«Мольба Ильинская» / «Ильин день») 2 енкузо «Елуш Кыцъыма» / «Елуш-кеце»
В Меровии (Поветлужье) в эти дни проходила «Мольба Ильинская» восходящая к традиционным там «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней.
На «Миколу» резали откормленного бычка. Накануне «Ильи» – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. По-видимому, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику.
Ветлугаи подчёркивают сугубо народное происхождение этого варианта праздника: «Мольба Ильинская» чётко отделяется от «настоящего Ильи».
У соседей мари 2 августа проходит «Угинде» (Праздник урожая).
Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.
Праздник «Угинде» традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, благодарил богов за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.
На «Илью» в Костромском Заволжье пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в «красный угол» избы.)
Приметы: Дождь в «Ильин день» предвещает обильный урожай ржи на следующий год. В «Ильин день» если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой.
Арт: Таныгин Юрий Иванович. Вечерняя мелодия 1994 г.
#ильиндень #мерянскийкалендарь #меря #меровия
В Меровии (Поветлужье) в эти дни проходила «Мольба Ильинская» восходящая к традиционным там «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней.
На «Миколу» резали откормленного бычка. Накануне «Ильи» – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. По-видимому, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику.
Ветлугаи подчёркивают сугубо народное происхождение этого варианта праздника: «Мольба Ильинская» чётко отделяется от «настоящего Ильи».
У соседей мари 2 августа проходит «Угинде» (Праздник урожая).
Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.
Праздник «Угинде» традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, благодарил богов за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.
На «Илью» в Костромском Заволжье пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в «красный угол» избы.)
Приметы: Дождь в «Ильин день» предвещает обильный урожай ржи на следующий год. В «Ильин день» если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой.
Арт: Таныгин Юрий Иванович. Вечерняя мелодия 1994 г.
#ильиндень #мерянскийкалендарь #меря #меровия
Елташ Меж Кутÿк недавно прислал этот удивительно честняковский по духу сапатистский арт.
Это же «Наш фестиваль» Честнякова, с поправкой на северный заволжский колорит! Меня этот честняковский наив пронзил еще в детстве, когда в 1988 году отец подарил мне книгу Ефим Честняков «Новые открытия советских реставраторов», только тогда я еще не понимал чем именно и что именно он во мне пронзил.
А ведь это чистейшее «русское индейство», т.е. по наполнению и воздействию — 100% мерянство. Связывая себя с наследием Честнякова мы ухватываем реально что-то настоящее, связующее нас с давними предками — меря. Его уникальное арт-направление ждет продолжателей, которые этот глубинно-мерянский нарратив разовьют...
#арт #индейцы #финноугры
Это же «Наш фестиваль» Честнякова, с поправкой на северный заволжский колорит! Меня этот честняковский наив пронзил еще в детстве, когда в 1988 году отец подарил мне книгу Ефим Честняков «Новые открытия советских реставраторов», только тогда я еще не понимал чем именно и что именно он во мне пронзил.
А ведь это чистейшее «русское индейство», т.е. по наполнению и воздействию — 100% мерянство. Связывая себя с наследием Честнякова мы ухватываем реально что-то настоящее, связующее нас с давними предками — меря. Его уникальное арт-направление ждет продолжателей, которые этот глубинно-мерянский нарратив разовьют...
#арт #индейцы #финноугры
Forwarded from Ярослава Жигалева
Елташи, представляю вам свою новую разработку - первый меряно-муромо-мещерский пак эмодзи 😅
🐴 🎩 👧 🐎 🦆 🦆 👑 🧍♀ 🥐 🐾 🥞 🍜 ⭐ 👸 ☦ 🫎 🧍♀ 🪟 🫐 🫐
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
По Иринарховским местам.
10 лет назад вместе с Кукуй Оли катались по окрестностям Борисоглебской слободы. В Борисоглебском районе есть 3 почитаемых с древности источника один из которых находится на реке Шула рядом с селом Красново (там через овраг лежит один из "мирских камней" чешечников, которые Альквист сближает с чашечниками Эстонии и Финляндии). Источник на Шуле традиционно был связан с ежегодным крестным ходом изгонявшим змей, отправлявшимся из Борисо-Глебского монастыря "на Устье ".
Бьет этот источник из под горы на которой располагается мерянское селище. Помнится, когда купался в нем 10 лет назад, подумал — может быть смысл крестного хода в древности был иной? Может быть он был направлен против почитания Змея-Ящера местными мерянами язычниками?...
#ростоввеликий #иринархростовский #меря #краеведение
10 лет назад вместе с Кукуй Оли катались по окрестностям Борисоглебской слободы. В Борисоглебском районе есть 3 почитаемых с древности источника один из которых находится на реке Шула рядом с селом Красново (там через овраг лежит один из "мирских камней" чешечников, которые Альквист сближает с чашечниками Эстонии и Финляндии). Источник на Шуле традиционно был связан с ежегодным крестным ходом изгонявшим змей, отправлявшимся из Борисо-Глебского монастыря "на Устье ".
Бьет этот источник из под горы на которой располагается мерянское селище. Помнится, когда купался в нем 10 лет назад, подумал — может быть смысл крестного хода в древности был иной? Может быть он был направлен против почитания Змея-Ящера местными мерянами язычниками?...
#ростоввеликий #иринархростовский #меря #краеведение
Forwarded from Мещёрская ведьма
Внезапно регулярная в этом месяце рубрика #посылочки
Пришли серьги от мастерской Павла Коковина. Будут идеальны под платье, которое моя мама окрестила "мещерским" с момента покупки. Как-нибудь покажу полный образ. А пока просто летний вечер, шумящие коняшки и Мерская🐴
Пришли серьги от мастерской Павла Коковина. Будут идеальны под платье, которое моя мама окрестила "мещерским" с момента покупки. Как-нибудь покажу полный образ. А пока просто летний вечер, шумящие коняшки и Мерская
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Лисавы. Никольская цасоуна и святой колодезь.
В 2010-ых нашел некогда знаменитый святой колодезь в Лисавах.
Источник в д. Лисавы — священный ключ около реки Сабля, при часовне, престольный праздник девятая пятница после Пасхи. Еще один источник расположен в д. Долгое поле, это задел на будущее... Престольный праздник там десятая пятница после Пасхи. Все они вместе с пятницким источником в Бутримово в старину были связаны с традицией совершения крестного хода в день Тихвинской Божией матери (9 июля по новому стилю) в близлежащей д. Осипова пустынь, что на левом берегу р. Кубри (Владимирская обл.) В этот день «икону две крепкие девушки несли на руках из г. Переславля до самой Осиповой пустыни и нигде не садились. Впереди шли гонцы — два дюжих молодца сообщали в каждом селе о приближении иконы. Звон колоколов возвещал об этом на всю округу. Это было ещё в начале 20-х годов XX века».
#переславльзалесский #лисавы #меря #краеведение
В 2010-ых нашел некогда знаменитый святой колодезь в Лисавах.
Источник в д. Лисавы — священный ключ около реки Сабля, при часовне, престольный праздник девятая пятница после Пасхи. Еще один источник расположен в д. Долгое поле, это задел на будущее... Престольный праздник там десятая пятница после Пасхи. Все они вместе с пятницким источником в Бутримово в старину были связаны с традицией совершения крестного хода в день Тихвинской Божией матери (9 июля по новому стилю) в близлежащей д. Осипова пустынь, что на левом берегу р. Кубри (Владимирская обл.) В этот день «икону две крепкие девушки несли на руках из г. Переславля до самой Осиповой пустыни и нигде не садились. Впереди шли гонцы — два дюжих молодца сообщали в каждом селе о приближении иконы. Звон колоколов возвещал об этом на всю округу. Это было ещё в начале 20-х годов XX века».
#переславльзалесский #лисавы #меря #краеведение
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
Решили переночевать в Шуе, сидим на съемной квартире. В соседях у нас, судя по никам вайфая, Зверобой и Вотан. По улицам ходит много людей с характерными мерянскими лицами. Все три встреченных по пути "Магнита" расположены в старинных купеческих лавках. А местные поспешили нам поведать, что "вниз по реке странные люди живут, староверы". Путешествие обещает быть интересным!
Завтра с утра в леса, связь совсем пропадет.
Завтра с утра в леса, связь совсем пропадет.
Лисавы. Дом с птицами.
Священные птицы чудесным образом перекочевали с вышивок на забор современной усадьбы )
#переславльзалесский #лисавы #меря #краеведение
Священные птицы чудесным образом перекочевали с вышивок на забор современной усадьбы )
#переславльзалесский #лисавы #меря #краеведение
Практически классическая мерянская подвеска на наличнике в Костроме. )
#меря #кострома #краеведение #наличники
#меря #кострома #краеведение #наличники
Forwarded from Мерянская кухня
Наш праздничный хлеб на
«Илью»
В Костромском Заволжье на Ильин день (2 августа) пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в «красный угол»
#ильиндень #мерянскийкалендарь #меря #меровия
«Илью»
В Костромском Заволжье на Ильин день (2 августа) пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в «красный угол»
#ильиндень #мерянскийкалендарь #меря #меровия
Духи Блудова болота.
Проникаясь пришвинскими местами знакомыми с детства нашли черного лебедя, утку-нырка, змее-ящера, сохатого шордо, собравшихся в одном месте, на берегу Блудова болота обороняя свой лесной мир от человека мегаполиса...
Это место рядом с селом Купанское. Кто в детстве читал Пришвинские "Кладовые Солнца" его сразу узнает...
#переславльзалесский #купанское #меря #краеведение
Проникаясь пришвинскими местами знакомыми с детства нашли черного лебедя, утку-нырка, змее-ящера, сохатого шордо, собравшихся в одном месте, на берегу Блудова болота обороняя свой лесной мир от человека мегаполиса...
Это место рядом с селом Купанское. Кто в детстве читал Пришвинские "Кладовые Солнца" его сразу узнает...
#переславльзалесский #купанское #меря #краеведение
Шумящие треугольные подвески из костромских курганов, XI-XII вв.
Основной ареал бытования подобных предметов - Костромское Поволжье. Отдельные находки известны в материалах Сарского городища (меря), и в зоне мерянской колонизации Севера на р. Ваге, похожие экземпляры встречаются в материалах марийских могильников, в Приладожье и в Финляндии.
Украшения крепились либо к одежде в районе груди или плеч, либо складывались вместе с другими предметами в специальный футляр (кошелек?), помещавшийся возле погребенной.
Наиболее ранние экземпляры шумящих треугольных подвесок происходят из окского региона.
Треугольный узор в архаических вышивках народной одежды у великороссов и восточно-финских народов связывают с древнейшим пластом геометрической орнаментики, отражающим идею плодородия почвы.
Работы Волго-Окской археологической экспедиции ИА АН СССР, 1976-1978 гг.
Костромской музей заповедник.
#меря #марийцы #финноугры #костромскиекурганы #русскийсевер #сарскоегородище #археология
Основной ареал бытования подобных предметов - Костромское Поволжье. Отдельные находки известны в материалах Сарского городища (меря), и в зоне мерянской колонизации Севера на р. Ваге, похожие экземпляры встречаются в материалах марийских могильников, в Приладожье и в Финляндии.
Украшения крепились либо к одежде в районе груди или плеч, либо складывались вместе с другими предметами в специальный футляр (кошелек?), помещавшийся возле погребенной.
Наиболее ранние экземпляры шумящих треугольных подвесок происходят из окского региона.
Треугольный узор в архаических вышивках народной одежды у великороссов и восточно-финских народов связывают с древнейшим пластом геометрической орнаментики, отражающим идею плодородия почвы.
Работы Волго-Окской археологической экспедиции ИА АН СССР, 1976-1978 гг.
Костромской музей заповедник.
#меря #марийцы #финноугры #костромскиекурганы #русскийсевер #сарскоегородище #археология
Пора открывать мир с иной стороны. События в Галиче-Мерьском — это очень важно: этим летом в старинном мерянском городе прошел 7-й Всероссийский пленэр «Русь глубинная»
Галичу-Мерьскому, названному так по имени народа меря, населявшему Костромскую область в средние века, в этом году исполнилось 865 лет. В средневековье, при князьях Дмитрии Шемяке и его отце Юрии Дмитриевиче Галицком, он соперничал на равных с Тверью и Москвой за право стать столицей Руси. В галичском пленэре участвовало 10 живописцев из Москвы, Костромы, Владимира, Коломны и Краснодара.
На выставке картин, прошедшей в городе после завершения пленэра, древний Галич-Мерьский, как на ладони. Ценность картин в том, что они сохраняют на века дух и виды старинных зданий, некоторых деревянных строений может скоро уже не будет. Но они останутся на этих холстах. И они памятник больший, чем обычная фотография, считают краеведы.
#галичмерьский865 #меря #кострмоскаяобласть #арт
Галичу-Мерьскому, названному так по имени народа меря, населявшему Костромскую область в средние века, в этом году исполнилось 865 лет. В средневековье, при князьях Дмитрии Шемяке и его отце Юрии Дмитриевиче Галицком, он соперничал на равных с Тверью и Москвой за право стать столицей Руси. В галичском пленэре участвовало 10 живописцев из Москвы, Костромы, Владимира, Коломны и Краснодара.
На выставке картин, прошедшей в городе после завершения пленэра, древний Галич-Мерьский, как на ладони. Ценность картин в том, что они сохраняют на века дух и виды старинных зданий, некоторых деревянных строений может скоро уже не будет. Но они останутся на этих холстах. И они памятник больший, чем обычная фотография, считают краеведы.
#галичмерьский865 #меря #кострмоскаяобласть #арт
YouTube
«Русь глубинная» — Мерянская
Пора открывать мир с иной стороны. События в Галиче-Мерьском — это очень важно: этим летом в старинном мерянском городе прошел 7-й Всероссийский пленэр «Русь глубинная»
Галичу-Мерьскому, названному так по имени народа меря, населявшему Костромскую область…
Галичу-Мерьскому, названному так по имени народа меря, населявшему Костромскую область…
Грёзы о Куси*.
Чудин, по духу
Меря по призванью,
Он грезит о пейзажах
Шемякиной Руси.
Из офиса ль в Москве
Или с "иглы Газпрома".
Быть может образы сии
Пришли ему во сне?
Значения это не имеет,
В себе соединяет тиште**,
Илем*** марийский
И мерянский Север!
Пеш сай****, Москва
Его совсем не греет,
И снова он готов
Стать Меря на Куси!
И не беда,
Что нет там офиса,
Да и багет не купишь,
Ужель, без этого нельзя?
Конечно можно,
Там наши мерьские леса,
Болота, реки, Галивон*****,
Растят Мерянином тебя!
* Кусь – река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским «кузь» и финским «kuusi» - ель, ёлка. По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становлении этнического облика местного сельского населения популяций «чудского» (прибалтийского или пермяцкого) происхождения. В удельно-княжеский период это были земли Галич-Мерьского княжества. Затем низовья реки были причислены к Кадыйской осаде Костромского уезда. Здесь была образована Кусская волость. В дальнейшем, однако, основная часть той старинной волости обрела имя Чудь.
Сейчас Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.
** Тиште – родовые марийские тамги
*** Илем – усадьба, сторона
**** Пеш сай – очень хорошо
***** Галивон – мерянское название Галича-Мерьского
#наше #кусь #костромскаяобласть #меряфутуризм
Чудин, по духу
Меря по призванью,
Он грезит о пейзажах
Шемякиной Руси.
Из офиса ль в Москве
Или с "иглы Газпрома".
Быть может образы сии
Пришли ему во сне?
Значения это не имеет,
В себе соединяет тиште**,
Илем*** марийский
И мерянский Север!
Пеш сай****, Москва
Его совсем не греет,
И снова он готов
Стать Меря на Куси!
И не беда,
Что нет там офиса,
Да и багет не купишь,
Ужель, без этого нельзя?
Конечно можно,
Там наши мерьские леса,
Болота, реки, Галивон*****,
Растят Мерянином тебя!
* Кусь – река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским «кузь» и финским «kuusi» - ель, ёлка. По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становлении этнического облика местного сельского населения популяций «чудского» (прибалтийского или пермяцкого) происхождения. В удельно-княжеский период это были земли Галич-Мерьского княжества. Затем низовья реки были причислены к Кадыйской осаде Костромского уезда. Здесь была образована Кусская волость. В дальнейшем, однако, основная часть той старинной волости обрела имя Чудь.
Сейчас Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.
** Тиште – родовые марийские тамги
*** Илем – усадьба, сторона
**** Пеш сай – очень хорошо
***** Галивон – мерянское название Галича-Мерьского
#наше #кусь #костромскаяобласть #меряфутуризм
Telegram
Костылев
Невидимая Русь сквозь зримый инстаграм
Поставит фильтры лучезарному народу,
Который ждёт десерт и фуагра
И обожает подмосковную природу.
Народ-москвич не думает тужить!
Он не боится песней люберецкого имама,
И в этой чудной ретуши он видит миражи
И хочет…
Поставит фильтры лучезарному народу,
Который ждёт десерт и фуагра
И обожает подмосковную природу.
Народ-москвич не думает тужить!
Он не боится песней люберецкого имама,
И в этой чудной ретуши он видит миражи
И хочет…
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Еще чуть-чудь мери.
Нашел в "Огоньке" старый фоторепортаж 2012 года о возрождающейся заволочской чуди. Пинежье. Верхнетоемский район. Именно там жил народ тойма, упомянутый в XIII в. в "Слове о погибели Русской земли", простиравшейся на Севере "от Корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за дышючимъ моремъ..." Говорится о них и в летописях: «И поиде тои зимöю Семьюнъ Öминъ въ четырехстехъ на Тоимокары...»
Тоймская языковая ветвь, по мнению Е.Хелимского, входила в одну подгруппу финно-угорских языков вместе с мерей. Также тоймичей звали "заволоцкой" - находящейся за лесными волоками, соединяющими реки - "чудью".
Эти земли входили в Ростовское княжество, хотя их связи с мерянским населением Залесской земли возможны и в более ранний период. Существующие сейчас на Пинеге и Мезени Чучебала и Юкшеболка - явно родственны мерянским Деболу, Пужболу и Кужбалу (топоформант -бал).
Залесец.
На фото - часовня на глухой лесной дороге между деревнями Демьяново и Окуловская. Примитивные кресты на полотенцах и дух древнего святого места. Чтобы в трехдюймовых половых плахах протереть коленями такое, нужна не одна сотня лет...
Источник: Огонёк
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
#чудь #заволочье #мерянское #ростовскоекняжество #мифология
Нашел в "Огоньке" старый фоторепортаж 2012 года о возрождающейся заволочской чуди. Пинежье. Верхнетоемский район. Именно там жил народ тойма, упомянутый в XIII в. в "Слове о погибели Русской земли", простиравшейся на Севере "от Корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за дышючимъ моремъ..." Говорится о них и в летописях: «И поиде тои зимöю Семьюнъ Öминъ въ четырехстехъ на Тоимокары...»
Тоймская языковая ветвь, по мнению Е.Хелимского, входила в одну подгруппу финно-угорских языков вместе с мерей. Также тоймичей звали "заволоцкой" - находящейся за лесными волоками, соединяющими реки - "чудью".
Эти земли входили в Ростовское княжество, хотя их связи с мерянским населением Залесской земли возможны и в более ранний период. Существующие сейчас на Пинеге и Мезени Чучебала и Юкшеболка - явно родственны мерянским Деболу, Пужболу и Кужбалу (топоформант -бал).
Залесец.
На фото - часовня на глухой лесной дороге между деревнями Демьяново и Окуловская. Примитивные кресты на полотенцах и дух древнего святого места. Чтобы в трехдюймовых половых плахах протереть коленями такое, нужна не одна сотня лет...
Источник: Огонёк
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
#чудь #заволочье #мерянское #ростовскоекняжество #мифология