Меряфутурист
3.85K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.32K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
Интересный факт: в московском метро есть две станции, носящие мерянские названия. Это станция Шаболовская, и недавно открытая Яхромская.

Название первой станции происходит от ул. Шаболовка, про которую писал портал Merjamaa в своей заметке Неславянская жизнь Московского посада. Единственно, добавим, что топоним вероятнее всего происходит от фин.-волж. лексемы *šapa "осина".

Название второй станции также происходит от расположенной рядом Яхромской ул., названной так в честь города Яхрома, расположенного на одноимённой реке.

Названия с основой яхр- на территории ИМЗ в свое время выявил М. Фасмер, сравнивая топонимы Яхробол, Яхра, Яхренга, Яхрянка, Яхрома, но не интерпретируя ее как мерянскую. Впоследствии названия ИМЗ и РС с основами яхр-, ягр-, явр- были сопоставлены с фин. järvi, саам. jaw′re, мар. jär, jer, морд. eŕke "озеро", причем эта этимология была подтверждена сравнением с реалиями, а топонимы с основой яхр-, характерные для ИМЗ, стали рассматриваться как мерянские.

#москва #метро #мерянскийязык
Вологодское Тóншалово/Тоньшилово.

Коллега с канала "Череповецкая губерния" размышляет о значении вологодского топонима Тóншалово/Тоньшилово. Моя любимая тема.

Предположу что это может быть антропотопоним. В Вологодском ономастиконе Александра Васильевича Кузнецова имени/прозвища Тонша/Тоньша, от которого, гипотетически, могло произойти название этой деревни, нет, но есть несколько схожих: Тонкой (д. Чурилово в Сяма Волог.у. 1544), Тонкой Веселой (В. Устюг. 1588), Тонков (Чаронда. 1645), Тонкушка (Вологда. 1616), Тонята (д. Гора, Белооз.у. 1665). Возможно Тоньша > Тонша > Тоншала прозвище по этимологии близкое к значению "тонкий".

Впрочем в основе может быть и субстратное финское имя. В Волго-финском ономастиконе марийского лингвиста Семёна Яковлевича Черных есть имена Тонсей, Тоншай, Тоншара, Тонш(с)ывай, Тюнша и др. связанные с основой тон- — компонентом, др.-мар. имен: мар. тоны Г, тӧны "дома". В частности Тоншай происходит от др.-мар. тӧнӹшы "домашний". От этого имени образовано название нижегородского поселка Тоншаево (Тоншаевский район) находящегося в зоне традиционного проживания северо-западных мари.

Таким образом вологодское Тóншалово/Тоньшилово может быть антропотопонимом содержащим в основе древнерусский или волго-финский (весьский или мерьский) антропоним.

Залесец.

#топонимия #вологодскаяобласть
Карта Северной железной дороги на вокзале в Ярославле. Участок Александров -Ярославль - Вологда введен в эксплуатацию в 1870-1972 годах. А названия станций-то какие, просто песня. Мерянско-чудская мелодия.

#ярославль #топонимия
Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника.

Среди многочисленных женских украшений из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника VIII—XI вв., хранящихся в Моршанском районном краеведческом музее, выделяется одно поясное украшение. Это бляха с дверкой, происходящая из погребения 39. Бляхи с дверкой довольно часто находят в женских древнемордовских, муромских, и мерянских погребениях. Они лежат на тазовых костях женских скелетов. Таково было расположение и характеризуемой бляхи.

По мнению А.К. Амброза, символика ромба с крючками хорошо известна в этнографии. Это — символ плодородия в аграрной магии. Однако у финского населения лесной полосы Восточной Европы, земледелие которого было тесно связано с огнем, символ плодородия, косой ромб, был увенчан по углам символами огня или солнца, солярными знаками, как бы усиливающими его охранительную силу.

Подробнее на Merjamaa

#финноугры #археология #язычество
Олдовые ультрас начинают догадываться.

#юмор #меря
У древнего Клещина. Сентябрь.

Десятки тысяч паломников со всего Залесья каждый год приезжают на Синь-камень, Александрову гору и Клещино городище. Неважно, что для большинства из них это просто забава, ничего, что многие там зигуют, вся их энергия утекает через нашего мерьского каменного бога в эгрегор мерянского возрождения)

#клещин #переславль #синийкамень
Археология земли Ростовской. Мерянская сувенирка в Ростовском кремле.

#ростовскийкремль #ростов #меря
Сегодня у канала «Непарадный путеводитель», который ведет мой старый сябр Огневит, день рождения. Ровно год назад на нём появился первый выпуск, который был посвящен курганам дреговичей в черте Минска.

Всем любителям балто-славики рекомендую подписаться.

https://yangx.top/ognevit_tales/538

#балтославяне
Дорогие друзья! Начинаем готовится к «Дням финно-угорских предков».

С 23 по 30 сентября, в любой удобный день Вы можете пойти на могилы ваших предков, в какое либо историческое место (городище, курган, к священному камню или роднику), или просто в красивое место на природе и зажечь огонь Памяти и Единства. Наконец Вы можете зажечь у себя дома свечу если пойти на природу не позволяют обстоятельства.

Вставайте в общий Круг!

Пожалуйста сфотографируйте Ваш огонь и место где вы его зажгли. Добавляйте Ваш фото в группу или присылайте из в личку @etnofuturisti. Мы разместим фотографию Вашего огня в нашей группе в ВК https://vk.com/club57337046

«Дни Предков» проходят на землях Финно-Угрии уже одиннадцатый год.

23 по 30 сентября это дни приуроченные к дню Осеннего Равноденствия (23 сентября) и ближайшему к нему Полнолунию (29 сентября), к одним из сильнейших по энергетике дней Годового Круга. Это дни Земли и Небесных огней, когда люди подводят итоги прошедшего лета, готовятся к наступлению зимы и вспоминают своих Предков.

Мы, юные, молодые и пожилые финно-угры уже десятый год в эти дни зажигаем огни у себя дома или на древних местах, где жили наши пращуры.

Это огни и костры нашего финно-угорского Духовного Единства.

Репост на ваших страницах и в группах приветствуется!
Sacrum Merjanica. "Тихонов камень".

В один из солнечных июльских деньков 2015 г. группой в составе 3 человек мы отправились на поиски Тихонова камня. Руководило нами не только желание прикоснуться к тайне наших предков, но и восстановить почитание святого места, повесив у камня икону святителя Тихона Амафунтского в киоте.

До Березино мы добрались без особых проблем, тем более, что она отмечена на любой карте. Ландшафты так и веяли своей исторической стариной и ни с чем не сравнимой красотой мерянской природы. Дремучий лес, широта полей, низко бегущие облака нашего северного неба — всё это не может не радовать глаз.

Раньше к камню постоянно приезжали страждущие из разных уголков Верхнего Поволжья. Рассказывает М.К. Лысакова:
"Ведь камень то целебный, лечит зрение. Придешь бывало к нему и сразу легче становится. А люди приезжали: и из области, и даже из Москвы. Приедут, трогают его, разговаривают с ним, крестики с себя снимают и на камень кладут."

#меря #священныйкамень #ярославскаяобласть #язычество
Forwarded from Великорус
Лицо ее было невелико, широкоскуло, и когда я увидел резные маски на суздальском соборе Рождества Богородицы, то подумал: «Боже, так это ж Настасья Федоровна!» Тогда, в тринадцатом веке, художники не очень манерничали по поводу родословной великорусского племени, и если туземная чудь вносила в облик пришлой руси свою угро-финскую широкоскулость, то ее и изображали.

[Владимир Арро. Дом прибежища // «Звезда», 2002]