Меряфутурист
3.85K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Реплика мерянского гребешка X века с Сарского городища в Ростовском районе, Ярославской области, от мастерской Meadwood. Материал - ясень.

Но, все же видимо костяной гребень был двуглавым, был обломан и выброшен хозяйкой.

#меря #археология
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
Количество подписчиков достигло 400 человек!
В связи с чем благодарю всех читающих, комментирующих, репостящих, и рекомендую каналы, которые я читаю:

1. Рыбинск – портал в прошлое
https://yangx.top/priezjai_v_rybinsk
Заметки о достопримечательных местах и людях Рыбинска.

2. Женотдел
https://yangx.top/womeninrevolution
Женский аспект революции

3. Череповецкая губерния
https://yangx.top/cherepovesi
История Череповца и Северного Пошехонья.

4. Ростовская земля
https://yangx.top/zalesje
Осмысление пространства древней Северо-Восточной Руси из Костромского Заволжья.

5. Меряния. Merjamaa
https://yangx.top/merjanin
Изучение финно-угорского субстрата и в русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая.


6. Пока горит солнце
https://yangx.top/pokagoritsolnce
Русская этнография на материале Рязанской и Мещёрской земель. Южные соседи.

7. Родина на Двине
https://yangx.top/dvinaland_base
Двинская земля. Северные соседи.

8. Встреча Руси и Чуди
https://yangx.top/rusichud
Языковая история Севера – о том, что в нём русское, а что чудское.


9. Царь Казанский
https://yangx.top/tsarofkazan
Казань и Среднее Поволжье. Русско-татарские отношения.

10. Степной суслик
https://yangx.top/tyrasbaibak
Региональная история в антропологическом аспекте.

11. Лесостепняк
https://yangx.top/lesostepniak
Историческая география. Серии очерков о самых разных регионах и культурных традициях.


12. πολύτιμο μαργαριτάρι
https://yangx.top/itpreciouspearls
Этот канал немного выбивается из общей тональности. Он посвящён литератунрному наследию Отцов Церкви, которым я сам раньше специально занимался. Чем бы вы не интересовались, эти жемчужины в словах, возвещающих истину, останутся с вами навсегда.
Мас парфеньевский.

С февраля ничего не рисовал, занимался реконструкцией мерянского и топонимическим проектом Substrata Merjanica. Книга по топонимии ИМЗ практически закончена, осталась вычитка и значит есть время снова заняться мерянским артом.

Пиговые воймасы вочтамут комлюху саёвому масу на котоласию. В знак Причастности к кунду да палеку!

Использованы фотографии Владимира Варновского — житель Парфеньевской округи (1960-1970 гг.) и Екатерины Соловьевой — Село Вознесенское, Костромской области. (С)

#меря #арт #этнофутуризм
Forwarded from Череповецкая губерния (Ιωάννης)
Сора/Сорка, Сара/Сарка и ещё Мýсора

Рамзай Болтоев своей заметкой о походе к истоку Шýхтовки сподвиг меня написать о группе весьма распространенных названий рек и поселений нашего края. Так на прикрепленной карте видно, что Шухтовка сливается с р. Сóркой, а рядом ещё расположена деревня Мýсора.

А.К. Матвеев в книге "Субстратная топонимия Русского Севера. Часть I" объясняет названия -сара, -сора, -сар(ь), -сур как «небольшая река, речка». Происходят они из прибалтийско-финсских или саамского языков: фин. saara, карел. soara, suara, ливв. soaru, suaru, люд. suar, вепс. sar, sara — «разветвление, ветвь»; саам. suarr, suorr, surr «ветвь, развилка», «ответвление реки».

На основании указанного А.К. Матвеев пишет, что сора - это не всякая небольшая река, а один из истоков реки.

А название Мусора состоит из двух частей: "муст-" (musta, must) - "чёрный" и уже известной нам "-сора".

#РусскийСевер
Шӑпӑр, шӱвыр, шювар, рожок.

Смотрели вместе с детьми на ютубе ролики с волынками разных народов мира, и нашли этот ролик из архива Чувашского телевидения - чувашские мелодии в исполнении музыканта Виталия Адюкова, 1995г. Виталий Адюков играет на чувашской волынке шӑпӑре или сарнае, полном аналоге марийского шӱвыра. Даже этимология этих названий одинаковая, в чувашском волынку также обозначают как шабар, шапар, шабр, шыбыр, что означает «пузырь».

По-видимому, это марийское культурное влияние, или же вообще что-то общее, субстратное для мари и чувашей, и шире для мокшан (пувама). К слову, подобная форма волынки некогда бытовала и в ИМЗ (Мерянии), в Александрове Владимирской области археологи пару лет назад нашли подобный инструмент XVI века. Видимо мерянская волынка называлась также как и марийская, подобное марийскому название мы находим в топонимии ИМЗ: Шюваркино пустошь. Ярославская область, Большесельское сельское поселение. Упоминается в Юхотской волости Ярославского уезда в XVI веке.

В общем, слушали чувашские мелодии, на слух близкие к нашим, верхневолжским, и я в очередной раз поймал себя на мысли, что возможно, наш нерехтский рожок, и традиция рожечной трубли могут восходить к мерянской волынке, сам «пузырь» исчез в XVII-XVIII веках, а его «жалейка» трансформировалась в верхневолжский рожок, сохранив саму манеру игры, особую мелодику.

В прочем, не настаиваю именно на таком его генезисе. Просто чувашская мелодика, отличающаяся от марийской, напомнила. )

#меря #волынка #чуваши #марийцы #музыка
Сделал себе новый аккаунт в инстаграм вместо заблокированного этой весной. Кому интересно, подписывайтесь - https://www.instagram.com/merjanyn_art/

#арт #этнофутуризм
Борисоглеский «карлик», или борисоглебский «пан»?

В юго-западной башне Борисоглебского монастыря на Устье (Борисоглебск Ярославской области) есть вот такая малопонятная ниша с загадочной фигуркой. По информации ростовского знакомого местные называют ее «борисоглебским карликом».

Если вкратце, то якобы при строительстве монастыря в XVII веке один из работников (юродивый) упал со стены. И его решили увековечить таким образом. Другой вариант, мол, это проделки мерянских язычников. Монахи же упрощают всё, говорят, что это для того, чтобы в праздник туда вешать икону. Последний вариант маловероятен, и даже местные в него не верят. По-видимому реальная история этого элемента конструкции башни уже утеряна давно.

Я же предложу такую (национал-краеведческую) интерпретацию - се изображение мерянского «пана».

Мотивы «панов» в ростовских легендах зафиксированы в XIX веке А.А. Титовым. В одном из преданий села Деболы (Деболовское) местные жители сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» (Сарское городище) «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу (Борисоглебский монастырь). Другое дебольское сказание повествовало о живших здесь «панах» – великанах, грабивших и убивавших местное население. Вскоре остался только один «пан». Однажды летом он зашел в избу, где застал женщину, варившую кисель. «Пан стал просить у нее поесть киселя. Баба ответила, что кисель не готов еще, и чтобы он подождал. Пан в ожидании прилег на пол и заснул. Баба, увидав его спящим, вылила горячий кисель ему на голову, отчего у пана и лопнули глаза. Затем созвала бывших в деревне баб и малых ребят, которые и доконали пана чем попало».

Интересно, что в 1997 г. (практически через столетие) в с. Деболовское (Деболы) Ростовского района были записаны идентичные произведения, дополненные тем, что, «паны» имели светлые волосы, занимались охотой и рыболовством. Про это писал в своей работе - «Паны» в устной традиции русского населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв.: историко-этнографические основы и параллели», ростовский этнограф Алексей Киселёв.

В общем, взяли монастырские зодчие и «запечатали» «пана» в монастырской башне. Классический магический прием))

#борисоглебск #паны #меря #борисоглебскиймонастырь #ростовскаяземля
Николай Александрович Морозов, мельник. Совега.

«Дедушка, замечательный был! Он везде побывал – и на германской, и в астрийском плену, и в Москве был, и в Питере. Работал плотником, строил мельницы по всей Совеге. В Коре тоже построил мельницу, и сам же на ней работал, молол кому чего нужно. Дед катал валенки, плел корзины, долбил колоды, в которых жали льняное масло. Целое дело - пестом толкли семя льна в муку, запаривали эту муку в печи, замачивали, заворачивали колобком в ткань и отжимали в колоде. А какой вкусный из льна жмых выходил!

Дедушка сколотил атомобиль из бревен и досок на тележных колесах и рессорном ходу. Настоящий автомобиль, но без двигателя. Называл его "мимузин". Мужики повозили друг друга на этой машине туда и сюда, закатили ее на угор, залезли в нее вдесятером и покатились вниз – а она под ними рассыпалась. Колеса от этой машины валяются в нашей старой избе в Совеге на чердаке.»

Морозова Серафима Александровна, 1935 Гр, Совега.

#совега #антропология #костромскаяобласть #XXвек
Кувакины и Двухголовый конь.

Вновь попалась на глаза эта солнечная ладья из Кувакино, явственно повторяющая классические мерьские и чудские двухголовые шумящие подвески раннего средневековья. Удивительно, что между ними лежат целые века истории — 800-900 лет, однако древний мифологический сюжет угадывается сразу.

Также любопытно название села — Кувакино. Это антропотопоним, от мирского имени первонасельника — некоего Куваки. Тотемский краевед и ономаст Александр Кузнецов, описывая это имя в своем Вологодском ономастиконе: «Василей Кувака», Двин. уезд. 1539 г.; «Ивашко Иванов Кувака; Титко Кувакин», г. Великий Устюг. 1623 г., 1645 г.; «Ивашка Михайлов сын Кувака», г. Архангельск. 1622 г., сопоставлял его с диалектными словами кувяка «кувалда»; «мямля, лентяй»; кувак «пьяница» или «картавый чел.».

Кроме Архангельскогой области такие антропотопонимы встречаются в Вологодской области 1,Ярославской области 1, Псковской области 1, и Московской области 2, а также в Башкортостане 1, и Чувашии 2.

Карта распространения фамилии Кувакин до 1917 года показывает нам 3 основных ядра: 1 — Великий Устюг, 2 — Верхневолжье и этническая территория эрзян на стыке Нижегородской области и Республик Мордовия и Чувашия. Эти три основных региональных ядра существуют и сейчас: в Вологодской обл.+Котласе живут 115 носителей, в Верхневолжье (Нижний-Кострома-Ярославль) 121 носитель, и эрзянском/постэрзянском регионе (Саранск - Самара - Волгоград) живет 337 носителей, больше чем в Москве и Питере вместе взятых (!).

Из этого можно сделать вывод о том, что у имени Кувака и фамилии Кувакин, регионально, могут быть разные этнические/языковые основы.

Для Вологодского ареала основой имени/фамилии Кувака/Кувакин послужила упомянутая выше, по-видимому, новгородская (у Веселовского упомянуты Кувака, крестьянин, 1545 г., Новгород; Семен Кувакин, мясник, 1585 г., Псков.) основа предложенная Кузнецовым.

Для Верхневолжского ареала основой послужило верхневолжское кувак «пьяница», или же, возможно, мерянское/постмерянское субстратное кува «старая женщина», «жена», «старуха», сохранившееся в верхневолжских диалектах в форме: яр.-костр.-влад. куба «женщина (полная)», кувера «женщина (неряшливо одетая)», кувака «баба плакса», офен. кубасья «женщина», жгон. кубасиха «баба», «женщина».

Для эрзянского/постэрзянского ареала основой послужило эрзянско-мокшанское слово кувака «длинны», «долгий», перен. «долговязый». К слову, у этой мордовской основы есть северофинские параллели: фин. kaukana «вдали», kauan «длинный».

Фото: Двухголовый конь - солнечная ладья. Кувакино, Плесецкий район, Архангельская область. И. Константинова. (С)

#русскийсевер #верхневолжье #новгородцы #меря #эрзя #мокша
Версия гребешка X-XI вв. из Унорожа выполненная из пихты. Мастерская Meadwood.

#меря #археология
Шоколад "Мерянский". Тоскливый. Галивонской кондитерской артели "Шумящая подвеска Октября".

Наткнулся в инсте.

Periodichesko protaplivanie — Николай Некрасов (C)

#хтонь #меря #галичмерьский
Кострома нежная.

В начале долгой темной зимы так хочется вернуться назад в лето.

Timur Pakelshikov. Kostromka (C)

#кострома #костромка #арт
Писига "живое, но слабое существо" (по Фасмеру: темное слово) — похоже еще один мерянизм в ярославско-костромском диалекте.

В.И. Вершинин сопоставляет его основу пис(и)- с марийским пызланге, писланге, пислай "нерешительный", слабый духом", "неспособный защитить себя", сродни с мар. бир. пайзра, урж. пазра "слабый человек". Суффикс -га в мерянском слове писига, по-видимому, можно сравнить с марийскими суффиксами -га/-ге — окончаниями комитатива (совместного падежа), отвечающими на вопрос "с чем?" В данном случае можно предложить перевод: "со слабинкой (человек)".

#ярославскийдиалект #костромскойдиалект #мерянскийязык #марйискийязык #меря
Сидел ломал голову над топонимом Возгирево — урочище в Парфеньевском муниципальном округе Костромской области. И, таки нашел — возгириться, -рюсь, -ришься , несов.— "пачкаться". Небось по имени некоего Возгири — "Пачкуна" деревня была прозвана. Вот вам: ни баушки, ни дедушки, ни деревни, ни самого языка. Вот так, вместе с великорусами, ушла старая великорусская речь, и никто вам и не подскажет что это значит, акромя толстенного талмуда под редакцией Ф.П. Филина. )) Также было и с мерянским языком, лет 350 назад.

#топонимия #костромскаяобласть
Грязовецкий Ёлузь.

Еще одно свидетельство бытования ёлуся в ИМЗ, на сей раз из южновологодского Грязовца. Лингвист-мерянист академик Орест Ткаченко считал ярославско-костромской оборот Ёлусь па ёлусь - однозначным мерянизмом и сделал попытку объяснить смысл выражения с марийского — лийже - буквально – «пусть есть», «пусть будет и будет», которое в свою очередь сродне мордовскому — улезэ. В пользу толкования его в качестве именно мерянской традиционной формы говорят доводы лингвогеографии — фиксация оборота исключительно на древней мерянской территории.

На мой взгляд это выражение происходит от общефинского корня ела-, йола-, ёлу-, дающего целый пучок слов в финно-волжских и прибалтийско-финских языках: финск. elaja — «житель», «обитатель», «жилец», финск. elama — «жизнь», эстонск. elu — «жизнь», elus — «в жизни», мар. йолай — «всегда улыбающийся», «жизнерадостный», горно.мар. йолай — «улыбка».

Таким образом, ёлусь па ёлусь — это та самая праформа постмерянского русского глагола-кальки «живи-поживай» (да добра наживай).

#ёлусь #мерянскийязык #ярославскокостромскойдиалект
Да, там типажи прямо Чухломские, да Галичские. Чуть в стороне, за Вохтогой, был волок соединяющий реку Кострому с Сухоной. В верховьях Шингаря есть урочище Юмбалово, ср. мар. ӱмбал «верх», «верхняя часть чего-либо», в поз.опр. «верхний», «внешний», «расположенный на верху, « выше прочих». Там на водоразделе пёхом 2-3 км. на Белый Шингарь и далее в бассейн Сухоны и Белого Моря. Или до Авнежки и дальше по Шейбухте на Сухону.

Рядом с Юмбалово Ряпалово, Мерколово, а в бассейне Авнежки и Шейбухты всякие разные странно-русские названия, которые могут иметь мерянские этимологии.

Да и сам Грязовец, стоящий на водоразделе Нурмы>Обнора>Каспий и Лухты>Комёла>Белое море тоже отмечает древний волок. Вот почему там средневековым попам мёдом было намазано) А рядом еще Комельское озеро, та самая Северная Фиваида. Реки дороги средневековья. Так что да, там не только мерянских названий полно, но и сам мерьский антропотип распространен.

#грязовец #волок #меря #вологодскаяобласть
«Огорóды городила –
Переты‌ки ставила»

К вопросу об этногенезе ярославских кацкарей. Старая кацкарская частушка - загадка из группы "Кацкая летопись"

«Огорóды городила –
Переты‌ки ставила;
Семь потов я не любила,
Да нужда заставила!»

«Огорóды городила –
Переты‌ки ставила:
Ой, какого боёвóго
Горевать заставила!»

«Семь потов» никто не любит, но что же такое… «огорóды»? Не улыбайтесь: «огорóд» в речи кацкарей вовсе не то место, где растут капуста с картошкой, а «забор, изгородь». Стало быть, «переты‌ки» – это такой вид изгороди.

Это когда вместо столбов вбиваются попарно колья. «Если сухо, – подсказывали бывалые, – дак ты землю-то пролей!» Затем в ход идут «брядóвые ви‌цы» – ивовые прутья, которые накручиваются между кольями восьмёрками. «Если ви‌цы толсты, – ещё один совет, – дак ты на них приступи да повёрти‌ хорошéнькё!»

Накрутил восьмёрку – положил на неё «жерздь». И снова восьмёрка, и снова «жерздь» – гвоздей не надо! Обычно «переты‌ки» ставили в шесть-семь «жорздéй».

А городили ими поля, сенокосы, «вы‌гоны» (пастбища), загоны, с чистою водою пруды – всё то, что необходимо защитить от скотины и дикого зверя. Ставить и починять «переты‌ки» было общественной работой, которую выполняли весной до начала посевной. Трудов много, но всем миром-то и спорей, и веселее:

Кацкарские «переты‌ки» сильно напоминает вепсские косые изгороди «aid» или «kurgesine» встречающиеся на бескрайних просторах - от Скандинавии, Финляндии и Карелии, до вологодских, и двинских земель.

Такая конструкция - не очень трудоемкая в изготовлении и не требующая серьезных стройматериалов - ни хороших бревен, ни досок, ни гвоздей. Защищает поле, луг или огород от скотины и лосей с кабанами.

Подобные «переты‌кам» заборы обнаружены Л.А. Голубевой между усадьбами возле древнейшей мостовой в напластованиях конца X - начала XI вв. в Белоозере. Исследовательница заслуженно определяет их как «традиционные для финнов».

На фото:

Кацкий стан: как видно, загон для скота горожен «переты‌кам». д. Нефино, снимок 1939 года.

#меря #кацкари #этногенез #северовосточнаярусь #этнография
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Реконструкция протоуральского человека, жившего в регионе Уральских гор в середине IV тысячелетия до н.э. и оживленного с помощью искусственного интеллекта.

@factsmania777 (С)

#протоуральцы #протофинноугры #протоуральскийязык