Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Мы - мещера. В нас древний дух!

Коллега с канала Родина на Двине пишет про мещёряков.

Вспомнил что у меня есть мещёрский арт который я рисовал к стихам владимирской поэтессы Жени Заварыкиной-Смоленской.

Нам озёра - глаза богов.
Нам поля - крылья мёртвых предков.
В нас леса-частоколы сквозь кровь
Растекаются по венам-веткам.

Мы - мещера.
В нас древний дух -
Дух языческий, хмурый, серый.
Наши души - как в тине пруд -
В дно вцепились корнями-верой.

Сердца заперли на замок,
Ключи отдали низкому небу.
Кисло-горький брусники сок
Напитал силой нашу реку.

Подпоясана красной лентой
Наша осень - наша земля.
В белую рубаху одета
Вода наша - наша весна.

Охраняет змея у тропы
Своих маленьких гадких деток.
Стережет вековые дубы
Леший в поймах рек
От гостей любопытных редких.

Ноги вязнут в болоте, в любви
К этой странной, суровой низине.
Нас в другие края не зови -
Мы живём в потаенной былине.

Арт: Андрей Мерянин. Мещёра. 2017.

#мещёра
Постмерянин спас больше 100 человек из Crocus City Hall.

Рожденный в Костромской области мужчина вывел больше ста человек из Crocus City Hall, сообщает KOSTROMA.TODAY. Тем самым он спас их от смерти. Алексей Осанушков родился в Мантуровском районе Костромской области, но потом переехал в Ярославль. Мужчина больше 10 лет работал охранником в Crocus City Hall. Теракт произошел в его смену. При нападении Алексей не растерялся и сразу же начал проводить эвакуацию, как только увидел террористов. Он сам чуть не погиб, но спас больше сотни человек.

У нашего земляка очень интересная микрорегиональная фамилия, по-видимому, происходящая из Парфеньевской округи. В БД «Жертвы политического террора в СССР»; Прокуратура г.Москвы; ГА РФ, значится некий Григорий Матвеевич Осанушков родившийся в Починке-Михайловом в 1890 году. Возможно предок или дальний родственник Алексея.

На Фамилио.орг этой фамилии нет. В ВК всего 15 человек носителей этой фамилии на всю РФ. Этимология не ясная.

Происходит она либо от слов осаниться «принимать гордый вид» (твер., костром.), осановский «неповоротливый» (пошех. яросл.), либо от мирского имени Осан.

В святцах такого имени нет. Есть тюркское имя Асан встречающееся у марийцев, от тюрк. азан, esäн «здоровый», «невредимый».

И есть марийское (волжко-финское) имя Осан (полный аналог нашей фамилии) м. др.-мар. осан «имеющий кусок хлеба», «блина», «свою долю». Л (1748). Этимология имени лингвистом Черных связывается с корнем — ос-комп, имён д.-ф.-у.: фин., эст. osa 1. «часть», «доля целого» 2. «доля», «пай» 3. «удел», «участь», «судьба»; мар. осо, Г осы «доля», «часть»; «ломоть» (хлеба, блина); коми-п. ося «яровые», «яровой»; манс. ос «слой»; «ось» 1. «плетень» 2 «стойло» (для скота); венг. őse «предок»; выраж. идею о неотделимой связи детей, молодого поколения с родо-племенной общиной. Основа образует ряд имен — Осан, Осей, Осий, Осен, Осеняк, Осика.

В Ономастиконе Веселовского упомянут некий Осанов Федор Еремеевич, 1590 г., живший в Мещёре, т.е. в Касимовской ханстве. В ареале ИМЗ (Мерянии) существует 8 антропотопонимов образованных от этого мирского имени (Осаново, Осаниха).

Я склоняюсь скорее к финно-угорской версии этимологии костромского прозвища > фамилии. Потому что если бы в основе лежала «осанка», то прозвище, образовавшее эту фамилию, так и звучало — «Осанка», а фамилия имела бы форму Осанкин, Осановский, Осаночкин и т.д., а в нашем случае это — Осануш, форма имени/прозвища крайне типичная для волго-финских имен в которых нередко встречается суффикс -уш, сродни Патруш, Шудугуш, Атуш, Начуш, Натуш, и тд.

Да, кстати, южнорусский Чаленко, нас, северян, часто упрекает в амёбности, флегматичности, не пассионарности. Алексей Осанушков пример бесстрашного, смекалистого и внутренне собранного мерянского характера, такими были наши предки. Наш земляк настоящий герой.

#меря #кострома #ономастика
Иван Сусанин.

В чате вчера вспомнили Сусанина. У художника-авангардиста Владимира Ефграфовича Татлина (1885-1953) есть прекрасная ранняя графика посвященная ему — «Иван Сусанин». 1913 год.

К слову, у Сусанина был зять, Богдан Сабинин, которому в 1619 г., по челобитью, царем Михаилом Федоровичем была выдана жалованная грамота о переводе его семьи в статус белопашцев.

Интересная фамилия. Согласно основной этимологической версии фамилия Сабинин, вероятно, была образована от внутрисемейного мирского имени Собина, которое восходит к устаревшему слову "собина", опричнина - личное имущество, противоположность родовому имуществу. Под влиянием акающих говоров данное именование трансформировалось в Сабина. Имя встречается в документах Северо-Восточной земли и Новгорода XV–XVII веков. Трудно сказать мог ли произойти подобный переход о в а у нас на Верхневолжье, учитывая наше выраженное оканье, однако же смею предложить еще одну, финно-угорскую, этимологию для этого мирского имени.

Возможно, мирское имя Сабина(я) сродни ряду марийских имен: Сабиняк, Сабинай, м. фин.-в. стяж.ф. ССИ: саба фин.-в.: морд, М шаба; Э жаба «ребенок», «дитя»; мар. шава Г «славный», «слабосильный»; шӹвы Г, ик/шыве Л дитя, потомство + -ин, ~ урал. (* en)ä «большой», «много»: фин. enä (в топонимии), enempi «больший», саам. норв. ǣdnâg «многий», Кильдин ienneγ «то же», морд. ińe, ińä «большой», коми una «много», хант. enә «большой», манс. jänәγ «большой». Ср. прасаам. *ɛ̄nē «многое», саам. сев. ædne, Инари eäna, Кильдин jienne. «великий», «большой». «Старший среди детей» (в семье). Коз.у.д. Кушерга, 1717. (С.Я. Черных).

Учитывая языковую близость поздних заволжских и шуйских мерян к ветлужским и унженским марийцам версия рабочая.

#сусанин #собинин #ономастика
На Масленицу вечеряли с блинами-двойнями. Такие раньше в Костромском Заволжье пекли.

Подписчица канала "Мерянская кухня" из Таллина, Мария, как-то раз поведала что двойные ржаные блины с кашей (аналог марийских "коман мелна") некогда бытовали и у нас.

Цитирую: "О! Вот оно! Самое любимое блюдо моей бабушки из детства, она жила под Островским в Костромской области. Когда я спрашивала, что для нее в детстве было самое вкусное она говорила блины с манкой. Пекли блины (ржаные), прослаивали манной кашей, добавляли масло сливочное и запекали в печке".

Это тем интереснее что в русской кухне засвидетельствованы только блины ИЗ КАШИ, в которых каша добавляется непосредственно в тесто, а не С КАШЕЙ выкладываемой непосредственно на блин сверху. Что же, по-видимому, это еще одно этнографическое свидетельство культурной и исторической связи заволжских меря, обрусевших к концу XVII века, с унженско-ветлужскими мари.

Мы сделали не ржаные, а гороховые.

#меря #блины #мерянскаякухня #масленица #merjamaa
Шумящие подвески из Ратьковского раннемерянского могильника.

Видеолекция знакомит с культурой древних раннемерянских племён на примере ювелирных изделий и рассказывает о сакральном значении шумящих подвесок, найденных в результате раскопок на территории загадочного Ратьковского раннесредневекового могильника, датированного VI-VII веками нашей эры.

Автор: Новоселова Татьяна Николаевна, старший научный сотрудник Археологического отдела.

https://www.youtube.com/watch?v=ukHK5KdBfXI

#финноугры #меря #археология
Панак-когозак. Паны-великаны.

Елташ Kyrshka Yuchejel в феврале прислал сюжет, рассказывающий о великанах перекидывающих друг другу топоры/копья.

Легенда принадлежит южным селькупам (группа сюссюкум/сюссыкум), живущих в Максимкином Яру - одном из наиболее древних южноселькупских поселений на реке Кеть (Иштановская инородческая волость Нарымского края).

Местность вокруг юрт Максимкиных в XIX — ХХ в. была окутана фольклорными сюжетами. Так, например, А. Ф. Плотниковым было записано, что «Инородцы указывают на большое возвышение, находящееся против села (от 7—8 саженей, покрытое сосновым лесом) и называют его богатырским островом, на котором в бору будто бы жили богатыри – начальники их некрещеных предков.

Сюжет вдохновил сделать арт, тем более что он архетипический и для нас, мерян, о чем расскажу ниже 👇

Арт: Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.

#этнофутуризм #меря #финноугры #мифология
Панак-когозак. Паны-великаны. Итак, в продолжение сюжета. 👆

«Жили на Кети богатыри. Их было два брата. Жили они по двум сторонам Анги; пилу и топор перекидывали друг другу. У Ибескиных юрт есть гора. Там стоял дом большого богатыря.» Записано Галиной Ивановной Пелих летом 1951 г. со слов селькупа Ермолина Ивана Яковлевича в п. Максимкин Яр, на Кети.

В 1999-м гг. от местного жителя — селькупа из Максимкиного Яра Ивана Карелина — была записана легенда о том, что когда-то жили здесь два богатыря-воина и начали они бороться меж собой:

«Один кинул копьё, и оно не долетело до противника, но в полете прорубило лес и землю, где пролегла потом Кеть и разделила сосновый бор своим руслом. Другой воин кинул топор и также не докинул до противника. В том месте пролегла речка Анга. Кеть и Анга вместе образуют остров, называемый богатырской горой.»

Этот сюжет аналогичен легендарным сюжетам волжских и уральских финнов:

Так, во второй пол. XIX в. Так ростовским историком А.А. Титовым в XIX в. было записано сказание о располагавшихся в окрестностях д. Гусарниково Ростовского уезда курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны»: великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Деболовское (Сарское) городище, бегали, взявшись цепью за руки, от городища к городищу в три минуты, насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили сокровища. Аналогичные мотивы зафиксированы А.А. Титовым в устной традиции находившегося в том же уезде с. Деболы.

Местные предания сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу (пгт Борисоглебский).

Прямые аналогии дают легенды про марийских князей-великанов перекидывающих друг другу топоры на расстояние пяти верст, сказания про родовых вождей коми, братьев-богатырей Палю и Кочу, перекидывающих друг другу с горы на гору топоры, легенда про чувашского Чора-батыря который перекидывался топором со своими товарищами жившими по разные стороны Волги, легенда про великанов из Судомы в Псковской области защищающих свою землю от врагов с помощью огромного каменного топора, который они перекидывают друг другу.

Кроме угров и финнов этот сюжет характерен для балтского культурного ареала, в частности для окских галиндов на территории которых подобное предание бытовало у впадения Угры в Оку, великаны тут так и назывались – «Голяды». Известен он у кривичей в ареале которых отмечен сюжет о двух осилках-великанах, перебрасывающихся с горы на гору одним топором.

Похожее предание известно на Сембе – записанное с обеих сторон (литовской и польской) от полуострова: великаны перебрасывались топором через залив.

По-видимому, некий общий для угров, финнов и балтов архетип, здесь очевиден. Эти аналогии говорят об единых корнях мифологических традиций, о существовании в древности единого этно-культурного источника, вероятно, более древнего чем балтские и уральские языки.

#этнофутуризм #меря #финноугры #балты #мифология
50 лет исполнилось в этом году «Калине красной» Василия Шукшина. Фильм вышел на экраны 25 марта 1974 года.
На роль матери главного героя картины была утверждена знаменитая актриса Вера Петровна Марецкая. Ее должны были снимать в деревне Мериново Вологодской области в настоящей избе, принадлежащей одинокой старушке Офимье Ефимовне Быстровой.

Правда, поначалу Шукшин требовал повторить деревенский интерьер в павильоне. Боялся, что камера займет все пространство крошечного домика и актерам в этой тесноте негде будет развернуться. Но где отыскать иконы, похожие на те, что висели в красном углу у Офимьи Ефимовны - и Спас, и Николу, и Георгия Победоносца? Как повторить засиженную мухами лампочку и банку с молоком на фоне наклеенных репродукций из «Огонька»?

Решили рискнуть и снимать сцену в избе.

Но тут очередная напасть - Марецкая в самый последний момент, сославшись на нездоровье, сниматься отказалась. На самом деле, конечно, не хотела представать в образе престарелой героини. Тогда возникла идея снять в роли старухи Куделихи саму хозяйку избы. Для съемки выставили окно, чтобы через горницу видеть Офимью Ефимовну, сидящую в своей светелке.

- Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите,

- объяснил Шукшин. Та и рассказала, не подозревая, что съемка уже идет:

- Я молодая красивая была – ну красавица. Это сейчас устарела, одна на краю живу. Сморщилась.
А ещё про трёх сынков, в войну погибших, про пенсию маленькую, про сельсовет…


Так родилась одна из самых пронзительных сцен в истории не только отечественного кино.
Умерла Офимья Ефимовна через год после смерти Василия Макаровича, замерзла в избушке. На ее могиле установлен памятник с фотографией-кадром из «Калины Красной».

Рассказал - писатель Игорь Оболенский

#шукшин #вологодскаяобласть
"Сосновая каша — матушка наша".

Известно, что именно с кашей из сосновых шишек обычно связывают наш немного замкнутый и сдержанный эмоциональный северорусский характер, наши светло русые или рыжие волосы и светлые глаза.

Происхождение этого старинного блюда считается мерянским, предполагается, что оно возникло на северо-востоке в регионе, с центром в городе Чухлома.

По словам известного костромского краеведа Ивана Шемякина, местный фольклор и косвенные упоминания в народных сказаниях, свидетельствуют о том, что в зловещие дни Василия Тёмного (XV век) на нашу землю обрушились нашествие и великий голод.

- Как только вся остальная еда была съедена, люди пришли в отчаяние и начали пробовать все, что попадалось им под руку, что могло содержать хоть какие-то калории.

Уродливые грибы, мхи, яйца насекомых-они перепробовали все. Многие люди травились, другие умирали с голоду. Пока одной старой женщине с Великой пустыни, которую некоторые считали ведьмой, не пришла в голову идея толочь и заквашивать в горшке сосновые шишки вместе с крапивой или снытью, а потом есть полученную "кашу".

Возможно, кому-то сейчас это покажется не совсем вкусным, или даже вызовет приступ тошноты, но именно этот рецепт позволил нашим предкам пережить нашествие Василия Темного и гибель нашего Галич-Мерьского княжества.

Такова, по крайней мере, легенда, и с тех самых пор отказ от символической миски каши из сосновых шишек грозит рассердить наших предков и местночтимых святых.

"Сосновая каша — матушка наша" - это народная мудрость, которая почти так же хорошо известна, как емкое "костромского мужика без каши не накормишь!", что можно примерно перевести как "никогда не отказывайся от каши и простой крестьянской еды, иначе это обернется против тебя!"

Источник: Каша из сосновых шишек возвращается! "Мерьский север". Кострома. 1 апреля 2045 года.

#мерянскаякухня #чухлома #1апреля
Forwarded from Yulia Vasileva
⭕️1 ЛЕКЦИЯ: ФИННО-УГРЫ МИФЫ

Приглашаем 04.04 (ЧТ) - 19.00 на 1-ю лекцию Александры Александра Баркова по финно-угорской мифологии.

▪️Содержание:

Финно-угорские мифы творения.
Миф о двух птицах.
Миф творения в петроглифах.
Миф об охоте на оленя (лося).
Миф о лосином всаднике (пермские бляшки)
Миф о браке женщины и птицы
Медвежий праздник и медвежья свадьба.
Животные преисподней: ящер и бобер.
Древнейший в мире Шигирский идол (12 тысяч лет).
Другие идолы, их символика, связь с петроглифами.
Две души человека. Вопрос о шаманизме у различных финно-угорских народов.
Финно-угры  и индоиранцы. Мифы о всадниках.
Финно-угры, викинги и Русь.
Древние контакты и следы мифов в исторических свидетельствах.

🔺Запись на офлайн по телефону: +7(926)580-75-65

▪️Стоимость:
1 лекция - 1000
4 лекции - 3500

Скидка 30% при регистрации до 02 апреля❗️
Каждый пришедший офлайн получает аудио запись - бесплатно.

🔺Бонус: возможность бесплатно посмотреть выставку ткачества Беларуси «ТКАЛЛЯ».

▪️Время проведения других лекций цикла:
11.04. (ЧТ) - 19.00
18.04 (ЧТ) - 19.00
25.04 (ЧТ) - 19.00

11 апреля. Старый мудрый Вяйнёмёнен.
Карело-финская мифология.

18 апреля. Вукузё увез озеро на быках.
Мифология народов Поволжья.

25 апреля. Не было ничего, кроме головы старика.
Мифология угров Западной Сибири.
 
▪️Александра Баркова - профессор и заведующей кафедрой культурологии Института истории культур (УНИК), автор лучшей научно-популярной книги 2022 года «Славянские мифы» по версии Лайвлиба.
Лекции Барковой Александры Леонидовны

▪️Время сбора - 18.30 (музей посмотреть, чайку попить)

🔺Очно: МУЗЕЙ РУССКОГО БЫТА ПО СУСЕКАМ https://vk.com/posusecam_museum

▪️ Адрес: г. Москва, Берсеневская набережная, д.18-20-22, стр.2
Подклетье Храма Николая Чудотворца на Берсеневке.
м. Кропоткинская

Ждём в наш ТРОГАТЕЛЬНЫЙ музей ПО СУСЕКАМ❤️
Кострома как Пиган Кек (Священная Птица).

Фото ночной Костромы с "птичьего полета". Её абрис напоминает летящее крылатое божество мерян — священную Птицу-Мать.

Наряду с обожествлением коня в мифологии финно-угорского мира культ птицы занимал важное место в системе представлений о происхождении мира, рождении человека, его бытии и смерти. У финно-угорских народов небесная Праматерь, превратившись в водоплавающую Птицу, создала Землю и жизнь на ней. Птица считается вместилищем души, и душа человека после смерти перемещается в птицу. Водоплавающие птицы, особенно утки, гуси и лебеди, обожествлялись древними угро-финнами. В некоторых мифах говорилось, что мир произошел из яйца, снесенного огромной уткой.

#кострома #мифология #финноугры
Родина жгонов.

Андрей Шляхов выложил в свой документальный фильм снятый им на Рождество. Жители Макарьева сравнивают свою родину с Парижем. Этот город в Костромской области не претендует на столичный или богемный статус. Но улицы его так же расходятся лучами от центральной площади с кольцевой дорогой и архитектурной доминантой в виде православного храма в центре. На этом сходство заканчивается. Разве может сравниться со столицей Франции этот уютный городок, укутанный под Рождество снегом, как будто укрыли его пушистым слоем войлока местные шерстобиты, пимокаты или жгоны, как называют себя сами мастера по изготовлению валенок?

Автор и режиссёр – Андрей Шляхов

https://vk.com/video-224129865_456239058

#кино #макарьев #жгоны
Прибалтийско-финская микротопонимия Великого Новгорода.

Местная летописная традиция имела определенное представление о полиэтничном составе древнего населения новгородской земли: "Новгородстки людие, рекомии Словени и Кривици и Меря: Словене свою волость имели, а Кривици свою, а Мере свою, кождо своимь родомь владяше, а Чудь своим родомь" (Новгородская первая летопись... 1950:106). В развитие этого сообщения в научной литературе с середины прошлого столетия бытует мысль об изначально разноэтничном населении древнего Новгорода (согласно археологическим данным, как город он возник в начале иля середине X в.).

Так, по мысли В.Л.Янина и М.X.Алешковского, первоначально существовали три поселка - Славенский, Неревский и Людин, населенные разноэтничным населением и впоследствии слившиеся в единый политический организм - город.

Подробнее - https://www.merjamaa.ru/news/pribaltijsko_finskaja_mikrotoponimija_velikogo_novgoroda/2014-03-19-886

#новогород #финноугры