Меряфутурист
3.07K subscribers
2.17K photos
11 videos
1 file
1.22K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
Перевалив отметку в тысячу подписчиков, хочу поблагодарить каналы, которые способствовали росту аудитории своими репостами и обсуждениями тем, поднимаемых во "Встрече Руси и Чуди":

AnthropoLOGS - https://yangx.top/AnthropoLOGS

Байки дядюшки Огневита - https://yangx.top/ognevit_tales

В поисках Китеж-града - https://yangx.top/igrphoto

Vepsän rižakaz - https://yangx.top/Vepsan_rizakaz

Voara - https://yangx.top/voara

Дёржанская Карелия - https://yangx.top/djorzhakarjala

И к селу, и к городу - https://yangx.top/ikseluikgorodu

Кильдинско-саамское языкознание - https://yangx.top/kildinsaami

Князь Ярославский - https://yangx.top/theodoretheblack

Криватроп - https://yangx.top/kriwatrop

Лингвовести: языки и лингвистика - https://yangx.top/lingvovesti

Меряния. Merjamaa - https://yangx.top/merjanin

Мерянский язык - https://yangx.top/merjan_kyl

Пока горит солнце - https://yangx.top/pokagoritsolnce

Родина на Двине - https://yangx.top/dvinaland_base

Ростов Великий и Ростовская земля - https://yangx.top/gmz_RK

Ростовская Земля - https://yangx.top/zalesje

Sevprostor - https://yangx.top/severprostor

Страна языков - https://yangx.top/stranayaz

Толкователь - https://yangx.top/tolk_tolk

Fall Airlines -
https://yangx.top/fallairlines

Царь Казанский - https://yangx.top/tsarofkazan

Череповецкая губерния - https://yangx.top/cherepovesi

Желаю каналам дальнейшего роста и успехов!

Если кого-то забыл - напишите в комментариях!
Балтские и мерянские височные кольца.

Намедни некий аноним, защищая в нашем чате старую Седовскую идею о том, что, меря с самого начала, т.е. с VI-VII вв, находились под сильным культурным влиянием славянских колонистов из центральной Европы, изрек: «От балтов финны не могли заимствовать височные кольца, потому что первые их не носили в тот период (VI-VII века).»

Вот вам копия бронзового женского височного кольца круга почепской культуры р.ж.в. (днепровские балты), украшение дославянской эпохи. По-видимому, это протоголядь, поскольку украшение, найдено близ неизвестного археологам городища р.ж.в «Покров», на реке Угра (Козельский район, Калужской области). Оно напоминает пятилопастное височное кольцо вятичей. Вероятно, именно этот тип балтских височных колец послужил прообразом височных колец вятичей, начиная с типов колец роменской культуры.

У окских и волжских финнов также бытовали свои височные кольца, но в отличие от литых колец балтов Верхнеочья у финских колец совершенно другая типология, они не отливались в форме, а делались из тонкой круглой проволоки и имели «браслетообразную» форму.

У мери, так называемые «браслетообразные», височные кольца появляются в VI-VII вв. (по А.Е. Леонтьеву и В.И. Вишневскому), еще до прихода славян вятичей (носителей славянских языков) в верховья Оки (на юго-западе Калужской области они появляются только в VII-VIII веках) и на левобережье Москвы-реки (X-XII вв..), а также начала славянизации балто-кривичей Волговерховья.

На Ратьковском могильнике VI-IX вв. (Александровский район Владимирской области) раскопанном В.И. Вишневским у найденных колец небольшой размер — 2, 3,5 см в диаметре, они имеют аналоги с дьяковских городищ Топорок, Боршевское, Отмичи. Такие же проволочные кольца, только большего размера, отмечены на мерянских Сарском и Мало-Давыдовском городищах, а также в курганах Ярославского Поволжья. В ареале мери наряду с «браслетообразными» кольцами получают распространение специфические «браслетообразные» височные украшения называемые — «втульчатыми». Один конец их завершался втулкой, другой был заострен.

И.Е. Горюнова относит «браслетообразные» кольца к типично мерянским украшениям, поскольку в могильниках других финно-угорских народов (кроме рязано-окцев и муромы) они практически не встречаются, кроме Безводниковского могильника (V-VIII вв.) безводнинско-ахмыловского круга памятников (ранние марийцы) в Поветлужье. Дополнительный анализ материалов Безводниковского могильника приводит к выводу, что эти височные украшения бытовали только у части раннемарийского населения и преимущественно на ранних стадиях функционирования некрополя.

Начиная с VII в. «браслетообразные» височные кольца зафиксированы в области расселения финского племени муромы в Среднем Поочье и на Нижней Клязьме. Подобные кольца найдены в Малышевском и Кочкинском могильниках датируемых второй половиной VII — первой половиной VIII в.. Такие же височные украшения встречены и в других могильниках муромы — Подболотьевском, Максимовском и Чулковском. Известны «браслетообразные» кольца и на поселениях этого племени.

В Рязанском Поочье в ареале финской культуры рязано-окских могильников (КРОМ) находки «браслетообразных» височных колец зафиксированы в Шатрищенском, Борковском и Старокадомском могильниках. В Шатрищенском могильнике бронзовые и серебряные проволочные кольца (диаметрами 4,8— 5,5 см) датированы VII — VIII в.

«Браслетовидные» височные кольца также найдены в Костромском Заволжье, в комплексе памятников у д. Попово на Унже, датируемом VI—VII вв., отнесенном его исследователями к позднедьяковской культуре.

По-видимому, у дьяковцев, КРОМ, мери и муромы проволочные височные кольца — балтское, в своей основе — раннекривичское влияние, поскольку они были широко распространены у восточных балтов тушемлинской культуры IV-VII вв. (протокривичи Беларуси и Смоленщины), и западных балтов на территории Литвы V—VI вв.. Женские погребения балтов содержат различные виды проволочных височных колец, в том числе, и со слегка уплощенными концами.

Продолжение 👇

#археология #меря #финны #балты #славяне
«Браслетообразные» височные кольца у мери. Продолжение первой части. 👆

«Браслетообразные» височные кольца бытовали в Верхневолжье беспрерывно с VI-VII вв. до XII—XIII вв. включительно и были одним из важнейших этнографических признаков сформировавшейся здесь начиная с VI – VII вв. племенной группировки меря.

В IX—X вв. меря — носители этих украшений, по Шексне распространились в северном направлении, достигнув Белозерья. Погребальными памятниками рассматриваемой группировки меря во второй половине I тыс. н. э., очевидно, были грунтовые могильники подобные Сарскому, поэтому обнаружение и выделение таких памятников затруднительно.

Курганный обряд захоронения, обычно соотносимый со славянами, в мерянские земли был привнесен словенами ильменскими из Новгородской земли и уже ославяненными кривичами из Смоленской и Тверской земель.

Прослеживаемые по курганным материалам, немногочисленные (например, в Суздальском Ополье поселений X-XI вв. в 5 раз больше, чем курганных могильников, а для более раннего периода IX-X вв. – в 9 раз больше) славянские миграции осуществлялись уже на хорошо освоенных мерянами территориях. Если установлено, что в IX-XII веках население, погребавшее своих мертвых в курганах, составляет в Волго-Клязьминском междуречье подавляющее меньшинство, то это — серьезный аргумент, подрывающий саму возможность «массовой славянской колонизации». Таким образом, славяне в раннем средневековье в той или иной степени лишь пополнили финское население Ростово-Суздальской земли.

Поскольку «браслетообразные» височные кольца, наряду с другими мерянскими украшениями, помимо грунтовых могильников присутствуют в курганных захоронениях, а также учитывая тот факт, что в XI—XIII вв. древнерусское население городских агломераций Северо-Восточной земли было метисным, меряно-славянским, по происхождению, отнесение курганных кладбищ исключительно к славянским колонистам не представляется правомерным. В раннее «древнерусское» время меряне, носители «браслетообразных» височных колец, могли хоронить своих умерших как в традиционных бескурганных могильниках, так и в ставших «модными» курганах.

Таким образом становится понятно, что концепция «славянской мери» — абсолютная историографическая фантастика. Против нее свидетельствуют не только археология, но и топонимия Северо-Восточной земли, в которой отсутствует ранний славянский слой, а финский, наоборот, превалирует.

Ядром великорусов Северо-Восточной земли было мерянское и муромское (отчасти мещерское и чудское) финноязычное население, прослеживаемое с V-VII вв., предки которого расселились здесь в середине I тыс. до н. э (культуры Дьяковского круга). Именно они, нужно полагать, стали основой формирования особого антропологического типа современного русского населения Волго-Окского междуречья и Ярославско-Костромского Заволжья. Принесшие в этот край курганный обряд словене ильменские и смоленско-тверские кривичи были менее многочисленны и со временем растворились в финском населении Северо-Восточной земли.

На карте показано распространение браслетообразных височных колец в X—XII вв.

а — памятники с находками браслетообразных височных колец с сомкнутыми и заходящими концами; б — с находками колец с втульчатыми концами; в — с находками щитковоконечных колец.

Цветом обозначены примерные этнические ареалы.

#археология #меря #финны #балты #славяне
«Народная вера и эволюция». Часть IV. Возникновение магии.

Продолжение размышлений марийского этнографа и религиоведа Аркадия Федоровича Степанова мысли которого будут полезны всем, интересующимся традиционной духовной культурой финно-угров, и в особенности мари.

В свое время доктор исторических наук С. А. Токарев писал о магии, что она «до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религии».

Прежде чем писать о магии, следует выяснить историю появления нового миропонимания, в недрах которого она возникла.
Как было отмечено выше, в эпоху праобщины вся окружающая пралюдей природа воспринималась как всеобщее олицетворение - аниматизм. Тогда все животные, растения, предметы и явления природы жили свойственной им кровнородственной жизнью и как части единого целого были взаимосвязаны друг с другом невидимой нитью.

В жизни каждой обособленной группы (праобщины) важную роль играл какой-либо один вид животных или растений, реже - предмет природы. Праобщина считала его своим тотемом - родственным по происхождению (отцом, братом, другом и т.д.).

С образованием дуальной организации миропонимание, просуществовавшее сотни тысяч лет, начинает рушиться.

Подробнее - https://boosty.to/merjamaa/posts/6d8a313a-9141-4a3f-83a4-140354516d86

#мифология #историярелигии #архаика #социум
Северорусский стиль — In to the future through the past.

Глянул новый френч-креатив Костылева, что сказать, развитие своего настоящего — этнического — это тяжелый, сложный путь, поскольку всегда есть искушение пойти простым путем, но это от лукавого. Верхневолжцы, цените по настоящему — Своё.

#наше #стиль #верхневолжье
Предлагаем вашему вниманию подборку годных каналов по истории и искусству для интеллектуальных людей. Расширьте свой кругозор и проведите досуг с пользой!

🎩 ЭСТЕТ — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?».  Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;

📚 История и истории — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Авторский канал «История и истории»;

🏺Загадки истории с Лысым Камрадом — канал об истории-археологии, интересно, увлекательно и  главное — достоверно;

🪖 Вторая Мировая война — канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;

🐱 Cat_Cat — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую и научную тематику;

🧑‍🎓Философское Кафе —  Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;

📒 Stuff and Docs— исторические анекдоты, заметки о кино, удивительные фотографии и подкаст "Синий бархат" о том, что история — не то, чем кажется;

⚔️ Записки о Средневековье — хочешь в средневековье? Заходи и узнаешь как там!

💣 Lace War — Канал известного историка и научного редактора "Новой Кембриджской истории Средних веков". Средневековые маньяки, болезни королей и войны - здесь есть всё;

🏙 Moscowww — история города в необычных маршрутах и уникальных памятниках: куда сходить, что посмотреть, на что обратить внимание в Москве;

🎠 РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;

⛪️ Лаборатория Религий — о религиях научно ✔️Спорим, ты не видел религиозные отсылки в популярных кино и литературе. Подписывайся — расскажем и покажем!;

🏰 Medieval Legacy — канал об истории и культуре европейского Средневековья. Авторские размышления и живое наследие тысячелетней эпохи;

🎧 Panfilov FM — авторский канал про историю и мифологию в кино, сериалах и играх, восприятие прошлого в разные эпохи, историю костюма и доспеха;

🗿 mexicalli - Авторский канал об ацтеках и Мезоамерике: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть;

🪬 Меряния. Merjamaa — изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря, чудь и мурома исторические и этнофутуристические;

🔮 NHistory — по-настоящему сложные тесты и оригинальные статьи для любителей истории, географии и этнологии от специалиста.
Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.

"Этнофутуризм — это, прежде всего, бережное и ответственное отношение к реальным традициям и материалам прошлого, их творческое осмысление и сохранение; он не призван, по моему мнению, с кем-то спорить и кому-то что-то доказывать, поскольку в его основе лежат результаты реальных исследований ученых: историков, археологов, лингвистов, этнографов, краеведов, и т.д. Это лишь моя версия, я уверен, что коллеги, художники-этнофутуристы, коих немало в России и за рубежом, дополнят или озвучат или уже озвучили свою версию."

Валентин Константинов. Апрель 2015 года.

Арт: Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2024.

#меря #этнофутуризм
PDF Библиотека. "Древняя история - Меря, Весь, Мурома. Историческая география".

Издательство Merja press в 2013 году выпустило книгу авторства русского классика, археолога, историка и этнографа Стефана Кировича Кузнецова. "Древняя история - Меря, Весь, Мурома. Русская историческая география".

В настоящее время отечественной наукой накоплен значительный фонд источников по истории Северо-Восточной Руси. Каждый год выявляются все новые и новые археологические материалы. Однако многие проблемы истории Верхневолжского региона, в большинстве поставленные еще в прошлом столетии, остаются дискуссионными. Сложность и запутанность проблем этнической истории связаны с тем, что соответствующие письменные источники крайне скупы, а археологические комплексы далеко не всегда можно идентифицировать этнически.

Для этнических процессов в Северо-восточной Руси переломным явился период раннего средневековья, XI - XII вв., когда в Волго-Окском междуречье на базе местных финно-угорского, балтского и пришлого славянского компонентов начала формироваться новая этническая общность — древнерусская.

Более ста лет назад, в 1887 г., на VII Археологическом съезде (Ярославль) были затронуты проблемы, касающиеся судьбы автохтонного финно-угорского населения Залесского края — Мери, Веси и Муромы.

Этому кругу вопросов посвящена работа русского классика, историка и этнографа Стефана Кировича Кузнецова."Древняя история - Меря, Весь, Мурома. Русская историческая география", не утратившая своей актуальности и сейчас. Автор, опираясь на разнообразные источники, включавшие данные топо- и гидронимии, языка, археологии, пришел к выводу, что «черемисы (мари, марийцы) были близко родственны с мерянами и муромой.

Скачать можно в нашем блоге Boosty. Merjamaaпо подписке – https://boosty.to/merjamaa/posts/9e7fef6e-48fe-42ce-834d-4cde11593036

#меря #мурома #чудь #история
Одноэтажная Америка Новгород.

Послушал намедни на конференции археологов Наталию Николаевну Фараджеву: увы, привычная визуальная реконструкция Новгорода XI в. Г. В. Борисевича далека от истины. Никаких плотно стоящих двухэтажных деревянных теремов и башен с остроконечными крышами в жилой застройке. Хоромы сугубо одноэтажны: в находках нет таких лестниц, которые могли бы служить для перемещений с этажа на этаж, только неудобные чердачные из одного бревна, по которым не разбегаешься. Не позволяют предположить серьезную нагрузку и бревна в основании, не свидетельствуют о ярусных строениях и остатки печей.

Аким Трефилов.

Новгород XI в. Г. В. Борисевич.

#новгород #археология #XIвек
Dixieland и Судайская осада. К истории ментальности населения Верхневолжья (Мерянии).

Как-то пересматривал фильм "Джанго освобожденный" и вспомнил строки из книги «Судай — события и люди» судайского историка-краеведа, уроженца Буболино, Василия Павловича Беликова:

"Ряд помещиков, постоянно проживающих в судайском краю, оставили о себе недобрую память ввиду жестокого обращения с крепостными. Так, одна из княгинь Шелешпанских, имевшая усадьбу в п. Климовское и д. Тимошино под Чухломой, отличалась крайней жестокостью. Она засекла насмерть
18 человек крепостных. Доведённые до отчаяния, несколько крестьян бежали в Санкт – Петербург и подали жалобу на княгиню царю. Следствие, назначенное по царскому указу, полностью подтвердило факты бесчинства над людьми.

Шелешпанская по приговору суда была заключена в Галичский
Староторжский женский монастырь, где и умерла через два года.
Однако далеко не всегда зло наказывалось. В большинстве случаев власти смотрели на творимые помещиками « дела» сквозь пальцы, а крестьян, осмелившихся жаловаться на своих угнетателей и подавать голос протеста, жестоко наказывали.

Из – за невыносимых условий жизни судайские крестьяне в ряде случаев бежали от своих мучителей на государственные заводы, рыбные промыслы, в глухие леса. Воинские команды ловили беглых, отправляли их прежним владельцам, где их ожидали скорый суд и расправа".


Да, про великороссов смело можно снять подобный фильм, "Ивашка освобождённый", например. По сути все тоже самое. Но современные русские потомки крепостных рабов, в отличие от афро американцев, почему-то ассоциируют себя с "хрустом французской булки".

Не в этом ли секрет недавнего колоссального успеха фильма «Холоп»?

В качестве иллюстрации — карта на которой по регионам указана доля крепостного населения Империи в 1859 году. На долю Верхневолжья тогда приходилось 50-60% крепостных, а в более ранние периоды, думаю, их количество приближалось к 70-80%.

Смотря на неё понимаешь какой ментально-исторический, мировоззренческий багаж несет наша ЦА с которой мы работаем, и в целом наша популяция из которой происходим мы сами.

#крепостноеправо
Сны финно-угорского качества.

Лента напомнила сны елташа The Last Sumerian, делюсь: "За последний месяц мне приснилось два фино-угорских сна. Первый был про рейв в фойе гигантского советского кинотеатра, находящегося в условном Саранске, напоминающем, скорее, Таллин-на-Дону. Под странно-приятную моему уху музыку (наяву такой не сыщешь), люди шли в танце цепочкой друг за другом растянувшись на несколько этажей. Вдруг музыка стихла и раздался голос: *ПРЯТВЫ ИДУТ! В зал ворвались люди в национальных костюмах, масках, с ритуальной утварью в руках и всё потонуло в языческом экстазе.

Следующий сон был про Йошкар-Олу, где за новодельной кремлевской стеной возвышались, почему-то, купола и минареты мечетей, кругом стояли огромные, будто собянинские, новостройки и торговые центры. Пытаясь скрыться от этого величия, я зашёл в один из трц, где меня встретили всё те же люди в национальных костюмах, только уже с налётом киберготики. Все пели и танцевали, приглашая присоединиться. Троица молодых дев в высоченных светящихся головных уборах поднесла мне глиняный сосуд с чем-то кисломолочным.

(ни в одном из вышеперечисленных городов я никогда не был, слово «прятвы» всплыло в моем сумрачном сознании абсолютно случайно)".

* прятв - старший на молении, "голова", не являющийся жрецом.

Текст: The Last Sumerian (С)
Арт: Антон Смоленский (С)

#сны #финноугры #психоделия
Подземный славянский Суздаль.

В продолжение темы средневековой архитектуры начатой Ростовской землей. Итак, Суздаль — архитектура славянских колонистов по реконструкции А. Ф. Дубынина.

Славянская землянка имела четырехскатную или коническую кровлю, очаг в центре и вход с деревянной лесенкой; но ее наклонные стенки были укреплены часто забитыми кольями, за которыми была плотно утрамбованная глина.

Особенностью несколько более поздней землянки № 8 (XII—XIII вв.) является введение в грунтовую яму жилья сруба в несколько венцов, опоясывавшего понизу вертикальные горбыли и плахи стен, обмазанные глиной.

О жилищах славянского типа очень выразительно сообщает популярный на Руси литературный памятник «Стословец Геннадия». Обращаясь к человеку из господствующей феодальной среды, его автор говорит: «Когда ты сидишь зимой в теплой храмине, безбоязненно обнажившись, вздохни, вспомнив об убогих, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем, имея большую беду глазам от дыма, но согревая только руки, когда плечи и все тело замерзает».

Подобные славянские жилища X в. описывал Ибн-Русте: «Каждый из них выкапывает в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу наподобие (крыши) христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна... В таком жилье остаются до весны».

Земляночные славянские жилища, сходные с полуземлянками Поднепровья, не раз изученными при раскопках, были здесь связаны, по-видимому, с наличием в составе суздальского населения выходцев с славянского юга, принадлежавших к княжеской и боярской челяди.

- Однако, несомненно, в кремле Суздаля были и срубные наземные жилища, характерные с давних пор для автохтонного финского населения лесной полосы.

#суздаль #археология #XIвек #XIIIвек #славяне #архитектура
С днем 8 марта! 8 войсиземам кецепель! Пигакецепель, ватек мусам мыян!

Сегодня, в Международный женский день, мы решили познакомить вас с несколькими известными уроженками Верхневолжья (Мерянии) — несомненно, выдающимися представительницами, гордостью нашего мерянского народа. 

Мы любим, уважаем и ценим всех мерянских (и, естественно, не только) женщин. С праздником, наши дорогие подписчицы!

Оли Шепиш па Анди Мерӓн.

#меря #женщины #8марта