Меряфутурист
3.84K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.32K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
В очередном сёрфе по ютубу нашел совершенно потрясающий synthwave проект DEADLIFE с треком "Before The Rain Falls".

DEADLIFE принадлежит манчестерскому продюсеру Эду Хоуксу. Хоукс — "свежая кровь" жанра, его дебютный альбом вышел совсем недавно, в 2017 году. Музыка Эда ближе к дарквейву и зависла где-то между классическими треками Carpenter Brut и киберпанком Perturbator. Проект DEADLIFE, по словам самого создателя, вдохновлен, помимо прочего, саундтреками из видеоигр, музыкой Justice, Deadmau5, Refused и Deftones.

Потрясная своей симфоничностью музыка, такая спокойная и ненавязчивая, как раз для космических путешествий, в которых можно часами учить забытые мерянские слова созерцая болотную черноту иллюминатора. Можно бесконечно слушать этот трек, отсылающий к мотивам фантастических звуковых полотен Ханса Циммера и Бенджамина Уоллфиша ("Бегущий по лезвию 2049"), гениального Вангелиса ("Бегущий по лезвию"), M83, Энтони Гонсалеса, Джозефа Трапанезе ("Обливион").

#музыка
Боги северных морей
Kirpiklass
Kirpiklass "Боги северных морей" (Single) 2022

Мой чудской друг Антон Кирпиклас вчера выпустил новый сингл посвященный поморам. Делюсь.

Суровые, выжженные северным солнцем, обветренные лица полны решимости. Соленые брызги Белого моря застывают на одежде слезами женщин, ждущих на берегу мужей, сыновей, братьев и отцов. Ведут поморы свой карбас в сердце Белого моря на промысел, чтобы бить морского зверя и вернуться победителями или сгинуть навсегда в морской пучине. Они лишь люди, а противостоят им боги северных морей..

Музыка и звуки природы - Kirpiklass
Оформление обложки - Андрей Мерянин.

#музыка #чудь
В одной из своих рукописей Ефим Васильевич Честняков писал:

«Всю жизнь я положил на свое искусство, занимался день и ночь до изнеможения... И вот дилемма: или бросай деревню живи в городах, или искусство. Искусство или деревня... Мне жаль деревни, и искусство оставить не могу в вопросе совести и чувств... В лесорабочие или служащие не поступаю – потому что летом ломизм на земле, а зимой удосуживаюсь для искусств. И так идет в муках вся моя жизнь... А творений куча: словесности, живопись, скульптура <...> Творения моих искусств я считаю важными для страны и вообще... Разве бы я стал наобум тратить всю мою жизнь»...

Вокруг революция, гражданская война, коллективизация, войны, военный и послевоенный голод, колхозное царство, а Ефим Васильевич размышляет о том, что не может уйти в город, ибо не может там творить, а живя на земле творить получается только зимой. И разве стал бы он так мучиться, если искусство его не было так важно для страны (под которой он, по-видимому, понимал в первую очередь свой деревенский мир)...

Вот главный нерв бытия Честнякова.

#ефимчестняков #кологрив
Феминный Север.

При всей кажущейся патриархальности архетипические Северные пространства очень феминные. Про то, что корень северных архетипов - женский писал проницательный Дугин.

Пара цитат:

"Влиятельные женские персонажи в славянском (главным образом в великорусском) фольклоре доминируют. Это является одним из ярких признаков феминоидности культуры. Доминанта русской культуры - феминоидная так же, как и у кельтской (в отличии от германской)... При этом здесь добавляется важный момент смешения древних славянах с фино-угорскими племенами, которые жили на территории России задолго до прихода славян. Сами древние славяне, возможно, в рамках всей индоевропейской культуры, все-таки были несколько ближе к феминоидам, чем к мускулуноидам. А те, кто жили на территориях Средне-русской возвышенности до прихода славян, то есть преимущественно финно-угорские племена, представляли собой чисто феминоидный тип."

"По сути, в русской культуре дело мы имеем дело с феминоидным знаменателем. Если говорить о двухэтажной формуле культуры – логос/мифос, то в знаменателе у нас чисто феминоидный тип. Многие русские философы и поэты говорили о «вечной женственности русской души». Александр Блок и Владимир Соловьев учили о России как о Софии, Премудрости божьей, «женской ипостаси Божества». Но в любом случае не было ни одного внимательного и серьезного исследователя России, который бы прошел мимо вот этой особенности русской культуры, русского настроя."

И так, великорусское - глубинно-народное: в знаменателе "женственность". Вспомним народный культ Богородицы (и других женщин-святых) превалирующий начиная с средневековья над культом Христа в "народном православии, архетип "твердой отеческой руки" русской власти и соцально-политическую индифферентность "феминного" большинства, мистерию зерна/земли земледельческой "русской общины". Это Номос Земли. А в базисе еще более древний номос Леса, с его этнографическими флэшбэками матриархата, культом Золотой Бабы, Небесных лосих/олениц, и тд. Носителями этих архетипов являются и все сохранившиеся волго-финские народы.

От этого отклоняются только периферийные группы - казаки и тюркские народы (номос Степи), поморы, заонежане, прибалтийские финны (номос Моря/Озера), кавказские народы (номос Гор).

Жаль, мало кто воспринимает всерьез его "Ноомахию". Стоит пробежаться хотя бы по русским томам.

Арт: Вечность. 2011.

#мифология #традиция #женщины #север
В течении Миги, Андоги и Иштомы, где в XVII-XVIII вв. располагалась Андопальская вол. Белозерского у-да, рассматривая карту, встретил названия-слова, как из таинственной северной песни:

Иштамар, Меросла, Музгумзь, Сятрумзь, Пергумзь, Шолгумзь, Лойда, Перхлойда, Ярглойда, Шубач!

Среди однозначно вепсских топонимов мое внимание привлекла д. Меросла.

Первое что приходит в голову, что его следует толковать от вепс, meri - «море». Кузнецов отмечал, что термин мер часто встречается в названиях малых озёр Карелии и Ленобласти. Но возможно это и из волжско-финского наречия, на что обращает внимание название вологодского руч. Мерья, название которого Матвеев сопоставлял с народом меря. Эту этимологию можно распространить и на названия вологодских болот – Мерьского и Мерье. В общем в итоге я склонен видеть на этой территории явные, хоть и не многочисленные, следы мерянского присутствия, недаром же эти земли традиционно входили в состав Ростовщины.

Фото местных жителей из окрестностей Лойдицы.

Мерянин

#вологда
Елташи ваще меряне!

Немного мерянского поп-арта ))

#меря #арт
Молитва, Бог и Благодать.

Намедни, мой старый друг по старому доброму Родолюбию, Братимил, спустя 9 лет после последней своей поездки, решил заглянуть к Синь-камню на Переславском озере, посмотреть кто это платный вход в 200 руб. к нему сделал. Заодно наснимал всякого ингло-трэша на торговых рядах. По этому случаю нарисовал картинку, давно напрашивалось. Если что, никого не хотел обидеть, просто размышления о "тонких мирах" и их механизмах. ))))

#юмор
Min’ tim večkam / Я тебя люблю

В продолжении серии стикеров

#меря #лубок
Субъективность и институции.

Периодически думаю над тем, что бывает озвучиваешь какие-то идеи, записываешь их в блогах, бывает забываешь даже (их же ворох), а потом они всплывают у других спикеров.

И эти идеи начинают жить уже своей отдельной жизнью и развиваться (что меня в общем-то радует). Почему они вдруг начинают жить? Потому что это  происходит в рамках каких-то институций. Например иноэтнических. У нас, носителей, которые могли бы такие идеи подхватить и развить, нет. Потому что нет никаких институций, вообще. Ни этнических, ни тем более политических.

Мы ничто, мы ноль, мы бес субъективны.

Есть такой расхожий западный тезис - "white have no culture". Вот у русских в России нет культуры, потому что нет этничности, субъективности и институциональности.

Кто такие меряне? Это субэтнический русский ноль пыжащийся стать единичкой. Стать хотя бы как тверские карелы или вепсы, признанным в империи этносом с некой субъектностью, хлипкими институциями, но в рамках которых возможны правительственные гранты, книги, мультики, фильмы, выставки, какая-то наука, поп и этнокульутра, кухня, наконец возможна хоть какая-то карьера уникального художника, философа или писателя. А что такое мерянский этнофутурист? Или, если перестать концентрироваться только на финской составляющей, что такое этнославянист? Нет, лучше скажите - кто такой художник Ефим Честняков?

По большому счету - некто ниже единицы, между единицей и нулем. Потому что даже в рамках Костромской области, он нахуй никому не нужен.

Институционально не нужен.

#антропныевсячинки
кстати, для всех адептов "древнерусского начертания" (а много кто его и для языческих тем до сих пор использует, невегласи). Вот оригинал т.н. "древнерусского устава". Сами видите, что текст этот - на греческом. Реально греческий текст и реально греческий язык, не смотря на такие знакомые (скажем так, до боли знакомые) начертания букв. Сами видите, что , собственно, с византийских греков вся эта наша "древнерусская романтика" определенного начертания букв и заимствована чуть менее, чем полностью.
Чухонная крыша.

У Ольги Тороповой увидел фото со слайда 1976 года. Деревня Болотниково, Островский район, Костромской области, стоящей в устье Медозы, где она впадает в Меру. У старого амбара, её родные, двоюродные братья и сёстры.

Кайф какой, в старо время и на избах такие же крыши были, к примеру они есть на Домнинских фото начала XX века. Только здесь она сделана из соломы вперемешку с глиной, а на избах были чисто соломенные и называлась такая крыша "чухонной".

#костромскаяобласть #XXвек
Друг мерянин, а зачем ты просыпаешься по утрам?

Намедни, знакомый археолог скинул статью Н.И. Платоновой «Древнерусская культура и древнерусская элита: проблемы и перспективы исследований», опубликованную в свежем историческом сборнике РАН «Северная Русь».

Скинул с таким комментарием: «Возможно твои мифические финны и балты с пространств восточной Европы всё - таки исчезнут. Не полностью, но в том промышленном количестве про которые ты вещаешь последние годы.»

В статье есть занимательный пассаж: «Лишь в наши дни обаяние «неславянства» и «чары балтийства» начинают понемногу развеиваться.»

Мне он настолько понравился, что родился вот такой мерянский лубок)))

#мари #меря #лубок #merjamaa
Кукуй - Купалье

Кстати меня периодически спрашивают, у мери праздник Солнцестояния вообще в почете был или нет? Памятуя, что, например, у наших ближайших родичей мари все праздники приурочены к фазам Луны.

Отвечаю, да, у мери летний Солнцеворот был почитаем. У нас в топонимии множество урочищ «Кукуй», «Кокуй», «Кукуевка», «Кокуйки» и пр., буквально десятка полтора. Все эти урочища находятся на высоких горках над реками.

Семантически топооснова кукуй связана с прибалтийско-финской лексемой «kokkoi», «kokko» обозначающей костер на Иванов день.

Приведу полные финские данные:

~ фин. «kokko» - конусовидный, конический предмет, куча, копна; костер под Иванов день; сторожевой костер, карел. «kokoi» - высокий, конусообразный костер под Иванов день; ливв. «kokku», люд. «kokk», вепс. «kok», манс. «kok» ‘penis’. ~ фин. «kukku», карел. «kukkura» - конусовидная вершина, макушка; вепс. «kuk» - горка, холм.

Финский материал указывает на первоначальное значение основы kuk-/kok- «(отдельное) возвышение», из которого и развивается позднейший комплекс значений, объемлющий разные стороны одного языческого обряда: «(праздничный) конусовидный костер»; «Иванов день (Купала)».

Таким образом мерянские «кукуи» были традиционным местом веселых языческих празднеств в Иванов день. Из наиболее известных Кукуев упомяну – историческую местность «Кукуй» в Москве на правом берегу Яузы, деревню «Горка-Кокуй» в Никольском районе Вологодской области, высокую горку «Кукуй» над рекой Шерной в центре города Александров, Владимирской области, «Кукуевку» холмистую часть древнейшего посада возле Сергиевой лавры, горку «Кукуй» в Киржаче.

#кукуй #купалье
Как видит Россию среднестатистический мерянин

#мерямемы #мерякарты
Как измодила наша баска сторонска говоря за последошны 80 годов. Диве и не было ёла. Йих, наша доля... Кто инто сразумеет?

Варианты в комменты!

ЗЫ. Кстати, тут есть один очень интересный классический мерянизм попавший в ярославско-костромскую говорю из мерянского. Пока писал этот текст встретил его в словаре Мельниченко. Кто догадается тому мерянский словарь в подарок)

#ярославскокостромскойдиалект #говоря
Антон Kirpiklass. Меря в брёвнах, а чудь в рёбрах

Огни в окнах деревень, с названиями звучащими как старинные заклинания, погасли и все жители отправились ко сну. Ночной туман поднявшийся с озера Неро, окутал землю. Стрекотание сверчков в густой траве изредка прерывается заунывным криком вышедшей на охоту совы, бесшумно парящей на фоне звездного неба над старым заброшенным коломищем. Кое-где над поросшими травой и бурьяном могилами, отбрасывая блеклые сполохи, загораются и мерцают светлячки. Вымоченные дождями, почерневшие от времени деревянные голбцы и домовины издают тихие потрескивания и скрип на древнем наречии тех, кто испокон веков населял эти земли. Где-то далеко в небе слышен утробный рокот приближающейся грозы. Медленно в тумане плывет темный силуэт согбенной старушки, беспрепятственно проходя сквозь кресты и деревья. Вечный дозор несет Колом-ава, осматривая свои владения. Бережет она покой усопших, поёт колыбельные им на давно забытом живыми мерянском языке...

Один из авторов портала "Пантеон" Андрей Мерянин взял интервью у московского музыканта Антона Kirpiklass, фронтмена ритуального амбиент-проекта Kirpiklass. О новом мерянском релизе "Колом-ава" посвященном Матери Смерти, магии мери и чуди, идентичности северных великороссов и многом другом, читайте в материале портала "Пантеон".
Ефим Честняков и черти.

"Одново мужчину… в Глебове… ночью крикнули молотить рожь… и ево увела нечистая сила — как черт… Говорят, это как отступился Господь от нево… Али вот бывает проклинают: “Будь ты проклят!” … Ево водило две недели… Без воды, без пищи был там… Искали… всем колхозом. Жена ево ходила к Ефиму Честнякову и он сказал: “Поставьте роспитье [крест] на трубу, на крышу и не бойтеся. После 12-ти часов ево черти бросят. Он придет домой.” И она все зделала это и после 12-ти в ту же ночь он пришел домой…"

Из воспоминаний Веселовой Марии Арсентьевны. Кологрив.

#чертовщина #честняков
Финочки забрякали
Отец да мать заплакали!

или, да хоть бы это:

Ай из нагана выстрел дали
По реке пошел туман
Не надейся на товарища,
надейся на наган!

Представьте балет о Вологодчине. Представили? Вот я и тоже не могу. Но если бы я где-то, миру, представлял Истинный Север, то взял бы конечно - Вологду.

Выбегают танцоры в сапогах со скрипом, картузах и косоворотках, с финками и вот под эту музыку Хачатуряна пляшут размахивая ножами. Такую идею подкинул друг карельский мерянин.

Ведь это можно поставить! Почему никто не воспел страшную северную резню? Страшная резня. Только представьте к вам, кумзёрам, на танцы приходят чужие - шабзёры, завязывается потасовка и вы сокрушаете своих извечных врагов финками и кольями? Представили? Не получилось, да? Да потому что никому нах эта фактура, этот срез народной истории, культуры и самосознания, не нужен. Но в будущем, в безпушкинстве, в ситуации кардинального пересмотра взгляда на самих на себя, это вполне возможно.

Бесплатная идея - пользуйтесь)))

#музыка
День Ефима Честнякова.

Сегодня день памяти Ефима Честнякова. Кем он был? Местным кологривским святым, колдуном и прорицателем, народным философом, а по совместительству, учеником Ильи Репина, художником "Серебряного века", поэтом и сказочником.

Ефим Васильевич был свидетелем и невольным участником значительных событий в истории. Революцию он принял с надеждой на преобразование северной Великороссии - Мерянии. В своих взглядах на будущее художник был близок с представителями утопического великорусского крестьянского социализма. Живи он в Литве или Финляндии, он стал бы величиной вровень с Чюрлёнисом и Галлен-Каллела. Но мы имеем то, что имеем - в Костроме нет даже улицы названной в его честь. Великое честняковское пока вынуждено молчать до будущего...

«Вся суть дела в том, что я не могу профанировать свою русскую душу — не уважают её — и не хочу заменить её скучной, корректной, лишённой живой жизни душой европейца, человека не артиста, полумашины. Потому мне приходится замыкаться в себе. Потому что в стране мы не хозяева. Всё обезличившее себя заняло первенствующее место, а великое русское пока вынуждено молчать до будущего». Из письма Е.В.Честнякова И.Е.Репину (Архив АХ, 10).

#ефимчестняков #кологрив #костромскаяобласть