Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Показали мне крутой мерч с нашим древним Галичем (Мерьским), что в Костромской области. Обратил внимание на щуку. Это наша русская народная рыба, один из символов Великороссии, царица. Я сразу вспомнил, как у бабушки под Галичем давным-давно помогал деду ловить рыбу в речушке Ингирь с помощью воронковидной плетеной вереньки, которую он, соорудив в узком месте импровизированную плотину по краям русла с пространством посередине, что не затрудняло течения, закреплял на ночь в образовавшемся отверстии. И обойти ловушку было архисложно, учитывая течение. Наутро же дед часто приносил заплывшую в воронку щуку для ухи, которую бабушка готовила в чугуне в русской печи. В Галиче, кстати, даже "День Щуки" празднуют, также под Галичем проводят фестиваль "По щучьему велению". Ведь там, в Чëлсме, знаменитый Александр Роу снимал свой первый фильм "По щучьему веленью" (1938), так что и Емеля — наш земеля. Поэтому величественная щука — наш, галицкий тотем. У украинской Галиции есть лев, у нашей же — своя прекрасная хищница.
Канал "Мерянский Этнофутуризм".
Представляем вашему вниманию новый мерянский канал — "Мерянский Этнофутуризм". Этот проект об этнофутуризме — смеси народного искусства, краеведения, метафизического туризма, арт-футуризма, и других, новых трендов — о способе познания архаичного в будущем «здесь и сейчас».
Присоединяйтесь — https://yangx.top/merja_ethnofuturism
#этнофутуризм #меря #меряфутуризм #будущее #прошлое
Представляем вашему вниманию новый мерянский канал — "Мерянский Этнофутуризм". Этот проект об этнофутуризме — смеси народного искусства, краеведения, метафизического туризма, арт-футуризма, и других, новых трендов — о способе познания архаичного в будущем «здесь и сейчас».
Присоединяйтесь — https://yangx.top/merja_ethnofuturism
#этнофутуризм #меря #меряфутуризм #будущее #прошлое
Telegram
Мерянский Этнофутуризм
Наш проект об Этнофутуризме – смеси народного искусства, краеведения, метафизического туризма, арт-футуризма, и других, новых трендов – способе познания архаичного в будущем «здесь и сейчас».
По всем вопросам @Merjafuturisti
По всем вопросам @Merjafuturisti
Forwarded from Мерянский Этнофутуризм
Серия «Меряфутуризм» (2021-2022) и дискуссия о футуризме с славянским художником-новоязычником Максимом Сухаревым
Недавно для искусствоведа Эльвиры Мазитовны Колчевой готовил подборку своей "меряфутуристической" компьютерной графики и текстов нашей с Максимом Сухаревым (славянский художник-новоязычник) дискуссии об "этно" и "футуро" проходившей зимой 2021-22 гг.. Сейчас интересно оглядываться назад, подводить некие итоги. Жаль Максим далил свой старый чат, теперь половина текстов и мыслей на которые я отвечал своими постами в канале Merjamaa навсегда потеряна. ((( Интересно что вся наша с ним дискуссия про "футуро" закончилась в конце февраля 2022 года. После, в марте, у меня была еще одна работа на тему мерянского XXII века, на этом все закончилось, и я на два года погрузился в черно-красно-белую графику.
Между тем в январе 2024 года я придумал новую серию "Пространство мерянских снов". Творческий союз нейросети и человека. Она тоже неким образом про будущее, но не в космосе и пространстве монструозных планетарных городов, а в мире грез и мифов. От будущего тут технологии искусственного интеллекта. Сижу рисую следующую работу на тему. Будущее всё-таки есть, просто изменился окружающий нас мир и мы нашли в нем какое-то новое место для себя, а вместе с ним пришли новые смыслы и видение этого будущего.
По "меряфутуризму" сделал большой лонгрид с картинками на 17 страниц ворда, почитаете, кому интересно. Лонгрид открыт для всех читателей — https://boosty.to/merjamaa/posts/de3a243f-bfe5-4ea1-b209-6cb9ff6d7405
#этнофутуризм #меря #меряфутуризм #будущее
Недавно для искусствоведа Эльвиры Мазитовны Колчевой готовил подборку своей "меряфутуристической" компьютерной графики и текстов нашей с Максимом Сухаревым (славянский художник-новоязычник) дискуссии об "этно" и "футуро" проходившей зимой 2021-22 гг.. Сейчас интересно оглядываться назад, подводить некие итоги. Жаль Максим далил свой старый чат, теперь половина текстов и мыслей на которые я отвечал своими постами в канале Merjamaa навсегда потеряна. ((( Интересно что вся наша с ним дискуссия про "футуро" закончилась в конце февраля 2022 года. После, в марте, у меня была еще одна работа на тему мерянского XXII века, на этом все закончилось, и я на два года погрузился в черно-красно-белую графику.
Между тем в январе 2024 года я придумал новую серию "Пространство мерянских снов". Творческий союз нейросети и человека. Она тоже неким образом про будущее, но не в космосе и пространстве монструозных планетарных городов, а в мире грез и мифов. От будущего тут технологии искусственного интеллекта. Сижу рисую следующую работу на тему. Будущее всё-таки есть, просто изменился окружающий нас мир и мы нашли в нем какое-то новое место для себя, а вместе с ним пришли новые смыслы и видение этого будущего.
По "меряфутуризму" сделал большой лонгрид с картинками на 17 страниц ворда, почитаете, кому интересно. Лонгрид открыт для всех читателей — https://boosty.to/merjamaa/posts/de3a243f-bfe5-4ea1-b209-6cb9ff6d7405
#этнофутуризм #меря #меряфутуризм #будущее
Boosty.to
Серия «Меряфутуризм» (2021-2022 гг..) и дискуссия о футуризме с славянским художником-новоязычником Максимом Сухаревым. - Меря…
Недавно для Эльвиры Мазитовны Колчевой готовил подборку своей "меряфутуристической" компьютерной графики и текстов нашей с Максимом Сухаревым (славянский художник-новоязычник) дискуссии об "этно" и "футуро" проходившей зимой 2021-22 гг.. Сейчас интересно…
«Меряно-чудская» мито-гаплогруппа H24a: небольшое генетическое расследование
В январе получила долгожданные результаты своего теста на mtDNA (митохондриальная ДНК — прямая женская линия). Так как моя прабабушка по этой линии происходила из самых что ни на есть мерянских мест (Костромское Заволжье, Островский район), обладала выражеными урало-лаппоидными чертами внешности, а фото её предков у меня нет — было тем более любопытно узнать, что же покажет тест.
Итак, у меня вышла мито-ГГ H24a. Сайт, на котором я проводила анализ, кратко пояснил, что более общий вариант этой ГГ (H24) чаще всего встречается в Британии, Ирландии, Испании, Германии, Чехии, Польше, Дании и Финляндии, а также в культуре воронковидных кубков в Швеции. (Можно отменить некий крен в сторону кельтов, но это только кажется — стоит понимать, что эту гаплогруппу, родом из Западной Азии, как и прочие, люди разнесли по миру сильно задолго до появления этносов и даже известных нам древних племён.)
Мои ближайшие генетические совпаденцы по mtDNA (11 человек) — это люди, судя по именам и частично доступной генеалогической информации, родом из России и Финляндии. То есть здесь без сюрпризов. Начала шерстить инет на предмет конкретно своего субклада (24а), т.к. более детальной информации не было вообще. И вот что нашла на форуме molgen:
«У родственника по одной из линий из Молвитино, Костромской губ., ГГ H24a. Сведений почти нет, редкая, однако. Если смотреть по проектам мито FTDNA, то определённо к северу тяготеет, и даже именно к Финляндии.»
Бинго! Образно говоря, меря подтвердилась, хотя в моём случае всё было настолько очевидно и по другим косвенным признакам, что результаты теста особо даже не волновали, а заказала его я из простого любопытства и возможности — аутосомный у меня сделан давно, а другие виды мне недоступны в силу моего биологического пола.
Единственное, что стоит здесь добавить — после обсуждения с елташами полученных результатов, также подтвердилось предположение о родстве моих предков по прямой женской линии с так называемой костромской чудцей — локальным субэтносом, скорее всего, более северо-западного (чудского) происхождения. Упоминавшееся выше Молвитино (сегодня Сусанино) — как раз один из центров исторического проживания чудцы. К сожалению, тестов на митохондриальную ГГ на постмерянских землях пока что сделано немного, но можно предположить, что этот редкий субклад (Н24а) характерен именно для чудцы и других родственных ей костромских популяций мерянского происхождения.
А что думают по этому поводу наши уважаемые подписчики, увлечённые геногенеалогией? Возможно, вам есть что добавить по теме? Будем признательны!
Оли Шепиш.
#меря #генеалогия
В январе получила долгожданные результаты своего теста на mtDNA (митохондриальная ДНК — прямая женская линия). Так как моя прабабушка по этой линии происходила из самых что ни на есть мерянских мест (Костромское Заволжье, Островский район), обладала выражеными урало-лаппоидными чертами внешности, а фото её предков у меня нет — было тем более любопытно узнать, что же покажет тест.
Итак, у меня вышла мито-ГГ H24a. Сайт, на котором я проводила анализ, кратко пояснил, что более общий вариант этой ГГ (H24) чаще всего встречается в Британии, Ирландии, Испании, Германии, Чехии, Польше, Дании и Финляндии, а также в культуре воронковидных кубков в Швеции. (Можно отменить некий крен в сторону кельтов, но это только кажется — стоит понимать, что эту гаплогруппу, родом из Западной Азии, как и прочие, люди разнесли по миру сильно задолго до появления этносов и даже известных нам древних племён.)
Мои ближайшие генетические совпаденцы по mtDNA (11 человек) — это люди, судя по именам и частично доступной генеалогической информации, родом из России и Финляндии. То есть здесь без сюрпризов. Начала шерстить инет на предмет конкретно своего субклада (24а), т.к. более детальной информации не было вообще. И вот что нашла на форуме molgen:
«У родственника по одной из линий из Молвитино, Костромской губ., ГГ H24a. Сведений почти нет, редкая, однако. Если смотреть по проектам мито FTDNA, то определённо к северу тяготеет, и даже именно к Финляндии.»
Бинго! Образно говоря, меря подтвердилась, хотя в моём случае всё было настолько очевидно и по другим косвенным признакам, что результаты теста особо даже не волновали, а заказала его я из простого любопытства и возможности — аутосомный у меня сделан давно, а другие виды мне недоступны в силу моего биологического пола.
Единственное, что стоит здесь добавить — после обсуждения с елташами полученных результатов, также подтвердилось предположение о родстве моих предков по прямой женской линии с так называемой костромской чудцей — локальным субэтносом, скорее всего, более северо-западного (чудского) происхождения. Упоминавшееся выше Молвитино (сегодня Сусанино) — как раз один из центров исторического проживания чудцы. К сожалению, тестов на митохондриальную ГГ на постмерянских землях пока что сделано немного, но можно предположить, что этот редкий субклад (Н24а) характерен именно для чудцы и других родственных ей костромских популяций мерянского происхождения.
А что думают по этому поводу наши уважаемые подписчики, увлечённые геногенеалогией? Возможно, вам есть что добавить по теме? Будем признательны!
Оли Шепиш.
#меря #генеалогия
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Меря. Археология Ростова.
Новый выпуск на Youtube канале Merjamaa — Кирилл Ревякин обсуждает проблемы археологии Ростова Великого с ростовским археологом Иваном Купцовым.
#меря #ростоввеликий #археология
Новый выпуск на Youtube канале Merjamaa — Кирилл Ревякин обсуждает проблемы археологии Ростова Великого с ростовским археологом Иваном Купцовым.
#меря #ростоввеликий #археология
YouTube
Меря. Археология Ростова.
Кирилл Ревякин обсуждает проблемы археологии Ростова Великого с ростовским археологом Иваном Купцовым.
Источник: @user-pc3lw3kh8v
Источник: @user-pc3lw3kh8v
Forwarded from Земля за Во́локом
К вопросу о том, какие идентичности "существуют", а какие нет.
Многие русские националисты любят указывать на данные переписи, говоря о том, что, раз ваши "мнимые локальные группы" не выделены, значит их и нет. Вот некоторые примеры "мнимых локальных идентичностей", официально выделенные во всероссийской переписи 2020—2021 годов:
1) Чудь (отнесена к вепсам);
2) Вологодские карелы, калевальцы и поморы-карелы (отнесены к карелам);
3) Коми-ижемцы (выделены отдельно от всех остальных коми-зырян), коми-обдоры (в графе "коми");
4) Меря (отнесены к марийцам);
5) Горные и Лугово-восточные марийцы выделены отдельны от остальных марийцев.
И самое любимое, графа "русские", в которой выделены:
1) Вилежане (Вилегодские двиняне — прим. "Родины на Двине");
2) Древляне;
3) Кривичи;
4) Кубанцы;
5) Липчане (жители Липецкой земли);
6) Скобари (псковичи);
7) Чалдоны.
В отдельной строчке "поморы" выделены также:
1) Важане (Важские двиняне — прим. "Родины на Двине");
2) Усть-цылёмы.
Источник: [ссылка]
Многие русские националисты любят указывать на данные переписи, говоря о том, что, раз ваши "мнимые локальные группы" не выделены, значит их и нет. Вот некоторые примеры "мнимых локальных идентичностей", официально выделенные во всероссийской переписи 2020—2021 годов:
1) Чудь (отнесена к вепсам);
2) Вологодские карелы, калевальцы и поморы-карелы (отнесены к карелам);
3) Коми-ижемцы (выделены отдельно от всех остальных коми-зырян), коми-обдоры (в графе "коми");
4) Меря (отнесены к марийцам);
5) Горные и Лугово-восточные марийцы выделены отдельны от остальных марийцев.
И самое любимое, графа "русские", в которой выделены:
1) Вилежане (Вилегодские двиняне — прим. "Родины на Двине");
2) Древляне;
3) Кривичи;
4) Кубанцы;
5) Липчане (жители Липецкой земли);
6) Скобари (псковичи);
7) Чалдоны.
В отдельной строчке "поморы" выделены также:
1) Важане (Важские двиняне — прим. "Родины на Двине");
2) Усть-цылёмы.
Источник: [ссылка]
Орки, гномы, чудь, меря и все-все-все.
В продолжение темы поднятой уважаемым каналом «Родина на Двине». В комментах мерянского чата задали вопрос: «почему в списке нет гномов и орков? Это сознательно или забыли?» Все просто, гномы и орки не относятся к традиционным/историческим российским этносам/субэтносам/локальным группам.
Никого не должна удивлять возрождающаяся сейчас чудь. Уважаемый @Antoih напомнил, что в качестве родного языка чудский в переписи 1897 г. указывало порядка 25 тыс. чел. Среди них были не только крестьяне, но также потомственные и личные дворяне Олонецкой и Новгородской губерний. Это гномы?
С нашей мерей ситуация не такая явная как с чудью, но, в источниках начала XIX века упоминается «меряжский язык» на котором общались меж собой жители Галича-Мерьского (конечно это был уже арго, но название говорит само за себя), языковедами был выявлен существенный пласт мерянской лексики, сохранившийся в верхневолжских говорах и арго, а само русское население Верхневолжья в XIX-XX вв. помнило про мерян, и даже, прямо отождествляло себя с ними (Галич, Нерехта, Островское). То же самое можно сказать про чудцу (локальная постмерянская группа с центром в Николе-Чудце). Чудца никольская в Буйском районе Костромской области, сохраняла особое «чудское» самосознание до 1960 - 70-ых годов. Таким образом, нынешнее возрождение мерянской идентичности возникло не на пустом месте, люди, что называется, помнят.
Любопытно, что в последнюю перепись 2020-21 гг., несмотря на 30 лет пропаганды кацкарской идентичности придуманной Сергеем Темняткиным в начале 1990-ых, никто кацкарем так и не записался. И это несмотря на бурную сетевую и офлайновую деятельность Сергея Николаевича. У кацкарей была своя газета, музей, ютубканал, масса публикаций в прессе, медийная известность и узнаваемость, свой кацкая говоря (язык), но идентичности «кацкарей» так и не сложилось.
Вот что отличает искусственный конструкт созданный на пустом месте (кацкари) от реальной народной памяти выливающейся в неформальное, децентрализованное движение возрождения, движителем которого выступает не политика, и не туристический бизнес (бренд), а самоотождествление со своими прямыми предками (меря).
#меря #чудь #идентичность
В продолжение темы поднятой уважаемым каналом «Родина на Двине». В комментах мерянского чата задали вопрос: «почему в списке нет гномов и орков? Это сознательно или забыли?» Все просто, гномы и орки не относятся к традиционным/историческим российским этносам/субэтносам/локальным группам.
Никого не должна удивлять возрождающаяся сейчас чудь. Уважаемый @Antoih напомнил, что в качестве родного языка чудский в переписи 1897 г. указывало порядка 25 тыс. чел. Среди них были не только крестьяне, но также потомственные и личные дворяне Олонецкой и Новгородской губерний. Это гномы?
С нашей мерей ситуация не такая явная как с чудью, но, в источниках начала XIX века упоминается «меряжский язык» на котором общались меж собой жители Галича-Мерьского (конечно это был уже арго, но название говорит само за себя), языковедами был выявлен существенный пласт мерянской лексики, сохранившийся в верхневолжских говорах и арго, а само русское население Верхневолжья в XIX-XX вв. помнило про мерян, и даже, прямо отождествляло себя с ними (Галич, Нерехта, Островское). То же самое можно сказать про чудцу (локальная постмерянская группа с центром в Николе-Чудце). Чудца никольская в Буйском районе Костромской области, сохраняла особое «чудское» самосознание до 1960 - 70-ых годов. Таким образом, нынешнее возрождение мерянской идентичности возникло не на пустом месте, люди, что называется, помнят.
Любопытно, что в последнюю перепись 2020-21 гг., несмотря на 30 лет пропаганды кацкарской идентичности придуманной Сергеем Темняткиным в начале 1990-ых, никто кацкарем так и не записался. И это несмотря на бурную сетевую и офлайновую деятельность Сергея Николаевича. У кацкарей была своя газета, музей, ютубканал, масса публикаций в прессе, медийная известность и узнаваемость, свой кацкая говоря (язык), но идентичности «кацкарей» так и не сложилось.
Вот что отличает искусственный конструкт созданный на пустом месте (кацкари) от реальной народной памяти выливающейся в неформальное, децентрализованное движение возрождения, движителем которого выступает не политика, и не туристический бизнес (бренд), а самоотождествление со своими прямыми предками (меря).
#меря #чудь #идентичность
Telegram
Родина на Двине | Dvinaland base
К вопросу о том, какие идентичности "существуют", а какие нет.
Многие русские националисты любят указывать на данные переписи, говоря о том, что, раз ваши "мнимые локальные группы" не выделены, значит их и нет. Вот некоторые примеры "мнимых локальных идентичностей"…
Многие русские националисты любят указывать на данные переписи, говоря о том, что, раз ваши "мнимые локальные группы" не выделены, значит их и нет. Вот некоторые примеры "мнимых локальных идентичностей"…
ГОвОрит КОстрОма.
УтрОм, в четверть вОсьмОгО,
На длиннОй вОлне
КОстрОма заявляется
В гОсти кО мне.
ПОначалу звучит
Музыкальный мОтив,
А пОтОм и слОва:
ЧухлОма,
КОлОгрив,
МОлОкО, ОкОлОт,
УмОлОт...
- ХОрОшО! –
Как гОрОшина, катится
КруглОе «О».
И, как будтО любуясь
Тем звукОм сама,
Еще раз пОвтОрит:
- ГОвОрит КОстрОма...
ПрО кОлхОзную жизнь,
ПрО пОля и прО лес.
И накажет еще
СОрОк верст дО небес.
А Отсюда и знамО
И ведОмО мне,
ЧтО твОрится
На тОй стОрОне,
в КОстрОме.
...ГОворят, чтО Одна
ГОлОва не бедна,
А кОгда и бедна,
Так Опять же - Одна.
Я такОе прислОвье
В пример не беру.
ГОлОва - гОлОва.
КОль Она на миру.
И бОгаче Она,
И умней, и сильней,
Если дОбрые люди
Беседуют с ней,
Если вместе с мАсковским
ПОдчеркнутым «А»,
Упирая на «О»,
ГОвОрит КОстрОма.
1967
Благодаря уважаемому Антону https://yangx.top/rusichud открыл для себя замечательного владимирского писателя и поэта Виктора Васильевича Полторацкого (Погостин) (1907—1982).
Родился 18 апреля (1 мая) 1907 года в Ашхабаде, в семье машиниста железной дороги, выходца из Гуся-Хрустального. В 1910 году семья возвращается на родину, где и прошли его детство и юность. 1927 году поступил на рабфак, а затем и на литературный факультет Ярославского педагогического института, который окончил в 1933 году.
В 1933—1939 годах работал в газете «Рабочий край» и журнале «Пламя» в городе Иваново. В 1939—1941 годах был ответственным секретарём Ивановского областного отделения СП СССР. В годы ВОВ служил в РККА, был специальным корреспондентом газеты «Известия», где затем работал очеркистом. С 1956 года работал главным редактором литературно-художественного альманаха «Наш современник», в 1958—1961 годах — газеты «Литература и жизнь». С 1965 года работал редактором литературного отдела газеты «Известия».
Основные мотивы творчества автора — пафос созидания, красота родной земли, труд человека, лирическое изображение природы. Значительное место в творчестве уделено родным Мещёре и Суздальской Мерянии (Ополью).
УтрОм, в четверть вОсьмОгО,
На длиннОй вОлне
КОстрОма заявляется
В гОсти кО мне.
ПОначалу звучит
Музыкальный мОтив,
А пОтОм и слОва:
ЧухлОма,
КОлОгрив,
МОлОкО, ОкОлОт,
УмОлОт...
- ХОрОшО! –
Как гОрОшина, катится
КруглОе «О».
И, как будтО любуясь
Тем звукОм сама,
Еще раз пОвтОрит:
- ГОвОрит КОстрОма...
ПрО кОлхОзную жизнь,
ПрО пОля и прО лес.
И накажет еще
СОрОк верст дО небес.
А Отсюда и знамО
И ведОмО мне,
ЧтО твОрится
На тОй стОрОне,
в КОстрОме.
...ГОворят, чтО Одна
ГОлОва не бедна,
А кОгда и бедна,
Так Опять же - Одна.
Я такОе прислОвье
В пример не беру.
ГОлОва - гОлОва.
КОль Она на миру.
И бОгаче Она,
И умней, и сильней,
Если дОбрые люди
Беседуют с ней,
Если вместе с мАсковским
ПОдчеркнутым «А»,
Упирая на «О»,
ГОвОрит КОстрОма.
1967
Благодаря уважаемому Антону https://yangx.top/rusichud открыл для себя замечательного владимирского писателя и поэта Виктора Васильевича Полторацкого (Погостин) (1907—1982).
Родился 18 апреля (1 мая) 1907 года в Ашхабаде, в семье машиниста железной дороги, выходца из Гуся-Хрустального. В 1910 году семья возвращается на родину, где и прошли его детство и юность. 1927 году поступил на рабфак, а затем и на литературный факультет Ярославского педагогического института, который окончил в 1933 году.
В 1933—1939 годах работал в газете «Рабочий край» и журнале «Пламя» в городе Иваново. В 1939—1941 годах был ответственным секретарём Ивановского областного отделения СП СССР. В годы ВОВ служил в РККА, был специальным корреспондентом газеты «Известия», где затем работал очеркистом. С 1956 года работал главным редактором литературно-художественного альманаха «Наш современник», в 1958—1961 годах — газеты «Литература и жизнь». С 1965 года работал редактором литературного отдела газеты «Известия».
Основные мотивы творчества автора — пафос созидания, красота родной земли, труд человека, лирическое изображение природы. Значительное место в творчестве уделено родным Мещёре и Суздальской Мерянии (Ополью).
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
вало "немен" — мерӓлан вечкаман вало. мӓш вало анчактымаш "ино" мый пӓлӓш тохтемо вочаташ "немен" кудын. немен тыш мийым нила тене куын. мый мерон алексенпель коктамыс матка костамӹнпяль. кек-пянек ми лизамышть тедасна. тюрвыснак киратамышть имлёзлан шинзасна. мый кинешман куварсна коголан меран йугесе йорыма. волга ичеке тартамдомыс. кек-пянек ӱкемышть. кекан пӓзарпель оцын костамышть. лач кудайпель? мерон алексен мотыс кезак уштам танӱк — лач тунде те корган. мыя гелендваген кондамышть — пеш чӓм. ма ёлым-тохтым тошо ихалаш ӓтӓк. ма шанамтам мотам изаш ичеке. волым юрьевецне — тошо мурдым унжасе — кузым кологривне па атя серӓмым машинке летьсе утешым. дысь сынаге пырамо шипан нея югене, тураш нея-вареш — минь перт кушо улым. пешек тыш сайне. ер тетӹрала па сыряк колеман колак мас чакашым кнага теда. тене шошо тола. ма костам кинешмане куварсе. тыш колун ёлыман вӓр минь таче. мерӓк, тёжат аньешэм кеса ваямшсе, ми мунамышть – нея пӓлэм шожо. ма пийӓкам. ма мыя кыл тындамо тыле. па мерон алексен тындама. сын толыс окасе — илыс мещеран поросль шенькла. тӱрӹн колызан вакек танюшан маурална ляктема. пинале луак сынь кандома. ӱмбаш ветен па вечкан икташ-икташ мерӓколэ мём ӱке. юга варже пӧцелтама. ма инязе-варешле толам — па серӓмся тохтен-анчам журналсе сынь пуам.
***
слово нет — любимое слово мери. даже значение слова да мы нередко стараемся передать через нет. меня нет здесь уже четыре месяца. мы разбились с мироном алексеевичем на обратном пути. овсянки помогли нам в этом. бросились с поцелуями в глаза водителю. мы упали с кинешемского моста в великую мерянскую реку. она еще не успела тогда застыть. овсянки куда-то делись. возможно вернулись на птичий рынок. на какой только? мирон алексеевич сразу отправился искать татьяну — хоть прекрасно знает что это бесполезно. гелендваген наш вытащили — а жаль. я с радостью жил бы в нем и дольше. тогда я решил немного пройтись. спустился до юрьевца — там повернул в унжу — поднялся в кологрив и отыскал заиленную пишущую машинку отца. зашел с ней в тихую реку нею против города неи — где был мой дом. до чего хорошо здесь. на рдестах-водорослях и боках мертвых рыб я отстучал эту книгу. а теперь начало весны. я вернулся под мост в кинешму. здесь теперь мое постоянное жительство. меряне утонувшие тому назад лет тысячу сказали мне что нея — значит овес. я расхохотался. я активно учу наш язык. и мирон алексеевич учит. он перебрался в оку — поселился за мещерской порослью. через рыбацкие лунки выбирается на танюшин холм. носит на поясе ее кости. кроме воды и любви друг к другу у мери ничего нет. река скоро вскроется. я дойду до коноплянки — и попробую пристроить написанное в какой-нибудь ее журнал.
текст: "кек-пянек". чунгек серген. казан-вареш. 2002 (С)
перевод на мерянский: анди мерӓн 2024 (С)
посвящается: дени нӧнын
арт: нейросеть copilot & анди мерӓн 2024 (С)
#мерянскийязык #меря #овсянки #денисосокин
***
слово нет — любимое слово мери. даже значение слова да мы нередко стараемся передать через нет. меня нет здесь уже четыре месяца. мы разбились с мироном алексеевичем на обратном пути. овсянки помогли нам в этом. бросились с поцелуями в глаза водителю. мы упали с кинешемского моста в великую мерянскую реку. она еще не успела тогда застыть. овсянки куда-то делись. возможно вернулись на птичий рынок. на какой только? мирон алексеевич сразу отправился искать татьяну — хоть прекрасно знает что это бесполезно. гелендваген наш вытащили — а жаль. я с радостью жил бы в нем и дольше. тогда я решил немного пройтись. спустился до юрьевца — там повернул в унжу — поднялся в кологрив и отыскал заиленную пишущую машинку отца. зашел с ней в тихую реку нею против города неи — где был мой дом. до чего хорошо здесь. на рдестах-водорослях и боках мертвых рыб я отстучал эту книгу. а теперь начало весны. я вернулся под мост в кинешму. здесь теперь мое постоянное жительство. меряне утонувшие тому назад лет тысячу сказали мне что нея — значит овес. я расхохотался. я активно учу наш язык. и мирон алексеевич учит. он перебрался в оку — поселился за мещерской порослью. через рыбацкие лунки выбирается на танюшин холм. носит на поясе ее кости. кроме воды и любви друг к другу у мери ничего нет. река скоро вскроется. я дойду до коноплянки — и попробую пристроить написанное в какой-нибудь ее журнал.
текст: "кек-пянек". чунгек серген. казан-вареш. 2002 (С)
перевод на мерянский: анди мерӓн 2024 (С)
посвящается: дени нӧнын
арт: нейросеть copilot & анди мерӓн 2024 (С)
#мерянскийязык #меря #овсянки #денисосокин
Forwarded from Мерянская кухня
Каша из полбы с мясом
Полба - древний предок пшеницы, ее полудикая разновидность. Люди стали возделывать этот полезный злак ещё в 4-5 вв. до н.э.! В Поволжье из полбы готовили хлеб, каши, кисели и пиво. Эта культура содержит множество витаминов группы В, железо, аминокислоты, устойчива к засухе, не подвержена болезням, а также не вызывает аллергии на глютен.
Старинный рецепт каши из полбы дошёл и до нас. Так, вам понадобится просто замочить полбу в теплой воде на пару часов, предварительно обжарить мясо или курицу с луком и морковью (у нас свинина). Положить мясо на дно горшка, сверху засыпать зерно и налить воды столько, чтобы она закрыла кашу. Томить при 170° в духовке 1.5 часа.
Мясо 300 грамм
Полба 200 грамм (не разваривается)
Лук репка 1 штука (среднего размера)
Морковь 1/2 часть (среднего размера)
#мерянскаякухня #полба #каша
Полба - древний предок пшеницы, ее полудикая разновидность. Люди стали возделывать этот полезный злак ещё в 4-5 вв. до н.э.! В Поволжье из полбы готовили хлеб, каши, кисели и пиво. Эта культура содержит множество витаминов группы В, железо, аминокислоты, устойчива к засухе, не подвержена болезням, а также не вызывает аллергии на глютен.
Старинный рецепт каши из полбы дошёл и до нас. Так, вам понадобится просто замочить полбу в теплой воде на пару часов, предварительно обжарить мясо или курицу с луком и морковью (у нас свинина). Положить мясо на дно горшка, сверху засыпать зерно и налить воды столько, чтобы она закрыла кашу. Томить при 170° в духовке 1.5 часа.
Мясо 300 грамм
Полба 200 грамм (не разваривается)
Лук репка 1 штука (среднего размера)
Морковь 1/2 часть (среднего размера)
#мерянскаякухня #полба #каша
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 3: Мезолит.
В нашем блоге Бусти продолжаем публиковать первую часть книги Василия Малышева (Васки Шемтолгая) «История мерянского народа». Сегодня вас ждет лонгрид — Мезолит на территории Верхневолжья и Центральной России.
В начале Пребореального периода, в промежутке 11,7 – 11,5 тыс. лет назад, произошло резкое (за 20 – 40 лет) потепление, что привело к бурному таянию ледника. Песчано-галечный вал поперёк Волги был размыт, и вода хлынула вниз по долине Волги. Костромское море ушло, и его переувлажнённое дно прорезали новые русла рек, заглубившись на несколько, а местами на 10 - 20 метров. На Верхневолжье образовались многочисленные пост-мерзлотные озёра, распространилась «парковая» лесотундра с рощицами низкорослой берёзы.
К 11,0 тыс. лет назад ледник отступил на север Скандинавии. На Верхневолжье потеплело, выросли берёзовые и сосновые леса.
Западнее Верхневолжья, на берегах южной и восточной Балтики, на рубеже финального Палеолита и Мезолита развивались археологические культуры Свидерской традиции. Юго-западнее - Рессетинская культура. В верхневолжской мезолитической Бутовской культуре отмечаются некоторые постсвидерские и рессетинские влияния.
Читать - https://boosty.to/merjamaa/posts/c6fd451a-b46c-46ba-b020-476a2a1a02ab
Читать «Историю мерянского народа» и другие материалы можно оформив подписку Мерянист-любитель всего за 300 ₽ в месяц. Если вы также хотите скачивать книги издательства Merja-press в формате pdf вы можете оформить подписку Мерянист продвинутый за 500 ₽ в месяц.
#меря #история
В нашем блоге Бусти продолжаем публиковать первую часть книги Василия Малышева (Васки Шемтолгая) «История мерянского народа». Сегодня вас ждет лонгрид — Мезолит на территории Верхневолжья и Центральной России.
В начале Пребореального периода, в промежутке 11,7 – 11,5 тыс. лет назад, произошло резкое (за 20 – 40 лет) потепление, что привело к бурному таянию ледника. Песчано-галечный вал поперёк Волги был размыт, и вода хлынула вниз по долине Волги. Костромское море ушло, и его переувлажнённое дно прорезали новые русла рек, заглубившись на несколько, а местами на 10 - 20 метров. На Верхневолжье образовались многочисленные пост-мерзлотные озёра, распространилась «парковая» лесотундра с рощицами низкорослой берёзы.
К 11,0 тыс. лет назад ледник отступил на север Скандинавии. На Верхневолжье потеплело, выросли берёзовые и сосновые леса.
Западнее Верхневолжья, на берегах южной и восточной Балтики, на рубеже финального Палеолита и Мезолита развивались археологические культуры Свидерской традиции. Юго-западнее - Рессетинская культура. В верхневолжской мезолитической Бутовской культуре отмечаются некоторые постсвидерские и рессетинские влияния.
Читать - https://boosty.to/merjamaa/posts/c6fd451a-b46c-46ba-b020-476a2a1a02ab
Читать «Историю мерянского народа» и другие материалы можно оформив подписку Мерянист-любитель всего за 300 ₽ в месяц. Если вы также хотите скачивать книги издательства Merja-press в формате pdf вы можете оформить подписку Мерянист продвинутый за 500 ₽ в месяц.
#меря #история
Boosty.to
«История мерянского народа». Часть I. Археология Верхневолжья. Параграф 3: Мезолит. - Меря, история и футуризм. Merjamaa Ru.
В Пребореальный период (11,7 – 11,5 тыс. лет назад), произошло резкое (за 20 – 40 лет) потепление, что привело к бурному таянию ледника.
Женский оберег, освящается на покровительство Юман-ава, на любовь. Меря, XI-XIII вв.
Неожиданно встретил в Вконтакте площадку "Родные истоки | Славянский обычай" (не абы что)))) на которой продается копия мерянского женского браслета. Ширина: 9 мм. Кому актуально можете глянуть) https://vk.com/market-173398087?w=product-173398087_4178734%2Fquery
#меря
Неожиданно встретил в Вконтакте площадку "Родные истоки | Славянский обычай" (не абы что)))) на которой продается копия мерянского женского браслета. Ширина: 9 мм. Кому актуально можете глянуть) https://vk.com/market-173398087?w=product-173398087_4178734%2Fquery
#меря
"Тынь вож кушо, уштат, па весӹнполц мерак ӱраматдома."
"Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров!" — эта формула Генри Дэвида Торо, американского аболициониста и протоанархиста XIX века, как нельзя лучше подходит под девиз меренизма.
#меренизм
"Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров!" — эта формула Генри Дэвида Торо, американского аболициониста и протоанархиста XIX века, как нельзя лучше подходит под девиз меренизма.
#меренизм
Грибы & DJ Udaf "Испекла в дорогу мама шанежки".
На канале давно не было хорошей музыки. Послушайте душевную песню про шанежки проекта Грибы & DJ Udaf . Она вышла в 1999 году в сборке "Панк-революция" №9. Может помните такие, на кассетах) А песня шикарная, настоящая автохтонная этно-эстрада Мерянского и Чудского Севера. Представляю: 1976 год, парень дембельнулся, и едет из Чере́повца в Белозерск и дальше в Мо́ндому к своей кругленькой невесте. Дороги так себе, проще на самолете долететь или на ракете по Шексне дойти, но деньги все на цветы и конфеты ушли. Вот и растрясло)
—
Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными.
Отравился я грибами этими,
Закрутило мне кишки, завертело,
А дорога - ямы да ухабы, бля...
Растрясло, замутило меня!
И испортил я грибами разными,
Всю рубаху новую, цветастую,
Всю рубаху, китель с прибамбасами,
Да штаны зеленые с лампасами!
Затекла блевотина за пазуху,
И сюртук лавсановый измазала,
Затекла в штаны мои из савана,
И испачкала мне это самое...
И скажу вам, братцы, без утайки я,
Не встречаюсь больше с Танькой я,
Мылся в бане с керосином, со скипидаром я,
Всю одежду роздал на базаре даром я!
Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными...
#шаньги #панкрок #русь
На канале давно не было хорошей музыки. Послушайте душевную песню про шанежки проекта Грибы & DJ Udaf . Она вышла в 1999 году в сборке "Панк-революция" №9. Может помните такие, на кассетах) А песня шикарная, настоящая автохтонная этно-эстрада Мерянского и Чудского Севера. Представляю: 1976 год, парень дембельнулся, и едет из Чере́повца в Белозерск и дальше в Мо́ндому к своей кругленькой невесте. Дороги так себе, проще на самолете долететь или на ракете по Шексне дойти, но деньги все на цветы и конфеты ушли. Вот и растрясло)
—
Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными.
Отравился я грибами этими,
Закрутило мне кишки, завертело,
А дорога - ямы да ухабы, бля...
Растрясло, замутило меня!
И испортил я грибами разными,
Всю рубаху новую, цветастую,
Всю рубаху, китель с прибамбасами,
Да штаны зеленые с лампасами!
Затекла блевотина за пазуху,
И сюртук лавсановый измазала,
Затекла в штаны мои из савана,
И испачкала мне это самое...
И скажу вам, братцы, без утайки я,
Не встречаюсь больше с Танькой я,
Мылся в бане с керосином, со скипидаром я,
Всю одежду роздал на базаре даром я!
Испекла в дорогу мама шанежки,
Пироги с грибами разными,
Пироги с грибами разными,
С разными грибами да заразными...
#шаньги #панкрок #русь
YouTube
Грибы & DJ Udaf Шанешки
Грибы & DJ Udaf "Испекла в дорогу мама шанежки".
Песня вышла в 1999 году в сборке "Панк-революция" №9. Может помните такие, на кассетах) Песня шикарная, настоящая автохтонная этно-эстрада Мерянского и Чудского Севера. Представляю: 1976 год, парень дембельнулся…
Песня вышла в 1999 году в сборке "Панк-революция" №9. Может помните такие, на кассетах) Песня шикарная, настоящая автохтонная этно-эстрада Мерянского и Чудского Севера. Представляю: 1976 год, парень дембельнулся…
Колдуй как индеец! Меняй погоду! 🙂
Улыбнуло. Понимаю, что в сообществе Scandinavia club имели в виду конкретно суомалайсет, но никто не запретит прочитать и расширительно: восточные финны тоже финны. И мастера колдовать.))
Ленук.
#меря #колдовство
Улыбнуло. Понимаю, что в сообществе Scandinavia club имели в виду конкретно суомалайсет, но никто не запретит прочитать и расширительно: восточные финны тоже финны. И мастера колдовать.))
Ленук.
#меря #колдовство
PDF Библиотека. Травкин П.Н. Язычество древнерусской провинции. Малый город. Издание 4-е.
Пополнение нашей библиотеки Бусти Merjamaa. Доступ свободный.
Книга рассказывает о духовной культуре жителей малых городов Древней Руси. В основу исследования легли сведения, добытые в ходе археологических исследований в Плёсе, Ярославле, Костроме, Москве и других некогда небольших провинциальных городках домонгольской эпохи. Издание содержит более сотни иллюстраций, в том числе рисунки ранее не публиковавшихся археологических находок. Научные материалы изложены доступным языком. Книга адресована как специалистам, так и просто любителям русской истории.
СКАЧАТЬ https://boosty.to/merjamaa/posts/ab568108-d6d1-4b2b-ad3d-0560d19e541e
#меря #плес #археология #раннеесредневековье
Пополнение нашей библиотеки Бусти Merjamaa. Доступ свободный.
Книга рассказывает о духовной культуре жителей малых городов Древней Руси. В основу исследования легли сведения, добытые в ходе археологических исследований в Плёсе, Ярославле, Костроме, Москве и других некогда небольших провинциальных городках домонгольской эпохи. Издание содержит более сотни иллюстраций, в том числе рисунки ранее не публиковавшихся археологических находок. Научные материалы изложены доступным языком. Книга адресована как специалистам, так и просто любителям русской истории.
СКАЧАТЬ https://boosty.to/merjamaa/posts/ab568108-d6d1-4b2b-ad3d-0560d19e541e
#меря #плес #археология #раннеесредневековье
boosty.to
PDF Библиотека. Травкин П.Н. Язычество древнерусской провинции. Малый город. Издание 4-е. - Меря, история и футуризм. Merjamaa…
Книга рассказывает о духовной культуре жителей малых городов Древней Руси. В основу исследования легли сведения, добытые в ходе археологических исследований в Плёсе, Ярославле, Костроме, Москве и других некогда небольших провинциальных городках домонгольской…
Forwarded from Мерянская кухня
Сегодня у нас в меню "жимчики".
"Жимчики" это блюдо костромской деревенской кухни напоминающие "колобушки", только делаются они не из ячменной муки, из смеси варёного и сырого картофеля. Чтобы приготовить "жимчики", необходимо натереть картофель на крупной тёрке, промыть, отжать и положить пот гнёт на ночь. К обеду следующего дня отварить картофель, посолить и поперчить его, растолочь (сделать "мятево", как говорили в Макарьевском районе Костромской обл.). Потом перемешать с порцией ночной картошки, сделать шарики, смазать желтком и выпечь в духовке.
Чтобы разнообразить деревенский рецепт, можно добавить внутрь шариков фарш, овощи, специи, полить соусом при подаче. Тогда выйдет нечто похожее на литовско-беларуские цеппелины/колдуны.
А можно погрузиться в докартофельные времена и использовать репу. В репе нет крахмала и воды, как в картошке, можно лепить колобки сразу, не оставляя на ночь. Попробуем осенью, когда поспеет репа (мы любим выращивать"золотой шар").
Приятного аппетита😋
#меря #мерянскаякухня
"Жимчики" это блюдо костромской деревенской кухни напоминающие "колобушки", только делаются они не из ячменной муки, из смеси варёного и сырого картофеля. Чтобы приготовить "жимчики", необходимо натереть картофель на крупной тёрке, промыть, отжать и положить пот гнёт на ночь. К обеду следующего дня отварить картофель, посолить и поперчить его, растолочь (сделать "мятево", как говорили в Макарьевском районе Костромской обл.). Потом перемешать с порцией ночной картошки, сделать шарики, смазать желтком и выпечь в духовке.
Чтобы разнообразить деревенский рецепт, можно добавить внутрь шариков фарш, овощи, специи, полить соусом при подаче. Тогда выйдет нечто похожее на литовско-беларуские цеппелины/колдуны.
А можно погрузиться в докартофельные времена и использовать репу. В репе нет крахмала и воды, как в картошке, можно лепить колобки сразу, не оставляя на ночь. Попробуем осенью, когда поспеет репа (мы любим выращивать"золотой шар").
Приятного аппетита😋
#меря #мерянскаякухня