Меряфутурист
3.86K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Меря. Археология Ростова.

Новый выпуск на Youtube канале Merjamaa — Кирилл Ревякин обсуждает проблемы археологии Ростова Великого с ростовским археологом Иваном Купцовым.

#меря #ростоввеликий #археология
К вопросу о том, какие идентичности "существуют", а какие нет.

Многие русские националисты любят указывать на данные переписи, говоря о том, что, раз ваши "мнимые локальные группы" не выделены, значит их и нет. Вот некоторые примеры "мнимых локальных идентичностей", официально выделенные во всероссийской переписи 2020—2021 годов:

1) Чудь (отнесена к вепсам);

2) Вологодские карелы, калевальцы и поморы-карелы (отнесены к карелам);

3) Коми-ижемцы (выделены отдельно от всех остальных коми-зырян), коми-обдоры (в графе "коми");

4) Меря (отнесены к марийцам);

5) Горные и Лугово-восточные марийцы выделены отдельны от остальных марийцев.

И самое любимое, графа "русские", в которой выделены:

1) Вилежане (Вилегодские двиняне — прим. "Родины на Двине");

2) Древляне;

3) Кривичи;

4) Кубанцы;

5) Липчане (жители Липецкой земли);

6) Скобари (псковичи);

7) Чалдоны.

В отдельной строчке "поморы" выделены также:

1) Важане (Важские двиняне — прим. "Родины на Двине");

2) Усть-цылёмы.

Источник: [ссылка]
Орки, гномы, чудь, меря и все-все-все.

В продолжение темы поднятой уважаемым каналом «Родина на Двине». В комментах мерянского чата задали вопрос: «почему в списке нет гномов и орков? Это сознательно или забыли?» Все просто, гномы и орки не относятся к традиционным/историческим российским этносам/субэтносам/локальным группам.

Никого не должна удивлять возрождающаяся сейчас чудь. Уважаемый @Antoih напомнил, что в качестве родного языка чудский в переписи 1897 г. указывало порядка 25 тыс. чел. Среди них были не только крестьяне, но также потомственные и личные дворяне Олонецкой и Новгородской губерний. Это гномы?

С нашей мерей ситуация не такая явная как с чудью, но, в источниках начала XIX века упоминается «меряжский язык» на котором общались меж собой жители Галича-Мерьского (конечно это был уже арго, но название говорит само за себя), языковедами был выявлен существенный пласт мерянской лексики, сохранившийся в верхневолжских говорах и арго, а само русское население Верхневолжья в XIX-XX вв. помнило про мерян, и даже, прямо отождествляло себя с ними (Галич, Нерехта, Островское). То же самое можно сказать про чудцу (локальная постмерянская группа с центром в Николе-Чудце). Чудца никольская в Буйском районе Костромской области, сохраняла особое «чудское» самосознание до 1960 - 70-ых годов. Таким образом, нынешнее возрождение мерянской идентичности возникло не на пустом месте, люди, что называется, помнят.

Любопытно, что в последнюю перепись 2020-21 гг., несмотря на 30 лет пропаганды кацкарской идентичности придуманной Сергеем Темняткиным в начале 1990-ых, никто кацкарем так и не записался. И это несмотря на бурную сетевую и офлайновую деятельность Сергея Николаевича. У кацкарей была своя газета, музей, ютубканал, масса публикаций в прессе, медийная известность и узнаваемость, свой кацкая говоря (язык), но идентичности «кацкарей» так и не сложилось.

Вот что отличает искусственный конструкт созданный на пустом месте (кацкари) от реальной народной памяти выливающейся в неформальное, децентрализованное движение возрождения, движителем которого выступает не политика, и не туристический бизнес (бренд), а самоотождествление со своими прямыми предками (меря).

#меря #чудь #идентичность
ГОвОрит КОстрОма.

УтрОм, в четверть вОсьмОгО,
На длиннОй вОлне
КОстрОма заявляется
В гОсти кО мне.
ПОначалу звучит
Музыкальный мОтив,
А пОтОм и слОва:
ЧухлОма,
КОлОгрив,
МОлОкО, ОкОлОт,
УмОлОт...
- ХОрОшО! –
Как гОрОшина, катится
КруглОе «О».
И, как будтО любуясь
Тем звукОм сама,
Еще раз пОвтОрит:
- ГОвОрит КОстрОма...
ПрО кОлхОзную жизнь,
ПрО пОля и прО лес.
И накажет еще
СОрОк верст дО небес.
А Отсюда и знамО
И ведОмО мне,
ЧтО твОрится
На тОй стОрОне,
в КОстрОме.
...ГОворят, чтО Одна
ГОлОва не бедна,
А кОгда и бедна,
Так Опять же - Одна.
Я такОе прислОвье
В пример не беру.
ГОлОва - гОлОва.
КОль Она на миру.
И бОгаче Она,
И умней, и сильней,
Если дОбрые люди
Беседуют с ней,
Если вместе с мАсковским
ПОдчеркнутым «А»,
Упирая на «О»,
ГОвОрит КОстрОма.

1967

Благодаря уважаемому Антону https://yangx.top/rusichud открыл для себя замечательного владимирского писателя и поэта Виктора Васильевича Полторацкого (Погостин) (1907—1982).

Родился 18 апреля (1 мая) 1907 года в Ашхабаде, в семье машиниста железной дороги, выходца из Гуся-Хрустального. В 1910 году семья возвращается на родину, где и прошли его детство и юность. 1927 году поступил на рабфак, а затем и на литературный факультет Ярославского педагогического института, который окончил в 1933 году.

В 1933—1939 годах работал в газете «Рабочий край» и журнале «Пламя» в городе Иваново. В 1939—1941 годах был ответственным секретарём Ивановского областного отделения СП СССР. В годы ВОВ служил в РККА, был специальным корреспондентом газеты «Известия», где затем работал очеркистом. С 1956 года работал главным редактором литературно-художественного альманаха «Наш современник», в 1958—1961 годах — газеты «Литература и жизнь». С 1965 года работал редактором литературного отдела газеты «Известия».

Основные мотивы творчества автора — пафос созидания, красота родной земли, труд человека, лирическое изображение природы. Значительное место в творчестве уделено родным Мещёре и Суздальской Мерянии (Ополью).
Наш стиль. Нерехта.

#арт #нерехта
вало "немен" — мерӓлан вечкаман вало. мӓш вало анчактымаш "ино" мый пӓлӓш тохтемо вочаташ "немен" кудын. немен тыш мийым нила тене куын. мый мерон алексенпель коктамыс матка костамӹнпяль. кек-пянек ми лизамышть тедасна. тюрвыснак киратамышть имлёзлан шинзасна. мый кинешман куварсна коголан меран йугесе йорыма. волга ичеке тартамдомыс. кек-пянек ӱкемышть. кекан пӓзарпель оцын костамышть. лач кудайпель? мерон алексен мотыс кезак уштам танӱк — лач тунде те корган. мыя гелендваген кондамышть — пеш чӓм. ма ёлым-тохтым тошо ихалаш ӓтӓк. ма шанамтам мотам изаш ичеке. волым юрьевецне — тошо мурдым унжасе — кузым кологривне па атя серӓмым машинке летьсе утешым. дысь сынаге пырамо шипан нея югене, тураш нея-вареш — минь перт кушо улым. пешек тыш сайне. ер тетӹрала па сыряк колеман колак мас чакашым кнага теда. тене шошо тола. ма костам кинешмане куварсе. тыш колун ёлыман вӓр минь таче. мерӓк, тёжат аньешэм кеса ваямшсе, ми мунамышть – нея пӓлэм шожо. ма пийӓкам. ма мыя кыл тындамо тыле. па мерон алексен тындама. сын толыс окасе — илыс мещеран поросль шенькла. тӱрӹн колызан вакек танюшан маурална ляктема. пинале луак сынь кандома. ӱмбаш ветен па вечкан икташ-икташ мерӓколэ мём ӱке. юга варже пӧцелтама. ма инязе-варешле толам — па серӓмся тохтен-анчам журналсе сынь пуам.

***

слово нет — любимое слово мери. даже значение слова да мы нередко стараемся передать через нет. меня нет здесь уже четыре месяца. мы разбились с мироном алексеевичем на обратном пути. овсянки помогли нам в этом. бросились с поцелуями в глаза водителю. мы упали с кинешемского моста в великую мерянскую реку. она еще не успела тогда застыть. овсянки куда-то делись. возможно вернулись на птичий рынок. на какой только? мирон алексеевич сразу отправился искать татьяну — хоть прекрасно знает что это бесполезно. гелендваген наш вытащили — а жаль. я с радостью жил бы в нем и дольше. тогда я решил немного пройтись. спустился до юрьевца — там повернул в унжу — поднялся в кологрив и отыскал заиленную пишущую машинку отца. зашел с ней в тихую реку нею против города неи — где был мой дом. до чего хорошо здесь. на рдестах-водорослях и боках мертвых рыб я отстучал эту книгу. а теперь начало весны. я вернулся под мост в кинешму. здесь теперь мое постоянное жительство. меряне утонувшие тому назад лет тысячу сказали мне что нея — значит овес. я расхохотался. я активно учу наш язык. и мирон алексеевич учит. он перебрался в оку — поселился за мещерской порослью. через рыбацкие лунки выбирается на танюшин холм. носит на поясе ее кости. кроме воды и любви друг к другу у мери ничего нет. река скоро вскроется. я дойду до коноплянки — и попробую пристроить написанное в какой-нибудь ее журнал.

текст: "кек-пянек". чунгек серген. казан-вареш. 2002 (С)
перевод на мерянский: анди мерӓн 2024 (С)
посвящается: дени нӧнын
арт: нейросеть copilot & анди мерӓн 2024 (С)

#мерянскийязык #меря #овсянки #денисосокин
Каша из полбы с мясом

Полба - древний предок пшеницы, ее полудикая разновидность. Люди стали возделывать этот полезный злак ещё в 4-5 вв. до н.э.! В Поволжье из полбы готовили хлеб, каши, кисели и пиво. Эта культура содержит множество витаминов группы В, железо, аминокислоты, устойчива к засухе, не подвержена болезням, а также не вызывает аллергии на глютен.

Старинный рецепт каши из полбы дошёл и до нас. Так, вам понадобится просто замочить полбу в теплой воде на пару часов, предварительно обжарить мясо или курицу с луком и морковью (у нас свинина). Положить мясо на дно горшка, сверху засыпать зерно и налить воды столько, чтобы она закрыла кашу. Томить при 170° в духовке 1.5 часа.

Мясо 300 грамм
Полба 200 грамм (не разваривается)
Лук репка 1 штука (среднего размера)
Морковь 1/2 часть (среднего размера)

#мерянскаякухня #полба #каша
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 3: Мезолит.

В нашем блоге Бусти продолжаем публиковать первую часть книги Василия Малышева (Васки Шемтолгая) «История мерянского народа». Сегодня вас ждет лонгрид — Мезолит на территории Верхневолжья и Центральной России.

В начале Пребореального периода, в промежутке 11,7 – 11,5 тыс. лет назад, произошло резкое (за 20 – 40 лет) потепление, что привело к бурному таянию ледника. Песчано-галечный вал поперёк Волги был размыт, и вода хлынула вниз по долине Волги. Костромское море ушло, и его переувлажнённое дно прорезали новые русла рек, заглубившись на несколько, а местами на 10 - 20 метров. На Верхневолжье образовались многочисленные пост-мерзлотные озёра, распространилась «парковая» лесотундра с рощицами низкорослой берёзы.

К 11,0 тыс. лет назад ледник отступил на север Скандинавии. На Верхневолжье потеплело, выросли берёзовые и сосновые леса.

Западнее Верхневолжья, на берегах южной и восточной Балтики, на рубеже финального Палеолита и Мезолита развивались археологические культуры Свидерской традиции. Юго-западнее - Рессетинская культура. В верхневолжской мезолитической Бутовской культуре отмечаются некоторые постсвидерские и рессетинские влияния.

Читать - https://boosty.to/merjamaa/posts/c6fd451a-b46c-46ba-b020-476a2a1a02ab

Читать «Историю мерянского народа» и другие материалы можно оформив подписку Мерянист-любитель всего за 300 ₽ в месяц. Если вы также хотите скачивать книги издательства Merja-press в формате pdf вы можете оформить подписку Мерянист продвинутый за 500 ₽ в месяц.

#меря #история
Женский оберег, освящается на покровительство Юман-ава, на любовь. Меря, XI-XIII вв.

Неожиданно встретил в Вконтакте площадку "Родные истоки | Славянский обычай" (не абы что)))) на которой продается копия мерянского женского браслета. Ширина: 9 мм. Кому актуально можете глянуть) https://vk.com/market-173398087?w=product-173398087_4178734%2Fquery

#меря
"Тынь вож кушо, уштат, па весӹнполц мерак ӱраматдома."

"Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров!" — эта формула Генри Дэвида Торо, американского аболициониста и протоанархиста XIX века, как нельзя лучше подходит под девиз меренизма.

#меренизм
Грибы & DJ Udaf "Испекла в дорогу мама шанежки".

На канале давно не было хорошей музыки. Послушайте душевную песню про шанежки проекта Грибы & DJ Udaf . Она вышла в 1999 году в сборке "Панк-революция" №9. Может помните такие, на кассетах) А песня шикарная, настоящая автохтонная этно-эстрада Мерянского и Чудского Севера. Представляю: 1976 год, парень дембельнулся, и едет из Чере́повца в Белозерск и дальше в Мо́ндому к своей кругленькой невесте. Дороги так себе, проще на самолете долететь или на ракете по Шексне дойти, но деньги все на цветы и конфеты ушли. Вот и растрясло)



Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными.

Отравился я грибами этими,
Закрутило мне кишки, завертело,
А дорога - ямы да ухабы, бля...
Растрясло, замутило меня!

И испортил я грибами разными,
Всю рубаху новую, цветастую,
Всю рубаху, китель с прибамбасами,
Да штаны зеленые с лампасами!

Затекла блевотина за пазуху,
И сюртук лавсановый измазала,
Затекла в штаны мои из савана,
И испачкала мне это самое...

И скажу вам, братцы, без утайки я,
Не встречаюсь больше с Танькой я,
Мылся в бане с керосином, со скипидаром я,
Всю одежду роздал на базаре даром я!

Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными...

#шаньги #панкрок #русь
Колдуй как индеец! Меняй погоду! 🙂

Улыбнуло. Понимаю, что в сообществе Scandinavia club имели в виду конкретно суомалайсет, но никто не запретит прочитать и расширительно: восточные финны тоже финны. И мастера колдовать.))

Ленук.

#меря #колдовство
PDF Библиотека. Травкин П.Н. Язычество древнерусской провинции. Малый город. Издание 4-е.

Пополнение нашей библиотеки Бусти Merjamaa. Доступ свободный.

Книга рассказывает о духовной культуре жителей малых городов Древней Руси. В основу исследования легли сведения, добытые в ходе археологических исследований в Плёсе, Ярославле, Костроме, Москве и других некогда небольших провинциальных городках домонгольской эпохи. Издание содержит более сотни иллюстраций, в том числе рисунки ранее не публиковавшихся археологических находок. Научные материалы изложены доступным языком. Книга адресована как специалистам, так и просто любителям русской истории.

СКАЧАТЬ https://boosty.to/merjamaa/posts/ab568108-d6d1-4b2b-ad3d-0560d19e541e

#меря #плес #археология #раннеесредневековье
Сегодня у нас в меню "жимчики".

"Жимчики" это блюдо костромской деревенской кухни напоминающие "колобушки", только делаются они не из ячменной муки, из смеси варёного и сырого картофеля. Чтобы приготовить "жимчики", необходимо натереть картофель на крупной тёрке, промыть, отжать и положить пот гнёт на ночь. К обеду следующего дня отварить картофель, посолить и поперчить его, растолочь (сделать "мятево", как говорили в Макарьевском районе Костромской обл.). Потом перемешать с порцией ночной картошки, сделать шарики, смазать желтком и выпечь в духовке.

Чтобы разнообразить деревенский рецепт, можно добавить внутрь шариков фарш, овощи, специи, полить соусом при подаче. Тогда выйдет нечто похожее на литовско-беларуские цеппелины/колдуны.

А можно погрузиться в докартофельные времена и использовать репу. В репе нет крахмала и воды, как в картошке, можно лепить колобки сразу, не оставляя на ночь. Попробуем осенью, когда поспеет репа (мы любим выращивать"золотой шар").

Приятного аппетита😋

#меря #мерянскаякухня
Надежда (Ната) Васильевна Бабушкина (1915 Кострома—1936 Йошкар-Ола) — советская парашютистка, рекордсменка мира в групповом прыжке.

Оля Шепиш готовит сейчас к 8 марта подборку известных мерянских женщин: "Просматривая список знаменитых уроженцев Костромской обл. и выбирая среди них очень редких уроженок, чтобы проверить биографии, наткнулась на Нату (Надежду) Бабушкину. Обязательно поставим её в нашу подборку, а вам предлагаю узнать несколько фактов из короткой, но очень яркой жизни этой удивительной, без преувеличения, девушки:

"Любимым занятием Наты было подплыть на лодке к идущей по Волге барже, прицепиться за огромный руль, проплыть, сидя на руле, несколько километров, нырнуть и добраться вплавь до берега."

"Началась подготовка к групповому прыжку женской группы без кислородного прибора с рекордной высоты. Шесть девушек успешно прыгнули с высоты 7035 метров. Есть рекорд! Страна ликовала! В этой шестёрке была и Ната Бабушкина."

"В октябре 1936 года побывала Ната и за границей – в составе делегации на ежегодном международном авиационном празднике в Румынии, где состоялся прием у румынского короля. Из-за маленького роста, светлых льняных волос и почти детского лица одна из румынских газет поместила на неё дружеский шарж и назвала «колибри советского парашютизма»."

"24 июня 1936 года в Йошкар-Оле, во время празднования 15-летия Марийской автономной области, участвовала в показательных прыжках с высоты 800 метров. Задание было не особо сложным — небольшая задержка и раскрытие парашюта ... Ната же по какой-то причине затянула прыжок. Её закрутило в штопоре, на какой-то момент она потеряла землю, парашют раскрыла, но на высоте только сорока метров. При касании не успела подставить ноги и ударилась о землю спиной. Три дня в больнице, несколько операций. Был категорический медицинский запрет не менять горизонтального положения тела в течение нескольких дней. Но лежать без движения не в её характере. Она резко приподнялась и села на край кровати. Смерть была мгновенной. И был ей всего 21 год."

Именем Бабушкиной в Йошкар-Оле назван сквер, в котором установлен ей бюст. В Костроме в 1936 году Васильевская (с 1920-х гг. Угловая) улица была переименована в честь Наты Бабушкиной (она жила в доме №43, есть мемориальная доска), также существует проезд Наты Бабушкиной. Её имя в довоенные годы носил костромской аэроклуб.

#меря #кострома #костромскаяобласть
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Не так давно снова наблюдал в одном тг-канале набег "славян" на нео-мерян. В этот раз предметом спора стал не субстрат русского народа, а самоидентификация населения в рамках переписи. Я, честно говоря, в принципе с большим скепсисом отношусь к результатам последней переписи в категории "национальность" (как и ко всем отечественным переписям в принципе, так как советское понятие "национальность" зачастую понимается людьми очень искаженно, так как искусственно смешивает примордиальные и конструктивистские критерии этничности и зависимо от политико-административных и иных внешних факторов, отчего крайне ненадежно и чересчур обобщенно, потому что во многом "воображенно"), хотя кое-какие общие идентификационные тенденции (как положительные, так и отрицательные) в ней прослеживаются (это и есть тот самый положительный эффект от "необходимого зла" — переписывания "национальностей"). Так вот по результатам переписи обнаружилось энное количество тех, кто идентифицировал себя мерей. Переписчики отнесли их в субэтносы марийцев (хотя если бы кто спросил меня как того, кто нео-мерян изучал, я бы порекомендовал отнести их к субэтносам русских, но кто же в нашей стране спрашивает тех, кто разбирается, все сами с усами. В принципе я даже могу предположить, кто из знакомых мне коллег мог так категоризировать мерян, нужно будет поинтересоваться, почему был сделан такой выбор). Так вот в комментах к нео-мерянам прибежали тролли, которые сравнили мерян с гномами и эльфами, дескать тех тоже в переписях обнаруживают. По сути снова прибежали свидетели "многовекового единства русского народа", которые пытаются приписать всем какие-то "общерусские" черты и обзывают всех, кто видит региональные отличия у русских, "новиопами" и "сепарами", что является явным упрощением на основе банального невежества. На что кто-то резонно заметил, что вообще-то у мерян есть основания себя таковыми (т.е. мерянами) считать. И лично я в целом согласен с тем, что у мерян есть все основания на свою идентичность если не в качестве субэтноса русских, то хотя бы в качестве региональной общности. Чем не брендирование территории, основанное на историко-культурном наследии? Например, когда я в конце 1990-х жил у бабушки в деревне в Костромском Заволжье, она мне скучными зимними вечерами рассказывала смешные местные стихотворения с обилием местных диалектизмов, которые мне казались забавными (так как мой родной язык — стандартный русский). Эти стишки я заучил наизусть, но, к сожалению, со временем забыл и вспомнить не могу. Но точно помню, что в одном из них речь шла о том, как катали валенки (просто дед в это же время подшивал закупленные в Галиче валенки, а бабушка стишку о них меня обучала). А еще я именно тогда впервые услышал въевшиеся в память слова "жгон" и "кока". Ну и вот представьте себе, что я, наслушавшись "смешных" словечек от одной бабушки, приезжал на хутор к другой в Восточное Полесье (Днепро-Деснинское междуречье), где говорят совсем на другом говоре. А потом возвращался к родителям в Калужскую область (Среднее Поочье, пограничье Калужского и Московского регионов), где родился и вырос, где люди говорят в основном на стандартном русском (даже в нашей деревне, где почти все были такими же мигрантами из разных точек бывшего Союза, как и мы). И потому я, будучи совсем мальцом, прекрасно осознавал отличие "среднерусской" Калужской области от регионов, где мои корни. И потому я про себя посмеивался, когда на уроках или экскурсиях нам рассказывали о наших "предках-вятичах" (так как я знал, что ни родина отца, ни родина матери к вятичам никакого отношения не имели, а я тут расту лишь по воле советского распределения и ни фамилией, ни даже внешностью не похож на типичного местного). И вот я, 30-летний мужик, все так же не рассматриваю Калужскую область, где провел почти все детство, в качестве своей родины. А все потому, что могилы моих предков и мои корни не там.