Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Свиной пятак в красном углу.

Один костромской знакомый как-то в переписке поведал: "Недавно гостил в Костромской глубинке, у родственника. Военный пенсионер, танкист в отставке, коротает лето в деревне кормя кур и поливая огурцы. Застолье, выпили, закусили. Поднимаю глаза и вижу Это. Календарь с Богородицей и свиной пятачок... Дядь Паш, что за соседство такое? К чему?

-А, говорит, прочитал где то, мол свиной пятак в доме -к достатку. Эх,sancta simplicites.....Ты бы еще козью голову повесил, рогами вниз...

А я вот считаю, что это абсолютно нормально. Будучи в аутентичной марийской деревне у арбуя - карта (священника марийской традиционной религии) в гостях, видел в его избе божницу с иконами, полотенца красивые висят. А где нибудь на чердаке припрятанная засохшая гусиная лапа...

Одно другому не мешает, нашенска расейска финно-угорская Традиция, однако!

#язычество
Русские запомнили мерю живой.

Читаю книгу нижегородского этнографа Николая Владимировича Морохина "Боги лесного Заволжья", вот занятный кусочек из воспоминаний об общении с академиком Орестом Борисовичем Ткаченко, первым реконструктором мерянского языка:

– Русские запомнили мерю живой, – говорит Орест Борисович, – даже сложили о ней сказки. В русских сказках есть очень странные герои-пошехонцы. Они всё делают не так, как полагается, не могут правильно понять тех, кто к ним приходит и о чём-то их просит.
Сюжетов сказок о пошехонцах найти в академическом указателе «Восточнославянская сказка» можно немало. Пошехонец ест блины, а засметаной то и дело с ложкой спускается в погреб. Пошехонец хочет траву, выросшую на крыше бани, скормить корове и пытается затащить её туда.

Пошехонцы после шумного праздника уснули, а наутро не могут встать: они перепутали ноги – смотрят и не могут понять, где чьи, а если так, то как же ими шевелить.

Как-то раз я проезжал в начале мая через город Пошехонье в Ярославской области и увидел растяжку с надписью: «С праздником, дорогие пошехонцы!». Пошехонье – не только город, это целый край по левому берегу Рыбинского водохранилища. Он находится у впадения Шексны в Волгу.

По историческим данным хорошо известно, что меря держалась там очень долго: это был, возможно, последний островок её культуры и языка.

– Люди, которых мы не понимаем, кажутся нам странными, недотёпами, – рассказывает Ткаченко. – А уж целые деревни… Вот вам и сказка. Были в центре России целые маленькие острова с иноязычными жителями в России.

Да, острова такие есть даже сейчас. И путешествующий по России человек, может неожиданно на них наткнуться. Однажды мы ехали из Вологодской области в сторону Санкт-Петербурга через Вытегру.

Получалось это медленно – вдоль южного берега Онежского озера идёт грунтовка, хоть и обозначенная на картах как важная межрегиональная дорога, чужие по ней ездят нечасто. Мы остановились в середине дня в большом селе Ошта, пошли в столовую. И почувствовали что-то не то. У людей было какое-то чуть иное выражение лица, непривычная мелодия в речи. В меню мы обнаружили не пироги, а совсем другую, не похожую на обычную столовскую выпечку. Вот «калитка», к примеру, – это что? На мой вопрос буфетчица ответила:

– Ну, обычная калитка. С толокном.

Потом, дома, можно будет рассказывать как анекдот: проголодались – съели в одном селе калитку. Люди, которые нас окружали, были спокойны, добры, располагали к себе. И их словно бы что-то объединяло.

Спустя несколько дней я полез во все источники, где можно было что-то найти. И убедился: верна моя догадка, что мы попали на такой этнический остров. В Оште живут вепсы. Общая численность этого народа оценивается в разных источниках от восьми до двенадцати тысяч. Люди эти сосредоточены в нескольких деревнях и сёлах Ленинградской,
Вологодской, Тверской областей и Карелии.

Фото: Крестьянская девушка Авдотья Севрина с девочкой. Деревня Овинчищи Софроновской волости Пошехонского уезда. 1912.

#меря
Пошехонье! Эталонная северная меря. ☀️☀️☀️

Подобного же антропологического типа был покойный Александр Васильевич Кузнецов, тотемский краевед и топонимист, один из моих учителей, родившийся в деревне Фоминское Тотемского района Вологодской области. Антропология характерная для северных мерян, вологодских весян на стыке с северными финнами (чудью) ошибочно принимаемая за новгородскую. Впрочем в Новгороде такой тип тоже скорее всего был распространен за счет вепсов, ижор, карел и псковской чуди.

#антропология #меря
Духи Пинеги. Наряжуха Настя.

Графика из серии "Чудские духи". На основе фото М.А. Лобанова из книги Л. Ивлевой “Ряженье в русской традиционной культуре”. С. Кулой Пинежского района Архангельской области.

Май 2019 года.

#язычество
Мерян варгем / Мерянская одежда

Сделал инфографику рассказывающую о названиях элементов мужской одежды в восточном и юго-восточном мерянском.

Для начала о лексеме "одежда". Решил восстановить ее на основе эрзяно-мокшанской лексемы ор - "шуба"; мокш. оршамс "надеть", эрз. оршамс "покрываться", эрз. оршавт "одежда", "одетый", оршавкс "одежда". Сродни с фин. диал. verha "занавес", "платье", эст. võru "кольцо", "круг сплетенный из прутьев", хант. wãrəksəltəta одеть, надеть кого либо. Вероятно имеет отношение к ур- в мар. ургаш "шить", вур- вургем "одежда", коми вурны "шить", венг. varrni "шить". Думаю для мерянского возможно взать форму варгем "одежда".

Упшо - "шапка"
Шобар - "верхняя теплая одежда" (кафтан, шуба и тд.)
Калта - "кошель" (в традиционном костюме носился на поясе)
Пина - "пояс" (плетеный или кожаный)
Пайда - "рубаха косоворотка"
Елаш - "штаны", "порты"
Иштыр - "портянки" (в сапоги), "онучи" (с лаптями)
Корь - "лапти" (плетеная из лыка обувь)
Кем - "сапоги" (и любая кожаная обувь)
Пестер / Пайба - "плетеная заплечная сумка", "короб-ранец"
Енкалта - "сумка", "сума" (кожаная), "торба" (холщовая)

Все перечисленные слова уже есть в мерянском словаре, кроме лексем "онучи" и "лапоть".

Мерянское "онучи", "портянки" я решил реконструировать на основе мар. г., с.з. ӹштӹр, вургӹштӹр, мар. л. вургыштыр, удм. ыштыр онучи из домотканого сукна, в форме иштыр "онучи", "обмотки", "портянки".

А "мерянский лапоть" восстановил на основе эрзянско-мокшанской лексемы карь "лапоть", которую Вершинин связывает с уральским корнем: фин. kuori, эст. koor, кар. kuori, вепс. koŕ, коми кырсь, мар.г. каргыж, удм. куре, манс. χurəp "кора", "корка", "сливки"; сельк. ki‌rǝ, камас. kə‌r "снять шкуру". Пусть "мерянский лапоть" будет - корь.

#меря #мерянскийязык
Деда Тетеря из племени Меря.

Ломая голову над реконструкцией мерянской лексемы обозначающей "лапти" неожиданно наткнулся на трек московской folkdeath / lubokcore формации "Змей Горыныч" - Дѣда-Тетерѧ, посвященную деду Тетере из племени Меря.

Припев замечательный:

Деда-тетеря
Из племени Меря
Лапти померил
И был вот таков!
Звать его Теря,
Или Емеля,
А может Акакий,
А может и Пров!
Деда-тетеря
Из племени Меря
Лапти похерил -
Гол как сокОл!
Звать его Теря,
Или Емеля,
А может Пафнутий,
А может и Фрол!

#музыка #меря
Мерян торлык / Мерянское вооружение

Сделал инфографику рассказывающую о названиях элементов вооружения мерянских воинов раннего средневековья (смешанное оружие финского и скандинавского типа ~ на IX-X века) и различных военных терминах в восточном и юго-восточном мерянском.

Тора — "война", "битва"
Торлык — "оружие"
Кугыж — "князь"
Вареш — "крепость", "город"
(укрепленное поселение)
Чургак — "частокол",
"крепостные стены")
Патр — "воин", богатырь"
(дословно "сильный", "силач")
Умдо — "копьё"
Кирвас — "топор"
Кердо — "меч"
Искердо — "однолезвейный
короткий меч" ( аналог
скрамасакса)
Козма — "нож"
Тумак — "палица" (дословно
"дубинка") в инфографике
не отмечено
Пукш — "стрела"
Пукшыш — "лук" (дословно
"стреляющий", посылающий
стрелы")
Пукшпужу — "колчан"
(дословно "короб для стрел"
Васкаупшо — "шелом"
(дословно железная шапка)
Васкапайда — "кольчуга"
(дословно железная рубашка)
Суро — "щит" (дословно "защита")
Улигак — "полусапоги с широкой,
загнутой подошвой"
Имне — "конь"

#меря #мерянскийязык
Русское карго как оно есть.

#жизнь
"Чуди проект - пермский зверинный стиль" создал чудские стикеры для телеги и вайбера - "Человеколось".

Скачать можно тут

#чудь
Как выглядела бы неандертальская женщина сегодня, на примере Скарлетт Йоханссон. Встретил в ленте тг. По моему очень мило)))

В геноме человека находится 0,2-4% процента генов неандертальца. Эти гены есть только у европеоидной расы - той, что пошла из Восточной Африки на север, и столкнулась с приземистыми, мускулистыми бородатыми мужчинами в коже момонта. У африканцев, азиатов, паленезийцев, жителей Среднего Востока - тех, кто пошли на Восток, Юг, или вообще никуда не пошли - геном неандертальца не встречается.

#неандертальцы
Мерянская сказка: этнофутурист и щука.

Однажды пошёл этнофутурист на Галичское озеро ловить рыбу. Пришёл к Рыбной слободе, сел в лодку, подошел к устью Едомши, закидывает спиннинг и ждёт.

Думает: "Как бы мне быстрее выловить щуку?"
Внезапно одна рыба прыгает к нему прямо в руки и говорит ему человеческими словами:

-Если ты меня отпустишь, я осуществлю любое твоё желание.

Думает-думает этнофутурист, отпускает щуку и отвечает:

-Хочу себе перт с книгами на мерянском языке!

Рыба ему:

- Ёлусь па ёлусь пертет! (Да будет твой дом)

Идёт этнофутурист обратно. Идёт и видит: у перт! Входит, а там тысяча книг на мерянском языке!
Не ест, не пьёт, и сейчас читает...

#мерянскиесказки
Прокручивая ленту вижу заголовок - с днем рождения Пиночет! Протер очки - с днем рождения Пинега. Ух тыж!
Все, завязываю телеграм каналы читать, теперь только одноклассники!

Кстати, в этом году Пинеге 885 лет.

#чудь #пинега
Меря это ризома.

Критики мерянства погружаются в XIX век, когда рассматривают его как "проект нации" с обязательным навязыванием языка, культуры, инослужения и пр.. Бред. У мерян роение, идея ризомы, грибницы, в пику различным нацпроектам. Поэтому мерянство в социополитикокультурном измерении нужно рассматривать иначе.

• Для мерянина не важно где начинается и где заканчивается его "мерянство";
• Домашний пирог, сбор грибов в лесу и медитация на фото "Шемякиной горы" являются продолжением вашего "внутреннего мерянина", но одновременно обладают и собственной самостью;
• Меря это не бытие, но роение;
• Меря это ризома;
• Грибы ничем не хуже людей;
• Грибы тоже репрезентируют себя через знаковые системы;
• Кровь имеет значение;
• Семья/род имеет значение;
• Самосознание имеет значение;
• Территория не имеет значения (кроме рамок сапорепрезентации) ;
• Меря самопрезентует себя в Чухломе, а живет где удобно;
• Со всеми видами расизма должно быть покончено;
• Худший вид расизма - гносеологический;
• Работа это агрессивное саморазрушение, навязанное людям извне;
• Алкоголизм и патриотизм ничем не лучше работы и расизма;
• Долгая доминация мундиров, киверов и эполетов сделала возможными расизм, работу и патриотизм, но от киверов и эполетов остались одни мундиры;
• Стать мерей значит индивидуально выйти из под доминации мундиров.

#меряконцепты
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Моя любимая марийская юмористка и блогерка, артистка театра имени М. Шкетана Качери Бавай из Йошкар-Олы. Послушайте как она по-русски говорит, чем-то похоже на костромскую деревенскую речь, которую я у нас от стариков слышал в детстве. Как красиво она тянет О, какая прекрасная мелодика.

Чисто внешне Качери похожа на сестру моей бабушки - Таню Тарбееву (1937 г.р.) из Киров кундем. Мама недавно вспоминала как они со своей мамой Леной и женой дяди Саши - Мартой приезжали в тарбеевские Дрягинцы на лето, ходили в Чикулаево за клубникой, а Таня одевалась вувер-кувой, караулила их в лесу и пугала Марту до икоты)))

#вятка
Min merä! Я меря!

В продолжении серии стикеров.

#меря #арт
Люди не без юмора.

Читая "Именослов Русского Севера" встретил замечательное имя: БЗДЯЧИЙ: «Истомка Бздячий», вол. Кереть Кол. уезда. // Писц. кн. 1574 [СГКЭ-2: стл.460]. • Ср. бздеть, бздюхать - «пердеть, испускать газы, портить воздух»; бздюль - «не умеющий сдержать себя в приличии».

Напомнило семью Бздюлевых живших рядом с нашими Тарбеевыми в деревне Дрягинцы на Вятке.

По переписи 1891 года в Дрягинцах жили рода Бздюлевых, Дрягиных, Кокоулиных, Окишевых, Олиных, Тарасовых, Тарбеевых, Трефиловых, Шибановых.

#вятка
Этнофутуризм.

Из старенького: Снаружи (он) — образец футуристический архитектуры, но изнутри — бревенчатая изба. Андроиды выглядят в ней домовыми, а научные эксперименты — колдовством у печи.

#меряконцепты
Структурно влияние финно-угорской культуры на великорусскую напоминает влияние культуры восточной/татарской/исламской. Сходство заключается в том, что влияния эти в обоих случаях касаются тех областей культуры, которые находятся вне зоны внимания идеологов, вне сферы рефлексии так называемой интеллектуальной элиты. Отличие же заключается в том, что влияние финского мира в силу того, что финно-угры являлись субстратом, а не суперстратом как тюрки, касалось в основном бытовых сторон и не поднималось до уровня государственного устройства и политических отношений.

#меряконцепты
В саге Игры Престолов аналог меря - это First Men. Те, кто жили здесь ещё до того, как пришли люди, которые считают это землю своей родиной. Это один из народов, населявших Вестерос в древности. Они говорили на древнем языке и пользовались рунами, умели выплавлять бронзу и объезжать лошадей. Заключив мир с Детьми Леса, Первые люди создали сотни королевств; память об их временах сохранилась в сказках и песнях о Веке Героев. Северяне и одичалые за Стеной считают себя потомками Первых людей, но и на юге многие старые дома могут проследить свою родословную ко временам Первых людей. По сей день монархи Вестероса носят титул «король андалов, ройнаров и Первых людей». Осталось и нам, мерянам, реконструировать свой язык, заново написать свою историю, эпос, обрести самосознание и культуру и напомнить о себе миру. Время пришло.

#меря
Kude ruž ejölat! / Матушка-Меряния следит за тобой!

В продолжении серии стикеров

#меря #лубок
Свежак этого года. В тайге на средней Ветлуге нашли марийский могильник X-XII веков. Елташ границы в этом сезоне топографировал, определили предварительно размеры в районе 1,5 км в длину и метров 300 в ширину. Могильник крупный, существовавший несколько веков, а вот сопутствующих городищ и селищ не найдено. Думаю где-то за оврагом с ручьем или речушкой надо искать, в радиусе от 500 метров до 1 - 2 км. Марийцы так традиционно кладбища располагают, что бы не шастал никто по ночам)))

#археология #ветлужскиемарийцы