Старухи и матери-большухи.
Старухи на лавке у подъезда во времена нашего детства были явлением повсеместным. Доходило до того, что люди, проживающие в том же подъезде, иногда чувствовали себя просто на просто неловко, пытаясь пройти к себе домой. Особенно это касалось молодежи, которой всегда были неприятны осудительные вздохи и ахи вслед. Старухи на лавочке, как класс, давно уже исчезли в крупных городах, и сохраняются лишь в глубинке. Меж тем, это социальное явление уходит глубоко в почву нашей корневой крестьянской цивилизации.
Об этом пишет питерский этнограф Светлана Адоньева в своей статье "Материнство: мифология и социальный институт":
"Класс матерей-большух, женщин-хозяек, матерей взрослых детей – главная воспитывающая и контролирующая сила деревни. Старухи (матери матерей, сложившие с себя «большину»), сидя по завалинкам – приглядывают, докладывают матерям, а те карают своих чад или обращаются с требованием кары к соседкам-большухам. Объект их контроля – дети, парни, девушки и молодые женщины. Если встает вопрос о неправильном поведении мужика (женатого мужчины), большухи обращаются к его отцу или к старшему мужскому сообществу через своего мужа-большака. В любом случае, надзор – функция старших матерей."
#традиция #женщины #север #деревня
Старухи на лавке у подъезда во времена нашего детства были явлением повсеместным. Доходило до того, что люди, проживающие в том же подъезде, иногда чувствовали себя просто на просто неловко, пытаясь пройти к себе домой. Особенно это касалось молодежи, которой всегда были неприятны осудительные вздохи и ахи вслед. Старухи на лавочке, как класс, давно уже исчезли в крупных городах, и сохраняются лишь в глубинке. Меж тем, это социальное явление уходит глубоко в почву нашей корневой крестьянской цивилизации.
Об этом пишет питерский этнограф Светлана Адоньева в своей статье "Материнство: мифология и социальный институт":
"Класс матерей-большух, женщин-хозяек, матерей взрослых детей – главная воспитывающая и контролирующая сила деревни. Старухи (матери матерей, сложившие с себя «большину»), сидя по завалинкам – приглядывают, докладывают матерям, а те карают своих чад или обращаются с требованием кары к соседкам-большухам. Объект их контроля – дети, парни, девушки и молодые женщины. Если встает вопрос о неправильном поведении мужика (женатого мужчины), большухи обращаются к его отцу или к старшему мужскому сообществу через своего мужа-большака. В любом случае, надзор – функция старших матерей."
#традиция #женщины #север #деревня
Мерянская интер/гипертекстуальность, Меря-сеть и Диктовки Юма.
Сейчас беседовали в личке с Оли Шепиш про мерянскую интер/гипертекстуальность, в ней, по её мнению: "Как когда-то говорили ощущается 25-й кадр. Как филолог и немного психолингвист говорю". Откуда у нас, мерянских активистов, возникают сложные тексты наполненные множественными аллюзиями, отсылками к классикам мерянизма, прозрениями, тайными знаниями деревенских бабок и дедок?
Я, как дизайнер-эзотерик со стажем, работавший во многих эзотерических издательствах, называю это "Диктовками Юма". Елташ Бальшта Кыстынчан, автор нашего арт-эпоса "Анка-Линд" не даст соврать. Их нам надиктовывают Юма, мерянские предки и багаж прочитанного/увиденного/познанного.
Чем глубже мы погружаемся в мерянство (историю, краеведение, лингвистику, сакральную географию, мифологию, генеалогию и тд.), тем больше получаем информации из массы источников, тем к большему количеству "спящих" серверов в незримой паутине мы подключаемся и перезапускаем их. Еще этот процесс можно назвать "Вещанием Мерямаа" в глубь почвы которой уходят оптогифы мерянской космической Сети. В этом погружении и нонстоп онлайне и заключается основная магия мерянства как ежедневной практики.
Вспомнился рисунок моего хорошего знакомого, ростовского историка, сотрудника музея "Ростовский кремль",
Ивана Купцова, посвященный Андрею Евгеньевичу Леонтьеву — археологу-мерянисту, исследователю Сарского городища.
На нем Андрей Евгеньевич сидит на лавке у старого мерянского перта, со своей будущей книгой "Археология Мери", а духи мерянских предков нашептывают ему ценные Истины. Хорошая, точная иллюстрация нашей Меря-сети.
#меря #мерянство #текст
Сейчас беседовали в личке с Оли Шепиш про мерянскую интер/гипертекстуальность, в ней, по её мнению: "Как когда-то говорили ощущается 25-й кадр. Как филолог и немного психолингвист говорю". Откуда у нас, мерянских активистов, возникают сложные тексты наполненные множественными аллюзиями, отсылками к классикам мерянизма, прозрениями, тайными знаниями деревенских бабок и дедок?
Я, как дизайнер-эзотерик со стажем, работавший во многих эзотерических издательствах, называю это "Диктовками Юма". Елташ Бальшта Кыстынчан, автор нашего арт-эпоса "Анка-Линд" не даст соврать. Их нам надиктовывают Юма, мерянские предки и багаж прочитанного/увиденного/познанного.
Чем глубже мы погружаемся в мерянство (историю, краеведение, лингвистику, сакральную географию, мифологию, генеалогию и тд.), тем больше получаем информации из массы источников, тем к большему количеству "спящих" серверов в незримой паутине мы подключаемся и перезапускаем их. Еще этот процесс можно назвать "Вещанием Мерямаа" в глубь почвы которой уходят оптогифы мерянской космической Сети. В этом погружении и нонстоп онлайне и заключается основная магия мерянства как ежедневной практики.
Вспомнился рисунок моего хорошего знакомого, ростовского историка, сотрудника музея "Ростовский кремль",
Ивана Купцова, посвященный Андрею Евгеньевичу Леонтьеву — археологу-мерянисту, исследователю Сарского городища.
На нем Андрей Евгеньевич сидит на лавке у старого мерянского перта, со своей будущей книгой "Археология Мери", а духи мерянских предков нашептывают ему ценные Истины. Хорошая, точная иллюстрация нашей Меря-сети.
#меря #мерянство #текст
Елуш-кеце или Елушин-день.
Сегодня Ильин-день. В детстве, когда летом гремел гром, мой дед Пётр, офицер, ярый безбожник, большевик и ленинец, всегда, с особенной теплотой в голосе, говорил мне с улыбкой: "О, Илюша по небу едет". Сегодня, после ровно полугодового перерыва нарисовал новый мерянский иконоарт посвященный Елушу. Его иконография, отличается от сложившейся в Византии. На то есть своя причина. Это не только мой личный взгляд, но своеобразная традиция, у нас в Залесье уже в домонгольское время она отличалась заметным многообразием.)
В постмерянской Меровии (Поветлужье) в эти дни проходила «Мольба Ильинская» восходящая к традиционным там «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней. На «Миколу» резали откормленного бычка. Накануне «Ильи» – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. По-видимому, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику.
#ильиндень #народноеправославие
Сегодня Ильин-день. В детстве, когда летом гремел гром, мой дед Пётр, офицер, ярый безбожник, большевик и ленинец, всегда, с особенной теплотой в голосе, говорил мне с улыбкой: "О, Илюша по небу едет". Сегодня, после ровно полугодового перерыва нарисовал новый мерянский иконоарт посвященный Елушу. Его иконография, отличается от сложившейся в Византии. На то есть своя причина. Это не только мой личный взгляд, но своеобразная традиция, у нас в Залесье уже в домонгольское время она отличалась заметным многообразием.)
В постмерянской Меровии (Поветлужье) в эти дни проходила «Мольба Ильинская» восходящая к традиционным там «обещаниям» Миколе и Илье, призванным отвратить скотину и людей от болезней. На «Миколу» резали откормленного бычка. Накануне «Ильи» – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. По-видимому, подобные жертвы и пиршества («мóльбы») и дали общее название самобытному ветлужскому празднику.
#ильиндень #народноеправославие
Ёлусь-кеце – праздник Ёл.
Я думаю что Ёлусь-кеце это праздник Ёл. Археолог Павел Николаевич Травкин назвал Ёлом "Зимний солнцеворот". ) Ёла - "удача" (ярославско-костромской диалект), ёлусь па ёлусь - благопожелание - "пусть будет и будет / живи-поживай" (ярославско-костромской диалект), оба выражения происходят от мерянско-марийского ёля, ёлу, ила, илеш, илыш - "жизнь". Зимний солнцеворот каждый год перезапускает жизнь в нашем полушарии, с него начинает прибывать световой день, год поворачивает на весну, вечный круговорот Жизни. Версия конечно сильно постмодерновая, но почему бы и нет))
#жизнь #праздники #солнцеворот
Я думаю что Ёлусь-кеце это праздник Ёл. Археолог Павел Николаевич Травкин назвал Ёлом "Зимний солнцеворот". ) Ёла - "удача" (ярославско-костромской диалект), ёлусь па ёлусь - благопожелание - "пусть будет и будет / живи-поживай" (ярославско-костромской диалект), оба выражения происходят от мерянско-марийского ёля, ёлу, ила, илеш, илыш - "жизнь". Зимний солнцеворот каждый год перезапускает жизнь в нашем полушарии, с него начинает прибывать световой день, год поворачивает на весну, вечный круговорот Жизни. Версия конечно сильно постмодерновая, но почему бы и нет))
#жизнь #праздники #солнцеворот
Telegram
Ljolja💚🤍❤️ in Merjamaa. Chat
А Ёлусь-кеце когда? :)
Меря и христианство.
Очередной вопрос в нашей группе в ВК. Учитывая что первокрестители, в частности Леонтий Ростовский, проповедовали Христа аутентичной мере, еще не сменившей язык, вероятнее всего существовали молитвы в переводе на мерянский. Только свидетельства не сохранились. Нужно учитывать, что основная фаза крещения мери, вместе с муромой и весью, это XI-XV вв. (территориально), а активная фаза крещения средневолжских и волго-камских финнов – мари, удмуртов, эрзя, мокша, а также чуваш и татар пришлась на XVIII-XIX вв.. У мари, удмуртов, эрзя, мокши, чуваш, кряшенов перевод богослужебных текстов на национальные языки начался в XIX веке, в частности, в 1820-1821 г. в приходах с марийским населением был опробован перевод Литургии Иоанна Златоуста, а в 1824 г. начато испытание пригодности для вятских марийцев казанских переводов Евангелия. Как видим промежуток между активным крещением меря, муромы, веси (приведшего в результате к языковому переходу и обрусению) и средневолжскими финнами составляет 300 - 500 лет. Значительный промежуток для вымывания всякой памяти у, преимущественно, сельского населения о проходивших процессах, тем более что все мерянское – бесписьменное.
#меря #христианство
Очередной вопрос в нашей группе в ВК. Учитывая что первокрестители, в частности Леонтий Ростовский, проповедовали Христа аутентичной мере, еще не сменившей язык, вероятнее всего существовали молитвы в переводе на мерянский. Только свидетельства не сохранились. Нужно учитывать, что основная фаза крещения мери, вместе с муромой и весью, это XI-XV вв. (территориально), а активная фаза крещения средневолжских и волго-камских финнов – мари, удмуртов, эрзя, мокша, а также чуваш и татар пришлась на XVIII-XIX вв.. У мари, удмуртов, эрзя, мокши, чуваш, кряшенов перевод богослужебных текстов на национальные языки начался в XIX веке, в частности, в 1820-1821 г. в приходах с марийским населением был опробован перевод Литургии Иоанна Златоуста, а в 1824 г. начато испытание пригодности для вятских марийцев казанских переводов Евангелия. Как видим промежуток между активным крещением меря, муромы, веси (приведшего в результате к языковому переходу и обрусению) и средневолжскими финнами составляет 300 - 500 лет. Значительный промежуток для вымывания всякой памяти у, преимущественно, сельского населения о проходивших процессах, тем более что все мерянское – бесписьменное.
#меря #христианство
Forwarded from Пантеон | Язычество
ПЕСНИ СИНЕГО КАМНЯ
Новая художественная книга на основе финской (карельской, поволжской) и славянской мифологии.
"Песни Синего камня" - роман в рассказах. Каждая история в нем - полностью самостоятельна. Но в то же время судьбы всех героев тесно связаны между собой, перетекают одна в другую. Хотя сами герои не всегда об этом догадываются.
Это истории обычных современных людей - жителей Москвы, Твери, Владимира - теряющих, ищущих и вновь обретающих свои корни, связь с родной землёй и ее наследием. А может быть - с самими собой? Славянская, карело-финская, мерянская мифологии тесно переплетаются здесь, как и в истории этих древних земель. Но реальны ли встречи с предками и духами леса, или это лишь выражение глубинных движений души героев - решать только самим героям. И, конечно, читателю. Магический реализм помогает увидеть сказку в повседневности - но не навязывает ее.
Ольга Ракитянская - антрополог, этнограф, лингвист, жена музыканта (это - отдельная профессия!) Исследует древние предания и обычаи финских народов.
Книга доступна на Ozon: https://www.ozon.ru/product/pesni-sinego-kamnya-roman-v-rasskazah-1065448675/?sh=jy9kEiil6w
Автор: #ОльгаРакитянская
Новая художественная книга на основе финской (карельской, поволжской) и славянской мифологии.
"Песни Синего камня" - роман в рассказах. Каждая история в нем - полностью самостоятельна. Но в то же время судьбы всех героев тесно связаны между собой, перетекают одна в другую. Хотя сами герои не всегда об этом догадываются.
Это истории обычных современных людей - жителей Москвы, Твери, Владимира - теряющих, ищущих и вновь обретающих свои корни, связь с родной землёй и ее наследием. А может быть - с самими собой? Славянская, карело-финская, мерянская мифологии тесно переплетаются здесь, как и в истории этих древних земель. Но реальны ли встречи с предками и духами леса, или это лишь выражение глубинных движений души героев - решать только самим героям. И, конечно, читателю. Магический реализм помогает увидеть сказку в повседневности - но не навязывает ее.
Ольга Ракитянская - антрополог, этнограф, лингвист, жена музыканта (это - отдельная профессия!) Исследует древние предания и обычаи финских народов.
Книга доступна на Ozon: https://www.ozon.ru/product/pesni-sinego-kamnya-roman-v-rasskazah-1065448675/?sh=jy9kEiil6w
Автор: #ОльгаРакитянская
Чудь и меря шаманов Kirpiklass.
24 июня 2023 года в дни летнего равноденствия, на Кукуй в московском клубе "Бумажная Фабрика" прошла пятая часть андерграундного музыкально фестиваля ONLY FETISH FEST V.
Хедлайнером фестиваля выступил московский шаманский ritual ambient проект Kirpiklass. Среди прочего, на выступлении впервые были сыграны композиции на мансийском, якутском и русском языках. Впервые за несколько сотен лет звучали слова мерянского языка. Заклинание "Колом-ава", озвученное со сцены певицей из Смоленска Татьяной Гейслер, стало знаковым в возрождении мерянского устного творчества.
#чудь #меря #музыка
24 июня 2023 года в дни летнего равноденствия, на Кукуй в московском клубе "Бумажная Фабрика" прошла пятая часть андерграундного музыкально фестиваля ONLY FETISH FEST V.
Хедлайнером фестиваля выступил московский шаманский ritual ambient проект Kirpiklass. Среди прочего, на выступлении впервые были сыграны композиции на мансийском, якутском и русском языках. Впервые за несколько сотен лет звучали слова мерянского языка. Заклинание "Колом-ава", озвученное со сцены певицей из Смоленска Татьяной Гейслер, стало знаковым в возрождении мерянского устного творчества.
#чудь #меря #музыка
YouTube
Чудь и меря шаманов Kirpiklass.
24 июня 2023 года в дни летнего равноденствия, на Кукуй в московском клубе "Бумажная Фабрика" прошла пятая часть андерграундного музыкально фестиваля ONLY FETISH FEST V.
Хедлайнером фестиваля выступил московский шаманский ritual ambient проект Kirpiklass.…
Хедлайнером фестиваля выступил московский шаманский ritual ambient проект Kirpiklass.…
Forest track. Путь Чудцы.
Говорили сейчас в нашем закрытом админском чате в тг про последний анклав народа меря существовавший в Межевском районе Костромской области. И вспомнился мне Путь чудцы.
Путь чудцы это отдельная, очень большая и очень важна тема заключающаяся в загадке взаимоотношения буйской (никольской) и галицкой (троицкой) чудцы, которые у нас в Теляково (Сумароково) в Шачебале на богомолье собирались по (видимо) особому завету. Что-то за этим однозначно таинственное есть, учитывая что Теляково никогда не было религиозным центром, в отличие от Борока (Железноборовская обитель), или даже от Домнино, которое свой "особый статус" получило по историческим меркам совсем недавно (родина царственных страстотерпцев). Зато было важным административным центром Шачебала.
Тут может быть связь и с кусской чудцой (Чудь на Куси /Михайловское) а также средневековым городищем на Куси, находящимися неподалёку от Троицы. В Галицком уезде было еще два чудских территориальных образования - волость Чутца и Шаслово (чудца ильинская) и Атуев стан с погостом Атыево (мерянский антропоним). Ну а между ними раскидано еще полдесятка топонимов Чюдцкая/Чудиново и тд.. В общем налицо чудская "сверх концентрация".
Особенно меня будоражит тот факт, что, мой прадед Семён уроженец и житель Берниково находившегося от Теляково прямо через Водышский овраг. Там в Теляково (Сумароково) он и похоронен, по-видимому. Умер в 1927. И все мои мерянские родственники происходят с этой округи, кто-то с Берниково, кто-то с Коростелей, кто-то с Коплина.
Что-то все эти костромские популяции связывало вместе, если они в Теляково ходили на богомолье по 50-70 км. Причиной могло быть какое-то важное для чудцы событие в средневековье, быть может исход/выселки фратрий в сторону Буя и Куси, а может еще что-то связанное с историей их племени, быть может даже времён Галич-Мерьского княжества и князя Шемяки.
Когда я думаю про такие вещи, меня начинает особенно "штырить", "штырить" от того что я принадлежу к тайному народу, с загадочной историей. Это какой-то настоящий Forest track, Чудской путь который можно и нужно переосмыслить в особую традицию паломничества - именно в неомерянском ключе.
#чудца #меря #костромскаяобласть
Говорили сейчас в нашем закрытом админском чате в тг про последний анклав народа меря существовавший в Межевском районе Костромской области. И вспомнился мне Путь чудцы.
Путь чудцы это отдельная, очень большая и очень важна тема заключающаяся в загадке взаимоотношения буйской (никольской) и галицкой (троицкой) чудцы, которые у нас в Теляково (Сумароково) в Шачебале на богомолье собирались по (видимо) особому завету. Что-то за этим однозначно таинственное есть, учитывая что Теляково никогда не было религиозным центром, в отличие от Борока (Железноборовская обитель), или даже от Домнино, которое свой "особый статус" получило по историческим меркам совсем недавно (родина царственных страстотерпцев). Зато было важным административным центром Шачебала.
Тут может быть связь и с кусской чудцой (Чудь на Куси /Михайловское) а также средневековым городищем на Куси, находящимися неподалёку от Троицы. В Галицком уезде было еще два чудских территориальных образования - волость Чутца и Шаслово (чудца ильинская) и Атуев стан с погостом Атыево (мерянский антропоним). Ну а между ними раскидано еще полдесятка топонимов Чюдцкая/Чудиново и тд.. В общем налицо чудская "сверх концентрация".
Особенно меня будоражит тот факт, что, мой прадед Семён уроженец и житель Берниково находившегося от Теляково прямо через Водышский овраг. Там в Теляково (Сумароково) он и похоронен, по-видимому. Умер в 1927. И все мои мерянские родственники происходят с этой округи, кто-то с Берниково, кто-то с Коростелей, кто-то с Коплина.
Что-то все эти костромские популяции связывало вместе, если они в Теляково ходили на богомолье по 50-70 км. Причиной могло быть какое-то важное для чудцы событие в средневековье, быть может исход/выселки фратрий в сторону Буя и Куси, а может еще что-то связанное с историей их племени, быть может даже времён Галич-Мерьского княжества и князя Шемяки.
Когда я думаю про такие вещи, меня начинает особенно "штырить", "штырить" от того что я принадлежу к тайному народу, с загадочной историей. Это какой-то настоящий Forest track, Чудской путь который можно и нужно переосмыслить в особую традицию паломничества - именно в неомерянском ключе.
#чудца #меря #костромскаяобласть
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ