Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
В одной из своих рукописей Ефим Васильевич Честняков писал:

«Всю жизнь я положил на свое искусство, занимался день и ночь до изнеможения... И вот дилемма: или бросай деревню живи в городах, или искусство. Искусство или деревня... Мне жаль деревни, и искусство оставить не могу в вопросе совести и чувств... В лесорабочие или служащие не поступаю – потому что летом ломизм на земле, а зимой удосуживаюсь для искусств. И так идет в муках вся моя жизнь... А творений куча: словесности, живопись, скульптура <...> Творения моих искусств я считаю важными для страны и вообще... Разве бы я стал наобум тратить всю мою жизнь»...

Вокруг революция, гражданская война, коллективизация, войны, военный и послевоенный голод, колхозное царство, а Ефим Васильевич размышляет о том, что не может уйти в город, ибо не может там творить, а живя на земле творить получается только зимой. И разве стал бы он так мучиться, если искусство его не было так важно для страны (под которой он, по-видимому, понимал в первую очередь свой деревенский мир)...

Вот главный нерв бытия Честнякова.

#ефимчестняков #кологрив
Феминный Север.

При всей кажущейся патриархальности архетипические Северные пространства очень феминные. Про то, что корень северных архетипов - женский писал проницательный Дугин.

Пара цитат:

"Влиятельные женские персонажи в славянском (главным образом в великорусском) фольклоре доминируют. Это является одним из ярких признаков феминоидности культуры. Доминанта русской культуры - феминоидная так же, как и у кельтской (в отличии от германской)... При этом здесь добавляется важный момент смешения древних славянах с фино-угорскими племенами, которые жили на территории России задолго до прихода славян. Сами древние славяне, возможно, в рамках всей индоевропейской культуры, все-таки были несколько ближе к феминоидам, чем к мускулуноидам. А те, кто жили на территориях Средне-русской возвышенности до прихода славян, то есть преимущественно финно-угорские племена, представляли собой чисто феминоидный тип."

"По сути, в русской культуре дело мы имеем дело с феминоидным знаменателем. Если говорить о двухэтажной формуле культуры – логос/мифос, то в знаменателе у нас чисто феминоидный тип. Многие русские философы и поэты говорили о «вечной женственности русской души». Александр Блок и Владимир Соловьев учили о России как о Софии, Премудрости божьей, «женской ипостаси Божества». Но в любом случае не было ни одного внимательного и серьезного исследователя России, который бы прошел мимо вот этой особенности русской культуры, русского настроя."

И так, великорусское - глубинно-народное: в знаменателе "женственность". Вспомним народный культ Богородицы (и других женщин-святых) превалирующий начиная с средневековья над культом Христа в "народном православии, архетип "твердой отеческой руки" русской власти и соцально-политическую индифферентность "феминного" большинства, мистерию зерна/земли земледельческой "русской общины". Это Номос Земли. А в базисе еще более древний номос Леса, с его этнографическими флэшбэками матриархата, культом Золотой Бабы, Небесных лосих/олениц, и тд. Носителями этих архетипов являются и все сохранившиеся волго-финские народы.

От этого отклоняются только периферийные группы - казаки и тюркские народы (номос Степи), поморы, заонежане, прибалтийские финны (номос Моря/Озера), кавказские народы (номос Гор).

Жаль, мало кто воспринимает всерьез его "Ноомахию". Стоит пробежаться хотя бы по русским томам.

Арт: Вечность. 2011.

#мифология #традиция #женщины #север
В течении Миги, Андоги и Иштомы, где в XVII-XVIII вв. располагалась Андопальская вол. Белозерского у-да, рассматривая карту, встретил названия-слова, как из таинственной северной песни:

Иштамар, Меросла, Музгумзь, Сятрумзь, Пергумзь, Шолгумзь, Лойда, Перхлойда, Ярглойда, Шубач!

Среди однозначно вепсских топонимов мое внимание привлекла д. Меросла.

Первое что приходит в голову, что его следует толковать от вепс, meri - «море». Кузнецов отмечал, что термин мер часто встречается в названиях малых озёр Карелии и Ленобласти. Но возможно это и из волжско-финского наречия, на что обращает внимание название вологодского руч. Мерья, название которого Матвеев сопоставлял с народом меря. Эту этимологию можно распространить и на названия вологодских болот – Мерьского и Мерье. В общем в итоге я склонен видеть на этой территории явные, хоть и не многочисленные, следы мерянского присутствия, недаром же эти земли традиционно входили в состав Ростовщины.

Фото местных жителей из окрестностей Лойдицы.

Мерянин

#вологда
Елташи ваще меряне!

Немного мерянского поп-арта ))

#меря #арт
Молитва, Бог и Благодать.

Намедни, мой старый друг по старому доброму Родолюбию, Братимил, спустя 9 лет после последней своей поездки, решил заглянуть к Синь-камню на Переславском озере, посмотреть кто это платный вход в 200 руб. к нему сделал. Заодно наснимал всякого ингло-трэша на торговых рядах. По этому случаю нарисовал картинку, давно напрашивалось. Если что, никого не хотел обидеть, просто размышления о "тонких мирах" и их механизмах. ))))

#юмор
Min’ tim večkam / Я тебя люблю

В продолжении серии стикеров

#меря #лубок
Субъективность и институции.

Периодически думаю над тем, что бывает озвучиваешь какие-то идеи, записываешь их в блогах, бывает забываешь даже (их же ворох), а потом они всплывают у других спикеров.

И эти идеи начинают жить уже своей отдельной жизнью и развиваться (что меня в общем-то радует). Почему они вдруг начинают жить? Потому что это  происходит в рамках каких-то институций. Например иноэтнических. У нас, носителей, которые могли бы такие идеи подхватить и развить, нет. Потому что нет никаких институций, вообще. Ни этнических, ни тем более политических.

Мы ничто, мы ноль, мы бес субъективны.

Есть такой расхожий западный тезис - "white have no culture". Вот у русских в России нет культуры, потому что нет этничности, субъективности и институциональности.

Кто такие меряне? Это субэтнический русский ноль пыжащийся стать единичкой. Стать хотя бы как тверские карелы или вепсы, признанным в империи этносом с некой субъектностью, хлипкими институциями, но в рамках которых возможны правительственные гранты, книги, мультики, фильмы, выставки, какая-то наука, поп и этнокульутра, кухня, наконец возможна хоть какая-то карьера уникального художника, философа или писателя. А что такое мерянский этнофутурист? Или, если перестать концентрироваться только на финской составляющей, что такое этнославянист? Нет, лучше скажите - кто такой художник Ефим Честняков?

По большому счету - некто ниже единицы, между единицей и нулем. Потому что даже в рамках Костромской области, он нахуй никому не нужен.

Институционально не нужен.

#антропныевсячинки
кстати, для всех адептов "древнерусского начертания" (а много кто его и для языческих тем до сих пор использует, невегласи). Вот оригинал т.н. "древнерусского устава". Сами видите, что текст этот - на греческом. Реально греческий текст и реально греческий язык, не смотря на такие знакомые (скажем так, до боли знакомые) начертания букв. Сами видите, что , собственно, с византийских греков вся эта наша "древнерусская романтика" определенного начертания букв и заимствована чуть менее, чем полностью.
Чухонная крыша.

У Ольги Тороповой увидел фото со слайда 1976 года. Деревня Болотниково, Островский район, Костромской области, стоящей в устье Медозы, где она впадает в Меру. У старого амбара, её родные, двоюродные братья и сёстры.

Кайф какой, в старо время и на избах такие же крыши были, к примеру они есть на Домнинских фото начала XX века. Только здесь она сделана из соломы вперемешку с глиной, а на избах были чисто соломенные и называлась такая крыша "чухонной".

#костромскаяобласть #XXвек
Друг мерянин, а зачем ты просыпаешься по утрам?

Намедни, знакомый археолог скинул статью Н.И. Платоновой «Древнерусская культура и древнерусская элита: проблемы и перспективы исследований», опубликованную в свежем историческом сборнике РАН «Северная Русь».

Скинул с таким комментарием: «Возможно твои мифические финны и балты с пространств восточной Европы всё - таки исчезнут. Не полностью, но в том промышленном количестве про которые ты вещаешь последние годы.»

В статье есть занимательный пассаж: «Лишь в наши дни обаяние «неславянства» и «чары балтийства» начинают понемногу развеиваться.»

Мне он настолько понравился, что родился вот такой мерянский лубок)))

#мари #меря #лубок #merjamaa
Кукуй - Купалье

Кстати меня периодически спрашивают, у мери праздник Солнцестояния вообще в почете был или нет? Памятуя, что, например, у наших ближайших родичей мари все праздники приурочены к фазам Луны.

Отвечаю, да, у мери летний Солнцеворот был почитаем. У нас в топонимии множество урочищ «Кукуй», «Кокуй», «Кукуевка», «Кокуйки» и пр., буквально десятка полтора. Все эти урочища находятся на высоких горках над реками.

Семантически топооснова кукуй связана с прибалтийско-финской лексемой «kokkoi», «kokko» обозначающей костер на Иванов день.

Приведу полные финские данные:

~ фин. «kokko» - конусовидный, конический предмет, куча, копна; костер под Иванов день; сторожевой костер, карел. «kokoi» - высокий, конусообразный костер под Иванов день; ливв. «kokku», люд. «kokk», вепс. «kok», манс. «kok» ‘penis’. ~ фин. «kukku», карел. «kukkura» - конусовидная вершина, макушка; вепс. «kuk» - горка, холм.

Финский материал указывает на первоначальное значение основы kuk-/kok- «(отдельное) возвышение», из которого и развивается позднейший комплекс значений, объемлющий разные стороны одного языческого обряда: «(праздничный) конусовидный костер»; «Иванов день (Купала)».

Таким образом мерянские «кукуи» были традиционным местом веселых языческих празднеств в Иванов день. Из наиболее известных Кукуев упомяну – историческую местность «Кукуй» в Москве на правом берегу Яузы, деревню «Горка-Кокуй» в Никольском районе Вологодской области, высокую горку «Кукуй» над рекой Шерной в центре города Александров, Владимирской области, «Кукуевку» холмистую часть древнейшего посада возле Сергиевой лавры, горку «Кукуй» в Киржаче.

#кукуй #купалье
Как видит Россию среднестатистический мерянин

#мерямемы #мерякарты
Как измодила наша баска сторонска говоря за последошны 80 годов. Диве и не было ёла. Йих, наша доля... Кто инто сразумеет?

Варианты в комменты!

ЗЫ. Кстати, тут есть один очень интересный классический мерянизм попавший в ярославско-костромскую говорю из мерянского. Пока писал этот текст встретил его в словаре Мельниченко. Кто догадается тому мерянский словарь в подарок)

#ярославскокостромскойдиалект #говоря
Антон Kirpiklass. Меря в брёвнах, а чудь в рёбрах

Огни в окнах деревень, с названиями звучащими как старинные заклинания, погасли и все жители отправились ко сну. Ночной туман поднявшийся с озера Неро, окутал землю. Стрекотание сверчков в густой траве изредка прерывается заунывным криком вышедшей на охоту совы, бесшумно парящей на фоне звездного неба над старым заброшенным коломищем. Кое-где над поросшими травой и бурьяном могилами, отбрасывая блеклые сполохи, загораются и мерцают светлячки. Вымоченные дождями, почерневшие от времени деревянные голбцы и домовины издают тихие потрескивания и скрип на древнем наречии тех, кто испокон веков населял эти земли. Где-то далеко в небе слышен утробный рокот приближающейся грозы. Медленно в тумане плывет темный силуэт согбенной старушки, беспрепятственно проходя сквозь кресты и деревья. Вечный дозор несет Колом-ава, осматривая свои владения. Бережет она покой усопших, поёт колыбельные им на давно забытом живыми мерянском языке...

Один из авторов портала "Пантеон" Андрей Мерянин взял интервью у московского музыканта Антона Kirpiklass, фронтмена ритуального амбиент-проекта Kirpiklass. О новом мерянском релизе "Колом-ава" посвященном Матери Смерти, магии мери и чуди, идентичности северных великороссов и многом другом, читайте в материале портала "Пантеон".
Ефим Честняков и черти.

"Одново мужчину… в Глебове… ночью крикнули молотить рожь… и ево увела нечистая сила — как черт… Говорят, это как отступился Господь от нево… Али вот бывает проклинают: “Будь ты проклят!” … Ево водило две недели… Без воды, без пищи был там… Искали… всем колхозом. Жена ево ходила к Ефиму Честнякову и он сказал: “Поставьте роспитье [крест] на трубу, на крышу и не бойтеся. После 12-ти часов ево черти бросят. Он придет домой.” И она все зделала это и после 12-ти в ту же ночь он пришел домой…"

Из воспоминаний Веселовой Марии Арсентьевны. Кологрив.

#чертовщина #честняков
Финочки забрякали
Отец да мать заплакали!

или, да хоть бы это:

Ай из нагана выстрел дали
По реке пошел туман
Не надейся на товарища,
надейся на наган!

Представьте балет о Вологодчине. Представили? Вот я и тоже не могу. Но если бы я где-то, миру, представлял Истинный Север, то взял бы конечно - Вологду.

Выбегают танцоры в сапогах со скрипом, картузах и косоворотках, с финками и вот под эту музыку Хачатуряна пляшут размахивая ножами. Такую идею подкинул друг карельский мерянин.

Ведь это можно поставить! Почему никто не воспел страшную северную резню? Страшная резня. Только представьте к вам, кумзёрам, на танцы приходят чужие - шабзёры, завязывается потасовка и вы сокрушаете своих извечных врагов финками и кольями? Представили? Не получилось, да? Да потому что никому нах эта фактура, этот срез народной истории, культуры и самосознания, не нужен. Но в будущем, в безпушкинстве, в ситуации кардинального пересмотра взгляда на самих на себя, это вполне возможно.

Бесплатная идея - пользуйтесь)))

#музыка
День Ефима Честнякова.

Сегодня день памяти Ефима Честнякова. Кем он был? Местным кологривским святым, колдуном и прорицателем, народным философом, а по совместительству, учеником Ильи Репина, художником "Серебряного века", поэтом и сказочником.

Ефим Васильевич был свидетелем и невольным участником значительных событий в истории. Революцию он принял с надеждой на преобразование северной Великороссии - Мерянии. В своих взглядах на будущее художник был близок с представителями утопического великорусского крестьянского социализма. Живи он в Литве или Финляндии, он стал бы величиной вровень с Чюрлёнисом и Галлен-Каллела. Но мы имеем то, что имеем - в Костроме нет даже улицы названной в его честь. Великое честняковское пока вынуждено молчать до будущего...

«Вся суть дела в том, что я не могу профанировать свою русскую душу — не уважают её — и не хочу заменить её скучной, корректной, лишённой живой жизни душой европейца, человека не артиста, полумашины. Потому мне приходится замыкаться в себе. Потому что в стране мы не хозяева. Всё обезличившее себя заняло первенствующее место, а великое русское пока вынуждено молчать до будущего». Из письма Е.В.Честнякова И.Е.Репину (Архив АХ, 10).

#ефимчестняков #кологрив #костромскаяобласть
Понравилось - "ни один уважающий себя неоязычник (чница) не напялит на себя головной убор 17-18 века."

Прочёл и как на научном консиллиуме побывал, да. Вы знаете, я тоже против чтобы неоязычники напяливали на себя кокошники и валяный шляпы, в условиях действительности которую они создали это совершенно излишне. )) Хотя, например латышские язычники из Диевтурибы да и просто этнографы (а они тут, в Латвии, все поголовно язычники) с удовольствием носят латышские картузы XX века, шляпы, платья, виллайне, длинные пальто, этнографическую региональную одежду, не ограничиваясь на раннесредневековой реконструкции. Но сравнивать все это не имеет смысла, разумеется.

#антропныевсячинки
Мать земля и место. Подсмотрел у Адоньевой про Матерей.

«В результате неолитической революции кочевые группы людей попали в ловушку оседлости… Древнейшая сельскохозяйственная фиксация земли обуславливает эпохальное отождествление материнского мира с возделываемым плодоносным простраством. Эпоха труда, понимаемого как возделывание матери-земли, начинается с поселения на земле, земле-самке (Джон Бергер), которая отныне должна давать прибавочный продукт, отдавать свой приплод, жертвовать излишек своей силы. В это время устанавливается глубинная связь смертных с одновременно священной и проклятой территорией, на которой теперь располагаются хижины, клоаки и жилища вождей. Там, где год за годом, поколение за поколением обрабатывается пашня, где накопление запасов открывает возможность планирования будущего и где мертвые предки отмеривают ту округу, куда они возвращаются, там формируется новый тип пространства – «родина» и новый тип мышления – «земельное право», nomos… Двойная одержимость – землей и принадлежностью роду толкала ставших оседлыми племена в объятия владетельных Великих Матерей. После того как земля привязала к себе в равной мере живых и мертвых, люди начали полагать, что матери хотят навсегда удержать их у себя, а определенным образом – внутри себя. Отныне очаг и ландшафт, лоно и поле стали синонимами».

Слотердайк П. Сферы. Микросферология.
том 1. Пузыри. СПб., 2005.С.280-1.

#идент #мифы