Невероятные работы польской художницы по костюмам Агнешки Осипы (Agnieszka Osipa).
И всё бы хорошо, вот только в сети их обычно описывают как "вдохновлённые славянскими сказками". Мы всё же склоняемся к мысли, что вдохновлённые именно славянским (например, польским) фольклором образы выглядели бы несколько иначе, а эти — отсылают скорее к нашему родному постчудскому Северу, постмерянскому Поволжью, культурному наследию народов финского, шире — уральского происхождения.
Подумалось: а ведь меряно-русский (шире — финский, известный уже в культурах р.ж.в. круга КРОМ) кокошник постигла во многом та же участь, что и знаменитый перьевой головной убор вождей коренных американцев: накрепко апроприирован. Даже больше: американский, хоть и широко используется не-индейцами в массовой культуре, хотя бы сохраняет в общественном сознании своё индигенное происхождение; насчёт же кокошника огромное количество людей (в том числе и вне РФ) уверено, что "это славянское" (как и прочий условный русский народный костюм).
А апроприированное надо понемногу возвращать себе, хотя бы просто говоря о финской семантике северного и волжского орнамента, кокошника, косоворотки и пр. везде где только можно, что мы, собственно, регулярно и делаем в рамках дискурса нашего канала.
Оли Шепиш (С)
#кокошник #арт #история
И всё бы хорошо, вот только в сети их обычно описывают как "вдохновлённые славянскими сказками". Мы всё же склоняемся к мысли, что вдохновлённые именно славянским (например, польским) фольклором образы выглядели бы несколько иначе, а эти — отсылают скорее к нашему родному постчудскому Северу, постмерянскому Поволжью, культурному наследию народов финского, шире — уральского происхождения.
Подумалось: а ведь меряно-русский (шире — финский, известный уже в культурах р.ж.в. круга КРОМ) кокошник постигла во многом та же участь, что и знаменитый перьевой головной убор вождей коренных американцев: накрепко апроприирован. Даже больше: американский, хоть и широко используется не-индейцами в массовой культуре, хотя бы сохраняет в общественном сознании своё индигенное происхождение; насчёт же кокошника огромное количество людей (в том числе и вне РФ) уверено, что "это славянское" (как и прочий условный русский народный костюм).
А апроприированное надо понемногу возвращать себе, хотя бы просто говоря о финской семантике северного и волжского орнамента, кокошника, косоворотки и пр. везде где только можно, что мы, собственно, регулярно и делаем в рамках дискурса нашего канала.
Оли Шепиш (С)
#кокошник #арт #история
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Специалисты из Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан осуществили 7-томное (!!!) издание "Археология Волго-Уралья". В серию вошли тома, охватывающие периоды от Каменного века до Позднего средневековья. Проект вызывает искренние восхищения и благодарность за такой огромный труд. Только том 5, касающийся Средних веков, составляет почти 900 страниц!!! Найти в этих материалах можно все, что угодно. Книги щедро снабжены иллюстративным материалом.
Ну и дежурная рубрика - почему это появилось тут? Ответ снова прост - Волга.
Издание выложено в свободный доступ правообладателем:
http://archtat.ru/arheologiya-volgo-uralya/
#поволжье #урал #археология
Ну и дежурная рубрика - почему это появилось тут? Ответ снова прост - Волга.
Издание выложено в свободный доступ правообладателем:
http://archtat.ru/arheologiya-volgo-uralya/
#поволжье #урал #археология
Находки из курганного могильника финно-скандинавского протогорода Тимерево (предшественника летописного Ярославля).
#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #Xвек
#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #Xвек
Находки из курганного могильника финно-скандинавского протогорода Тимерево (предшественника летописного Ярославля).
#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #Xвек
#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #Xвек
Forwarded from gambudha
Шумеря. Древние шумеры в поволжских лесах. С нейросеткой пофантазировали
В январе 2022 года плёсский археолог Павел Травкин писал у себя в блоге:
"Вышел в свет – и наконец-то из Европы добрался до Плёса, в количестве трёх экземпляров, – календарь финно-угорских народов на 2022 год. Проект международный, а потому непростой в исполнении, ведь финно-угорский мир охватывает земли от Зауралья до Швеции и Венгрии. В календаре имеются страницы эстов и хантов, саамов и мордвы, марийцев, ливов, венгров (древних угров)… А древнюю цивилизацию Меря, на основе которой формировалась культура Владимиро-Суздальской Руси, представляют наши драгоценные находки с Алабуги (легендарного «града Чувиля») и из домонгольского Плёса. Художники-оформители не смогли пройти мимо ещё одного чудесного изделия древних мерянских мастеров: костяного гребня с головками коней. Его мы, правда, нашли не в Плёсе, а в раскопе недалеко от Иванова…"
Что ж, подумаем о мерянском календаре на 2025-2026 годы.
#меря #календарь #археология
"Вышел в свет – и наконец-то из Европы добрался до Плёса, в количестве трёх экземпляров, – календарь финно-угорских народов на 2022 год. Проект международный, а потому непростой в исполнении, ведь финно-угорский мир охватывает земли от Зауралья до Швеции и Венгрии. В календаре имеются страницы эстов и хантов, саамов и мордвы, марийцев, ливов, венгров (древних угров)… А древнюю цивилизацию Меря, на основе которой формировалась культура Владимиро-Суздальской Руси, представляют наши драгоценные находки с Алабуги (легендарного «града Чувиля») и из домонгольского Плёса. Художники-оформители не смогли пройти мимо ещё одного чудесного изделия древних мерянских мастеров: костяного гребня с головками коней. Его мы, правда, нашли не в Плёсе, а в раскопе недалеко от Иванова…"
Что ж, подумаем о мерянском календаре на 2025-2026 годы.
#меря #календарь #археология
Наш костромской стиль от Антонины Серебряковой из Нерехты:
"Сарафан по мотивам традиционного косоклинного, сшит из крапивы. В боковых швах глубокие удобные карманы. Отделан бархатными ленточками, крученым шнуром и керамическими бусинами.
Рубаху я могу назвать "Все оттенки белого". 4 вида ткани, 3 вида кружева, и все разные по фактуре и оттенку. Рукава из винтажного шитья, отделано шелковой чесучой, немножко вышиты манжеты. Все швы закрытые, в верхней части запаковала вручную, показалось, что машинные будут грубоваты.
При всей моей любви к традиционном костюму, вот прям такую работу с кроем я делала в первый раз. И мне очень понравилось. Внешний вид не сложный, но на самом деле это километры статей и сотни фотографий, макеты формы, поиски материалов. Будет ещё душегрейка или шугай, точнее, верхняя одежда к комплекту, и головной убор."
#нерехта #кострома #традиция
"Сарафан по мотивам традиционного косоклинного, сшит из крапивы. В боковых швах глубокие удобные карманы. Отделан бархатными ленточками, крученым шнуром и керамическими бусинами.
Рубаху я могу назвать "Все оттенки белого". 4 вида ткани, 3 вида кружева, и все разные по фактуре и оттенку. Рукава из винтажного шитья, отделано шелковой чесучой, немножко вышиты манжеты. Все швы закрытые, в верхней части запаковала вручную, показалось, что машинные будут грубоваты.
При всей моей любви к традиционном костюму, вот прям такую работу с кроем я делала в первый раз. И мне очень понравилось. Внешний вид не сложный, но на самом деле это километры статей и сотни фотографий, макеты формы, поиски материалов. Будет ещё душегрейка или шугай, точнее, верхняя одежда к комплекту, и головной убор."
#нерехта #кострома #традиция
Forwarded from Мерянский Язык / Merän Kyl
Еще раз про Ёлса (костромского лешего, чёрта, дьявола)
Разговорились с одним эстонским знакомым про Ёлса — костромского лешего, чёрта, дьявола, он предположил что этимология этого загадочного постмерянского диалектизма может быть близка к эстонской, чем Ёлс не шутит:
Эст. õel [ыел] «злой», «жестокий», «ехидный», «злобный», «зловредный», «злонравный», «коварный»; õel, р.п. õela [ыел, ыелa] «черт», «сатана», «нечистая сила»; õelus [ыелус] (!) «злость», «злоба», «злобность»; «черт», «сатана», «нечистая сила»; õeluseuss [ыелузе усс] досл., «червь злобы», перен. «змея подколодная», «ведьма», «мегера»; õelutse(ma) [ыелуце(ма)] «злопыхать», «злобствовать», «ехидничать»; сродни фин. ovela, диал. evelä [овела, эвеля] «лукавый»; ливск. ǖl «злой», «плохой» > ? латыш. īls [иилс] очень темный.
#ёлс #черт #мерянскийязык
Разговорились с одним эстонским знакомым про Ёлса — костромского лешего, чёрта, дьявола, он предположил что этимология этого загадочного постмерянского диалектизма может быть близка к эстонской, чем Ёлс не шутит:
Эст. õel [ыел] «злой», «жестокий», «ехидный», «злобный», «зловредный», «злонравный», «коварный»; õel, р.п. õela [ыел, ыелa] «черт», «сатана», «нечистая сила»; õelus [ыелус] (!) «злость», «злоба», «злобность»; «черт», «сатана», «нечистая сила»; õeluseuss [ыелузе усс] досл., «червь злобы», перен. «змея подколодная», «ведьма», «мегера»; õelutse(ma) [ыелуце(ма)] «злопыхать», «злобствовать», «ехидничать»; сродни фин. ovela, диал. evelä [овела, эвеля] «лукавый»; ливск. ǖl «злой», «плохой» > ? латыш. īls [иилс] очень темный.
#ёлс #черт #мерянскийязык