожилые финно-угры уже десятый год в эти дни зажигаем огни у себя дома или на древних местах, где жили наши пращуры.

Это огни и костры нашего финно-угорского Духовного Единства.

Репост на ваших страницах и в группах приветствуется!

Наша группа в ВК https://vk.com/club57337046
Помнится еще в XIX веке Герцен говорил, что в России есть только две партии – партия просвещения и партия затемнения. Ничего не изменилось. И лишь меря где-то посередине на своей долбленке плывет, меж двух этих гигантских волн.

#антропныевсячинки
Вологодские Меросла, Иштомарь, Немштомарь, Инштомерь; ростово-суздальские Локсомерь, Ючмер, Унимерь, Тюмерь, Шихмари, Кухмарь; марийские Кукмарь, Лумарь, Мунамарь, Пижмарь —

связывают воедино пространства нашего древнего народа.

Арт: князь Кай. Андрей Мерянин. 2014.

#меря #мари #топонимика
ŠNUJ KAJÖK / ШНУЙ КАЙЫК / СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА

Картина изображает трехглавое крылатое божество — священную птицу ананьинцев, предков древних марийцев. Это изображение было найдено археологами на Пижемском городище в устье реки Пижмы — в месте, где находилось языческое святилище. Рядом со святилищем, между валом и обрывом высокого берега, археологами был открыт полузаваленный колодцеобразный ход, сложенный из больших, правильной формы, каменных глыб, он так же был признан ритуальным. Местное предание гласит, что древние люди, предки жителей окрестных деревень, с этого городища имели подземный ход в город Кукарка (ныне город Советск Кировской области), где жили их соплеменники.

Наряду с обожествлением коня в мифологии финно-угорского мира культ птицы занимал важное место в системе представлений о происхождении мира, рождении человека, его бытии и смерти.

Многие исследователи отмечали, что «культ птицы также один из древнейших на территории и северо-востока Восточной Европы и Западной Сибири. Об этом можно судить по широкому распространению изображений разнообразных священных птиц, воспроизводимых в качестве орнамента на глиняной посуде эпохи неолита и бронзы.

Арт: Андрей Мерянин. Шнуй кайык. Священная птица. 2013

#марийцы #мифология