Меряфутурист
3.83K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Женский оберег, освящается на покровительство Юман-ава, на любовь. Меря, XI-XIII вв.

Неожиданно встретил в Вконтакте площадку "Родные истоки | Славянский обычай" (не абы что)))) на которой продается копия мерянского женского браслета. Ширина: 9 мм. Кому актуально можете глянуть) https://vk.com/market-173398087?w=product-173398087_4178734%2Fquery

#меря
Грибы & DJ Udaf "Испекла в дорогу мама шанежки".

На канале давно не было хорошей музыки. Послушайте душевную песню про шанежки проекта Грибы & DJ Udaf . Она вышла в 1999 году в сборке "Панк-революция" №9. Может помните такие, на кассетах) А песня шикарная, настоящая автохтонная этно-эстрада Мерянского и Чудского Севера. Представляю: 1976 год, парень дембельнулся, и едет из Чере́повца в Белозерск и дальше в Мо́ндому к своей кругленькой невесте. Дороги так себе, проще на самолете долететь или на ракете по Шексне дойти, но деньги все на цветы и конфеты ушли. Вот и растрясло)



Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными.

Отравился я грибами этими,
Закрутило мне кишки, завертело,
А дорога - ямы да ухабы, бля...
Растрясло, замутило меня!

И испортил я грибами разными,
Всю рубаху новую, цветастую,
Всю рубаху, китель с прибамбасами,
Да штаны зеленые с лампасами!

Затекла блевотина за пазуху,
И сюртук лавсановый измазала,
Затекла в штаны мои из савана,
И испачкала мне это самое...

И скажу вам, братцы, без утайки я,
Не встречаюсь больше с Танькой я,
Мылся в бане с керосином, со скипидаром я,
Всю одежду роздал на базаре даром я!

Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными...

#шаньги #панкрок #русь
Колдуй как индеец! Меняй погоду! 🙂

Улыбнуло. Понимаю, что в сообществе Scandinavia club имели в виду конкретно суомалайсет, но никто не запретит прочитать и расширительно: восточные финны тоже финны. И мастера колдовать.))

Ленук.

#меря #колдовство
Сегодня у нас в меню "жимчики".

"Жимчики" это блюдо костромской деревенской кухни напоминающие "колобушки", только делаются они не из ячменной муки, из смеси варёного и сырого картофеля. Чтобы приготовить "жимчики", необходимо натереть картофель на крупной тёрке, промыть, отжать и положить пот гнёт на ночь. К обеду следующего дня отварить картофель, посолить и поперчить его, растолочь (сделать "мятево", как говорили в Макарьевском районе Костромской обл.). Потом перемешать с порцией ночной картошки, сделать шарики, смазать желтком и выпечь в духовке.

Чтобы разнообразить деревенский рецепт, можно добавить внутрь шариков фарш, овощи, специи, полить соусом при подаче. Тогда выйдет нечто похожее на литовско-беларуские цеппелины/колдуны.

А можно погрузиться в докартофельные времена и использовать репу. В репе нет крахмала и воды, как в картошке, можно лепить колобки сразу, не оставляя на ночь. Попробуем осенью, когда поспеет репа (мы любим выращивать"золотой шар").

Приятного аппетита😋

#меря #мерянскаякухня
Надежда (Ната) Васильевна Бабушкина (1915 Кострома—1936 Йошкар-Ола) — советская парашютистка, рекордсменка мира в групповом прыжке.

Оля Шепиш готовит сейчас к 8 марта подборку известных мерянских женщин: "Просматривая список знаменитых уроженцев Костромской обл. и выбирая среди них очень редких уроженок, чтобы проверить биографии, наткнулась на Нату (Надежду) Бабушкину. Обязательно поставим её в нашу подборку, а вам предлагаю узнать несколько фактов из короткой, но очень яркой жизни этой удивительной, без преувеличения, девушки:

"Любимым занятием Наты было подплыть на лодке к идущей по Волге барже, прицепиться за огромный руль, проплыть, сидя на руле, несколько километров, нырнуть и добраться вплавь до берега."

"Началась подготовка к групповому прыжку женской группы без кислородного прибора с рекордной высоты. Шесть девушек успешно прыгнули с высоты 7035 метров. Есть рекорд! Страна ликовала! В этой шестёрке была и Ната Бабушкина."

"В октябре 1936 года побывала Ната и за границей – в составе делегации на ежегодном международном авиационном празднике в Румынии, где состоялся прием у румынского короля. Из-за маленького роста, светлых льняных волос и почти детского лица одна из румынских газет поместила на неё дружеский шарж и назвала «колибри советского парашютизма»."

"24 июня 1936 года в Йошкар-Оле, во время празднования 15-летия Марийской автономной области, участвовала в показательных прыжках с высоты 800 метров. Задание было не особо сложным — небольшая задержка и раскрытие парашюта ... Ната же по какой-то причине затянула прыжок. Её закрутило в штопоре, на какой-то момент она потеряла землю, парашют раскрыла, но на высоте только сорока метров. При касании не успела подставить ноги и ударилась о землю спиной. Три дня в больнице, несколько операций. Был категорический медицинский запрет не менять горизонтального положения тела в течение нескольких дней. Но лежать без движения не в её характере. Она резко приподнялась и села на край кровати. Смерть была мгновенной. И был ей всего 21 год."

Именем Бабушкиной в Йошкар-Оле назван сквер, в котором установлен ей бюст. В Костроме в 1936 году Васильевская (с 1920-х гг. Угловая) улица была переименована в честь Наты Бабушкиной (она жила в доме №43, есть мемориальная доска), также существует проезд Наты Бабушкиной. Её имя в довоенные годы носил костромской аэроклуб.

#меря #кострома #костромскаяобласть
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Не так давно снова наблюдал в одном тг-канале набег "славян" на нео-мерян. В этот раз предметом спора стал не субстрат русского народа, а самоидентификация населения в рамках переписи. Я, честно говоря, в принципе с большим скепсисом отношусь к результатам последней переписи в категории "национальность" (как и ко всем отечественным переписям в принципе, так как советское понятие "национальность" зачастую понимается людьми очень искаженно, так как искусственно смешивает примордиальные и конструктивистские критерии этничности и зависимо от политико-административных и иных внешних факторов, отчего крайне ненадежно и чересчур обобщенно, потому что во многом "воображенно"), хотя кое-какие общие идентификационные тенденции (как положительные, так и отрицательные) в ней прослеживаются (это и есть тот самый положительный эффект от "необходимого зла" — переписывания "национальностей"). Так вот по результатам переписи обнаружилось энное количество тех, кто идентифицировал себя мерей. Переписчики отнесли их в субэтносы марийцев (хотя если бы кто спросил меня как того, кто нео-мерян изучал, я бы порекомендовал отнести их к субэтносам русских, но кто же в нашей стране спрашивает тех, кто разбирается, все сами с усами. В принципе я даже могу предположить, кто из знакомых мне коллег мог так категоризировать мерян, нужно будет поинтересоваться, почему был сделан такой выбор). Так вот в комментах к нео-мерянам прибежали тролли, которые сравнили мерян с гномами и эльфами, дескать тех тоже в переписях обнаруживают. По сути снова прибежали свидетели "многовекового единства русского народа", которые пытаются приписать всем какие-то "общерусские" черты и обзывают всех, кто видит региональные отличия у русских, "новиопами" и "сепарами", что является явным упрощением на основе банального невежества. На что кто-то резонно заметил, что вообще-то у мерян есть основания себя таковыми (т.е. мерянами) считать. И лично я в целом согласен с тем, что у мерян есть все основания на свою идентичность если не в качестве субэтноса русских, то хотя бы в качестве региональной общности. Чем не брендирование территории, основанное на историко-культурном наследии? Например, когда я в конце 1990-х жил у бабушки в деревне в Костромском Заволжье, она мне скучными зимними вечерами рассказывала смешные местные стихотворения с обилием местных диалектизмов, которые мне казались забавными (так как мой родной язык — стандартный русский). Эти стишки я заучил наизусть, но, к сожалению, со временем забыл и вспомнить не могу. Но точно помню, что в одном из них речь шла о том, как катали валенки (просто дед в это же время подшивал закупленные в Галиче валенки, а бабушка стишку о них меня обучала). А еще я именно тогда впервые услышал въевшиеся в память слова "жгон" и "кока". Ну и вот представьте себе, что я, наслушавшись "смешных" словечек от одной бабушки, приезжал на хутор к другой в Восточное Полесье (Днепро-Деснинское междуречье), где говорят совсем на другом говоре. А потом возвращался к родителям в Калужскую область (Среднее Поочье, пограничье Калужского и Московского регионов), где родился и вырос, где люди говорят в основном на стандартном русском (даже в нашей деревне, где почти все были такими же мигрантами из разных точек бывшего Союза, как и мы). И потому я, будучи совсем мальцом, прекрасно осознавал отличие "среднерусской" Калужской области от регионов, где мои корни. И потому я про себя посмеивался, когда на уроках или экскурсиях нам рассказывали о наших "предках-вятичах" (так как я знал, что ни родина отца, ни родина матери к вятичам никакого отношения не имели, а я тут расту лишь по воле советского распределения и ни фамилией, ни даже внешностью не похож на типичного местного). И вот я, 30-летний мужик, все так же не рассматриваю Калужскую область, где провел почти все детство, в качестве своей родины. А все потому, что могилы моих предков и мои корни не там.
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
И я даже на глаз отличу "калужанина" (вообще я глубоко убежден, что именно в Калужском регионе живут те самые усредненные в этническом отношении великороссы, от которых нужно отталкиваться как от точки отсчета "русскости") от жителей моих родных мест, не говоря уже о типичных фамилиях или говоре. Любой, кто имеет представление о настоящей деревне, увидит те самые отличия, а о некой "общерусскости" говорят те, кто вырос в городском бульоне. Каждый мыслит в пределах своего кругозора, и если кто-то не видит смысла в идентификации кого-либо "мерянином", "русским", "россиянином", "язычником", "европейцем", "общечеловеком", "дивергентом", "кантианцем" (или всеми вместе взятыми), то это только его дело. В наше время давно должна быть нормой множественная идентичность, и если человек назовет себя мерянином, переедет на родину предков и поспособствует развитию своей родной земли, откуда сейчас стремительно вытягивают всю жизнь мегаполисы, для будущего страны, на мой взгляд, это будет куда полезнее, чем очередной переехавший(ая) из тающего на глазах Галича в бетонную коробку в человейнике новый(ая) "москвич(ка)-общечеловек", мечтающий(ая) о карьере в IT или муже-иностранце, что позволит свалить "в нормальную страну", так как "тут нет будущего".
Памятник примирению переславцев и суздальцев в 1304 году.

А вот это, дорогие земляки - особая часовня-памятник. Стояла в нашем древнем городе - Переславле Залесском рядом с Никитским монастырем. Была установлена в XVII в. в память заключения мира между переславцами и суздальцами. Часовню эту можно увидеть только на открытках. До нашего времени она не сохранилась. Разрушена в годы советской власти.

Пользуясь случаем просим коллегу с канала "Князь Ярославский" рассказать об этом событии.

#история #XVIIвек
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.

Продолжение серии «Пространство мерянских снов». Сегодня рассказ пойдет о мерянском Ӱма. Ӱма не только Ӓндраш-Варазо (Творец Вселенной), грозный громовержец как финский Jumala (Ukko) и биармский Jomali, но и добрый Минэн-Атя (Небесный Отец).

Обитает Ӱма в своей обители Ӱмбал-вер (Верхнем мире), по некоторым представлениям, состоящей из семи небес, считающейся миром богов. Первоначально слово «юмо» в финских языках значило небо, и в этом смысле оно до сих пор употребляется в некоторых случаях, например, в марийских выражениях юмо волгалтла (небо проясняется); юмо йӱклана (небо гремит); юмо пылайте (небо в облаках). Есть это слово и в мерянской топонимии - Юмбалово (верхнее место), Юминское, Юминской (верхнее). На этой основе реконструированы такие слова мерянского языка как ӱмтӱр (горизонт - край верха), ӱмшунге (мироздание - верхний остров), ӱманки (жертвенник - камень Бога), ӱманпукшыш (радуга - лук Бога).

Ӱма пребывает в своём Минэн перт (небесной избе) на Ширне пӱкон (Золотом троне), откуда ему видны все дела мерäк (людей). У братьев марийцев, как и у эрзян с мокшанами, Ӱма находится за васкан пӹцӹ (железным забором) и за сизем минэк (семью небесами), куда никто не может попасть. Согласно некоторым представлениям, во время грозы Юмо пускает с неба на землю стрелы-камни. Считалось, что он ездит по небу на колеснице с огненными конями, что отчасти сближает его с народно-христианским образом святого Ильи.

Итак, Ӱма может являть нам не только свои грозные лики, но и отеческий - Минэн-Атя. На картине Минэн-Атя улыбаясь взирает на Маа-вер (Земной мир) — Маа (землю), Маска-атя (Отца медведя) которого волжские финны традиционно почитают как покровителя человеческой семьи. Существует множество преданий о родстве человека и медведя, а в фольклоре широко распространен сюжет о брачном сожительстве женщины и медведя. В марийской мифологической сказке Отю и Маска повествуется о том, как девушка Отю пошла с подружками в лес по ягоды, но заблудилась, набрела на избушку, в которой жил медведь, и стала его женой. Прямо как в нашей костромской сказке «Иван медвежье ухо».

На спине Маска-атя сидит Тӱкто-ава (Мать утка) создавшая наш Валгаш (Мир), снесшая на поверхности Инвете Яндраш (Мирового океана) два яйца из которых вылупились два брата Ӱма (мар. Юмо) и Ёлс (мар. Йын). А за ними возвышается крутой холм с Ӱман шилык (Божьим мольбищем).

От Его лика разлетаются божьи птицы-весники, которые в астральных представлениях волжских финнов играли значительную роль. Птицы считались медиаторами между мирами, символами богов (утки, лебеди), ведовства и потусторонних (ворона, галка, грач), вестей от предков (кукушка), плодородия (курица), защиты от мертвецов (петух), образа души (голубь), защиты человека (ласточка), птицы были символами при гадании, использовались в жертвоприношениях, а в ранние периоды были самими божествами.

Арт: Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной. Андрей Мерянин. 2024.

#этнофутуризм #мифология #меря #сны
Балтские и мерянские височные кольца.

Намедни некий аноним, защищая в нашем чате старую Седовскую идею о том, что, меря с самого начала, т.е. с VI-VII вв, находились под сильным культурным влиянием славянских колонистов из центральной Европы, изрек: «От балтов финны не могли заимствовать височные кольца, потому что первые их не носили в тот период (VI-VII века).»

Вот вам копия бронзового женского височного кольца круга почепской культуры р.ж.в. (днепровские балты), украшение дославянской эпохи. По-видимому, это протоголядь, поскольку украшение, найдено близ неизвестного археологам городища р.ж.в «Покров», на реке Угра (Козельский район, Калужской области). Оно напоминает пятилопастное височное кольцо вятичей. Вероятно, именно этот тип балтских височных колец послужил прообразом височных колец вятичей, начиная с типов колец роменской культуры.

У окских и волжских финнов также бытовали свои височные кольца, но в отличие от литых колец балтов Верхнеочья у финских колец совершенно другая типология, они не отливались в форме, а делались из тонкой круглой проволоки и имели «браслетообразную» форму.

У мери, так называемые «браслетообразные», височные кольца появляются в VI-VII вв. (по А.Е. Леонтьеву и В.И. Вишневскому), еще до прихода славян вятичей (носителей славянских языков) в верховья Оки (на юго-западе Калужской области они появляются только в VII-VIII веках) и на левобережье Москвы-реки (X-XII вв..), а также начала славянизации балто-кривичей Волговерховья.

На Ратьковском могильнике VI-IX вв. (Александровский район Владимирской области) раскопанном В.И. Вишневским у найденных колец небольшой размер — 2, 3,5 см в диаметре, они имеют аналоги с дьяковских городищ Топорок, Боршевское, Отмичи. Такие же проволочные кольца, только большего размера, отмечены на мерянских Сарском и Мало-Давыдовском городищах, а также в курганах Ярославского Поволжья. В ареале мери наряду с «браслетообразными» кольцами получают распространение специфические «браслетообразные» височные украшения называемые — «втульчатыми». Один конец их завершался втулкой, другой был заострен.

И.Е. Горюнова относит «браслетообразные» кольца к типично мерянским украшениям, поскольку в могильниках других финно-угорских народов (кроме рязано-окцев и муромы) они практически не встречаются, кроме Безводниковского могильника (V-VIII вв.) безводнинско-ахмыловского круга памятников (ранние марийцы) в Поветлужье. Дополнительный анализ материалов Безводниковского могильника приводит к выводу, что эти височные украшения бытовали только у части раннемарийского населения и преимущественно на ранних стадиях функционирования некрополя.

Начиная с VII в. «браслетообразные» височные кольца зафиксированы в области расселения финского племени муромы в Среднем Поочье и на Нижней Клязьме. Подобные кольца найдены в Малышевском и Кочкинском могильниках датируемых второй половиной VII — первой половиной VIII в.. Такие же височные украшения встречены и в других могильниках муромы — Подболотьевском, Максимовском и Чулковском. Известны «браслетообразные» кольца и на поселениях этого племени.

В Рязанском Поочье в ареале финской культуры рязано-окских могильников (КРОМ) находки «браслетообразных» височных колец зафиксированы в Шатрищенском, Борковском и Старокадомском могильниках. В Шатрищенском могильнике бронзовые и серебряные проволочные кольца (диаметрами 4,8— 5,5 см) датированы VII — VIII в.

«Браслетовидные» височные кольца также найдены в Костромском Заволжье, в комплексе памятников у д. Попово на Унже, датируемом VI—VII вв., отнесенном его исследователями к позднедьяковской культуре.

По-видимому, у дьяковцев, КРОМ, мери и муромы проволочные височные кольца — балтское, в своей основе — раннекривичское влияние, поскольку они были широко распространены у восточных балтов тушемлинской культуры IV-VII вв. (протокривичи Беларуси и Смоленщины), и западных балтов на территории Литвы V—VI вв.. Женские погребения балтов содержат различные виды проволочных височных колец, в том числе, и со слегка уплощенными концами.

Продолжение 👇

#археология #меря #финны #балты #славяне
«Браслетообразные» височные кольца у мери. Продолжение первой части. 👆

«Браслетообразные» височные кольца бытовали в Верхневолжье беспрерывно с VI-VII вв. до XII—XIII вв. включительно и были одним из важнейших этнографических признаков сформировавшейся здесь начиная с VI – VII вв. племенной группировки меря.

В IX—X вв. меря — носители этих украшений, по Шексне распространились в северном направлении, достигнув Белозерья. Погребальными памятниками рассматриваемой группировки меря во второй половине I тыс. н. э., очевидно, были грунтовые могильники подобные Сарскому, поэтому обнаружение и выделение таких памятников затруднительно.

Курганный обряд захоронения, обычно соотносимый со славянами, в мерянские земли был привнесен словенами ильменскими из Новгородской земли и уже ославяненными кривичами из Смоленской и Тверской земель.

Прослеживаемые по курганным материалам, немногочисленные (например, в Суздальском Ополье поселений X-XI вв. в 5 раз больше, чем курганных могильников, а для более раннего периода IX-X вв. – в 9 раз больше) славянские миграции осуществлялись уже на хорошо освоенных мерянами территориях. Если установлено, что в IX-XII веках население, погребавшее своих мертвых в курганах, составляет в Волго-Клязьминском междуречье подавляющее меньшинство, то это — серьезный аргумент, подрывающий саму возможность «массовой славянской колонизации». Таким образом, славяне в раннем средневековье в той или иной степени лишь пополнили финское население Ростово-Суздальской земли.

Поскольку «браслетообразные» височные кольца, наряду с другими мерянскими украшениями, помимо грунтовых могильников присутствуют в курганных захоронениях, а также учитывая тот факт, что в XI—XIII вв. древнерусское население городских агломераций Северо-Восточной земли было метисным, меряно-славянским, по происхождению, отнесение курганных кладбищ исключительно к славянским колонистам не представляется правомерным. В раннее «древнерусское» время меряне, носители «браслетообразных» височных колец, могли хоронить своих умерших как в традиционных бескурганных могильниках, так и в ставших «модными» курганах.

Таким образом становится понятно, что концепция «славянской мери» — абсолютная историографическая фантастика. Против нее свидетельствуют не только археология, но и топонимия Северо-Восточной земли, в которой отсутствует ранний славянский слой, а финский, наоборот, превалирует.

Ядром великорусов Северо-Восточной земли было мерянское и муромское (отчасти мещерское и чудское) финноязычное население, прослеживаемое с V-VII вв., предки которого расселились здесь в середине I тыс. до н. э (культуры Дьяковского круга). Именно они, нужно полагать, стали основой формирования особого антропологического типа современного русского населения Волго-Окского междуречья и Ярославско-Костромского Заволжья. Принесшие в этот край курганный обряд словене ильменские и смоленско-тверские кривичи были менее многочисленны и со временем растворились в финском населении Северо-Восточной земли.

На карте показано распространение браслетообразных височных колец в X—XII вв.

а — памятники с находками браслетообразных височных колец с сомкнутыми и заходящими концами; б — с находками колец с втульчатыми концами; в — с находками щитковоконечных колец.

Цветом обозначены примерные этнические ареалы.

#археология #меря #финны #балты #славяне
Северорусский стиль — In to the future through the past.

Глянул новый френч-креатив Костылева, что сказать, развитие своего настоящего — этнического — это тяжелый, сложный путь, поскольку всегда есть искушение пойти простым путем, но это от лукавого. Верхневолжцы, цените по настоящему — Своё.

#наше #стиль #верхневолжье
Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.

"Этнофутуризм — это, прежде всего, бережное и ответственное отношение к реальным традициям и материалам прошлого, их творческое осмысление и сохранение; он не призван, по моему мнению, с кем-то спорить и кому-то что-то доказывать, поскольку в его основе лежат результаты реальных исследований ученых: историков, археологов, лингвистов, этнографов, краеведов, и т.д. Это лишь моя версия, я уверен, что коллеги, художники-этнофутуристы, коих немало в России и за рубежом, дополнят или озвучат или уже озвучили свою версию."

Валентин Константинов. Апрель 2015 года.

Арт: Анди Мерӓн (Андрей Мерянин). 2024.

#меря #этнофутуризм