Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Субъективность и институции.

Периодически думаю над тем, что бывает озвучиваешь какие-то идеи, записываешь их в блогах, бывает забываешь даже (их же ворох), а потом они всплывают у других спикеров.

И эти идеи начинают жить уже своей отдельной жизнью и развиваться (что меня в общем-то радует). Почему они вдруг начинают жить? Потому что это  происходит в рамках каких-то институций. Например иноэтнических. У нас, носителей, которые могли бы такие идеи подхватить и развить, нет. Потому что нет никаких институций, вообще. Ни этнических, ни тем более политических.

Мы ничто, мы ноль, мы бес субъективны.

Есть такой расхожий западный тезис - "white have no culture". Вот у русских в России нет культуры, потому что нет этничности, субъективности и институциональности.

Кто такие меряне? Это субэтнический русский ноль пыжащийся стать единичкой. Стать хотя бы как тверские карелы или вепсы, признанным в империи этносом с некой субъектностью, хлипкими институциями, но в рамках которых возможны правительственные гранты, книги, мультики, фильмы, выставки, какая-то наука, поп и этнокульутра, кухня, наконец возможна хоть какая-то карьера уникального художника, философа или писателя. А что такое мерянский этнофутурист? Или, если перестать концентрироваться только на финской составляющей, что такое этнославянист? Нет, лучше скажите - кто такой художник Ефим Честняков?

По большому счету - некто ниже единицы, между единицей и нулем. Потому что даже в рамках Костромской области, он нахуй никому не нужен.

Институционально не нужен.

#антропныевсячинки
кстати, для всех адептов "древнерусского начертания" (а много кто его и для языческих тем до сих пор использует, невегласи). Вот оригинал т.н. "древнерусского устава". Сами видите, что текст этот - на греческом. Реально греческий текст и реально греческий язык, не смотря на такие знакомые (скажем так, до боли знакомые) начертания букв. Сами видите, что , собственно, с византийских греков вся эта наша "древнерусская романтика" определенного начертания букв и заимствована чуть менее, чем полностью.
Чухонная крыша.

У Ольги Тороповой увидел фото со слайда 1976 года. Деревня Болотниково, Островский район, Костромской области, стоящей в устье Медозы, где она впадает в Меру. У старого амбара, её родные, двоюродные братья и сёстры.

Кайф какой, в старо время и на избах такие же крыши были, к примеру они есть на Домнинских фото начала XX века. Только здесь она сделана из соломы вперемешку с глиной, а на избах были чисто соломенные и называлась такая крыша "чухонной".

#костромскаяобласть #XXвек
Друг мерянин, а зачем ты просыпаешься по утрам?

Намедни, знакомый археолог скинул статью Н.И. Платоновой «Древнерусская культура и древнерусская элита: проблемы и перспективы исследований», опубликованную в свежем историческом сборнике РАН «Северная Русь».

Скинул с таким комментарием: «Возможно твои мифические финны и балты с пространств восточной Европы всё - таки исчезнут. Не полностью, но в том промышленном количестве про которые ты вещаешь последние годы.»

В статье есть занимательный пассаж: «Лишь в наши дни обаяние «неславянства» и «чары балтийства» начинают понемногу развеиваться.»

Мне он настолько понравился, что родился вот такой мерянский лубок)))

#мари #меря #лубок #merjamaa
Кукуй - Купалье

Кстати меня периодически спрашивают, у мери праздник Солнцестояния вообще в почете был или нет? Памятуя, что, например, у наших ближайших родичей мари все праздники приурочены к фазам Луны.

Отвечаю, да, у мери летний Солнцеворот был почитаем. У нас в топонимии множество урочищ «Кукуй», «Кокуй», «Кукуевка», «Кокуйки» и пр., буквально десятка полтора. Все эти урочища находятся на высоких горках над реками.

Семантически топооснова кукуй связана с прибалтийско-финской лексемой «kokkoi», «kokko» обозначающей костер на Иванов день.

Приведу полные финские данные:

~ фин. «kokko» - конусовидный, конический предмет, куча, копна; костер под Иванов день; сторожевой костер, карел. «kokoi» - высокий, конусообразный костер под Иванов день; ливв. «kokku», люд. «kokk», вепс. «kok», манс. «kok» ‘penis’. ~ фин. «kukku», карел. «kukkura» - конусовидная вершина, макушка; вепс. «kuk» - горка, холм.

Финский материал указывает на первоначальное значение основы kuk-/kok- «(отдельное) возвышение», из которого и развивается позднейший комплекс значений, объемлющий разные стороны одного языческого обряда: «(праздничный) конусовидный костер»; «Иванов день (Купала)».

Таким образом мерянские «кукуи» были традиционным местом веселых языческих празднеств в Иванов день. Из наиболее известных Кукуев упомяну – историческую местность «Кукуй» в Москве на правом берегу Яузы, деревню «Горка-Кокуй» в Никольском районе Вологодской области, высокую горку «Кукуй» над рекой Шерной в центре города Александров, Владимирской области, «Кукуевку» холмистую часть древнейшего посада возле Сергиевой лавры, горку «Кукуй» в Киржаче.

#кукуй #купалье
Как видит Россию среднестатистический мерянин

#мерямемы #мерякарты
Как измодила наша баска сторонска говоря за последошны 80 годов. Диве и не было ёла. Йих, наша доля... Кто инто сразумеет?

Варианты в комменты!

ЗЫ. Кстати, тут есть один очень интересный классический мерянизм попавший в ярославско-костромскую говорю из мерянского. Пока писал этот текст встретил его в словаре Мельниченко. Кто догадается тому мерянский словарь в подарок)

#ярославскокостромскойдиалект #говоря
Антон Kirpiklass. Меря в брёвнах, а чудь в рёбрах

Огни в окнах деревень, с названиями звучащими как старинные заклинания, погасли и все жители отправились ко сну. Ночной туман поднявшийся с озера Неро, окутал землю. Стрекотание сверчков в густой траве изредка прерывается заунывным криком вышедшей на охоту совы, бесшумно парящей на фоне звездного неба над старым заброшенным коломищем. Кое-где над поросшими травой и бурьяном могилами, отбрасывая блеклые сполохи, загораются и мерцают светлячки. Вымоченные дождями, почерневшие от времени деревянные голбцы и домовины издают тихие потрескивания и скрип на древнем наречии тех, кто испокон веков населял эти земли. Где-то далеко в небе слышен утробный рокот приближающейся грозы. Медленно в тумане плывет темный силуэт согбенной старушки, беспрепятственно проходя сквозь кресты и деревья. Вечный дозор несет Колом-ава, осматривая свои владения. Бережет она покой усопших, поёт колыбельные им на давно забытом живыми мерянском языке...

Один из авторов портала "Пантеон" Андрей Мерянин взял интервью у московского музыканта Антона Kirpiklass, фронтмена ритуального амбиент-проекта Kirpiklass. О новом мерянском релизе "Колом-ава" посвященном Матери Смерти, магии мери и чуди, идентичности северных великороссов и многом другом, читайте в материале портала "Пантеон".
Ефим Честняков и черти.

"Одново мужчину… в Глебове… ночью крикнули молотить рожь… и ево увела нечистая сила — как черт… Говорят, это как отступился Господь от нево… Али вот бывает проклинают: “Будь ты проклят!” … Ево водило две недели… Без воды, без пищи был там… Искали… всем колхозом. Жена ево ходила к Ефиму Честнякову и он сказал: “Поставьте роспитье [крест] на трубу, на крышу и не бойтеся. После 12-ти часов ево черти бросят. Он придет домой.” И она все зделала это и после 12-ти в ту же ночь он пришел домой…"

Из воспоминаний Веселовой Марии Арсентьевны. Кологрив.

#чертовщина #честняков
Финочки забрякали
Отец да мать заплакали!

или, да хоть бы это:

Ай из нагана выстрел дали
По реке пошел туман
Не надейся на товарища,
надейся на наган!

Представьте балет о Вологодчине. Представили? Вот я и тоже не могу. Но если бы я где-то, миру, представлял Истинный Север, то взял бы конечно - Вологду.

Выбегают танцоры в сапогах со скрипом, картузах и косоворотках, с финками и вот под эту музыку Хачатуряна пляшут размахивая ножами. Такую идею подкинул друг карельский мерянин.

Ведь это можно поставить! Почему никто не воспел страшную северную резню? Страшная резня. Только представьте к вам, кумзёрам, на танцы приходят чужие - шабзёры, завязывается потасовка и вы сокрушаете своих извечных врагов финками и кольями? Представили? Не получилось, да? Да потому что никому нах эта фактура, этот срез народной истории, культуры и самосознания, не нужен. Но в будущем, в безпушкинстве, в ситуации кардинального пересмотра взгляда на самих на себя, это вполне возможно.

Бесплатная идея - пользуйтесь)))

#музыка
День Ефима Честнякова.

Сегодня день памяти Ефима Честнякова. Кем он был? Местным кологривским святым, колдуном и прорицателем, народным философом, а по совместительству, учеником Ильи Репина, художником "Серебряного века", поэтом и сказочником.

Ефим Васильевич был свидетелем и невольным участником значительных событий в истории. Революцию он принял с надеждой на преобразование северной Великороссии - Мерянии. В своих взглядах на будущее художник был близок с представителями утопического великорусского крестьянского социализма. Живи он в Литве или Финляндии, он стал бы величиной вровень с Чюрлёнисом и Галлен-Каллела. Но мы имеем то, что имеем - в Костроме нет даже улицы названной в его честь. Великое честняковское пока вынуждено молчать до будущего...

«Вся суть дела в том, что я не могу профанировать свою русскую душу — не уважают её — и не хочу заменить её скучной, корректной, лишённой живой жизни душой европейца, человека не артиста, полумашины. Потому мне приходится замыкаться в себе. Потому что в стране мы не хозяева. Всё обезличившее себя заняло первенствующее место, а великое русское пока вынуждено молчать до будущего». Из письма Е.В.Честнякова И.Е.Репину (Архив АХ, 10).

#ефимчестняков #кологрив #костромскаяобласть
Понравилось - "ни один уважающий себя неоязычник (чница) не напялит на себя головной убор 17-18 века."

Прочёл и как на научном консиллиуме побывал, да. Вы знаете, я тоже против чтобы неоязычники напяливали на себя кокошники и валяный шляпы, в условиях действительности которую они создали это совершенно излишне. )) Хотя, например латышские язычники из Диевтурибы да и просто этнографы (а они тут, в Латвии, все поголовно язычники) с удовольствием носят латышские картузы XX века, шляпы, платья, виллайне, длинные пальто, этнографическую региональную одежду, не ограничиваясь на раннесредневековой реконструкции. Но сравнивать все это не имеет смысла, разумеется.

#антропныевсячинки
Мать земля и место. Подсмотрел у Адоньевой про Матерей.

«В результате неолитической революции кочевые группы людей попали в ловушку оседлости… Древнейшая сельскохозяйственная фиксация земли обуславливает эпохальное отождествление материнского мира с возделываемым плодоносным простраством. Эпоха труда, понимаемого как возделывание матери-земли, начинается с поселения на земле, земле-самке (Джон Бергер), которая отныне должна давать прибавочный продукт, отдавать свой приплод, жертвовать излишек своей силы. В это время устанавливается глубинная связь смертных с одновременно священной и проклятой территорией, на которой теперь располагаются хижины, клоаки и жилища вождей. Там, где год за годом, поколение за поколением обрабатывается пашня, где накопление запасов открывает возможность планирования будущего и где мертвые предки отмеривают ту округу, куда они возвращаются, там формируется новый тип пространства – «родина» и новый тип мышления – «земельное право», nomos… Двойная одержимость – землей и принадлежностью роду толкала ставших оседлыми племена в объятия владетельных Великих Матерей. После того как земля привязала к себе в равной мере живых и мертвых, люди начали полагать, что матери хотят навсегда удержать их у себя, а определенным образом – внутри себя. Отныне очаг и ландшафт, лоно и поле стали синонимами».

Слотердайк П. Сферы. Микросферология.
том 1. Пузыри. СПб., 2005.С.280-1.

#идент #мифы
Оказывается в Шаблово, в музее, есть икона Ефима Васильевича, с волшебным олма (яблоком) в руках. Седой космический старец в косоворотке, в красном углу, с лампадой. Вот она, наша мерянская Вера!

Фото с Ефимина дня -2022.

#честняков #меря #кологрив
Меря - моя мономистерия про сакральную сущность связи верхневолжского человека и его прадедовского локуса, которую можно играть всю жизнь. И каждый день для меня в ней открытие на грани просветления.

#ямерядед #автопортрет
Аз есьм Альфа и Мю — Мас йонь Анде па Мере!

Спрашивают что значит А и М на автопортрете. Во-первых это мои инициалы - Андрей Мерянин. Во-вторых в них, если отталкиваться от эзотерической трактовки греческого и мерянского алфавита, заложен особый смысл.

А Альфа — первая буква греческого алфавита, ее буквальное значение — «бык» или, более обобщенно, «скот». Как и соответствующая древнееврейская буква, Альфа, прежде всего, толкуется как символ движимого имущества во всех его аспектах — как материальном, так и духовном. С появлением чеканки монет стоимость таковых выражалась в количестве голов рогатого скота — отсюда произошло и само слово «капитал» (от латинского «caput» — «голова»). Эзотерическая сущность Альфы предполагает уход за рогатым поголовьем, т. е. приумножение и мудрое использование этого богатства.
А Анде — мерянская транскрипция моего имени Андрей - Анди этимологически можно связать с лексемой анде/андо "кормить", "пестовать", что тоже таит в себе многогранный смысл.

Μ Мю — двенадцатая буква алфавита, представляет священное число 40. Эта буква связана с деревьями — самыми большими, могущественными и стойкими представителями растительного мира. Дерево — это символ космической оси. Оно является звеном, связывающим подземный, земной и небесный миры. Его корни растут под землей — в царстве Гадеса. Оно пронизывает поверхность земного мира, на котором обитает человечество, а затем устремляется вверх, к небесным эмпиреям богов и богинь. Сама форма буквы Мю символизирует стабильность и нерушимость, огороженность, защищенность и связь между тремя состояниями бытия.
М Мере — в мерянском М означает мере "человек". Лексема мере "человек" объективизирует начало анде "кормление".

Окормляйтесь и будете мудры, дети Юмала! Окормляйтесь и направляйтесь по верной дороге, избегая опасностей вывернутого наничь мира.

#символизм #меря
Иконы традиционной мерянской религии.

Сетка напомнила, три года назад впервые побывал на источнике Яитры что на Кубенском озере. Яитра, так местные вологжане некогда называли Богородицу Одигитрию. Рядом с источником лежит здоровый камень-следовик на котором по преданию она оставила след, присев передохнуть в своем путешествии по Вологдамаа, в лесу кто-то на ёлке вырезал лик (что-то мне подсказывает что это сделал Богумил), а рядом с камнем стоит железная дзен-икона с ленточками. Можно часами стоять и смотреть сквозь неё в глубь леса. Проверено - помогает.

#меря #весь #язычество #вологодскаяобласть