Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Покро кеце / Покро шуматкече / Покров день.

У наших соседей и родственников чимари Покро шуматкече у нас Покров день или по-мерянски Покро кеце. А позавчера была осенняя Родительская суббота. Все наши старики переселились под ёлки. А мы перед Покровом ходим к ним в гости с пирогами и стопкой. Это было до них и будет после нас. Аминь.

В 2012 году родился вот такой мерянский образ Богородицы Ростовской, парящей над озером Неро и незримо оберегающей святую Ростовскую землю (ИМЗ). С праздником! Пресвятая Юм-ава пусть бережёт Вас и Ваших близких.

#покров #праздники
Захряпы с Шачи-реки.

У елташки Мӓрнӓ (Марины), в августе ездившей на Кусь-реку — свою малую мерянскую родину, нашел фото мерянских "захряп". Вот такие весёлые ребята стоят у Шачи!

"Захряпы" (наряжухи) — куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества, которые до сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской и Вологодской областей, Карелии и Республики Коми. Не думал что они характерны и для наших мест, а вона что!

У поморов слово "захрепиха" означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что "захряпы", при этом часто парные — "мужик и баба", могут выступать в качестве образов "первопредков" или "хозяев" той или иной территории. Признаков, что возле "захряп" осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет. Приношений, как к обетным крестам, тоже нет. На Севере местные рыбаки их ставят "на удачу". За ними следят (одежда периодически меняется на новую).

#захряпы #предки #кусьрека #север #чудь #мифология
Наущение Мерямаа, или покровский сон про Чухлому.

Под утро на Покров приснилось что мы с старшим сыном едем на машине из Ножкино в Чухлому. По дороге показываю ему мелькающее среди перелесков Чухломское озеро. Доехали до поворота в город на улицу Свободы, а там футуристический автовокзал. Вышли и вдруг налетели черные тучи, началась гроза. Мы спрятались под прозрачный навес автостанции. Гроза также быстро прошла как и началась, тучи как будто кто-то раздвинул руками и выглянуло яркое летнее солнце.


Фото: Ножкино, Авраамиево-Городецкий монастырь (на «чудском городище»).

#меря #сны #чухлома #чухломскоеозеро
Нормис зашедший на страничку merjamaa гугли:

#юмор #меря #идентичность
15 октября "День Мери"

Два года назад с елташем Сергу придумали дату "Дня Мери". Она приурочена к 15 октября 2021 - дню начала всероссийской переписи в которой впервые с XVI века зафиксирована и упомянута меря (109 человек)

15 октября аккурат на следующий день после Покрова (14 октября). Покров важный праздник в мерянской традиции, ему предшествует осенняя Родительская суббота, когда надо посетить кладбище, навестить предков. Октябрь месяц традиционных марийских молений посвященных окончанию года. Символично получается, День возрожденной мери через несколько дней после осенней Родительской.

Иллюстрация: Мой мерянский графитос на территории Большой Ивановской мануфактуры. 2014.

#меря #праздники #иваново #бим #меряния #арт
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кеце-Солнце садится за Святую мерянскую рощу под Судаем.

Уважаемый Виталий Филатов с берегов Шимпола прислал еще одну сакральную осеннюю итерацию.

Наша октябрьская атмосфера.

У мерян, как и у марийцев с чудинами существовал культ священных рощ. До нас дошли обрывки этого древесного почитания в этнографии и три реальных природных объекта, один из которых под Судаем (Чухломской район), второй в Ярославской области (Любимский район) и третий в Вологодской области (Грязовецкий район).

Реальные места где молились Юма и Ёлсу наши мерянские предки.

#меря #судай #костромскаяобласть #роща
Художественное и реальное пространства «Овсянок».

Сюжет повести Дениса Осокина «Овсянки» разворачивается в Костромской области. Многие упомянутые в произведении географические объекты существуют и в реальном, внетекстовом пространстве. Они вступают в диалог с героями и читателем. Города оживают, желая странникам счастливого пути, не хотят (как Молочаи) выпускать их из своих объятий, заставляют ликовать и плакать. Из простого событийного фона локусы становятся отдельным художественным явлением.
Для того, чтобы точнее представить себе организацию художественного мира «Овсянок», проект «большоемаленькое» решил проследить и визуализировать маршрут мерянского писателя Аиста Сергеева, а также понять, как он соотносится с реальным географическим пространством Костромской области.

https://www.merjamaa.ru/news/khudozhestvennoe_i_realnoe_prostranstva_ovsjanok/2021-10-11-1545

#меря #денисосокин #овсянки #литература
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Онтология идентичности. Свидетельства.

Елташка Оли Ракитянская в своем канале @uksan_kund инициировала онлайн-челлендж связанный с вопросами самоидентичности, включенности в мерянское измерение, и шире — в финно-угорское. Кому интересно присоединиться, велкам. Пишите в комменты или в своих собственных каналах, и отмечайте нас.

Ибредь в своем канале @meschera_witch уже поддержала челлендж Оли и написала составляющие её мещерской идентичности. См. репост ниже 👇

#идентичность #онтологиямери
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
Итак, обещанные слагаемые моей карело-мерянской идентичности. Набралось аж 11!
1. Лес и болото
Детские воспоминания о выходах в лес и на болото с дедушкой и отцом, потом студенческая практика, потом самостоятельные странствия, а теперь - походы и исследования вдвоем с мужем. Звери и птицы, ягоды и грибы. Растения, особенно деревья. Северный лес и болото - как ещё один дом, а не "романтика" и не "страшный огород". В общем, все то, вокруг чего вертятся почти все финно-угорские культуры, где даже умершие предки живут в деревьях.
2. Кантеле и гусли
Священные инструменты у карел и мерян соответственно (подобные есть и у большинства других финно-угров). Собственно, мое карельское самосознание начало возрождаться именно тогда, когда я начала играть на кантеле. А там уж пошло...
3. Язык
Тут все понятно. Надеюсь со временем довести свой карельский, суоми и мерянский до надлежащего уровня.
4. Рассказы дедушки
О лесе и болоте, о лесных животных и духах, о том, какие деревья лечат девочек, а какие - мальчиков. Жаба Толстая Берта, дедушкин "лесной друг" (гораздо позже, уже будучи антропологом, я узнала, что это очень древний и почти исчезнувший карельский обычай). Воспоминания дедушки о детстве и юности в карельском селе, о большой семье, праздниках и проказах.
5. Праздники и поверья
Равноденствия и Солнцестояния, праздник Кегри (Поворот колеса года), когда соберёшь последние дары леса. Обычай приветствовать лес, озеро, реку, когда приходишь к ним в гости. Привычка не только брать, но и делиться с лесом. Верить или не верить в карельских и мерянских духов - личное дело каждого, но в любом случае эти праздники и поверья очень хороши как "символы и сигналы", как опорные точки все того же Колеса года, Золотого круга, единого для всех жителей Северного полушария.
6. Руны и заговоры
Собственно, я изучаю их. И нахожу там очень много глубинно-родственного, понятного и узнаваемого.
7. Мещёра
Край, благодаря которому я по-настоящему ощутила свое родство с этой землёй. Святые источники, почитаемые ещё с древности, странствия по лесам и болотам, когда "щупаешь землю ногами". Трубы лосей в сентябре, лесной Новый год в еловой чаще, следы косули и куницы на снегу. Бобровое царство. Синий камушек с отпечатками лапок древнего зверька, подаренный мне лесом.
8. Финно-угорская и самодийская общность
Мне нравится находить общие черты, обычаи, слова и имена даже с такими, казалось бы, далёкими от карел и мерян народами, как нганасаны и селькупы. Ощущать и почти буквально трогать руками наше древнее родство.
9. Саракохт
Большие собрания мерянской общины. Там мне всегда тепло и уютно, я среди своих.
10. Карело-мерянская кухня
Лохикейтто (молочный суп из лосося) у тети в Питере, соленые и маринованные грибы у дедушки и Миши, папина настойка из рябины, Мишино варенье, мои блюда в глиняном горшочке из Суздаля.
11. Тверская Карелия и Питер
Дедушкино село в Тверской Карелии, питерские родственники и их карельские истории о жизни нашего рода по этой линии. Тюлени (балтийские нерпы) в Маркизовой луже и каналах. Елагин остров, Саарское (именно так) Село и множество финских (ижорских, водских, суоми, карельских) названий в Питере и окрестностях. Голубовато-серые, как воды Балтики и Ладоги, глаза моей здешней родни.

Включайтесь в челлендж!
Поддержу челлендж @uksan_kund

Составляющие моей мещерской идентичности:
1. Напитанные солнцем сосняки-брусничники, темные и таинственные ельники-черничники, запах хвои, стук дятла, горечь ягод, золото лисичек.
2. Названия деревень и рек. Это то, что не давало мне покоя всю жизнь, звучало в душе ноющей, тягучей болью. Я словно должна была их понимать, но вдруг разучилась. Я всегда знала, что русский - не мой язык. У меня бывает в голове звенящая пустота и тогда я думаю не словами, а образами, словно все слова я позабыла.
3. Шатурские озёра и тот Ильин день, когда мы купались в находящую грозу, а потом встретили старенького дедушку (я думаю, вы поняли ход моих мыслей). Мои предки по линии отца мамы из-под Шатуры, мамины рассказы про её бабушку, сохранившиеся рушники.
4. Мои предки из пензенской мещеры, где каждый второй - колдун. Особенно моя прапрабабушка, которая была плакальщицей. Старая церковь с темными сводами, крест на которой устанавливал мой прапрадед. В неё ходили ещё мои предки в 19 веке, в ней всех крестили, включая меня, в ней венчались мои родители, на её старом кладбище нашли покой те, кто уже ушёл.
5. Степи Прибуртасья, уходящие вдаль, чернозём, тёмные южные ночи (по меркам Севера, там они уже южные), моё детство, самая важная пора которого - лето, проходила именно там. У меня не было классической бабушки в деревне, но были яблоки из старого сада, велосипеды, купания в пруду, клубника с огорода и гуляния до 2 ночи.
6. Мещерский костюм, который мне откликается. Пушки, рога кички, шушпаны, гайтаны и ожерелки.
7. Знание о том, что я из финно-угров, которое было встроено в меня органично довольно давно. Я понимала, что Шатура - финно-угорские земли. Я знала, что Гуслицы - мерянские. Это знание не упало мне как снег на голову, просто в какой-то момент пазлы сложились, да ещё и таким образом, что я оказалась мещерой практически со всех сторон.
8. Это странно, но торфяники. В этом неловко признаваться, но с 2010 года я считаю, что меня обокрали 😅 У меня отняли мой запах родины, знакомый с детства. Когда августовским утром открываешь окно, а там легкая белая дымка, вдыхаешь воздух и чувствуешь в нём лёгкую горечь лесного пожара.

Мне сложно в целом отделить одну мою идентичность от другой. У меня есть ещё южнорусская, в адекватном понимании малороссийская, идентичность помимо мещерской. И туда я могу отнести большую часть именно традиционно-русского. У меня есть идентичность гуслячки, не прям конечно как у коренных гусляков, но я выросла на этой земле и мне дороги наша ткацкая история, гуслицкая роспись, старообрядчество и я крайне горда тем, что стены нашей дачи обвивает Настоящий Гуслицкий Хмель. Из всех городов мира я больше всего люблю Суздаль, люблю львов Дмитровского собора Владимира и облака над Неро. У меня нет как таковой мерянской идентичности, она для меня скорее часть мещерской, но когда-то она возможно оформится в некую надстройку, в часть большой финно-угорской общности.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM