Екатерина II повивальная бабка меряфобии.
Город Пошехонье впервые упоминается в актах конца XVII века как село Пертома. Название села образованно от одноименной реки — Пертома (Пертомка), имя которой имеет мерянское происхождение — перт «изба» с типичным гидроформантом -ма (ср. Андома, Учма и тд..). В нём с 1680 года размещалась воеводская канцелярия.
Из-за императрицы Екатерины село Пертома поменяло свое имя. Мерянское название Пертома показалось ей неблагозвучным. На смену выбрали имя территории у реки Шехонь, которую сейчас называют Шексной.
В 1777 году указом Екатерины II село было переименовано в город Пошехонье и включено в состав Ярославского наместничества. Для усиления административной роли города здесь были открыты присутственные места, городской магистрат, ратуша и другие учреждения: земский, уездный, сиротский и словесный суды, полиция и тюремный острог.
#меря #пошехонье #XVIIIвек #юмор
Город Пошехонье впервые упоминается в актах конца XVII века как село Пертома. Название села образованно от одноименной реки — Пертома (Пертомка), имя которой имеет мерянское происхождение — перт «изба» с типичным гидроформантом -ма (ср. Андома, Учма и тд..). В нём с 1680 года размещалась воеводская канцелярия.
Из-за императрицы Екатерины село Пертома поменяло свое имя. Мерянское название Пертома показалось ей неблагозвучным. На смену выбрали имя территории у реки Шехонь, которую сейчас называют Шексной.
В 1777 году указом Екатерины II село было переименовано в город Пошехонье и включено в состав Ярославского наместничества. Для усиления административной роли города здесь были открыты присутственные места, городской магистрат, ратуша и другие учреждения: земский, уездный, сиротский и словесный суды, полиция и тюремный острог.
#меря #пошехонье #XVIIIвек #юмор
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Мерянская вселенная.
Сквозь время и пространство,
Сквозь порталы
Лежит мой путь
В мерянскую вселенную.
Сменяются князья
И адмиралы,
И только звёзды —
Яркие, бессменные —
Морозным светом
Отмечают эры.
Иду вслепую,
Здесь не ловит сеть.
Наощупь разрезаю
Атмосферы,
Все силы — в жертву,
Как на кереметь.
У вечности в плену
Спешу на зов шувыра,
Среди чужих планет,
Среди неясных схем,
И мне издалека
Слышны все страсти мира
И духов голоса.
А космос?
Космос — нем.
Не скажет он,
Что есть награда где-то
Тому, кто шёл,
Спокоен и упрям —
Под древних красных звёзд
Холодным светом
Лежит мой путь
До тайника мерян.
Там ждёт меня любовь
(Её всегда так мало!)
И музыка, быть может,
В стиле диско.
Плесните колдовства
В звенящий свет портала —
Меряне не уходят
По-английски.
Иллюстрация: мой прошлогодний арт "Портал в Мерянию".
Оли Шепиш.
#меря #поэзия
Сквозь время и пространство,
Сквозь порталы
Лежит мой путь
В мерянскую вселенную.
Сменяются князья
И адмиралы,
И только звёзды —
Яркие, бессменные —
Морозным светом
Отмечают эры.
Иду вслепую,
Здесь не ловит сеть.
Наощупь разрезаю
Атмосферы,
Все силы — в жертву,
Как на кереметь.
У вечности в плену
Спешу на зов шувыра,
Среди чужих планет,
Среди неясных схем,
И мне издалека
Слышны все страсти мира
И духов голоса.
А космос?
Космос — нем.
Не скажет он,
Что есть награда где-то
Тому, кто шёл,
Спокоен и упрям —
Под древних красных звёзд
Холодным светом
Лежит мой путь
До тайника мерян.
Там ждёт меня любовь
(Её всегда так мало!)
И музыка, быть может,
В стиле диско.
Плесните колдовства
В звенящий свет портала —
Меряне не уходят
По-английски.
Иллюстрация: мой прошлогодний арт "Портал в Мерянию".
Оли Шепиш.
#меря #поэзия
Галич-мерьские тиуны Тур, Вахнец и Туш.
В продолжение предыдущей темы имен мерянских племенных вождей. Старейший мерянский краевед из Галича-Мерьского Николай Васильевич Сотников как-то рассказывал, что у галичан до сих пор существует легенда, что в разное время у меря были три тиуна (управителя): Тур, Вахнец и Туш.
Так и образовалось три села — Туровское, Вахнецы и Тушебино, которые сохранились до сих пор. В Галиче до сих пор сохранилась и фамилия Турковский (ая).
Николай Васильевич слышал эту легенду ещё в детстве от родственников в Рыбной слободе, а потом от галичского краеведа Василия Васильевича Касторского.
Мерянское выглядывает буквально отовсюду, оно настолько списалось с североволжским — великорусским, настолько составило его суть, что стало совершенно незаметно. Но я так настроил свой «приемник» что засекаю его постоянно на автомате.
Тур.
Первое имя, по-видимому, сродни марийскому имени Тура м. др.-мар. ж. к Тура+ка-суф. Упом. в Урж.у. 1716. Вариант имен Турка, Турай, Турей м. мар. I тур 1. «чурбан» 2. «подпорка» II. тура «крутой», «обрывистый», «крутые берега», пер. «прямой»; «справедливый», «откровенный»+ай,-ей-аф Алл.д. в. Б.Иры, 1748; Уфим.у. дд. Дувабаш, Лавуновой, 1762. Сродни Тураш м. I др.-мар.тур+аш-суф. II тураш Сев-3ап. «около», «возле». В знач.- «подпора»; перен. «помощник». К этим именам и их этимологиям семантически близки наши топонимы: с. Туровское, д. Туруково, д. Тураково, д. Тураево, д. Турайки, д. Турабьево. Все они располагаются в ареале ИМЗ.
Вахнец.
Второе имя из легенды, по-видимому, связано с прозвищем Вахнец, происходящим от антропонима Вахна, в источниках Ивашко Вахна, св. 1684., > Смешко Вахнов, крестьянин. 1495. Основа его не ясная. Возможно, произошло оно от названия рыбы «вахны», так называется вид трески, либо имеет связь с топоосновой вохна распространенной в ИМЗ (д. Вохнеево, с. Вохна, вол. Вохна), которую О.Ткаченко связывал с ф-у лексемой обозначающей «сырое место, заросшее лесом с буреломом».
Туш.
Третье имя из легенды, по-видимому, сродни марийскому имени Tyш, вар. Тушай м. мар. туш «семя», «ядрышко», «зернышко», «орешек», «ягода», «дробинка», ср. удм. тусь, коми тусь «зерно», «семя»> тюрк.-тат. тош «ядро орешка», «косточка» + ай-аф . Гал.д.д. Абдаево, 1748; А л.д.д.. Лом, в.Шудуморы, 1762.
#меря #князья #кугызы #история #ономастика #мерянскийязык #галичмерьский #костромскаяобласть
В продолжение предыдущей темы имен мерянских племенных вождей. Старейший мерянский краевед из Галича-Мерьского Николай Васильевич Сотников как-то рассказывал, что у галичан до сих пор существует легенда, что в разное время у меря были три тиуна (управителя): Тур, Вахнец и Туш.
Так и образовалось три села — Туровское, Вахнецы и Тушебино, которые сохранились до сих пор. В Галиче до сих пор сохранилась и фамилия Турковский (ая).
Николай Васильевич слышал эту легенду ещё в детстве от родственников в Рыбной слободе, а потом от галичского краеведа Василия Васильевича Касторского.
Мерянское выглядывает буквально отовсюду, оно настолько списалось с североволжским — великорусским, настолько составило его суть, что стало совершенно незаметно. Но я так настроил свой «приемник» что засекаю его постоянно на автомате.
Тур.
Первое имя, по-видимому, сродни марийскому имени Тура м. др.-мар. ж. к Тура+ка-суф. Упом. в Урж.у. 1716. Вариант имен Турка, Турай, Турей м. мар. I тур 1. «чурбан» 2. «подпорка» II. тура «крутой», «обрывистый», «крутые берега», пер. «прямой»; «справедливый», «откровенный»+ай,-ей-аф Алл.д. в. Б.Иры, 1748; Уфим.у. дд. Дувабаш, Лавуновой, 1762. Сродни Тураш м. I др.-мар.тур+аш-суф. II тураш Сев-3ап. «около», «возле». В знач.- «подпора»; перен. «помощник». К этим именам и их этимологиям семантически близки наши топонимы: с. Туровское, д. Туруково, д. Тураково, д. Тураево, д. Турайки, д. Турабьево. Все они располагаются в ареале ИМЗ.
Вахнец.
Второе имя из легенды, по-видимому, связано с прозвищем Вахнец, происходящим от антропонима Вахна, в источниках Ивашко Вахна, св. 1684., > Смешко Вахнов, крестьянин. 1495. Основа его не ясная. Возможно, произошло оно от названия рыбы «вахны», так называется вид трески, либо имеет связь с топоосновой вохна распространенной в ИМЗ (д. Вохнеево, с. Вохна, вол. Вохна), которую О.Ткаченко связывал с ф-у лексемой обозначающей «сырое место, заросшее лесом с буреломом».
Туш.
Третье имя из легенды, по-видимому, сродни марийскому имени Tyш, вар. Тушай м. мар. туш «семя», «ядрышко», «зернышко», «орешек», «ягода», «дробинка», ср. удм. тусь, коми тусь «зерно», «семя»> тюрк.-тат. тош «ядро орешка», «косточка» + ай-аф . Гал.д.д. Абдаево, 1748; А л.д.д.. Лом, в.Шудуморы, 1762.
#меря #князья #кугызы #история #ономастика #мерянскийязык #галичмерьский #костромскаяобласть
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Feedback.
Долгожданная обратная связь с читателями мерянского канала. 🙂
Шах и мат — рептилоиды!
#обратнаясвязь #антропныевсячинки #меря #юмор
Долгожданная обратная связь с читателями мерянского канала. 🙂
Шах и мат — рептилоиды!
#обратнаясвязь #антропныевсячинки #меря #юмор
Мерянский этнографический реверс XIX века.
Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е. потребность общества в освещении той или иной темы. Не будь такой потребности – записи диалектных слов так и остались бы в науке любопытным казусом, не более. Однако, в действительности, интерес к истории и наследию народа Меря на протяжении XIX века только рос. И это не случайно.
Катастрофические события Смуты начала XVII века размыли прежний русско-мерянский по виду культурный пейзаж Верхневолжья. Многие устремились прочь из старых разорённых городов и сёл – за Волгу: на Унжу, Керженец, Ветлугу, Вятку… Суздальский диалект со множеством мерянских терминов ушёл «в подполье», став тайным языком офеней – торговцев-ходебщиков. Всё реже стали встречаться вторые / третьи имена-прозвища мерянского происхождения, ранее характерные для значительной массы населения Верхневолжья. Гонения на старообрядцев и все их культурные проявления в конце XVII века ещё более подкосили пост-мерянский пласт культуры на Верхневолжье. Впрочем, в глухих старообрядческих углах по Унже, Керженцу, Ветлуге, Сухоне, Двине, Вятке и Каме ряд консервативных в своих культурных пристрастиях групп продолжали нести в себе элементы мерянской традиции.
В XVIII веке большинство населения Верхневолжья было низведено до положения рабов, гня спину на всё более многочисленную дворянскую прослойку. Но люди не отчаивались, и искали возможности дополнительного заработка. Многие уходили на различные «отхожие» промыслы: плотники, пимокаты и т.п. Другим перспективным тогда направлением стало изготовление тканей и сукна на продажу.
Подробнее - https://telegra.ph/Meryanskij-ehtnograficheskij-revers-XIX-veka-10-07
Васка Шӧмтолгай. Merjamaa 2024.
#меря #старообрядцы #верхневолжье #XIXвек #история
Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е. потребность общества в освещении той или иной темы. Не будь такой потребности – записи диалектных слов так и остались бы в науке любопытным казусом, не более. Однако, в действительности, интерес к истории и наследию народа Меря на протяжении XIX века только рос. И это не случайно.
Катастрофические события Смуты начала XVII века размыли прежний русско-мерянский по виду культурный пейзаж Верхневолжья. Многие устремились прочь из старых разорённых городов и сёл – за Волгу: на Унжу, Керженец, Ветлугу, Вятку… Суздальский диалект со множеством мерянских терминов ушёл «в подполье», став тайным языком офеней – торговцев-ходебщиков. Всё реже стали встречаться вторые / третьи имена-прозвища мерянского происхождения, ранее характерные для значительной массы населения Верхневолжья. Гонения на старообрядцев и все их культурные проявления в конце XVII века ещё более подкосили пост-мерянский пласт культуры на Верхневолжье. Впрочем, в глухих старообрядческих углах по Унже, Керженцу, Ветлуге, Сухоне, Двине, Вятке и Каме ряд консервативных в своих культурных пристрастиях групп продолжали нести в себе элементы мерянской традиции.
В XVIII веке большинство населения Верхневолжья было низведено до положения рабов, гня спину на всё более многочисленную дворянскую прослойку. Но люди не отчаивались, и искали возможности дополнительного заработка. Многие уходили на различные «отхожие» промыслы: плотники, пимокаты и т.п. Другим перспективным тогда направлением стало изготовление тканей и сукна на продажу.
Подробнее - https://telegra.ph/Meryanskij-ehtnograficheskij-revers-XIX-veka-10-07
Васка Шӧмтолгай. Merjamaa 2024.
#меря #старообрядцы #верхневолжье #XIXвек #история
Telegraph
Мерянский этнографический реверс XIX века
Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е.…
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Кельтские языки на Британских островах. История языкового сдвига начиная с 400 года нашей эры.
Способность валлийцев выстоять под натиском англосаксов впечатляет. Подозреваю, что история с комично-неправильно переведенными дорожными знаками в Уэльсе в 2000-х годах также способствовала возрождению интереса к валлийскому языку ))
#кельты #кельтскийязык
Способность валлийцев выстоять под натиском англосаксов впечатляет. Подозреваю, что история с комично-неправильно переведенными дорожными знаками в Уэльсе в 2000-х годах также способствовала возрождению интереса к валлийскому языку ))
#кельты #кельтскийязык
Я по линии своей мамы на половину вятчанин, семьи моих бабушки и дедушки своими корнями уходят глубоко в Вятскую землю, поэтому выскажусь. Меня всегда удивлял этот кировско-вятский маразм с "славянами вятичами". Какое отношение к Вятке (Кировской области) имеет вождь племени вятичей Ходота, живший в Корьдно — центре восточнославянского племени вятичей, существовавшем в VII—XIII веках в верхнем Окско-Донском бассейне?
В. Кашкаров отождествлял с ним селение Корна Мосальского уезда Калужской губернии, а Б. А.Рыбаков считал, что Корьдно находилось у деревни Городня (Сельское поселение «Деревня Красный Городок») Ферзиковского района Калужской области. Арабы называли это городище Хордабом.
Вятчане отчасти потомки новгородцев, а в целом, более чем наполовину, потомки обрусевших (крестившихся) марийцев, да удмуртов, ну еще мери, и чудских популяций северных вятских территорий.
Ходота, тоже мне, вождь кировского пивзавода)))
#маразм #вятка
В. Кашкаров отождествлял с ним селение Корна Мосальского уезда Калужской губернии, а Б. А.Рыбаков считал, что Корьдно находилось у деревни Городня (Сельское поселение «Деревня Красный Городок») Ферзиковского района Калужской области. Арабы называли это городище Хордабом.
Вятчане отчасти потомки новгородцев, а в целом, более чем наполовину, потомки обрусевших (крестившихся) марийцев, да удмуртов, ну еще мери, и чудских популяций северных вятских территорий.
Ходота, тоже мне, вождь кировского пивзавода)))
#маразм #вятка
Telegram
Криватроп
Решил проверить, представлен ли как-то вождь вятичей в современной культуре.
Оказалось, что Кировский пивзавод на Вятке выпускал (выпускает?) пиво под маркой "Ходота".
Кировчане зачастую ошибочно относят себя к вятичам, благодаря созвучию реки Вятка и…
Оказалось, что Кировский пивзавод на Вятке выпускал (выпускает?) пиво под маркой "Ходота".
Кировчане зачастую ошибочно относят себя к вятичам, благодаря созвучию реки Вятка и…
В Костромской области обнаружены загадочные кресты на полях.
Этим же летом подобные белые кресты неизвестного происхождения были обнаружены местными жителями в Республике Марий Эл.
В Костромском чате в ВК предположили что они могут быть частью ритуалов связанных с оккультным воздействием на Мать — сыру землю, ставящим своей целью пробуждение хтонических меряно-марийских богов.
Но специалисты Росреестра поспешили успокоить людей. Они сообщили, что в Поволжье проводят аэрофотосъемку местности, а белые кресты являются опознавательными знаками, применяемыми для подобных целей.
#древниекульты #аэрофотосъемка #юмор
Этим же летом подобные белые кресты неизвестного происхождения были обнаружены местными жителями в Республике Марий Эл.
В Костромском чате в ВК предположили что они могут быть частью ритуалов связанных с оккультным воздействием на Мать — сыру землю, ставящим своей целью пробуждение хтонических меряно-марийских богов.
Но специалисты Росреестра поспешили успокоить людей. Они сообщили, что в Поволжье проводят аэрофотосъемку местности, а белые кресты являются опознавательными знаками, применяемыми для подобных целей.
#древниекульты #аэрофотосъемка #юмор
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Небо над Чарондой.
Чаронда село на берегу Воже-озера. Север Вологодской области. Сейчас оно опустело, и лишь силуэт церкви, да разрушающиеся дома оживляют бесконечную горизонталь озера и низменного берега под огромным куполом неба. С одной стороны озеро, с другой - бескрайние болота. Попасть сюда можно лишь на снегоходе или лодке.
Для нас с вами, однако же, Чаронда интересна своим прошлым. Чарондская округа - особое административное образование, вместе с Устюгом, Сольвычегодском, Тотьмой и Устьянскими волостями до 1658 г. находившееся в составе Ростовской епархии. По мнению специалиста по ф-у топонимике А.К. Матвеева, уже то, что наименования Устьянские волости и Чарондская округа не вписываются в традиционное для Севера членение на уезды, говорит об этническом своеобразии населения. Наличие в составе Чаронды «улусцев» Солза, Тордокса, Чужга также наводит на мысль о том, что население там первоначально отличалось от русского.
Фото: А.Павличенков.
Аким Трефилов.
👇
#чаронда #вологодскаяобласть #топонимия
Чаронда село на берегу Воже-озера. Север Вологодской области. Сейчас оно опустело, и лишь силуэт церкви, да разрушающиеся дома оживляют бесконечную горизонталь озера и низменного берега под огромным куполом неба. С одной стороны озеро, с другой - бескрайние болота. Попасть сюда можно лишь на снегоходе или лодке.
Для нас с вами, однако же, Чаронда интересна своим прошлым. Чарондская округа - особое административное образование, вместе с Устюгом, Сольвычегодском, Тотьмой и Устьянскими волостями до 1658 г. находившееся в составе Ростовской епархии. По мнению специалиста по ф-у топонимике А.К. Матвеева, уже то, что наименования Устьянские волости и Чарондская округа не вписываются в традиционное для Севера членение на уезды, говорит об этническом своеобразии населения. Наличие в составе Чаронды «улусцев» Солза, Тордокса, Чужга также наводит на мысль о том, что население там первоначально отличалось от русского.
Фото: А.Павличенков.
Аким Трефилов.
👇
#чаронда #вологодскаяобласть #топонимия
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Мерянская литература в мифологическом ТОПе.
Закончилось голосование в рамках конкурса на лучший мифологический рассказ инициированный группой SIGURD в ВК.
Первое место заняла история карельско-мерянской поэтессы и писательницы Ольги Ракитянской про мерянских Солнечных лосей - https://vk.com/wall-194471078_5961
Ольгой задумана целая серия новых мерянских сказок. Оли, ёлам! Поздравляем и с нетерпением ждем новых волшебных историй.
#меря #сказки #мифология
Закончилось голосование в рамках конкурса на лучший мифологический рассказ инициированный группой SIGURD в ВК.
Первое место заняла история карельско-мерянской поэтессы и писательницы Ольги Ракитянской про мерянских Солнечных лосей - https://vk.com/wall-194471078_5961
Ольгой задумана целая серия новых мерянских сказок. Оли, ёлам! Поздравляем и с нетерпением ждем новых волшебных историй.
#меря #сказки #мифология
VK
SIGURD. Запись со стены.
Солнечные лоси (кеце-шордак, ед.ч. кеце-шордо) - персонажи поверий и сказок народа меря (Верхневолжь... Смотрите полностью ВКонтакте.
Осенний туман и сумерки над Святой мерянской рощей под Судаем.
Уважаемый Виталий Филатов с берегов Шимпола прислал сакральную осеннюю итерацию.
Наша октябрьская атмосфера.
У мерян, как и у марийцев с чудинами существовал культ священных рощ. До нас дошли обрывки этого древесного почитания в этнографии и три реальных природных объекта, один из которых под Судаем (Чухломской район), второй в Ярославской области (Любимский район) и третий в Вологодской области (Грязовецкий район).
Реальные места где молились Юма и Ёлсу наши мерянские предки.
#меря #судай #костромскаяобласть #роща
Уважаемый Виталий Филатов с берегов Шимпола прислал сакральную осеннюю итерацию.
Наша октябрьская атмосфера.
У мерян, как и у марийцев с чудинами существовал культ священных рощ. До нас дошли обрывки этого древесного почитания в этнографии и три реальных природных объекта, один из которых под Судаем (Чухломской район), второй в Ярославской области (Любимский район) и третий в Вологодской области (Грязовецкий район).
Реальные места где молились Юма и Ёлсу наши мерянские предки.
#меря #судай #костромскаяобласть #роща