Меряфутурист
3.83K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Ёлусь-кеце – праздник Ёл.

Я думаю что Ёлусь-кеце это праздник Ёл. Археолог Павел Николаевич Травкин назвал Ёлом "Зимний солнцеворот". ) Ёла - "удача" (ярославско-костромской диалект), ёлусь па ёлусь - благопожелание - "пусть будет и будет / живи-поживай" (ярославско-костромской диалект), оба выражения происходят от мерянско-марийского ёля, ёлу, ила, илеш, илыш - "жизнь". Зимний солнцеворот каждый год перезапускает жизнь в нашем полушарии, с него начинает прибывать световой день, год поворачивает на весну, вечный круговорот Жизни. Версия конечно сильно постмодерновая, но почему бы и нет))

#жизнь #праздники #солнцеворот
Меря и христианство.

Очередной вопрос в нашей группе в ВК. Учитывая что первокрестители, в частности Леонтий Ростовский, проповедовали Христа аутентичной мере, еще не сменившей язык, вероятнее всего существовали молитвы в переводе на мерянский. Только свидетельства не сохранились. Нужно учитывать, что основная фаза крещения мери, вместе с муромой и весью, это XI-XV вв. (территориально), а активная фаза крещения средневолжских и волго-камских финнов – мари, удмуртов, эрзя, мокша, а также чуваш и татар пришлась на XVIII-XIX вв.. У мари, удмуртов, эрзя, мокши, чуваш, кряшенов перевод богослужебных текстов на национальные языки начался в XIX веке, в частности, в 1820-1821 г. в приходах с марийским населением был опробован перевод Литургии Иоанна Златоуста, а в 1824 г. начато испытание пригодности для вятских марийцев казанских переводов Евангелия. Как видим промежуток между активным крещением меря, муромы, веси (приведшего в результате к языковому переходу и обрусению) и средневолжскими финнами составляет 300 - 500 лет. Значительный промежуток для вымывания всякой памяти у, преимущественно, сельского населения о проходивших процессах, тем более что все мерянское – бесписьменное.

#меря #христианство
ПЕСНИ СИНЕГО КАМНЯ
Новая художественная книга на основе финской (карельской, поволжской) и славянской мифологии.

"Песни Синего камня" - роман в рассказах. Каждая история в нем - полностью самостоятельна. Но в то же время судьбы всех героев тесно связаны между собой, перетекают одна в другую. Хотя сами герои не всегда об этом догадываются.

Это истории обычных современных людей - жителей Москвы, Твери, Владимира - теряющих, ищущих и вновь обретающих свои корни, связь с родной землёй и ее наследием. А может быть - с самими собой? Славянская, карело-финская, мерянская мифологии тесно переплетаются здесь, как и в истории этих древних земель. Но реальны ли встречи с предками и духами леса, или это лишь выражение глубинных движений души героев - решать только самим героям. И, конечно, читателю. Магический реализм помогает увидеть сказку в повседневности - но не навязывает ее.

Ольга Ракитянская - антрополог, этнограф, лингвист, жена музыканта (это - отдельная профессия!) Исследует древние предания и обычаи финских народов.

Книга доступна на Ozon: https://www.ozon.ru/product/pesni-sinego-kamnya-roman-v-rasskazah-1065448675/?sh=jy9kEiil6w

Автор: #ОльгаРакитянская
Когда домовой тоже позирует.

#хтонь #жизнь
Чудь и меря шаманов Kirpiklass.

24 июня 2023 года в дни летнего равноденствия, на Кукуй в московском клубе "Бумажная Фабрика" прошла пятая часть андерграундного музыкально фестиваля ONLY FETISH FEST V.

Хедлайнером фестиваля выступил московский шаманский ritual ambient проект Kirpiklass. Среди прочего, на выступлении впервые были сыграны композиции на мансийском, якутском и русском языках. Впервые за несколько сотен лет звучали слова мерянского языка. Заклинание "Колом-ава", озвученное со сцены певицей из Смоленска Татьяной Гейслер, стало знаковым в возрождении мерянского устного творчества.

#чудь #меря #музыка
Forest track. Путь Чудцы.

Говорили сейчас в нашем закрытом админском чате в тг про последний анклав народа меря существовавший в Межевском районе Костромской области. И вспомнился мне Путь чудцы.

Путь чудцы это отдельная, очень большая и очень важна тема заключающаяся в загадке взаимоотношения буйской (никольской) и галицкой (троицкой) чудцы, которые у нас в Теляково (Сумароково) в Шачебале на богомолье собирались по (видимо) особому завету. Что-то за этим однозначно таинственное есть, учитывая что Теляково никогда не было религиозным центром, в отличие от Борока (Железноборовская обитель), или даже от Домнино, которое свой "особый статус" получило по историческим меркам совсем недавно (родина царственных страстотерпцев). Зато было важным административным центром Шачебала.

Тут может быть связь и с кусской чудцой (Чудь на Куси /Михайловское) а также средневековым городищем на Куси, находящимися неподалёку от Троицы. В Галицком уезде было еще два чудских территориальных образования - волость Чутца и Шаслово (чудца ильинская) и Атуев стан с погостом Атыево (мерянский антропоним). Ну а между ними раскидано еще полдесятка топонимов Чюдцкая/Чудиново и тд.. В общем налицо чудская "сверх концентрация".

Особенно меня будоражит тот факт, что, мой прадед Семён уроженец и житель Берниково находившегося от Теляково прямо через Водышский овраг. Там в Теляково (Сумароково) он и похоронен, по-видимому. Умер в 1927. И все мои мерянские родственники происходят с этой округи, кто-то с Берниково, кто-то с Коростелей, кто-то с Коплина.

Что-то все эти костромские популяции связывало вместе, если они в Теляково ходили на богомолье по 50-70 км. Причиной могло быть какое-то важное для чудцы событие в средневековье, быть может исход/выселки фратрий в сторону Буя и Куси, а может еще что-то связанное с историей их племени, быть может даже времён Галич-Мерьского княжества и князя Шемяки.

Когда я думаю про такие вещи, меня начинает особенно "штырить", "штырить" от того что я принадлежу к тайному народу, с загадочной историей. Это какой-то настоящий Forest track, Чудской путь который можно и нужно переосмыслить в особую традицию паломничества - именно в неомерянском ключе.

#чудца #меря #костромскаяобласть
Этот странный Север.

Так себе представляет северян искусственный интеллект.

Antti Karppinen.

#чудь #север #арт
Ассимиляция меря.

Оли Шепиш (С)

#меря #мемы
Писал заметку про солигаличское Нероново и нашел деревню Нераж на реке Нерголь в Петушинского районе Владимирской области. Тот же корень -нер восходящий к древнефинно-угорскому: марийск. нӧрӧ 1. сырой, влажный 2. гибкий, молодой (о побеге); нӧрышӧ мокрый, намокший; венгерск. nyers сырой, невареный; коми ньӧр 1. лоза, хлыст, друг 2. поросль; нэр 1. слабый, малосильный 2. Перен, незрелый, невозмужалый; удмуртск. ньӧр прут, ветка, лоза.

В значении названия речки вполне подходит, речка мелкая. А Нераж это, стало быть, "то,что на Нерголи стоит". )))

А каковы названия-то? Нераж на реке Нерголь - как будто ерша в реке поймал и проглотил. Глотай! Да не могу, застрял! Проклятый)) Хлебной коркой яво, коркой!

Столбовая часовенка хороша, да?

#владимирскаяобласть #топонимика #меря
Лжедмитрий I и Меряма.

В июле был по делам в Минске и в районе Комаровского рынка в магазине сфотал вот такое объявление. Уровень юмора недоступный среднестатистическому великороссу.

Между тем, а ведь он был настоящий, по правилам избранный Государь, Царь и Великий Князь Московский и всея Руси. Интересно что предки Лжедмитрия I и первого московского царя из рода Романовых Михаила происходят из двух соседних станов (адм.еденица XIV-XVII вв..) Костромского уезда - Шачебала и Борока.

Здесь, в стане Борок, в Железноборовском монастыре Юрий Богданович, сын галич-мерьского дворянина Богдана Отрепьева, был пострижен в монахи под именем Григория. Усадьба деда Лжедмитрия I Елизара Матвеевича Отрепьева стояла у деревни Большая Абатурка на речке Абатурке, а в паре десятков километров в стане Шачебал, откуда происходят мои мерянские предки, в сельце Домнино находился двор матери первого царя из рода Романовых Ксении Ивановны Шестовой.

Что могло гипотетически связывать два этих старинных галич-мерьских дворянских рода, похоже тайна за семью печатями...

И это еще не все. В соседнем с Шачеболом и Борком стане Кушка вотчинниками были бояре Морозовы. В частности Борис Иванович Морозов, воспитатель сына Михаила Федоровича - молодого царя Алексея Михайловича, Б. И. Морозов фактически управлял страной, скупал вотчины и поместья в разных уездах и был одним из богатейших людей Московии. По-видимому, Морозовы тоже были старожилами этих мест, поскольку Борису Ивановичу вотчина перешла по наследству от его деда Михаила Яковлевича Морозова...

В общем настоящая костромская "Игра престолов".

#история #галичмерьский #XVIIвек
Радость встречи.

Сейчас, когда мерянин встречает мерянина, это выглядит как будто еврей в диаспоре встречает еврея. Радость встречи. Мир играет красками. Жить хорошо! Это не как, о мля, опять вы, эти, понаехали, лимитчики.

Тут другое дело. Мы меряне!

#меря #антропныевсячинки
Мерянство, как особая северная этическая, историософская система, может выступать в качестве цивилизационной основы глубинной Московии. Нам нужен не поворот с Запада на Восток, а поворот на Север, возвращение к самим себе.

#меря #московия