Меряфутурист
3.83K subscribers
2.27K photos
15 videos
2 files
1.14K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Астрагал бобра с «Огневой горы» в Угличе.

Ездили в Углич по делам и зашли к Виктору Ивановичу Ерохину чаю попить, он нам показал свою летнюю находку - астрагал бобра с просверленными в нем отверстиями, нашел летом копая картошку на огороде. Дом и огород у него на «Огневой горе», напротив ворот древнего Алексеевского Успенского монастыря, оную гору венчающего. Непростое место и по названию и по находкам. Из астрагала бобра финны в древности делали языческие подвески, широко используемые шаманами (арбуями) в качестве ритуального оберега.

Более всего почитание бобров сохранилось среди современных угров, бобр играет значительную роль в их мифологическом мировоззрении. У хантов иттармы (деревянные «куклы», «панки»), изображающие предков — прадедов и прабабок, — одеты в бобровые шкурки и хранятся в специальных сундуках или лабазах («избушках на курьих ножках») в лесу. Ханты считают бобра священным зверем. В мифологии угров бобр связан с Богиней-Матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос Богини-Матери «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобр».

К слову, Богиня-Мать почитается на «Огневой горе» и сейчас. В удивительном монастырском трёх шатровом храме Успения Божьей Матери, построенном в 1628 году, хранится самая чтимая в Угличе чудотворная икона Богородицы «Вратарницы» («Неугасимая Свеча»), Богиня Мать изображена на ней с жезлом в левой руке и свечой в правой.

#углич #археология #меря #народноеправославие
Рыбник по-белозёрски.

Марина Викторовна расстаралась. Небольшенький - всего полметра длиной и 40 см шириной.Три стадии - прибытие, вскрытие и шабаш.

Михаил Столяров. Маэкса.

#рыбник #пирог #рыба #вологодскаяобласть
Традиция и Polemosовщина.

Чудской елташ скинул свежий пост паблика POLEMOS | Война Идей. Сначала там про ДНК-веров, в целом эта тема интересная, но лишь как дополнительный инструмент в познании наших чудских и мерянских корней. А вот далее идет забавное рассуждение о «реконструкции» и «традиционности»:

«К этому можно добавить и бесплодность языков, которые реконструируются (или вовсе - конструируются, изобретаются) без возможности реального говора на них. Корни есть, но и то не ясно где какие версии гласных и согласных были. Умора, потеха, - бесплодные телодвижения воображаемых сообществ. Ни о какой традиционности тут не может быть никакой речи, ни капли. Вне научной парадигмы, сугубо научно-технического обеспечения и подкладки, кабинетных конструктов и гипотез, - без вот этого всего этот дискурс просто не мог появится и сам по себе нежизнеспособен. Хитрая апология чистого науковерия, а не Традиции.»

Под «автохтонами к которым уважения нету», «воображаемыми сообществами» и «бесплодностью языковой реконструкции», на наш взгляд, POLEMOS, понимает, в том числе, мерянскую и чудскую культурную инициативу. Ну что же, ответим за мерян и чудь.

За мерянскими и чудскими реконструкциями стоит не мура книжного сферического «традиционализма» и конечно же не дрочба на днк-генеалогию в стиле всяких паннордицистов и прочих –истов, а реальная личная причастность мерян и чуди к все еще сохраняющимся историческим региональным популяциям Верхневолжья, Заволжья и Русского Севера, уходящим своими корнями в толщу финно-угорского субстрата. Оттуда мы сами, оттуда наши родители, прадедушки-прабабушки, там наши еще живые или уже вымершие (не важно) родовые деревни, туда мы ездим на могилы своих предков в известные дни. В детстве, живя в деревне, мы встретились с живыми мерянскими словечками, сохранившимися в диалектной речи. Наши бабушки и прабабушки познакомили нас с традиционной деревенской кухней, уходящей корнями в чудское и мерянское средневековье, в кругу семьи мы продолжаем для себя и своих детей готовить эти старинные блюда. У наших местных популяций по сию сохраняется память о том, что они «чудца» и «меря», вне всякой научной парадигмы среди них есть люди считающие себя чудцой, чудью и меря, так они называют свои фольклорные коллективы, дворцы культуры, журналы, спортивные команды, клубы детского творчества.

Изучая топонимию и ономастику своей родовой земли мы ширим представление о языке своих предков, реконструируем его. Занимаясь практической языковой археологией, мы составляем мерянский словарь, мерянский ономастикон и называем себя и своих детей мерянскими именами. Язык — это не только важная практика формирования этнической идентичности в социуме, но и практика религиозная, посещая различные исторические места: городища, курганы, исторические мольбища (рощи, камни, источники) мы говорим с спящими там мерянскими духами Мест, духами мерянских Предков, обращаемся к ним за благословением на знакомом Им языке, это ли не «открытие Врат», это ли не общение с Вечным? Мы не отказываемся от веков христианской веры, особенно её народных форм, и русской истории, видя в них преемство, «звенья» одной цепи. Именно в этом таятся наши мысль, голос, закон, мораль, причина и следствие, творческое начало. «Мерян Кыл» — Мерянский Язык это и есть наш «Мерян Кой» — Мерянская Традиция, наше «Мерян Тунде» — Мерянское Знание, наш «Мерян Уш» — Мерянский Логос.

Наши практики это и есть настоящая Традиция, живая культурная, мифологическая и языковая ретроспектива: русский > великорус > галичанин/костромич/ростовец/шуянин/суздалец > меря, в волшебной сказке меряфутуризма обращенная в Будущее.

Короче. В переводе на наш мерянско-чудской — ярославско-архангельский: искать и находить предков в псевдотрадиционалистском пафосе, вымученном неоязычестве, наукоподобной фразеологии, геноновщине, культурном расизме — это не наш путь, это, говоря по-мерянски — пи паске.

Быть чудью и мерей — значит Жить Вечно! Йоло теда! Да будет так!

PS. Да, и мазок на гаплогруппу тоже забирайте с собой. ))

#помыслитьмерянское #меренизм #антропныевсячинки
Как бурлацкая "феня" оказалась ценнейшим активом Голливуда.

Шифрованный язык-"перевёртыш" - один из видов тайных языков Верхневолжья. Это такой вид коммуникации, когда слова обиходной речи переделываются почти до неузнаваемости по условному заученному определённой группой алгоритму. Могут меняться местами слоги в слове. Могут вставляться условные частицы между слогов.
Другой вид верхневолжского тайноречия - традиционные "тайные" языки офенско-масойского круга на основе местных пост-мерянских диалектов. При этом, могли сочетаться оба вида тайноречия. Там, где в полузабытую мерянскую лексику вплетались русские слова, они зашифоровывались по условленному алгоритму.

Братья Шейнкер (на американский манер Скенк) росли на берегах Волги, в среде речников и бурлаков. Отец служил в местном пароходстве. Очевидно, будучи подростками, они и усвоили все хитрости верхневолжского тайноречия. Когда они уехали в Америку, одному брату было 14 лет, а другому 11. Там они "крутились" как могли. И стремительный успех зачастую сменялся ударами конкурентов. Но они держали удары, и шли дальше. При этом, важную информацию передавали друг другу в шифрованном виде, при помощи воспринятой на Волге языковой системы. С каждым годом их дело требовало всё большей ответственности и конфиденциальности. Один брат встал во главе M.-G.-M., а другой - во главе не менее знаменитой "20 век Фокс". И известный в Америке, пожалуй, только им тайный язык оказывался в их узком кругу всё более задействованным.

Вот так пост-мерянская бурлацкая "феня" помогла братьям - выходцам из верхневолжского Рыбинска уделать конкурентов в киноиндустрии и в течение десятилетий обеспечивать деловую и финансовую безопасность своих компаний )))

Это видео - подборка фрагментов из документального фильма студии Лавр "Голливудская история".

#бурлаки #феня #рыбинск
Елс. Рассказываем всё что вы хотели знать о верхневолжском Елсе, но боялись спросить.

Полагаю что вот так, примерно, он и выглядит. Идешь по шохре или тайболе смотришь - кангыра торчит, подходишь ближе, а это лесной мужик с корягами замест рук и травяной головой!

Елс, а, м. "леший", "черт". Кинеш. Костром., 1846. Солигал., Костром. Костром., В.И. Даль. "И коево тебе елса надо?" Углич. Яросл.

Ёлс присутствует в мерьской ономастике в ареале ИМЗ: Елсуня, крестьянин, 1501 г., Ростов; верхневолжской ономастике: фамилия Елсуков; топонимии: Елсаково деревня (1897-1907 гг.). Костромская область, Чухломское сельское поселение, Елосуки урочище. Ярославская область, Брейтовский район.

#елс #леший #мифология
Мерянская птичка.

В продолжение жениного меря-творчества.

#меря #XXIвек
Протосаамодьяковец и мэйнстрим ономастики.

"После работ А. К. Матвеева представления об особой близости реконструируемого по данным субстратной топонимии мерянского языка с марийским отрицать, по-видимому, не приходится. Попытки выразить скептическое отношение к этой гипотезе по сути бессодержательны и сводятся к общим словам и отсылке к расхождениям национальных научных школ, ср.: «российские исследователи связывают мерянский с марийским, а финские подчеркивают схождения мерянского с финским» с характерным завершением: «many details are unclear» <многие детали остаются неясными>, — и с симптоматической ссылкой на сочинения О. Б. Ткаченко. Возможно, финским авторам и правда проще сближать мерянский с финским, но мерянско-марийская гипотеза базируется на фактах, а не на мнимой тенденциозности российской науки, да и российские ученые в сущности только оформили и развили старую точку зрения [Castrén, Vasmer, 1935; Фасмер.

Лингвист, финноугровед. Член-кор. РАН В. В. Напольских. 2023.

#протосаамодьяковцы
Холодно в мерянской лесу. Вьюга завывает в верхушках елей и сосен. Колкий снег щиплет щёчки, но Егорка-охотник не боится плохой погоды. Берёт своё старенькое нарезное ружьишко и айда в лес на промысел. Детишки его прислонились носами к холодному морозному стеклу, ждут отца с охоты.

–Какую птицу-дичь принесёт он нынче? Интересно! Марфа-жена быстренько сделает наваристый супчик и мясные мерянские алябыши для всей большой семьи.

Артель "МЕРЯ"
Резьба Михаил Анфиногенов
Роспись Мастерская Екатерины Казакевич
В частной коллекции

#махришскаяигрушка
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун Баштанный)
Откопал фото из 2017-го. Потомок финно-угров чуди и мери (по матери) и угро-финн манси на холмах Суоранды, исторической территории ингерманландских финнов, на славянском неоязыческом капище рядом с истуканом рыбаковского Рода. Неоязычество, которое мы заслужили.
Галивон в творчестве Ивана Ивановича Каликина.

Иван Иванович Каликин (22.09.1884 — 02.11.1941) — русский советский живописец и график. Родился в деревне Шокша Костромской губернии (земляк знаменитого галичского поэта-самоучки Соловьева-Нелюдима).

Учился в Костромском реальном училище, где начал увлекаться живописью. В 1909—1912 годах учился в художественном высшем училище при Академии художеств у профессора Я. Ф. Циглинского. После окончания училища вернулся в Галич. С 1919 года работал учителем рисования в школах.

В 1926 году участвовал в художественной выставке в Государственном музее изящных искусств в Москве. Принимал участие в выставке 1926 года в Ленинграде в Академии художеств. В 1920—1930-х годах рисовал карикатуры для журналов «Крокодил», «Чудак», «Лапоть» и других.

Работы художника - живые свидетельства времени ранних Советов. Названия картин говорят сами за себя: «Пьяница», «Колокола на индустриализацию», «Перед "чисткой" сын экзаменует отца», «Два поколения».

#галичмерьский #арт
Кулага наше mämmi.

"В старину продавалось на базаре дешёвое лакомство для простого народа под названием "кулага". Она приготовлялась из калины, ржаной муки и мёда и представляла собой довольно густую, тягучую жидкость. Так что рыночные торговцы продавали кулагу, погружая в неё голую руку по локоть и снимая для покупателя оставшееся на руке тесто за известную плату. Это составляло своего рода меру, и покупщик обыкновенно спрашивал "дай мне на локоть кулаги".

Катерина Сидорова (С)

#мерянскаякухня #великорусскаякухня #кулага
Северное безмолвие. Кладбище деревень.

Фрагмент съёмки фильма в рамках проекта «Деревня- душа России». Сильная и красивая речь кокшарской женщины переворачивает сознание и заставляет задуматься о том, где наши истинные истоки, и где наша душа.

Маркуша, Тарнога, Кокшеньга — все это «кокшары», один из русских субэтносов. Русская субэтническая пёстрота была заложена в нашем большом этносе изначально: Север Верхневолжья и Заволжья, Пошехонье, Русский Север осваивались столетиями, в этом освоении широко участвовали как прибалтийские финны с новгородцами, так и волжские финны с ростовцами. Селились они далеко друг от друга или чересполосно, и активно смешивались с местным автохтонным чудским населением. Так на территории современного Севера сложились: «чудца», «двиняне», «важане», «кумзёры», «кокшары», «белозёры», «сухонцы», «митрополы», «устюжане», «южане», а также «поморы», «пинежане», «усть-цилёмы», «пустозёры» и другие. Чужакам не доверяли, даже если те из соседней волости или погоста были. Как верить, если они, к примеру, морковь не скотине скармливают, а сами её едят? И вообще, наш «толстобрюхий ваган (житель Ваги) роста среднего, телосложения крепкого и стройного», не то что кокшары, на зырян похожие, «бунтовщики; разбойники и головорезы»...

Немного истории. К XIV-XVI векам относится существование на землях юга и юго-востока современной Вологодской области так называемой «Ростовщины» (Ростовских владений), клином врезавшейся в Новгородское «Заволочье». Население «Ростовщины» по происхождению было связано с «низовцами» (суздальцами и ростовцами, этническими мерянами и славяно-мерянами) и жило в Белозерье, на северо-восточном берегу Кубенского озера («Заозерье»), в северо-восточной части уделов Ярославских князей (Бохтюжская волость Кадниковского и Авнежская — Грязовецкого уездов), в левобережье Северной Двины с притоками Кокшеньгой, Велью, Вагой. На соседней Сухоне «Ростовщина» заняла будущую Шуйскую волость Тотемского уезда — «Ростовское митрополье», и за здешними жителями закрепилось название «митрополы» (существовало в значении этнонима). А рядом с ним в XIV—XV веках на мерянско-чудской основе возникла этническая группа «кокшаров».

#русскийсевер #кокшары #чудь #меря #вологодскаяобласть
Forwarded from Üksan kund /Юксан кунд (Olga Rakitiansky)
В издательстве "Перископ", которое меня печатало, конкурс отзывов! И мои "Песни Синего камня" внезапно в топе. Кто читал - поддержите отзывом мерянский магреализм, заодно получите шанс выиграть любую книгу или даже сразу три :) https://vk.com/wall-137370134_40134
Как Святой Николай помог мерянским этнофутуристам.

Сегодня особый для меня день, Никола-зимний. В этот день хочу поздравить всех причастных мерян, и пожелать чтобы Миклай-пига (Святой Николай) дал каждому из вас хороший Путь в жизни, а также здоровья вам и вашим семьям. Миклай-пига, или как его звали на Верхневолжье — Никола-Бог, покровительствует нашей родовой земле, совместив в себе многие новые, старые и по настоящему древние, доисторические, Архетипы, вобрав в себя многие Силы.

С сопровождающий этот пост картиной, которую я нарисовал в 2014 году, связана одна волшебная история. В 2015 году, на открытие нашей с Валентином Константиновым выставки "Мифы малой Родины" в Любиме Ярославской области, пришла делегация городских священников, посмотреть, что "за мифы такие" выставляются, не "неоязычество-ли бесовское"? Увидев полотно "Никола-бог", долго смотрели на него, и один после раздумий изрек: "Не канонично конечно, но с другой стороны святитель наш Николай Чудотворец — великий помощник людской, и многорукость может означать помощь людям..." Другой же священник вспомнил про многорукость святых на примере сюжета иконы Божией Матери "Троеручицы", в великорусских списках которой существует традиция выписывать третью руку как принадлежащую самой Богоматери, а не приложенную отдельно.

Священники выставку благословили на открытие. Не смотря на то, что остальные сюжеты представленные на нашей выставке были в общем-то языческие. Вот, так Миклай-пига — Святой Николай помог мерянским этнофутуристам.

Миклай-пига, Юмал мись кымалам! Святой Николай, моли Бога о нас!

#николазимний #народноеправославие #меря