Меряфутурист
3.82K subscribers
2.21K photos
15 videos
2 files
1.11K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Мерянский Эрос.

Как-то рассматривая альбом дизайнера родом из Рыбинска, зарабатывающего эро- патриотическим пинапом (календари "Осторожно, Крым", серии "Олимпиада в Сочи" и "С 23 февраля"), живущего ныне в Лос Анджелесе, подумал, а ведь ничего верхневолжско-корневого, глубинного в его работах нет. Авторитетно заявляю как этнофутурист и культуролог-исследователь отечественных мифологических скреп.

Если хотите узнать, что такое настоящий верхневолжский, в своей основе - финно-угорский, мерянский, Эрос — приглашаю проникнуться работами фотографа из Казани Эвы Милконской. Первобытная и атмосферная финно-угорская красота. В стиле модерниста и символиста, творца финского национального стиля, Галлена Каллелы.

#эрос #этнос
Продолжаю свое путешествие по вселенной Synth/Dark/Minimal Wave. Сегодня видос французского проекта Minuit Machine. Minuit Machine это две симпатичные парижанки Амандина и Хелен. Не буду ничего специально писать про них, ограничусь оригинальным месседжем «Катабазии», он определенно красив:

"В далёкой-далёкой Франции жили-были две девочки, Амандина и Хелен. Они любили играть допоздна (всё больше всякий колдвейв) и часто возвращались по домам заполночь. Однажды одноногий негр на ночной улице крикнул им вслед, чтоб они никогда не садились в ПОЛНОЧНУЮ МАШИНУ, иначе она увезёт их далеко-далеко. Это напугало их, некоторое время они, как приличные девочки, возвращались домой с репетиций к закату, но вскоре предупреждение забылось.

И вот в один раз они дорепетировались до полуночи, потом таки посмотрели на часы, вызвали такси и пошли на выход со студии. Устроившись в такси, они обнаружили, что за рулём никого нет. Тут замки дверей защёлкнулись, приборная панель сверкнула красным и оттуда выдвинулся винтажный синтезатор, сабвуфер зарычал басами и дал всратый бит старой драммашины — тут девушки и поняли, что за ними приехала ПОЛНОЧНАЯ МАШИНА, после чего закричали от ужаса и потеряли сознание.

Очнулись они утром на скамейке в парке, а в руках у них был диск «Blue Moon». Так и началась история проекта Minuit Machine — каждый год за Хелен и Амандиной приезжает ПОЛНОЧНАЯ МАШИНА, которая носит их по ночным улицам в дьявольской гонке, а наутро у них готов новый альбом."

https://www.youtube.com/watch?v=eQcSR-pHSew&t=273s

#музыка #synth
Из тягла Госстроя в Этнос, от Территории к Месту.

Перечитывая майский пост уважаемого Павла Пряникова про методологов и их конструкт "Русского мира", и в частности про извод русскости Сергея Градировского который тот озвучил в рамках методологической ОДИ (организационно-деятельностной игры) в Севастополе в 2009 году: "Русские — это действительно не кровь и не почва. Территория — всё, человек — ничто! Поэтому кровь в России не на человеке, а на Государстве. Оно — подлинный бог русского", подумал, что наш, мерянский, этнофутуристический концепт можно сформулировать так:

Меряне — это действительно кровь и почва. Мерянский конд — всё, а территория в мерянстве рассматривается исключительно в оптике нашей родо-племенной принадлежности, как особый родовой, и шире племенной локус мерянского народа, который Надточий называет локусом Места ("Место" то что определяет идентичность. В отличие от "неместа" - территории деобъективированной империей). Род (люди во плоти, совокупность их мифов, преданий, истории, традиций, языка, жизненной философии) и родо-племенной локус — подлинный Бог мерян.

Именно к этим основам мы апеллируем даже в том случае когда мы географически находимся вне своего родового Места.

#антропныевсячинки
Pura kece / Добрый день!

В продолжении серии

#меря #мерямемы
Интеллектуальные касты.

Московский друг пишет: "Поймал себя на мысли, что в русской исторической традиции отсутствует явление интеллектуальной касты. Иезуиты, брахманы, раввины, друиды - такого просто нет. Православные святые это те, кто жил в дупле, пещере, на столбе, или ходил голым на морозе, совершая индивидуальные духовные подвиги. Даже аналога китайских гуань, чиновников, сдавших экзамен у нас нет."

Единственное, что приходит на ум, это книжники старообрядцы, своего рода каста в касте отверженных империей. Старообрядцы в этническом великорусском мире - явление пожалуй единственно близкое к интеллектуальным кастам, но с иезуитами их, естественно, не сравнить потому, что у старообрядцев отсутствовали официальные институции. В этом контексте старообрядческое книжничество, скорее, подобие ашкеназских сойферов и раввинов в средневековой Европе. За тем лишь исключением (оказывающимся в итоге фундаментальным), что раввинат официально институциализировался в рамках модерного еврейского проекта — государства Израиль, а старообрядческая интеллектуальная каста была размолота Революцией (которую она же и ждала, поддерживая материально) по причине того, что она (Революция) не приняла в России национальную/этническую модерную форму.

#антропныевсячинки
Визуализация костюма среднецнинской мордвы VIII-XI веков, по раскопкам Крюковско-Кужновского могильника. Автор Александра Бояркина. Визуально почти идентично балтам, но, на минуточку, это в Тамбовской области, за тысячу с лишним километров от Литвы и Латвии. По-видимому материальное влияние ассимилированных мокшанами восточных балтов.

#археология #мокша
Мужичок-лесовичок

Андрей Бородулин как-то прислал видос рэйва в Томпкинс-сквер-парке в Нью-Йорке там на 1:23 минуте появляется совершенно честняковский дед с белой бородой и отжигает.

#музыка #ефимчестняков
Баба Янда.

Ономастический поиск иногда вторгается в семейные воспоминания. Мама в детстве ездила на лето к своей бабушке по матери, бабе Анне Тарбеевой в деревню Дрягинцы Кумёнского района Кировской области. Помнит бабушкину соседку которую все звали Янда. Ну Янда и Янда, никогда не придавал значения этому имени. И вот сейчас листая Ономастикон Черных увидел, что имя-то скорее всего марийское: Янда ж. м. д.-ф.-у.<урал. *jänte тетива лука:туго натянутая веревка, бечева; первонач. в древности употр. жилы, сухожилие; хант. janta шить, шитье; мар. йӓнат: ~пи Г вертун, непоседа; ненец. янэ(д) свойственник, сват; яндо назв. одной из род. групп тундровых ненцев. В знал.-связка, узы родства; родовой, родной; сородич, соплеменник. Коз. у. дц. Юлял, Ямолина, 1717.; «М. кал.» 1918: Янда - комп, др.-мар. имен.

Да и вообще в Кумёнах много марийского. Вот еще пример, соседний с Дрягинцами починок назывался Чикулаево. Это тоже антропотопоним от марийского имени Чикулай м. мар.чек "граница", "черта", "межа". В Чикулаево наши за земляникой ходили.

На фото прабабушка Анна (в белом платке) из киносъемок моего двоюродного дедушки Александра Тарбеева. Деревня Дрягинцы 1960ые годы.

#вятка #предки
Как раньше путешествовали.

Решил вынести из чата, может кому будет интересно как раньше наши предки путешествовали по рекам.

Царевококшайск назван по реке - Кокшаге, вологодские "кокшары" по реке Кокшеньге, а первоначально марийский Кокшаров на Вятке не знаю, скорее всего тоже от гидронима. Если прямо от Кокшарова с Вятки свернуть на Молому и подняться к водоразделу, по волокам прямой путь на., на Юг!, А с Юга можно попасть либо в верховья Унжи и Ветлуги к мере и мари, или прямиком на Великий Устюг, тамо налево по Сухоне и будет Нюксеница, а далее, скорее всего по Уфтюге, волоками через водораздел где-то в районе Тарноги, в Кокшеньгу, к кокшарам. На Уфтюге есть деревня Кокшенская, кстати. Кокшеньга впадает в Вагу, Вага впадает в Северную Двину, так из марийско-удмуртской Вятки можно попасть к чуди заволочской и на Белое море. А ежели от Устюга свернуть вправо, доплыть до Вычегды и пойти по ней, то мы с Вятки попадем к коми, в Сыктывкар и далее волоками в Пермь на Каму, и дальше за Камень в Сибирь. Ну а если двинуть по Сухоне дальше к ее истоку можно попасть в Кубенское озеро, и через волоки к заволжской мере в Солигалич, Чухлому, Галич-Мерьский и Кострому, либо через Белое озеро в Онежское и далее на Балтику к кореле, псковской чуди и словенам. А можно сделать крюк и махнуть на Шексну и далее к мере и кривичам в Верхневолжье, там по Нерли в Переславль-Залесский и далее волоком в Суздаль и Владимир-на-Клязьме, от которого по Клязьме в Оку и к мордве, вятичам и далее в Москву.

Вот так еще лет 400-500 назад путешествовали на лодках. Так новгородцы пришли на Вятку и в 1147 году захватили у марийцев Кокшаров, так меря колонизировали Пошехонье, Белозерье, Закубенье и часть бассейна Сухоны чьи территории в результате оказались в составе Ростово-Суздальского княжества, так новгородцы колонизировали пространства современных Вологодской и Архангельской областей и попали через Камень в Сибирь. По этой причине первоначальный колониальный импульс московитов был направлен на северо-восток, они стремились запереть своими крепостями на Шексне, Сухоне, Костроме и Унже новгородцев, что бы отсечь их от Волжского торгового пути.

Кстати. апеллятив Кокша (Какшей) от которого происходят гидронимы Кокшеньги, Кокшага, и множество других сходных с ними, сопоставляется с кетским словом кокс "речка" ))

#этногеография
А вот и мерянское пенное-ячменное с ярким вкусом хмеля) На Кукуй у костра раскупорим большую 0.7 и отметим)

#мерянскаякухня
Что такое Меряния / Верхневолжье / Залесье

Друг карельский мерянин как-то спросил: "А мог бы ты назвать кого-нибудь из пророков Мерянии? Кто они были?"

Вот, пожалуйста, навскидку:

Алексей Сергеевич Уваров — русский археолог XIX века, вернувший мерян великорусской истории,
Андрей Александрович Титов — археолог XIX века крупнейший специалист по древностям Ростова,
Михаил Яковлевич Диев — протоиерей, костромской археолог, историк и этнограф,
Арне Михаэль Тальгрен — в первой половине XX века первый среди археологов обобщивший материалы ананьинской культуры и ряда других групп памятников эпохи бронзы и железного века на территории от Финляндии до Минусинской котловины,

Плеяда художников первой половины XX века:
Иван Яковлевич Билибин,
Виктор Михайлович Васнецов,
Исаак Ильич Левитан,
Борис Михайлович Кустодиев,
Борис Дмитриевич Григорьев,
Ефим Васильевич Честняков,

Советские художники запечатлевшие нерв нашего Севера:
Владимир Фёдорович Стожаров,
Виктор Ефимович Попков,
Джанна Таджатовна Тутунджан.

Писатели:
Александр Николаевич Островский — русский писатель и драматург, основоположник современного русского театра,
Василий Васильевич Розанов — религиозный философ и писатель-импрессионист.,
Алексей Павлович Чапыгин — прозаик.

Поэты:
Николай Алексеевич Клюев,
Алексей Николаевич Соловьев-Нелюдим,
Николай Михайлович Рубцов,
Сергей Александрович Потехин.

Лингвисты:
Стефан Кирович Кузнецов — русский историк и топонимист XIX века, вернувший "язык" мерянской топонимике Волго-Окского междуречья,
Орест Борисович Ткаченко — академик, реконструктор мерянского языка,
Александр Константинович Матвеев — академик, исследователь топонимики мерянского типа,
Василий Данилович Бондалетов — лингвист, знаток профессиональных арго Поволжья,
Семён Яковлевич Черных — марийский языковед, ономаст,
Алексей Львович Шилов — топонимист,
Григорий Григорьевич Мельниченко — филолог, собиратель словаря ярославско-костромского диалекта,
Александр Вячеславович Громов — знаток жгонского языка, этнограф.

Мифологи, этнологи и этнографы обрисовавшие мерянскую Вселенную Залесья:
Александр Яковлевич Артынов — ростовский этнограф, краевед XIX века,
Екатерина Ивановна Горюнова — крупнейший специалист по финно-угорской археологии и этнографии,
Павел Николаевич Травкин — археолог-мерянист, этнограф,
Арья Альквист — этнограф-мерянист, языковед,
Светлана Борисовна Чернецова-Рогалева — этнограф,
Александр Васильевич Кузнецов — топонимист, этнограф,
Виталий Александрович Акцорин — марийский этнограф, историк.

Мэтры советской академической археологи:
Андрей Евгеньевич Леонтьев,
Николай Андреевич Макаров,
Евгений Александрович Рябинин,
Игорь Васильевич Дубов,
Леонилла Анатольевна Голубева.

Пророки-вдохновители:
Элиэзер Бен-Йехуда — основатель гебраизма, создатель современного иврита,
Карл Мартин Синиярв — поэт и журналист, автор концепции этнофутуризма,
Авардень Сандра — костромской футуролог,
КАЭ — команда талантливых костромских археологов,
Николай Васильевич Сотников — галичский краевед, историк,
Аким Трефилов — московский историк,
Александр Трифонов — журналист и этнограф, первый ревитализатор меря в российских федеральных медиа,
Андрей Шляхов — режиссер "Писем из Провинции" ТВ "Культура",
Денис Сергеевич Осокин — писатель, автор книги "Овсянки",
Алексей Станиславович Федорченко — кино режиссер, режиссер первого мерянского кино-мифа "Овсянки".

Все эти, и многие другие люди и есть Меряния. Без них не было бы нас, мерянских этнофутуристов, художников, этнографов, языковедов, религиоведов, философов, историософов, футурологов — реконструкторов Мерянии XXI века.

#этнофутуризм
"Золотой век" империи и этнофутуризм.

Автор канала "Смерть на рэйве" рассуждает об современных постсоветских культурах стран Ех-СССР и о том, что же русские дизайнеры должны нести миру. Читая, поймал себя на мысли, что основа любого национального искусства и в частности дизайна — этнические архетипы и мыслеобразы традиционной культуры.

Знаю, что несу лично я, визуально, используя реконструкцию языка — конструирую мир мери, той древней и современной, сегодняшней.

Есть ли в мерянском этнофутуризме место для Пушкина и Достоевского, по-видимому, нет. Встраиваема ли высокая культура Золотого века империи Готторпов в мерянское, т.е. в верхневолжское региональное? Навряд ли. И дело даже не в том, что их никто не читает. Дело в том, как я и мы это осмысляем.

Как я должен все это осмыслить, если все мои предки, все мои бабушки и дедушки, благодаря большевистской урбанизации и социальным лифтам, шагнули из избы и хаты сразу в цех завода, армию, училище и в комнату городской коммуналки? Поменяли махом фон домодерной деревни на фон легендарного забора с ромбиками?

Чем я кардинально отличаюсь от эстонца или азербайджанца? Ничем.

Является ли высокая имперская культура дворян Жадовских, владевших моими предками в XVII-XIX веках - моей? Очевидно, что не является. Моя культура это рожечная трубля, гусельные переливы, протяжные песни, задорные частушки, побасенки и сказки, палехская народная живопись, искусство традиционных ремесел, деревянная архитектура, косоворотка, трепак, галицкий "наклон", народная духовность, философия старца Евфимия, молельное окно в старой избе, и сам наш язык.

В своем мерянском этнофутуризме, в своем осмыслении субстрата и реактуализации крестьянской этнографии, я конструирую постимперскую верхневолжскую культуру. Отчасти это продолжение дела художников "Серебряного века". И если ко мне подойдут и спросят — читал ты Пушкина? Я, не моргнув глазом, отвечу — нет, не знаю такого. На столе у меня лежат томики Клюева и Соловьева-Нелюдима, альбомы Честнякова и Кустодиева, и Ярославский областной словарь.

Ёлусь па ёлусь!

#искусство #историософия
«Мерянская Троица» на Шемякиной горе.

Всем известна «Зырянская Троица» — икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом. Ныне она экспонируется в Вологодском музее, в 2015 году я лицезрел ее собственными глазами.

В прошлом году нарисовал «Мерянскую Троицу». Образ далекий от православного канона, но тем не менее, лично для меня он выражает нашу мерянскую духовность. Посередине ангел в образе крестьянина Атя-Юмала (Бог Отец), слева от него ангел в образе молодого монаха Арва-Юмала (Бог Сын), справа ангел в образе нищего Водыш-Юмала (Святой Дух) над которым парит небесная Белая птица. Ангелы находится на средневековом городище Галича-Мерьского, на дальнем конце которого над озером Нерон возвышается Шемякина гора на которой растет священная сосна с подрубленными ветвями — аналог карельского карсикко (вечнозеленый зеленый Мамврийский дуб). Сосна символизирует древо Предков и Вечной Духовной Жизни.
Лужайка с жертвенной чашей — центр композиции - символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:

« Небо – престол Мой, а земля — подножие ног Моих».

Отсюда следует, что «Мерянскую Троицу» изображает два плана бытия — Небеса и землю. Ангелы находятся на Небесах. Подножие ног Ангелов символизирует землю.

Центральный Ангел взирает на левого (от себя) ангела. Левый Ангел смотрит на правого, а правый на зрителя. На центрального Ангела не смотрит никто.

Почему так? Потому что, согласно покаянного канона:
"Бога человек невозможно видеть, на Негоже не смеют чины ангельские взирать".

Аминь!

Вместе с Васка Шёмтолгай придумали мерянскую молитву Триединому богу. В качестве основы использована молитва толстовских старцев —

Тенан колмат! Менан колмат! Менан жаляста!
Трое вас! Трое нас! Помилуй нас!

На мой взгляд она лучше всего передает дух минималистичной и аутичной северной мерянской веры.

#троица
Мерян кеце / Мерянское солнце

Пошла клубника на рынке. Испекли на Троицу шаньги из полбяной муки с вареньем из клубники.

#мерянскаякухня
Читаю "Русь уходящая в небо", дневниковые думы Ефима Честнякова: "Прости родной мир дивно прекрасный.. Суждено ли тебе не умереть возродиться, воскреснуть и остаться навсегда в новой жизни святой.. Или ты безвозвратно останешься позади как чистый невинный лепет дитяти.. как чистый аромат полевого цветка как первая песня любви молодого создания.. как первые лучи утреннего солнца.. И что будет на смену тебе – умрет ли твоя прекрасная песня и заменится рассудочностью старого возраста или на смену твоего целомудрия придут чувственныя песни городской культуры..."

До слез. Глядя на его картины и рисунки, читая его литературные труды, невольно задаешь вопрос: о чем же он пишет, о нашем прошлом или о нашем будущем?...

#честняков #кологрив
Генеалогия русского патриотизма.

Прочел у Золотарева размышления навеянные видеокурсом "Арзамаса" посвященным генеалогии русского патриотизма. В сухом остатке:

1. До XVII века любые термины типа "отечество" означали конкретный город. Что в общем доказывает, что единого этноса в Руси не было. Они могут в своих текстах писать о "русской земле", ну это примерно как "и весь наш Советский Союз". Они имеют в виду, что все эти княжества имеют некое культурное и политическое единство и можно о них говорить как о целом. Это не означает наличия этноса, так как различия между городами для них важнее. Ну есть некая Русь вообще, они могут про нее тоже написать.

2. Реально весь комплекс "русского патриотизма" это XVIII век, когда это становится уже хорошо отрефлексированным понятием, кодифицируется общеимперский язык, авторы начинают взывать к общегосударственному патриотизму. Но ведь это экспорт - вот формировался национализм в Германии и Франции уже давно, ну в XVIII веке начали это неумело экспортировать.
А реальный патриотизм как был, так и остался региональным, ну или относится к собственному малому этносу, если тот есть.

Добавлю, вся эта имперская кодификация языка, культуры и идента, наиболее бурно проходившая во второй половине XVIII - первой половине XIX века (привет Пушкину), затрагивала исключительно высший слой имперского общества. В фактически иноэтничные низы (включая "великороссов") все это массово начало проникать только к концу XIX века. И даже во времена I Мировой войны огромные массы крестьянства оставались в рамках своих этносов, субэтносов, микрорегиональных идентичностей. "Мы Кумзёры", "Мы Чудца", "Мы Сицкие", "Мы Жгоны", Мы Тамбовские, до нас немец не дойдет, и тд. И только во времена сталинской урбанизации, повсеместного внедрения средней школы, и борьбы с миноритарными языками и региональными диалектами, наступает кульминация русского этногенеза. Этносы и субэтносы сплавляются в глыбе советского народа. Очевидный факт, что "русской нации" (как единой народной общности) не было ни в XI веке (о чем так любит болтать Холмогоров) ни в XVII, ни даже в XIX.

#антропныевсячинки