Меряфутурист
3.85K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Арготизмы и диалектизмы Мерянской исторической области.

В Петрозаводске проходит XI Всероссийский научно практический семинар «Методика полевых работ, архивация и изучение фольклорных, этнографических, лингвистических и рукописных материалов».

Пара интересных слайдов из доклада Сергея Алексеевича Мызникова (Санкт Петербург) «Полевая работа по сбору субстратной и заимствованной лексики в различных ареалах», на которых показаны субстратная мерянская лексика (мер. перт > перт «дом», пертить, пертный; чув. śǝ̂bala «ложка» > мар. савла / мер. савла (?) > сабла); и финно-угорские заимствования (фин. lehmä > лейма «корова») в костромских арго.
Будем ждать выхода сборника семинара.

Фотографии Maksa Tomčin, коллеги с канала Дёржанская Карелия.

#арго #костромскойдиалект #мерянскийязык
По следам летописного племени. Окрестности Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском озере.

Истекают минуты предательски,
Только год налетает на год…
Как давно я ушел в изыскательский
Очень дальний и трудный поход!

По следам летописного племени,
По словам, что оставила чудь,
Прохожу я в безмолвье и темени
Весь похищенный временем путь.

За горами да за долинами
Человеческих будничных дел
Я ищу те поля, где мерянами
Был засеян последний надел.

Под одними и теми же звездами
Вековые деревья шумят,
И звенят над чудскими погостами
Голоса деревенских девчат.

А в бездонном хранилище времени
По складам я читаю рассказ
О судьбе и о будущем племени,
Кровь которого пульсирует в нас.

Перефразируя Александра Константиновича Матвеева.

#меря #чудь #чухлома
Меря: патриотизм без "зиг".

Лента напомнила про позапрошлогоднюю переписку со старым добрым знакомым, академическим историком и археологом, в которой я получил вот такой замечательный коммент.

Я привык рассматривать неомерянство через призму своих личной оптики и практик, как то: поэтику исчезнувших языков моих костромских и вятских предков, растворившихся в топонимике и субстрате диалектов Верхневолжья и Вятки которые я изучаю и реконструирую, вкус традиционных костромских и ветлужско-марийских блюд которые мы с детьми готовим по выходным, этнографию, мифологический субстрат скрытый в народном православии, облик моих дорогих земляков.

При этом, действительно, для многих русских верхневолжцев, чья вовлеченность в тему имеет иные "углы" и "градусы" (чем лично у меня), меря, в большей степени, является эдаким ребрендингом русского патриотизма.

Специально пишу патриотизма, а не национализма, рассматривая это понятие в его первоначальном значении образованном от греч. πατρίς — «отечество». В его основе лежит чувство любви и привязанности к «земле отцов», причем не к абстрактной, из школьных учебников про князя Владимира, а что ни на есть осязаемой, этнической, в глубь которой уходят гифы поколений наших предков.

Собственно именно об этом в 2013-ом говорил в своем интервью-манифесте родоначальник неомерянства, московский журналист Александр Трифонов, начавший в одиночку поднимать тему мерянскиx корней жителей центра России еще в далеком 2003 году.

В нем он в частности писал, что меря это тот самый стержень, на котором и держится русская (великорусская) нация, что принадлежность к мерянами может дать русским ощутить себя коренным народом, а не завоевателем, позволит взять ответственность за свою землю на которой они живут.

Итак в остатке, Меря это великорусский grassroots продукт в пространстве которого возможны вместе и по отдельности и модерновый русский патриотизм, и глубинное самопознание, и свободное самоуправление кундов, и ревитализация мерянского языка. Кроме того, меря это внутрирусское движение главным положительным моментом которого (помимо решения собственных внутрирусских задач и проблем) является изменение отношения к соседям. В измерении неомерянства, наши ближайшие и исконные соседи, наши ближние родичи — марийцы, эрзяне, мокшане, удмурты, карелы, коми, чудь, вепсы, превращаются из «отсталых и этнически чуждых инородцев» в важную часть нашей собственной истории, становятся уважаемыми соседями сумевшими сохранить язык, древние мировоззрение и религию предков существенной части современных русских. Это может остановить попытки привести российское многообразие к общему безликому знаменателю, добавить русским уважения к соседям-родственникам, и укрепить внутреннее единство российской нации.

Да, и кстати, госфинансирование только все испортит. Это лишнее.

#неомерянство #этнофутуризм #меряфутуризм
Васка Шёмтолгай тут рассказывал, что Волга раньше поворачивала от Плёса на Иваново. А потом Плёсской вал размыло, и Волга вошла в нынешнее русло...

Ничего, мы снова зароем и будем гонять ее вокруг Верхневолжья. На эту тему Васка сочинил замечательное стихотворение:

Как-то было, дед Ипат Волгу повернул назад.
И поднял её без малу аж аршин на пятьдесят.
Волга - мерьская река, широка и глубока.
Обернулась вокруг света, глядь - а там уже Ока.
Из Оки пустилась в Нерль. Через Нёро - на Энер.
А оттуда к Галивону, Унже и... к Костромке снова.
Море было на Шексне, море есть на Костроме.
А теперя будет море в круг земель по Меряме.

Православный художник Александр Простев очень метко изобразил это стихотворение: Волга, Кострома, Ипатьевская слобода (Ипат = Благой путь, а если по-марийски: йып "искра"; "проявление какого-н. чувства", -комп. имен: Ипатай, Ипати, Ипат, Ипатыр), домики Мерьского стана на том берегу. У нас молится душевно, в сосняке грибы, вода чистая и щука хорошо клюет. Записывайтесь)))

#меря #волга
Про Рене Генома, отца русского традиционного днк-популяционизма, слишком тонко получилось.
Пожалуй, такое способен оценить только нордический традиционалист Нечкасов. Но, привыкайте)

#мерянешутят
У Южнорусского еретика, в теме с цитатой мерянского футуриста Александра Трифонова, развернулась бурная полемика, острота которой доставляет. Вот, замечательный коммент некоего Барада(ы?) напомнил крылатое шолоховское:

"Мы с тобой, пожалуй, оба русские. Брешешь. Казаки от русских произошли. А я тебе говорю, казаки от казаков ведутся!" (Тихий Дон).

Как русские могли произойти от русских, сидеть изначально в Новгороде с Рюриком и быть при этом "оккупантами" на Севере, если скандинава Рюрика с его людьми к себе домой (!) приглашала (!) коалиция (!) словен, кривичей, чуди, меря, веси, т.е. союз пяти отдельных народов (!), три из которых были финно-уграми, один славянским, другой, в значительной степени, балтским (кривичи)?

Потом эти народы, не бывшие русскими даже в представлении XVI-XVII веков (как культурный тип русские (великороссы) примерно в это время только складываются), захватили для князя Олега Смоленск, затем Киев и наконец земли днепровских славян (полян и пр.), которые к истории "Северной прото-Руси" (Северная конфедерация племен), вообще никакого отношения не имеют.

В контексте же этнонима "русские", которые якобы уже при Рюрике "оккупантами" сидели в Новгороде, вспомним "Повесть временных лет":

«Се же Олег ... устави дани словеном, кривичам и мери, и варягом дань даяти от Новогорода гривен 300 на лето, мира деля ...». (Лаврентьевский список.).

Князь Олег после захвата Киева "уставил" дань со стороны покорённого словенами, кривичами, меря и др. (русские не упоминаются) населения Киева и полянской земли в пользу покорителей.

Нюанс ярко проявляется в терминологии: если в отношении представителей северных балто-славянских и финно-угорских племён говорится "устави дань", то в отношении завоёванных южных племён говорится "возложи".

После рассказа о захвате Киева говорится о подчинении Олегом других южан — древлян, северян и радимичей (русские не упоминаются):

«Бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а с уличи и теверцы имяше рать".

Заметим, что ни словен, ни меря с кривичами нет в списке племён, которыми "обладал" скандинав Олег, что ещё раз подтверждает: эти отдельные племена (не русские), наряду с скандинавами (не русские), имели привилегированный статус в племенной политии "Русь", будучи её основателями и составляя в ней правящий слой.

Таким образом, оказывается совершенно несостоятельным представление о существовании в IX веке (да и в XI тоже, вспомним слова археолога Андрея Евгеньевича Леонтьева писавшего, что: «Только силой военных дружин мери можно объяснить сохранение мерянской племенной автономии (Ростов, Суздаль, Переславль, Кострома, Шуя) в Древнерусском государстве в IX - XI вв.») русских, как отдельной культурной и политической общности, а заодно, оказывается совершенно несостоятельным и представление о среднеднепровском происхождении «Руси» и русских, о котором у нас любят периодически порассуждать.

#история #русь #этногенез
Князь Ярославский пишет про то, что болото - один их самых недооценённых архетипов русского гео-исторического пространства.

В том числе и пространства сакрального. В Северо-Восточной земле были свои "святые" болота", в частности в Ростове, примерно там где сейчас Церковь Исидора Блаженного (церковь Вознесения Господня в валах) находилось болото Пига. Альквист связывает мерянский топоним Пига - с прибалтийско-финской основой со значением "святой", "священный", ср. фин. piha - "святой", "священный".

Болото Пига сейчас осушено, речки Пижермы из него вытекающей тоже нет, ныне она затерялась в заболоченных рвах ростовских бастионов XVII века. Но до 1632 года, когда голландский инженер Ян Корнилий ван Роденбург начал возводить земляные бастионы ростовской крепости, болото и речка существовали.

По-видимому именно рядом с ним в XVI веке была построена каменная церковь Вознесения Господня которую чаще именуют по названию придела церковью Исидора Блаженного "на валах". Она "выросла" в 1566 году над местом упокоения ростовского блаженного Исидора Твердислова.

До каменного храма там стояла деревянная церковь возведенная после смерти святого (14 мая в 1474 года). При этом считается что могила юродивого, была устроена на месте его хижины. Почитание Исидора началось еще при жизни, а после его смерти только выросло. Толпы паломников шли к новой церкви за исцелением и духовным советом. Позднее там же были погребены еще три ростовских чудотворца – юродивые Артемий Третьяк, Стефан и Афанасий.

#ростов #болота
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
ГИМ, волосовцы. Экспозиция утверждает, что #18 - это "голова медвежонка". А мне кажется, типичная собака. Кстати, волосовцы уважали собак, даже, бывало, хоронили их в отдельных могилах. И не варили из них суп, в отличие от фатьяновцев, и не убивали вместе с хозяином в качестве "посмертного спутника" (фатьяновцы убивали). Что логично: для охотника собака - в первую очередь друг и товарищ, а не "ещё одна скотинка", как для скотовода.
А вы что думаете - медвежонок или собака? На кого больше похоже?
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
Выставка ГИМ, посвященная Уварову, разочаровала. Она совсем крошечная, и основное внимание там уделено тому, какой государь или чиновник какую грамоту выдал графу 🙈 Как будто это самое важное в работе археолога! Про меря - ни слова. Даже про раскопки суздальских курганов упомянуто вскользь, и не на самой выставке, а на интерактивном экранчике снаружи, который ещё попробуй заметь. И да, там тоже нет меря! А ведь самый значительный научный труд Уварова, по сути открывший новую страницу в российской археологии - это именно книга "Меряне и их быт по курганным раскопкам".
Немного мерянских древностей из Уваровской коллекции (числом ровно семь) на выставке все же показали. Но умудрились и тут почти ни словом не упомянуть народ, эти древности создавший! Только мелким шрифтом в ссылке на источник.
Не думаю, что сам учёный остался бы доволен таким отношением к его трудам и наследию...