Меряфутурист
3.86K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
И о модных трендах.

В чате сегодня зашла речь о финно-угорских лаптях. Пишут, мол, не надо отказываться от нашего, традиционного. Конечно не надо, вот, посмотрите на фото, это не деревенский музей народного быта, а фишки городской моды в Финляндии XXI века. Мода вековечного северного Леса. Стоит это использовать! ))

#традиция #мода
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
Интересно, что в Мещере бытовал обычай "женского сватовства" - когда не парень и его родственники сватали девушку, а наоборот, родственницы и (внимание!) соседки девушки, иногда вместе с самой невестой, приходили сватать парня. Возможно, это отголоски поволжско-финских обычаев (у этих народов девушки пользовались большой добрачной свободой). А возможно, и не только их.
В этом свете несколько понятнее становится, например, поведение тети Клавы в "Змеином волке" :))) Мещёра - бабье царство.
Поскреби русского – найдёшь Гагарина. Поскреби Гагарина – найдёшь мерянина.

Сегодня, 9 марта, первому космонавту, внуку мерянского колдуна, Юрию Гагарину исполнилось 90 лет. С днем рождения, великий техно-шаман пронзивший Космос!

Как выяснили наши костромские историки, предки первого космонавта Юрия Гагарина выехали в Смоленскую область только в начале XX века из пределов бывшего Чухломского уезда Костромской губернии. Архивисты установили, что в давно уже не существующей деревне Конышево в середине XIX века родился прадед первопроходца космического пространства. Несколько поколений Гагариных жило в Конышево на… Мерянской дороге. Так называлась часть тракта Санкт- Петербург – Екатеринбург, проходившая по центру Костромской губернии. Мерянская дорога сегодня – заросшая колея к западу от Парфеньево, используемая только лесовозной техникой.

#меря #гагарин #кострома
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
На фото слева — великий актер Михаил Пуговкин в юности, уроженец Чухломского уезда Костромской губернии (ныне — Чухломский район Костромской области). А на фото справа — мой родной дядя в юности, родом из деревни в 50-ти км от родной деревни Пуговкина (когда-то Галичский уезд Костромской губернии, ныне — Антроповский район Костромской области). Аккурат между этими деревнями, кстати, расположилась родная деревня деда сегодняшнего юбиляра Юрия Гагарина (сейчас она в Антроповском районе, когда-то была в Чухломском уезде).
«Крестьянский набор тел» и «личность Я».

У «Южнорусского еретика» намедни прочел что, цитирую:

«Сколько УФ («угрофин» – северорусский в видении южнорусского) не корми киберпанком, его все равно тянет в 19 век, в прошлое - на болото к финским предкам».

Да, так оно и есть. «Толкователь» вчера писал что, Бахтин в своём описании Средневековья во многом опирался на увиденное им в Москве в конце 1920-х - начале 1930-х, когда русское Средневековье в лице крестьян заполонило город:

Харахордин обращает на это внимание: «В этой Москве Бахтин видел, как его друзья-умники были смяты и раздавлены захлестнувшей Москву крестьянской массой. Только в 1929-1933 годах более 2 млн крестьян переехали жить в бараки вокруг новых промышленных предприятий Москвы, и сначала резко произошла не индустриализация (как мы привыкли думать), а рурализация, окрестьянивание Москвы.

В крестьянско-средневековой Москве 1930-40-х не было «личности Я», а был «набор тел». Бахтин скрылся после лагеря в ссылке в Саранске (Мордовия) и там пересидел остаток периода репрессий до возвращения в Москву в 1960-е, которая к тому времени переварила свалившееся на неё Новое Средневековье».


Этот взгляд особенно интересен, ведь моя собственная семья переселилась из Костромской губернии в Москву в 1925 году. Но будучи горожанином в четвертом поколении, я, как и мой отец, живу, мысленно обратившись к «своей деревне».

И все мы в нашем дискурсе, в той или иной степени, такие, ищем или уже нашли «свою деревню». Полагаю, что вся эта фокусировка на архаике происходит от того, что северорусские так и не сумели конвертировать «свою деревню» («набор тел») в свой «модерн» (свои «личное и коллективное Я»), сделать её основой своей модерной городской культуры.

«Крестьянский набор тел» растворился в желудках Москвы и Ленинграда без следа, также как начавшиеся было яркие «русский модерн», «русский авангард» и их последний отсвет в виде «русского шестидесятничества», были пережеваны и выплюнуты советами.

Отсюда это наше подспудное желание откатить в себе «обновления», внутренне вернуться к изначальной «системе» и переинсталлировать все заново, не криво. В хтони архаики мы черпаем силы жить в сегодняшнем дне, творить мир в оптике своей истинной «личности Я».

#меря #архаика #этно
По следам мерян и муромы. Марина Пророкова.

Главный хранитель Ивановского государственного историко- краеведческого музея имени Бурылина, кандидат исторических наук Марина Пророкова, в эфире радио Россия - Иваново рассказывает о прошедшей в 2023 году выставке «По ту сторону реки».

Угадайте, где в Иванове в древности находился огромный город мертвых? Думаете это было где-то на окраине? А если скажем, что две сотни курганов располагались на территории, на которой сейчас находится улица Батурина!

Сложно в это поверить, но тысячу лет назад огромное кладбище располагалось по эту сторону реки. А там, где сейчас Ивановский театральный комплекс располагалось крупное мерянское поселение. К величайшему сожалению все его артефакты утеряны, поскольку молодое Советское государство в начале тридцатых годов разрушило на том месте главные городские храмы и без проведения адекватных археологических работ построило там театр.

Что же стало с могилами наших древних мерянских предков за рекой? Их веками дербанили, и в итоге в XIX веке раскопали 172 кургана, забрав оттуда вещи, соответствующие периоду VIII - XII веков.

В 2023 году посетители Бурылинского музея впервые могли увидеть часть этих экспонатов (другие осели в московских музеях) на выставке «По ту сторону реки». Кроме этого в экспозиции были выставлены ярчайшие финно-угорские предметы из раскопок, проводившихся в XIX и XX веке на территории Ивановской и Владимирской областей (в начале прошлого века входила в Ивановскую Промышленную область).

Слово Марине Пророковой.

Источник: РАДИО РОССИИ ИВАНОВО 89.1 FM (VK).

#меря #мурома #археология #финноугры
Наше.

Искал у Натальи Бутусовой альбом с акварелями посвященными истории Ростовской земли и наткнулся на рисунки её учеников из ярославской художки. Дети рисуют Деда Мазая. Безусловно очень мило, но что особенно радует – домики у них правильные, на сваях. Такие в Костромской низменности на Костромке и стояли, в частности в Спас-Вёжах. Каждую весну Кострома разливалась и весь Мерьский стан уходил под воду от самого Ипатия до Мисково, как минимум на пару недель. Деревни стоявшие на возвышениях превращались в острова, (одна из них, Шунга, так и переводится с мерянского "Остров", "Бугор"), а то и просто в отдельно стоящие домики посреди необъятных водных пространств. Мы дети Воды.

ЗЫ. Мазай, кстати, тоже наше, мерянское имя, "красивый" означает.

#мазай #кострома #мерьскийстан
Половодье на Костромке и Волге, 1931 год. Фото костромского фотографа Алексея Петровича Соболева. Ипатий, Шунга, Тепра, Саметь, Аганино, Некрасово превращались во время половодий в острова.

Сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении. У Вершинина сопоставляется мокш. чонга "остров"; мар. чонга "холм", "бугорок", "пригорок", "возвышенность", "горка"; коми чунгыр "бугор", "холм" с хант. śuņk "неровность", "холм" < фу. *ċińkä "холм". По-видимому в мерянском для слов "остров", "холм", "пригорок", "возвышенность" использовалась форма — шун(к)га,

Аналогия не только по названию, но, в значительной степени, и по ландшафту, имеется в Заонежье. Это старинное село саамо-карельского происхождения Шуньга, расположенное на гриве меж двух озёр.

Можно предположить, что Шунгой в нашем случае первоначально называли окружённый множеством озёр, проток и заливными лугами "остров", - обжитый мерей и труднодоступный для других уголок.

#меря #топонимия #кострома
Вологодское городище - 2023

В Вологде меж тем отчитываются выставкой о раскопках на Вологодском городище. Работы 2023 г. во время раскопок в районе ул. Ударников, 4 – напротив памятника 800-летию. Игорь Полиевктович Кукушкин открывал.

Древнейшие находки - финская уточка, тельные крестики и подвески с процветшим крестом, вторая половина XII - первая половина XIII в. Во второй половине XIII в. в этих богатых и стоящих на важных торговых путях на Северо-Восток весьских и мерьских местах начинает образовываться настоящий город. Его предшественником было крупное поселение у Вексы Вологодской, чуть поближе к Сухоне.

В XIV в. в нем уже пользуются престижной ордынской посудой, явно есть элита, вокруг живут те, кто пашет, косит, пасет коров и ловит рыбу. На фото можно видеть остатки вологодского частокола, дендродата - вторая половина XIV в. Целых семь писал найдены в одном квадрате 4х4 м, явно что-то особенное там было.

Аким Трефилов.

#вологда #археология
Коньковые шумящие подвески.

В III томе "Археологии севернорусской деревни X-XIII веков" в статье об этнической ситуации на окраинах Н.А. Макаров поместил любопытную карту распространения коньковых подвесок типа XVII по каталогу Е.А.Рябинина с собственными дополнениями.

Подвески условно изображают коня, к туловищу которого снизу прикрепляется за "ножки" (чаще у муромы) или непосредственно на цепочках семь (как правило) шумящих привесок - "утиных лапок", ромбовидных, или прорезных бубенчиков. Обязательными деталями являются конские уши, нередко - глаза и ноздри, на спине у конька обычно располагается треугольник из трех спиралей, к которому от головы нередко тянется уздечка. Резонно предположить, что подвески символизируют коня, ежедневно несущего над миром солнце, позвякивая и весело шлепая своими лапками по мировым водам. ))
Коньки эти, несомненно очень красивые, разнообразные и тонкой работы, интересны не только этим.
Е.А. Рябинин отмечал, что наибольшее количество сиих подвесок происходит, как это видно на карте, из ареала расселения летописной мери и датируется концом Х-ХI вв. То есть именно в период утраты мерей своей культурной идентичности это украшение становится относительно массовым, и, возможно, этноопределяющим. Отдельные вещи происходят из Приладожья, Прикамья, марийских и мордовских могильников, но кроме мерянско-муромского Волго-Окского междуречья более или менее часто эти коньковые подвески встречаются лишь в Белозерье. Новые находки в этом регионе и отметил Н.А. Макаров.

С учетом того, что основной весьский ареал, как ныне установлено, находился все же западнее Белоозера, не стоит говорить, что этот тип украшений был свойствен и веси. Скорее они маркируют отмечавшиеся и в языковедческих работах лингвиста А.К.Матвеева связи мери с этими территориями, вероятно выражавшиеся и в передвижении части мерянского населения из Ростово-Суздальского региона на север.

#белозерье #археология #весь #меря #шумящиеподвески
Мере все возрасты покорны.

Вот такой отзыв от 66-летней жительницы Иванова. Тем кто еще не успел посмотреть эфир радио Россия - Иваново в котором главный хранитель Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Бурылина, кандидат исторических наук Марина Пророкова, рассказывает о мерянской истории Ивановской области, предлагаем это сделать https://www.youtube.com/watch?v=6xuKPLHN4aM&t=4s

#меря #история
Автохтонный хиджаб.

В рамках нонешнего мощного спроса на «традиционализм» и павлово-посадские платки. Вот так прикрывали своё лицо и другие прелести мерянские женщины Галича-Мерьского и кривичанки Торопца в былое время.

Остроконечный убор слева чуть уменьшенный вариант классического «галицкого наклона» (однорогий кокошник ярославско-костромского типа). По своей форме «наклона» идентичен башнеобразным головным уборам эрзи, мокши, марийцев и удмуртов и существовал только в постмерянском ареале ИМЗ. Замужние женщины волжско-финских народов носили схожие каркасные остроконечные головные уборы. Их можно считать наиболее архаичными. У мари это «шурка» («рог»), у эрзи «панго» («гриб»), у удмуртов «айшон» (от общепермского ай — «передний» и шон — «развесить»).

Наряд однозначно архаичный, корнями как минимум из XVI века. Явственно чувствуется влияние не только традиционной финно-угорской моды, но и восточной моды Царства Казанского и Персии. Настоящий «великорусский хиджаб».

#меря #кокошник #хиджаб