Меряфутурист
3.83K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Подборка "мерянистых" работ художницы Яны Антоновой.

#арт
Буй. Этюд в сиреневых тонах.

#меря #буй
Черная береза.

Где-то у Макарьева
В чудовых лесах,
Есть берёза тайная
Чёрная, как прах.
Ночью она светится
В звёздном серебре,
И рога от месяца
На её челе.
И несут ей пряники
Все - и стар и млад,
И на кажный праздник-от
На неё глядят.
Кто-то перекрестится
Прямо на неё,
Кто-то и копеечку
Кинет под неё.
Знают все в Макарьеве -
Будет помогать
Та береза тайная.
Им она, как мать...

Стихи: Ваня Мокрый (С) Кострома.
Фото: Ольма (С) Кострома

#макарьев #мифология #меря #костромскаяобласть
Двоеверие в Древней Руси.

По формулировке доктора филологических наук Бориса Успенского, для конфессиональной ситуации в Древней Руси было свойственно двоеверие, особым способом организованное «сосуществование христианского и нехристианского поведения».

«Нечистое» поведение не осознавалось как грех, если только оно совершалось в соответствующем «нечистом» месте, как, например, баня. Выбор той или иной из этих форм поведения (и, очевидно, верований) происходил, по модели Успенского, ситуационно: в церкви кощунством было вести себя не по-христиански; в других же, «нечистых’ или «грешных» местах, наоборот, кощунственным было поступать и говорить так, как это пристало в церкви.

Уклад жизни формировался как предсказуемое чередование нецельности «правильного» и «неправильного» поведения, которое закономерно следовало за сменой локальных ситуаций.

Интересно было бы подумать над тем как эти черты чередуемой нецельности могли трансформироваться в XX веке, в условиях модернизации и появления массовых СМИ. Кажется, этим начали манипулировать, сужая опции одних ситуаций и расширяя другие. Такая нецельность могла определенным образом отразиться на характере модерного советского русского. Это по сути гибридность, произросшая из исторической финно-угорской тактики «несопротивления, но сосуществования».

#двоеверие #русские #модерн
Мерянские девчули. Художница скрывающаяся под псевдонимом "Спутник" занимается разработкой собственного комикса про девочку, которую занесло в кругосветное путешествие и сопутствующие этому открытия.

По-моему очень мило. По виду "Иваново", "Кострома" и "Вологда" откуда-то с Фенно-Балтии. Комплиментарный взгляд на с детства знакомые образы.

#арт #верхневолжье #пошехонье #вологда
Костромской (мерянский) календарь. 3 картинка.

Картинку можно вполне интерпретировать. Например квазирунические знаки напоминающие православный крест отмечают важнейшие годовые праздники — Рождество, Пасху, Николин день, Параскевин день, поминальные дни. Странный знак напоминающий корову связан с днем первого выгода скота весной, "серп" 1 сентября явно что-то связанное с осенним убором урожая, остальное надо смотреть по народному земледельческому календарю.

#календарь
Карта нижнеклязьменского ареала топонимов на -Vх (-ех, -их, -ух, -юх)

В дополнение к предыдущему посту посвященному топонимии нижнеклязьменского ареала публикуем карту А.К, Матвеева, в которой он объединил многочисленные фонетические варианты форманта -Vx (-ех, -их, -ух, -юх) — обозначенные треугольником. Это сделано для иллюстрации их ареального противопоставления и состояния дополнительной дистрибуции по отношению к топонимам с мерянским формантом -Vга и формантом -Vг.

1. Варех, оз.
2. Вондух, р.
3. Вохнух, оз.
4. Ингрих, р.
5. Керух, р.
6. Ламех, р.
7. Ландех, р.
8. Лух, р.
9. Люлех, р.
10. Люлих, р.
11. Люлих, р.
12. Палех, п.г.т.
(р. Палешка)
13. Парсух, р.
14. Пенюх, р.
15. Пордух, р.
16. Пурех, р.
17. Пурех, р.
18. Сасох, р.
19. Саях (Саюг), р.
20. Сезух, р.
21. Сердух, оз.
22. Серзух, р.
23. Таех, р.
24. Тетрух, р.
25. Тюлех, р.
26. Тюних, р.
27. Урдах (Урдух), оз.
28. Утрех, р.
29. Вóнюх, р.

#меря #мурома #кром #топонимия #клязьма
Тӱс, дуз, доз, тыса, тушъ, туесъ - "туесок, бурак"

Читая этимологический словарь Вершинина встретил еще один, возможно, мерянизм.

Валерий Иванович сопоставляет марийское тӱс, тӱйӱс, туйс, туйз — "бурак", "туесок" (с деревянным донцем и крышкой) с удм. дуз "деревянный бурак"; "кадушка для мёда", коми доз "посуда", коми п. доз — "миска", "посуда"; "сосуд"; "коробок для хранения чего-либо", (сродн. ненец. tucie, tut'a — "тж", возм. сродн. удм. туй — "береста") с владимрским словом тушъ (Даль), также туюсъ — "кувшин", "кринка", "посуда", сродн. олон. туясъ, волог. туесъ — "берестяной бурак".

По Фасмеру, вологод., туесъ возм. из марийского (мерянского?). Все эти формы также сродн. сельк. тизи, тыссы — "чашка", "посудина".

#верхневолжскийдиалект #мерянскийязык #марийскийязык #удмуртскийязык #комиязык
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024.

Продолжение серии "Пространство мерянских снов". Неким образом она тоже про будущее, но не в космосе и не в пространстве монструозных планетарных городов, как образы серии "Меряфутуризм", а в мире мифов и грез о будущих встречах. От будущего тут технологии искусственного интеллекта. Будущее всё-таки есть, просто изменился окружающий мир и мы нашли в нем какое-то новое место для себя, новые смыслы и мечтания.

Сюжет вкратце таков: магистрант ВШЭ, убежденный либераст и славянский филолог Петр Вокшерин пьет горькую, находясь в летней этнографической экспедиции в малоизвестном поселке Пошехонского района Ярославской области.

Во время одного из опросов информантов он встречает бабушку Агафью, у которой по рассказам соседей есть некая волшебная тетрадь то ли с крестами, то ли с пентаклями, которая раскрывает ему тайны туземной мерянской демонологии и в последующие ночи самый настоящий мерянский Ёлс вторгается в сны Петра... Только в разговорах с ним он по-настоящему глядит в глаза своим проблемам. Не в силах всего этого вынести, Петр пьет все больше.

В итоге в его смартфоне, макбуке и мессенджерах тоже появляется контакт Ёлса. Переписка и встречи с потусторонним другом заканчиваются осознанием своих реальных мерянских корней (дедушка главного героя уроженец села Яхробол, а бабушка деревни Цицерма). Петр прозревает, посылает свою подругу-абьюзера заставляющую его релоцироваться в Тбилиси, продает квартиру на Малой Филевской и переводится в КГУ им Некрасова в Кострому, где начинает заниматься реконструкцией мерянского языка и мифологии. Ёлусь па ёлусь.

#этнофутуризм #сны #ёлс
Панганна Мецяваге мерек / Беседа с Мецявой у грибов

Новый волшебный сказ елташа Меж Кутÿк: "День — колмамше вескан яндранга. Осенью было то. Кабаньим кундом двинули в лес за пангами — за грибами, ну.

На пороге зову друзей на мену — зëрна пшеницы и полбы за вход и урожай. Я в голове держал, что уговор идëт с хозяйкой леса. А еë мокша и эрзя Вирявой называют — и просят грибов и ягод перед походом.

После обряда-уговора пошли бродить. Мир над почвой золотеет уже — по верхам лес одет в лучи. Слышу в нутре бессловесно, от хозяйки, мол: ты когда елташей подозвал к уговорному месту, не сказал им, как меня кличут — кому зëрна-те сыпали. А я решил, что поиграю с ней нагловато: если хочет, чтобы я о ней озвучили что-то — пускай покажется, даст о себе знать. Не всё ж мне за них арбовать-отдуваться, пальцем на них тыкать! Опасно так хозяйку дразнить, но тогда настрой такой был."

Продолжение: https://telegra.ph/Panganna-Mecyavage-merek--Beseda-s-Mecyavoj-u-gribov-02-10

#меря #лес #мифология