Меряфутурист
3.82K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
«Шошо / Весна».

«Шошо», экранизация сказки казанского писателя Дениса Осокина «Новые ботинки», первая совместная работа екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко и Дениса Осокина, снятая ими в 2005 году, за пять лет до мерянского фильма «Овсянки».

Сюжет фильма таков: верховный жрец (по-марийски «карт») Моркинского района Капитон Кугыза едет в поселок Морки за новыми ботинками. Казалось бы, о чем тут говорить? Но нет, оказывается, этот момент в его жизни становится пограничным, планы карта могут сорваться, потому что злые силы находятся рядом и ждут возможности помешать любому его делу.

Враги верховного жреца принимают облик ряженых. Это «солдат», человек-конь, рогатый барабанщик, женщина в пестром платке, старик с самоварной трубой, на которой он «играет» скрипичным смычком. Отчасти они напоминают русских домового и овинника, отчасти – детские представления о ведьмах, кикиморах и прочей нечисти.

Злые силы всячески мешают людям и пытаются задержать приход весны. «Конь» накидывает на крышу только что сброшенный снег. Человек с барабаном (аналог овинника), пугает своим стуком животных. Кикимора выключает электричество на мельнице, чтобы мельник не мог вовремя смолоть муку для выпечки хлеба. «Солдат» забирается в сени к верховному карту и начинает там «хозяйничать».

Старик в кожухе играет на самоварной трубе, приплясывает, как бы подбадривая, подстрекая своих товарищей. Между ними даже возникает в какой-то момент шутливая перепалка, очень похожая на последнюю зимнюю вьюгу, злую, но уже не опасную.

В противовес злым силам, для поддержания равновесия в мире другие карты помогают Капитону, совершая магические действия, смысл которых известен только им. Один их них выливает жирную уху на дорогу, по которой уехал верховный карт. Другой раскидывает во все стороны света пуговицы, отпугивая злых духов. Третий бежит на ходулях вслед за автобусом, в котором едет за покупкой Капитон.

Их действия приводят к тому, что верховный карт благополучно покупает ботинки и беспрепятственно возвращается в родное село. По дороге злые духи, мимо которых проезжает автобус, исчезают, и наступает весна. Селяне слушают пчел, расчищают дороги, водят хороводы и совершают весенние обряды. И верховный карт Капитон проводит в поле молебен, призывая богов быть милостивыми, дать богатый урожай и благосостояние народу мари.

Фильм идет на марийском языке, не знающий языка зритель исподволь погружается в языческую мифологию народа мари и действия героев становятся понятны ему без перевода.

Автор сценария Денис Осокин
Режиссёр Алексей Федорченко
Оператор Леонид Илюхин
Композитор Сергей Сидельников
Звукорежиссёры Сергей Сидельников, Александр Калашников
Монтажёр Людмила Заложнева
Ассистент монтажёра Арсений Гущин
Изготовление титров Людмила Нагорных
Продюсер Ирина Снежинская

#марийцы #финноугры #кино
Камень-слёзник.

Типичный представитель так называемых культовых камней чашечников. Происходит из Красносельского района Костромской области. По легенде водой скапливавшейся в чашках камня крестьяне лечили глазные болезни.

#кострома #язычество #каменьчашечник
Погребение рязано-окских финнов VI века.

Наталья Биркина, научный сотрудник отдела археологических памятников ГИМ, представляет результат работы Лесостепной археологической экспедиции, которой в этом году посчастливилось обнаружить в Рязанской области очень интересное погребение. Это богатое женское погребение конца V — первой половины VI века, в котором сохранились элементы бронзовых украшений той финно-угорской эпохи: головное украшение с затылочными кистями и шумящими подвесками, гривны и многое другое.

Сейчас подробное изучение хорошо сохранившегося комплекса продолжается совместно с ИЭА РАН и НИЦ «Курчатовский институт». Будем ждать его результатов!

Источник: ГИМ

#археология #рязаноокцы #окскиефинны
Зимнее. Переславль-Залесский.

Худ. К. Калинычева (1933 - 1999).

#арт #ярославскаяобласть
Дом горожанина-ремесленника в домонгольском Ярославле.

По-видимому двухкамерный сруб с деревянным полом не имевший потолка (как классический марийский кудо) и добротной глинобитной подовой печью, освещавшийся волоковыми окнами, затягивавшимися бычьим пузырем, а в темное время светцом (лучинами). На ногах кожаная обувь, не забываем, это домонгольский древнерусский город, а не сельская великорусская этнография XVIII-XIX вв.. Кожаная обувь использовалась массово, тем более ее могли себе позволить зажиточные горожане-ремесленники. У женщины сбоку на поясе рядом с ножом висит шумящая подвеска - мерянский "петушок", мелочь, а приятно.

Художник Федорова О.В.

#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #XIIвек #XIIIвек
Невероятные работы польской художницы по костюмам Агнешки Осипы (Agnieszka Osipa).

И всё бы хорошо, вот только в сети их обычно описывают как "вдохновлённые славянскими сказками". Мы всё же склоняемся к мысли, что вдохновлённые именно славянским (например, польским) фольклором образы выглядели бы несколько иначе, а эти — отсылают скорее к нашему родному постчудскому Северу, постмерянскому Поволжью, культурному наследию народов финского, шире — уральского происхождения. 

Подумалось: а ведь меряно-русский (шире — финский, известный уже в культурах р.ж.в. круга КРОМ) кокошник постигла во многом та же участь, что и знаменитый перьевой головной убор вождей коренных американцев: накрепко апроприирован. Даже больше: американский, хоть и широко используется не-индейцами в массовой культуре, хотя бы сохраняет в общественном сознании своё индигенное происхождение; насчёт же кокошника огромное количество людей (в том числе и вне РФ) уверено, что "это славянское" (как и прочий условный русский народный костюм).

А апроприированное надо понемногу возвращать себе, хотя бы просто говоря о финской семантике северного и волжского орнамента, кокошника, косоворотки и пр. везде где только можно, что мы, собственно, регулярно и делаем в рамках дискурса нашего канала.

Оли Шепиш (С)

#кокошник #арт #история
Специалисты из Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан осуществили 7-томное (!!!) издание "Археология Волго-Уралья". В серию вошли тома, охватывающие периоды от Каменного века до Позднего средневековья. Проект вызывает искренние восхищения и благодарность за такой огромный труд. Только том 5, касающийся Средних веков, составляет почти 900 страниц!!! Найти в этих материалах можно все, что угодно. Книги щедро снабжены иллюстративным материалом.

Ну и дежурная рубрика - почему это появилось тут? Ответ снова прост - Волга.

Издание выложено в свободный доступ правообладателем:
http://archtat.ru/arheologiya-volgo-uralya/

#поволжье #урал #археология
Находки из курганного могильника финно-скандинавского протогорода Тимерево (предшественника летописного Ярославля).

#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #Xвек
Находки из курганного могильника финно-скандинавского протогорода Тимерево (предшественника летописного Ярославля).

#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #Xвек
Forwarded from gambudha
Шумеря. Древние шумеры в поволжских лесах. С нейросеткой пофантазировали
В январе 2022 года плёсский археолог Павел Травкин писал у себя в блоге:

"Вышел в свет – и наконец-то из Европы добрался до Плёса, в количестве трёх экземпляров, – календарь финно-угорских народов на 2022 год. Проект международный, а потому непростой в исполнении, ведь финно-угорский мир охватывает земли от Зауралья до Швеции и Венгрии. В календаре имеются страницы эстов и хантов, саамов и мордвы, марийцев, ливов, венгров (древних угров)… А древнюю цивилизацию Меря, на основе которой формировалась культура Владимиро-Суздальской Руси, представляют наши драгоценные находки с Алабуги (легендарного «града Чувиля») и из домонгольского Плёса. Художники-оформители не смогли пройти мимо ещё одного чудесного изделия древних мерянских мастеров: костяного гребня с головками коней. Его мы, правда, нашли не в Плёсе, а в раскопе недалеко от Иванова…"

Что ж, подумаем о мерянском календаре на 2025-2026 годы.

#меря #календарь #археология
Январская Волга в Костроме.

#кострома #волга
Наш костромской стиль от Антонины Серебряковой из Нерехты:

"Сарафан по мотивам традиционного косоклинного, сшит из крапивы. В боковых швах глубокие удобные карманы. Отделан бархатными ленточками, крученым шнуром и керамическими бусинами.

Рубаху я могу назвать "Все оттенки белого". 4 вида ткани, 3 вида кружева, и все разные по фактуре и оттенку. Рукава из винтажного шитья, отделано шелковой чесучой, немножко вышиты манжеты. Все швы закрытые, в верхней части запаковала вручную, показалось, что машинные будут грубоваты.

При всей моей любви к традиционном костюму, вот прям такую работу с кроем я делала в первый раз. И мне очень понравилось. Внешний вид не сложный, но на самом деле это километры статей и сотни фотографий, макеты формы, поиски материалов. Будет ещё душегрейка или шугай, точнее, верхняя одежда к комплекту, и головной убор."


#нерехта #кострома #традиция