Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Новый клип марийцев У Еҥ «Чодыра Еҥ» («Лесной Человек»)

Мой старый йолташ, мари-художник, мари-баталист Йыван Богомолов выступил художником-постановщиком нового клипа йошкар-олинского этно-панк ансамбля У Еҥ. Клип снят на песню из их нового альбома «Шоган вӱд», повествующую о выгорании человека в монотонном ритме жизни индустриального города. Героя позвала Сила Природы и забрала в загадочный лес...

я, выросший под сосной
небесная вода меня поила
мать-земля кормила

черный лес-мой отец
клубничное поле моя мать
бойкая лань моя сестра (младшая)
лось моя сестра (старшая)
волк мой брат(младший)
сильный медведь мой брат (старший)

лесной человек
куда белка, туда и я
играю как горностай

знаешь ли ты себя?
слышишь мелодию своего сердца?
песню сердца сам поешь?
где место твоей души?

думай о сказанном, оставь накопленное
дух ветра- подъем ума
сила солнца- движение души
сила земли- будь смелым

будь рядом с природой...

#музыка #марийцы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Шӹнуй кецек. Святые дни.

Июнь 2024 года радует нас чередой шӹнуй кецек идущих буквально друг за другом. Сегодня Семык или Кого-кеце (Большой день), день поминовения душ умерших, один из важнейших дней годового круга поминальных праздников. О нем напишу отдельный пост.

С 20 на 21 июня Кукуй (Летний солнцеворот), 22 июня Енкуу (Полнолуние), 23 июня Тройцын (Троица), 24 июня Ӱрт-кеце (Духов день) или Маа-кеце (День земли). 5 дней подряд мир вокруг и в нас будет пульсировать особенно сильно.

#праздники #меря
Семык и "Концепция трех душ".

Сегодня Семык, или по-мерянски Кого-кеце (Большой день), один из самых важных дней в нашем календаре. Сегодня надо сходить на погост, сходить в рощу / храм или зажечь свечи дома. Помянуть всех предков знаемых — иса (семейные) и незнаемых — утым (очень давно умерших), устроить им поминальное угощенье, и разделить эту трапезу с ними.

Уно Харв в своей "Религии финнов" 1948 года писал об обожествлении всеми финнами разных явлений природы и ее стихий (огонь, воздух, земля, вода), которыми проникнуты образы наших богов и духов, но в повседневной жизни они меркнут перед душами умерших предков рода — ӱрт, которые всегда рядом, наставляют, советуют и контролируют из своего далёка, не давая потомкам сбиться с дороги, избранного не ими Пути. Род в нашем, в том числе мерянском, понимании вовсе не делился на умерших и живых, он всегда един.

Читая Уно Харва, на основе его этнографических записей волжских и уральских финнов, вывел / реконструировал мерянскую "Концепцию трех душ".

"Большая" мерянская душа, как и душа Платона, состоит из трех частей, которые расположены в разных областях тела и действуют независимо друг от друга:

1) Чон — "душа сила". Чон олицетворяет жизненную силу блуждающую внутри тела в органах, жилах, костях, крови человека. Чон располагается в наиболее значимых органах — сердце, мозге, легких, печени и крови, с кровотоком в организме связано поверье, что чон блуждает внутри тела. Если в результате повреждения какой-то его части чон исчезает и человек умирает, считается, что чон в это роковое мгновение находилась как раз в этом месте.

2) Ӱрт — "душа тень", "душа призрак", "двойник человека". Ӱрт может путешествовать и странствовать выходя из тела, в частности во сне, во время потери сознания или "шаманского путешествия". Когда человек просыпается / приходит в себя / возвращается из шаманского путешествия — ӱрт возвращается. Исчезновение ӱрт приводит к тяжелой болезни: в таком случае рекомендуется обратиться к арбую (шаману), чтобы тот нашел потерянную душу и вернул ее в тело.

Ӱрт выступает в качестве двойника-покровителя человека. Ӱрт может являться человеку на кануне его смерти. Ӱрт продолжает существовать после физической смерти человека, именно ӱртак наших предков приходят к нам во снах в особые дни, их мы поминаем в рощах, храмах и на кладбищах. Во внешнем мире ӱрт может проявляться в виде образа человека, насекомых, вихря, "огненного змея", "огонька".

В течение сорока дней ӱрт умершего может приходить домой в облике усопшего, а затем пропадает — уходит в загробный мир. Загробный мир — Тубол находящийся где-то под землей, разделен на две половины: в одной светит солнце, поддерживая своим светом и теплом жизнь, похожую на настоящую; во второй половине — бездонный мрак, поселяющий в душе, обреченной влачить загробное существование, уныние. Этот вечный мрак может осветить пламя восковой свечи, ставимой родственниками умершего в дни поминовений. Первая половина называется валга вӓр — светлое место, вторая шемен вӓр — темное место.

Ӱрт особо значимых персонажей — панак (первопредки), арбуяк (шаманы) и патрак (богатыри) — после физической смерти тел могут продолжить жить в природных объектах, например камнях, озерах, деревьях. Ӱртак обладают не только люди и животные, но и другие физические объекты, например камни, источники, деревья, дома.

3) Лил — "душа дыхание". Лил вне тела человека проявляется в виде пара, а также во внешнем мире на время может проявляться в виде живности, в частности бабочек и птиц. После смерти человека лил превращается в пар и растворяется в природе.

#предки #души #меря #финноугры
Тихая речка Шаршеньга.

В продолжение темы поминовения предков. В моем блоге в ВК не всем понравилась фото бабушек с граненым стаканом. Я же это фото особенно люблю. Люблю за его фактурность и в хорошем смысле первобытность. Рассматривая его попадаешь прямиком в архаичное. Фото сделано московским фотографом-этнографом Геннадием Михеевым в 1990-ых, в Борке на Шаршеньге, Никольского района Вологодской области во время престольного праздника Тихвинской Божьей Матери. Шаршеньга впадает в Юг пониже Никольска. Места наши, старинные — зона средневекового меряно-марийского освоения Севера. Я недавно писал об этом. Почитание святой сосновой рощи и пир на могилках на близлежащем кладбище один в один как у марийцев и коми, живо свидетельствуют об финно-угорских основах народной культуры местной русской популяции.

#север #юг #шаршеньга #роща #кладбище
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Верования и мифология финно-угорских народов. Вера в души.

Финские народы полагают, что, выйдя из тела, душа может предстать не только в квазичеловеческом обличье, но и в виде какой-нибудь живности. Налимов записал зырянскую легенду, согласно которой лол,выйдяиз спящей женщины,в облике мышонка плясал у нее на груди. Какое-то время ее рот был накрыт одеялом, но потом душа вновь превратилась в пар и возвратилась в тело, чтобы спящий мог проснуться (Полевые записи В. П. Налимо а в архиве Финно-угорского общества Финляндии.).

Вотяки верят, что во сне душа может принять облик летучей мыши. Один старик объяснил, что эти существа не видны днем, когда люди бодрствуют, и появляются только ночью, когда все спят. Если к человеку приблизится летучая мышь, это означает, что к нему пришла душа родственника или знакомого. Тот же самый старик объяснил, что летучая мышь – это душа-птица. Однажды некий человек пошел спать, а его товарищи остались на дворе и вдруг увидели вблизи летучую мышь. Когда этот человек проснулся, оказалось, что во сне он видел те места, где летала эта зверюшка. Отсюда они заключили, что это была его душа. Иногда она может принимать облик маленькой серой бабочки.

Подробнее https://boosty.to/merjamaa/posts/ecd33e48-5c03-4fb7-8b02-94ca253d43d3

#мифология #финноугры #душа
Forwarded from Меряфутурист
Народные приметы на Кукуй/Кокуй:

В Поветлужье на Иванов день «обязательно стремились помыться и попариться больные старообрядцы».

В южной Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога недавно отелившихся коров.

В Пошехонье верили в то, что если на Иванов день перелезть через 12 огородов, тынов (т.е. оград), любое желание исполнится.

В Поветлужье верили, что в каждом селе существует своя баба колдовка — стрига, которая в полночь на Солнцеворот, приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц.

В Костромской губернии накануне Иванова дня девушки в складчину готовили обетную кашу из толченого ячменя, а вечером следующего дня они шли в ржаное поле с обетной кашей, обходили посевы до десяти раз и совершали здесь же обрядовую трапезу.

В Вологодской губернии на Ивана бросали веники через головы или с крыши бани. Если веник упадет вершиной к погосту, то гадающий умрет, а если нет, то будет жить. А костромские девушки считали, куда вершиной упадет веник, туда и замуж выйдут.

Нерехтском уезде Костромской губернии в ХIХ веке еще за день до праздника девушки собирались вместе на беседе, толкли ячмень в ступе и пели песни. Утром, накануне праздника, готовили из этого ячменя обетную кашу, которую съедали вечером, в ночь на Иванов день, а затем все вместе бежали на речку купаться, умывались вечерней росой и шли жечь «огни».

В Ярославской губернии считали, что деревья в ночь на Иванов день могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом.

В Ярославской губернии, в некоторых её уездах крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и не только топит всякого неосторожного, но, затащив вглубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.

В Тверской губернии гадали на смерть по цветку-богатинку - втыкали в матицу избы на каждого члена семьи по цветку: чей не распустится, тому суждено умереть в текущем году.

#меря #кокуй #магия #прездники #солнцеворот
Вот какую запись надо, чтобы была в трудовой книжке: "этнофутуристический мыслитель"!

#этнофутуризм
Предлагаем вашему вниманию подборку годных каналов по истории и искусству для интеллектуальных людей. Расширьте свой кругозор и проведите досуг с пользой!

🎩 ЭСТЕТ — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;

🪖 Стальной шлем — западная политическая история Нового и Новейшего времени. Много Германии, Центральной и Восточной Европы;

🐱 Cat_Cat — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику;

🌐 VATNIKSTAN — проект о русскоязычной цивилизации. Пишем об истории и культуре. Издаем книги. Проводим открытые лекции и культурные мероприятия;

⚔️ Великая Война — канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир;

🛡 Записки о Средневековье — хочешь в средневековье? Заходи и узнаешь как там!;

🎖Вторая Мировая война — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;

🗺 Вечерний картограф — Карты всех эпох и жанров плюс многосерийные рассказы об истории и политике. В этом сезоне – история границ в Восточной Европе;

🧑‍🎓Философское Кафе — Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;

🎧 Panfilov FM — когда прошлое оживает: история и мифология в кино, сериалах и играх, восприятие прошлого, легенды и стереотипы, история моды;

💣 Lace War — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)

🏛 Эстетика Византии — История Рима античного и Рима средневекового в картинах, артах и других произведениях искусства;

🏙 Moscowww — история города в необычных маршрутах и уникальных памятниках: куда сходить, что посмотреть, на что обратить внимание в Москве;

⛪️ Лаборатория Культур — Новости культуры, философии, религиоведения. Пишем про интересные явления в мире и ездим в экспедиции;

🔮 NHistory — по-настоящему сложные тесты и оригинальные статьи на интересные темы для тех, кто хочет узнать новое из мировой истории, этнологии и географии;

🇸🇪 Чертог Медведя — авторский канал о Швеции, викингах и путешествиях. Автор живёт в Стокгольме и делится уникальным контентом из Скандинавии и не только;

🎠 РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;

🪬 Меряния. Merjamaa — изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря, чудь и мурома исторические и этнофутуристические.
Успение Ефима — Епим-колема.

27 июня 1961 года, 63 года назад, в возрасте 86 лет закончил свой земной путь художник, мыслитель и провидец Ефим Васильевич Честняков.

Гроб с его телом жители окружающих унженских деревень несли на руках до погоста почти шесть километров. Похоронен он на кладбище села с мерянским названием Илешева (иле "жизнь", илеш "жизненный"), недалеко от храма Богоявления, где его крестили.

В Кологривском районе многие жители почитают его как человека праведного, святого. Народная молва создала множество легенд и преданий о Ефиме как целителе и провидце, достоверность многих из которых проверить, к сожалению, сейчас уже не представляется возможным. Его могила стала местом паломничества для верующих людей из различных районов Костромской и прилегающих областей. Люди приезжают помолиться за упокой души Ефима, попросить его передать весточку Юма-Богу, и набрать земельки с его могилы, которая считается святой.

Такова наша народная вера византийского обряда.

#честняков150 #кологрив