@rusichud напомнил: 2 года как умер Сандыр Васлий Кузнецов — Александр Васильевич Кузнецов, замечательный тотемский, вологодский этнограф, краевед, топонимист, ономаст, знаток сакральной географии Севера, автор более 500 публикаций, более 30 книг. С Александром Васильевичем мы были виртуально длительное время знакомы, но, к сожалению, так и не встретились в миру, и не съездили по тарногским рощам-кустам. Моё знакомство с его творчеством началось в далеком 1994 году, когда на книжном развале у "Гостинного" в СПб я купил его книгу "Языческая топонимика Заволочья".
Бесконечной ей зачитывался. Она стала одним из основных драйверов моего самосознания. Через 16 лет возник проект ревитализации мери Merjamaa, в основании которого покоятся труды Сандыр Васлий, за что я ему безмерно благодарен.
Царствия Небесного!
#александркузнецов #тотьма #чудь #меря
Бесконечной ей зачитывался. Она стала одним из основных драйверов моего самосознания. Через 16 лет возник проект ревитализации мери Merjamaa, в основании которого покоятся труды Сандыр Васлий, за что я ему безмерно благодарен.
Царствия Небесного!
#александркузнецов #тотьма #чудь #меря
Чухонина из Цибушево.
Деревня Цибушево находится в Ореховском сельском поселении Галичского района, Костромской области. Здесь жила бабушка автора этих фотографий — Елены Чухониной. Сейчас в деревне постоянно проживают только в одном доме. Ещё несколько домов оживают летом, когда в них приезжают дети и внуки живших здесь ранее. До ближайшего магазина примерно 7 км. Воду можно набрать из ключа только в одном месте, ни колодцев ни каких либо других источников нет. Деревня стоит на горе над рекой Ноля, и чтобы набрать воды от самого дальнего дома надо проделать путь не меньше километра.
Съемка - август 2020
Деревня достаточно древняя, возникшая еще до массового освоения водоразделов, верховьев мелких рек. Все наиболее древние поселения в Заволжье располагаются по берегам рек, рядом с естественными источниками воды. Т.е. возникла эта деревня примерно в веке XV, а скорее всего, учитывая близость к первому протогородскому центру этого региона Унорожу, еще раньше. На ее раннее возникновение намекает и явно неславянское название, по-видимому, это антропотопоним. Возможно, от мирского прозвища/имени Цибуш. Цибуш сродни марийским именам Чибиш, Чибыш, Чибек, Цыбай, Цыбек, Цыбик и др. м. д.-ф.-у.: мар. чываш «цыплёнок-курочка», Г цӹва/ш «цыпленок-курочка»; цӹвы «курица»; венг. csibész шутл. «озорник», «проказник», «сорванец»; удм. чибыш диал. «лгун», «обманщик». Гал. д. д.Б. Порат, 1748 г.: Уф. у. д. Н. Усак, 1762 г..
Эта основа циба/цыба = цӹва/чыва образует целый пучок топонимов в ареале ИМЗ: Цибаково, Цибеево, Цибина, Цибино, Цибуново, Цибунинская, Цибушево.
Стоит отметить и фамилию Чухонина, этимология которой, по-видимому, связана с русским экзоэтнонимом «чух», «чухарь» которым в средневековье называли представителей финноязычных этносов, в том числе меря. Также возможно что эта фамилия возникла от средневекового мирского имени Чуха, сродни Иван Дмитриевич Чуха Воронцов, середина XVI в.; Окиница Чуха Цибесов, холоп, 1613 г..
#топонимия #костромскаяобласть
Деревня Цибушево находится в Ореховском сельском поселении Галичского района, Костромской области. Здесь жила бабушка автора этих фотографий — Елены Чухониной. Сейчас в деревне постоянно проживают только в одном доме. Ещё несколько домов оживают летом, когда в них приезжают дети и внуки живших здесь ранее. До ближайшего магазина примерно 7 км. Воду можно набрать из ключа только в одном месте, ни колодцев ни каких либо других источников нет. Деревня стоит на горе над рекой Ноля, и чтобы набрать воды от самого дальнего дома надо проделать путь не меньше километра.
Съемка - август 2020
Деревня достаточно древняя, возникшая еще до массового освоения водоразделов, верховьев мелких рек. Все наиболее древние поселения в Заволжье располагаются по берегам рек, рядом с естественными источниками воды. Т.е. возникла эта деревня примерно в веке XV, а скорее всего, учитывая близость к первому протогородскому центру этого региона Унорожу, еще раньше. На ее раннее возникновение намекает и явно неславянское название, по-видимому, это антропотопоним. Возможно, от мирского прозвища/имени Цибуш. Цибуш сродни марийским именам Чибиш, Чибыш, Чибек, Цыбай, Цыбек, Цыбик и др. м. д.-ф.-у.: мар. чываш «цыплёнок-курочка», Г цӹва/ш «цыпленок-курочка»; цӹвы «курица»; венг. csibész шутл. «озорник», «проказник», «сорванец»; удм. чибыш диал. «лгун», «обманщик». Гал. д. д.Б. Порат, 1748 г.: Уф. у. д. Н. Усак, 1762 г..
Эта основа циба/цыба = цӹва/чыва образует целый пучок топонимов в ареале ИМЗ: Цибаково, Цибеево, Цибина, Цибино, Цибуново, Цибунинская, Цибушево.
Стоит отметить и фамилию Чухонина, этимология которой, по-видимому, связана с русским экзоэтнонимом «чух», «чухарь» которым в средневековье называли представителей финноязычных этносов, в том числе меря. Также возможно что эта фамилия возникла от средневекового мирского имени Чуха, сродни Иван Дмитриевич Чуха Воронцов, середина XVI в.; Окиница Чуха Цибесов, холоп, 1613 г..
#топонимия #костромскаяобласть
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Унорожский артуг.
На Вексе, соединяющей Галичское озеро с рекой Костромой, стоит погост Унорож. Церковь Благовещения и вокруг нее городище - вал, окружающий крупное финское (мерянское) поселение IX-X вв. Раскопки уже долгое время ведет Костромская археологическая экспедиция. Все как надо - шумящие подвески, вещи из Прикамья, предметы скандинавского облика, серебряные дирхемы из Средней Азии.
В 2018 г., однако, в верхнем слое нашлась вещь иной эпохи - небольшая монетка с крестами на обеих сторонах и не полностью сохранившейся латинской надписью по кругу.
Это артиг - ливонское подражание авторитетным для Прибалтики шведским эртугам. Они чеканились в Риге, Дерпте и в Ревеле. Именно этот, судя по всему, 1413-1417 гг.
Как он мог попасть на столь далекий Северо-Восток, за 1300 верст, в сердце удельных владений московского князя Звенигородского и Галич-Мерьского Юрия Дмитриевича?
Понятно, всякое может быть, но наиболее вероятными путями оказываются псковский и новгородский. Обе Республики много торговали с Ливонией, а во втором - начале третьего десятилетий XV в. придали хождению у себя импортных "артугов" официальный характер: стали на них торговать и во внутреннем обороте. Лишь в 1420-х от импортной монеты перешли уже к чеканке своих, новгородских и псковских денег.
Этот же артуг явно уже побывал в русском обращении: он обрезан по краям, чтобы его вес примерно соответствовал прочей тогдашней русской норме. Как он попал в галичские пределы? Или с каким-нибудь новгородцем, прибывшим из Вологды или из Подвинья через Лежский волок на Кострому, а с той свернувшего в Вексу к Галичу-Мерьскому.
На Унороже в то время функционировал небольшой Благовещенский монастырек, заграничная денежка могла быть потеряна во время посещения обители или дана как пожертвование. Есть и иные варианты: несомненно, немало ливонских монет получили бояре и слуги из окружения державшего Углич князя Константина Дмитриевича в то время, когда он княжил в Пскове и потом сидел в Новгороде. В таком случае кто-то из его людей либо ушел на службу в Галич-Мерьский - к Юрию Дмитриевичу или к Дмитрию Шемяке, ну или приезжал с каким-то поручением от Константина. Несколько менее вероятна связь появления на Северо-Востоке этой ливонской монеты с княжениями во Пскове ростовских князей в 1409-1434 гг. Понятно, конечно, что возможны и более сложные варианты с несколькими посредниками.
Аким Трефилов.
#XVвек #унорож #археология #галичмерьский #нумизматика
На Вексе, соединяющей Галичское озеро с рекой Костромой, стоит погост Унорож. Церковь Благовещения и вокруг нее городище - вал, окружающий крупное финское (мерянское) поселение IX-X вв. Раскопки уже долгое время ведет Костромская археологическая экспедиция. Все как надо - шумящие подвески, вещи из Прикамья, предметы скандинавского облика, серебряные дирхемы из Средней Азии.
В 2018 г., однако, в верхнем слое нашлась вещь иной эпохи - небольшая монетка с крестами на обеих сторонах и не полностью сохранившейся латинской надписью по кругу.
Это артиг - ливонское подражание авторитетным для Прибалтики шведским эртугам. Они чеканились в Риге, Дерпте и в Ревеле. Именно этот, судя по всему, 1413-1417 гг.
Как он мог попасть на столь далекий Северо-Восток, за 1300 верст, в сердце удельных владений московского князя Звенигородского и Галич-Мерьского Юрия Дмитриевича?
Понятно, всякое может быть, но наиболее вероятными путями оказываются псковский и новгородский. Обе Республики много торговали с Ливонией, а во втором - начале третьего десятилетий XV в. придали хождению у себя импортных "артугов" официальный характер: стали на них торговать и во внутреннем обороте. Лишь в 1420-х от импортной монеты перешли уже к чеканке своих, новгородских и псковских денег.
Этот же артуг явно уже побывал в русском обращении: он обрезан по краям, чтобы его вес примерно соответствовал прочей тогдашней русской норме. Как он попал в галичские пределы? Или с каким-нибудь новгородцем, прибывшим из Вологды или из Подвинья через Лежский волок на Кострому, а с той свернувшего в Вексу к Галичу-Мерьскому.
На Унороже в то время функционировал небольшой Благовещенский монастырек, заграничная денежка могла быть потеряна во время посещения обители или дана как пожертвование. Есть и иные варианты: несомненно, немало ливонских монет получили бояре и слуги из окружения державшего Углич князя Константина Дмитриевича в то время, когда он княжил в Пскове и потом сидел в Новгороде. В таком случае кто-то из его людей либо ушел на службу в Галич-Мерьский - к Юрию Дмитриевичу или к Дмитрию Шемяке, ну или приезжал с каким-то поручением от Константина. Несколько менее вероятна связь появления на Северо-Востоке этой ливонской монеты с княжениями во Пскове ростовских князей в 1409-1434 гг. Понятно, конечно, что возможны и более сложные варианты с несколькими посредниками.
Аким Трефилов.
#XVвек #унорож #археология #галичмерьский #нумизматика
Ленты на Соборной горе, Плёс.
Елташи ездили в Плёс к Павлу Николаевичу Травкину посмотреть его новый музей и засняли на Соборной горе ленточки на берёзах. Павел Николаевич рассказал, что такие ленты плесяне традиционно на Пасху повязывают.
Наша народная вера.
#этнография #плёс #ивановскаяобласть
Елташи ездили в Плёс к Павлу Николаевичу Травкину посмотреть его новый музей и засняли на Соборной горе ленточки на берёзах. Павел Николаевич рассказал, что такие ленты плесяне традиционно на Пасху повязывают.
Наша народная вера.
#этнография #плёс #ивановскаяобласть
Послушаем о чуди. Рассказывает Сергей Григорьев, чудин возрождающий чудское самосознание в Архангельской области.
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа.
В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ»], а потом чудь была внесена в аналогичный документ за 2010 год.
В 2010 году во время переписи еще несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя всего чуди в Пинежском районе около 200 человек. В перепись 2020 года чудью записалось 66 человек. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области.
#чудь #сергейгригорьев
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа.
В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ»], а потом чудь была внесена в аналогичный документ за 2010 год.
В 2010 году во время переписи еще несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя всего чуди в Пинежском районе около 200 человек. В перепись 2020 года чудью записалось 66 человек. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области.
#чудь #сергейгригорьев
YouTube
Чудские места. Этнограф Сергей Григорьев рассказывает про Чудь
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа. В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом…
Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
Жители Парфеньевской округи. 1960-70-ые годы.
Владимир Варновский, Костромская область, Парфеньевский район. (С)
Обретение и сканирование Екатерина Соловьева (С)
Подписывайтесь на инстаграм Кати https://www.instagram.com/eka.solovieva/
#антропология #меря #чудь #костромскаяобласть
Владимир Варновский, Костромская область, Парфеньевский район. (С)
Обретение и сканирование Екатерина Соловьева (С)
Подписывайтесь на инстаграм Кати https://www.instagram.com/eka.solovieva/
#антропология #меря #чудь #костромскаяобласть
Панки и лошадки. Такими игрушками играли наши предки.
Музей древнерусской (мерянской) семьи. Плес. 2014.
#плёс #меря #музейтравкина
Музей древнерусской (мерянской) семьи. Плес. 2014.
#плёс #меря #музейтравкина
"Искусство Новых Темных веков". Галич.
Термин "искусство Новых Темных веков", введенный в обиход уважаемый Павлом Пряниковым, прекрасно подходит к этому образу галичского фото-летописца Михаила Марковича Смодора (1882—1944), установленному на центральной площади Галича.
Михаил Маркович, уроженец местечка Любавичи, Оршанского уезда, Могилёвской губернии, бывшего с XVII в. крупным религиозным центром хасидизма, обучался фотоделу у варшавского фотографа Я. Тираспольского в течение 7 лет. Закончив обучение, Смодор некоторое время работал наёмным фотографом в г. Москве, после чего, в марте 1906 г., Михаил Маркович переезжает в город Буй Костромской г. к своему брату. Здесь он подаёт Прошение на имя Костромского губернатора с просьбой открыть фотографию. В начале 1907 г., получив разрешение открыть собственное дело, он приезжает в Галич где активно занимается фотографией, с небольшим перерывом на отсидку в ГУЛАГе с 1935 по 1937 гг., до самой своей смерти в 1944 г.
#галич #смодор #хтонь
Термин "искусство Новых Темных веков", введенный в обиход уважаемый Павлом Пряниковым, прекрасно подходит к этому образу галичского фото-летописца Михаила Марковича Смодора (1882—1944), установленному на центральной площади Галича.
Михаил Маркович, уроженец местечка Любавичи, Оршанского уезда, Могилёвской губернии, бывшего с XVII в. крупным религиозным центром хасидизма, обучался фотоделу у варшавского фотографа Я. Тираспольского в течение 7 лет. Закончив обучение, Смодор некоторое время работал наёмным фотографом в г. Москве, после чего, в марте 1906 г., Михаил Маркович переезжает в город Буй Костромской г. к своему брату. Здесь он подаёт Прошение на имя Костромского губернатора с просьбой открыть фотографию. В начале 1907 г., получив разрешение открыть собственное дело, он приезжает в Галич где активно занимается фотографией, с небольшим перерывом на отсидку в ГУЛАГе с 1935 по 1937 гг., до самой своей смерти в 1944 г.
#галич #смодор #хтонь
А.В. Киселёв. Поверья о колдунах и ведьмах в Ярославском Поволжье в XX в.
Одним из компонентов русских народных верований были поверья, связанные с существованием особой социальной группы, представители которой, как считали, являлись медиаторами между людьми и миром демонологических персонажей. Традиционно их называли «колдуны» и «ведьмы» («колдуньи»).
Объектом данного сообщения выступают поверья о колдунах и ведьмах в Ярославском Поволжье в XX в. На основе ранее не публиковавшихся источников мы попытаемся выделить признаки данного явления духовной жизни русского населения названного региона и проанализировать их.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/a_v_kiseljov_poverja_o_koldunakh_i_vedmakh_v_jaroslavskom_povolzhe_v_xx_v/2012-09-25-639
#колдуны #меря #финноугры #магия
Одним из компонентов русских народных верований были поверья, связанные с существованием особой социальной группы, представители которой, как считали, являлись медиаторами между людьми и миром демонологических персонажей. Традиционно их называли «колдуны» и «ведьмы» («колдуньи»).
Объектом данного сообщения выступают поверья о колдунах и ведьмах в Ярославском Поволжье в XX в. На основе ранее не публиковавшихся источников мы попытаемся выделить признаки данного явления духовной жизни русского населения названного региона и проанализировать их.
Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/a_v_kiseljov_poverja_o_koldunakh_i_vedmakh_v_jaroslavskom_povolzhe_v_xx_v/2012-09-25-639
#колдуны #меря #финноугры #магия
Там, где язычество сильно, а русские — в меньшинстве, последние иногда подчиняются влиянию вотских нравов и обычаев, например, принимают участие в вотских языческих молениях, если не молитвою, то по крайней мере участием в расходах и пиршествах на празднике. Бывший мой прихожанин А. сам мне сказывал:
«Всегда мы, русские, кладемся, когда вотяки собирают деньги покупать лошадь или корову на богомолье свое; что поделаешь, бачко? С вотяками живешь — ихний обычай и исполняешь».
Сообщают же про русских оленепромышленников, что они приносят жертвы самоедским идолам, прося их устроить благополучною переправу оленьих стад с островов северного океана на материк. Подобно сему в последнем отчете казанского Братства Св. Гурия говорится:
«В деревне Вонь-жеполь Царевококшайского уезда переселившиеся туда прежде русские, попав в среду черемис, очеремисились и переменили свой русский костюм на белый черемисский, причем в удовлетворении религиозных потребностей значительно подчинились влиянию на них язычествующих черемис: соблюдают черемисские праздники и ходят на черемисские моления есть жертвенное мясо».
— священник Михаил Елабужский
Крепость вотского язычества // Вятские епархиальные ведомости, 1903. № 2-3.
Марийский елташ в личке прислал.
Читая я тут же вспомнил про моляны Кузьмы "Бога" Алексеева, жившего в селе Макраша Терюшевской волости Нижегородского уезда, проходившие в самом начале XIX века. На них к терюханам тоже русские ходили. Признаться, у меня была мысль что то были эрзянские новокрещены, только формально окрещённые и не забывшие веру предков, поскольку на рубеж XVIII-XIX веков пришелся пик крещения (русификации) "инородцев" Нижегородской стороны. Но, как видим, это могли быть и "старые русские" переселенные в Терюшевскую волость землевладельцами, например с Суздаля, Костромы или Рязани. Сам Кузьма Алексеев был крепостным графини Софьи Алексеевны Сен-При, урождённой княжны Голицыной, супруги графа Карла Францевича Сен-При, и Богом его прозвали местные русские. Я всегда знал что родноверы не там ищут свои корни.
#язычество #вотяки #терюхане #великороссы
«Всегда мы, русские, кладемся, когда вотяки собирают деньги покупать лошадь или корову на богомолье свое; что поделаешь, бачко? С вотяками живешь — ихний обычай и исполняешь».
Сообщают же про русских оленепромышленников, что они приносят жертвы самоедским идолам, прося их устроить благополучною переправу оленьих стад с островов северного океана на материк. Подобно сему в последнем отчете казанского Братства Св. Гурия говорится:
«В деревне Вонь-жеполь Царевококшайского уезда переселившиеся туда прежде русские, попав в среду черемис, очеремисились и переменили свой русский костюм на белый черемисский, причем в удовлетворении религиозных потребностей значительно подчинились влиянию на них язычествующих черемис: соблюдают черемисские праздники и ходят на черемисские моления есть жертвенное мясо».
— священник Михаил Елабужский
Крепость вотского язычества // Вятские епархиальные ведомости, 1903. № 2-3.
Марийский елташ в личке прислал.
Читая я тут же вспомнил про моляны Кузьмы "Бога" Алексеева, жившего в селе Макраша Терюшевской волости Нижегородского уезда, проходившие в самом начале XIX века. На них к терюханам тоже русские ходили. Признаться, у меня была мысль что то были эрзянские новокрещены, только формально окрещённые и не забывшие веру предков, поскольку на рубеж XVIII-XIX веков пришелся пик крещения (русификации) "инородцев" Нижегородской стороны. Но, как видим, это могли быть и "старые русские" переселенные в Терюшевскую волость землевладельцами, например с Суздаля, Костромы или Рязани. Сам Кузьма Алексеев был крепостным графини Софьи Алексеевны Сен-При, урождённой княжны Голицыной, супруги графа Карла Францевича Сен-При, и Богом его прозвали местные русские. Я всегда знал что родноверы не там ищут свои корни.
#язычество #вотяки #терюхане #великороссы